Е на конце предлогов. Производные предлоги: особенности употребления и правописания

Окрашивание

Предлог представляет собой вспомогательную, то есть служебную часть речи, которая предназначена для связывания имен существительных (реже имен числительных и местоимений) с другими словами в текстовой конструкции. У предлогов имеются следующие свойства:

  • Они помогают создавать словосочетания и связанные по смыслу конструкции в предложениях;
  • Предлог не относится к частям предложения;
  • Данная часть речи не подлежит каким-либо изменениям;
  • Предлог не употребляется с глаголами;
  • Между данной частью речи и словом, которое она связывает, всегда можно вставить дополнительную конструкцию;
  • После употребления предлога можно поставить вопрос к существительному, местоимению или числительному.

Так как предлоги представляют собой отдельную часть речи, то со словами они пишутся раздельно. Проблемы возникают при дифференциации данной части речи с приставками в слове. Последняя является частью слова, которая пишется перед корнем и изменяет его смысл.

При написании предлогов следует учитывать некоторые отличительные черты служебной части речи:

  • Два простых предлога могут сформировать одну сложную конструкцию, которая будет оформляться с помощью дефиса;
  • Предлог может образоваться от другой части речи, то есть стать ее производной (благодаря, согласно);
  • Предлог может образоваться от сочетания двух частей речи.

Правописание предлогов затруднительно из-за того, что человек часто путает его с другими частями речи. В процессе написания текста всегда следует помнить отличительные черты предлога и основные правила его написания.

Некоторым людям тяжело запомнить множество правил русского языка, поэтому они, в первую очередь, должны усовершенствовать этот навык. BrainApps, благодаря профессионально составленным играм и индивидуальным тренировкам, позволит в короткие сроки добиться видимых результатов в улучшении памяти и других функций мозга.

Правила написания предлогов

Употребление предлогов в предложениях не представляет особых проблем. Правил их написания существует немного, но ошибки в этой части речи остаются одними из самых распространенных. Людям трудно отличить эту служебную часть речи от деепричастий и наречий, которые произносятся идентично, но пишутся иначе.

Написание данной части речи через дефис

Для того чтобы верно написать предлог с помощью дефиса, достаточно запомнить конкретные слова, большинство из которых являются устаревшими вариантами и не используются в современной речи. Основные предлоги, которые нужно запомнить: из-за, из-под. Все остальные считаются просторечными.

Если возникают сомнения при написании слова, которое является предлогом, но не входит в этот список, дефис употреблять точно не надо. Однако следует еще раз подумать о том, является ли данная конструкция предлогом.

Раздельное написание предлогов

Некоторые предлоги, несмотря на то, что являются производными от существительных, пишутся раздельно. К ним относятся конструкции с частицами «по», «за» и «в». Кроме того, следует запомнить написание предлогов «в течение» и «в продолжение», которые имеют в конце исключительно букву «е». Однако если словоформа является смесью предлога и имени существительного в предложном падеже, то окончание меняется на «и». Дополнительным проверочным критерием в последнем варианте может служить возможность вставки внутрь конструкции еще одного слова.

Сочетание «в заключение» не относится к предлогам и вариант его написания полностью зависит от предложения. Если словоформа представляет собой обстоятельство, то есть имеет зависимую конструкцию, то пишется буква «и». В остальных ситуациях существительное ставится в винительный падеж и, соответственно, употребляется буква «е».

Правописание предлогов слитно

При написании предлогов слитно нужно уметь четко определить часть речи, так как идентичные по звучанию сочетания слов пишутся совершенно иначе. Распространенные спорные конструкции:

  • «Несмотря на» и «не смотря на». Первый вариант используется в тех случаях, когда невозможно убрать «не», конструкцию нельзя заменить глаголом, а смысл словоформы: « несмотря на то, что».
  • «Ввиду» и «в виду». Первая часть речи употребляется слитно в тех ситуациях, когда имеется причинно-следственная связь. Раздельное написание словоформы требуется при наличии пространственного отношения.
  • «Вслед» и «в след». Предлог пишется слитно, если его можно дополнить словосочетанием «за зверем».
  • «Вследствие» и «в следствие». Предлог пишется только с буквой «е» и выражает последовательный переход от причины к следствию. При сочетании имени существительного с предлогом возможно изменение окончаний.
  • «Навстречу» и «на встречу». Первый вариант указывает направление, а второй подразумевает определенную цель (на встречу с другом).
  • «Насчет» и «на счет». Предлог употребляется в смысле «о чем-либо» и пишется слитно. Второй вариант употребляется в тех случаях, когда между словами можно вставить еще одно.
  • «Посередине» и «по середине». В первом случае подразумевается пространственное отношение, во втором – имеется конкретный объект и возможно разделение слов еще одним.
  • «Наподобие» и «на подобие». Первый вариант пишется слитно, так как подразумевает синоним «что-то вроде». Во втором случае между словами можно вставить третье.
  • «Вроде» и «в роде». Первый вариант используется в тех случаях, когда конструкцию можно заменить синонимом.

Чтобы никогда не ошибаться при написании предлогов, следует хорошо знать правописание всех остальных частей речи и их отличительные свойства. Быстрое принятие решений, без вспоминания правил, становится реальным только при достаточном опыте.

Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.

2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.

3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.

4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.

Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.

Правописание производных предлогов.

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производные предлоги Сущ. + непроизводным предлогом
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт.
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники).

Примечание:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.

1. Пишутся слитно предлоги ВВИДУ, ВМЕСТО, ВРОДЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, СВЕРХ, ВНУТРИ, ВСЛЕД, НАВСТРЕЧУ, НАПЕРЕКОР, НАПОДОБИЕ, НАСЧЕТ, ПОСРЕДИНЕ (ПОСЕРЕДИНЕ), ПОСРЕДСТВОМ. Эти производные предлоги образовались из сочетаний предлога и существительного. Сравните: Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью . (Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка) Но при составлении контракта я более всего имел в виду тот врожденный трепет, с которым русский человек смотрит на всякую грамотку . (А. Фет. Контракт)

2. Пишутся слитно предлоги НЕСМОТРЯ, НЕВЗИРАЯ со значением уступки, которые образовались из сочетания предлога и деепричастия. Сравните: Мы отправились в путь, несмотря на дождь. Он шел, не смотря под ноги .

3. Пишутся раздельно предложные сочетания В ВИДЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ, В ОТНОШЕНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В СВЯЗИ С, В СИЛУ, В СМЫСЛЕ, В ТЕЧЕНИЕ, В ЦЕЛЯХ, В ЗАВЕРШЕНИЕ, В ЦЕЛЯХ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, ПО МЕРЕ, ПО ПОВОДУ, ПО ПРИЧИНЕ. От исходных сочетаний предлога и существительного отличаются лишь некоторые из производных предлогов. Обратите внимание на последнюю гласную Е в предлогах В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, В ЗАВЕРШЕНИЕ.

Упражнение

    Еще бы – публика в_течени_ трех часов следила, как Руслан любит Людмилу, и вдруг под занавес выясняется, что он ее вовсе не любит и разыскивает не ее, а какую-то Таню. (Владимир Высоцкий. О жертвах вообще и об одной в частности)

    Не_смотря на ее пятьдесят лет, в волосах ее не заметно было седины. (А. Фет. Вне моды)

    А на_счет того, что наши горы оскудеть могут, у меня и думки не бывало. (П. Бажов. Рудяной перевал)

    Вернувшись домой, я узнал, что необходимые средства поступили на мое имя от одного из институтов, заинтересованных в_завершени_ работ, и, таким образом, этот пакет оказался ни к чему. (Б. Левин. Инородное тело)

    Жили эти супруги очень дружно в_продолжени_ шести лет. (Н. Тэффи. Ревность)

    Вскоре я услыхал выстрел и в_след за тем голос зовущего меня генерала… (А. Фет. Каленик)

    Во все время моих скитаний по тюрьмам я старался строго держать себя в руках и никогда не позволял себе в_заключени_ трех вещей: спать днем, валяться на кровати, когда не спишь, и затем – отдаваться этим порывам разнеженности, когда к ним соблазняло одиночество, тоска и порой расстроенные нервы. (В. Короленко. Искушение)

