Плавучие аэс на крайнем севере

Внутренняя
Пла-ву-чая атом-ная теп-ло-элек-тро-стан-ция Ака-де-мик Ло-мо-но-сов - го-лов-ной проект серии мо-биль-ных транс-пор-та-бель-ных энер-го-бло-ков малой мощ-но-сти.

Энер-го-уста-нов-ка ПАТЭС имеет мак-си-маль-ную элек-три-че-скую мощ-ность болеее 70 МВт и вклю-ча-ет 2 ре-ак-тор-ные уста-нов-ки КЛТ-40С.

ОАО ОКБМ Аф-ри-кан-тов яв-ля-ет-ся глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и ком-плект-ным по-став-щи-ком обо-ру-до-ва-ния этих ре-ак-тор-ных уста-но-вок теп-ло-вой мощ-но-стью 150 МВт каждая - ре-ак-то-ров, ИМ СУЗ, на-со-сов, обо-ру-до-ва-ния об-ра-ще-ния с топ-ли-вом, вспо-мо-га-тель-но-го обо-ру-до-ва-ния и др.

Пла-ву-чий энер-го-блок, пред-ла-га-е-мый для энер-го-обес-пе-че-ния круп-ных про-мыш-лен-ных пред-при-я-тий, пор-то-вых го-ро-дов, ком-плек-сов по добыче и пе-ре-ра-бот-ке нефти и газа на шельфе морей создан на основе се-рий-ной энер-ге-ти-че-ской уста-нов-ки атом-ных ле-до-ко-лов, про-ве-рен-ной в те-че-ние их дли-тель-ной экс-плу-а-та-ции в Арк-ти-ке.

Вы-пол-нен-ные ин-сти-ту-та-ми и пред-при-я-ти-я-ми ГК Ро-са-том ис-сле-до-ва-ния и про-ект-ные про-ра-бот-ки по-ка-за-ли воз-мож-ность со-зда-ния на основе осво-ен-ных в России су-до-вых ре-ак-то-ров энер-го-и-сточ-ни-ков нового класса для ком-мер-че-ско-го про-из-вод-ства элек-три-че-ства, опрес-нен-ной воды, про-мыш-лен-но-го и бы-то-во-го тепла - пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 ме-га-ватт (эл.) и более.

Пла-ву-чий энер-го-блок (ПЭБ) - это ав-то-ном-ный энер-ге-ти-че-ский объект, ко-то-рый це-ли-ком со-зда-ет-ся на су-до-стро-и-тель-ном заводе как неса-мо-ход-ное судно и затем бук-си-ру-ет-ся мор-ским или речным путем к месту его экс-плу-а-та-ции.

За-каз-чи-ку по-став-ля-ет-ся пол-но-стью по-стро-ен-ный, ис-пы-тан-ный и го-то-вый к работе энер-ге-ти-че-ский объект с жилыми по-ме-ще-ни-я-ми и полной ин-фра-струк-ту-рой, обес-пе-чи-ва-ю-щей про-жи-ва-ние экс-плу-а-та-ци-он-но-го пер-со-на-ла и тех-ни-че-ское об-слу-жи-ва-ние самого объ-ек-та, то есть ре-а-ли-зу-ет-ся тех-но-ло-гия сдачи «под ключ».

Со-глас-но про-ек-ту, ПАТЭС со-сто-ит из глад-ко-па-луб-но-го неса-мо-ход-но-го судна с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С ле-до-коль-но-го типа, раз-ра-бо-тан-ны-ми «ОКБМ Аф-ри-кан-тов. Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров.

Во-до-из-ме-ще-ние - 21,5 тыс тонн.
Пла-ву-чая стан-ция может ис-поль-зо-вать-ся для по-лу-че-ния элек-три-че-ской и теп-ло-вой энер-гии, а также для опрес-не-ния мор-ской воды.

В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн прес-ной воды.
Уста-нов-лен-ная элек-три-че-ская мощ-ность каж-до-го ре-ак-то-ра - 35 МВт, теп-ло-вая мощ-ность - 140 Гкал/час.

Срок экс-плу-а-та-ции стан-ции со-ста-вит ми-ни-мум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между ко-то-ры-ми необ-хо-ди-мо осу-ществ-лять пе-ре-груз-ку ак-тив-ных зон ре-ак-тор-ных уста-но-вок.

Корпус ре-ак-то-ра ПАТЭС в цехе пред-при-я-тия

Стро-и-тель-ство ПЭБ в за-вод-ских усло-ви-ях поз-во-ля-ет мак-си-маль-но со-кра-тить сроки и сто-и-мость со-ору-же-ния стан-ции, обес-пе-чи-вая од-но-вре-мен-но самые вы-со-кие тре-бо-ва-ния к ка-че-ству.

