Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ. Былинные богатыри. Классный час "богатыри - защитники земли русской"

Оборудование

Богатыри – защитники земли Русской.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

    Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

    Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

    Познакомить детей с гербом и флагом России.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор, книги о богатырях, иллюстрация герба и флага России.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход:

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем...

4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена. Народ российский испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – эдакие силачи с добром сердцем и чистою душою.

Сегодня я расскажу вам об этих богатырях. (Показывает на картину.) Они на самом деле жили на Руси, но очень давно, боролись с ее врагами. Тогда со всех сторон на нашу землю нападали кочевые племена - половцы, печенеги, хазары, разоряли и сжигали города и села, уводили в плен детей и женщин, а стариков и мужчин уби­вали. На защиту Родины вставали все, кто мог дер­жать в руках оружие, и среди них выделялись силь­ные, мужественные воины, их называли богатыря­ми, витязями. Певцы и сказители слагали о них легенды, песни, былины. Вот такие былинные бо­гатыри и изображены художником.

Мощь, сила, твердость, надежность. Можно ли это сказать об этих людях? (Показывает на картину.) Как вы ду­маете, кто они? (Ответы детей.) Правильно, рус­ские богатыри. Богатырь - кто это? Это герой рус­ских былин, совершающий воинские подвиги. Как вы догадались, что это богатыри? На них одежда древнерусских воинов.

Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Что защищает их тело? Кольчуги. Какие они? Что у них на ногах? Чем вооружены воины? Лук и стрелы, копье, булава, мечи, щиты - это оружие витязей, храбрых воинов.

В центре на исполинском черном коне сидит степенный, дородный Илья Муромец из города Му­рома, села Карачарова. Был он, по преданию, сыном крестьянина. Илья уже немолод, он старший среди богатырей. Серебром сверкает борода, выби­лась из-под шлема седая прядь волос. Широкий

лоб, сжатые губы, прямой и открытый взгляд сви­детельствуют о несгибаемой силе воли, прямоте и честности его души, великодушии и доброте. Тяже­ло, но уверенно сидит на коне Илья, поднял руку к глазам и напряженно всматривается вдаль. Уве­ренность, сила и мощь в его ладной и могучей фи­гуре. Про такого говорят - косая сажень в плечах (широкоплечий, большого роста). С удивительной легкостью держит в правой руке булаву булатную «сорока пудов», и рука его даже не сгибается под этой тяжестью. В левой руке у него огромное крас­ное копье, указывающее, вероятно, откуда надо ждать врага. В былинах рассказывается о необык­новенной силе Ильи Ивановича. Он один убил че­тыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе с Идолищем Поганым и Калином-ца- рем. Одержал победу над Соловьем-разбойником. Искренняя преданность народу, самоотверженное служение интересам простых людей отличают его:

Я иду служить за веру христианскую

И за Землю Русскую,

Да и за стольний Клев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей.

Конь под Ильей под стать богатырю, такой же мощный, сильный. Он чуть опустил голову, выгнув шею, гордо и спокойно косит своим большим гла­зом. Нарядна и мощна у него сбруя.

Справа от Ильи на белом коне другой герой - Добрыня Никитич. Былины говорят, что он кня­жеского рода, из Рязани, посадник Новгородский, дядя киевского князя Владимира, а позднее - вое­вода. Добрыня Никитич - зрелый муж. крепок, красив, строг и благороден. Выразительно лицо его, гордая осанка. Он отличался, как говорят былины, «вежеством» - мудростью, вдумчивостью и знания­ми. Сверкают серебром и позолотой его кольчуга, шлем и меч. Красный круглый щит горит и пере­ливается золотыми заклепками, тяжел золотой крест на могучей груди. Добрынюшка известен своей смелой борьбой со Змеем Горынычем да с Батыгой (ханом Батыем). Боевой конь богатыря силен и очень красив - белый, в нарядной красной сбруе с золотыми украшениями. Он словно уже видит приближающегося врага, настороженно вгля­дывается вдаль. Ветер развевает его пышную бело­снежную гриву и хвост.

Слева от Ильи Муромца еще один народный богатырь - Алеша Попович, сын попа Леонтия из Ростова. Этот молодой красавец кажется изящным, тонким и стройным. Нарядна одежда его: на крас­ный кафтан надета изукрашенная позолотой коль­чуга, на голове позолоченный шлем, на ногах крас­ные узорчатые сапожки, на руках перстни. Кажется, что и вооружен он легко - в левой руке «тугой лук разрывчатый да стрелочка каленая». У пояса с левой стороны - меч и стрелы в колчане, сзади щит. В правой руке - плеточка шелковая, а с боку - гусельки яровчатые. Илья Муромец говорит

про Алешеньку: «Хоть силой не силен, да напуском смел». Не мощью богатырскою берет Алеша верх над врагами, а ловкостью, находчивостью, смекал­кой, ухваткой и отвагой. Он весельчак и лукавый балагур, гусляр, певец, мастер на выдумки. Что-то и сейчас он замышляет - хитровато смотрит в сто­рону врага.

