Метод шичиды. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике

Оборудование

ДУШАНБЕ, 9 фев - Sputnik, Фатима Яхяева. Более 60 лет назад огорченный двойкой своего сына известный математик из Японии Тору Кумон разработал уникальную методику логического решения арифметических задач. Благодаря ей в кратчайший срок ученому удалось не только подтянуть своего сына, но и открыть целую школу Кумон.

© Sputnik

Сегодня по его методике обучаются более 4 миллионов детей в 49 странах мира. Малышей из Таджикистана Кумон тоже не обошел стороной: экономист Парвина Турсунова стала первой, которой удалось внедрить эту редкую методику в Душанбе. Об успехах детей здесь и о важности вклада в "своих" она рассказала в интервью Sputnik Таджикистан.

От легкого к сложному

Математика, по словам девушки, зачастую становится первым и большим препятствием учеников на пути знаний и успехов в школе. Именно она является той самой дробной чертой, делящая детей в классе на способных и безнадежных, сильных и слабых.

"Это происходит в то время, когда ментальная и логическая арифметика уже давно доказала, что раскрыть гения в каждом ребенке так же легко, как сложить цифры 2 и 2. Но, как говорят, всему есть свое время - логической арифметикой тоже желательно начать заниматься уже в период раннего развития ребенка", — подчеркивает Парвина Турсунова.

Именно поэтому, по ее словам, она, открыв в Душанбе образовательный центр "Сёма" (франшиза российской сети детских образовательных клубов), решила сделать ставку на Кумон, ключевым принципом которой является последовательное усложнение - переход с легкого на сложное.

"Вы, наверное, тоже заметили, что, например, в тетради для подготовки руки к письму, первое задание - это обведение по пунктирной линии солнышка или цветочка. Вам кажется это очень легко, а вот для 2-3-летнего ребенка, который еще не умеет толком держать карандаш, это непосильная задача. Заставляя ребенка браться за такое, мы зарождаем в нем не только чувство неуверенности в себе, но и убиваем в нем всякое желание учиться дальше. Особенно остро этот вопрос стоит в период кризисного возраста, когда в 3 года ребенок только начинает познавать свое "я" и интересоваться чем-то новым вокруг", — делится девушка.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

А по методике Кумон, как подчеркивает Парвина, аналогичная тетрадь началась бы с задания, где ребенок учится вести только короткую линию. Позже эта линия бы удлинилась, а к середине тетради добавился бы первый изгиб, и только в заключительном задании перед ребенком бы стоял вопрос обведения солнца или цветка.

"Этот метод приучает к самостоятельности и сводит к нулю участие родителя в выполнении заданий. Все показано настолько просто и понятно, что ребенок даже не обращается за помощью к старшим. Чтобы правильно запустить эту методику и у нас, мы сперва определенное время поработали с другими школами Кумон. В итоге за всего 5 месяцев работы нашего центра в Душанбе нам удалось добиться очень хороших результатов. Дети не только с большим желанием бегут к нам за новыми знаниями, но они еще и стали очень самостоятельными, что сильно удивляет их родителей", — с гордостью отмечает Паривна Турсунова.

Себе - на радость, людям - на пользу

Сама девушка, кстати, всего год назад не была столь близка к педагогике и уж тем более к такой уникальной методике. Но теперь со всей уверенностью твердит, что в душе она больше учитель, нежели экономист.

"Ранним развитием детей я заинтересовалась недавно: была подписана на один портал, где часто публиковались статьи о психологии детей, особенности их воспитания, методиках обучения и о проблемах развития. Меня все это так затянуло, что я уже начала болеть идеей открытия образовательного центра, где я могла бы внедрить мировой и современный опыт работы с детьми. Хотя на тот период я жила и работала в Москве, реализовать задуманное мне сразу захотелось у себя на родине, в Таджикистане", — улыбается девушка.

Свою любовь к Таджикистану она действительно скрыть не может - глаза сверкают, когда начинает рассказывать о своих планах на будущее, которые целиком и полностью связаны с ее родиной.

"Знаю, многие нынче, наоборот, покидают Таджикистан. Я, правда, не понимаю, зачем они это делают. Ведь тот, кто готов развиваться и развивать может сделать это и у себя дома. Необязательно для этого переезжать куда-то. Знаю, кто-то может задаться вопросом, а насколько атмосфера здесь благоприятна для таких начинаний и добрых порывов души, а вот мой опыт показывает, что наша страна очень хорошо поддерживает тех, кто готов вкладываться в развитие. Я чувствую сильную поддержку, как со стороны правительства, так и нашего Министерства образования и главы района Шохмансур, на территории которого я реализовала свою мечту. И, кстати, идею поддержать решил даже местный предприниматель Эрадж Бафаев. Помощь чувствовалась отовсюду", — подчеркивает девушка.

