Окрасочные камеры открытого типа (окрасочные камеры с сухой фильтрацией). Как выбрать фильтр для покрасочной камеры Из чего сделать фильтр в покрасочную камеру

Оборудование

Технологии окрашивания сопряжены с использованием часто не безупречных в санитарно-гигиеническом и экологическом отношении лакокрасочных материалов (ЛКМ). Причем «небезупречность» эта проявляется не на протяжении долгосрочного периода их эксплуатации в виде покрытий, а в процессе изготовления и нанесения на окрашиваемые поверхности.

Производство ЛКМ сопровождается образованием большого количества твердых отходов, загрязненных стоков, газовых (летучих) выбросов. Важной, одновременно экологической и экономической проблемой, остается совершенствование технологических процессов нанесения ЛКМ, необходимость сделать их безопасными и приносящими наилучший результат. Именно стремление гарантировать высокое качество работ, оптимальные санитарно-гигиенические условия труда для персонала, эффективную защиту окружающей среды от вредных выбросов ─ послужили основными предпосылками появления покрасочных (окрасочных) камер (кабин). Их неотъемлемой частью является фильтровальное оборудование. Фильтры для окрасочных камер активно участвуют в решении большинства задач, возникающих при использовании этого вида оборудования.

Качество окрашивания и сохранение здоровья персонала одинаково важны при любых размерах и производительности камер; вопросы защиты окружающей среды тем актуальнее, чем значительнее объемы используемых ЛКМ и соответственно, чем больше возникает при этом отходов в виде сухих частиц и испарений. И если применяемая время от времени покрасочная камера в гараже особого урона окружающей среде не нанесет, то круглосуточно задействованные окрасочные производства крупных автозаводов способны оказывать на природу самый жесткий прессинг.

Сухие и водяные покрасочные камеры

О важности фильтров говорит тот факт, что именно в зависимости от способа очистки воздуха, и соответственно, конструкции и принципа работы используемых фильтров, покрасочные камеры разделяют на два больших класса ─ водяные и сухие.

Окрасочные камеры с сухим фильтром, сухие покрасочные камеры, покрасочные камеры сухой фильтрации, покрасочные камеры сухого типа ─ как бы не варьировалось их название, покрасочные камеры с сухим фильтром отличаются тем, что очищают воздух без присутствия воды.

Сухие фильтры (картонные, угольные, стекловолокнистые и др.) применяются и в окрасочных камерах с гидрофильтром, другое название которых ─ покрасочные камеры с водяной завесой, но в них часть работы по очистке воздуха берут на себя гидравлические фильтры. Покрасочная камера с водяной завесой оснащена форсунками и наклонными щитами, формирующими завесу, проходя через которую побывавший в рабочей зоне загрязненный красочным аэрозолем воздух, очищается от частиц лакокрасочных материалов.

Только совсем примитивные покрасочные камеры оснащены единственным фильтром на входном воздуховоде, очищающим приточный воздух. Подавляющее большинство современных конструкций имеют многоступенчатую систему фильтрации.

Чистота воздуха внутри покрасочной камеры ─ одно из ключевых условий обеспечения высокого качества покрытия. Очистка приточного воздуха, параметры которого оказывают непосредственное влияние на качество окрашивания, как правило, выполняется в два этапа: сначала предварительная фильтрация с использованием фильтров грубой очистки, затем с помощью потолочных фильтров тонкой очистки.

Нормативный документ «ГОСТ Р ЕН 14799-2013 Фильтры воздушные для общей очистки воздуха. Термины и определения» подразделяет воздушные фильтры на фильтры очистки воздуха от частиц и фильтры очистки воздуха от паров и газов. Первые классифицируют в соответствии с их фильтрующей способностью на четыре группы:

  • Группа G ─ фильтры грубой очистки; классы ─ G1, G2, G3, G4;
  • Группа F ─ фильтры тонкой очистки; классы ─ F5, F6, F7, F8, F9;
  • НЕРА (от High Efficiency Particulate Air filter) ─ высокоэффективные фильтры очистки воздуха; классы ─ Н10, Н11, Н12, Н13, Н14;
  • ULPA ─ сверхвысокоэффективные фильтры очистки воздуха; классы ─ U15, U16, U17. (ULPA от Ultra Low Penetration Air filter или фильтр очистки воздуха с ультранизким проскоком частиц; проскок ─ отношение концентраций частиц после фильтра и до него).

В «ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010. Высокоэффективные фильтры очистки воздуха ЕРА, HEPA и ULPA. Часть 1. Классификация, методы испытаний, маркировка» есть еще эффективные фильтры очистки воздуха ЕРА (Efficient Particulate Air filter).

Фильтры грубой и тонкой очистки являются фильтрами общего назначения. Класс фильтров общего назначения определяется измеряемой в процентах эффективностью, т. е. концентрацией наиболее проникающих частиц до и после фильтра.

Для любого воздушного фильтра важны такие параметры как эффективность пылеочистки; номинальная производительность или расход воздуха, т. е. объем воздуха, проходящего через фильтр в единицу времени (м 3 /час); начальное и рекомендуемое конечное аэродинамическое сопротивления; пылеемкость ─ масса пыли, уловленной фильтром и накопившейся в нем при достижении значения конечного аэродинамического сопротивления.

