Что удерживает человека в вертикальном положении. Ориентировка положения тела. Исходные положения тела для выполнения упражнений

Оборудование

Мышцы, ответственные за прямое вертикальное положе­ние, удерживают позвоночник, сохраняют его изгибы, двигают ногами и поддерживают голову.

1. Ступни и нижняя часть ног: мышцы впереди нижней ча­сти ног, которые вытягивают или поднимают носки и пе­ремещают ступню вверх, постоянно согласуются с цент­ром тяжести тела, чтобы тело не теряло свою основу.

По­стойте с открытыми глазами, а затем закройте их. Опусти­те фокус сознания на самую нижнюю, установочную точ­ку. Прочувствуйте состояние динамического мышечного равновесия, необходимого для поддержания равновесия.

2. Бедра: поясничные мышцы самые важные для удержа­ния позвоночника в вертикальном положении, свойст­венном человеку. Поясничная мышца соединяет ноги с туловищем, связывая поперечные отростки поясничного позвонка с меньшим из вертелов бедра (верхней и внеш­ней бедренной кости) с каждой стороны. Именно эта мышца придает нижней части спины столь характерный для нее изгиб вперед, смещая центр тяжести туловища вперед и помещая его между ступнями. Поясничная мышца призвана помогать телу удерживать положение в пространстве. Она постоянно сокращается и расслабляет­ся, регулируя положение тела. Поясничная мышца также принимает участие в процессе движения тела.

Поясничная мышца изменяет свое действие под влия­нием движения диафрагмы, тонкой пластины горизон­тальной мышцы, ответственной за дыхание. Нижние во­локна диафрагмы подчеркивают изгиб поясничного отде­ла позвоночника (нижней части спины), чтобы подать его вперед. Диафрагма сокращается с каждым выдохом и тем самым воздействует на поясничные мышцы, положение и равновесие тела. Мы можем легко вообразить, как чувст­вительно и тонко этим мышцам приходится управлять те­лом. И нам легко понять, что напряжение, мешающее этим мышцам действовать в полную силу, неизбежно ме­няет осанку, создавая слишком сильный изгиб поясницы, закрепощая таз или вызывая другие структурные, а в ко­нечном итоге и функциональные нарушения.

3. Туловище: квадратная мышца поясницы берет начало от гребня подвздошной кости (бедро) и подвздошно-пояс­ничной связки (тазовый пояс), соединяется с самым ниж­ним ребром и четырьмя верхними поясничными позвон­ками. Квадратная мышца поясницы регулирует положе­ние центра тяжести туловища на ногах.

4. Позвоночник: короткие и глубокие поперечно-остистые мышцы поднимаются под углом вверх от поперечных от­ростков нижележащих позвонков и прикрепляются к ости­стым отросткам вышележащих позвонков. Именно эти

мышцы выполняют главную роль в поддержании позво- ночного столба в прямом и вертикальном состоянии. А их поддерживают межпоперечные, маленькие мышцы, рас­положенные между поперечными и остистыми отростка­ми позвонков, которые помешаются попарно между греб­нями смежных позвонков. В дополнении к этому, попереч­но-остистые мышцы посылают нервные сигналы другим мышцам, ответственным за поддержание положения тела, которые находятся впереди и позади позвоночного столба, чтобы поддерживать непрерывное сокращение мышц ради сохранения туловища в четко вертикальном положении.

5. Голова поддерживается ременной, средней и задней ле­стничной мышцами. Они поддерживают шейные позвон­ки, уравновешивают голову на туловище и позволяют ей двигаться вперед-назад.

Эти мышцы, удерживающие тело в вертикальном по­ложении, работают во всех стоячих позах. Мы не станем особо выделять их функцию, описывая асаны сурья нама- скары, если только они не будут играть особую роль в ка­ком-то конкретном положении.

Еще по теме Прямое положение:

  1. Серия 16. Позы в положении стоя и наклоны вперед в положении стоя
  2. ЗАТВЕРДЖЕНО наказом Міністерства охорони здоров"я України від 19 грудня 1997 р. № 359 ЗАРЕЄСТРОВАНО в Міністерстві юстиції України 14 січня 1998 р. № 14/2454 ПОЛОЖЕННЯ про порядок проведення атестації лікарів І. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ

) позу. Однако осанка - это та привычная поза, которая определяется рефлекторно, так называемым двигательным стереотипом - комплексом безусловных рефлексов , а также скелетным и мышечным балансом.

С точки зрения физиологии и биомеханики поза и осанка - отличаются следующим образом:

  • поза - это любое положение тела человека и животного;
  • осанка это - это привычная вертикальная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении, определяемая двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.

Как следует из определения осанки, речь идет только о привычной, вертикальной позе. Поза же является одной из характеристик осанки.

Поза - это «застывшее» движение, а осанка - «живая» поза, изменяющаяся во времени (осаночное колебание тела при стоянии, положение сегментов тела при ходьбе и т. п.)

Поза - характеристика любого животного, а осанка, являясь продуктом прямохождения, свойственна только человеку.

Естественные позы человека [ | ]

Ортоградная поза [ | ]

Синонимы:

  • вертикальная поза;
  • ортоградное положение тела;
  • вертикальное положение тела человека.

В процессе эволюции человека сформировалась одна из наиболее целесообразных и устойчивых динамических систем - функциональная система антигравитации. Человек с первых часов своего внутриутробного развития существует в условиях гравитационного поля Земли . Для постоянного противодействия гравитационному фактору и компенсации нежелательных сдвигов в организме осуществляются многообразные, оперативно подстраиваемые под текущую ситуацию вестибуло-моторные, вестибуло-висцеро-сосудистые и вестибуло-глазодвигательные реакции .

