Конспект мероприятия по Изобразительной деятельности
«Цветы и насекомые».
(воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ ЦРР – д/с №69 «Уникум» города Ставрополя)
Образовательная область «Изобразительная деятельность».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание
Цель: Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
Обучающие задачи: 1. Формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении округлых линий, завитков в разном направлении.
2. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий, равномерности закрашивания рисунка.
Развивающие задачи: 1. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
2. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Здоровье и безопасность: использовать различные виды гимнастик.
Предварительная работа с детьми: Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (Монотипия) на заранее подготовленных альбомных листах (цветочная поляна).
Предварительная работа воспитателя:
● Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Словарная работа: пейзаж, композиция, цветовая гамма, «Монотипия» - предметная.
Методические приемы:
● Игровой (использование сюрпризных моментов).
● Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного изображения).
● Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
● Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка, мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал: презентация по теме.
Раздаточный материал: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка.
Планируемый результат: дети в конце занятия умеют владеть нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» - предметная, раскрепощены в действиях и эмоциях.
Структура занятия:
● Игровая ситуация: игра «Превращения».
● Сюрпризный момент: появление бабочки.
● Итог занятия.
Содержание занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, чему посвящено наше занятие.
( 1 слайд – цветы, насекомые )
Дети: Наше занятие посвящено цветам и насекомым.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да, мы любим сказки.
Воспитатель: А вы слышали когда-нибудь сказку о маленьком эльфе?
Дети: Нет, не слышали.
Воспитатель: А хотите, чтобы я вам ее рассказала?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, слушайте.
«Однажды, ранним весенним утром на лесной полянке родился цветочный эльф. Он был очень маленький и ничего в жизни не знал. Открыв глаза, он увидел чашечки цветов».
( 2 слайд – маленький эльф )
♪ Зазвучала музыка, выбегают дети-цветы и встают в два ряда.
Встает эльф из цветка и говорит.
Эльф: Ой, какой удивительный мир. Кто вы?
Дети-цветы читают стихи.
(3 слайд – цветок василек)
1 ребенок: Василек
Как у речки у реки
Засинели васильки
Вперемежку с колосками
Смотрят синими глазками.
Серединка желтый цвет,
А листочек – синий.
Васильковые глаза
У моей России.
(4 слайд – цветок ромашка)
2 ребенок: Ромашка
В поле выйдешь погулять –
Меня можешь повстречать.
Лепестки мои так нежны,
Так тонки и белоснежны,
Серединка желтая,
Будто шляпка модная.
Чтоб не портить красоты,
Нужно всем беречь цветы!
(5 слайд – цветок одуванчик)
3 ребенок: Одуванчик
А я скромный полевой
Одуванчик белый.
Лишь подует ветерок,
Полечу я смело.
На поля и на луга,
Там бы поселиться,
Чтобы летнею порой
Желтым нарядиться.
(6 слайд – цветок мак)
4 ребенок: Мак
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь, а у цветка
Больше на два лепестка.
(7 слайд – цветок маргаритка)
5 ребенок: Маргаритка
Маргаритки, маргаритки
Ты повсюду видеть мог:
И в садах, и в огородах,
На обочинах дорог.
(8 слайд – цветок колокольчик)
6 ребенок: Колокольчик
Дон – дин - дон! –
пел колокольчик –
Я с утра звенеть бы мог,
Но мой синенький платочек
От росы совсем промок.
А звенеть мне, между прочим,
Помогает ветерок.
Я пою намного громче,
Если солнечный денек!
Эльф: А кто же ваши друзья?
Дети: Наши друзья, насекомые.
Воспитатель: А какие насекомые, угадайте по загадкам.
1. На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?
Дети: Стрекоза!
(9 слайд - стрекоза)
2. Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и сок и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее?
Дети: Пчела!
(10 слайд - пчела)
3. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.
Дети: Божья коровка!
(11 слайд – божья коровка)
4. Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок.
И любит пить цветочный сок.
Дети: Бабочка!
(12 слайд - бабочка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали правильно! Дети, вы хотите поиграть в игру «Превращения».
Дети: Да, хотим.
Эльф: Я тоже хочу с вами играть, у меня есть волшебная палочка. Я буду превращать вас в насекомых. 1,2,3 – вы шмели (ж-ж-ж); 1,2,3 – вы комары (з-з-з); 1,2,3 – вы бабочки (летают без звуков); 1,2,3,4,5 – вот и дети вы опять!
Воспитатель: А сейчас, сюрприз! У нас в гостях бабочка.
