Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен.
Различные ремесла начали появляться в 15-16-м веках. Именно этот период связан с зарождением народного промысла. Несколько позже, в 17-м веке, мастера начали создавать поделки специально для продажи. Целые деревни и поселения трудились над производством изделий народного ремесла.
Почему народный промысел Центральной России начал развиваться? Причина банальная - холод и голод. Во времена длинной холодной зимы людям нужно было чем-то кормить свои семьи. Бедные почвы не приносили достаточного количества урожая, на жизнь не хватало, поэтому мастера продавали свои изделия и на вырученные средства существовали. Конечно русские народные промыслы возникали там, где было достаточное количество природного сырья. Деревянные поделки делались в лесных районах, где преобладали каменистые почвы, широкое распространение получили изделия из камня и т. д. Как известно, спрос рождает предложение, и народный промысел развивался там, где он был необходим.
Народные художественные промыслы начали появляться несколько позже - в середине 19-го века. В те времена появилась знаменитая вышивка золотой нитью, роспись и обработка металла. Огромное влияние на появление этого ремесла оказала церковь, а именно местные школы иконописи. Они выполняли заказы по вышивке для монастырей и церквей.
Российское ремесло знаменито не только в нашей стране, народный промысел приобрел всемирную известность. Перечислять изделия ручной работы можно очень долго, расскажем об основных из них:
Много веков назад на берегу реки Вятка образовался город, в котором организовалось поселение слобода. Каждое утро местные топили печи, и из-за постоянно поднимающего дыма поселение так и прозвали - Дымковская слобода.
Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду и дудки, которые впоследствии накаляли в печи. Свистки выполнялись в основном в виде зверей. Но это было сделано не только для развлечения детей. Вятский народ под свист дудок встречал бога солнца - Ярило. Дымковская игрушка - самый известный народный промысел Центральной России. Все знают, как она выглядит. Это глиняная русская баба в с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы разрисовано различными узорами. Главное правило - она должна быть яркой и красочной.
Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом. Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ. Сегодня очень трудно представить народный промысел без гжельских изделий.
Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это время и образовался современный центр русской культуры - село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. В 20-м веке в селе мастера занимались росписью брошек, табакерок, портсигаров, блокнотов и бисерниц. Известные палеховские шкатулки и пасхальные яйца знают многие. Чуть позже в селе начала зарождаться с использованием черного лака и папье-маше.
Хохломский промысел появился в России в заволжских лесах на реке Узоль. Там образовались деревеньки - Семино, Хрящи, Новопокровское и Кулигино. Именно там и зародилась хохлома. К сожалению, народные промыслы края сохранились до наших времен не полностью. Нам известны работы мастеров лишь 19-го века, хотя доказано, что этим ремеслом занимались и в 17-м веке.
Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта - нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.
Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на в городе Павлове. Отсюда и название.
На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.
Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.
Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.
Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.
Современные народные промыслы активно развиваются. Сегодня на выставках и ярмарках можно увидеть самые разнообразные изделия, поделки и картины. Направления современного искусства очень разные, сюда можно отнести:
Современный народный промысел трудно назвать единым, талантливые мастера занимаются тем, что у них хорошо получается. Если несколько веков назад можно было только рисовать или лепить из глины, то теперь возможностей проявить себя гораздо больше. Но, несмотря на это, основы живописи и росписи изучают именно по изделиям старинной самобытной России. Традиции российских мастеров во многих городах живут и до сих пор.
В завершение хотелось бы перечислить оставшиеся направления народного творчества, о которых в этой статье не было рассказано:
Традиции наших чудотворцев, живописцев и мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные русские народные промыслы продолжают развиваться. Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, самому попробовать себя в этом нелегком деле можно в художественных школах и центрах развития.
Стр. 14
Что было основой хозяйственной жизни России в начале XVI в.? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения?