Удержание вертикальной позы, прямостояние и прямохождение - это одна из основных черт приспособленности человека к существованию в гравитационном поле Земли. Удержание вертикальной позы вбирает в себя особенности конституции человека, интегрирует его жизненный опыт и отчасти демонстрирует функциональные и патологические особенности конкретного индивида. Ортоградное положение тела характеризует такие двигательные действия человека, как стояние , ходьба , бег и прочие виды двигательной деятельности. [ ]

Ортоградная поза - наиболее изученное и изучаемое положение человека многими науками, такими как анатомия , биомеханика , физиология , медицина , постурология , физическая культура . Ортоградная поза связана с важным биомеханическим параметром человека, именуемым «осанка ».

Поза стоя [ | ]

Синонимы:

  • положение стоя;
  • вертикальная стойка;
  • основная стойка (в спорте и в постурологии).

Поза стоя - основная характеристика таких важных двигательных актов человека, как стояние и ходьба .

Поза сидя [ | ]

Поза для отдыха или для выполнения каких-либо действий с опорой на «пятую точку», на ягодицы или бёдра, при которой туловище сохраняет вертикальное положение (en:sitting).

Существует и более научное определение этой позы:

«Положение тела при котором вес тела переносится главным образом на седалищные бугры таза и подлежащие мягкие ткани»

Оригинальный текст (англ.)

Sitting is a body position in which the weight of the body is transferred to a supporting area mainly by the ischial tuberosities of the pelvis and their surrounding soft tissue

Существует множество типов сидения:

  • на стуле;
  • на полу;
    • «поза портного»;
    • «по-японски»(Сэйдза);
  • на «корточках».
Поза сидя на стуле [ | ]

Поза сидя характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется углом наклона туловища.

В зависимости от угла наклона туловища, различают:

  • нормальный угол наклона (при хорошей осанке);
  • угол сутулости;
  • угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»).

Поза удобна, например, для офисной работы, но сама по себе является тяжёлым испытанием для скелета и внутренних органов человека. [ ]

Сутулая поза сидя [ | ]

Сутулая поза сидя характеризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд.

Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последствий:

  1. Сглаженный поясничный лордоз и наклоненный грудной и соответственно шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного отделов позвоночника .
  2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастет многократно - до 18 кг.
  3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка возрастет со 150% до 180% веса тела.
  4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объём грудной полости, и мы наблюдаем сдавливание, как лёгких, так и органов брюшной полости. Сдавливаются гортань и сосуды шеи.
  5. Ухудшается кровоток в органах малого таза.

Также сутулая поза вызывается у школьников при работе за слишком низким столом, т. к. стол и стул должны соответствовать его росту.

Проблемы здоровья, связанные с сидячей позой [ | ]

Кокцигодиния [ | ]

Общий медицинский термин, обозначающий боль в крестце или в копчике . Кокцигодиния ограничивает комфортное сидение на стуле, приводит к вынужденной позе с перенесением опоры на одну из ягодиц .

Горизонтальная поза [ | ]

Поза лежа [ | ]

Эта поза менее всего изучена по причине низкого интереса исследователей к этой форме двигательной активности. Положение лежа - самое экономное в энергетическом отношении. Используется при исследовании основного обмена (количества энергии, необходимого для поддержания нормальных функций организма при минимальных процессах обмена веществ). Если человек лежит в полном покое спустя по меньшей мере 12 час после приёма пищи, то используемая в каждый данный момент энергия расходуется на работу сердца, дыхательные движения и на поддержание температуры тела. [ ]

Различают следующие позы:

  • лёжа на спине
  • лёжа на животе
  • лёжа на боку
  • эмбриональная поза

а также спортивные стойки:

  • упор лежа
  • упор лежа прогнувшись
  • лёжа на боку
  • упор лёжа на лопатках
  • эмбриональная поза (поза спящего) - голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Эта поза обусловлена преобладанием тонуса мышц-сгибателей. Суставы конечностей находятся в физиологическом положении, то есть в том положении, при котором обеспечивается максимальный покой и разгрузка суставных поверхностей. Такое положение, как правило, положение легкого сгибания суставов в англоязычной литературе называют положением отдыха (rest position). Гиперактивный ребёнок может спать в неправильной позе: "свернувшись калачиком". При этом с него спадает одеяло. В этом случае нужно положить ребёнка в правильную позу и накрыть.

Поза на четвереньках [ | ]

Патологическая поза [ | ]

Поза, обусловленная нарушением тонуса мышц, характерная для ДЦП

Патологическая поза - характерная поза в результате нарушения функции мышц и суставов в результате заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Например, поза при детском церебральном параличе (ДЦП), поза в результате контрактуры тазобедренного сустава при коксартрозе , сгибательная поза при анкилозирующем спондилите , поза при кривошеи . Некоторые патологические позы имеют образные названия: «поза легавой собаки» (менингитическая) - поза, характерная для острого периода менингита , при которой больной лежит на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами; поза лягушки - поза, характерная для спинальной наследственной амиотрофии, при которой руки согнуты в локтевых, а ноги в коленных суставах, плечи приведены к туловищу, бедра отведены .

Поза и психоэмоциональное состояние человека [ | ]

Известны позы радости, открытости, спокойствия, печали, смущения и пр., отражающие внутреннее состояние человека.

Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка , в свою очередь способствует закреплению психоэмоцинальных нарушений и формированию неврозов.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространённое заболевание современного человека (его называют также неврастения , вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении - ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащённое сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную позу и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана методика Фредерика Александера и другие методы психосоматической коррекции, которые помогают эффективно расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. [ ]

Рабочая поза [ | ]

рабочее место для работы с компьютером

Рабочая поза - взаимное расположение частей тела при выполнении трудовой операции изучается наукой эргономикой (гигиеной труда).

