Как сделать рассеиватель для светодиодной ленты своими руками из подручных материалов? Рассеиватель на вспышку, что это и зачем? Рассеиватель для встроенной вспышки своими руками

Дизайн, декор

Сегодня многие осветительные приборы оснащены рассеивателями. С их помощью обеспечивается формирование светового потока необходимого качества.

Многие лампы, которые продаются сегодня в магазинах осветительных приборов, уже оснащены такими элементами. Но при желании любой человек может попробовать сделать такой элемент своими руками. Так вы не только проведете время с интересом и пользой, но и сможете оснастить любые домашние светильники подобного рода дополнением. И не надо будет бежать в магазин.

Небесполезная деталь

Любые осветительные приборы создают световой поток определенного уровня. Но его можно изменить. Для этих целей и был изобретен рассеиватель. С его помощью можно смоделировать световой поток и сделать освещение более мягким. Наиболее часто рассеиватель используется для модуляции освещения, исходящего от современных экономичных лампочек (светодиодные, люминесцентные, галогеновые и т.д.), вкрученных в светильники.

Светодиодная лампа с рассеивателем

Особое внимание следует уделить светодиодным осветительным приборам. Светодиод дает узконаправленный и чистый свет. Поэтому смотреть на него будет не слишком комфортно. Поэтому такая ситуация подлежит исправлению с помощью рассеивателей. Это нужно делать еще и потому, что такие рекомендации прописаны в СНиП.

Обратите внимание! Исключение в плане модуляции светового потока до оптимального уровня составляют только уличные фонари, а также подсветка архитектурных сооружений.

Рассеиватель в светодиодных светильниках обязан выполнять следующие функции:

  • обеспечивать защиту светодиодов (или другого источника света) от воздействий окружающей среды;
  • создавать для глаз комфортное и правильное распределение светового потока, испускаемого лампочкой;
  • повышать долговечность осветительного изделия;
  • повышать стойкость прибора к различного рода химическим воздействиям.

Как видим, невозможно произвести обычную замену люминесцентной лампочки на светодиодный источник света. Здесь обязательно возникает необходимость дополнительно установить рассеиватель. В результате вы своими руками получите экономичный, модернизированный и безвредный светильник, свет которого подходит для комфортного пребывания в помещении во время его работы.
Для многих светильников (например, марки Армстронг, Опал и т.д.) данный элемент изготавливают из оргстекла. Из этого же материала рассеиватель вполне можно изготовить и своими руками в домашних условиях.

Материал для работы

Поликарбонат

На сегодняшний день существует большое разнообразие материалов, из которых своими руками можно изготовить такой элемент как рассеиватель. Как правило, его необходимо делать для светодиодных типов светильников марки Армстронг, Опал и т.д.
В перечень материалов, пригодных для изготовления рассеивателя, входят:


Обратите внимание! Стойкость к старению очень актуальна для светодиодных светильников, так как этот источник света также имеет один из наиболее продолжительных периодов эксплуатации (свыше 50 тыс. часов). Особенно часто такие рассеиватели встречаются на лампах Опал и Армстронг.

Полистирол

  • полистирол. Этот материал также обладает всеми необходимыми свойствами для того, чтобы из него были изготовлены рассеиватели.

Все перечисленные выше материалы представляют собой альтернативу для стандартного силиконового стекла. Они успешно используются в качестве рассеивателя для всех светильников светодиодного типа (Опал, Армстронг и другие). При правильном подходе из любого материала, указанного выше, можно изготовить своими руками качественный рассеиватель.

Что нужно знать

Установка рассеивателя

Если вы решили своими руками соорудить рассеиватель для светодиодного типа осветительного прибора (Армстронг, Опал и т.д.), необходимо выбрать не только материал для изготовления, но и определиться с другими параметрами:

  • цвет;
  • структура поверхности;
  • форма.

Рассеиватель для светильников, выполненный своими руками, будет иметь различные варианты конструкции, отличаясь по цвету, форме и своей структуре.

Матовый элемент

Эти элементы конструкции светильника могут различаться в зависимости от типа монтажа:

  • на накладной корпус лампы;
  • на подвесных потолках;
  • универсальный.

