Голос вечной памяти в «Тихих зорях» Бориса Васильева. Борис Васильев - А зори здесь тихие… В списках не значился (сборник)

Обои

© Васильев Б. Л., наследники, 2004

© Воронов В., вступительная статья, 2004

© Пинкисевич П., наследники, иллюстрации, 1972

© Дурасов Л., иллюстрации, 1976

© Петров М., наследники, рисунок на переплете, 2004

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2004

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом он из дворян. Отец – кадровый офицер, служил в царской, Красной и Советской армиях.

Мировоззрение Бориса Васильева формировалось под влиянием семейных нравственно-философских традиций. Он с детства интересовался литературой и историей. Учась в воронежской школе, играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Когда Борис Васильев окончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война. Он ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка. Участвовал в боях под Смоленском, выходил из окружения. Позже был контужен.

По выздоровлении в 1943 году его направили учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (ныне имени Р. Я. Малиновского). После окончания инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1954 году демобилизовался в звании инженера-капитана. Решил заняться литературным трудом.

С середины 1950-х годов Борис Васильев писал пьесы и сценарии. Затем, уже достаточно зрелый мастер, он перешел к прозе. Первое прозаическое произведение, повесть «Иванов катер», о нелегком труде речников на лесосплаве, написана в 1967 году и опубликована в 1970-м.

В 1969 году вышла в свет повесть «А зори здесь тихие…». По этой повести в 1972 году режиссером С. И. Ростоцким был снят одноименный художественный фильм, удостоенный Государственной премии СССР. О войне, о судьбе своего поколения Борис Васильев рассказал также в романе «В списках не значился» (1974). Роман основан на документальных фактах. Главному герою романа, лейтенанту Плужникову, автор дал фамилию своего погибшего школьного друга. Названная выше тема продолжена в повести «Завтра была война» (1984), в рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестерка» (1980), «Неопалимая купина» (1986) и в других произведениях.

Роман-эпопея «Были и небыли» (1977–1980) определил новые темы творчества Бориса Васильева: история русской интеллигенции и история России, продолженные в последующих произведениях.

Новый этап творчества писателя: исторические романы «Вещий Олег» (1996) и «Князь Ярослав и его сыновья» (1997).

Борис Васильев – автор многочисленных публицистических статей. Их тематика – потеря обществом исторической памяти, господство исторического незнания, медленно, исподволь убивающего нацию. Писатель не устает говорить и о необходимости установления приоритета культуры, которую он определяет как «традиционную, выработанную тясячелетиями систему выживания данного народа».

Во второй половине 1980-х годов Борис Васильев активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Был депутатом I съезда народных депутатов СССР. Однако позже он оставил политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом.

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР (1975) и премии имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997).

Сейчас писатель живет и работает в Москве.

Остаться человеком

Тридцать пять лет прошло с того дня, когда в журнале «Юность» была напечатана повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Она изумила прежде всего нас, работавших тогда в редакции, своей пронзительной человеческой правдой о войне, о юных девчонках, которые погибли в болотистых лесах Карелии весной 1942 года, погибли без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически, с молчаливым достоинством. Ни у одной из этих пяти девчонок даже не мелькнула мысль о том, нужно ли было жертвовать своей жизнью в этой лесной глухомани, в неравной схватке с опытными, здоровенными немецкими диверсантами, которых оказалось втрое больше, чем этих девочек, одетых в гимнастерки, юбки и грубые армейские сапоги. Ведь никто никогда не узнает, как они умирали в этой совершенно случайной военной схватке, белыми майскими ночами, когда солнце, едва-едва зайдя за горизонт, снова появлялось над лесами и сумасшедший писк миллионов комаров продолжал одолевать людей…

Говорят, на миру и смерть красна, когда на глазах твоих товарищей или просто незнакомых людей ты должна (или должен) принять то неизвестное и ужасное, что тебе суждено. Порой язык не поворачивается назвать такое поведение подвигом.