Конь у богатыря каурый - светло-каштановой, рыжеватой масти. Он не такой могучий, как другие кони, но более легок и стремителен. Это он первый услышал топот множества вражеских коней.

Алеша Попович известен как победитель Туга­рина Змеевича, борьбой с печенегами и татарами. По преданию, пал героем в знаменитой битве на Калке-реке.

Вот какие богатыри Земли Русской перед вами. Настоящие витязи, которые вели жизнь полную опасностей, подвигов и мужества.

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

К . Ушинский: «Наше Отечество » ( отрывок)

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Почему мы называем отечеством Россию? – Почему Россию называем родиной? – Почему мы ее называем матерью?

Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаги герб. (показывает)

Флаг России.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. (звучит фонограмма гимна)

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри ».
  2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  3. Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Книжная выставка:

  1. О. Тихомиров «На поле Куликовом» . Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри» ).
  3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия» . Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
  6. Альбом «Россия».
  7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри ».

В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей

Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину» . –М.: АРКТИ, 2003.

Методическая литература:

  1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
  3. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Оформление «Мини-Музея»:

  1. щиты, мечи, шлемы;
  2. родовое дерево дуб (нарисованное);
  3. панно «Русские богатыри»;
  4. рисунки детей.

Ход занятия

– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

  1. Смелость силе воевода.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  4. На Руси не все караси, есть и ерши.
  5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

2-я часть. Беседа о Богатыре – Стихии.

– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек ).

– Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия ? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня ).

– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор . Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья )

– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить ).

– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы ).

– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской ).

– Куда же исчезли богатыри – великаны?

В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

3-я часть. Беседа о Богатыре – Человеке.

– Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

– Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович ).

– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин ).

– Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях ).

– Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ).

– Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

Подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конём топтать и копьём колоть
– И побил он эту силу великую.

– Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

– Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович ).

Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

Он одной рукой камень вывернет,
А двумя – то руками быка свалит,
Зовут его Микула Селянинович.

Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

«Ой же ты, оратай – оратаюшко
Ты поди – ка с нами во товарищах

Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

– Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки ).

Яровая жинка.
Уроди пшеничку
Горох да чечевичку. (д елают взмахи руками снизу вверх ).
На поле копнами (руки вверх ).
На столе пирогами (лепят пироги ).
Нивка золотая (идут по кругу ).
Добра, медовая
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба. (р уки вверх ).
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх ).
Стебель в оглоблю
Колос в дугу. (н аклоны вправо–влево ).
Встань рожь большая
Вот такая. (р уки вверх ).
Расти копна золотая, –
Вот такая. (п рисели, медленно встают, поднимая руки вверх ).

4-я часть. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О Витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт».

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

5-я часть. Продолжение беседы по картине «Богатыри».

Вопросы:

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

6-я часть. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу .

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок –(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх ).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень )
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны )
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх )
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх )
На ветру ты, дубок, скрипуч. (п окачивание руками )
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце )
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

Заключение.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Данное занятие можно провести в два этапа, в зависимости от уровня подготовки детей. Его можно провести и перед Днём защитника Отечества. На празднике в честь Дня защитника Отечества проводятся игры-соревнования и «посвящение» в воины.

Открытое занятие "Былинные богатыри - защитники земли русской"

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ

проект "Россия - путешествие в прошлое. История, традиции и культура России"

Занимаемая должность: воспитатель

Место выполнения работы: МДОУ "Детский сад № 9 "Ласточка г. Ртищево Саратовской области", 2015 г.

Аннотация:

Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия - путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:

«История возникновения Руси» , «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» , «Великие князья Руси» , «Петр Великий» , «Полководцы и герои» , «Быт и уклад жизни наших предков» , «Народные традиции и промыслы» , «Герои Великой отечественной войны»

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Представляю вашему вниманию открытое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри - защитники земли русской". Презентация к данному мероприятию прилагается.

Возраст детей: 6-7 лет.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
  6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа.

  1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской» .
  2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри» , «Витязь на распутье» , «Побоище» , «Баян» . К. Васильев «Настасья Микулишна» , «Битва на Калиновом мосту» , И.Я. Билибин ;
  3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония» , М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» , звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
  4. Чтение русских былин и сказок , , , «Добрыня и Змей» , «Святогор» , «Вольга и Микула Селянович» , «Садко» , «Никита Кожемяка» , и др.
  5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  6. Книжная выставка:
  • "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
  • О. Тихомиров «На поле Куликовом» . Изд. «Малыш» , Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы» . Изд. «Малыш» , Москва, 1998.
  • Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна – Россия» . Москва, изд. «Просвещение» , 2005.
  • Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу» . Изд. «Росмэн» , Москва, 2004.
  • Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.