Рабочие позы подразделяют на свободные, неудобные, вынужденные и фиксированные.

В настоящее время всё большее внимание уделяют эргономике поз офисного труда и школьного обучения.

Выполняя школьные задания, дети, как правило, вынуждены длительное время сохранять рабочие позы, которые часто не соответствуют нормальной физиологии. После начала занятий в школе для ребёнка количество времени, проводимого в сидячей позиции, значительно увеличивается, и школьная парта становится важным фактором окружения. Принято считать, что готовить уроки удобнее всего сидя за столом .

Поза и положение тела в спорте [ | ]

В каждом упражнении различают три фазы:

Исходное положение (ИП) - поза, наиболее удобная для выполнения физического упражнения или иного двигательного действия. Чаще всего в физической культуре ИП является основная стойка , но перед выполнением некоторых упражнений необходимо принять другие ИП: стоя на коленях, полуприсед, упор присев, упор лёжа, лёжа на животе, боку или спине, в висе и т. д.

Основная стойка - положение, при котором ноги выпрямлены в суставах, туловище выпрямлено, голова держится ровно, прямо, взгляд направлен вперёд, руки свободно свисают по сторонам. Обычное положение стоп - «пятки вместе, носки врозь». Например, Д. Крадман (1928), так описывал основную стойку в шведской гимнастике: «4 точки в единой плоскости: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, кисти рук вытянуты, подбородок опущен, голова назад».

Спортивная гимнастика [ | ]

Вольные упражнения мужчины выполняют из основной стойки. Женщины выполняют их из положения ноги на ширине плеч, руки опущены. Опорный прыжок выполняется из основной стойки

Художественная гимнастика [ | ]

Спортсменки выполняют упражнения из той же позы, что и вольные упражнения. При этом они занимаются с разными предметами, которые держат в соответствующем положении.

Гимнастика ушу-таолу [ | ]

В гимнастике ушу-таолу спортсмены занимают такую же позу, как и в вольных упражнениях. При выполнении упражнений спортсмен может принимать боевую стойку.

Фигурное катание [ | ]

В фигурном катании мужчины и женщины занимают обычную позу: левый конек прямо, правым коньком на носок, нога согнута. Пары принимают соответствующую позу в зависимости от дисциплины: в парном катании спортсмены занимают либо такое положение, как и в одиночном катании, либо партнёры держат друг друга за руки или туловище, в танцах партнёр может удерживать партнёршу в горизонтальной позе. При выполнении вращений и дорожек шагов поза разна; при дорожке шагов левая нога чуть полусогнута, правая прямая. Вращение перед окончанием программы выполняется в приседании, после чего фигурист медленно поднимается.

Атлетика [ | ]

Лёгкая атлетика [ | ]

Бег на короткие и средние дистанции начинается со стартовых колодок. По команде "на старт!" спортсмен занимает соответствующую позу; руками опирается на стартовые колодки, ноги согнуты в колени. После команды "внимание!" спортсмен резко поднимает туловище назад. После стартового сигнала (выстрел или команда "марш!") бегун отталкивается от колодок и энергично взмахивает руками. В спортивной ходьбе спортсмен должен следить, чтобы не было полёта, прыжка, как в беге (в противном случае спортсмен наказывается предупреждением или дисквалификацией). В прыжках в длину и в тройном прыжке различают три позы: "сгибом", "ножницами" и "скорчившись". В высоту прыгают из основной стойки. Точно в такой позе выполняются и прыжки с шестом, при этом руки поднимаются к плечам, придерживая шест в таком положении, чтобы легко отталкиваться при разбеге. Дискобол и метатель молота становятся в положение левая нога прямая, правая полусогнута. Копьеметатель метает снаряд из основной стойки; левая рука опущена, правая с копьем поднята вверх. Во время метания спортсмен, разбежавшись, слегка сгибает правую ногу вперед и резкими движениями бросает копье. В толкании ядра поза такая же, как в тяжелой атлетике.

Силовые виды спорта. Позы для работы с весом [ | ]

Фиксация подъёма штанги

Приседание со штангой на спине в пауэрлифтинге

Становая тяга

Поза в силовых видах спорта, к которым относится: тяжёлая атлетика (штанга), бодибилдинг (силовая гимнастика), гиревой спорт , пауэрлифтинг , отражает их внутреннее содержание.

Фиксируются следующие положения:

  • неподвижное положение атлета со штангой над грудью на выпрямленных руках (в жиме штанги лёжа);
  • со штангой на плечах, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу (в приседании со штангой);
  • со штангой в опущенных вниз руках, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу, плечи опущены и отведены назад (в становой тяге).

Гоночные дисциплины [ | ]

Лыжник и биатлонист при старте занимают соответствующую позу в зависимости от стиля. При гонке классическим стилем старт принимается из основной стойки. Биатлонисты в основном передвигаются свободным стилем, при этом способе передвижения ноги с лыжами ставятся врозь, носки оттянуты, руки с палками также немного оттянуты. В спринтерской гонке лыжники стартуют также, как и бегуны. На финише спортсмен после пересечения с финишной чертой разворачивает ноги в стороны так, чтобы не задеть палки. Стрельба в биатлоне производится из положения лежа и стоя. При стрельбе из положения лежа спортсмен ложится на специальный коврик на живот, винтовку держит на вытянутых руках, чтобы удобнее было стрелять. При стрельбе стоя правая нога ставится вперед, левая сзади чуть приподнята на носок. Винтовку спортсмен держит на вытянутых руках ближе к правому плечу.