Задача фильтров грубой очистки, ─ уловить основную часть атмосферной пыли, обеспечив необходимую чистоту наружному воздуху, попавшему в вентиляционную систему покрасочной камеры. Ведь даже если он был взят в местности с почти идеальной экологией (что уж говорить о городах и промышленных зонах) в нем содержится немалое количество пыли, растительных волокон, микроорганизмов, спор и проч. А в городской атмосфере особенно много оксида кремния SiO 2 и продуктов неполного сгорания топлива. Предварительная фильтрация нужна не только для того, чтобы облегчить работу потолочных фильтров и увеличить срок их эксплуатации, но и для защиты вентиляционного и теплового оборудования покрасочных камер.

В системах воздухозабора могут использоваться фильтры грубой очистки ─ ячейковые плоские (гофрированные и сетчатые), карманные, панельные.

Панельный фильтр представляет собой плоскую конструкцию из нескольких фильтров или ячейку с параллельными поверхностями.

Рамки ячейковых гофрированных фильтров (ФВГ или ФяГ) изготовлены из металла. Фильтрующий материал ─ синтетические волокна, возможно, с добавлением хлопка, со стороны выхода воздуха опирается на сетку волнообразной формы. Сетка, установленная со стороны входа воздуха, повысит прочность фильтра.

Гофрирование позволяет увеличить площадь фильтрации, улучшить аэродинамические характеристики и пылеемкость, сделать фильтр более компактным.

Для очистки приточного воздуха от пылимогут использоватьсяфильтры ячейковые складчатые (ФяС), состоящие из набора рамок, между которыми натянут фильтрующий материал.

Для этих же целей применяются фильтры ячейковые сетчатые типов ФяР, ФяВ, ФяУ.

Фильтр ячейковый сетчатый (ФяР) ─ эффективное средство против крупноразмерных частиц ─ закрепленная в металлической рамке плетеная сетка из нержавеющей или оцинкованной стали.

В фильтрах ФяВ использованы сетки из полимерных материалов ─ полиэтилена, пропилена, винипласта.

В фильтрах ФяУ материал из стекловолокна или химических волокон удерживается сеткой с тыльной стороны.

В фильтрах карманного типа (ФВK - фильтр воздушный карманный или ФяК ─ фильтр ячейковый карманный), фильтрующий материал выполнен в виде карманов из сшитого или термически спаянного фильтрующего материала, прикрепленных к «формообразующей» рамке из металла (оцинкованная сталь, алюминий) или пластика.

Для лучшей герметичности швы карманов дополнительно проклеивают. Чрезмерному раздуванию и слипанию смежных карманов препятствуют специальные ограничители. На конце карманов расположена связывающая их между собой тесьма, что не позволяет им разлетаться под воздействием воздушного потока. Карманы могут раздуваться, не касаясь друг друга, благодаря чему удается задействовать все 100 % фильтрующей поверхности. Размеры и форма карманов подобраны таким образом, чтобы поток воздуха был максимальным и равномерным по всей поверхности фильтра, и также равномерно накапливалась пыль. Стык рамки с фильтрующим материалом выполняется с использованием уплотнителя.

Важные параметры карманных фильтров: высота и ширина рамки, количество (от двух и более) и глубина карманов.

Преимущества карманных фильтров простой монтаж и умеренная стоимость, а по сравнению с панельными фильтрами ─ более высокие пылеемкость, срок эксплуатации и площадь фильтрации.

Потолочные фильтры

Качество окраски, во многом определяет внешний вид и долговечность изделий. В свою очередь, само оно зависит от чистоты воздуха в окрасочной камере.

Установленный, как правило, по всей площади потолка потолочный фильтр для покрасочной камеры помогает обеспечить необходимые параметры уже прошедшего предварительную очистку и при необходимости подогретого атмосферного воздуха, освобождая его от пыли размером в т. ч. менее 1 мкм. От более крупной он уже избавлен фильтром грубой очистки. Прошедший через потолочный фильтр, воздух омывает окрашиваемое изделие, как правило, нисходящим потоком.

С ролью потолочного фильтра тонкой очистки для покрасочной камеры успешно справляются рулонные фильтры, в частности представляющее собой волокнистую структуру из полиэфирных нитей полиэстеровое полотно. Пыль накапливается равномерно по всей глубине материала. Пропитка специальным составом сводит на нет ее миграцию внутри фильтра, и отрыв уже задержанных частиц от его поверхности.

Применение технологии термического скрепления волокон ─ гарант высокой прочности, делающее нетканый материал мало восприимчивым к механическим повреждениям в процессе монтажа и эксплуатации. Удерживающая сетка со стороны выхода воздуха способствует еще большей прочности фильтра.

Основные параметры рулонных потолочных фильтров: размеры ─ ширина и длина рулона ─ обычно, 2х20 м, толщина 10-25 мм, вес, в т. ч. в зависимости от толщины ─ 200-600 г/м 2 .

Такие фильтры для покрасочных камер купить можно по цене, составляющей от полутора до двух с половиной тысяч рублей и более за один метр при ширине полтора-два метра.

Очистка удаляемого и выбросного воздуха

В названии этой главы использованы термины из нормативной документации ─ не отмененного по сегодняшний день ГОСТ 22270-76.

