Приложение № 10
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации
1. Движением поездов на участке должен руководить только один работник — ДНЦ, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.
Приказы ДНЦ подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке, помимо ДНЦ.
ДНЦ обязан:
1) максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на железнодорожных станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную способность;
2) контролировать работу железнодорожных станций и принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов;
3) своевременно давать указания по движению поездов ДСП станций, а при необходимости и машинистам поездов;
4) осуществлять контроль за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов железнодорожными станциями, особенно при обслуживании локомотивов одним машинистом, нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях поездов: пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, людских, повышенной массы и длины, длинносоставных, тяжеловесных, с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами с другими поездами;
5) принимать меры для выполнения графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малоинтенсивных участках, железнодорожных станциях, на которых отменены дежурства ДСП станций, порядок движения поездов, обслуживаемых одним машинистом, а также перечень таких участков устанавливаются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
На участках с особо интенсивным движением поездов, не оборудованных диспетчерской централизацией, вождение поездов одним машинистом допускается при наличии ДСП станций.
2. ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП станций, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки дать железнодорожным станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, ДНЦ при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников железнодорожных станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях участка.
Прием и сдача дежурств ДНЦ оформляется в журнале диспетчерских распоряжений (при его наличии) или графике исполненного движения.
3. На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения, ДНЦ обязан получать с железнодорожных станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение железнодорожными станциями установленной нумерации и индексации поездов, особенно с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными, повышенной массы и длины.
На участках с интенсивным движением, а также оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения, порядок передачи сообщений устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с настоящей Инструкции.
4. ДНЦ ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке.
На графике исполненного движения указываются:
1) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;
2) время отправления, прибытия и проследования поездов по железнодорожным станциям участка;
3) данные об использовании локомотивов;
4) данные о поездной и грузовой работе железнодорожных станций по установленным периодам суток;
5) занятие приемоотправочных железнодорожных путей на промежуточных железнодорожных станциях отдельными вагонами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов;
6) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных железнодорожных путях железнодорожных станций, участка и перегонов;
7) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
8) движение поездов по неправильному железнодорожному пути перегона и неспециализированным железнодорожным путям железнодорожных станций;
9) закрытие перегонов, железнодорожных путей перегонов, главных и приемоотправочных железнодорожных путей железнодорожных станций и других устройств, обслуживающих движение;
10) задержки поездов и нарушения графика движения поездов, с указанием причин, их вызвавших.
При наличии на диспетчерском участке автоматизированного рабочего места, обеспечивающего автоматическое ведение графика исполненного движения, разрешается ДНЦ вести график в электронном виде, контролируя при этом достоверность выдаваемой или получаемой информации. Кроме того, на отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для ДНЦ данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, могут назначаться в помощь операторы или уполномоченные работники владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
5. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает ДСП станций и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.
Все переговоры ДНЦ по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.
6. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:
1) об открытии и закрытии перегонов или отдельных железнодорожных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
2) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
3) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
4) об отправлении поездов по неправильному железнодорожному пути, не оборудованному двусторонней автоблокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров;
5) об отправлении поездов с разграничением временем (в случаях и в порядке, предусмотренном в к настоящей Инструкции);
6) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ), негабаритными грузами и соединенных;
7) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских и людских поездов на железнодорожные пути и с железнодорожных путей, не предусмотренных для этих операций ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
8) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
9) о движении поездов при неисправности АЛС;
10) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
11) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом;
12) об открытии и закрытии раздельных пунктов, действующих не круглосуточно;
13) о передаче на резервное управление железнодорожных станций на участках с диспетчерской централизацией;
14) о выдаче и отмене непредвиденных предупреждений;
15) об изменении порядка возвращения хозяйственных поездов;
16) в случаях, предусмотренных в к настоящей Инструкции.
Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению ДНЦ.
В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездов, а также все приказы ДНЦ соседних участков, адресованные ДНЦ данного участка.
Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами наиболее часто даваемых приказов. Диспетчерские приказы могут регистрироваться с использованием автоматизированного рабочего места в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
7. Регистрируемые диспетчерские приказы ДСП станций или операторы при ДСП станций записывают в журнал диспетчерских распоряжений, а при наличии автоматизированного рабочего места ДСП станции делает отметку об ознакомлении с приказом в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
Записав диспетчерский приказ или сделав соответствующую отметку с указанием фамилии, ДСП станции или оператор при ДСП станции дословно повторяет ДНЦ его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, ДНЦ подтверждает его словом «Выполняйте».
Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах ДНЦ и ДСП станции.