Основой хозяйственной жизни России в начале XVI в. было земледелие. Серьезные изменения в хозяйственной деятельности происходили в ремесле и торговле. На территории Российского государства формировался внутренний рынок.
Стр. 14
Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине XV в. Перечислите основные слои населения Московского княжества в XV в. и их занятия.
В Северо-Восточной Руси процесс собирания русских земель возглавило Великое княжество Московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Великим княжеством Тверским и другими cоседними княжествами и ставшее основой централизованного Русского государства. Московское княжество в середине XV в. состояло из княжеств: Ростовского, Суздальского, Ярославского, Новгородского, Псковского, Тверского, Смоленского, Рязанского и других земель.
Основные слои населения Московского княжества в XV в. и их занятия:
Наверху социальной лестницы русских княжеств в XIV-XV вв. стояли бояре и вольные слуги. Они служили своим князьям по добровольному соглашению и могли переходить от одного князя к другому. Эти бояре и вольные слуги были, как правило, землевладельцы-«вотчинники». Они получали от князей «жалованные» грамоты, согласно которым они сами должны были «ведать и судить» население, жившее в их вотчинах; однако право вотчинного суда ограничивалось обычно очень существенной оговоркой: серьезные преступления – убийство, грабеж и кража «с поличным» – принадлежали суду княжеской администрации.
Князья в XIV-XV вв. имели свое обширное и сложное дворцовое хозяйство. Все земли княжества, которые не принадлежали на вотчинном праве боярам, вольным слугам или церковным учреждениям, считались принадлежавшими князю.
Население дворцовых имений - это слуги подворские, крестьяне и челядь невольная. Часть «слуг подворских» несла также и военную службу своему князю.
Крестьяне в XIV-XV вв. жили или на землях частных владельцев.
Посадские люди – городское население, занимались ремеслом. Служители церкви – отправление религиозной службы, владели землями (монастыри) и также занимались хозяйством.
Стр. 14
Что такое подсечно-огневая система земледелия?
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие (подсечное земледелие) - примитивная система земледелия лесной зоны, при которой сельскохозяйственные растения несколько лет выращивали на освобожденных от леса путем его вырубки и выжигания, используя естественное плодородие почвы. После утраты плодородия участок забрасывали и осваивали новый. Подсечно-огневое земледелие характеризуется относительно высокой урожайностью полей, но в краткий период. Общая продуктивность земли, при этом, остается низкой.
Стр. 15
Вспомните, кто такие казаки. Как и когда возникло казачество?
Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году. Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами. Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился. Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса - скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами - образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.
Стр. 17
Какие изделия западноевропейских ремесленников называли шедеврами?
Шедевр во многих городах средневековой и раннекапиталистической Европы - лучший образец изделия, изготовленного ремесленником (подмастерьем) на собственные средства. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером. Система цехов с предъявлением шедевра («одобренного образца работы») просуществовала в России со времён Петра I и формально до 1900 года.
Стр.19. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
Переход к трехполью связан с тем, что такой способ земледелия давал стабильные, относительно высокие урожаи, не нужно было часто менять место жительства в поисках новых участков земли, расчищать их.
2. Какие зерновые культуры возделывали русские крестьяне в конце XV – начале XVI в.? Какая из них была основной? Предположите почему.
Русские крестьяне в конце XV – начале XVI в. возделывали зерновые культуры: пшеница, ячмень, просо, рожь, овес. Основной была пшеница, так как давала самый большой урожай. Но постепенно пшеницу вытесняла рожь, так как кроме урожайности, рожь еще была и менее прихотлива в выращивании.
3. Охарактеризуйте орудия труда русских крестьян в конце XV – начале XVI в. Почему они столь незначительно изменились со времен Древней Руси?
Орудия труда русских крестьян в конце XV – начале XVI в.: соха, соха-косуля, плуг, борона. Они столь незначительно изменились со времен Древней Руси потому, что развитие земледелия тормозила зависимость от ордынских ханов, традиции возделывания земли передавались из поколения в поколение и менялись очень медленно, Россия существовала обособленно от других стран Европы, где орудия обработки земли уже изменились.
