Кто поставил газовые турбины для тэс в крыму

Внешняя

Компания Siemens обвиняла структуры Ростеха в нарушении договоренностей при поставках ее газовых турбин. Немецкий концерн считает, что это оборудование не должны были использовать при строительстве теплоэлектростанций (ТЭС) в Крыму из-за санкций Евросоюза. Siemens проиграл судебный спор о возврате газовых турбин.

ТАСС рассказывает о сути скандала, действиях сторон, а также о самих турбинах и их значении для республики.

Зачем в Крыму нужны были турбины?

"Технопромэкспорт", входящий в госкорпорацию "Ростех", строит в Крыму две газотурбинные ТЭС — в Севастополе и Симферополе.

Именно для них и предназначались турбины, произведенные компанией.

До воссоединения с Россией около 80% электроэнергии в Крым поступало с Украины. Сейчас российские власти создают условия для самообеспечения полуострова. Его общая потребность в электроэнергии составляет 1350 МВт, а к 2021 году из-за развития экономики она может вырасти в два раза.

Почему на полуострове решили строить эти ТЭС?

В 2014 году в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крыма" власти решили:

  • организовать энергомост "Крым — Кубань", который поставлял бы электроэнергию с Ростовской АЭС;
  • построить две газотурбинные ТЭС.

На время строительства энергией Крым должна была обеспечивать Украина — с ней подписали соответствующий договор. Но в октябре 2015 года неизвестные подорвали одну из опор линий электропередачи, связывавших Украину с полуостровом. Еще через месяц были взорваны остальные опоры. И Крым перестал получать электроэнергию извне.

К тому моменту регион обеспечивал себя электроэнергией всего на 35%. Из-за чего веерные отключения электричества. МЧС предоставило генераторы для бесперебойной подачи энергии в больницы. Тем не менее без последствий не обошлось. Не работали детские сады, остановились троллейбусы, свет в жилые дома давали на 4-8 часов в день.

Преодолеть удалось в декабре 2015 года. А полностью покрыть потребность в энергии Крым к маю 2016-го, когда заработали все четыре очереди энергомоста.

Зачем нужны новые ТЭС, если есть энергомост?

Поставляемой по энергомосту энергии хватает, чтобы обеспечить текущие потребности полуострова. Но очевидно, что по мере развития экономики будет расти и потребность в электроэнергии.

Суммарная мощность новых ТЭС составит 1000 МВт, что позволит избежать энергетического дефицита при любом росте потребления.

Первоначально запуск первых энергоблоков Таврической и Балаклавской станций ожидался летом 2018 года, но в итоге его перенесли:

  • в ночь на 1 октября их запустили на полную мощность (по 500 МВт каждая) в рамках пусконаладочных работ;
  • ввод в эксплуатацию на начало ноября.

Из-за чего возник конфликт вокруг турбин для ТЭС?

Изначально на станциях планировали разместить турбинные установки, произведенные на заводе ООО "Сименс технологии газовых турбин" в Санкт-Петербурге. Это совместное предприятие Siemens (владеет 65% акций) и ПАО "Силовые машины" (35% акций). Но это могло обернуться для немецкого концерна проблемами, потому что из-за санкций европейские компании не могут поставлять продукцию в Крым.

В феврале 2017 года Ростех попытался договориться о поставке турбин из Ирана, но сделка сорвалась.

В начале июля 2017 года агентство Reuters со ссылкой на источник сообщило, что на крымский объект поступили две немецкие турбины. Подрядчик строительства ТЭС , что турбины купили на вторичном рынке и модернизировали силами российских заводов и инжиниринговых компаний.

Тем не менее в Siemens посчитали поставки турбин в Крым нарушением контрактных обязательств и потребовали, чтобы их вернули в Краснодарский край.

11 июля 2017 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров , что обе ТЭС оснастят российскими турбинами "с использованием элементов зарубежного производства". В интервью ТАСС он пояснил, что Россия обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens. По его словам, у турбин есть "российский сертификат".

Как Siemens отреагировал на поставку турбин в Крым?

