3 современная система образования в российской федерации. Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики. Основные типы учебных заведений

Дизайн, декор

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


по курсу: Экономика устойчивого развития

на тему: Система образования на современном этапе в Российской Федерации


Выполнила: Саватеева Е.М.

студентка очной формы обучения,

Научный руководитель: Авдонина А.М.,

Кандидат биологических наук, доцент


Владимир 2014


Введение

Заключение

Приложения

Приложение 2


Введение


На данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.

Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.

Сейчас очень важно для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны и важно, чтобы "борозды" правления приняли люди достаточно грамотные и образованные.

Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.

И на данном этапе образования, на мой взгляд, надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.

Целью данной работы является рассмотрение и анализирование нынешнего состояния образования на современных этапах в России.

Образование: прошлое и настоящее


Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. В школах обучали грамоте и иностранным языкам.

С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должно мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Но еще немаловажным фактором в развитии образования на современном этапе является наличие и подготовка достаточно квалифицированных и компетентных специалистов. Но для того, чтобы люди занялись педагогикой, необходимо их чем-то привлечь, дать им повод заинтересоваться этим. Основным способом является достойная заработная плата. Но, к сожалению, по данным статистики люди, которые работают в образовательной сфере, получают наименьшую заработную плату по сравнению с другими отраслями экономики. И как следствие этого образовательная сфера теряет специалистов.

Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью.

На данном этапе России концепция развития образования и науки находится на зарождающихся этапах, таких как "Сколково". Если государство не будет в дальнейшем развивать эту концепцию, то может произойти такая ситуация как в советское время, когда произошла "утечка мозгов". Российские депутаты порой принимают проекты, которые только ухудшают образовательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателей. Нынешняя образовательная сфера направлена на подражание зарубежного опыта, что, на мой взгляд, является показателем отсталости нашего населения. Ведь нельзя просто взять и внедрить новую систему образования из одной страны в другую. Для этого необходимо знать ряд факторов, которые присущи только этой стране: исторические, национальные, религиозные и другие факторы. Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять.

Также необходимо вывести молодежь из "оболваненного состояния". Для немногого количества молодежи образование является приоритетной задачей. Сейчас большинство нынешней молодежи руководствуется и живет по таким слоганам "живи пока молодой", "надо получать от жизни все" и направляют свою энергию в дискотеки, вредные привычки, американские телесериалы, социальные сети и другие сферы жизни. Надо больше привлекать и поощрять стремление к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.

Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.


Образование в цифрах на федеральном уровне в современном обществе


Для начала необходимо проанализировать, как государство спонсирует образовательную сферу.

Рассмотрим сколько на данном этапе в России число учебных заведений. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

На основании статистических данных, которые представлены в Приложении 1-2, можно сделать вывод о том, что государство сокращает количество образовательных учреждений. Также правительство направлено на то, чтобы сделать образовательную сферу наиболее платной, что плохо скажется на общем показателе образованности населения, потому что не все на данный момент могут в полном объеме оплатить образовательные услуги. По сравнению с Советским Союзом, где правительство пыталась сделать образование общедоступным и бесплатным начиная с дошкольного и заканчивая высшим, то сейчас можно наблюдать абсолютно противоположную ситуацию. Правительство, на мой взгляд, пытается сделать образование как можно больше затруднительным.

Далее необходимо рассмотреть, как государство спонсирует молодых специалистов в области образования. Заработная плата в 2013 году по критериям образования, которая представлена в Приложении 3, в процентном соотношении к средней заработной плате имеет следующий вид:

заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 94,9%;

заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности составляет 96,9%;

заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального составляет 83,9%;

заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 134,9%.

Проанализировав данный показатель можно сделать вывод о том, что правительство недостаточно мотивирует население идти работать в образовательную сферу. Если смотреть на среднюю заработную плату по отраслям экономики, то сейчас выгоднее идти в финансовую сферу. Но, несмотря на это, население всё-таки хочет обучать подрастающее поколение. Если посмотреть на таблицу, которая представлена в Приложении 4, то по состоянию на 2013 год количество принятых работников в образовательной сфере больше чем количество выбывших на 0,03%.

И для более полного рассмотрения уровня образования надо рассмотреть непосредственный объект, на которое направлено образование, то есть на население.

образование российское общество федеральный

Заключение


Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что на современном этапе образование в России находится не в самом лучшем положении. Школы закрываются, учителям не платят достойную заработную плату, у молодежи нет стимула учится. Правительство в достаточной степени не заинтересовано в грамотности и образованности свое народа. Образовательные системы копируются у Европы и только ухудшают нынешнее положение образования.