Что уж там было героического в тяжком – шаг за шагом – продвижении Лизы Бричкиной через болотные топи, полные ледяной воды?.. Случайно, совсем рядом, неожиданно вспучился болотный пузырь и громко лопнул, а девочка в испуге сделала один неверный шаг в сторону – и вязкая холодная жижа затянула ее в глубину. А Лиза, выросшая с отцом-лесником, вдали от городов, от радио, шумных веселых вечеринок, шутливых мальчишек, так мечтала о простой человеческой ласке, о сильных мужских руках… Борис Васильев не захотел описать, как билось в страхе и ужасе сердце Лизы, когда ее затягивало в бездонные топи – под птичий щебет, под лучами равнодушного северного солнца. Борис Васильев скуп на слова; в самые трагические последние минуты он пишет стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле…

И вот так умирать – в безвестности, наедине с целым миром, который никогда о тебе не узнает, – наверно, не легче, чем на глазах товарищей подняться из окопа навстречу пулемету… Фронтовики вспоминают, что самая страшная смерть – нелепая (в старину слово «лепота» означало «красота»). И кто осудит выросшую в детдоме Галю Четвертак, когда она, не выдержав испытания страхом, с криком ужаса выбежала из укрытия под немецкие автоматные очереди…

В начале 70-х годов недавно прошедшего ХХ века так, как Борис Васильев, писали немногие. Уже были созданы сотни книг о грандиозных военных битвах – под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина; рассказывали о биографиях прославленных полководцев, о жизни известных героев, закрывших своей грудью амбразуру вражеского дзота… Заканчивалась первая четверть века после войны.

Женское лицо войны

Многим знакомо содержание фильма, снятого по этому произведению. Но сама книга обладает намного большей силой. Из нее словно прорывается та горечь, которая обрушилась на людей. История каждого персонажа трогательная, она не оставит никого безразличным к тому, что в свое время пережил наш народ, наши деды и прадеды. Старшина Федот Евграфыч Васков наконец то нашел такой отряд солдат, что не злоупотребляет спиртным и не гуляет. Но, дисциплина в нем явно страдает, ведь его подчиненными были… девушки. А им забавно было наблюдать, как смущается в их присутствии командир, как порой бывает ему сложно даже смотреть на таких смеющихся и красивых девчонок.

А ведь за этим смехом прячутся те, кто «тихо и беспощадно» ненавидят и немцев, и войну. В повести «А зори здесь» Борис Васильев выписывает каждый персонаж так правдоподобно, и с такими подробностями, что оживает все действо. Невольно переживаешь за девушек, и сочувствуешь каждой из них:

  • Рита Осянина. Муж ее погиб еще в самом начале войны, осталась она одна с сыном. Так пришло решение отослать ребенка к матери, а самой отправиться на фронт.
  • Женя Комелькова. Рыжая красавица. На ее глазах были убиты ее родные.
  • Лиза Бричкина. Дочь лесника. Пять лет своей жизни девушка посвятила ухаживанию за болеющей мамой, и так и не закончила школу.
  • Соня Гурвич. Последовала на фронт за своей первой любовью.
  • Галя Четвертак. Девушка росла без родителей, в детдоме.

Война перечеркивает будущее каждой из них: возможность получить образование, иметь семью, родить и вырастить детей. Война забирает и саму жизнь девушек, лишая права любить, радоваться, быть счастливой.

Страшное слово «война»

Взвод, которым командует Рита Овсянина, переводят, и теперь она находится недалеко от городка, в котором живут ее мать и сын. Тайно, девушка по ночам ходит их навещать. Вот так, с одной из самоволок она возвращается с вестью, что видела в лесу немцев.

Решено было отправить небольшой отряд под командованием Васкова, чтобы перехватить фашистов. Но, ни одна из девушек не выживает в схватке с противником. Как и многие другие миллионы жертв войны, они отдали свои жизни ради будущего людей.

Произведение писателя словно отдает дань памяти каждому, кто выходит за рамки статистики. У этих людей есть своя история, которую нужно постараться увидеть в безличных цифрах.