Кроме этого отдельную группу составляют светорассеиватели, предназначенные для установки на фары различных транспортных средств, а также не стандартные осветительные приборы.
Конструкция светорассеивателей может быть следующей:

Призматическая структура

  • с матовой поверхностью. Это самая дорогая модель. Их особенностью является пропускание через себя чуть более половины светового потока (примерно 60 %). В результате свет становится более мягким, теплым, что повышает его комфортность для глаз;
  • с призматической структурой. Здесь происходит пропускание почти всего светового потока (до 90%). Это возможно благодаря рифленой поверхности и прозрачности материала. В результате свет преломляется о рифленую поверхность, что позволяет рассеивать свет по всему пространству помещения.

Теперь, когда мы выяснили все важные моменты строения и работы светорассеивателя, можно приступать и к описанию его изготовления.

Делаем самостоятельно

Чтобы изготовить светорассеиватель, вам понадобится исходный материал из вышеприведенного перечня. Кроме этого нужны будут и инструменты:

  • резак;
  • стеклорез;
  • нихромовая нить;
  • дрель с набором сверл для работы с различными типами стекол;
  • строительный фен.

Обратите внимание! Выбор материала и инструментов зависит от того, какой конечный результат вы хотите получить.

Также вам необходим будет постоянный источник света для проверки готового самодельного изделия.
Процедура изготовления состоит и таких последовательных операций:


Теперь осталось закрепить светорассеиватель на светильнике. Для крупных ламп, типа Армстронг, данный элемент прикрепляют к алюминиевым профилям. Каркас из профиля может иметь круглую или прямоугольную форму. Первый тип часто используется для домашних светильников и автомобильных фар, а вот второй вариант – для офисных помещений и коридоров.

Для уличных светильников важно сделать такой рассеиватель, чтобы он выдерживал различные климатические условия места своей эксплуатации.
Как видим, сделать светорассеиватель для светодиодного типа осветительных приборов не так уж сложно. Здесь главное определиться с типом исходного материала, а также с конечным результатом, какой свет вам необходимо сделать — рассеянный или приглушенный. После этого дело остается за малым.


Освещение на кухне малогабаритной квартиры Выбор светильника для зеркала в ванной, варианты размещения

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня немного вспомним школьные уроки труда и своими руками сделаем аксессуар для фотоаппарата.

Итак, сейчас я предложу пару вариантов того, как можно сделать рассеиватель для встроенной вспышки . Для тех кто не в курсе, то рассеиватели предназначены для того, чтобы уменьшить тени на фотографии и сделать их более мягкими. В продаже сейчас есть большое количество разных вариантов. В одной из прошлых статей я делал обзор , можете посмотреть, какого эффекта можно достичь от их использования. Однако для тех, кто не готов платить и имеет «золотые руки» предлагаю Вашему вниманию пару вариантов самодельных рассеивателей для фотовспышек . Итак перейдем к сути вопроса...

Как сделать рассеиватель для встроенной вспышки

Для работы мне понадобились следующие предметы:

  • Пластиковый одноразовый белый стаканчик.
  • Теннисный белый шарик.
  • Бумажное белое полотенце.
  • Ножницы, лучше маникюрные.
  • Канцелярская резинка.

Рассеиватель для вспышки из теннисного шарика

Если у Вас есть ненужный шарик для настольного тенниса, то из него можно сделать симпатичный рассеиватель. Берем ножницы и с любой стороны (он же круглый) вырезаем отверстие под окошко встроенной вспышки. Я вырезал не очень аккуратно, но думаю Вы сможете сделать это более презентабельно.

Все же вырезать пластик лучше с той стороны, где имеется хоть какая-то надпись, так как она ни к чему на будущем нашем рассеивателе. В результате мой с такой насадкой на вспышку выглядит прикольно:

Ну вот и первый вариант рассеивателя, который можно сделать своими руками и практически без затрат. Правда такой рассеиватель может часто спадать с встроенной вспышки, но можно придумать, как его зафиксировать. Было бы желание!

