Комедия недоросль 3 действие краткое содержание. Недоросль

Внутренняя

Чтобы понять короткое содержание го главам или по действием пьесы «Недоросль» лучше сначала ознакомится с действующими лицами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА пьесы Фонвизина «Недоросль»

  • Простаков - глава семейства, человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене, любит сына. Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
  • Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофан - сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»).
  • Еремеевна , няня Митрофана.
  • Правдин - государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
  • Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
  • Софья - племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон - молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
  • Господин Скотинин - брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
  • Кутейкин - семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин - отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман - немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям.
  • Тришка - портной-самоучка.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

«Недоросль» краткое содержание по главам (по действиям)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

ЯВЛЕНИЕ II
Простакова, называя Тришку “скотом” и “воровской харей”, ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает:
- Да первый портной, может быть, шил хуже и моего.
ЯВЛЕНИЕ III
Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: “При твоих глазах, мои ничего не видят”. Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.
ЯВЛЕНИЕ IV
Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата”. Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит “изряднехонько”. Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына “мое утешение” и отправляет его порезвиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за ее деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него “смертная охота”. Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.
ЯВЛЕНИЕ VI
Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - “наследница дохода с десяти тысяч”. Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж ее успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец “злобе жены и глупости мужа”. Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что ее судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.
ЯВЛЕНИЕ III
Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что ее у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.
ЯВЛЕНИЕ IV
Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он ее обзывает “старой хрычовкой”. Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется ее дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.
ЯВЛЕНИЕ VI
Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за “ребенка”. Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»
ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил “душу, честь и правила”. Стародум выносит приговор царствующему дому: “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.

ЯВЛЕНИЕ II

Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает ее, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо ее выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

ЯВЛЕНИЕ III

Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон ее понимает.

ЯВЛЕНИЕ IV

Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, “как благородная”. Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

ЯВЛЕНИЕ V

Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т.к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец ее всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

ЯВЛЕНИЕ VI

Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

ЯВЛЕНИЕ VII

Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума. ЯВЛЕНИЕ IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ Софья читает книгу и ждет дядю.

ЯВЛЕНИЕ II
Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор “Телемака” не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.
ЯВЛЕНИЕ III
Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.
ЯВЛЕНИЕ IV
Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.
ЯВЛЕНИЕ V
Софья признается Стародуму в любви к Милону.
ЯВЛЕНИЕ VI
Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что ее мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.
ЯВЛЕНИЕ VII
Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Мит-рофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.
ЯВЛЕНИЕ IX
Простакова интересуется, узнал ли Стародум ее сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, “кои должны быть благонравны”.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.
ЯВЛЕНИЕ III
Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.
ЯВЛЕНИЕ IV
Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые “выпустили Софью из рук”. Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.
ЯВЛЕНИЕ VI
Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т.к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.
ЯВЛЕНИЕ VII
Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, ее последней надежде, а Митрофан отвечает: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” Простакова убита “предательством сына”. Даже Софья кидается ее утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: “Вот злонравия достойные плоды”.

Действие 1

Денис Иванович Фонвизин

Действие 2

Офицером пришедшей в деревню части оказывается не кто иной, как Милон. Встретив здесь Софью, он вне себя от радости.

Милону знаком и Правдин. Выясняется, что тот – правительственный чиновник, посланный на объезд губернии с целью обуздывать произвол дворян. Правдин уже решил донести властям на самодурство Простаковых. Софья жалуется, что Простаковы грубо обходятся с нею и с нетерпением ждёт приезда дяди. Знавший прежде Стародума Правдин хвалит его прямой и честный характер.

Скотинин приходит уговаривать Софью выйти за себя. Он сулит, что на десять тысяч её дохода «выкупит свиней со бела света». Услышав от Правдина, что Простакова теперь хочет выдать Софью за Митрофана, Скотинин приходит в ярость. Митрофан и его няня Еремеевна как раз проходят мимо. Скотинин бросается на племянника с кулаками. Митрофан прячется за Еремеевну. Та дерётся со Скотининым и прогоняет его угрозой «выцарапать ему бельмы».

Появляются господин и госпожа Простаковы. Узнав, что Скотинин бросался на Митрофана, госпожа Простакова ругает Еремеевну: почему она «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши»? Простакова обещает и лично «переведаться» со Скотининым.