Компания Siemens обратилась в суд.

И не дожидаясь результатов, немецкий концерн прекратить участие (46%) в российской компании "Интеравтоматика". Эта компания была одним из подрядчиков, занимающихся установкой турбин. Впрочем, дальше слов дело не пошло — как в мае 2018 года глава Ростеха Сергей Чемезов, концерн не может продать свой пакет из-за санкций.

Также Siemens решил:

Кроме того, в Siemens заявляли, что новые проекты по созданию газотурбинного энергооборудования в России будут проводить только через ООО "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ).

При этом представитель Siemens Филип Энч , что концерн не собирается уходить с российского рынка.

О чем спорили в суде?

Арбитражный суд Москвы два иска к структурам Ростеха. Первый подал Siemens, истцом по второму делу выступило совместное предприятие Siemens и "Силовых машин" — "Сименс технологии газовых турбин".

Они оспаривали два договора:

  • о поставке газотурбинных установок, заключенный в марте 2015 года между "Сименс технологии газовых турбин" и ОАО "Технопромэкспорт";
  • о перепродаже этих турбин ООО "Технопромэкспорт", заключен в октябре 2016 года.

Кроме того, Siemens хотел получить оборудование обратно. Этого же от предприятий Ростеха требовали "Сименс технологии газовых турбин".

В свою очередь, ОАО и ООО "Технопромэкспорт" подали встречный иск. В нем российские компании оспаривали пункты контракта, которые, как следует из материалов дела, "противоречат запрету на действия, наносящие ущерб суверенитету РФ, принципу единства экономического пространства и свободного перемещения товаров на территории РФ, что не соответствует основам Конституции РФ".


В ходе испытаний на Таврической (Симферопольской) ТЭС осуществлен первый розжиг газовой турбины энергоблока № 1 с выходом на холостой ход - 3000 оборотов/мин. При испытаниях были отработаны системы управления и регулирования в переходных режимах. Подтверждено соответствие вибрационного состояния турбины заданным техническим требованиям.

Положительный результат операций продемонстрировал готовность турбины, ее программного обеспечения, всех вспомогательных систем к корректной работе и дальнейшим операциям по испытаниям и выходу в сеть. Подрядчиком строительства и шеф-монтажа оборудования является ООО «ВО «Технопромэкспорт», дочерняя структура Госкорпорации Ростех. Доля российского оборудования в проекте составляет 90%.

«Первый розжиг газовой турбины - важный этап пусконаладочных работ. Турбина отработала без сбоев, что подтвердило высокий уровень технической готовности к вводу энергоблока в эксплуатацию. Эффективное отечественное генерирующее оборудование, высокие экологические стандарты с учетом уникальной природы Крыма, безопасность и надежность энергоблоков делают реализацию проектов строительства Таврической и Балаклавской ТЭС уникальным этапом развития страны и региона», - отметил генеральный директор Госкорпорации Ростех.

Мощность первого энергоблока на Таврической (Симферопольской) ТЭС, который будет запущен в мае, составит 235 МВт. Это один из двух энергоблоков первой очереди, возводимых в Крыму - монтаж еще одного завершается сейчас на Балаклавской (Севастопольской) ТЭС. Параллельно на обеих электростанциях ведутся работы по монтажу энергоблоков второй очереди суммарной мощностью 470 МВт. Таким образом, общая мощность новой генерации в Крыму с учетом Сакской ТЭЦ превысит 1 ГВт.

Благодаря парогазовым энергоблокам на Таврической и Балаклавской ТЭС не только повысится надежность энергоснабжения объектов жилой и промышленной инфраструктуры полуострова, но будет решена проблема энергетического дефицита в Крыму на годы вперед с учетом перспективного развития региона. Первую очередь строительства электростанций - два блока мощностью по 235 МВт каждый - планируют пустить в мае 2018 года. В рамках второй очереди такие же мощности будут введены летом этого года.

Основным видом топлива для энергоблоков станет природный газ. В качестве резервного рассматриваются жидкие виды топлива. Контракты на поставку газа для двух электростанций уже заключены с ГУП «Черноморнефтегаз».