Рассеиватель для вспышки из пластикового стаканчика

Это еще более экономичный вариант. Если теннисного шарика может и не оказаться, то белый пластиковый стаканчик есть, если не у каждого дома, то почти в каждом продуктовом магазине. В результате фотоаппарат с таким рассеивателем будет выглядеть следующим образом:

Достаточно дешево и сердито, а для того, чтобы такой рассеиватель не спадал со вспышки, то я рекомендую приделать канцелярскую резинку:

Желтые варианты рассеивателей

Кому лень вообще что-то делать, можно просто накинуть стакан вспышку как колпак, а благодаря разнообразию пластиковых стаканчиков, можно подобрать цветные рассеиватели и оперативно менять их, если потребуется (что маловероятно):

Вообще пластика сейчас много разного, можно и шарик теннисный желтый достать:

Еще более простой вариант, это установить белую салфетку или лист бумаги перед вспышкой. Как-то так:

Салфетку засветил, так как снимал мыльницей «в лоб», но суть, думаю понятна.

Сравнение результатов

Теперь перейдем к тоже немаловажному вопросу — к пользе от таких рассеивателей. Итак, первое фото — это съемка встроенной вспышкой без рассеивателя:

Вспышка без рассеивателя

Вспышка с рассеивателем в виде теннисного шарика

Я бы не сказал, что теней стало меньше, просто мягче и не более того. В конце насаживаю пластиковый стакан, и вот он результат:

Наверное, лучший результат из приведенных, потому что стакан больше размерами! Однако тени есть и избавиться от них не получилось. Жалко, поэтому надо сделать еще один рассеиватель для вспышки , только больших размеров, как на видео:

Я же в связи со всем вышеизложенным купил внешнюю вспышку для своего фотоаппарата фирмы


Создание фотографий – это искусство, бизнес и увлечение. И именно поэтому для создания профессиональных фото, нужно вложить солидные деньги в оборудование. Впрочем, есть некоторые «бюджетные» хитрости, которые позволят делать неплохие снимки, без специальной аппаратуры.

1. Эффект тумана



Обыкновенный целлофан, обернутый вокруг объектива, позволит сделать уникальные снимки с эффектом тумана. Кроме того, целлофановую обертку можно помять, чтобы образовались складки, преломляющие и отражающие свет. Также, можно поэкспериментировать с расстоянием между пленкой и объективом для создания еще более интересных эффектов.

2. Рассеиватель для вспышки



Чтобы снимки, сделанные в вечернее время суток или в помещениях с плохим освещением, не выглядели засвеченными, попробуйте воспользоваться самодельным отражателем для встроенной вспышки. Сделать его можно из плотного листа белой бумаги или пластика.

3. Чехол для фотокамеры



Зеркальные камеры, отличаются хрупкостью, поэтому относиться к ним нужно бережно, а носить лучше в чехле. Однако, специальный чехол стоит совсем не дешево. Но не стоит отчаиваться! Бюджетный чехол для любимого фотоаппарата можно сшить самостоятельно из небольшого куска мягкого фетра.

4. Винтажные снимки



Создавать неповторимые винажные снимки с мягким светом, эффектом тумана и размытыми краями можно и без специальных объективов. Аккуратно смажьте объектив вазелином или жирным кремом и вперед, к созданию прекрасных фото.

5. Отражатель



Чтобы улучшить освещение на фото используйте самодельный отражатель в виде блюда. Просто оберните пластиковую тарелку фольгой и прикрепите к внешней вспышке.

6. Макрообъектив



Чтобы улучшить возможности макросъемки без специального оборудования, нужно просто надеть картонную втулку от туалетной бумаги на объектив фотоаппарата.

7. Домашняя фотостудия



Фоны - обязательная составляющая профессиональной фотостудии. В домашних условиях их можно заменить рулоном обоев, оберточной бумаги, яркой клеенкой или страницами из журналов, приклеенными к стене.

8. Цветной фильтр на вспышку



Поэкспериментировать с цветами и освещением помогут цветные фильтры, которые можно приобрести, или сделать самостоятельно. Для изготовления фильтров лучше всего подойдут прозрачные папки из цветного пластика или разноцветные обложки для тетрадей. Вырежьте кусочки необходимого размера и прикрепите их к вспышке с помощью резинки для денег.

9. Правильно держать фотоаппарат



Фотолюбители редко задумываются о том, как правильно держать фотоаппарат, хотя от этого напрямую зависит резкость и четкость снимка. Фотокамеру всегда следует держать двумя руками. Ладонь правой руки охватывает корпус фотоаппарата, большой палец находится на задней стенке, указательный в расслабленном состоянии расположен на кнопке спуска затвора, три оставшихся – на передней стенке. Основная задача левой руки – поддерживать вес фотоаппарата, соответственно, для компактного фотоаппарата – снизу, для зеркального: под объективом или обхватив объектив снизу. Локти фотографа должны быть прижаты к туловищу, а поза - максимально устойчива.