    В_течени_ семейной жизни генерала Епанчина наступал очевидный переворот. (Ф. Достоевский. Идиот)

    Из-за угла на_встречу Семену выходит только что закончивший совещание Сталин. (В. Пелевин. Реконструктор)

    Правда, в_отличи_ от многих ему повезло, вернулся, хоть и с нажитым в лагере туберкулезом. (В. Быков. Народные мстители)

    Катя купила географическую карту и воткнула булавку в_место , где кровь проливает знакомый юнкер. (А. Толстой. Простая душа)

    – Товарищи, имейте в_виду , остались только пятнадцатые и шестнадцатые номера! (Г. Горин. Что-то синее в полосочку...)

    Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в_продолжени_ рода. (Л. Толстой. Война и мир)

    В_место скафандра они уносят на своём брюшке большой пузырь воздуха, которым дышат под водой. (И. Соколов-Микитов. Пауки)

    «Значит, так, товарищи писатели, – сказал нам генерал в_завершени_ этой короткой сцены. – Завтра вы вылетаете на Сааремаа». (В. Аксенов. Негатив положительного героя)

    Смело можно утверждать, что дарование, какое бы оно ни было, явление совершенно случайное в_роде Сусликовых. (Д. Григорович. Капельмейстер Сусликов)

    В_продолжени_ года она сделала такие успехи во французском языке, что просто невероятно! (И. Панаев. Барышня)

    Они ткали превосходные одежды из шерсти, и умели записывать мысли по_средством изображения предметов, – это знание они вынесли в крови, как древнее воспоминание исчезнувшей цивилизации. (А. Толстой. Аэлита)

    Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный на_подоби_ льва. (А. Куприн. Белый пудель)

    Он начал вмешиваться в_следстви_ . (Ю. Семенов. Семнадцать мгновений весны)

    Которые мужики с_верх того расстараются, таким давать семена за казенный счет, либо по самой низкой цене. (П. Бажов. Про «водолазов»)

    В погоне за рыбой Лапкин в_место рыбы как-то нечаянно схватил руку Анны Семеновны, нечаянно прижал ее к губам. (А. Чехов. Злой мальчик)

    Должен вам сказать, что в_отличи_ от многих библиофилов я не отношусь к книге как к фетишу. (Б. Сарнов. Юра Красиков творит чудеса)

    Я поднялся по лестнице и очутился в_нутри трубы. (Ю. Олеша. Зрелища)

    Он долго смотрел мне в_след . (Н. Тэффи. Предсказатель прошлого)

    Желая как можно скорее сесть в экипаж, я пошел к нему на_встречу . (А. Фет. Бедные люди)

    Толстый господин так удивился, что высоко поднял брови, в_следстви_ чего маленькие заплывшие глазки его впервые как будто глянули на свет Божий. (А. Аверченко. Двойник)

    А сколько раз он встречал Новый год на пустой улице, опаздывая на_встречу . (А. Раскин. Когда папа был маленьким)

    Перегоревшая лампочка располагалась в_нутри узкого стеклянного абажура, висевшего на длинном шнуре, так что лезть надо было не очень высоко. (В. Пелевин. Зигмунд в кафе)

    В_заключени_ тренировки он нокаутировал тренера, что было квалифицировано как действие, заслуживающее минимум звания мастера спорта. (М. Веллер. Правила всемогущества)

    А уж про то, как она матери на_перекор все делает, и говорить нечего. (Л. Чарская. Дочь Сказки)

    Шесть ямщиков, в синих изгребных и голубых ситцевых рубахах, в шляпах на_подоби_ горшков и в фуражках, мужчины здоровые, краснощекие, собравшись в кучу, о чем-то толковали. (Ф. Решетников. Очерки обозной жизни)

    Приходилось жёстко требовать от союзников, чтобы на_встречу с этими людьми допускали наших представителей, профессионалов сыска. (А. Солженицын. На краях)

    Ну-с, и, обладая подобной точкой опоры, он будет переворачивать мир, не_взирая на технику безопасности. (Д. Гранин. Искатели)