При строительстве Таврической и Балаклавской ТЭС были учтены все экологические, сейсмические и санитарные нормы. Санитарная зона вокруг ТЭС составила 300 метров. При строительстве использовались материалы повышенной прочности, а также новейшие российские технологии сейсмоустойчивости.

Особое внимание было уделено соблюдению строгих экологических норм. Парогазовая технология, используемая на новых энергоблоках, является мировым стандартом экологичной энергетики. Станции будут работать на природном газе - самом экологически чистом топливе. Выбросы оксидов азота на подобном оборудовании ниже существующих нормативов. Качество воды, сбрасываемой в Азово-Черноморский бассейн, прошло необходимую экспертизу. При строительстве ТЭС была использована современная технология сухих вентиляторных градирен, позволившая в четыре раза сократить потребление воды на ТЭС по сравнению с технологией башенных градирен.

Минэнерго вряд ли найдет в России поставщика газовых турбин большой мощности для ТЭЦ Крыма.

Под эти требования подходит только турбина Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) ГТД-110, но она не будет доработана к моменту строительства этих станций. А нынешние владельцы ГТД-110 сходятся в том, что модель действительно нуждается в серьезной модернизации.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») не успеет доработать газовую турбину ГТД-110 к моменту планового окончания строительства генерации в Крыму, где планируется использование турбин большой мощности.

Как вчера сообщил заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, сейчас ОДК совместно с «Интер РАО» и «Роснано» занимается модернизацией ГТД-110. Планируется увеличить мощность турбины со 110 до 120 МВт и повысить ее КПД на 2-3%. По плану-графику, говорит господин Михайлов, опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М должен быть создан во второй половине 2017 года, говорит он, потом он будет испытан на спецстенде и установлен на Ивановских ПГУ «Интер РАО».

Топ-менеджер отметил, что поскольку завершение строительства ТЭЦ большой мощности в Крыму должно состояться в 2017 году, то использовать ГТД-110М здесь «не представляется возможным». «ОДК готова предложить для решения оперативных вопросов энергообеспечения потребителей Крыма газотурбинные электростанции с блоками по 25 МВт»,— добавил он.

В энергодефицитном Крыму, на 80% зависящем от поставок с Украины и столкнувшемся с перебоями в энергоснабжении из-за топливного кризиса в этой стране, планировалось построить две крупные газовые ТЭЦ общей мощностью 770 МВт. Но введение Евросоюзом и США запрета на поставки энергооборудования в Крым фактически свело на нет возможность строительства крупноблочных ТЭЦ, турбины для которых в основном импортные.

«Россети» предложили альтернативный план с турбинами малой мощности (25-50 МВт), его поддержали и власти Крыма, но Минэнерго России было против (см. «Ъ» от 25 ноября). Вчера в Минэнерго комментариев не дали, пообещав обновить позицию после совещания на следующей неделе.

ГТД-110 — единственная российская газовая турбина большой мощности, но надежность ее работы до сих пор под вопросом. «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), у которого эта турбина установлена на Рязанской ГРЭС, из-за нестабильной работы уже не первый год хочет заменить ее на зарубежную, но пока это не удалось. В ГЭХ говорят, что «оборудование нуждается в существенной доработке». На Ивановских ПГУ «Интер РАО» эксплуатируются четыре такие турбины, сейчас из них работает одна. В «Интер РАО» сообщили, что ГТД-110 — «инновационное оборудование, нуждающееся в усовершенствовании».

Как говорит глава отдела электротехнической промышленности и энергомашиностроения департамента металлургии, станкостроения и тяжмаша Минпромторга Олег Токарев, взаимоотношения машиностроителей и энергетиков в РФ разрушены в 1990-е годы.

«Отечественное машиностроение не могло обеспечить ни по количеству, ни по качеству спрос со стороны отрасли, и она обратилась к зарубежным производителям,— говорит он.— Последовало снижение заказов, невозможно было создавать новое оборудование, тиражировать его, наложился и недостаточный уровень господдержки. В результате в 2013 году объем заказов российским предприятиям сократился по сравнению с 1975 годом в 15 раз, по турбинам всех видов — втрое».