4. Почему животноводство имело в хозяйстве русского крестьянина лишь вспомогательное значение? Какие трудности создавали природные условия крестьянину для разведения и содержания домашнего скота?
Животноводство имело в хозяйстве русского крестьянина лишь вспомогательное значение потому, что уход за животными требовал сил и времени, заготовка кормов отнимала время во время страды.
Природные условия создавали крестьянину для разведения и содержания домашнего скота определенные трудности. Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом был неблагоприятным для ведения сельского хозяйства. Земледельческим трудом можно было заниматься только 130 дней в году: пахота, сев, выращивание и уборка урожая. Заготовка в это же время еще и кормов для домашних животных отнимала время.
5. Как характеризуют роль общины в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна», «Мир – большой человек», «Мир – всему голова»?
Роль общины в жизни крестьянина эти поговорки характеризуют как главную, определяющую. Община делила пахотные наделы и огороды, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек, распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.
6. Почему в течение XVI в. увеличивалась численность казачества? Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах?
В течение XVI в. увеличивалась численность казачества потому, что расширялись границы государства, и требовалось охранять границы от набегов крымских и казанских татар. Таким образом государство использовало казаков в своих интересах.
7. Как изменилось значение русских городов с формированием единого государства?
С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Они уже не были столицами независимых княжеств, но становились центрами ремесла и торговли.
8. Что вывозили из России в Западную Европу в XVI в.? Какие товары ввозили в нее из Европы? Какое значение имела торговля для развития России?
Из России в Западную Европу в XVI в. вывозили: зерно, сало, поташ, пеньку и меха, мясо и икру, полотно и щетину, смолу и деготь, воск и рогожи.
Ввозили в нее из Европы товары: сукно, металлы, порох, оружие, жемчуг, драгоценные камни, пряности, благовония, вина, краски, бумагу, кружева.
Торговля для развития России имела большое значение. Благодаря торговле развивался внутренний рынок, пополнялась казна, происходило укрепление государства.
9. Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведенная в 1530-е годы денежная реформа? Какая денежная единица стала основной в едином Российском государстве?
Для хозяйственной жизни страны проведенная в 1530-е годы денежная реформа имела большое значение: запрещено хождение всех старых монет, ликвидировалось фальшивомонетничество.
Основной в едином Российском государстве стала денежная единица – московский рубль.
Стр. 20. Работаем с картой
1. Покажите на карте территории расселения казачества в XVI в.
Территории расселения казачества в XVI в.: Приволжье, Урал, Дон, юго-восточные земли.
2. Ознакомившись с картой учебника (стр. 60-61), скажите, где было больше городов – западнее Волги или восточнее ее?
Больше городов было западнее Волги.
Стр. 20. Изучаем документ
1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте?
В тексте говорится об огородничестве, животноводстве, заготовках впрок.
2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия?
Эти занятия кормили россиян.
Стр. 13. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. Что означает понятие «зона рискованного земледелия»?
С. М. Соловьев этим сравнением подчеркивает разные климатические условия в странах Западной Европы и России, объясняя трудности ведения хозяйства. Понятие «зона рискованного земледелия» означает неблагоприятные природные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом был неблагоприятным для ведения сельского хозяйства. Земледельческим трудом можно было заниматься только 130 дней в году: пахота, сев, выращивание и уборка урожая. Заготовка в это же время еще и кормов для домашних животных отнимала время.
2. Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвященные хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота», «Май холодный – год хлебородный» и т.д. Какие выводы можно сделать на их основании?
На основании этих пословиц можно сделать следующий вывод: жизнь россиян – это земледельческий труд, он занимал главную роль в их жизни.
4. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы.
«Урожаи практически на всей территории России были низкими» - Юго-восточные территории были пригодными для земледелия.