На данном этапе можно предложить:

повышение заработной платы работникам образовательных учреждений;

открытие новых школ и надлежащий ремонт и современное оборудование уже имеющихся школ;

проведение психологических тестов на выявление талантов у молодежи и дальнейшее развитие этих талантов;

пересмотр имеющейся системы образования, проведение научных конференций по этому вопросу, где можно было услышать мнение многих преподавателей с большим стажем работы, а также мнение молодежи по этому вопросу.

Все это, на мой взгляд, поднимет нашу страну на более высокий уровень развития, улучшит качество образование, сделает его более доступным и понятным. Ведь в странах Советского Союза образование давалось всем и делалось это абсолютно бесплатно. Сейчас надо сделать также, чтобы как можно больше людей было грамотным. И эти мероприятия надо сделать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Приложения


Приложение 1


Отдельные показатели деятельности организаций образования

2013 г. В % к 2012 г. Справочно2012 г. В % к 2011 г. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) 4371697,14503196,9Частные общеобразовательные организации720100,7715104,1Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена248891,32725102,3Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена21584,025698,5Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования57894,960996,1Частные образовательные организации высшего образования39189,543798,0

Приложение 2


Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году тыс. человек

Приложение 3


Уровень средней заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2013 года

Средняя заработная плата, рублейВ том числе по формам собственности организацийфедеральнаясубъектов Российской ФедерациимуниципальнаяПедагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23363250323608022132Педагогические работники образовательных учреждений общего образования собственности29038415024336126010Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования25144251082518419215Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования40428402854761019957

Приложение 4


Численность принятых и выбывших работников списочного состава в области образования

Численность принятых работников, тыс. челЧисленность выбывших работников, тыс. чел2013 год2013 год1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал267,7233,2419,8308,4212,5288,7412,2276,1

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.

Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ .

В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей".

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем .

Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) .

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" , Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем - построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.

Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза .

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются в поиске адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования) .

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока , на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся . Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

– задание на дом.

ДОКЛАД: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ГИБКИЕ СЕТИ, ВЫСТРОЕННЫЕ НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЗНАНИЯМИ И КАДРАМИ

    За последние 20 лет в российском образовательном пространстве возникли и развились принципиально новые модели обучения, более гибкие и приспособленные к потребностям рынка, более открытые запросам потребителей.

    В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества.

    Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ООН (ЮНЕСКО) ПРОВОЗГЛАСИЛА ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ".

В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но возникает ряд проблем. Помогает в решении проблем дистанционное образование. Что же это такое? Это обучение "на дистанции«, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.

Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств.

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.кейс-технология на основе бумажных носителей (учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором.)

Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.

2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

3.интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ СОВПАДАЮТ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ УРОВНИ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НА ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ЭТО СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

    - интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    - дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

    - демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЩЕГО И ЛЮБОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Основными приоритетными направлениями развития начального образования в контексте модернизации российского образования являются повышение качества образования, формирование современной системы непрерывного образования.

    При отборе содержания непрерывного образования в концепции обращается особое внимание на те принципы, которые являются новыми, указывающими на пути преобразования начальной школы.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как утверждение основных принципов гуманизма – уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку, как исключение принуждения и насилия над личностью ученика.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей, а также усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ И ИНВАРИАНТНОСТИ

предполагает возможность реализации в содержании образования различных концептуальных подходов с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, что обеспечивает право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Этот принцип реализуется посредством разно уровневого содержания образования, при котором верхний уровень образования значительно превышает инвариантный уровень требований.

ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

требует учета способностей и возможностей ребенка, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ

требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. А также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку ребенка.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как предоставление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

В 1996 ГОДУ НАЧАЛОСЬ ВНЕДРЕНИЕ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ТРЕХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ:

    – система Л.В.Занкова (система оптимального общего развития);

    – система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые имеют закрытые учебно-методические комплекты (далее УМК);

    –обновленная традиционная система

СЕГОДНЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕСЯТКИ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

    «Гармония» (руководитель Н.Б.Истомина),

    «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф.Виноградова),

    «Школа России» (руководитель А.А.Плешаков),

    «Перспективная начальная школа» (руководитель Р.Г.Чурикова),

    «Школа 2010–» и другие,

Они направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов открывают пути применения новых информационных технологий, в которых главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе, а также применения технологии творческого развития А.З.Рахимова, которая основана на педагогических идеях В.В.Давыдова.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Принцип преемственности