Если приказ ДНЦ принимает и записывает оператор при ДСП станции, то последний обязан немедленно предъявить его ДСП станции для ознакомления и расписки в прочтении.
Приказ, адресованный машинисту поезда, передается последнему лично ДНЦ или через ДСП станции.
ДНЦ или ДСП станции должен убедиться, что переданный приказ понят машинистом правильно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале ДНЦ или ДСП станции.
8. Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким железнодорожным станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из ДСП станции по указанию ДНЦ, а ДСП остальных станций обязаны в это время проверять, правильно ли записан приказ.
9. Закрытие однопутного перегона или одного или нескольких главных железнодорожных путей на двухпутном и многопутном перегонах или железнодорожных станциях производится ДНЦ на основании:
1) распоряжения владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;
2) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников подразделений пути, СЦБ, связи, электроснабжения при непредвиденной неисправности железнодорожного пути, сооружений и устройств, угрожающей безопасности движения поездов.
Полученное требование ДНЦ обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.
Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
10. О закрытии перегона (железнодорожного пути) ДНЦ дает ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, один из следующих приказов:
1) «Для производства … (указывается вид работ) … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов № …, отправляемых на закрытый перегон (… путь перегона …) по заявке руководителя работ ……. (указывается должность и фамилия)»;
2) «Для оказания помощи поезду №…, остановившемуся на … км, … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, отправляемого со станции … для вывода остановившегося поезда на станцию …» или «для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвращения на станцию …»;
3) «Для производства восстановительных работ на … км … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных».
На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из железнодорожных путей закрыт, по остающемуся железнодорожному пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке в обоих направлениях сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления по остающемуся железнодорожному пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей приказа следующего содержания:
«С … ч … мин. по … пути перегона … действие блокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения».
В зависимости от поездной обстановки, приказ об установлении по остающемуся железнодорожному пути движения поездов по телефонным средствам связи может быть совмещен с приказом о закрытии железнодорожного пути.
11. Если одна из железнодорожных станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении ДНЦ соседнего диспетчерского участка, то приказ о закрытии согласовывается с этим ДНЦ и дается ему в копии.
12. Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного железнодорожного пути ДНЦ обязан вызывать лично ДСП станций, ограничивающих перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, намечаемый порядок пропуска поездов по остающемуся железнодорожному пути и другие необходимые данные.
13. Открытие перегона или железнодорожного пути производится ДНЦ после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона в порядке, предусмотренном в настоящей Инструкции.
Полученное уведомление ДНЦ обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
14. Об открытии перегона или железнодорожного пути ДНЦ дает ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, приказ следующего содержания:
«Приказ № … от … числа отменяется. Движение поездов по … пути перегона … с … ч … мин. восстанавливается по … (указываются средства сигнализации и связи)».
15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому железнодорожному пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), ДНЦ в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному железнодорожному пути, то после проверки свободности этого железнодорожного пути ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ следующего содержания:
«С … ч … мин. движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … пути перегона … прекращается. Поезд № … со станции … отправьте по … неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения».
Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному железнодорожному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ уполномоченного представителя владельца инфраструктуры или владельца железнодорожного пути необщего пользования:
«Поезд № … со станции … отправьте по … неправильному пути».
В случае пропуска по неправильному железнодорожному пути одного за другим двух и более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом при наличии на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному железнодорожному пути поездов, что также указывается в приказе ДНЦ.
Получив приказ о пропуске поезда по неправильному железнодорожному пути, ДСП станций обмениваются под контролем ДНЦ телефонограммами по формам, предусмотренным в к настоящей Инструкции.
ДСП постов (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов, а также блок-постов) в переговорах о движении поездов по неправильному железнодорожному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.
При отправлении по неправильному железнодорожному пути одного за другим нескольких поездов с разграничением путевыми постами ДСП этих постов сообщают на соседние железнодорожные станции о проследовании поездов:
«Поезд № … по … неправильному пути проследовал в … ч … мин. ДСП поста».
На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулировки по неправильному железнодорожному пути ДНЦ обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Отправление поезда по неправильному железнодорожному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию ДНЦ и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.
16. Перечень перегонов с наличием железнодорожных переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному железнодорожному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики, с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному железнодорожному пути, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, при этом должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по железнодорожным переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездов и другие причастные работники.
Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному железнодорожному пути, а также в случаях возвращения поездов на железнодорожную станцию отправления по неправильному железнодорожному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами железнодорожных переездов:
1) обслуживаемых дежурным работником — со скоростью не более 40 км/ч;
2) не обслуживаемых дежурным работником — со скоростью не более 25 км/ч;
3) на железнодорожных путях необщего пользования — со скоростью не более 15 км/ч.