Стрелковые виды спорта [ | ]

В стрелковых видах спорта спортсмены занимают такую же позу, что и биатлонисты. Лучники при стрельбе делают выпад вперед, чтобы удобнее было натягивать тетиву, при этом стрела находится в соответствующем положении. В стендовой стрельбе голова спортсмена приподнята так, чтобы удобнее стрелять по летающем тарелочкам.

Командные виды спорта [ | ]

Художником, впервые поднявшим образ человека на такую высоту, был Леонардо да Винчи . В его творчестве сочетается пытливый аналитический дух раннего Возрождения с его всеобъемлющими интересами и мощное стремление к синтезу, упорядочению и норме свойственное XVI столетию . Все привлекает внимание Леонардо, но главным объектом изучения и главной целью всех стараний живописца является человек. С величайшей тщательностью исследует он внутреннее строение человека, его пропорции и жизненные функции, стремясь на основе этого анализа установить некие объективные закономерности и дать общие правила для художников. Не довольствуясь отображением одного внешнего облика, Леонардо с живым интересом вглядывается в человеческие лица, стараясь найти связь между переживаниями человека и их внешними проявлениями, стремясь через богатство жестов и игру физиономии передать внутреннее духовное состояние.

Другой известный мастер той эпохи Микеланджело также создаёт образ совершенного человека. Его «Давид » полон внутренней динамики, экспрессии, энергии и реализма .

Естественная величавая красота ренессансных фигур, без излишней манерности жестов и поз, четкость пропорций и форм человеческого тела делает эти произведения искусств эталоном положения тела для физиологов и биомехаников. Так, скульптура Микеланджело является обычной иллюстрацией естественной позы и осанки.

Контрапост - приём в изобразительном искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Контрапост позволяет передать движение или напряжение фигуры, не нарушая впечатления её равновесия, придаёт дополнительный объём изображению, динамизирует ритм фигуры.

Естественная поза противопоставляется анатомическому (антропометрическому) положению тела - стандартной позе, применяемой для исследования (её также называют поза Форестье): в вертикальном положении вес тела равномерно распределен на правую и левую ногу. При правильной осанке мы видим симметричное расположение головы и туловища, ноги выпрямлены, плечи расслаблены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.

Франсуа Роден. Мыслитель, 1880-1882

Виктор Васнецов. Алёнушка, 1880-1881

В дальнейшем, значение позы в изобразительном искусстве возросло. Поза передаёт уже не только гармонию человека, его телесную и духовную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления, мечты. Таков знаменитый «Мыслитель» Франсуа Родена , по замыслу художника изображающий Данте у врат Ада , сочиняющего свою «Божественную комедию» . Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, символом силы человеческого разума, выражение «поза мыслителя» стало нарицательным.

В том же 1880 году , русский живописец Виктор Васнецов начал работу над картиной «Алёнушка» , названной впоследствии известным критиком И. Э. Грабарем одной из лучшей картин русской школы. В позе Алёнушки, в её согбенной фигурке, вызывающей безмерную жалость, в трогательной худобе и девической нескладности всего её облика Васнецов выразил то, о чём на протяжении веков слагались множество русских песен и сказок.

Ходьба - основной способ перемещения в пространстве и ориентировки в нем. При ходьбе пространство воспринимается посредством зрительных, слуховых, кожных, проприорецептивных и вестибулярных ощущений.

При ходьбе главная роль в ориентировке детей в пространстве, особенно в младшем возрасте, принадлежит зрению.


Роль зрения в ориентации в пространстве при ходьбе обнаруживается у здоровых детей при ходьбе по прямой линии с закрытыми глазами. Оказалось, что дети дошкольного возраста и даже дети 7-8 лет значительно отклоняются в стороны при ходьбе с закрытыми глазами. С 9-10 лет эти отклонения существенно уменьшаются и в 13-14 лет достигают относительно постоянных величин. В 15-17 лет асимметрия ходьбы уже не уменьшается.

Следовательно, ориентировка в пространстве при ходьбе не только сохраняется, но и совершенствуется с возрастом после выключения зрения. После выключения зрения она осуществляется благодаря поступлению в нервную систему импульсов из вестибулярных аппаратов и из рецепторов мышц, суставов и сухожилий - проприорецепторов, роль которых с возрастом увеличивается.

Рис. 39. Возрастные изменения в ориентировке движений в пространстве:
/ - колебания при стоянии, 2 - асимметрия ходьбы, 3 - точность прыжка, 4 - колебания темпа

Таким образом, с возрастом увеличивается значение мышечного чувства в ориентации в пространстве.

Отклонения при ходьбе с закрытыми глазами у дошкольников в правую и левую стороны наблюдаются одинаково часто. С возрастом у дошкольников отклонение в правую сторону при ходьбе с закрытыми глазами наблюдается чаще, чем в левую. Оказалось, что в 3-7 лет дети ставят стопы более прямо в сагиттальной плоскости, а чем старше дети школьного возраста, тем больше они разворачивают стопы в стороны. Угол разворота стоп у дошкольников непостоянен. С возрастом повышается стереотипность шагов. Если стопа развернута больше в правую сторону, то отклонение от прямой линии происходит вправо, и наоборот. Уменьшение, отклонений в стороны при ходьбе с закрытыми глазами у детей с возрастом зависит от уменьшения разницы в развороте правой и левой стоп. Слепые дети отклоняются в стороны от прямой линии при ходьбе больше, чем зрячие. Наибольшие отклонения наблюдаются у слепых детей в младшем возрасте. У слепых детей среднего и старшего школьных возрастов ходьба стереотипна и совершенна.