«Все казаки считались свободными и равноправными. В казацких общинах существовало самоуправление» - в среде казачества существовало имущественное расслоение, были и беднейшие казаки, которые в решении общих вопросов не принимали участия.
5. Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли.
Взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли прослеживается: единые деньги – московский рубль – обеспечивали формирование единого внутреннего рынка, что напрямую способствовало развитию торговли.
Охота - один из древнейших видов использования животного мира, традиционная и преобладающая форма природопользования, которая имела большое значение для становления Российского государства. Свое значение она не утратила и по сей день, хотя приобрела спортивное направление и рассматривается как, средство общения с природой и активного отдыха. В основе всего этого - лежат охотничьи ресурсы: охотничьи животные и охотничьи угодья.
Охотничьим звери и птицы - это виды, которые являются объектами охоты и используются для получения продукции (мяса, шкур, пуха и других материальных ценностей).
Часть птиц и зверей потеряла прежнее значение, а входящие в неё виды стали редкими, либо исчезающими и поэтому особо охраняемыми. Вторая часть по-прежнему удовлетворяет материальные и духовные запросы охотников.
Целью данной работы было показать значения охотничьих- промысловых ресурсов для человека, пути их сохранения и рационального использования.
Для её достижения решались следующие задачи:
1) Определение роли охотничьих - промысловых ресурсов в жизни человека;
2) Изучение охотничьи - промысловых ресурсов России в целом и отдельных регионов
3) Анализирование причин сокращения охотничьих ресурсов
4) Рассмотрение путей их сохранения и рационального использования
Для решения этих задач применялись методы:
1) Изучение литературных источников
2) Графические методы (построение таблиц в программе Excel)
Охотничье - промысловые ресурсы - это охотничьи ресурсы, используемые в промыслах для получения продукции.
Охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом используются или могут быть использованы в целях охоты .
В целях охраны охотничьих ресурсов создаются зоны охраны охотничьих ресурсов. Они представляют собой особо защитные участки лесов и другие зоны, созданные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. В число таких зон входят: места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; участки лесов вокруг глухариных токов; полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселённых бобрами
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации. Это неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли. Возобновляющийся природный ресурс, являющийся важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Страна обладает самой богатой в мире естественной сырьевой базой для развития охотничьего хозяйства. В стране водится 23 вида копытных,
огромное количество диких пушных зверей (более 100 видов), 6 видов боровой и более 200 видов водоплавающей, болотной и полевой дичи (табл. 1.), .
Важнейшими промысловыми зверями России, добываемыми в основном ради мяса и кожи, являются кабан (дающий, также, ценную щетину), сибирская косуля, северный олень и лось. Северный олень представляет исключение из всех оленей -- имеет хороший, очень теплый мех. Прочие из наших копытных, имеют лишь местное значение. Снежный баран встречается на северо-востоке Сибири, а архар водится на Памире .
Среди насекомоядных выделяют небольших или мелких зверьков с подвижным мягким хоботком, которым заканчивается мордочка: ежи, землеройки, кроты, выхухоль. Основная пища этих животных насекомые и другие беспозвоночные, а также мелкие позвоночные. Некоторые виды поедают также семена растений или сочные плоды. Промысловое значение имеют кроты и выхухоль, но в последнее время их добыча запрещена.
К отряду хищников относятся семейства медвежьи, собачьи, гиеновые, кошачьи, куньи, енотовые. Хищники характеризуются большими острыми клыками и небольшими, слаборазвитыми резцами. Большинство из них плотоядные. Реже кормящиеся еще и растительной пищей. Все виды имеют различное промысловое значение.
К семейству собачьих относятся: волк, обыкновенная лиса, шакал, корсак, песец, красный волк (на него охота запрещена), енотовидная собака.
Семейство енотовых представляет енот-полоскун.