После проследования по железнодорожному переезду ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, вплоть до установленной для данного перегона.
17. По получении уведомления с железнодорожной станции о прибытии поезда по неправильному железнодорожному пути ДНЦ восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа следующего содержания:
«Приказ № … от … числа отменяется. С … ч … мин. по … пути перегона … восстанавливается движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … (указываются средства сигнализации и связи)».
18. В случае необходимости отправления с железнодорожной станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки грузов), с последующим прибытием на соседнюю железнодорожную станцию или с возвращением на железнодорожную станцию отправления ДНЦ в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение ДСП станций, ограничивающих перегон, на отправление поезда, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона (железнодорожного пути перегона).
Машинистам поездов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.
ДНЦ или по его указанию ДСП станций при отправлении на перегон последующих попутных поездов обязаны уведомлять машинистов этих поездов посредством радиосвязи о месте неграфиковой остановки поезда с указанием километра и пикета.
Отправление хозяйственных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава на закрытые перегоны (железнодорожные пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в приложении № 8 к настоящей Инструкции.
19. Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне (железнодорожном пути) средств сигнализации и связи при движении поездов, ДНЦ записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через ДСП станций свободность перегона (железнодорожного пути), дает приказ следующего содержания об установлении движения по телефонным средствам связи:
«Ввиду неисправности (таких-то средств связи) на перегоне (или по … пути перегона) с … ч … мин. движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам … (однопутного или двухпутного) движения».
20. При наличии на перегонах путевых постов приказ ДНЦ о переходе с одного вида связи на другой передается также ДСП постов, при этом, в зависимости от обстановки, переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.
21. После получения уведомления о восстановлении действия средств сигнализации и связи ДНЦ записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через ДСП станций свободность перегона (железнодорожного пути), дает ДСП станций, ограничивающих перегон, приказ следующего содержания:
«Приказ № … отменяется. С … ч … мин. движение поездов на перегоне … (по … пути перегона) восстанавливается по … (указываются средства сигнализации и связи)».
С указанного времени железнодорожные станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в приказе ДНЦ.
На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути.
22. Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих не круглосуточно, производится в порядке, утверждаемом владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, и оформляется приказом ДНЦ, передаваемым ДСП станций, ограничивающих перегон:
«Действие поста … км с … ч … мин. открыто (закрыто)».
23. На участках с электрической тягой ДНЦ должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.
При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности ДНЦ совместно с энергодиспетчером устанавливает наиболее рациональный порядок пропуска поездов по участкам.
В период гололедообразования ДНЦ по заявкам энергодиспетчера предоставляет «окна» для плавки в контактной сети гололеда током высокого напряжения.
24. При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия ДНЦ. Связь о движении поездов осуществляется непосредственно между ДСП станций.
При неисправности поездной диспетчерской связи ДНЦ и ДСП станций делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.
О восстановлении действия поездной диспетчерской связи ДНЦ уведомляет всех ДСП станций регистрируемым приказом.
25. Порядок работы ДНЦ на малоинтенсивных участках, где штат работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях не предусмотрен, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Вступление и несение дежурства.
Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.
График исполненного движения
Вид графика на однопутном участке железной дороги
Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:
· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
· Данные об использовании локомотивов
· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
· Движение поездов по неправильному пути
· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение
Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.
Функции поездного диспетчера
Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:
· Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)
· Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
· Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
· Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
· Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
· Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
· Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.
Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры
Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.
Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).
Поездные диспетчеры н старшие поездные диспетчеры.
Виновные противоправные действия не всегда могут служить основанием для возложения на работника обязанности возместить причиненный организации ущерб. Так, пленум Верховного Суда СССР отменил приговор в отношении поездного диспетчера М., которым он признавался виновным в крушении поезда и обязывался возместить ущерб в пользу Московской железной дороги в размере 90 000 рублей (в ценах 1985 г.). В постановлении пленум констатировал, хотя поездной диспетчер и нарушил требования приказа заместителя министра путей сообщения, но не они послужили непосредственной причиной крушения поезда. Причиной аварии явилось неправильное закрепление поезда тормозными башмаками. Что же касается невыполнения приказа М., то в нем не указан регламент доклада диспетчеру дежурным по станции о закреплении поезда, а также обязанность поездного диспетчера проверять правильность закрепления поезда при условии, что он постоянно находится в отделении Московской железной дороги и руководит движением на участке с большим количеством станций. С учетом изложенного, пленум Верховного Суда СССР прекратил дело в отношении диспетчера М. за отсутствием в его действиях состава преступления и отменил решение о взыскании с него материального ущерба.