    Принцип творчества

    Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

    Принцип деятельности

    Принцип целостного представления о мире

    Принцип психологической комфортности

    Принцип вариативности

НЕЗАВИСИМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLS , ПОКАЗАЛИ, ЧТО УМК «ШКОЛА РОССИИ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛУЧШИЕ В РОССИИ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ:

    приоритет понимания текста над его воспроизведением;

    причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;

    акцент на собственном аргументированном суждении;

    неформальный, занимательный характер вопросов;

    полноту средств, формирующих сложные умения в работе с текстом;

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ФГОС, ПРОВЕДЕННОЙ В 15 РЕГИОНАХ РОССИИ В 2009Г.
(УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ)

Первоклассники, обучавшиеся по УМК «ШКОЛА РОССИИ», показали самую высокую подготовку по предметам «Математика» и «Окружающий мир».

Для обеспечения дальнейшей реализации задач концепции модернизации российского образования, для решения стоящих перед системой образования проблем, также для развития начальной школы определяется главная задача начального образования – реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе.

Особенностью новой начальной школы является то, что в ней основное внимание уделяется формированию и развитию у детей учебной деятельности – умение учиться, без чего в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования; развитие творчества, саморазвитие, обретение лидерских качеств.

При этом личностно-ориентированное обучение должно стать основным.

Построение процесса обучения подобным образом принципиально изменяет позицию ученика - ученик сам отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и.т.д.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА - обучение детей младшей школы на качественно новом уровне образования, всемерное содействие духовному и гражданскому становлению детей, устойчивая мотивация на учение, познание, творчество.

ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

    принцип деятельности, где ученик «открывает знание в процессе собственной деятельности»;

    принцип целостного представления о мире;

    принцип психологической комфортности (создание в школе доброжелательной атмосферы);

    принцип вариативности (выбор оптимального варианта);

    принцип творчества.

    Вводится дифференцированное обучение для снятия нагрузки учащихся.

Начальная школа работает по традиционной системе с развивающими элементами в обучении.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

ещё один из основных принципов современной системы образования, хотя хорошо известен. Над его обоснованием и всесторонней проверкой работали корифеи педагогики: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

    Во всем мире учат и воспитывают детей в согласии с природой. Принцип природосообразности является одним из основополагающих принципов в современного образовании. Для детей с задержкой психического развития создаются отдельные классы со щадящим режимом обучения. Для выявления одаренных и талантливых детей проводятся конкурсы и олимпиады. Вузы уже в средних классах ищут и часто находят “своего абитуриента”. Но это, разумеется, только начало.

    Опора на принцип природосообразности - единственное средство избежать перегрузки детей учением, защитить их здоровье, предупредить развитие комплекса страха перед школой и ненависти к ней.

МНОГОЧИСЛЕННЫ ПОПЫТКИ РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

С.П.БАРАНОВ

ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1) воспитывающий характер обучения;

2) научность обучения;

3) сознательность обучения;

4) принцип доступности;

5) наглядность обучения;

6) принцип сознательности и активности обучения;

7) прочность обучения;

8) индивидуализация обучения.

Н.А.СОРОКИН

предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в систему воспитывающий характер обучения как принцип дидактики.

И.П.ПОДЛАСЫЙ

считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но как и Н.А.Сорокин вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ, ПРИЗНАННЫХ БОЛЬШИНСТВОМ ДИДАКТОВ,

СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

1) научности;

2) доступности;

3) сознательности и активности;

4) наглядности;

5) систематичности и последовательности;

6) прочности;

7) индивидуализации и дифференциации.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Таким образом, количество принципов, вытекающих из закономерностей процесса обучения, не может быть постоянным. Известно, что наше познание не ограничено, можно считать, что не все уже обнаруженные закономерности нашли свое отражение в формулировке принципов и, возможно, со временем мы узнаем о новых закономерностях, требующих формулировки новых принципов.

Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса - логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу результатов.

Современные ИКТ играют огромную роль в повышении качества обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, поэтому при обучении с использованием средств ИКТ большую роль играет принцип доступности.

ПОДВОДЯ ИТОГИ СКАЗАННОМУ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДЧЕРКНУТЬ:

успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".

Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

Желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму."

Таков другой принцип обучения - СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике

ПОТРЕБНОСТЬ ЖЕ В ОБУЧЕНИИ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ АДЕКВАТНОСТЬЮ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.

Мы стоим на пороге новых перемен.