Но после санкций спрос на российское оборудование возник вновь. По данным «Ъ», власти Крыма активно ищут поставщиков оборудования среди российских производителей. В Минэнерго Крыма комментариев вчера не дали. По информации «Ъ», для этой цели изучали возможности компаний «Протон — Пермские моторы» (контролируется ГКНПЦ имени Хруничева) и СП «Интер РАО» и GE в Рыбинске, которое отгрузит первую турбину на 79 МВт «Роснефти» уже в 2015 году (в «Интер РАО» этот вопрос не комментируют).

Поставщики паровых турбин также изучают возможность участия в укомплектовании крымских станций. Так, в ЗАО «РОТЕК» «Ъ» сообщили, что в проектах развития энергосистемы Крыма могут использоваться турбоагрегаты Уральского турбинного завода, прежде всего паровые турбины.

Одна из самых скандальных историй 2017 года — спор вокруг поставки турбин для строящихся в Крыму — накануне получила свое продолжение.

«Основные блоки уже стоят на фундаментах»

Арбитражный суд Москвы отказал компании Siemens в удовлетворении иска к структурам корпорации «Ростех» (ОАО и ООО «Технопромэкспорт») о возврате газовых турбин, поставленных в Крым якобы обход санкций Евросоюза.

Суд также отказал «Технопромэкспорту» во встречном иске о признании недействительными пунктов контракта с Siemens, которые запрещали поставки турбин в Крым в обход санкций Евросоюза.

Одновременно замминистра энергетики РФ Андрей Черезов объявил, что на двух строящихся в Крыму объектах уже завершен монтаж двух турбин.

«Первые две турбины на Севастопольской и Симферопольской ТЭС уже смонтированы, выполняются мероприятия по центровке перед запуском. Монтаж двух других турбин заканчивается в декабре, основные блоки уже стоят на фундаментах», — приводит слова чиновника «Российская газета».

Как заявил Черезов, ввод первой и второй очередей Севастопольской и Симферопольской ТЭС запланирован на май—июнь 2018 года.

«Отставаний в строительстве нет, но есть вопросы, связанные с подводящей инфраструктурой в Республике Крым — газопровод и схема выдачи. У нас есть вопросы к „Черноморнефтегазу“ и „Крымэнерго“, сегодня на совещании будем это обсуждать», — сказал заместитель министра во время своей рабочей поездки в Севастополь.

Энергетическая битва за Крым

С 2014 года, когда Крым и Севастополь присоединились к России, возникла необходимость в осуществлении целого ряда масштабных инфраструктурных проектов, самым известным из которым является Крымский мост.

Одновременно идет и строительство федеральной автомобильной трассы «Таврида», и реконструкция железных дорог, которые с введением железнодорожного моста в Крым станут полноправной частью общероссийской железнодорожной сети, и строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Симферополя, и многое другое.

Но одной из важнейших проблем стало обеспечение энергобезопасности Крыма.

В период Советского Союза энергетического снабжение полуострова было налажено за счет станций, расположенных на территории Украины. После присоединения Крыма к России Киев попытался использовать это обстоятельство как способ давления на крымчан. В ноябре 2015 года после подрыва опор ЛЭП представителями украинских радикальных группировок поставки электроэнергии на полуостров из Украины были прекращены. Крым оказался в условиях энергетической блокады.

Киевские политики исходили из того, что Россия не сможет оперативно решить вопрос энергоснабжения Крыма, и население полуострова ждут долгие месяцы во мгле. Ресурсов тех станций, что работают в Крыму, для самостоятельного обеспечения электроэнергией было недостаточно.

Однако с весны 2014 года Россия вела работы по строительству энергомоста из Краснодарского края в Крым, который должен был заменить поставки украинской энергии российской. Одновременно шла работа по строительству новых лини электропередач и подстанций.