7. Дидактические игры

  • Альбом «Былинные богатыри»
  • Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
  • Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
  • Презентация - викторина "Богатыри земли русской"

8. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

10. Оформление «Мини-Музея» :

  • Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
  • родовое дерево дуб (нарисованное) ;
  • панно «Русские богатыри» ;
  • рисунки детей, аппликации.

11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.

Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит) , костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.

Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)

Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:

Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)

Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем

Он украл забаву
Потащил в дубраву

(Змей Горыныч)

Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .

Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей) .

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Беседа о Богатыре – Стихии.

Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?

Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.

Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?

Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

Отвечают дети, с заранее выученным текстом

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.

Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?

Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.

Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?

Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.

Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?

Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.

Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

А сейчас представим, что мы богатыри

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три- Дети шагают на месте
Мы теперь богатыри! Руки согнуты в локтях, показывают силу.
Мы ладонь к глазам представим, Руку правую подносят козырьком к глазам
Ноги крепкие расставим, Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. Поворот вправо
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево
Наклонились влево- вправо Руки на поясе, наклон влево-вправо
Получается на славу! Руки вверх

Беседа о Богатыре – Человеке.

Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.

Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Сказитель.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

  1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
  2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем…
  3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал» , «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» , «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» , «Добрыня и Змей» , «Святогор» , «Вольга и Микула Селянович» , «Садко» , «Никита Кожемяка»

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…

На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!

Воспитатель:

Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен) . Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?

Дети:

А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

  • Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри» .
  • Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
  • К. Васильев «Настасья Микулишна» , «Битва на Калиновом мосту» ,
  • И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник» ; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?

Дети:

Головою думай, а силой борись.

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай

Жить - Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.

а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.

Слава русской старине!
Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба» , чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Продуктивная деятельность "Богатырский щит":

материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.

Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Дети встают полукругом со своими поделками.

Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?

НОД «Богатыри-защитники земли русской»

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

Задачи:

    Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли.

    Формировать патриотическую память.

    Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России.

    Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.

Материалы и оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем), оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия.

Предварительная работа: рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри» и Н. К. Рериха «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал… », «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Змей Горыныч» и другие. Прослушивание песен о Руси – матушке. Разучивание с детьми ролей инсценировки.

Возраст детей: подготовительная группа

Ход мероприятия:

В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Воспитатель: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики.

Воспитатель : Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будет наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный.

Не зверь, не охотник,

А … (Соловей- разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Горыныч)

Эта старушка не любит детей.

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху...(Баба Яга)

Воспитатель: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

Воспитатель: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Под музыку выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах).

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети : богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Первый ребенок: Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

Второй ребенок: А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

Третий ребенок: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети :

Воспитатель: А каких еще богатырей Вы знаете?

Дети:

Воспитатель: Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

Богатырь Илья Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

Илья Муромец: Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит. Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел. Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора. Это шлем – он бережет наши головы.

Воспитатель: Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.

Алеша Попович: Это меч – рубить врагов земли русской. Это щит – отражать удары неприятелей. Это палица колючая – сносить головы басурманам. А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

Воспитатель: Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно! А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как вы коней себе выбираете?

Добрыня Никитич: А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь»

Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. Детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Вот спасибо вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики. Появляются Соловей-разбойник, Баба-Яга, Змей Горыныч.

Воспитатель: Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

Воспитатель: Славные Святорусичи –богатыри! Победили вы силы темные! Выходи народ на пляску «Богатырскую»!

Звучит песня «Богатырская сила наша».

Дети исполняют вместе с воспитателем танец

Воспитатель: Ой вы, гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли.

Богатыри кланяются и уходят.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать одно произведение. Потом вы мне скажете, что вы представили, слушая его.

Звучит музыка, дети слушают.

На доске появляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Такую картину вы представили? Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это картина художника В. Васнецова « Три богатыря». И на ней изображены…

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: Как их звали?

Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Что делают в поле богатыри?

Дети: На заставе охраняют Русь от врагов.

Воспитатель: Да, только что они были у нас, а теперь уже стоят на своем посту, охраняют Русь-матушку. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

Воспитатель: Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о доблести и любви к Родине

На экране появляются неполные пословицы – дети заканчивают.

Сам погибай, а… товарища выручай.

Не доспехи красят богатыря, а … подвиги.

За правое дело… стой смело!

Жить – … Родине служить.

Счастье Родины –…. дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет, а… тот, кто за народ идет!

Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Дети встают на колено, низко склоняя голову.

В это время воспитатель обсыпает детей дубовыми листочками.

Воспитатель: Возьмите себе по листочку. Пусть этот листочек придаст вам силу и жизнестойкость, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Дети с листочками уходят под музыку.

Слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование


А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе


Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря


В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
***
Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.