Фильтры для очистки вытяжного воздуха необходимы не только для того, чтобы предотвратить выброс в окружающую среду вредных для нее отходов, возникающих при нанесении лакокрасочных покрытий, что само по себе очень важно. Помимо значимой экологической функции, у них есть и технологическая ─ предупредить циркуляцию красочного тумана в камере, не только отрицательно влияющую на качество окрашивания, но и приводящую к осаждению частиц краски на стенках камеры и ее налипание на оборудовании вытяжной вентиляции ─ лопастях вентиляторов и воздуховодах.

В силу этих причин вытяжную секцию вентиляции необходимо оснащать системой фильтрации удаляемого воздуха.

Очистку отработанного воздуха, содержащего взвешенные частицы краски не осевшей на окрашиваемые изделия и испарения растворителей, входящих в состав лакокрасочных материалов, обеспечивает напольный фильтр для покрасочной камеры. Распространенный вариант напольного фильтра ─ рулонные фильтрующие материалы из стекловолокна. Благодаря неоднородной плотности ─ по мере приближения к выходу воздушного потока диаметр волокон уменьшается, а плотность их укладки увеличивается, ─ удается обеспечить высокую эффективность фильтрации и пылеудерживающую способность. В основании окрасочной камеры может быть установлен набор сухих фильтров, задерживающих подавляющее большинство частичек сухой краски, попавших в вытяжную секцию.

Широкое применение находят бумажные и картонные лабиринтные фильтры покрасочных камер, служащие для улавливания окрасочного тумана, действие которых основано на использовании эффекта инерции движущихся частиц. Легко заменяемые, они обладают высокой удерживающей способностью.

Возможна также дополнительная более глубокая очистка выбросного воздуха как от сухих частиц краски, «прорвавшихся» сквозь напольный фильтр, так и испарений растворителей с помощью угольных фильтров со сменными картриджами. Картриджи представляют собой емкости, наполненные активированным углем, при течении воздуха через которые происходит его очистка от паров растворителей.

Для успешной работы окрасочной камеры важно не только качество, установленных в ней фильтров, но и их правильное своевременное обслуживание, заключающееся, в постоянном контроле, если это предусмотрено регламентом, ─ очистке, и своевременной замене. Чаще всего ─ через 100-200 часов эксплуатации приходится менять краскоостанавливающие напольные фильтры и, если таковые есть, ─ фильтры окончательной очистки удаляемого воздуха. Примерно в несколько раз дольше служат фильтры грубой очистки наружного воздуха и потолочные фильтры.

По мере того, как растут требования к качеству продукции, а вопросы экономики и экологии все теснее переплетаются друг с другом, увеличивается значение фильтровального оборудования, в т. ч. фильтров покрасочных камер, от которых во все большей степени зависит эффективность производства широкого спектра отраслей промышленного производства.

Для очистки помещения от токсичных выбросов и для обеспечения циркуляции воздуха покрасочная камера должна иметь систему вентиляции, в составе которой одним из основных элементов является фильтр для покрасочной камеры.

Окрашивание автомобиля должно происходить с учётом санитарно-гигиенических требований. Кроме того, вентиляция обеспечит удаление мелких частиц с окрашиваемой поверхности, что гарантирует высокое качество работы. Особую роль в этом играют фильтры для покрасочной камеры.

Главная задача фильтрации

Основной задачей фильтра для покрасочных камер является улучшение качества окраски поверхности. Система фильтрации служит для улавливания различных инородных микроскопических тел, которые имеют разное происхождение.

  1. Брызги краски и растворителей. Частички расходных материалов являются серьёзными загрязнителями окружающей среды. Их следует удалять только после прохождения через фильтр для покрасочной камеры.
  2. Пыль. Значительно снижает качество окраски автомобиля.
  3. Мелкие соринки. Так же, как и пыль, становятся основной причиной возникновения дефектов, если во время проведения работ не используются фильтры для окрасочных камер.
  4. Пары растворителей. При нагревании эти летучие вещества опасны для здоровья человека и поэтому должны пройти через фильтры для покраски.

Качественная фильтрация необходима на последнем этапе окрашивания, в процессе принудительной сушки и обдува автомобиля горячим воздухом. Это может испортить работу самого высококлассного специалиста при отсутствии фильтра для покрасочных камер. В рукоятке распылителя краскопульта можно установить фильтр жидкости, препятствующий проникновению инородных частиц в распылительное сопло.

Тем самым, правильно подобранный фильтр для краскопульта обеспечивает бесперебойную работу оборудования, высокое качество окраски автомобиля.

На всех стадиях работ по покраске транспортного средства своими руками фильтр для покрасочной камеры обеспечивает ровное, высококачественное покрытие.

Виды фильтров для компрессора

В зависимости от предназначения, фильтры для компрессора можно разделить на группы.

  1. Воздушные фильтры для компрессора. Их производят из бумаги или ткани. Такие фильтры отсеивают грубые частицы пыли, грязи, поэтому их надо регулярно чистить и своевременно менять, что позволит продлить срок службы компрессора до 15%. Фильтры отличаются по размеру, резьбе, производительности.
  2. Масляные фильтры задерживают частицы масла. Такие устройства удлиняют межремонтный цикл работы компрессора, так как удаляют посторонние частицы из смазочной жидкости, которые становятся причиной износа узлов агрегата. Специалисты советуют использовать для каждого компрессора фильтры той же марки для обеспечения наибольшей эффективности совместной работы. Масляные фильтры отличаются максимальной температурой, давлением, производительностью.
  3. Панельные фильтры устанавливают на корпус компрессора на входе воздуха в агрегат. Они предотвращают попадание крупного мусора в компрессор. Это рамка, в которой расположен отфильтровывающий материал. Такой фильтр нужно постоянно продувать сжатым воздухом для подержания высокого качества очистки.