Приходят учителя Митрофана по «арихметике» и грамматике: отставной солдат Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Ленивый недоросль отказывается идти на урок с ними, говоря, что не может прийти в себя после нападения дяди. У Митрофана есть и третий учитель – немец Вральман, который преподаёт ему «французский язык и все прочие науки». Вральман получает от Простаковых большое жалование, однако пользы от него мало: он лишь потворствует безделью недоросля.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Действие 3

В имение Простаковых приезжает Стародум – человек, воспитанный отцом в обычаях мужественной эпохи Петра Великого . В молодости он успел послужить и в армии, и при дворе, но, невзирая на свои таланты, нигде не снискал почестей и чинов, так как руководствовался всегда не корыстью, а совестью. Покинув суетный двор, Стародум уехал в Сибирь и честным трудом разбогател в этой суровой земле.

Софья и Правдин встречают Стародума с большой радостью. Тот говорит, что приехал вырвать племянницу из рук недостойных родственников.

Вблизи поднимается крик. Это госпожа Простакова затеяла драку со своим братом за обиду Митрофана. Простакова вцепляется ногтями в «зашеину» Скотинина и норовит «добраться до его рожи», но дерущихся разнимает Правдин, который представляет приехавшего Стародума. Увидев богатого гостя, Простакова сразу меняет тон и зовёт девок готовить угощение. Господин Простаков и Скотинин лезут обнимать Стародума, а Митрофанушка даже целует ему руку и называет «вторым отцом».

Стародум объявляет, что собирается выдать Софью замуж. Скотинин начинает предлагать в мужья себя, похваляясь: «каков я, право таких мало, да и свиной завод у меня неплох». Но Простакова расписывает достоинства Митрофана, особенно напирая на то, что он получает образование у специально нанятых учителей.

Стародум уходит отдохнуть, а Простакова приказывает спешно звать Цыфиркина и Кутейкина и начинать с Митрофаном занятия. Она советует сыну отвечать учителям как можно громче, чтобы Стародум услышал урок и убедился в его усердии. Митрофан отбивается, крича: «Не хочу учиться, хочу жениться!», но его всё же усаживают перед учителями.

Однако во время урока Митрофанушка не может разделить триста на три, сложить десять и десять. Приходит третий учитель, немец Вральман, и начинает говорит, что «злодеи» Кутейкин и Цыфиркин хотят совсем «уморить ребёнка» учёбой, без которой и в Петербурге вполне можно обойтись. Простакова уводит сына отдыхать, а Кутейкин с Цыфиркиным бросаются бить ненавистного им, глупого немца.

Герои «Недоросля» Фонвизина

Действие 4

Отдохнув с дороги, Стародум беседует с Софьей, советуя ей придерживаться в жизни трудолюбия и благонравия, всегда блюсти семейные добродетели. Софья принимает поучения дяди с благодарностью.

Стародуму приходит письмо из Москвы от графа Честана. Тот возобновляет сделанное им ещё раньше предложение о браке Софьи со своим племянником Милоном, юношей, который, несмотря на свою молодость, уже проявил большую храбрость в сражениях. Стародум неожиданно узнаёт, что Милон – это офицер, которого он уже видел в имении Простаковых. Милон очень нравится Стародуму. Софья рассказывает, что она уже давно связана с этим молодым человеком глубоким взаимным чувством. Стародум соединяет руки Софьи и Милона, давая согласие на их брак.

Но сватовство к Софье возобновляют Скотинин и Митрофан. Простаковы уверяют, что их сын «обучен всем наукам». Правдин и Стародум устраивают Митрофанушке небольшой экзамен. На вопрос по грамматике тот позорно отвечает, что слово «дверь» – прилагательное, ибо «она приложена к месту». Выясняется, что о науке географии Митрофан даже не слыхал. На объяснение: география – это описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось куда-нибудь ехать», Простакова замечает: «А извозчики на что? Они и сами куда надо довезут!»

Стародум говорит, что Софья уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения. Скотинин и Простаковы в досаде задумывают недоброе.