Поэтому читать Бориса Васильева на этом сайте будет интересно каждому, кто хочет понять, что пришлось пережить тем, кто жил в то время и воевал. Это дает возможность сказать им спасибо за их подвиг во имя нашей жизни.

«А зори здесь тихие» - небольшая повесть, которая с пронзительной искренностью рассказывает о судьбе пяти юных девушек, погибших в болотистых карельских лесах. Эта книга, написанная Борисом Васильевым в 1969 году, настолько правдиво и трогательно повествует о военных событиях 1942 года, что за сравнительно короткий период она дважды сумела обратить на себя внимание кинематографистов. Постараемся изложить краткое содержание «А зори здесь тихие» так, чтобы это произведение не показалось читателю сухим изложение фактов, а заставило его ознакомиться с оригиналом.

Глава первая

Идет война. Действия разворачиваются в мае 1942 года. Тридцатидвухлетний Федот Евграфыч Васков в звании старшины командует 171-м железнодорожным разъездом. Незадолго до финской войны он женился, но, вернувшись, обнаружил, что супруга его отправилась с полковым ветеринаром на юг. Васков развелся с ней, а общего сына, Игоря, вернул через суд и отдал на воспитание своей матери. Через год мальчика не стало.

В его части все спокойно. Военнослужащие, осмотревшись, начинают пить. Васков строчит рапорты начальству. Ему присылают взвод девчат, которые потешаются над его робостью.

Это основная суть первой главы, ее краткое содержание. «А зори здесь тихие» Васильев посвятил тем девушкам, которые несли службу и совершили свой подвиг на благо Родины.

Глава вторая

Командующим первым отделением взвода была строгая девушка, Рита Осянина. Любимый ею муж погиб в самом начале войны. Сын Альберт теперь воспитывается у ее родителей. Потеряв мужа, Рита люто возненавидела немцев и сурово обходилась с девочками своего отделения.

Однако ее суровый характер смягчился после того, как к ней в отделение поступила веселая красавица Женя Комелькова. Даже краткое содержание «А зори здесь тихие» не может обойти вниманием ее трагичную судьбу. На глазах этой девушки расстреляли ее маму, братика, сестренку. Женя пошла на фронт после их гибели, где познакомилась с полковником Лужиным, который защитил ее. Он - семейный мужчина, и военное начальство, узнав об их романе, отправило Женю в девичий коллектив.

Девушки дружили втроем: Рита, Женя и Галя Четвертак - неказистая дурнушка, которой Женя помогла «расцвести», подогнав гимнастерку и соорудив прическу.

Рита по ночам навещает свою мать и сына, которые живут неподалеку, в городе. Об этом, конечно, никто не знает.

Глава третья

Возвращаясь в часть от мамы и сына, Осянина замечает в лесу немцев. Их было двое. Она сообщает об этом Васкову.

Этот эпизод ключевым образом определяет дальнейшее краткое содержание «А зори здесь тихие». Васильев выстраивает события таким образом, что роковая случайность влияет на последующее повествование: если бы Рита не бегала в город к маме и сыну, не было бы и всего последующего рассказа.

Она сообщает об увиденном Васкову. Федот Ефграфыч вычисляет маршрут следования фашистов - Кировская железная дорога. Старшина решает отправиться туда коротким путем - болотами к Синюхиной гряде и уже там ждать немцев, которые, как он рассчитывал, пойдут по окружной дороге. С ним идут пятеро девушек: Рита, Женя, Галя, Лиза Бричкина и Соня Гурвич.

Федот рассказывает своим подопечным: "Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие...". Краткое содержание с трудом может передать трагичность этого небольшого произведения.

Главы четвертая, пятая

Девушки во главе с Васковым переходят болото.

Соня Гурвич родом из Минска. Она из большой семьи, ее папа - участковый врач. Что с ее родными теперь, она не знает. Девушка закончила первый курс Московского университета, хорошо говорит по-немецки. Ее первая любовь - молодой человек, с которым она вместе посещала лекции, ушел на фронт.