При небольших размерах поездных и маневровых передвижений, а также на подъездных путях, оборудованных устройствами телеуправления стрелками и сигналами с маневровых локомотивов диспетчер выполняет также функции дежурного по станции. Для оперативного руководства работой смены диспетчер должен иметь необходимую и своевременную информацию, хорошую связь со всеми объектами и различные справочные материалы.
Во время дежурства диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отражаются все поездные и маневровые работы , загрузка технических средств и грузовых пунктов , занятие путевого развития в каждый период времени, контроль за вагонным и локомотивным парком, контактные технологические перевозки. График исполненного движения позволяет анализировать работу смены и качество диспетчерского руководства.
Одним из редких мероприятий повышения пропускной способности участков, необорудованных автоматической блокировкой, является отправление поездов с разграничением времени (вслед). Это мероприятие может быть использовано лишь с разрешения МПС только в светлое время суток и в каждом случае проводится по регистрируемому приказу поездного диспетчера. Пропускная способность при такой организации движения
Координацию и руководство оперативными работниками смены осуществляет начальник смены . Он подчинен старшему диспетчеру или начальнику службы движения. Основными обязанностями начальника смены является обеспечение четкой, взаимосогласованной работы поездных, районных диспетчеров . Начальник смены руководит и контролирует выполнение плана погрузки-выгрузки , плана перевозок по контактному графику , обеспечивает бесперебойный прием поездов станций примыкания. Он поддерживает непрерывную связь с диспетчерами других производственных отделов завода и дежурными работниками других служб по вопросам работы локомотивов, вагонов, средств связи , подготавливает материалы для составления суточного и сменного плана работы, оперативно устраняет возникающие затруднения в их работе.
Координация деятельности всех подразделений станции, составление и обеспечение планов работы станции , обеспечение выполнения поездной, маневровой и грузовой работы на ней возлагаются на станционного диспетчера.
Нередко весь комплекс таких работ имеет одно целевое назначение , и затраты времени на их выполнение могут быть выражены через один измеритель. Например, работы, выполняемые локомотивным диспетчером и оператором при нем, можно выразить через число выданных под поезда локомотивов (или число локомотивных бригад, необходимых для обеспечения заданных на смену размеров движения), работы поездного диспетчера - через число поездо-перегонов обслуживаемого участка и т. д.
Маневры на станционных путях должны производиться по распоряжению только одного работника -дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией , - дежурного поездного диспетчера. Движением маневрового локомотива на станциях руководит составитель поездов , а на сортировочных горках - дежурный по горке.
Во всех случаях поломки или выхода из строя агрегатов (деталей) локомотива (моторвагонного поезда), вызвавших остановку поезда на перегоне или промежуточной станции, машинист докладывает по радиосвязи поездному диспетчеру о случившемся и с учетом безусловного обеспечения безопасности движения принимает все меры для следования локомотива (моторвагонного поезда) с поездом до станции смены бригад и только в крайних случаях, когда невозможно ничего сделать, требует резерв.
В связи с этим ПТЭ установлен строгий порядок назначения и отмены поездов, а также обязанности поездного диспетчера, в первую очередь несущего ответственность за выполнение графика движения поездов.
Приёмом и отправлением поездов на раздельном пункте может распоряжаться только один работник - дежурный по станции (на участках с диспетчерской централизацией - дежурный поездной диспетчер).
Движением поездов на участке руководит дежурный поездной диспетчер.
В исключительных случаях на участках, не оборудованных автоблокировкой, поезд может быть отправлен вслед за другим с разграничением во времени, причём только в светлое время суток. Такое отправление в каждом отдельном случае должно быть разрешено поездным диспетчером.
На основании получаемых от поездного диспетчера данных о расположении групп вагонов в поезде дежурный по станции или станционный диспетчер одновременно с оповещением пункта технического осмотра и технической конторы о времени ожидаемого
До отправления сборного поезда со станции формирования дежурный по промежуточной станции даёт через поездного диспетчера заявку на оставление места в составе сборного поезда для прицепки вагонов, погруженных или выгруженных на данной станции.
После отправления поезда со станции формирования дежурный по промежуточной станции уточняет у поездного диспетчера количество вагонов, подлежащих погрузке и выгрузке на этой станции, местонахождение их в составе, род груза, наименование получателя и готовится к обработке сборного поезда.
Опыт станции Подмосковная Калининской ж. д. (станционного диспетчера т. Наумовского) заключается в том, что, стремясь сократить простой вагонов под накоплением на этой станции и других станциях, перенявших этот опыт, используют для ускорения формирования поездов не только подвод к определённому сроку вагонов необходимых назначений с ближайших станций, но и формирование на станции части поезда с пополнением его до полного состава вагонами данного назначения на одной из ближайших попутных станций. По согласованию с поездным диспетчером поезд отправляется в этом случае несколько раньше срока, предусмотренного графиком, с тем, чтобы после прицепки вагонов дальше поезд следовал строго по расписанию.