Дети с выключенными болезнью вестибулярными аппаратами при ходьбе с закрытыми глазами значительно больше отклоняются в стороны от прямой, чем здоровые. Эта разница особенно выступает от 11 до 14 лет. Следовательно, для ориентировки детей в пространстве при закрытых глазах существенное значение имеют не только импульсы от проприорецепторов, но и из вестибулярных аппаратов. При выключении вестибулярных аппаратов совершенствование в ориентации в пространстве происходит благодаря поступлению импульсов из проприорецепторов. Глухие дети при ходьбе с закрытыми глазами шире расставляют ноги, чем нормально слышащие и слепые, и больше качаются из стороны в сторону, чаще оступаются. Следовательно, в ориентации в пространстве, кроме зрения и импульсации из вестибулярных аппаратов и проприорецепторов, существенное значение имеет и слух.

В процессе ходьбы дети приучаются отмеривать интервалы времени.

Ориентировка в пространстве при прыжках в высоту обусловлена главным образом импульсами из проприорецепторов и вестибулярных аппаратов, а не из рецепторов сетчатки глаз.

Ориентировка в пространстве при прыжках в длину обусловлена главным образом зрением.

С возрастом у детей с 14 до 16 лет увеличивается точность прыжков в длину на определенное расстояние более чем в 5 раз.

В 9-10 лет резко уменьшается величина ошибки в расстоянии, а затем происходит более постепенное ее уменьшение. Наименьшая ошибка в определении расстояния прыжка отмечается у детей 13-14 лет, у которых точность прыжка становится почти такой же, как у взрослых. В 15-16 лет точность прыжка несколько уменьшается. Несмотря на то, что прыжки совершаются при открытых глазах, контроль расстояния прыжка до его совершения производится не только рецепторами сетчатки глаз, но и благодаря импульсам из проприорецепторов глазных мышц, а во время полета этот контроль производится преимущественно благодаря импульсам из проприорецепторов скелетных мышц, участвующих в прыжке.

Ориентировка детей в пространстве при прыжках в длину с места от 4 до 12 лет увеличивается в 2-3 раза, а от 12 до 16 лет изменяется незначительно. При выключении зрения точность ориентировки при прыжках в длину с места уменьшается в 2 раза, а при прыжках в высоту не изменяется по сравнению с прыжками с открытыми глазами.

Таким образом, с возрастом значение зрения относительно увеличивается только при движениях вперед, совершаемых с отрывом от земли, а при вертикальных движениях решающее значение имеет не зрение, а центростремительная сигнализация из двигательного аппарата.

Поза. Поза стояния является исходной для изменения положения тела в пространстве. При стоянии и сидении человек принимает удобную для него позу.

Прямостояние осуществляется рефлекторно благодаря сокращениям мышц, преодолевающих силу притяжения Земли. В этом познотоническом рефлексе главная роль принадлежит проприорецепторам мышц ног. Поза прямостояния поддерживается с трудом. Общий центр тяжести тела взрослого человека находится при стоянии во 2-м крестцовом позвонке на 4-5 см выше поперечной оси тазобедренных суставов. В зависимости от пола, возраста и развития мускулатуры положение центра тяжести при стоянии колеблется от 1 до 5 крестцовых позвонков. У женщин центр тяжести ниже, чем у мужчин. При стоянии человек опирается на нижние поверхности пяточных бугров, головки плюсневых костей и пальцы ног.

При лежании на спине центр тяжести находится примерно на 1 см выше мыса - выступа на месте соединения 5-го поясничного позвонка с 1-м крестцовым. При стоянии взрослого человека в удобной позе с наклоном вперед все основные суставы туловища и ног (плечевые, тазобедренные и коленные) располагаются впереди от вертикальной линии, проходящей из общего центра тяжести тела впереди оси голеностопных суставов на 4-5 см.

Рис. 40. Схема сокращения некоторых мышц при прямостоянии, А - антропометрическое положение; Б - спокойное положение; В - напряженное положение

При спокойном стоянии эта вертикальная линия проходит на 4-5 см впереди оси голеностопных суставов, на 0,4-1,5 см впереди оси коленных суставов и на 1-3 см позади оси тазобедренных суставов. При стоянии рефлекторно напряжены мышцы главным образом голеностопного сустава: передняя большеберцовая, длинная малоберцовая и особенно икроножная. Менее активны мышцы области коленного сустава и еще меньше тазобедренного и длиннейшие мышцы спины. От падения вперед тело удерживается сокращением мышц голени, особенно икроножных, а от падения назад - сокращением подвздошно-поясничной мышцы и прямой мышцы бедра.

Мышцы, участвующие в поддерживании позы стояния, используют только ничтожно малую часть запаса своего напряжения (не больше 1/20 возможного максимального напряжения). Этот запас мощности указывает на относительную экономичность удобной позы стояния и обеспечивает ее устойчивость при смещениях центра тяжести тела.

У здоровых людей (правшей) нагрузка на правую ногу при стоянии больше на 3-5% от общего веса тела, чем на левую ногу.

Центр тяжести головы находится на 0,5 см впереди атлантозатылочного сочленения (между 1-м шейным позвонком и затылочной костью). Поэтому голова удерживается в вертикальном положении напряжением шейных мышц.

Устойчивость положения тела при стоянии регистрируется по количеству и величине колебаний головы в течение определенного промежутка времени. Запись этих колебаний (кефалограмма) показала, что чем больше рост, тем больше колебания головы спереди назад. Поэтому у детей с возрастом колебания головы увеличиваются, однако при увеличении силы мышц спины величина этих колебаний уменьшается.

Утомление, вызываемое работой рук или приседаниями, резко увеличивает колебания тела при стоянии (до 90%). Занятия спортом повышают устойчивость стояния.