В музыкальный зал забегает бабочка
Бабочка: Мы, бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле. Мы похожи на цветы. Причудливость и яркость окраски наших крыльев сказочная. За нашу красоту, люди дали нам красивые имена: Лимонница (13 слайд ), Зорька ( 14 слайд ), Махаон ( 15 слайд ), Голубянка ( 16 слайд ), Павлиний глаз ( 17 слайд ) и так далее.
(18 слайд – поляна цветов с бабочками)
Мы летаем днем, а ночью, подняв крылья, отдыхаем.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать нашу гостью. Сейчас мы с вами станем художниками и изобразим бабочку нетрадиционным способом «Монотипия» - предметная.
Для изображения нужно сложить альбомный лист пополам, в виде «книжки». Внутри на одной стороне сгиба нарисовать простым карандашом форму крылышка бабочки. Затем, быстро нанести кистью краску и закрыть «книжку» для получения отпечатка на второй половине листа. Затем развернуть лист и украсить одно крыло извилистыми линиями и точками и снова сложить лист пополам для получения отпечатка. Затем разворачиваем, недостающие части – туловище, голову и усики – дорисовываем.
Воспитатель: Для того, чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Дружно пальчики считаем.
( сжимаем и разжимаем пальцы )
Насекомых называем
( поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого пальца )
Бабочка, кузнечик, муха
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
( вращаем мизинцем )
Ой, сюда комар летит.
Прячьтесь!
( убираем руки за спину )
Воспитатель: А сейчас, приступаем к работе.
Ребята, заканчиваем. Берем свои работы и подходим ко мне.
Воспитатель: Кого мы с вами нарисовали?
Дети: Мы нарисовали бабочку.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Она пестрая, красивая, разноцветная.
Воспитатель: На что она похожа?
Дети: Бабочка похожа на цветы.
Воспитатель: С помощью, какой нетрадиционной техники мы нарисовали бабочку?
Дети: Мы использовали нетрадиционную технику «Монотипия» предметная.
Воспитатель: Мы сделаем выставку ваших работ. И пусть все любуются, какие вы у нас художники. Мне было очень приятно с вами работать. Я желаю вам отличных успехов, внимания, быть добрыми и послушными детьми.
Наше занятие закончилось. До свидания!
Дети выходят из музыкального зала.
Творческий проект в подготовительной группе
Чекрыгина Лариса Анатольевна
Вид проекта - познавательно- творческий.
Участники проекта
Продолжительность проекта - 2 недели.
Цель проекта
Задачи проекта :
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный .
2. Основной
3. Заключительный .
Ожидаемые результаты:
Познание
Коммуникация
Ситуативные беседы по теме.
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Труд
Безопасность
Сотрудничество с семьей
Итоговое мероприятие
Список литературы
«Загадочный мир насекомых».
Вид проекта - познавательно- творческий.
Участники проекта - дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта - 2 недели.
Цель проекта : создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Задачи проекта :
1 .Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный .
Изучение методической литературы по данной теме
Информирование родителей о проекте;
Подготовка материала и оборудования.
2. Основной
Сбор и систематизация информации о насекомых, обитающих в ленинградской области:
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о насекомых;
Создание коллективных работ «Насекомые», «Стрекозы на пруду», «В гостях у мухи-цокотухи», рисование «Бабочка-красавица», «На лесной полянке».
3. Заключительный .
Организация выставки детских коллективных работ;
Составление картотеки сообщений о насекомых (изготовленных детьми и родителями дома);
Проведение музыкального досуга «На солнечной полянке».
Ожидаемые результаты:
Дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, скачет), где и как зимуют насекомые.
Знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познание
Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых, коллекции «Насекомые и их знакомые».
Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».
Коммуникация
Ситуативные беседы по теме.
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Художественное творчество
Рисование «Бабочка - красавица», «На солнечной поянке».
Аппликация «Стрекозы на пруду»
Лепка «Насекомые» (из природного материала), «В гостях у мухи - цокотухи».
Чтение художественной литературы
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», В.Степанов «Стрекоза», журнал «Пчелка Майя», В.Брагин «В стране дремучих трав», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Приключения муравьишки», Н.Абрамов «Сказка о веселой пчеле», басня Крылова «Стрекоза и муравей», С.Михайлов «Лесные хоромы», Зотов «Лесная мозаика», В.Драгунский «Он живой и светится». Загадки о насекомых. Разучивание стихов к музыкальному досугу.
Труд
Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.
Изготовление бабочек - масок для утренника, шапочек кузнечиков совместно с воспитателем.