Выполнение сменного плана поездной и грузовой работы обеспечивается руководителем диспетчерской смены и диспетчерами всех отделов, каждым на своём участке работы.
Каждый поездной диспетчер руководит движением на одном участке, называемом диспетчерским кругом. Границей между диспетчерскими кругами обычно служат сортировочные или участковые станции, оперативно подчинённые только одному поездному диспетчеру.
Смена поездных диспетчеров возглавляется дежурным по отделению.
ОБЯЗАННОСТИ ПОЕЗДНЫХ ДИСПЕТЧЕРОВ
На должность поездного диспетчера назначаются липа с высшим и средним техническим образованием или окончившие технические школы по подготовке диспетчеров. Они должны иметь стаж работы в должности не ниже дежурного по станции II класса не менее одного года, выдержать испытания в знании Правил технический эксплуатации,
Инструкции по движению поездов, Инструкции по сигнализации, руководства поездному диспетчеру, приказов и распоряжений МПС и дороги, а также в знании условий работы своего участка.
Во время дежурства поездной диспетчер единолично руководит движением поездов в пределах своего диспетчерского круга.
Поездной диспетчер обязан
Поездной диспетчер несёт ответственность за выполнение графика движения поездов и оборота локомотивов, за соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы и отдыха локомотивных и поездных бригад, за выполнение плана погрузки и выгрузки на станциях своего участка, выполнение регулировочных заданий по передаче порожних вагонов и других заданий руководства отделения, управления дороги и МПС.
Все оперативные указания по поездной работе на участке должны передаваться только через дежурного поездного диспетчера.
Распоряжение по движению поездов на участке поездной диспетчер передаёт дежурным по станции устными и регистрируемыми приказами
Все регистрируемые приказы поездной диспетчер даёт по формам, установленным Инструкцией по движению поездов.
Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
Каждому поездному диспетчеру отводится отдельная комната, изолированная от посторонних звуков и посторонних лиц. Рабочий стол диспетчера (фиг. 8) сделан так, что позволяет диспетчеру избегать лишних движений в процессе работы. В стол вмонтированы устройства связи, которыми пользуется диспетчер, с левой стороны расположен шкаф с вызывными ключами. На столе размещается бланк графика исполненного движения, заполняемый диспетчером.
Получение от поездного диспетчера, информации о номере, Времени приНытия и расположении отцепляемой группы ВагоноВ i
Диспетчерский аппарат крупных ППЖТ организован следующим образом. В зависимости от маневровых и погрузочно-раз-грузочных работ все обслуживаемые ППЖТ железнодорожные пути разделены на диспетчерские участки. Диспетчерские участки в свою очередь делятся на грузовые районы, возглавляемые мастерами. Диспетчеры участков организуют погрузочно-разгрузочные работы , развоз грузов по фронтам и уборку вагонов по окончании грузовых операций. Маневровой и поездной работой руководит начальник смены и старшие диспетчеры (рис. 33).
Крупные работы проведены и в области внедрения поездной и станционной радиосвязи. Поездная радиосвязь между диспетчером, дежурным по станции и машинистами поездных локомотивов в настоящее время применяется на 40 тыс. км грузонапряженных линий сети в недалеком будущем протяжение участков с такой радиосвязью увеличится вдвое. На всех станциях, имеющих два и более маневровых локомотивов, введена радиосвязь маневрового диспетчера с машинистами маневровых локомотивов, составителями и другими станционными работниками. К 1970 г. все станции, имеющие маневровые локомотивы, будут оборудованы устройствами станционной радиосвязи.
Наряду с этим по дороге проследовало и значительное количество неполновесных и неполносоставных поездов как своего формирования, так главным образом принятых от соседних дорог. В них недоотправлено около 3 млн. m грузов или почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Основной причиной отправления неполновесных и неполносоставных поездов является недостаточная требовательность к дежурным по станциям, маневровым и поездным диспетчерам со стороны начальников станций и начальников отделов движения отделений дороги. Много нарушений весовых норм поездов допускается и соседними дорогами при передаче поездов на данную дорогу.
Ряд передовых методов был применён также в области организации движения поездов по участкам на основе содружества и тесной производственной связи поездных диспетчеров с машинистами. Передовые диспетчеры Н. Т. Закорко и др. развернули борьбу за точное выполнение графика движения поездов , за высокие показатели использования подвижного состава.