Ис-клю-ча-ют-ся до-ро-го-сто-я-щие стро-и-тель-ные работы на месте раз-ме-ще-ния ПАТЭС. При необ-хо-ди-мо-сти ПЭБ может быть пе-ре-ба-зи-ро-ван с одной пло-щад-ки на другую.

Пла-ву-чие энер-го-бло-ки наи-луч-шим об-ра-зом при-спо-соб-ле-ны для работы в труд-но-до-ступ-ных рай-о-нах по бе-ре-гам морей или круп-ных рек, уда-лен-ных от систем цен-тра-ли-зо-ван-но-го энер-го-снаб-же-ния.

В России это, прежде всего, районы Край-не-го Севера и Даль-не-го Во-сто-ка, ко-то-рые не охва-че-ны единой энер-ге-ти-че-ской си-сте-мой и нуж-да-ют-ся в на-деж-ных и эко-но-ми-че-ски при-ем-ле-мых ис-точ-ни-ках энер-гии.

Здесь уже в на-сто-я-щее время су-ще-ству-ет острая по-треб-ность в несколь-ких де-сят-ках теп-ло-элек-тро-стан-ций малой мощ-но-сти для сти-му-ли-ро-ва-ния раз-ви-тия эко-но-ми-че-ской ак-тив-но-сти и обес-пе-че-ния со-вре-мен-ных усло-вий жизни мест-но-го на-се-ле-ния.

Ти-пич-ные по-сел-ки Севера имеют от сотен до несколь-ких тысяч че-ло-век.

По-треб-но-сти такого по-сел-ка в элек-тро-энер-гии со-став-ля-ют со-от-вет-ствен-но от несколь-ких единиц до несколь-ких де-сят-ков МВт. Ана-ло-гич-ны про-мыш-лен-ные по-треб-но-сти боль-шин-ства руд-ни-ков и горно-обо-га-ти-тель-ных ком-би-на-тов.

Для экс-пор-та в при-бреж-ные районы стран и ре-ги-о-нов с за-суш-ли-вым кли-ма-том раз-ра-бо-тан ва-ри-ант атом-но-го энер-го-опрес-ни-тель-но-го ком-плек-са (ПАЭОК), ко-то-рый про-из-во-дит не только элек-тро-энер-гию, но и ка-че-ствен-ную пи-тье-вую воду из мор-ской воды.

В со-ста-ве такого ком-плек-са - ПЭБ и пла-ву-чий во-до-опрес-ни-тель-ный ком-плекс, в ко-то-ром может ис-поль-зо-вать-ся либо тех-но-ло-гия об-рат-но-го осмоса (RO), либо- мно-го-сту-пен-ча-тые ис-па-ри-тель-ные уста-нов-ки (MED).

Ин-те-рес к таким ком-плек-сам про-яв-ля-ют многие страны Африки, Азии и Европы, ис-пы-ты-ва-ю-щие острый де-фи-цит прес-ной воды.

Обо-га-ще-ние топ-ли-ва, при-ме-ня-е-мо-го в уста-нов-ках пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, не пре-вы-ша-ет пре-дель-но-го уровня, уста-нов-лен-но-го МАГАТЭ для со-блю-де-ния режима нерас-про-стра-не-ния ядер-но-го оружия.

Это поз-во-ля-ет ис-поль-зо-вать атом-ные пла-ву-чие энер-го-и-сточ-ни-ки в рамках меж-ду-на-род-но-го за-ко-но-да-тель-ства в том числе и в раз-ви-ва-ю-щих-ся стра-нах.

Работа стан-ции в при-бреж-ных рай-о-нах ми-ро-во-го океана ставит вопрос об их устой-чи-во-сти к экс-тре-маль-ным при-род-ным воз-дей-стви-ям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Аф-ри-кан-тов" рас-по-ла-га-ет ком-плек-сом тех-но-ло-гий для из-го-тов-ле-ния атом-ной энер-го-уста-нов-ки таким об-ра-зом, чтобы она вы-дер-жи-ва-ла любой за-дан-ный в про-ек-те уро-вень ди-на-ми-че-ских на-гру-зок. Это под-твер-жде-но прак-ти-кой: ре-ак-тор-ные уста-нов-ки атом-но-го под-вод-но-го крей-се-ра "Курск", со-здан-ные спе-ци-а-ли-ста-ми ОКБМ, не только вы-дер-жа-ли мощный взрыв, но и ав-то-ном-но обес-пе-чи-ли вывод ре-ак-то-ра из работы, под-дер-жа-ние его в без-опас-ном со-сто-я-нии. Даже про-дол-жи-тель-ное пре-бы-ва-ние раз-ру-шен-но-го ко-раб-ля под водой не при-ве-ло к выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду.