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле..», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых», «Об укусах и первой помощи».
Сотрудничество с семьей
Подготовка сообщений по теме: родители записывают информацию, дети рисуют.
Итоговое мероприятие
«На солнечной полянке» - музыкальный досуг.
Список литературы
1. ШорыгинаТ.А. Насекомые. Какие они? - М.,2004
2. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 - 7 лет. - М.,2010Творческий проект в подготовительной группе по теме:
«Загадочный мир насекомых».
Вид проекта - познавательно- творческий.
Участники проекта - дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта - 2 недели.
Цель проекта : создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Задачи проекта :
1 .Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный .
Изучение методической литературы по данной теме
Информирование родителей о проекте;
Подготовка материала и оборудования.
2. Основной
Сбор и систематизация информации о насекомых, обитающих в ленинградской области:
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о насекомых;
Создание коллективных работ «Насекомые», «Стрекозы на пруду», «В гостях у мухи-цокотухи», рисование «Бабочка-красавица», «На лесной полянке».
3. Заключительный .
Организация выставки детских коллективных работ;
Составление картотеки сообщений о насекомых (изготовленных детьми и родителями дома);
Проведение музыкального досуга «На солнечной полянке».
Ожидаемые результаты:
Дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, скачет), где и как зимуют насекомые.
Знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познание
Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых, коллекции «Насекомые и их знакомые».
Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».
Коммуникация
Ситуативные беседы по теме.
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Художественное творчество
Рисование «Бабочка - красавица», «На солнечной поянке».
Аппликация «Стрекозы на пруду»
Лепка «Насекомые» (из природного материала), «В гостях у мухи - цокотухи».
Чтение художественной литературы
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», В.Степанов «Стрекоза», журнал «Пчелка Майя», В.Брагин «В стране дремучих трав», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Приключения муравьишки», Н.Абрамов «Сказка о веселой пчеле», басня Крылова «Стрекоза и муравей», С.Михайлов «Лесные хоромы», Зотов «Лесная мозаика», В.Драгунский «Он живой и светится». Загадки о насекомых. Разучивание стихов к музыкальному досугу.
Труд
Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.
Изготовление бабочек - масок для утренника, шапочек кузнечиков совместно с воспитателем.
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле..», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых», «Об укусах и первой помощи».
Сотрудничество с семьей
Подготовка сообщений по теме: родители записывают информацию, дети рисуют.
Итоговое мероприятие
«На солнечной полянке» - музыкальный досуг.
Список литературы
1. ШорыгинаТ.А. Насекомые. Какие они? - М.,2004
2. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 - 7 лет. - М.,2010Творческий проект в подготовительной группе по теме:
«Загадочный мир насекомых».
Вид проекта - познавательно- творческий.
Участники проекта - дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта - 2 недели.
Цель проекта : создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Задачи проекта :
1 .Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный .
Изучение методической литературы по данной теме
Информирование родителей о проекте;
Подготовка материала и оборудования.
2. Основной
Сбор и систематизация информации о насекомых, обитающих в ленинградской области:
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о насекомых;
Создание коллективных работ «Насекомые», «Стрекозы на пруду», «В гостях у мухи-цокотухи», рисование «Бабочка-красавица», «На лесной полянке».
3. Заключительный .
Организация выставки детских коллективных работ;
Составление картотеки сообщений о насекомых (изготовленных детьми и родителями дома);
Проведение музыкального досуга «На солнечной полянке».
Ожидаемые результаты:
Дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, скачет), где и как зимуют насекомые.
Знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познание
Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых, коллекции «Насекомые и их знакомые».
Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».
Коммуникация
Ситуативные беседы по теме.
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Художественное творчество
Рисование «Бабочка - красавица», «На солнечной поянке».
Аппликация «Стрекозы на пруду»
Лепка «Насекомые» (из природного материала), «В гостях у мухи - цокотухи».
Чтение художественной литературы
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», В.Степанов «Стрекоза», журнал «Пчелка Майя», В.Брагин «В стране дремучих трав», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Приключения муравьишки», Н.Абрамов «Сказка о веселой пчеле», басня Крылова «Стрекоза и муравей», С.Михайлов «Лесные хоромы», Зотов «Лесная мозаика», В.Драгунский «Он живой и светится». Загадки о насекомых. Разучивание стихов к музыкальному досугу.
Труд
Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.
Изготовление бабочек - масок для утренника, шапочек кузнечиков совместно с воспитателем.
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле..», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых», «Об укусах и первой помощи».