Осуществление оперативных планов на отделениях дороги возлагается на диспетчерский аппарат, старших диспетчеров, дежурных по отделению, поездных участковых и узловых диспетчеров и на некоторых отделениях с большим объёмом грузовой работы- на диспетчеров-вагонораспорядителей.
Дежурный поездной диспетчер непосредственно руководит движеньем поездов на участке. Его приказы об отправлении и проследовании поездов, их обгоне и скрещении на промежуточных станциях, организации погрузки и выгрузки подлежат безоговорочному исполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке: дежурными по станции, машинистами, главными кондукторами сборных поездов и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кроме поездного диспетчера, давать запрещается.
Поездной диспетчер обязан: максимально использовать всё имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения времени обработки поездов на станциях, эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности; контроли-
ровать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования; своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомоти-ьов; следить за приемом и отправлением поездов на станциях, особенно при скрещениях пассажирских, грузопассажирских и людских поездов с другими поездами, следить за проследованием поездов по перегонам, принимая меры к выполнению графика движения и обеспечению безопасности движения; поддерживать на высоком уровне дисциплину среди подчиненных ему работников.
Диспетчер должен обеспечивать прием пассажирских и людских поездов на пути, выделенные для этой цели техническо-распоряди-тельными актами станций. Прием этих поездов в особых случаях на неспециализированные пути может быть разрешен приказом дежурного по отделению. Диспетчер обязан своевременно информировать дежурных по станциям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов локомотивов о намечаемых изменениях в порядке пропуска поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков. Поездной диспетчер организует выполнение плана местной работы на своем участке, контролирует обращение поездных локомотивов, организует работу обслуживающих участок диспетчерских, вывозных и подталкивающих локомотивов.
Поездной диспетчер отдает распоряжения по движению поездов устно или (в установленных случаях) диспетчерскими прика зами, которые регистрируются в специальном журнале. Запрещено загружать диспетчера работой, не имеющей прямого отношения к руководству движением поездов (в том числе передачей сведений из графика исполненного движения, сбором сведений и др.).
Поездной диспетчер руководит линией - станциями, депо и другими пунктами- при помощи селекторной (избирательной) телефонной связи, а с локомотивами поездов, находящихся в движении, связан при помощи радио. Диспетчерская селекторная связь представляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одновременно (групповой, циркулярный вызовы).
В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кнопочный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой.
На станции находится аппаратура для приема вызывного импульса и включения звонка, оповещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включенный в линию селекторной связи.
Для вызова линейного пункта диспетчер нажимает на пульте кнопку соответствующего пункта. При этом в линию посылаются вызывные импульсы тока. На вызываемом пункте включается звонок. Для вызова диспетчера работник линейного пункта должен
снять с рычага наушники (телефонную трубку) и, если в это время на линии нет переговоров, нажав кнопку, произнести слово: «Диспетчер». Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору только с разрешения диспетчера и под его контролем.
Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машиниста локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При большом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществлять через дежурных по станции, так как при непосредственной связи резко возрастает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист узнает, будет ли стоянка на станции, па какой путь принимается поезд и т. д.
Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осуществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования, поскольку диспетчер в любой момент может выяснить интересующие его данные о движении поездов и передать распоряжение машинисту локомотива.
Основное требование к помещению, в котором работает диспетчер,- изоляция от посторонних шумов. Под диспетчерские комнаты отводится та часть здания, которая не выходит окнами на многолюдные улицы, станционные пути, пассажирские платформы, не связана общими коридорами. Каждому диспетчеру в отделе движения отделения дороги выделяют отдельную комнату, достаточно светлую и вентилируемую. Комнаты смежных диспетчерских кругов располагают рядом.
В комнате устанавливают специальный стол, конструкция которого позволяет диспетчеру, не делая лишних движений, находить нужные справочные материалы, вести переговоры по селектору и другим телефонам, заполнять график исполненною движения На лобовой доске диспетчерского стола вывешивают график движения, напротив стола (на стене комнаты) -схему участка в достаточно крупном масштабе. С левой стороны устанавливают вызывной пульт диспетчерской селекторной связи и репродуктор. На столе монтируют микрофон, а под столом - недаль, которую диспетчер нажимает при разговоре.
В рабочем столе диспетчера хранятся книга приема дежурств, журнал диспетчерских распоряжений, книга учета нарушений действия селекторной связи и др.
Поездной диспетчер должен постоянно иметь под руками: Правила технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкцию по движению, Инструкцию по сигнализации и другие руководящие инструктивные материалы; план формирования грузовых поездов; сокращенный масштабный продольный профиль пути; схематические планы станций, подобранные в географическом порядке их расположения; таблицы перегонных времен хода для составов разной массы; таблицы норм маневровой работы на станциях.