Галя Четвертак - сирота. После детского дома она поступила в библиотечный техникум. Когда она была на третьем курсе, началась война. При переходе через болото Галя теряет сапог.

Глава шестая

Все шестеро благополучно перешли через болото и, добравшись до озера, ждут немцев, которые появляются только к утру. Немцев оказывается шестнадцать, а не двое, как они рассчитывали.

Васков отправляет Лизу Бричкину на разъезд доложить об обстановке.

Ожидая подмогу, Васков и четверо девушек изображают лесорубов, чтобы ввести немцев в заблуждение. Постепенно они переходят на новое место.

Глава седьмая

Отец Лизы Бричкиной - лесник. Девушка не смогла закончить школу, потому что пять лет ухаживала за больной мамой. Ее первая любовь - охотник, который остановился однажды на ночлег в их доме. Ей нравится Васков.

Возвращаясь на разъезд, при переходе через болото Лиза тонет.

Главы восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая

Васков обнаруживает, что забыл кисет, Соня Гурвич вызывается принести его, но ее убивают двое немцев. Девушку хоронят.

Вскоре Васков и девушки видят остальных немцев, которые приближаются к ним. Спрятавшись, они решают стрелять первыми, в расчете на то, что фашисты испугаются невидимого противника. Расчет оказывается верным: немцы отступают.

Между девушками разногласие: Рита и Женя винят Галю в том, что она трусиха. Васков заступается за Галю, и они вместе идут в разведку. Соня, вскрикнув, выдает себя, ее убивают немцы.

Федот Евграфыч уводит врагов от Жени и Риты. Он понимает, что Лиза не дошла, и помощи не будет.

Мы почти изложили краткое содержание «А зори здесь тихие». Анализ этого произведения, безусловно, нельзя провести, не узнав, чем оно закончилось.

Главы двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая

Васков возвращается к девушкам, они готовятся к последнему бою, в котором им удается убить несколько немцев. Рита смертельно ранена. Васков подыскивает для нее безопасное место. Женю убивают немцы. Рита обращается к Васкову с просьбой позаботиться о сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Риту и Женю, направляется к месту расположения врага. Убив одного, он велит оставшимся четверым связать себя и берет их в плен. Увидев своих, Васков теряет сознание.

Федот Евграфыч сдерживает данное Рите обещание и воспитывает ее сына.

Таково краткое содержание «А зори здесь тихие». Борис Васильев по главам рассказал о судьбах многих девушек того времени. Они мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле, но на их долю выпала жестокая война... Война, которая не пощадила ни одной семьи. Боль, нанесенная тогда людям, живет в наших сердцах и по сегодняшний день.

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…
БОРИС ВАСИЛЬЕВ

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый
длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю
бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться,
Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на
всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул
артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в
позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую
дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал
упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в
двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать
самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и
присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не
выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда
число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и
сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как
обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что
старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них
лишь числа да фамилии.

– Чепушиной занимаетесь! – гремел прибывший по последним рапортам майор. –
Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

– Шлите непьющих, – упрямо твердил Васков: он побаивался всякого
громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. – Непьющих и это…
Чтоб, значит, насчет женского пола.

– Евнухов, что ли?

– Вам виднее, – осторожно говорил старшина.

– Ладно, Васков!… – распаляясь от собственной строгости, сказал майор. –
Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди,
старшина, если ты и с ними не справишься…

– Так точно, – деревянно согласился комендант. Майор увез не выдержавших
искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких,
которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако
выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни
одного человека.

– Вопрос сложный, – пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии
Никифоровне. – Два отделения – это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт
перетряси, и то – сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка
сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина
со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

– С командиром прибыли?

– Не похоже, Федот Евграфыч.

– Слава богу! – Старшина ревниво относился к своему комендантскому
положению. – Власть делить – это хуже нету.