Системы фильтрации

Фильтры для покрасочных камер обеспечивают трёхступенчатую защиту, или очистки:

  • грубую;
  • основную;
  • тонкую.

Грубая очистка обеспечивает фильтрацию приточных воздушных потоков. Эта система имеет ячейковые гофрированные фильтры для покрасочной камеры. Они располагаются перед вентиляторами. В этой системе использует фильтры для покраски грубой очистки.

Основная очистка. Фильтрация вредных частиц, которые находятся в воздухе, выходящем из помещения для окраски, требует серьёзных подходов. Эффективна водная завеса, которая легко удерживает загрязняющие вещества. Но ввиду сложности проектирования такой камеры, в покрасочных боксах используют гидрофильтры.

Камеры для покраски, использующие сухую фильтрацию, имеют или только потолочные (одномоторные конструкции), или потолочный и напольный фильтры для покрасочной камеры (двухмоторные конструкции). В одномоторных системах вредные пары давлением прижимаются к основанию и выводятся наружу. Этот вид фильтрации наносит вред окружающей среде.

В двухмоторных устройствах загрязнённые потоки воздуха выходят наружу внизу, через напольный фильтр для покрасочной камеры. Такие конструкции наиболее предпочтительны. Особенно эффективно работают системы, в которых потолочный и напольный фильтры занимают большую площадь бокса.

Хороший результат обеспечивают стекловолокнистые устройства, пропитанные специальным раствором. Через подобный рулонный напольный фильтр проходит поток неочищенного воздуха, частички окрасочного тумана оседают на его волокнах.

Напольный агрегат лёгок в монтаже и поэтому часто применяется при создании вентиляции покрасочных боксов своими руками.

Тонкая очистка представляет собой дополнительные фильтры для камеры. Они не потребуют регулярной замены, если предварительная и основная очистки проходят техобслуживание.

Систему фильтрации можно сделать своими руками. На стадии проектирования важно правильно определить её местоположение, чтобы избежать наличия мёртвых зон. Для этого потолочный и напольный фильтры размещают по всему помещению камеры. Сразу необходимо установить фильтр для покрасочной камеры грубой очистки.

Если вентиляция, сделанная своими руками, использует принцип рекуперации, то внутри неё необходимо установить фильтры для покрасочной камеры кассетного типа, имеющие высокий класс точности. Покрасочная камера порошкового типа должна иметь вытяжную систему вентиляции в подпольном пространстве при наличии фильтра для покрасочных камер.

Вентиляция, сделанная своими руками, должна обеспечивать вывод воздуха из всех зон покрасочной камеры. Поверхность фильтра для покрасочных камер необходимо регулярно чистить и продувать.

Покрасить автомобиль - дело непростое, для его осуществления требуется как минимум специальное помещение. Плюс ко всему, профессиональное оборудование для окрашивания машины стоит дорого - все это отпугивает желающих заняться покрасочным бизнесом, хотя этот бизнес считается очень прибыльным. Как обычно бывает, все необходимое оборудование собирается постепенно, а в качестве основного помещения используется обычный гараж. Альтернативным вариантом является изготовленная покрасочная камера своими руками. При правильном и умелом проектировании она не будет уступать своими характеристиками приобретенной в специализированном центре. О том, как ее сделать самому, узнаете из этой статьи.

Основные требования к покрасочной камере

Главное правило, которе обязательно должно выполняться, - это теплое помещение с изолирующими стенками. Они обязаны поддерживать постоянную температуру внутри около 20-25 градусов, это касается как воздуха, так и поверхности авто. Выполнение этого требования необходимо для проведения качественного технологического процесса. Поэтому при обустройстве таких помещений, коими являются покрасочные камеры для автомобилей, проектировщику рекомендуется тщательно продумать, за счет чего можно достигнуть необходимой температуры - это может быть система прогрева воздуха, хорошая теплоизоляция и др.

Прогреть воздух можно с помощью мощных тэнов, а вот для поддержания нужного режима теплоизоляцию ничем не заменить. Перепад температур не должен превышать 3 градусов за все время сушки. Резкое нагревание и охлаждение камеры для окраски крайне не желательны.

Покрасочная камера, своими руками которую можно выполнить качественно и без лишних переплат, нуждается в качественном освещении. Оно должно быть везде, особенно тщательно должно быть подсвечено рабочее место. Для создания дневного света необходимо комбинировать разные светильники. Кроме того, нужно обеспечить бестеневое освещение центрального места покрасочного помещения. В рабочем боксе не допускаются мерцание светильников и слишком холодные или теплые оттенки свечения. Желательно отдавать предпочтение взрывозащитным лампам, иначе обычные светильники придется дополнительно изолировать и защищать от попадания осколков в помещение и на окрашиваемую поверхность автомобиля. Качество покраски напрямую зависит от чистоты воздуха и его давления, в этом случае поможет хорошая вентиляционная система.