Семейство медвежьи: бурый, чёрный и белый медведь. Охота на белого и черного медведя запрещена.
Семейство куньи: барсук, росомаха, соболь, лесная куница, каменная куница, ласка, горностай, лесной хорёк, степной хорёк, европейская норка, американская норка, выдра (в большинстве районов России добыча выдры запрещена), калан (его добыча полностью запрещена)
Семейство кошачьи: лесной кот, степной кот, камышовый кот, рысь, манул. Охота на тигра, леопард и снежный барс полностью под запретом.
Среди грызунов: белка обыкновенная, бурундук, сурки (на сурка Мензибара - редкий вид сурка, охотиться запрещено), суслики, речной бобр (добыча бобров разрешена только по лицензиям),ондатра и другие.
В отряд парнокопытных объединяют: Семейство свиньи: кабан (добыча разрешена только по лицензиям), семейство оленевые: косуля, пятнистый олень (охота на это животное полностью запрещена), благородный олень (марал, изюбр и др.), семейство полорогие: дзэрен, сайгак и др.
Охотничье-промысловые птицы России
Отряд куриные: белая куропатка (запрещена охота в районах средней полосы и юга), тундряная куропатка, тетерев - косач (лицензионный объект охоты), кавказский тетерев (охота запрещена), глухарь(охота по лицензии), каменный глухарь (охота по лицензии), рябчик, перепел, каменная куропатка, фазан, серая куропатка (добыча разрешена в ряде районов);
Отряд утиные: лебеди, гуси и утки;
Отряд кулики: большой кроншнеп, средний кроншнеп, вальдшнеп, бекас, азиатский бекас, чернозобик, золотистая ржанка, бурокрылая ржанка, тулес, чибис, кречетка и др. В пределах России встречаются около 70 видов куликов, не менее 20 - и из которых в той или иной мере служат объектом спортивной охоты.;
Отряд пастушковые: лысуха, камышница (водяная курочка), коростель, султанская курицаОхота на которую полностью запрещена.
Отряд голуби: витютень (вяхирь), каменный голубь, большая горлица .
Таблица 1
Охотничье - промысловые животные России
основные регионы |
|||
Выхухолей |
1. Выхухоль русская |
Бассейны рек Урала, Волги, Дона. |
Внесена в красную книгу РФ |
Енотовидных собак |
Енотовидная собака |
Естественный ареал - Приморский край и юг Приамурья. |
добыча ведётся в северо-западных и центральных областях. |
Распространён почти повсеместно |
|||
2. Шакал 1758 |
Дагестан, Предкавказье, Черноморское побережье |
||
Распространён в пределах полосы тундры |
|||
Лисица обыкновенная |
Распространена повсеместно кроме сибирской тундры и о-вов Северного Ледовитого океана |
Наибольшее число лисиц добывается в степных и лесостепных областях. |
|
Медведей |
Медведь бурый |
Распространён широко, но неравномерно. |
Большое промысловое значение имеет на Дальнем Востоке |
Белый медведь |
Область распространения совпадает с областью распространения полярных льдов. |
С 1956 года добыча запрещена, заключено международное соглашение об его охране. |
|
Медведь гималайский или белогрудый |
Южная часть Дальнего Востока. |
Область распространения и численность сокращаются |
|
Енот-полоскун |
Краснодарский край, Дагестан |
Нa обширной территории России с ее необъятными лесами и тундрами на севере Европы и Сибири и величественными горными странами на юге промысел диких животных имеет большое значение в экономике страны. Особенно большое значение имеет промысел млекопитающих на пушнину. Еще дореволюционная Россия занимала второе после США место в мировом экспорте пушнины, доставляя на мировой рынок свыше 20% этого товара. В настоящее время Россия по экспорту пушнины занимает первое место и дает на мировой рынок около 30% всей пушнины; второе место занимают США (около 20%), третье - Канада (около 15%).
В 1928-1929 гг. стоимость пушнины, заготовленной в России, определялась в 16 миллионов руб.