    Раньше мы, бывало, в усадьбу ходили на_счет газет и прочего, а теперь живем в полном лесу, как зебры, и ничего не знаем, какие события на далеком шаре земли, например, в Петербурге. (Е. Замятин. Слово предоставляется товарищу Чурыгину)

    И мать, на_перекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. (В. Распутин. Уроки французского)

    Впрочем (поглядев на часы), в_виду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. (А. Чехов. О вреде табака)

    Но потрясенный нравственными впечатлениями, встречей с государем и словами его и Дибича, в_следстви_ всего испытанного им, он заболел нервной горячкой и пролежал больной около шести недель. (И. Гончаров. Превратность судьбы)

    Ведь известно: все в мире держится на_подоби_ . (В. Пелевин. Generation «П»)

    Для одних героев фильма события развивались в_течени_ одного дня, для других – в_течени_ полутора лет. (Ю. Визбор. Когда все были вместе)

    Шутовской патриарх сидел на_подоби_ трона и раздавал направо и налево благословения, а перед ним сидел отец Силен на бочке. (Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

    В море сигналы всегда делаются по_средством небольших флагов. (Н. Тэффи. Морские сигналы)

    В начале апреля снег сошел, и, не_смотря на значительные холода, кое-где начала пробиваться молодая травка. (А. Фет. Весенние затруднения)

    Да, с_верх того, в Европе остались несколько видоизмененными и все азиатские глупости, собственно переменились только названия. (А. Герцен. Доктор Крупов)

    По_середине стоит весь белый, никакого румянца, руки по швам, тот самый, похожий на девочку солдат Федя. (В. Некрасов. Мамаев курган на бульваре Сен-Жермен)

    В_виду суровости климата над городом была устроена не проницаемая для света крыша, с могучими вентиляторами для постоянного обмена воздуха. (В. Брюсов. Республика Южного Креста)

    В_заключени_ считаю нужным предупредить, что если хотя на один из означенных пунктов последует отрицательный ответ, то я вынужден буду сложить с себя звание члена Общества. (А. Чехов. Вынужденное заявление)

На уроке вы повторите основные сведения о предлоге и подробнее остановитесь на теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Вместе с учителем вы разберете примеры, которые помогут вам отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, от которых предлоги образованы.

Рис. 2. Существительные с предлогом. ()

· Отличие предлога от деепричастия.

· Отличие предлога от наречия.

Домашнее задание

Упражнения № 308, 309, 310. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1 . Составить и записать предложения со словами:

в течение - в течении; вследствие - в следствии; в продолжение - в продолжении; насчет - на счет.

Задание №2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. (В)следствии.. снежных заносов нам пришлось заночевать на полпути в (не)знакомом городе. 2. Разговор необходимо (от)ложить (в)виду предстоящего отъезда. 3. Я пришел поговорить (с)вами (на)счет сестры. 4. Придется тебе подежурить (в)место меня. 5. Имейте (в)виду , я (не)пременно приду завтра узнать, выполняете ли вы советы врача.

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

3. Культура письменной речи ().

Лекции и электронные учебники.

Предлог. Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

  • Обучающие:
    – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
    – научить правильно писать производные предлоги;
    – устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
    – обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  • Развивающие:
  • Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
  • Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
  • Коррекционные:
  • Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН . Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

(Предл. пад.)

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Вин. пад.)

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

Теперь потренируемся.

  1. А там, (в)течени… реки,
    Где воды были глубоки,
    (В)течени… недели
    Образовались мели.
  2. А (в)продолжени… романа
    Пройдет рассказ о дальних странах,
    Где (в)продолжени… трех лет
    Скитался сосланный поэт.

А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

Теперь потренируемся.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие .

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии ”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии .

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

  1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
  2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
  3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
  4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
  5. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
  6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.

Игра “Корректор”.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и :
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е :
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Подведение итогов:

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
  4. Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?

Домашнее задание на выбор:

1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы :

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.

2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.

3-й вариант – творческое задание: написать эссе:

Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.

  1. В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.
  2. (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.

Литература:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.