Теплоизоляция покрасочной камеры

Чтобы сохранить тепло в помещении, лучше использовать пенополиуретан. Иногда бокс оборудуют плитами пенопласта, щели между которыми заливаются строительной пеной и в дальнейшем обшиваются листами железа, пластиковыми панелями и др. Перед тем как сделать покрасочную камеру своими руками, необходимо помнить, что оба эти материала горючи. Кроме того, пенопласт легко разрушается под воздействием агрессивных веществ, таких как растворитель или бензин. Иногда для теплоизоляции используется минеральная вата или негорючие материалы. Всем известно, что после окончания процедуры покраски автомобиля необходимо очищать помещение. Поэтому стены должны быть не только огнеупорные, но и легко моющиеся.

Освещение покрасочного бокса

Любое устройство покрасочной камеры своими руками не сможет качественно функционировать без хорошего освещения. Наилучшим вариантом являются галогенные лампы. В целях безопасности их изолируют в отдельные короба или закрепляют под специальным стеклом.

Люминесцентные лампы не менее популярны, тем более, что нет необходимости в их дополнительной защите. Их можно разместить на стенах или на потолке. Для освещения нижней части автомобиля используются переносные светильники.

Что нужно учитывать при проектировании покрасочной камеры?

Чаще всего покрасочный бокс делается из обычного гаража, поэтому учитывать правила безопасности крайне важно, ведь окрашивание - это опасная процедура, которая может привести к взрыву. Обязательно нужно выполнять следующие правила:

  1. Нагреватель должен находиться в отдельном помещении в специальном коробе. Тогда теплый воздух будет поступать в камеру уже нагретым, и тэны не будут иметь возможности зажечь облако от краскораспылителя, которое может привести к взрыву.
  2. Когда обустраивается покрасочная камера своими руками, нужно применять наиболее простые методы для сушки окрашенного автомобиля. Лучше использовать инфракрасные лампы. Желательно, чтобы они включались в обычные розетки.
  3. Отдельные УЗО необходимы для розеточной группы, генератора и сварочного аппарата. Заранее нужно рассчитать суммарную мощность потребления электрической энергии, а лучше - обратиться к электрикам.

Устройство вентиляционной системы

Вентиляционная система для покрасочной камеры - это обязательный элемент ее конструкции. Он представляет собой сложную конфигурацию воздуховодов, различных клапанов и вентиляторов. Кроме этого вентиляция покрасочной камеры должна быть совмещена с фильтрами для очистки воздуха и системой обогрева помещения.

Вентиляционная система выполняет сразу несколько функций, вот основные из них:

1. Она фильтрует и очищает воздух, благодаря ей уходят воздушные пары и газовые выделения от краски и растворителя.

2. Вентиляция обеспечивает безопасность работ, воздух после фильтрации не вредит окружающей среде.

3. Она организует безопасную работу. Правильно спроектированная приточная система вентиляции воздуха, даже в ограниченном и замкнутом пространстве, где сосредотачивается большое количество ядовитых веществ, обеспечивает безопасный процесс очистки. Риск пожаров и взрывов сводится к минимуму.

4. Система обеспечивает горячий обдув и сушку. При непосредственной покраске автомобиля вентиляция покрасочной камеры своими руками выполняет свои основные функции, а также создает потоки горячего воздуха, ускоряющие процесс сушки краски, а горячий обдув лучше скрепляет слои краски и лака между собой.

Виды покрасочных боксов

Хорошо продуманная и правильно рассчитанная вентиляция способна не только влиять на качество будущей покраски автомобиля, но и экономить электрическую энергию, снижать затраты на необходимую замену фильтров. Все это необходимо помнить, особенно когда обустраивается покрасочная камера своими руками.

Бывает несколько видов вентиляционных систем, все они зависят от предназначения боксов для покраски:

1. Воздушно-проходные вентиляционные камеры. Принцип работы данной вентиляции: приток воздуха идет с постоянным давлением, предотвращающим любое попадание в него мусора. Пространство должно быть абсолютно герметичным.

2. Камеры с повышенным давлением или разреженным воздухом. Они представляют собой два рабочих вентилятора. Один нагнетает воздух, другой всасывает. Их совместная работа дает необходимую разность давлений. Такая вентиляция подходит для открытых покрасочных камер без стен.

3. Одномоторные камеры. Принцип работы: воздух подается извне сверху и естественным путем выжимает лакокрасочные пары через нижние отверстия покрасочной камеры. Данный вид вполне приемлем для самодельного бокса, которым и является покрасочная камера, своими руками изготовленная.

4. Двухмоторные камеры. Чистый воздух поступает сверху, дополнительный мотор откачивает воздух снизу и выводит его из помещения. Данная система весьма эффективна, но это дорогостоящее оборудование подходит для покраски автомобилей, поставленных на поток.

5. Камеры с приточно-вытяжной вентиляцией. Эта система сконструирована вместе с системой обогрева и фильтрации.

Фильтры для покрасочных камер

Покрасочная камера должна быть безопасной. Предотвратить пожар или взрыв поможет наличие сухой фильтрации воздушных масс. Даже при установке водяной завесы использование сухих фильтров все равно актуально. В помещениях намного рациональнее применять фильтры для покрасочных камер в виде рулонов. Они представляют собой волокно, пропитанное специальным противовоспламеняющимся составом. Этим материалом покрывается весь потолок камеры.

Напольные фильтры загрязняются намного быстрее и сильнее, а значит, они должны быть более качественно выполнены. Различают два типа фильтрации:

1. Стекловолокнистый рулонный материал. Он негорюч, а его использование рассчитано на определенное количество раз.