38.3. ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
Для непрерывного контроля за выполнением графика движения и своерременного принятия мер, предупреждающих или устраняющих его нарушения, а также для возможности последующего анализа работы участка диспетчер ведет график исполненного движения поездов, фрагмент которого приведен на рис. 38.2. Чтобы диспетчер своевременно располагал всеми необходимыми данными для ведения этого графика, установлен порядок, согласно которому дежурные по раздельным пунктам немедленно сообщают диспетчеру данные о фактическом времени прибытия, отправления или проследования поездов и другие сведения.
На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, а также поездографами, может быть установлен порядок, при котором дежурные по станции докладывают диспетчеру только о поездах, следующих с отклонениями от графи-
. Восточт- 6 Сортировоч ная
Рис, 38.2. Фрагмент графика исполненного движения
Рис. 38.3. Рабочее место диспетчера участка, оборудованного диспетчерским контролем движения поездов
ка. Возможен также порядок, при котором уведомления передаются лишь с выделенных станций участка. Диспетчеру немедленно сообщается о порче подвижного состава в пути следования и других обстоятельствах, которые могут повлиять на поездную и грузовую работу участка.
Диспетчер на графике исполненного движения отмечает: массу, состав, длину, а также индексы и номера поездов, номера поездных локомотивов, фамилии машинистов; время проследования поездов, одиночных локомотивов, мотодрезин, снегоочистителей и др. по станциям участка; данные о поездной и грузовой работе на станциях по периодам суток (обычно шестичасовым); наличие действующих предупреждений; движение поездов по неправильному пути, а также закрытие и открытие отдельных путей или перегонов и других устройств, обслуживающих движение; стоянки транзитных поездов и занятость путей на станциях участка; поезда, требующие особых условий пропуска (длинносоставные, негабаритные и др.); данные об использовании локомотивного парка.
Диспетчер ведет также приложение к графику исполненного движения, где фиксируются сведения о составах поездов.
На грузонапряженных участках для учета проследования поездов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назначают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому большое значение имеет внедрение технических устройств, разгружающих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени непосредственному руководству движением поездов.
На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют устройства диспетчерского контроля (рис. 38.3), которые сигнализируют диспетчеру о фактическом занятии поездами блок-участков и станций. Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централизацией поездографы - приборы, автоматически фиксирующие линии хода поездов на диспетчерском графике. у 516
Сетка графика исполненного движения печатается обычно светло-зеленым или светло-синим цветом с делением на десятиминутные интервалы. Масштаб, в котором откладывается время, выбирается в соответствии с размерами движения. Раздельные пункты, имеющие путевое развитие, обозначены на сетке одной горизонтальной линией или двумя с промежутком между ними. Ширина горизонтальных полос, соответствующих участковым станциям, обычно не менее 30 мм. Эти полосы делят дополнительными горизонтальными линиями по числу приемо-отправочных путей на станциях, чтобы можно было вести график занятия путей. Помимо этого, на бланке графика исполненного движения оставляется место для отметки оборота локомотивов. На графике помещены также таблицы, в которых записывают: условия погоды, распоряжения командного состава, ход работы на станциях и др.
Фактическое следование поездов показывается на диспетчерском графике исполненного движения условными цветами. Нагон поезда на перегоне отмечается знаком «-» против линии хода поезда с указанием цифрой числа минут; опоздание поезда - знаком «4-». Отцепка или прицепка вагонов на промежуточной станции обозначается соответственно знаком «-» или «4-» на линии данного раздельного пункта с указанием дробью числа отцепленных или прицепленных вагонов; в числителе - груженых, в знаменателе- порожних. При необходимости отмечают также род отцепленных или прицепленных вагонов.
Остановки поезда в пути помечают на графике отрезком горизонтальной линии с условным знаком причины стоянки (например, грение букс - ГБ). Более подробно причину стоянки указывают на полях графика. Причина опоздания в отправлении поезда с начальной станции отмечается также на полях графика. Закрытие пути из-за тех или иных причин отмечают на графике красной, а предупреждение о снижении скорости - желтой горизонтальной линией, начиная с момента действия предупреждения. Над этой линией диспетчер записывает, на каком километре или на каком пути установлено предупреждение и до какой величины должна быть снижена скорость во время движения поезда по этому месту. При следовании пассажирских поездов диспетчер возле линий их хода, в месте пересечения с линией каждой промежуточной станции отмечает номер пути, на который они принимаются.
Таким образом, график исполненного движения отражает пол ностью поездное положение на участке и позволяет диспетчеру не прерывно контролировать следование поездов и локомотивов, немедленно принимать решения, обеспечивающие выполнение гра фика.
