Ампир - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок. Что такое ампир в архитектуре Строения александра 1 стиль ампир

Оборудование

Ампир , или "Стиль империи" (франц. Empire) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.

Основные черты стиля ампир

Ампир коренным образом отличается от . Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима.

Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».

Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль ».

В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.

Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что еще в период древнеримской империи произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим.

В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через , к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.

Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии, для Ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».

История стиля

Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, - они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Развитие в разных странах

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.


И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.


Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский . «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.


Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему - золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

Видные представители

Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу Жаку-Луи Давиду . Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 году похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар.

Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен , ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских.

В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена . Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе.

Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа.

В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».

В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта.

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капителью
Активно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.
Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой. Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С. Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана , который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.
Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов , скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»
«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.
Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)
Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.
Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».
Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто , которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Во всех европейских государствах можно найти примеры ампира в архитектуре и скульптуре.

Лучшие примеры ампира во Франции

Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Церковь Мадлен отличается античными формами, которые были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.

Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.

К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.

Яркие примеры ампира в России

Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Известным архитектором был Карл Иванович Росси.

Он является автором таких произведений архитектурного искусства, как арка Главного штаба, ансамбль Дворцовой площади, Площадь Искусств, здание Сената и Синода, знаменитая улица Зодчего Росси. Этот мастер также возводил дворцы и замки для императорской семьи.

В Санкт-Петербурге до наших дней остались еще такие примеры стиля ампира в архитектуре, как Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского.

Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Сооружение было возведено по проекту О. Монферрана, архитектора родом из Франции.

В нем использованы все геометрические формы – куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Все эти элементы придают храму монументальности и имперской вековой незыблемости. Собор отличается богатым наружным декором и красочным интерьером.

В Москве известны такие сооружения в ампирном стиле – Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.

Министерство иностранных дел состоит из 27 этажей, высота здания – 172 м. Фасад сооружения декорирован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

Все возведения, выполнены в ампирном стиле, свидетельствуют о величественности и помпезности этой исторической эпохи.

Три храма, о которых я хочу вам рассказать, были возведены примерно в одно и тоже время, в 20-30 годах XIX века. Педанты, прочитавшие эту заметку, могут возразить, что речь здесь идет о четырех церквях. Однако мне кажется, что статистика - наука хитрая. Результат Будет зависеть от метода подсчета. Начну свой рассказ с храма, который мне определенно портит статистику.

01. В селе Кашары Задонского района действительно стоят два отдельных храма, хотя издалека кажется, что храм один.

02. Между двумя этими зданиями явно не достает связующего звена - трапезной. Трапезную никто не разрушал. Она просто не была построена. Не знаю, была ли она в первоначальном проекте.

03. Сначала в 1822-1823 годах помещиком Кожиным И.А. была построена ротондоидальня церковь в честь Автонома, епископа Италийского.

04. Церковь простояла почти сто лет и была закрыта в 30-х годах прошлого века. К 90-м годам была полностью заброшена и стояла с обвалившимся куполом. К настоящему времени практически полностью восстановлена. Храм знаменит своими фресками. По одной из версий эти фрески принадлежат кисти В. Васнецова. Фрески сильно пострадали в советское время. Нынешнее их состояние мне неизвестно.

05. Спустя десять лет после строительства первого храма был построен второй храм в виде колокольни. Возможно, что строительству единого большого храма с трапезной помешали какие-то экономические причины. Церковь была освящена в честь Митрофана, епископа Воронежского.

06. В приходе храмы использовались в разное время года. Большой ротондоидальный был летним, а в колокольне был оборудован храм для использования в зимнее время года. Митрофановская церковь повторила судьбу Автономовской - строительство, разрушение, восстановление.

07. А теперь из Липецкой области перенесемся в Подмосковье. В Рузском районе Московской области в селе Архангельское сохранилась церковь, построенная по проекту знаменитого русского архитектора Осипа Ивановича Бове. Архитектура храма очень похожа на комплекс в Кашарах. Церковь - ротонда, колокольня - ампир.

08. По своему происхождению архитектор О. И. Бове был немецко-итальянских кровей, а архитектором был русским. Построен храм Михаила Архангела в 1822 году, практически одновременно с Автономовской церковью в Кашарах. Эти две фотографии сделаны в 2007 году.

09. В 2015 году мы вновь приехали в Архангельское и были приятно удивлены произошедшим за эти годы изменениями.

10. Внешняя реставрация здания практически закончена, интерьер мы не видели. Все было закрыто.

11. Необходимо еще провести некоторые работы по благоустройству территории, надеюсь, что это произойдет в скором времени.

12. Еще один шедевр архитектора О. И. Бове в Балашихинском районе Московской области совсем рядом с Москвой. Церковь была построена в 1833 году. Снова - ротонда, колокольня и трапезная.

13. Как и вышеупомянутые церкви, Покровская церковь в селе Пехра-Покровское - построена в XIX веке, разрушена в XX веке, восстановлена в XXI веке. Не исключаю, что в России существуют и другие храмы построенные на основе подобного архитектурного решения.

К сожалению мы не были внутри ни одной из этих церквей.

Приятных вам путешествий по родному краю.