2. Инерциальные фильтры для покрасочных камер,которые механически отделяют твердые крупные частицы мусора при резком изменении направления потоков воздуха.

Дополнительная очистка

Если правильно и своевременно производить очистку фильтрующих систем, то не придется часто менять расходный материал. Тонкая очистка состоит из дополнительных карманных фильтров большого объема. Они устанавливаются в воздуховоде. Для экономии места можно использовать кассетные панели на выходе или ячеистые фильтры для сборки микроскопических аэрозольных веществ внутри.

Система фильтрации своими руками

При проектировании системы очистки необходимо учесть ее местоположение. Лучше установить фильтрацию грубой очистки, только потом можно приступать к монтажу потолочного фильтра. Если вентиляция покрасочной камеры своими руками работает по принципу рециркуляции воздуха, то необходимо внутри нее установить несколько кассетных фильтров, имеющих высокий класс точности. Они должны соответствовать типу и конструкции системы вентиляции. Желательно, чтобы в наличии был датчик часов работы системы. Поверхности фильтров рекомендуется регулярно очищать и продувать. Все эти действия продлевают срок службы системы фильтрации.

Порошковая покрасочная камера

Многие используют во время работы порошковую краску. Это смесь из мелкодисперсионных частиц с необходимыми примесями. Порошковая покрасочная камера, своими руками изготовленная, - проект сложный, но вполне осуществимый. Необходимо закупать специальное оборудование, без которого процесс покраски невозможен. Такие боксы неэкономично использовать в небольших ремонтных мастерских, так как оборудование стоит достаточно дорого. Кроме того, в этих боксах не будет возможности провести нужную колеровку.

Порошковая камера состоит из систем фильтрации и рекуперации состава краски. Перед началом смесь намагничивают, она прилипает к металлической поверхности автомобиля плотным и равномерным слоем. Далее красочный слой спекают, для этого авто нагревают до определенной температуры и выдерживают некоторое время. Порошок под воздействием высокой температуры расплавляется, таким образом, происходит окраска авто. Порошковая камера намного снижает затраты на покраску автомобиля. Остатки состава собираются фильтрами, и их можно снова использовать в производственном процессе.

Спешка неприемлема в обустройстве покрасочной камеры, тем более, когда она делается собственными руками. Если потребуется исправлять ошибки, рабочий процесс будет остановлен, а это приведет к потере клиентов. При наличии огромного выбора современного оборудования и материалов данная статья поможет изготовить покрасочную камеру своими руками, которая в скором времени будет приносить неплохой доход.

Чтобы обеспечить безопасную работу в покрасочной камере и на выходе получать высокое качество наносимых покрытий в таких сооружениях используют систему сухой фильтрации воздушных масс. Удаляя и фильтруя вредные испарения и остаточные частицы лакокрасочного материала, вы обеспечите высокий уровень пожарной безопасности и экологичности. И даже если в системе установлена фильтрация в виде водяной завесы, вы в любом случае не сможете отказаться от сухих фильтров для покрасочной камеры. Об их особенностях и видах мы и поговорим в этой статье.

Основная задача фильтрации

Система фильтров различного типа предназначена для очистки воздуха поступающего в покрасочную камеру, или же загрязненных воздушных масс, которые выводятся наружу. Данные элементы конструкции способны улавливать различные пылевые составы, убирать на себя остатки ЛКМ, задерживать вредные вещества.

Вот, те мешающие работе частицы, которые убираются с помощью фильтров:

  • пыль и мелкие частицы мусора. Попадают в основном при заборе воздуха из вне. В итоге, при попадании на окрашенный кузов или деталь, образуют места с дефектами на покрытии.
  • остатки краски и растворителей. Мелкая пыль из краски и растворителей, также с помощью давления воздуха внутри помещения камеры выводится обычно в напольные каналы, где оседает на специальных фильтрах.
  • вредные пары, в том числе от растворителей. Они опасны для человеческого организма, и обязательно должны выводиться из рабочей зоны.

Даже в процессе сушки, важно, чтобы в камеру поступал абсолютно чистый нагретый воздух, в ином случае частицы пыли или грязи попадая на поверхность кузова авто испортят ее внешний вид, и приведут к образованию дефектов.

Схема фильтрации в покрасочной камере

Всю систему можно разделить по назначению:

  • предварительная очистка воздуха.
  • основная фильтрация.
  • тонкой очистки воздуха.

В основном используют первых два типа. За их выполнение отвечают элементы, установлены в различных местах камеры. Давайте рассмотрим их более детально.

Система предварительной очистки

Ее основная задача это:

  • очистка приточного поступающего в камеру воздуха.
  • повторное очищение воздушной массы, если в системе предусмотрена рециркуляция. В таком случае воздух после очистки снова попадает в рабочую зону.

Это звено фильтрации может состоять из гофрированных или ячейковых воздушных фильтров для покрасочных камер, которые монтируют перед вентилятором. Второй тип – это карманные фильтры, которые осуществляют грубую очистку воздуха. Требуемый класс точности очищаемого материала при грубой фильтрации варьируется в диапазоне G2 - G4. К фильтрам грубой очистки относят картонные (бумажные) лабиринтные фильтры для покрасочных камер, которые имеют различную форму, и их замена сильно не ударит по бюджету на обслуживание камеры.

Основная фильтрация

Это процесс выведения вредных веществ с рабочей зоны во время работы маляра, или же в период сушки авто.