Диспетчеры сдающей и принимающей смен расписываются на графике и в книге диспетчерских приказов данного участка, отмечая точное время приема и сдачи дежурства. Вступив на дежурство, диспетчер вызывает дежурных по всем станциям и депо и передает приказ о сдаче и приеме дежурства. Каждый дежурный по станции записывает его в книгу диспетчерских приказов и сообщает затем
диспетчеру, что приказ принят. При этом он называет свою фамилию, которую диспетчер записывает в книгу приказов. Одновременно на каждой станции сверяют часы с часами диспетчера.
В диспетчерском аппарате отделений дорог, в состав которых входят железнодорожные узлы, предусматриваются узловые диспетче ры, несущие сменное дежурство. В диспетчерский круг узлово! о диспетчера включаются станции и перегоны, образующие узел. Узловой диспетчер координирует работу станций узла и прилегающих участков, руководит движением поездов в узле, организует развоз местного груза в узле и подачу порожних вагонов под погрузку. В его оперативном подчинении находятся локомотивные и составительские бригады передаточных и вывозных поездов, обслуживающих узел. На крупных узлах может быть организовано несколько узловых диспетчерских кругов. Узловой диспетчер работает в тесном контакте с маневровым диспетчером основной сортировочной станции узла, принимает меры к обеспечению ритмичной и высокопроизводительной ее работы, обеспечивая равномерный подвод к сортировочной станции разборочных и транзитных поездов, своевременный вывоз сформированных составов. При необходимости узловой диспетчер принимает меры к оперативному перераспределению работы по расформированию и формированию поездов между станциями узла.
38.4. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ УЧАСТКА
Поездной диспетчер организует движение поездов и руководит местной работой участка. Выполняемые им операции по обеспечению выполнения графика, предупреждению его нарушений, введению поездов в график при его нарушениях называются диспетчер ским регулированием движения поездов.
В случае нарушения графика диспетчер должен найти наиболее правильное решение для предупреждения опозданий и ввода опаздывающих поездов в график. Основные регулировочные приемы диспетчера следующие: ускорение хода поезда по перегонам и продвижение ранее расписания; сокращение времени стоянок; изменение пунктов и порядка скрещения и обгона; изменение стоянок для технических операций; использование неправильного пути на двухпутных линиях (параллельное движение по двум путям); первоочередной пропуск опаздывающих поездов или скоростное подталкивание их; регулирование подвода поездов к станциям.
Выбор того или иного регулировочного приема зависит от сложившейся на участке обстановки. Но во всех случаях должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Регулировочные приемы следует выбирать заблаговременно, чтобы своевременно предупредить о намеченном плане пропуска поездов дежурных по станции, машинистов и др. Рассмотрим наиболее типичные приемы регулировочной работы диспетчера-
С/п б
Ст д ^
Рис. 38 4. Пример ускорения хода поезда
Ускорение
хода грузо
вого
поезда по сравнению
с
предусмотренным распи
санием.
Этот
резерв связан
с тем, что значительная
доля поездов формируется
в зависимости от длины
состава, вследствие
чего часть поездов имеет
массу менее нормы, применительно
к которой определены
перегонные времена
хода.
Пример (рис. 38 4) Па двухпутном участке, оборудованном полуавтоматической блокировкой, поезд 2002 опоздал из-м наличия предупреждения и прошел станцию Д вместо 3 ч 26 мин в 3 ч 40 мин Опоздание делало неизбежной остановку поезда на станции /" для обгона (с простоем п 1 ч 29 мин) пачкой пассажирских поездов, идущих по расписанию. Диспетчер предложил машинисту по радио (можно запиской через дежурного по станции Д) нагнать 4 мин на пере! оне Д - Г, 4 мин на перегоне Г - В и 6 мин на перегоне В -Б Машинист принял это предложение, и поезд прибыл на участковую станцию Б и 4 ч 40 мин, нагнав опоздание Диспетчер же предупредил дежурных по станциям Г к В о необходимости беспрепятственного пропуска поезда 2002 с ходу и вел за ним особое наблюдение
Ускорением хода поезда против расписания можно решить и более сложные задачи.
Пример
(рис
38 5) Между поездами скорым 11 и пассажирским
57 на станцию
Д
со
станции А
должны
прибыть два грузовых поезда 2211 и 2601,
причем
2211 на станции Г
обгоняется
поездом 11. На станции В находится местный
состав,
следующий до станции Д
с
вывозным локомотивом. Диспетчер,
договорившись
с машинистом поезда 2211 о том, что он до
станции Г нагонит 4 мин, пропускает
его до станции Д
впереди
поезда }