Сотрудничество с семьей
Подготовка сообщений по теме: родители записывают информацию, дети рисуют.
Итоговое мероприятие
«На солнечной полянке» - музыкальный досуг.
Список литературы
1. ШорыгинаТ.А. Насекомые. Какие они? - М.,2004
2. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 - 7 лет. - М.,2010Творческий проект в подготовительной группе по теме:
«Загадочный мир насекомых».
Вид проекта - познавательно- творческий.
Участники проекта - дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта - 2 недели.
Цель проекта : создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Задачи проекта :
1 .Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный .
Изучение методической литературы по данной теме
Информирование родителей о проекте;
Подготовка материала и оборудования.
2. Основной
Сбор и систематизация информации о насекомых, обитающих в ленинградской области:
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о насекомых;
Создание коллективных работ «Насекомые», «Стрекозы на пруду», «В гостях у мухи-цокотухи», рисование «Бабочка-красавица», «На лесной полянке».
3. Заключительный .
Организация выставки детских коллективных работ;
Составление картотеки сообщений о насекомых (изготовленных детьми и родителями дома);
Проведение музыкального досуга «На солнечной полянке».
Ожидаемые результаты:
Дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, скачет), где и как зимуют насекомые.
Знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познание
Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых, коллекции «Насекомые и их знакомые».
Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».
Коммуникация
Ситуативные беседы по теме.
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Художественное творчество
Рисование «Бабочка - красавица», «На солнечной поянке».
Аппликация «Стрекозы на пруду»
Лепка «Насекомые» (из природного материала), «В гостях у мухи - цокотухи».
Чтение художественной литературы
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», В.Степанов «Стрекоза», журнал «Пчелка Майя», В.Брагин «В стране дремучих трав», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Приключения муравьишки», Н.Абрамов «Сказка о веселой пчеле», басня Крылова «Стрекоза и муравей», С.Михайлов «Лесные хоромы», Зотов «Лесная мозаика», В.Драгунский «Он живой и светится». Загадки о насекомых. Разучивание стихов к музыкальному досугу.
Труд
Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.
Изготовление бабочек - масок для утренника, шапочек кузнечиков совместно с воспитателем.
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле..», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых», «Об укусах и первой помощи».
Сотрудничество с семьей
Подготовка сообщений
(С использованием нетрадиционной техники рисования)
Программное содержание:
Материалы и оборудование:
Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.
Предварительная работа.
Музыкальное сопровождение:
Аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.
2. Беседа.
О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)
- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Воспитатель:
4. «Назови сложным словом»
5. Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(Дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)
Каждой лапкой потрясу!
(Трясут другой ногой.)
5. И потопаю потом
(Дети топают ногами.)
Ой, какой от лапок гром!
6. Игра-викторина.
Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.
Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?
Ответы детей.
Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.
Здравствуйте, ребята!
Я Бабочка -красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.
Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?
Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.
Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)
Физминутка «Бабочка».
Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком
За день, за два и за месяц… прыжки на месте
Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком
Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).
После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.
Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)
Воспитатель:
А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)
СОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы
Насекомые в природе. Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы
Актуальность:Игровое задание «Для какой пчелки, какой цветок».
Содержание СОД:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим, а вот о ком, вы догадайтесь сами:
1. Загадки:
1.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?(божья коровка)
3. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
4. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (гусеница)
- А как можно назвать гусеницу, пчелу, бабочку и божью коровку одним словом, кто это? (насекомые)
- Усаживайтесь поудобнее, сейчас я вам расскажу то, что знаю о насекомых я.
2. Презентация:
«Насекомые в природе» зачитываю текст на слайдах.
- А теперь вам надо выполнить задания, а потом рассказать всем, что вы делали и как.
- Чтобы узнать, кто в каком центре будет сегодня заниматься возьмем «колесо – чудес». (Крутит стрелку каждый ребенок – определяет, где будет заниматься)
- Вот мы и разыграли все центры, теперь немного разомнемся.
3. Игровое упражнение:
«Я жук..»
Я – жук, я жужжу – ж-ж-ж-ж (выполняют движения в соответствии с текстом)
Я на ветке сижу (руки к груди, поднимают руки вверх, опускаю, приседают)
Я над лесом кружу (руки к груди, покачивают руками вверху, руки в стороны, бег)
Я – жук, я жужжу – ж-ж-ж-ж, я жужжу и не тужу (руки к груди, ладошки к губам).
- Мы размялись, отдохнули и расходимся по своим центрам.
4. Выполнение заданий по центрам активности:
включается звуковой фон.