Сама Парвина до возвращения в Таджикистан жила и работала в Москве. В Россию, по ее словам, она перебралась еще в детстве. Тому была воля родителей, а сама девочка тогда проплакала все свои слезы в тоске по своему родному краю.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

"Сами скажите, разве в других странах солнце светит так, как у нас? Нет ведь. Здесь все другое: солнце другое, люди другие, среда другая. Здесь живешь! В Москве, например, вечные пробки, расстояния безумные, холод. Говорят, в странах, где много солнца, люди чувствуют себя счастливее, — смеется девушка. — Вот и я вернулась за своим счастьем в ", — говорит Парвина, подчеркивая, что не перестает быть благодарной России, которая дала ей качественное образование и бесценный опыт работы.

"Но она ведь такая самодостаточная страна. Там есть все, а здесь - нет. Там у детей столько возможности, столько выбора, чего нет у наших. Мы говорим, что наша страна находится на стадии развития, но почему-то не все готовы стать частью этого развития. Я решила сыграть свою роль в этом, как говорится, себе на радость, людям на пользу", — подчеркивает девушка.

Так, по ее словам, на раннем развитии детей она не намерена останавливаться. В ближайшем будущем Парвина готовится внедрить новые и современные методики, благодаря которым такие предметы, как химия и биология, принесут местным школьникам одну радость, а кулинария и ремесло могут стать для молодых таджичек весьма прибыльным занятием.

"Я верю, вкладываться всегда нужно в "своих", ведь лучшего достоин только ближний", — уверяет девушка.

Сейчас в ее образовательном центре по самым передовым методам более 100 местных . Учатся они не только арифметике по методике Кумон, но изучают английский язык, ходят на балет, развивают в себе театральное мастерство, проходят курс песочной терапии, а также познают окружающий мир по методике Марии Монтессори.

Последнее, кстати, по словам Парвины, дает детям право на свободу выбора пути развития и формирует в них стремление к лучшему. Именно в этих качествах, уверена она, нуждается новое поколение , которое вскоре тоже поймет, что такое жить себе на радость, а людям на пользу.

Нации, использующие иероглифы, имеют другой тип мышления. Влияет ли это на их жизни? Сложно сказать. Такие люди визуалы по природе, они образно воспринимают окружающий мир. И эта система восприятия не обходит даже точные науки. То, как умножают японцы, будет интересно знать всем. Во-первых, не придется панически искать калькулятор, а во-вторых - это очень увлекательное занятие.

Рисуем

Это удивительно, но японские дети умеют умножать даже не зная о таблице умножения. Как умножают японцы? Они делают это очень просто, настолько просто, что используют лишь базовые навыки рисования и счета. Проще показать на примере, как это происходит.

Допустим, необходимо умножить 123 на 321. Для начала нужно нарисовать одну, две и три параллельные линии, которые будут размещаться по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый. На созданных группах параллелей нарисовать три, две и одну линию соответственно. Они также будут размещаться по диагонали с нижнего левого угла в правый верхний.

В итоге получим так называемый ромб (как на рисунке выше). Если кто еще не понял, количество линий в группе зависит от чисел, которые нужно перемножить.

Считаем

Итак, как японцы умножают числа? Следующий этап - подсчет точек пересечения. Сначала отделяем полукругом место пересечения трех линий с одной и считаем количество точек. Получившееся число записываем под ромбом. Дальше точно таким же образом отделяем участки, где пересекаются две линии с тремя и одной. Также считаем точки соприкосновения и записываем, потом считаем точки, которые остались в центре. Должен получиться такой результат, как и на рисунке ниже.

Стоит обратить внимание на то, что если центральное число двузначное, то первую цифру нужно добавить к числу, что получилось при подсчете точек соприкосновения в области слева от центра. Умножив, таким образом, 123 на 321, получим 39 483.

Этим методом можно умножать как двузначные, так и трехзначные числа. Одна проблема в том, что если придется считать такие числа, как 999, 888, 777 и т.д., то нужно будет рисовать очень много черточек.

У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

Сначала манеры — потом знания

Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания — это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Начало учебного года приходится на 1 апреля

Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений — цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения

Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками

В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Огромной популярностью пользуется дополнительное образование

Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии

Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бумаге. В Японии шодо ценится не меньше обычной живописи. А хайку — это национальная форма поэзии, которая лаконично представляет природу и человека как единое целое. Оба предмета отражают один из принципов восточной эстетики — соотношение простого и изящного. Занятия учат детей ценить и уважать свою культуру с ее вековыми традициями.

Все школьники должны носить форму

Начиная со средней школы каждый ученик обязан носить униформу. Многие школы имеют свою форму, но традиционно для мальчиков это одежда в военном стиле, а для девочек — матроски. Правило призвано дисциплинировать учащихся, поскольку сама одежда создает рабочий настрой. Также одинаковая форма помогает сплотить одноклассников.

Процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%

Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не прогуливал занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А 91% школьников всегда слушают учителя. Какая еще страна может похвастаться подобной статистикой?

Результаты одного выпускного экзамена решают все

По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как «экзаменационный ад».

Университетские годы — лучшие каникулы в жизни

Неудивительно, что после многих лет беспрерывной подготовки к поступлению и «экзаменационного ада» японцам хочется сделать небольшой перерыв. Так вышло, что он приходится на университетские годы, которые считаются самыми легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Отличный отдых перед работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью как к делу своей жизни.

Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».