– Погодите радоваться, – загадочно улыбалась хозяйка. – Радоваться после
войны будем, – резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было
решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-
прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под
пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

– Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты
отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны
объекта, – тусклым голосом отрапортовала старшая. – Докладывает помкомвзвода
сержант Кирьянова.

– Та-ак, – совсем не по-уставному сказал комендант. – Нашли, значит,
непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку
зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали
доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался:
боялся за авторитет.

– Из расположения без моего слова ни ногой, – объявил он, когда все было
готово.

– Даже за ягодами? – бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

– Ягод еще нет, – сказал он.

– А щавель можно собирать? – поинтересовалась Кирьянова. – Нам без приварка
трудно, товарищ старшина, – отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но
разрешил:

– Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. На разъезде наступила
благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами
шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в
собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти
куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом,
сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего
Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому
всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний
месяц.

– Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, – сказала хозяйка, понаблюдав за его
общением с подчиненными. – Они вас промеж себя стариком величают, так что
глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя
считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры,
предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед
комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась
укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим
немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного
сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал
неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

– Демаскирует.

– А есть приказ, – не задумываясь, сказала она.

– Какой приказ?

– Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола
разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать
будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что
без веточки и шагу не ступишь. Но веточка – это еще ничего, это еще вполне
допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом
углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, – вот это было совсем уж
никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и
обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно
помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с
командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать
родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в
брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из
чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто
коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только
что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была
Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку,
хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

– Вдовая она, – поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. – Так
что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор:
лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и
следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами
не любезничают – это все так. А внутри – беспорядок:

– Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая. Разве это команда?
Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка
полная, это надо порушить, а как? Попробовал он насчет этого со старшей, с
Кирьяновой, поговорить, да у нее один ответ:

– А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.

Смеются, черти…

– Стараешься, Федот Евграфыч?

Обернулся: соседка во двор заглядывает, Полинка Егорова. Самая беспутная из
всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.

– Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался,
вроде как на племя.

Хохочет. И ворот не застегнут: вывалила на плетень прелести, точно булки из
печи.

– Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе,
неделю – в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.

– Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и
веди соответственно.

– Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат и с солдаток.

Вот ведь петля какая! Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти?
А ему она не подчинена: он этот вопрос с крикуном майором провентилировал.

Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно
особо разобраться надо. Совершенно особо…

Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну,
писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат
в конце этого, четвертого, у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху
было, если б про медведя узнали! Это ж надо: не от газов в мировую, не от клинка
в гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже – медведь заломал!
Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели…

Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они, не гляди
что рядовые, – наука: упреждение, квадрант, угол сноса. Классов семь, а то и все
девять, по разговору видно. От девяти четыре отнять – пять останется. Выходит,
он от них на больше отстал, чем сам имеет…

Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А
кого винить? Разве что медведя того, невежливого…

Странное дело: до этого он жизнь свою удачливой считал. Ну не то чтоб
совсем уж двадцать одно выходило, но жаловаться не стоило. Все-таки он со своими
неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до
старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было, но с других
концов, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех
стволов саданула, но Федот Евграфыч устоял все ж таки. Устоял…

Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя.
Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако
мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась,
Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый
раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с
полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею
немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год
мальчонка его помер, и с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу,
что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей
Марии Никифоровне, за догадливость.

Вот за тот осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество
кое-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность,
поручили ему пакгауз тот блюсти. Трижды в день обходил старшина объект, замки
пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: "Объект
осмотрен. Нарушений нет". И время осмотра, конечно.

Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня спокойно. А теперь…

Вздохнул старшина.

Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер
– встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а
собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-
только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким
деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не
был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся.

Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях,
ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до
крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати.
Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь
шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали
игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс –
и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее
провожать.

И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно
молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой
робости сердце Риты падало прямо в коленки.

Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант
уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.