Сохранение вертикального положения тела не является врожденным. В редких случаях, когда дети жили среди животных, они не приобретали способность поддерживать вертикальное положение тела. Известно, что длительное пребывание в постели в горизонтальном положении приводит к потере этой способности. Следовательно, познотонический рефлекс вертикального положения тела является результатом сложного сочетания условных и безусловных рефлексов саморегуляции напряжения определенных мышечных групп.

В сохранении позы стояния участвует зрение. Закрывание глаз при освещении увеличивает амплитуду колебаний тела в среднем на 45%. Закрывание глаз в темноте дополнительно увеличивает амплитуду колебаний центра тяжести тела в среднем в 1,3-1,5 раза. В сохранении позы стояния участвуют также вестибулярные аппараты, взаимодействующие со зрением и проприорецеицией. После выключения вестибулярных аппаратов при сохранении зрения и проприорецепции поза стояния заметно не нарушается. Однако участие вестибулярных аппаратов совместно с проприоре-цепцией в поддерживании позы стояния не вызывает сомнений. Следует учесть, что рефлексы с вестибулярных аппаратов на перераспределение напряжения мышц, вызывающие выпрямление тела, так же, как и тонические рефлексы шейных мышц, у детей с возрастом резко затормаживаются. Это торможение наступает у большинства здоровых детей к двум годам, а в редких случаях у некоторых к пяти годам. Быстрая рефлекторная саморегуляция позы стояния при притоке проприорецептивных импульсов производится спинным, продолговатым мозгом и мозжечком, а более медленная- большими полушариями и ближайшими подкорковыми центрами.

Дети 6-7 лет еще не могут долго стоять прямо. С возрастом эта способность продолжает неравномерно совершенствоваться, и устойчивость тела при стоянии увеличивается.

У детей 7-13 лет колебания тела при стоянии больше, чем у взрослых: в 7-10 лет устойчивость тела при стоянии меньше, чем в 10-13 лет, и в пределах этого возраста почти не изменяется. Наибольший прирост устойчивости происходит с 10 до 13 лет. В 13-14 лет устойчивость такая же, как у взрослых. При удержании у школьников позы стояния активность разгибательных мыщц бедра в 12 раз меньше, чем при их произвольном сокращении.

При стоянии на неподвижной горизонтальной опоре колебания таза у детей 7-15 лет во фронтальной и сагиттальной плоскостях значительно больше колебаний головы и туловища. Колебания тела у детей 7-11 лет больше во фронтальной плоскости, чем в сагиттальной.

При стоянии тело колеблется в сагиттальной и фронтальной плоскостях у юношей больше, чем у девушек. С увеличением роста амплитуда колебаний увеличивается. У девушек устойчивость тела при стоянии больше вследствие более низкого роста и более низкого расположения центра тяжести тела. Участие зрения в сохранении позы прямостояния с возрастом увеличивается.

При стоянии на смещаемой опоре познотонический рефлекс увеличивается по мере наклона опоры. Чем больше наклон, тем больше выпрямление тела. Чем скорее изменяется наклон, тем меньше величина рефлекса прямостояния. С возрастом рефлекс на наклон все больше уменьшается. При определенной скорости наклона опоры дети 7-8 лет стоят прямее с закрытыми глазами, чем 14-15 лет. Поза прямостояния у детей 14-15 лет мало отличается в этих условиях от взрослых. С возрастом увеличивается число детей, ощущающих наклон.

При сравнении рефлекса прямостояния с открытыми и закрытыми глазами оказалось, что при закрывании глаз познотонический рефлекс прямостояния уменьшается и при смещаемой опоре.

Роль зрения в этом рефлексе с возрастом увеличивается. У детей более старшего возраста познотонический рефлекс при наклоне с открытыми глазами значительно больше, чем у детей младшего возраста, по сравнению с тем же рефлексом при закрытых глазах.

При наклоне туловища наибольший тонус мышц отмечается на стороне, противоположной наклону. В момент наклона возбуждаются мышцы на стороне, в которую наклоняется туловище, а затем при поддерживании позы наклона - на противоположной стороне благодаря рефлекторному растяжению скелетных мышц, вызванному раздражением находящихся в них проприорецепторов (миотатический рефлекс).

При сидении симметрично напряжены длиннейшие мышцы спины в области кифоза на уровне грудного отдела позвоночника, а напряжение шейных и поясничных мышц незначительно.

Рефлекс удержания туловища в вертикальном положении при сидении значительно меньше, чем при стоянии, и в некоторых случаях отсутствует. У детей старшего возраста (14-15 лет) он полностью отсутствует, а у детей младшего возраста (7-8 лет) выражен слабо.

Решающая роль в осуществлении рефлекса вертикального положения тела принадлежит импульсам из проприорецепторов ног и рецепторов кожи подошв. При сидении правильная оценка наклона опоры ощущается чаще, чем при стоянии. Вероятно, это объясняется увеличением площади раздражения рецепторов кожи седалища по сравнению с площадью кожи подошв.

У детей школьного возраста при лежании на спине и па боку наблюдаются ритмические колебания туловища, частота которых совпадает с той, которая наблюдается при стоянии. При раздражении вестибулярных аппаратов эти ритмические движения туловища тормозятся.

От позы зависят величины статического усилия и динамической работы мышц рук. При сидении напряжение мышц рук значительно больше, чем при стоянии. Это можно объяснить тем, что при стоянии нервные центры мышц ног, также осуществляющие статические усилия, направленные на борьбу с земным притяжением, тормозят нервные центры мышц рук. Наоборот, при стоянии динамическая работа мышц рук производится более координированно и экономно, чем при сидении.