10. Эксперименты с тенями



Необычные тени позволят сделать фотографии интересными и уникальными. Снимая в студии, создать искусственные тени поможет ажурная ткань, натянутая напротив осветительного прибора, узоры, вырезанные из бумаги, жалюзи и любые другие интересные текстуры.

11. Штатив



Штатив - вещь полезная, но дорогостоящая. Сделать простенький фотоштатив можно и самостоятельно, используя ПВХ трубы.

12. Фотобокс



Тем кто решил попробовать себя в предметной съемке, наверняка пригодиться идея создания самодельного лайтбокса, который обеспечит хороший фон и правильное освещение. Для начала сделайте из проволоки каркас в виде куба, пять стенок которого нужно обклеить белой не слишком плотной бумагой, над всей конструкцией стоит разместить настольную лампу.

13. Игры с отражением



Обыкновенное компактное зеркало перед камерой позволит создать необыкновенные эффекты, основанные на отражении объектов. Кроме зеркал можно использовать и другие отражающие поверхности, экспериментируя с их цветами и освещением.

Мы будем усовершенствовать встроенную вспышку на зеркальном фотоаппарате на примере Canon 60D.
Многие фотолюбители и профессионалу считают что встроенной вспышкой пользоваться вообще нестоит, так как она делает изображение плоским и неинтересным, свет он неё слишком резкий и только "в лоб". Эта проблема конечно легко решается покупкой внешней вспышли, но не всегда и не у всех есть такая возможность. Итак делаем отражатель и заодно и рассеиватель к встроенной вспышке.

Это снято со вспышкой без отражателя или рассеивателя

А это здесь уже с отражателем. Разница видна невооружённым глазом. Фотографии без обработки в графическом редакторе.


Свет вспышки падающий на объект отражённым во первых значительно мягче, а во вторых ещё и даёт ощущение объёма.

Материалы и инструменты:
- Скотч
- Картон
- Бумага
- Калька
- Кусок пластика
- Болт с гайкой
- (или )
- Ножницы
- Канцелярский нож
- Плоскогубцы
- Напильник
- Паяльник



Шаг 1:
Берём кусок пластмассы и вырезаем полоску шириной около 3 см, длинной около 6 см. Он может быть как прямым так и изогнутым как у меня, это не имеет особого значения. В любом случае нам предстоит его прогреть феном и изогнуть так, чтобы он повторял форму корпуса вспышки.

Примеряем. Впышка естественно должна быть в поднятом положении. В сторону объектива пластик должен заходить на 3 см.


Обрабатывает края напильником или наждачкой.

Шаг 2:
Прогреваем закруглённую часть пластика феном и прижимаем к корпусу вспышки снизу со стороны объектива и держим пока не остынет и не затвердеет. Пластик должен как можно точнее облегать фотоаппарат. Потом прогреваем пластик с другого края, в том месте где будет загиб внутрь корпуса вспышки. Но здесь пока что ограничиваемся изгибом в 90 градусов, потому что нам ещё предстоит вставить болт.

По центру нашего крепления сверлим отверстие (я проплавил паяльником) и примеряем болт. Он должен находиться прямо по центру надписи Canon и торчать примерно параллельно объективу. Я предварительно сточил головку болта, чтобы он выпирал из крепления минимально. Потом нагреваем болт и вставляем его в отверстие, слегка вплавив в пластик, так чтобы он не проворачивался. Можно сточить края шляпки, сделав её квадратной, тогда болт будет надёжно держаться в пластике.







У нашего крепления получилось три плоскости: нижняя, верхняя и та в которой торчит болт. Прогреваем феном плоскость с болтом и тоже прижимаем её к корпусу вспышки как можно плотней. При этом стоит контролировать и нижнюю плоскость, чтобы она не деформировалась и не отошла от корпуса фотоаппарата.







Потом прогреваем верхнюю плоскость и загибаем её внутрь корпуса вспышки. Я загибал и прижимал пластик руками в матерчатых перчатках, и это оказался не лучший вариант, а может даже и худший, так как на пластике осталась фактура ткани и частички ниток. На функционал это конечно никак не влияет, а вот эстетика пострадала значительно.