1.Центр литературы и речетворчества: 2 ребенка, все задания выполняют вдвоем.
Задание 1: изготовление мини- книжек «Бабочки» и «Жуки»
Задание 2: по мнемо – схеме прочитать скороговорку и запомнить её.
2. Центр – математики и логики: 2 ребенка, каждый выполняет свое задание.
Задание 1:
- узнать, сосчитать и записать, сколько бабочек нарисовано на картинке.
- определить и записать состав числа – 9 –
- работа по клеточкам: «Бабочка»
Задание 2:
- составить условие задачи по картинке и записать её.
- определить и записать состав числа – 10 –
- работа по клеточкам: «Жук»
Задание:
- выложить из мозаики «бабочку» со зрительной опорой на картинку.
4. Центр творчества: 2 ребенка, каждый выполняет свое задание.
Задание 1:
- разложить в правильной последовательности рисования «бабочку».
- разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам.
Задание 2:
- игра – задание «Для какой пчелки, какой цветок».
- разукрасить «пчелку» по цветовым цифрам.
Во время работы по центрам, воспитатель смотрит, принимает участие в вы-полнении и помогает ребятам по мере надобности.
Когда большая часть ребят выполнят задания, воспитатель приглушает музыку (сигнал к завершению задания), а остальные ребята доделывают.
5. Подвижная игра
«Мотыльки»
На зеленом, на лугу - мотыльки летают
И с цветочка на цветок, весело порхают. (выполняют движения по тексту)
Маша вышла на лужок, у нее в руках сачок (выходит водящий).
Берегись-ка, мотылек - улетай скорей, дружок! (дети убегают, а водящий пятнает)
6. Обсуждение полученных результатов.
(ребята располагаются на ковре и на модулях)
1.Центр литературы и речетворчества:
предполагаемая речь детей:
- Мы сделали 2 книжки – малышки, в одну наклеили картинки бабочек, а в другую картинки жуков. Теперь мы не перепутаем кто бабочка, а кто жук.
- Мы по схеме прочитали скороговорку и попытались запомнить ее: «Жук жуж-жал и в суп попал». «Я ловил на лавочке, мотыльков и бабочек. Ловил, ловил,
ловил, пожалел и отпустил.
2. Центр – математики и логики: 2 ребенка.
- Я - считал бабочек на картинке и насчитал – 12 бабочек.
Потом составлял число – 9 – из цифр и записал это, получилось: 4 – 5, 6 – 3,
5 – 4, 9 – 0.
Затем по клеточкам я нарисовал бабочку, вот как получилось.
- Я – составлял задачу по картинке: на цветке сидели 3 пчелы, 1 улетела, осталось
сидеть 2. Записал ее вот так: 3-1= 2
Потом я составлял число – 10 – из цифр и записал это, получилось: 2 – 8, 4 – 6,
1 – 9, 10 – 0.
Затем я рисовал по клеточкам жука, он получился вот такой.
3. Центр строительства и конструирования: 1 ребенок.
- Я делал - собирал из мозаики «бабочку» по картинке.
4. Центр творчества: 2 ребенка.
- Я раскладывал «бабочку» в той последовательности как рисовал ее художник.
Сперва художник нарисовал крылья, тельце, голову, усики, лапки и глаза.
Потом полосочки на крыльях, затем желтый узор на большом крыле, потом желтый узор по краю маленького крыла, затем красный узор на крыльях и закончил рисовать - точками голубого цвета на красном узоре.
Во втором задании надо было разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам. Вот какая божья коровка получилась.
- Я помогал пчелкам найти нужный цветок. И выяснил, что 1 пчелка – на 3
цветок села, 2 на 4 цветок, 3 на 2 цветок, а 4 на 1 цветок.
Потом я раскрашивал «пчелку» по цветовым цифрам и вот такая пчелка
получилась.
7. Рефлексия.
- Ребята, что же мы знаем с вами о насекомых?
(это бабочки, жуки, стрекозы, мотыльки, гусеницы, кузнечики, пчелы, шмели, осы, мухи, комары и муравьи. Они умеют летать, ползать и прыгать. У них есть крылья, лапки, усики, глаза. Они встречаются везде: в лесу, в поле, на огороде, в доме. Насекомые приносят пользу – опыляют растения, вред – кусаются и разносят болезни, едят растения)
- Вспомните, пожалуйста, какие насекомые занесены в красную книгу и их надо охранять?
- Молодцы ребята, вы много знаете про насекомых. А сейчас, опять игра: «Медведь и пчелы»