Осанка. Индивидуальные особенности положения тела называются осанкой. В основном она формируется к 6-7 годам. У каждого человека осанка изменяется в зависимости от строения скелета, состояния нервной системы, тонуса и развития мышц. Различают очень хорошую, хорошую, среднюю и плохую осанку. При очень хорошей осанке выпуклая грудная клетка несколько впереди плоского или втянутого живота, а физиологические изгибы позвоночника умеренные. При хорошей осанке грудная клетка расположена на уровне передней стенки живота, изгибы позвоночника более выражены. При средней осанке грудная клетка плоская и передняя стенка живота несколько выдвинута кпереди, поясничный лордоз сильнее выражен. При плохой осанке голова наклонена вперед, грудь плоская или впалая, сильно выступает вперед живот, резко выражены грудной кифоз и поясничный лордоз. Хорошая осанка естественна, не требует специального сокращения мышц, следовательно, не утомительна и обеспечивает хорошие условия развития и деятельности органов грудной полости: сердца и легких. Рациональные физические упражнения, например баланснрование с мячом на голове, укрепляют мышцы позвоночника и способствуют выработке хорошей осанки.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц образует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов эти мышцы еще не напряжены, поэтому их осанка неустойчива.

У детей отклонения от нормальной осанки обусловлены заболеваниями скелета, например при рахите, малой подвижностью, слабым развитием мышц, противодействующих силе тяжести, неправильным сидением за партой или рабочим столом, ношением тяжестей в одной руке, что вызывает наклон туловища и т. д.

В образовании и развитии сколиоза при отсутствии заболеваний позвоночника решающая роль принадлежит неравномерности тонуса и сокращений скелетных мышц по обеим сторонам позвоночника. В начале развития сколиоза на вогнутой дуге позвоночника тонус мышц повышен и увеличена их сократимость по сравнению с выпуклой стороной позвоночника. Но по мере развития сколиоза в результате защитной реакции, препятствующей дальнейшему увеличению искривления позвоночника, наоборот, на выпуклой его стороне тонус мышц и сокращения усиливаются, а на вогнутой - ослабляются. Корригирующая гимнастика в начале развития сколиоза должна быть направлена на выравнивание тонуса и сократимости мышц на обеих сторонах позвоночника, а при развитом сколиозе - на усиление тонуса и сокращений мышц на выпуклой стороне.

Образование и развитие отчетливо выраженного кифоза при здоровом позвоночнике зависит от неправильной посадки за партой или рабочим столом и от понижения тонуса и сокращения мышц спины, удерживающих туловище в вертикальном положении. Снижение становой силы мышц и недостаточное общее физическое развитие способствуют развитию и увеличению кифоза.

Сила тяжести играет важную роль в двигательной деятельности человека. Без умения ощущать и оценивать ее невозможно сохранение поз и равновесия тела. Хореографическая тренировка вырабатывает у артистов балета хорошо развитое ощущение положения тела и его частей в пространстве, т. е. способность чувствовать и оценивать силу тяжести. Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата, сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела.

Наиболее устойчивая поза тела — это стояние на двух ногах при опоре на всю стопу. Но вместе с тем это положение неустойчивого равновесия: тело совершает маятникообразные движения вправо—влево и вперед—назад. Как только произойдет отклонение от нейтральной продольной оси тела — начинается падение. В этот момент напрягаются мышцы противоположной стороны тела (при качании вправо — левой, при качании назад —передней) и оно возвращается в прежнее положение. Но по инерции тело вновь перемещается за вертикальную линию — уже в другую сторону. Снова начинается падение и напрягаются мышцы противоположной стороны тела и т. д.

Изменения в равновесии при качаниях тела в стороны воспринимаются рецопторами кожи подошв стоп и двигательного анализатора. Качания вперед—назад вызывают возбуждение рецепторов мышц ног. Кроме того, при качаниях тела изменяются положения костей в суставах ноги. Важнейшую роль при этом играет голеностопный сустав. Любое изменение его суставного угла вызывает поток нервных импульсов от его рецепторов в центральную нервную систему. В ответ на эту информацию происходит рефлекторное изменение напряжения мышц.

Роль анализаторов в сохранении равновесия

Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и осязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры). Осязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления движения, создает чувство поз. Зрительный анализатор дает ощущение полета, направления движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит и от степени развития свойств анализаторов и от согласованности в их работе.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление. Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление, и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