Большинство современных покрасочных камер имеют в комплекте либо потолочный фильтр (конструкции с одним мотором), либо потолочный и напольный фильтр (конструкции с двумя моторами). Два этих вида систем вентиляции различаются по принципу вывода и фильтрации воздушных масс.

  1. Одномоторные системы работают по принципу постоянного забору свежего воздуха из внешней среды, который подается с потолочных систем вентиляции. За счет этого образуется разница давлений и облака пыли из краски и растворителей прижимается к напольному покрытию, в котором есть каналы вывода его наружу. Такой подход наносит вред экологии и возможет только при небольшой загруженности линии покраски.
  2. Двухмоторная система также подает чистый воздух через потолочную конструкцию, но уже выводит его с помощью вентиляторов работающих в полу, предварительно пропуская через фильтры, например угольного типа. Данные фильтры устанавливаются в фильтр-боксы систем бытовой и промышленной вентиляции и служат для 100% удаления из поступающего воздуха запахов, токсических газов, химических паров, газообразных загрязнений. Они обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические стандарты. Также фильтры с активированным углём находят применение в системах гроубоксов (гидропоника), промышленной вытяжке.

Фильтры должны быть размещены по всей площади камеры.

Потолочные фильтры

В качестве фильтров для потолка используют материалы в рулонах. Они являются уже вторым звеном очистки поступающего чистого воздуха и имеют класс точности очистки F5 - F6.

Сам фильтр представляет собой волокнистый материал, обработанный пропиткой против возгорания.

Напольные фильтры

Именно фильтры, установленные на полу, подвергаются наибольшему загрязнению. К ним предъявляют класс точности очистки G4.

Выделяют два основных типа:

  • рулонные материалы по типу стекловолокна и прочего.
  • инерциального типа. Работает по принципу механической фильтрации твердых крупных частиц при резких изменениях направления движения воздушных потоков. Данный тип элементов отлично подходит при выводе большого объема сильно загрязненного воздуха, но плохо справляется с фильтрацией мелких частиц.

Если правильно организовать эти две системы фильтрации, то вы сможете забыть о частой замене фильтров тонкой очистки, которые представляют собой дополнительные карманные фильтры больших объемов и монтируются в воздуховоде. Также часто применяют кассетные панели на выходе воздуховода, или же ячейковые складочные для мелкодисперсных аэрозолей внутри воздуховода. Класс точности очистки таких систем F5-F9.

Если делаете систему фильтрации самостоятельно…

Минимальным набором при проектировании системы очистки воздуха в покрасочной камере является фильтры грубой очистки и потолочный фильтр с системой отвода загрязненных воздушных масс в полу.

В случаях с одномоторными конструкциями некоторые мастера организовывают систему «мокрый пол», суть которой в том, что в полу идет проточная вода, и после попадания пыли, краски и вредных паров на нее она отводится в систему канализации. В режиме сушки данный тип фильтрации не используют, к тому же влажность в помещении может быть повышенной.

Обязательно ведите график замены фильтров согласно параметрам заданным производителем камеры.

А каким способом вы фильтруете воздух в вашей покрасочной камере? Ждем ответов в комментариях ниже.

Покраска автомобилей своими руками – процедура ответственная, требующая соблюдения ряда условий. Специализированная камера для покраски авто своими руками – этот вариант сегодня выбирают многие автолюбители. Покупка такого объекта обойдётся недёшево, поэтому некоторые предпочитают самостоятельно обеспечить то, чего требует покрасочная камера своими руками – чертежи, материалы, сборку.

Покраска авто таким способом имеет ряд серьёзных преимуществ перед использованием краскопульта в собственном гараже. Вследствие герметичности можно не волноваться по поводу попадания на окрашиваемую поверхность посторонних частиц пыли и грязи.

Кроме того, конструкция исключает возникновение нежелательных завихрений воздуха, из-за которых эмаль ляжет на поверхность недостаточно качественно, образуются потёки, пупырышки и другие дефекты.


Покраска автомобиля своими руками

Малярка своими руками – это выгодно, однако для постройки придётся потрудиться. При грамотном подходе и добросовестном отношении к работе вы сумеете самостоятельно построить камеру для покраски авто, что поможет избежать серьёзных финансовых трат и организовать всё по своему вкусу. Ниже мы рассмотрим, как сделать покрасочную камеру своими руками, и какие шаги для этого нужны.\

Начальный этап

Перед тем, как построить покрасочную камеру своими руками, вы должны представить себе, как она будет выглядеть, и подготовить всё необходимое. Нарисуйте на бумаге проект, где в масштабе будет изображена будущая окрасочная камера вместе со всеми узлами:

  • помещение;
  • генератор тепла;
  • тепловая пушка;
  • система вентиляции.

Это основные пункты, каждый из которых включает в себя множество более мелких элементов – двери, теплоизоляция, система освещения и т.п.


Помещение для покрасочной камеры

Поговорим о помещении

До того, как сделать покрасочную камеру своими руками, вы подыскиваете подходящее помещение. Это может быть металлический гараж или большая мастерская – главное, чтобы у вас было пространство и возможность оборудовать всё соответствующим образом.

Камера для покраски автомобилей должна иметь стены, которые будут соответствовать ряду требований:

  • сопротивляемость огню;
  • герметичность;
  • возможность периодически мыть;
  • наличие теплоизоляции.