Действие 5

Правдин получает пакет с указом наместника взять под правительственную опеку дом и деревни недостойных дворян Простаковых. Стародум горячо одобряет это распоряжение, радуясь, что нынешняя русская царица Екатерина сознаёт : «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тем временем люди Простаковых по приказу своих господ пробуют насильно посадить Софью в карету и увезти её на венчание с Митрофаном. Милон, обнажив шпагу, защищает свою невесту, а подбежавший Правдин грозит, что представит семейство Простаковых «перед суд, как нарушителей гражданского спокойства». Софья и Стародум, сжалившись над своими обидчиками, просят не доводить дело до суда, однако госпожа Простакова тут же бросается наказывать слуг, упустивших Софью. Правдин тогда объявляет, что по указанию верховной власти Простаковы лишаются имений.

Скотинин спешит побыстрее уехать в собственное поместье. Правдин приказывает привести учителей Митрофана для выплаты им недоданного жалования. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который раньше служил у него кучером. На вопрос, как же он взялся учительствовать, Вральман отвечает: три месяца не мог найти в Москве кучерского места, и «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».

Плачущая госпожа Простакова ищет утешения у сына, но Митрофан грубо отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Правдин приказывает Митрофану немедленно идти на службу. Простакова рыдает: она потеряла и поместья, и сына. Стародум, указывая на неё, подводит моральный итог пьесы словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Действие первое

Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.

Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

Действие второе

Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

Действие третье

Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

Действие четвёртое

Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.

Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.

Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.

Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.

Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.

Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.

Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

Действие пятое

Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.

Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.

Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

Около трех лет создавал Д.И. Фонвизин «Недоросль». Рассказ этот, вернее, комедийная пьеса посвящена проблематике воспитания дворян 18 века, дикости их поведения, особенно в провинции. В произведении представлено много слоев общества: от учителей-самозванцев и слуг до государственных мужей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 1-го действия

Госпожа Простакова недовольна кафтаном, который сшил для ее сына Митрофана портной Тришка. Наряд готовится по поводу помолвки Скотинина, брата хозяйки, с Софьей. Девушка приходится племянницей Простакову. Она осталась сиротой после того, как ее дядя Стародум отправился в Сибирь и не вернулся. Радостная Софья сообщает, что получила письмо с известием о скором приезде родственника. Ей никто не верит, ведь она молилась об упокое его души. Простакова подозревает, что это письмо от влюбленного в девушку офицера. Все ждут учителя, чтобы тот прочитал известие, так как никто из господ не умеет этого делать. Появляется Правдин, который гостит у Простаковых. Он подтверждает, что в письме говорится о том, что Стародум честным трудом в Сибири сделал себе хорошее состояние и теперь Софья - его наследница. Госпожа Простакова немедленно решает выдать девушку замуж за Митрофанушку. Слуга сообщает, что в их деревне остановились солдаты.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 2-го действия

Между собой разговаривают офицер Милон и Правдин. Последний является членом наместничества. Он видит в округе много богатых невежд, которые бесчеловечно злоупотребляют данной им властью над людьми. Простаковы принадлежат как раз к таким. Милон рассказывает другу, что любит и любим одной девушкой, но уже полгода ничего о ней не слышал. После смерти матери ее забрала родня, которая, возможно, заставляет ее страдать.

Милон узнает вошедшую Софью. Девушка рассказывает о том, как переменила к ней отношение тетушка. Милон ревнует к Митрофану, но потом понимает, что поводов для этого нет. Софья надеется, что приезд дяди спасет ее. Скотинин говорит девушке, что Простакова вызвала его, чтобы их поженить. Софья говорит, что теперь она прочит ей Митрофана в женихи. Скотинин разозлен. Учитель Цыфиркин жалуется Милону на тупость недоросля.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 3-го действия

Приезжает Стародум. Он рассказывает, как однажды пытался подружиться с молодым графом. Когда началась война, Стародум воевал, а тот отсиживался за спиной отца. После войны Стародума обошли чинами и наградами, а графа повысили в звании. Он уехал в Петербург. Но там не нашел себе применения, так как понял, что все пекутся только о себе. Без чинов, но с чистой душой Стародум вернулся домой. Он сообщает Софье, что приехал за ней. Простаковой он говорит, что завтра увезет племянницу в Москву и выдаст замуж. Стародума ведут в комнату отдыхать. Учителя обсуждают тупого сынка барина. Мать заставляет его поучиться для вида, чтобы Стародум услышал его старательность.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 4-го действия