  • 47. Возрастные и половые особенности развития мускулатуры, влияние трудовой деятельности и занятий физической культурой и спортом на развитие мускулатуры.
  • 48. Образования вспомогательного аппарата мышц (фасции, фасциальные связки, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища, слизистые сумки, сесамовидные кости, блоки) и их функции.
  • 49. Мышцы живота: топография, начало, прикрепление и функции.
  • 50. Мышцы вдоха. Мышцы выдоха.
  • 52. Мышцы шеи: топография, начало, прикрепление и функции.
  • 53. Мышцы, сгибающие позвоночник.
  • 54. Мышцы, разгибающие позвоночник.
  • 55. Мышцы передней поверхности предплечья: начало, прикрепление и функции.
  • 56. Мышцы задней поверхности предплечья: начало, прикрепление и функции.
  • 57. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности вперед и назад.
  • 58. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности вверх и вниз.
  • 59. Мышцы, сгибающие и разгибающие плечо.
  • 60. Мышцы, отводящие и приводящие плечо.
  • 61. Мышцы, супинирующие и пронирующие плечо.
  • 62. Мышцы, сгибающие (основные) и разгибающие предплечье.
  • 63. Мышцы, супинирующие и пронирующие предплечье.
  • 64. Мышцы, сгибающие и разгибающие кисть и пальцы.
  • 65. Мышцы, отводящие и приводящие кисть.
  • 66. Мышцы бедра: топография и функции.
  • 67. Мышцы, сгибающие и разгибающие бедро.
  • 68. Мышцы, отводящие и приводящие бедро.
  • 69. Мышцы, супинирующие и пронирующие бедро.
  • 70. Мышцы голени: топография и функции.
  • 71. Мышцы, сгибающие и разгибающие голень.
  • 72. Мышцы, супинирующие и пронирующие голень.
  • 73. Мышцы, сгибающие и разгибающие стопу.
  • 74. Мышцы, отводящие и приводящие стопу.
  • 75. Мышцы супинирующие и пронирующие стопу.
  • 76. Мышцы, удерживающие своды стопы.
  • 77. Общий центр тяжести тела: возрастные, половые и индивидуальные особенности его расположения.
  • 78. Виды равновесия: угол устойчивости, условия сохранения равновесия тела.
  • 79. Анатомическая характеристика антропометрического, спокойного и напряженного положения тела.
  • 80. Вис на выпрямленных руках: анатомическая характеристика, особенности механизма внешнего дыхания.
  • 81. Общая характеристика ходьбы.
  • 82. Анатомическая характеристика 1,2 и 3 фаз двойного шага.
  • 83. Анатомическая характеристика 4, 5 и 6 фаз двойного шага.
  • 84. Прыжок в длину с места: фазы, работа мышц.
  • 85. Анатомическая характеристика сальто назад.
  • 77. Общий центр тяжести тела: возрастные, половые и индивидуальные особенности его расположения.

    Общим центром тяжести (ОЦТ) человека называют точку приложения равнодействующих всех сил тяжести частей его тела. ОЦТ располагается на уровне I-V крестцовых позвонков и проецируется на переднюю поверхность тела выше лобкового симфиза. Положение ОЦТ по отношению к продольной оси тела и позвоночного столба зависит от возраста, пола, костей скелета, мышц и отложений жира. Кроме того, наблюдаются суточные колебания положения ОЦТ в связи с укорочением или удлинением позвоночного столба, которые возникают из-за неравномерных физических нагрузок днем и ночью. У пожилых и старых людей положение ОЦТ зависит также от осанки. У мужчин ОЦТ располагается на уровне III поясничного - V крестцового позвонков, у женщин - на 4-5 см ниже, чем у мужчин, и соответствует уровню от V поясничного до I копчикового позвонка. Это зависит, в частности, от большего, чем у мужчин, отложения подкожного жира в области таза и бедер. У новорожденных ОЦТ находится на уровне V-VI грудных позвонков, а затем постепенно (до 16-18 лет) опускается вниз и перемещается несколько кзади.

    Положение ОЦТ тела человека зависит также от типа телосложения. У лиц долихоморфного типа телосложения (у астеников) ОЦТ располагается относительно ниже, чем у лиц брахиморфного типа телосложения (у гиперстеников).

    В результате исследований было установлено, что ОЦТ тела человека находится обычно на уровне II крестцового позвонка. Отвесная линия центра тяжести проходит на 5 см позади поперечной оси тазобедренных суставов, примерно на 2,6 см кзади от линии, соединяющей большие вертелы, и на 3 см кпереди от поперечной оси голеностопных суставов. Центр тяжести головы располагается немного кпереди от поперечной оси атлантозатылочных суставов. Общий центр тяжести головы и туловища находится на уровне середины переднего края X грудного позвонка.

    Для сохранения устойчивого равновесия тела человека на плоскости необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из его центра тяжести, падал на площадь, занимаемую обеими ступнями. Тело стоит тем прочнее, чем шире площадь опоры и чем ниже расположен центр тяжести. Для вертикального положения тела человека сохранение равновесия является главной задачей. Однако, напрягая соответствующие мышцы, человек может удержать тело в различных положениях (в известных пределах) даже тогда, когда проекция центра тяжести выведена за пределы площади опоры (сильный наклон туловища вперед, в стороны и т.д.). Вместе с тем стояние и передвижение тела человека нельзя считать устойчивыми. При относительно длинных ногах человек имеет сравнительно небольшую площадь опоры. Поскольку общий центр тяжести тела у человека расположен сравнительно высоко (на уровне II крестцового позвонка), а опорная площадь (площадь двух подошв и пространства между ними) незначительна, устойчивость тела очень невелика. В состоянии равновесия тело удерживается силой мышечных сокращений, что предотвращает его от падения. Части тела (голова, туловище, конечности) при этом занимают соответствующее каждой из них положение. Однако если будет нарушено соотношение частей тела (например, вытягивание рук вперед, сгибание позвоночника при стоянии и т.д.), то соответственно изменяются положение и равновесие других частей тела. Статические и динамические моменты действия мускулатуры находятся в прямой связи с положением центра тяжести тела. Поскольку центр тяжести всего тела располагается на уровне II крестцового позвонка позади поперечной линии, соединяющей центры тазобедренных суставов, стремлению туловища (вместе с тазом) опрокинуться назад противостоят сильно развитые мышцы и связки, укрепляющие тазобедренные суставы. Так обеспечивается равновесие всей верхней части тела, удерживающейся на ногах в вертикальном положении.

    Стремление тела упасть вперед при стоянии обусловлено прохождением вертикали центра тяжести впереди (на 3-4 см) от поперечной оси голеностопных суставов. Падению противостоят действия мышц задней поверхности голени. Если отвесная линия центра тяжести переместится еще дальше кпереди - к пальцам, то сокращением задних мышц голени пятка приподнимается, отрывается от плоскости опоры, отвесная линия центра тяжести перемещается вперед и опорой служат пальцы стопы.