Последний пункт особенно важен, если речь идёт о гараже со стальными стенами – придётся сделать их двойными и положить прослойку из базальтовой ваты или другого огнеупорного теплоизолирующего материала.


Помещение должно быть герметичным

Обязательно обратите внимание на пол – он должен разрешать потокам воздуха беспрепятственно циркулировать. Для этой цели сделайте покрытие в виде многослойной решётки – таким образом снизу будет обеспечен нормальный отвод и приток воздуха.

Двое дверей – обязательное требование противопожарной безопасности. Они должны легко открываться, чтобы дать возможность для срочной эвакуации в случае возгорания, и герметичными, чтобы предотвратить попадание пыли и посторонних частиц в помещение.

Размеры камеры должны быть достаточными, чтобы у мастера в процессе работы не возникало препятствий для свободного перемещения. В качестве основы может быть выбран бетонный или металлический каркас. Под поверхностью пола устраивается вытяжной механизм с фильтрами и клапанами. Подумайте о том, что понадобятся мостки для перемещения.


Покрасочная камера с водяной завесой на дверях

Освещение – это важно

В процессе покраски автомобилей своими руками одну из очень важных ролей играет освещение помещения. Нужно, чтобы оно было достаточно ярким, комфортным для глаз, не давало теней и бликов.

Практика показывает, что наиболее удобным вариантом станут люминесцентные лампы дневного освещения – их размещают на потолке. Чтобы обзор нижней части машины был достаточным, несколько продолговатых источников освещения вешают вдоль стен.


Люминесцентные лампы дневного освещения

Не менее эффективным решением проблемы освещения станут светильники, работающие на светодиодах. Освещение такого типа становится всё более популярным в силу ряда преимуществ, которые светодиоды имеют по сравнению с другими вариантами:

  • яркое качественное освещение;
  • минимальные энергозатраты;
  • маленькая рабочая температура;
  • надёжность;
  • долговечность

Сегодня вы можете без проблем установить в помещении светодиодное освещение – это обойдётся несколько дороже, но результат того стоит.

Не обеспечив качественное освещение, вы не сможете полноценно контролировать процесс покраски, что негативно отразится на конечном результате работы.


Правильное освещение в покрасочной камере

Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка

Малярка своими руками строится с учётом всех требований технологии покраски и безопасности. Ключевую позицию здесь занимает грамотно устроенная вентиляция воздуха. Она отвечает за очищение воздуха, а также за то, чтобы туман краски нужным образом осаждался и выводился.

В зависимости от того, какой принцип использован в системе вентиляции помещения, различают два типа камер:

  • с одним мотором;
  • с двумя моторами.

В первом случае воздух подаётся в помещение сверху, и туман оседает вниз – к нему прикладывается необходимое давление. В конце он выводится через индивидуальный канал, устроенный для этой цели. Во втором случае один из моторов нагнетает воздух, второй его отсасывает, выводя из камеры.


Вентиляция покрасочной камеры

В конструкции понадобятся потолочные фильтры воздуха с высокой производительностью для того, чтобы исключить вероятность попадания в зону покраски посторонних частиц. Для этой цели рекомендуют выбирать фильтры воздуха, работающие в двухфазном режиме – в первой фазе удаляют крупные виды загрязнений, во второй – мелкие. При этом важно учитывать, что необходима очистка и поступающих, и исходящих потоков воздуха. Фильтры, установленные снизу, забиваются быстрее – их замену придётся осуществлять гораздо чаще.

Установка фильтров должна предусматривать возможность возникновения турбулентности воздухопотока с частицами эмали – для этого нужно грамотно их расположить по периметру помещения и учесть давление воздуха.

После покраски машину понадобится высушить – для этого устраивается специальное приспособление. В качестве сушки используют генератор тепла, который функционирует на выгодном виде топлива. Некоторые используют для этой цели инфракрасные обогреватели. Главное требование для сушки – это равномерная подача тепла, чтобы избежать перегрева.


Приточно-вытяжная вентиляция в покрасочной камере

Ещё немного полезной информации

Для того чтобы выполнить внутреннюю отделку, используйте негорючие материалы – например, металл. Не стоит выбирать такой вариант, как вагонка, поскольку увеличивается опасность возгорания. В зависимости от того, насколько правильно будут выполнены отделочные работы, можно будет оценивать степень герметичности, которая важна, чтобы избежать попадания пыли и посторонних частиц. Отдавайте предпочтение гладким легко моющимся поверхностям – это упростит процесс уборки.

Подумайте о помещениях, где будет храниться инвентарь, краски, профессиональное оборудование, средства безопасности, спецодежда.

Работу по покраске авто упрощает наличие автоматического управления процессом. Это, конечно, отразится на себестоимости всего проекта, но, с другой стороны, вы получите ряд неоценимых преимуществ. Пульт автоматического управления должен иметь панель из прочного, надёжного материала. Он должен быть простым в использовании, эргономичным и удобным. Подумайте о возможности оперативного перехода между ручным и автоматическим режимами.

Заключение

Постройка специализированной покрасочной камеры для автомобиля – это трудоёмкий процесс, который потребует большого количества сил и энергии. Вам придётся мониторить информацию о существующих вариантах и на их основе придумать собственный проект – за основу вы можете взять любое готовое решение.

Процесс работы над реализацией проекта труден, но интересен – вы сможете здесь применить свой творческий потенциал, фантазию и умение справляться с трудностями.

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.