О количестве добываемого зверя дает представление следующая таблица (по данным за тот же год):
Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Конкретные его формы плохо прослеживаются по археологическому материалу.
Основным орудием пахоты было рало. У славян, судя по отсутствию материальных остатков, использовалось примитивное деревянное рало (орало). Древнейшее рало представляло собой цельное тонкое дерево с корнем, который превращался в ральник. Ствол дерева становился дышлом пахотного орудия; рукояткой могла служить вколоченная палка. Рало использовалось в основном на старопахотных землях. Издревле применялась также деревянная мотыга. Двузубую мотыгу иногда считают прототипом сохи. Это орудие могло использоваться и при подсечнам земледелии.
К орудиям иного типа, но возникшим в тех же условиях, относится рало с копыстью (деревянным брусом, вставлявшимся в дышло под углом 45 градусов), на которую насаживался треугольный наральник без плечиков (позднейший сошник). Находки наральников без плечиков в антском ареале единичны. Для рала, вероятно, уже широко использовалась животная (конская или воловья) тяга.
Борона, применявшаяся для рыхления пашни, известна всем славянским народам. При подсеке и лесном перелоге борона служила для запашки сева "под соху". Ее архаичными формами являются срубленное дерево с ветками или его верхушка с подрубленными сучьями - суковатка. Общеславянский характер носит и более совершенное боронительное орудие - деревянная борона из четырехугольной рамы, трех продольных брусков и 25 деревянных же зубьев (продольно-брусковая борона). Изучение эволюции древних боронительных орудий затруднено отсутствием их материальных следов.
Вятичские землепашцы, на лесостепных чернозёмах (как и под возникшим позднее Карачевом) по археологическим данным, знали такое пахотное орудие, как плуг уже с VIII-IX вв. В опольях и предопольях (северяне) использовалось полозное, затем бесполозное рало - орудие, только рыхлящее землю (по-славянски "орать" значит пахать, а "оратай или ратай" - пахарь), плуг же появился здесь значительно позднее. На западе и севере современной Брянской области (радимичи, кривичи) в X веке всё ещё господствовало подсечно-огневое земледелие. В полесьях и предполесьях на смену ему пришла обработка земли сохой (древнейший сошник, найденный на территории Брянского края, датируется XII веком, но сохи были целиком деревянные и не сохранились). Соха по происхождению восходит или к бороне-суковатке, или к бесполозному ралу). В лесистых низменностях левых берегов Судости и Десны земледелие было мало развито, распахивались лишь мягкие пойменные земли.
Брянские земледельцы той эпохи выращивали просо, мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овёс, озимую рожь, лён, коноплю, различные бобовые культуры и овощи (капусту, репу, редьку, лук, огурцы, чеснок). Естественные удобрения для пашен поставляло скотоводство. В земледелии уже в XI веке для восстановления плодородия земель использовались двухпольная система, с оставлением части земли под пар. Это избавляло от необходимости постоянно расширять площадь пашни, но в конечном итоге также вело к постепенному истощению земель.
Урожай убирали железными серпамим на короткой деревянной рукоятке, с округлым клинком и слегка загнутым внутрь носом. Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Использовались они, как полагают, в основном для сенокоса.
Наиболее архаичные способы молотьбы - прогон скота, топтание ногами, околачивание снопов и т.п., на что указывает и этимология слова "гумно" ("место, где скот [топчет снопы]"). В описываемый период, очевидно, применялось и хлестанье с помощью жердей-обивалок, и обивание молотильными палками (прототипами цепа). Появляется еще в общеславянскую эпоху и собственно цеп, в котором рукоять (в рост молотильщика до подбородка) соединялась с билом сыромятным ремнем. На гумне происходило также веяние. Наиболее распространенный позднее и, несомненно, древний способ - веяние на ветру с помощью лопаты.