Стародум поучает Софью в том, какой человек является по-настоящему знатным и богатым. Граф Честан из Москвы присылает ему письмо с просьбой присмотреться к его племяннику Милону. Софья и офицер сознаются дяде, что они давно влюблены друг в друга. Он благословляет детей. Скотинин просит у Стародума руки Софьи. Простаковы предлагают проверить знания их сына. Правдин задает ему вопросы. Ответы показывают, что за три года Митрофан ничему не научился. И ему, и Скотинину Стародум отказал. Простакова решает похитить девушку, чтобы затем выдать ее замуж за Митрофана насильно.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: краткое содержание 5-го действия

Правдин говорит Стародуму, что получил приказ охранять деревню и дом Простаковых, чтобы подвластные люди не пострадали от их бешенства. Слышится шум. Милон и Софья взволнованы: девушку едва удалось спасти от похищения. За нарушение закона Правдин может притянуть Простакову к суду. Она умоляет простить ее, стоя на коленях, но после помилования сразу же набрасывается на бедных слуг. Правдин берется и дальше опекать деревню и дом. Простакова в бешенстве от того, что власть теперь не в ее руках. Но даже Митрофан отказывается поддержать мать.

Которому шестнадцать лет, и ругает портного Тришку за то, что тот испортил вещь. По её мнению, кафтан слишком узкий. Она обзывает Тришку обидными словами, но что тот оправдывается и признает, что всего лишь самоучка. Простакова отправляет няню Еремеевну привести другого портного, а Митрофана отправляет за отцом.

Муж помещицы, запинаясь от робости, говорит, что кафтан кажется мешковатым. За это она осыпает его бранными словами. В разговор вмешивается брат госпожи – Тарас Скотинин . По его мнению, кафтан сшит «изряднехонько». Предполагалось, что Митрофан сможет надеть этот кафтан на дядюшкин сговор с Софьей , которая является дальней родственницей Простаковых.

Софья – сирота, так как отец умер, когда она была маленькой, а мать – совсем недавно. О её дяде по материнской линии Стародуме вот уже несколько лет ничего не слышно. С тех пор, как он уехал в Сибирь, вестей от него не было. Таким образом, Простаковы-Скотинины взяли девушку под опеку, чтобы завладеть её имением. Женившись на ней, Тарас Скотинин, рассчитывает завладеть всеми свиньями в имении, так как любит их разводить.

Вдруг появляется Софья с письмом в руках. Она заявляет, что получила весточку от дяди, и, что он уже в Москве. Простакову эта новость пугает. Она выхватывает письмо из рук девушки и просит позвать их постояльца Правдина , так как ни она, ни другие члены её семьи грамоте не обучены, чем они любят хвастать. Сама Простакова часто вслух благодарит бога, что она не так воспитана, чтобы уметь читать.

Появляется Правдин и зачитывает письмо. В нём говорится, что Стародум своими трудами в Сибири заработал состояние, дающее десять тысяч дохода в год. Также, он сообщает, что хочет сделать племянницу своей наследницей. Услышав это, Простакова решает женить своего сына Митрофана на Софье.

Действие второе

Через деревню идут солдаты под руководством офицера Милона . По пути им встречается Правдин, который рассказывает Милону о цели своего визита в деревню. Дело в том, что наместничество отправило его выяснить, не превышает ли кто-либо в округе власть, данную им и нет ли грубых там невежд. Через три дня пребывания он уже заметил, что таковыми невеждами и деспотами в отношении своих дворовых являются Простаковы.

В то же время Милон рассказал Правдину о девушке, в которую давно влюблен, но вот уже полгода, как они находятся в разлуке. До него дошли слухи, что после смерти матери опекунство над ней взяла какая-то дальняя родня. Они же увезли её в свою деревню. Рассказывая об этом, он запнулся на полуслове и увидел свою возлюбленную Софью.

Она рассказывает Милону, что Простакова, прознав про её наследство, надумала выдать её замуж за своего сына Митрофанушку. Пока Милон думает о воображаемых достоинствах своего противника, представляет, насколько тот умен и любезен, Софья рассказывает всю правду о так называемом женихе.

В это время мимо проходит Скотинин. Он бесцеремонно вмешивается в разговор и говорит о своем намерении жениться на Софье. А также, добавляет, что на такое наследство он смог бы купить всех свиней мира. После того, как Правдин говорит, что госпожа надумала женить на Софье своего сына, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается с кулаками на Митрофана. За него заступается его няня и кормилица Еремеевна, которая позже вместо благодарности слышит от Простаковой только обвинения в свой ответ.