Шаг 3:
Крепление готово и мы приступаем к изготовлению отражателя. Я взял несколько листов бумаги из принтера, вырезал из них "лепесток" и склеил скотчем. Форма и размер отражателя могут быть произвольными, я повторил форму кармана на фото-сумке, чтобы было удобно хранить. Снизу прорезаем отверстие и крепим "лепесток" на болт. Собственно отражатель готов! Можно приклеить на него фольгу, для пущей эффективности. И так как отражатель получился не жёсткий, то его можно изгибать и направляя в любую сторону под любым углом, а крепление позволяет делать это одним-двумя пальцами оссобо не отвлекаясь от съёмки.








При съёмке отражатель можно наклонять в право и влево, тем самым меняя угол отражения и падения света на объект. В помещении, когда рядом всегда есть стены, мебель , и прочие поверхности для отражения света получаются очень интересные эффекты.

Шаг 4:

Для съёмки на улице или когда нет поверхностей для отражения (например в больших залах), можно смастерить ещё один лепесток, который так же будет использоваться вместе с уже изготовленным креплением, но будет не отражать, а рассеивать свет вспышки. Он будет давать мягкий свет без бликов и неконтрастные тени.

Для этого берём плотный картон, вырезаем середину оставив место под крепёжный болт и накладываем поверх кальку (бумага для выпечки) или белый полиэтилен.







Я использовал четыре слоя кальки (двух оказалось маловато). Так же можно использовать вместо картона и кальки кусок матового пластика.






Уже после тестирования рассеивателя я укоротил его снизу, потому что вспышка частично попадала на картонное основание,а обрезав пару сантиметров снизу получилось то что надо.

Часто проблема наша заключается не в том, как сотворить... А как преподнести! Буду рада, если МК в этом поможет



Рассеиватели для вспышки


Исходные материалы:

Тонкая канцелярская папка для бумаги формата А4 из тонкого, плотного и гибкого белого пластика. Куплена в магазине канцтоваров ("Комус") за 30 рублей.

Текстильная "липучка" (т.н. Велкро/Velkro) шириной около 2 см (плюс-минус), с клейким слоем с другой стороны. Покупается, например, в магазинах, торгующих шторами, карнизами и проч. - там используется для крепления на карниз декоративных панелей, ламбрекенов и т.п. Нужно всего-то сантиметров двадцать пять - тридцать. Из эстетических соображений - лучше черную, но сойдет любая (у меня вот оказалось белая). ну и всё. из инструментов - линейка, карандаш, ножницы, несколько листов бумаги и пригодится принтер.

Пластика от папки хватило на два рассеивателя разных типов. Один - простой "лопушок", второй - практически повторяющий по смыслу (с небольшими модификациями) рассеиватель фирмы .

Лопушок "Лопушок" делается элементарно - чертится на листе бумаги, потом переносится на пластик, вырезается. На "лопушок" наклеивается "крючковатая" часть текстильной липучки. "Петлеватой" частью липучки оклеивается вспышка по периметру вокруг излучателя (имеет смысл делать это именно по периметру - со всех четырех сторон, что позволит закреплять "лопушок" в самые разные положения). Перед приклеиванием липучки - обезжирить поверхность. Лучше спиртом или "сверхчистым бензином" (бензин "Калоша", растворитель "Нефрас") - более агрессивные растворители могут испортить или испачкать пластик вспышки Мой "лопушок" выглядит в итоге так:

На вспышке, соответственно, так:

Размеры выбраны из следующих соображений:

А) исходя из размера вспышки

Б) чтобы лез в тот карман сумки, где я обычно ношу вспышку

В) "чтобы угол раскрыва" был примерно 60 градусов (соотвествует фокусному 35 мм на пленке или 24 мм на типичном "кропе").

Если кто-то захочет использовать его на более широких углах или изменить размер - дело вкуса... Можно сделать хоть квадратный, хоть круглый, если кто-то найдет в этом смысл. Существенно, что нижняя часть, на которую клеится "липучка" должна быть немного шире, чем вспышка и иметь небольшие выступающие за липучку "ушки" - держит эта штука крепко и если не за что подцепить, то оторвать "лопушок" от вспышки может оказаться непросто.