На славянских поселениях обнаружено большое количество хозяйственных сооружений. Прежде всего, это хозяйственные и зерновые ямы. У славян отмечены также наземные хозяйственные постройки с углубленным полом, изредка с очагами. Несомненно, среди этих сооружений есть предназначенные для сушения зерна. Особое внимание в этой связи привлекают постройки с очагами (возможно, далекий прототип ямного овина, где снопы для просушки ставили в надземной части). Чаще всего, видимо, зерно сушили прямо на гумне, за пределами поселения. Хранили же обмолоченное и просушенное зерно в зерновых ямах.
Для помола зерна применялись исключительно ручные жернова из камня. Они представляли из себя два соединенных диска с изогнутой кверху рабочей поверхностью, приводимых в движение деревянным рычагом, укрепленным с верхней стороны в отверстии.
Помимо земледелия славяне занимались разведением лошадей и крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, из домашней птицы - кур, гусей, уток и голубей. Скот держали в открытых загонах или специальных сооружениях - хлевах. Праславянское слово "хлев" первоначально обозначало углубленное, ямного типа сооружение с сеновалом. Кроме того они ловили рыбу и охотились. Правда, в жизни крестьян охота вскоре стала играть заметно меньшую роль. Многие леса объявлялись княжескими заповедниками - "ловищами" и "перевесищами", где охота разрешалась только князю и его старшим дружинникам (боярам). Эти ловища обычно устраивались в местах, неудобных для земледелия - в лесистых низменных равнинах Десны и Судости. Так, на территории поселения Борки в пойме Судости напротив Погара свыше 80 % костей, найденных археологами, принадлежат диким животным - в том числе зубрам, оленям, кабанам, медведям, бобрам. Видимо, здесь находилось одно из княжеских ловищ.
Важным занятием у славян было бортничество, то есть сбор мёда и воска в лесах, где дупло дерева мог заселить пчелиный рой. Существовали и княжеские, и частные, и общинные бортные угодья. Сбор мёда не позволял славянам безжалостно вырубать леса, ведь тогда негде было бы жить пчёлам. И мёд, и воск, и шкуры зверей продавали своим и заморским купцам, везли в Киев и Царьград.
Поселения славян практически всегда располагались на берегах рек и ручьев. Кассиодор писал ословенах, что "леса и болота заменяют им города
" - очевидно, служа защитой от врагов.
Поселения, по всей видимости, часто огораживались плетнем или подобной ветхой оградой. На их площади, кроме домов, располагались хозяйственные сооружения, возможно, иногда огороды, насаждения кустарников и лозы.
Преобладающий тип жилища - правильная четырехугольная полуземлянка. Именно их имеет в виду Прокопий, говоря, что славяне "живут в жалких хижинах
". Площадь полуземлянок невелика - в среднем около 10 кв.м. (хотя есть и больше, с длиной стен до 5 м). Стены жилищ были деревянными. У славян первоначально преобладала столбовая конструкция стен, сложенных из стояков и жердей, переплетенных лозой. Ее, видимо, можно считать местной. Со временем начинает распространяться срубная техника.
Кровли полуземляночных строений были двускатными. Кровли опирались на столбы по углам и в середине стен, изредка (что соответствует четырехскатной кровле) - в центре жилища. Делались они из плах или жердей. Конек двускатной крыши делался из бревна. Крыша также иногда обмазывалась глиной. Наземные части более углубленных полуземлянок присыпались землей для утепления.
Основным элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка (реже глиняная). В полуземлянках печи располагались в углу, противоположном входу. Положение печи, очевидно, как и позднее, имело сакральный смысл (по диагонали от нее был "красный угол" с домашними святынями) и потому четко выдержано.
Другие элементы интерьера прослеживаются гораздо хуже. Ясно, что вход в жилище располагался обычно с южной стороны. В жилище вела земляная, реже деревянная лестница. У стен располагались деревянные лавки с вкопанными столбиками-опорами или земляные выступы (очевидно, с настилом), служившие сиденьями и лежанками. В ряде случаев в жилищах обнаруживаются небольшие ямы-хранилища, иногда рядом с печью.
Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Это относится и к средствам переноски тяжестей, которые и позже были в основном деревянными (ведра) или плетеными (корзины). Археологически устанавливается наличие глиняной посуды. Это почти исключительно горшки, изредка встречаются глиняные миски и сковородки. Гончарная керамика (горшки, кувшины, миски) имела локальное распространение. Из других предметов обихода чаще всего встречаются железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в могильниках.
В этот период развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века - на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений - в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках.
Существенную роль в хозяйстве играли домашние промыслы. Это, прежде всего, обработка дерева, орудия которой (топоры, тесла, долота, токарные резцы и др.) найдены на поселениях.
Лепная керамика изготавливалась в каждой семье вручную, возможно, с использованием плетеной основы, с последующим обжигом в домашней печи. Лепная посуда не отличалась разнообразием. Использовалось глиняное тесто с примесью дресвы, песка и шамота.
К числу важнейших домашних промыслов относились прядение и ткачество. Для прядения использовались деревянное веретено с глиняными пряслицами, для ткачества - вертикальный ткацкий стан. Ткань представляла собой, по оценкам современных исследователей, тонкое полотно с прямым переплетением.
Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.
Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело. В славянском мифологизированном сознании образ кузнеца окружен легендами и поверьями. Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой. Ключевой "кузнечный" миф - о происхождении самого кузнечного ремесла от мифического героя и правителя Сварога (или Божьего Коваля - змееборца из позднейших преданий).
Обычной одеждой словен и антов, насколько можно судить из известия Прокопия, были "хитон", "плащ", "штаны, прикрывающие срамные части".
Важнейший, имевший сакральное значение элемент одежды издавна представлял у славян пояс. Имеется немалo находок металлических частей поясов (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные). На ногах мартыновских фигурок облегающие штаны, доходящие до щиколоток, и остроносые башмаки или сапоги.
Упоминаемый Прокопием плащ (точнее, тривоний - грубый, "варварский" плащ) изредка застегивали металлическими фибулами и пуговками, а чаще, вероятно, стягивали обычной тесьмой. Это был плащ без рукавов, широко распространенный в средние века. Для изготовления верхней одежды (в том числе неизвестной нам для того времени с достоверностью зимней) использовались меха и шкуры диких животных, но в первую очередь овчина.
Неизвестны нам и головные уборы славян того времени. Видимо, славяне пользовались теплыми головными уборами из меха и кожи лишь зимой.
О женской одежде в письменных источниках данных нет. Видимо, женщины носили более длинный (до колен и ниже) "хитон", а также пояс и остроносые сапожки. Женский головной убор был близок позднейшему кокошнику, включал в себя серебряные налобные венчики и наушники. К головным уборам крепились височные кольца разных типов, подвески. Из украшений известны также серьги, части ожерелья-монисто (бусы, швейные обручи), браслеты. Издревле славянские женщины носили длинные волосы, заплетавшиеся в косу.
Что же касается племен вятичей, радимичей и северян то они потихоньку исчезают из употребления. Имя вятичей встречается на страницах летописи ещё в XIII веке, городами вятичей летописцы называют Карачев, Козельск, Мценск, Новосиль, Тарусу и ряд других, частью исчезнувших с лица земли. Радимичей летописец в последний раз вспоминает в 1170 году, а северян - в 1024-м, когда они выступили на стороне черниговского князя Мстислава Владимировича в его междоусобной битве с братом Ярославом Мудрым на реке Листвене. То, что племена больше не упоминаются в летописи, не означает, что вятичи, радимичи и северяне вымерли. Просто они стали русскими, сохранив какие-то речевые и бытовые особенности, но всё же утратив отдельную от русской историю и государственность.