2 декабря 2015 года президент России Владимир Путин запустил в тестовом режиме первую нитку энергомоста из Тамани в Крым. Вторая нитка энергомоста была введена в строй 15 декабря.

На полную мощность энергомост заработал 11 мая 2016 года. 18 мая 2016 года в Республике Крым, а 25 мая и в Севастополе был отменён режим чрезвычайной ситуации.

Севастопольская и Симферопольская ТЭС

В рамках федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года» было предусмотрено строительство двух тепловых электростанций мощностью по 470 мегаватт каждая.

Их ввод в строй позволит увеличить собственную генерацию Крыма и полностью снять все вопросы по энергообеспечению как населения, так и промышленных предприятий полуострова.

Работать ТЭС будут на природном газе, поставки которого будут осуществляться по уже проложенному газопроводу Кубань-Крым.

Решение о строительстве Симферопольской и Севастопольской ТЭС было принято в 2014 году. Работы на участках, выделенных под строительство, начались в 2015 году.

Проекты обеих станции соответствуют последнему слову техники. Учтены вопросы экологии, а также вододефицит Крыма. Станции способны выдержать землетрясение мощностью 8 баллов, а также пережить в автономном режиме на аварийном запасе дизельного топлива прекращение поставок газа.

Осенью 2016 года член Комитета Госдумы РФ по энергетике Михаил Шеремет заявлял, что первые два энергоблока Севастопольской и Симферопольской ТЭС будут сданы в эксплуатацию к началу декабря 2017 года. В марте 2018 года, по словам Шеремета, должны войти в строй и вторые энергоблоки станций.

Если турбины нужны, то они будут

Однако вскоре выяснилось, что возникли проблемы. «Сердце» теплоэлектростанций — турбины, а с их поставками сложилась неясная ситуация.

Проект предполагал использование турбин модели SGT5−2000E, производимых компанией Siemens и ее дочерними предприятиями.

Однако поставки такого оборудования в Крым попадали под санкции Евросоюза.

В декабре 2016 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов заявил, что ввод в строй ТЭС в Крыму откладывается на полгода. «У нас по плану конец 2017 года, но понятно, что мы уже не успеваем, поэтому, думаю, к середине 2018 года завершим строительство», — приводил ТАСС слова Чемезова, который прямо заявил, что проблема в поставках турбин для энергоблоков.

Казалось, ситуация тупиковая. Но 30 июня 2017 года на YouTube появился видеоролик, на котором пользователь запечатлел груз, прибывший в Камышовую бухту Севастополя. По всем признакам, это были две турбины и сопутствующее оборудование для Севастопольской ТЭС. Информацию о поставке турбин в обход санкций ЕС распространило агентство Reuters.

Siemens обвинили в сознательно нарушении режима санкций, однако компания все категорически отрицала. Затем ее представители объявили, что стали жертвой обмана. Якобы дочернее предприятие концерна «Ростех» — фирма «Технопромэкспорт» — подписала с Siemens контракт о поставки турбин и полного комплекта оборудования для двух ТЭС в Тамани.

Но вместо Тамани турбины оказались в Крыму. Компания Siemens обратилась в суд, требуя возврата турбин и разрыва контракта.

В «Технопромэкспорте» возражали — турбины, поставленные в Крым, приобретены на вторичном рынке и доработаны российскими специалистами.

Санкции — санкциями, а стройка — стройкой

Оскорбленные в лучших чувствах представители Евросоюза 4 августа ввели санкции против компаний «Технопромэкспорт» и «Интеравтоматика», связанных с поставкой турбин в Крым, а также внесли в свои санкционные списки замминистра энергетики РФ Андрея Черезова, главу департамента Минэнерго Евгения Грабчака и гендиректора «Технопромэкспорта» Сергея Топор-Гилку . В декабре стал известно, что «Технопромэкспорт» попытается оспорить наложенные санкции в Европейском суде юстиции.

Сегодня со всей очевидностью можно говорить об одном — как и стройка Крымского моста, строительство Севастопольской и Симферопольской ТЭС будет доведено до конца, несмотря на санкции ЕС, истерику Киева и раздражение Госдепа.