При всей видимой простоте такой "лопушок" дает громадный простор для творчества. Его можно закреплять на вспышке в самых разных положениях, в том числе изгибая (пластик-то гибкий) и направляя излучатель вспышки в разные стороны (не только "в потолок", но и назад, вбок и т.п.). Например, так:

Про то, какой от этого получается свет - немного позже.

Типа "баунсер"Для ситуаций, когда потолка и стен, от которых может отражаться пых, поблизости нет - можно использовать более сложные отражатели. Например, подобные вышеупомянутому "баунсеру" фирмы "Люмиквест". На изготовление такового и был пущен остаток пластика. За основу была взята (за неё спасибо Руслану, ака RusFox).Выкройку можно напечатать на листе бумаги формата А4 прямо из файла, после чего вырезать и попробовать приложить к своей вспышке. Если что-то не понравится - попробовать иначе подогнуть, подрезать и т.п. (бумага все стерпит - но стоит иметь в виду, что пластик все-таки более жесткая штука, чем бумага и гнется менее охотно). После получения устраивающего результата - перенести его на пластик, нарисовав линии сгиба, вырезать и согнуть. Наклеить "крючкастую" часть текстильной "липучки" на места крепления "баунсера" к вспышке. Если сгибы получаются плохо, то, по идее, можно их надрезать и продубировать какой-то мягкой лентой (наклеить кусочек прочной капроновой или лавсановой ткани, например клеем "Уран", применить скотч и т.п.). Но я обошелся пока без этого. Получилась в итоге вот такая конструкция:

Что приятно - конструкция легко складывается по сгибам и лезет во всё тот же карман сумки. Вместе со вспышкой.

Крепление "баунсера" на вспышке - элементарно, при установке можно немного менять углы рассеяния, подбирая положение боковых стенок. Благодаря тому, что "липучкой" оклеен весь периметр вспышки - "баунсер" можно крепить в положении и для "горизонтального" и для "вертикального" кадра:

А теперь немного экcпериментовПопользовавшись всем этим делом - я понял, что не понимаю, какой из рассеивателей лучше использовать и куда направлять вспышку в той или иной ситуации. Результаты получаются зачастую невеселые - конечно, не "вспышка в лоб", но то лицо всё равно плоское, то безобразные тени под носом и подбородком, то еще что. В общем, захотелось систематизации. Понятно, что возможностей направить вспышку и разместить камеру относительно объекта - существует бесконечное количество. И существует столь же бесконечное количество условий съемки (разные поверхности, разные отражающие способности и т.п.). Но хоть что-то понять, попробовав несколько способов пыха - наверное всё-таки можно. В итоге была взята самая безропотная на свете "фотомодель" - плюшевая игрушка - и ей была устроена "фотосессия". Результаты сведены в таблицу ниже. Условия съемки: обычная комната с высотой потолка 2.65 метра, потолок белый (не "колорометрически белый", конечно), светлые (условно можно считать - "серые") обои, ну и мебель местами:-) Дистанция до "модели" - 2.5 метра, фокусное 85 мм. Т.е. вполне типичная "портретная" ситуация.

Использовалась камера Nikon D100 с объективом 70-210/4-5.6, вспышка SB-80DX. Ось объектива смотрела примерно в нос "модели", вспышка установлена в штатный "башмак" на камере. Все кадры сделаны с одинаковыми параметрами - матричный замер, вспышка в режиме D-TTL, баланс белого - "вспышка". Единственная разница - "вспышка в лоб" с коррекцией +0.5, остальные - с коррекцией +1.0 (использование отражения вспышки от чего попало все-таки требует небольшой коррекции в "плюс" даже при "умном" TTL-замере). Конвертация в Nikon Capture, никакой доп. коррекции результатов по экпозиции и ББ в конвертере не делалось - только приведение к "экранному" размеру и легкий "шарп" для порядка (USM 75,3,1 в Nikon Capture).

В представленной таблице: в левом столбце иллюстрируется положение вспышки на камере, в среднем - получившаяся картинка (чтобы посмотреть в увеличенном размере - просто кликните не нее, откроется в новом окне), в правом - комментарий. Можно также посмотреть результаты в виде - оно довольно наглядно. Ну а выводы, как водится, делайте сами:-)

Итак, результаты экперимента:

Вспышка в лоб


Вспышка с рассеивателем