Ба-рье-ры защиты пла-ву-чей АЭС, пре-пят-ству-ю-щие выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду

Пла-ву-чая атом-ная стан-ция - впро-чем как и любая другая - со-глас-но со-вре-мен-ным нормам без-опас-но-сти из-на-чаль-но про-ек-ти-ру-ет-ся с «за-па-сом проч-но-сти», пре-вы-ша-ю-щим пре-дель-но воз-мож-ные в данной мест-но-сти на-груз-ки, такие как удар волны цунами по стан-ции, столк-но-ве-ние с другим судном или с бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем в ре-зуль-та-те такого удара.

Говоря о без-опас-но-сти пла-ву-чих АЭС важно от-ме-тить, что сотни судов и во-ен-ных ко-раб-лей с атом-ны-ми энер-ге-ти-че-ски-ми уста-нов-ка-ми, экс-плу-а-ти-ру-ют-ся в со-ста-ве флотов России, Со-еди-нен-ных Штатов, Китая, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции.

Атом-ные ле-до-ко-лы, ра-кет-ные крей-се-ра, авиа-нос-цы и атом-ные под-вод-ные лодки ба-зи-ру-ют-ся в портах, неред-ко на-хо-дя-щих-ся вблизи круп-ных го-ро-дов (на-при-мер, в г Мур-ман-ске).

Ремонт стан-ции и пе-ре-груз-ка топ-ли-ва будут вы-пол-нять-ся в усло-ви-ях су-ще-ству-ю-щих в нашей стране спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ных пред-при-я-тий тех-но-ло-ги-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния атом-ных судов, рас-по-ла-га-ю-щих необ-хо-ди-мым обо-ру-до-ва-ни-ем и ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным пер-со-на-лом.

После 40 лет работы энер-го-блок будет за-ме-нен новым, в то время как старый воз-вра-ща-ет-ся на спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ное тех-но-ло-ги-че-ское пред-при-я-тие для ути-ли-за-ции.

Как в про-цес-се, так и после окон-ча-ния работы пла-ву-чей АТЭС на месте ее экс-плу-а-та-ции не оста-ет-ся ни-ка-ких эко-ло-ги-че-ски опас-ных ве-ществ и ма-те-ри-а-лов (прин-цип "зе-ле-ной лу-жай-ки").

На-ча-лись ис-пы-та-ния пла-ву-чей АЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов"

Под-пи-сан приказ о начале швар-тов-ных ис-пы-та-ний пер-во-го в мире пла-ву-че-го энер-ге-ти-че-ско-го блока (ПЭБ) "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Со-глас-но гра-фи-ку стро-и-тель-ства ПЭБ, ис-пы-та-ния нач-нут-ся 1 июля 2016 года.
Про-ве-де-ние швар-тов-ных ис-пы-та-ний на заказе - это важ-ней-ший этап стро-и-тель-ства, опре-де-ля-ю-щий начало его фи-наль-ной стадии. Швар-тов-ные ис-пы-та-ния прой-дут по особой тех-но-ло-ги-че-ской схеме и будут сов-ме-ще-ны с до-стро-еч-ны-ми ра-бо-та-ми в по-ме-ще-ни-ях пе-ре-гру-зоч-но-го ком-плек-са, ап-па-рат-ных и ма-шин-ных от-де-ле-ний, что по-тре-бу-ет от завода вы-со-кой ор-га-ни-зо-ван-но-сти и по-вы-шен-ных мер без-опас-но-сти.

Ис-пы-та-ния будут про-хо-дить по-сле-до-ва-тель-но, чтобы не до-пу-стить сов-ме-ще-ния стро-и-тель-ства и ис-пы-та-ний в одних и тех же рай-о-нах и по-ме-ще-ни-ях стро-я-ще-го-ся ПЭБ. Пла-но-вый срок окон-ча-ния швар-тов-ных ис-пы-та-ний 30 ок-тяб-ря 2017 г.

После этого ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» уже выйдет с завода как го-то-вый объект, ко-то-рый будет до-став-лен по Се-вер-но-му мор-ско-му пути к месту работы и под-клю-чен к бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ре, со-ору-жа-е-мой в порту г. Певеке. Го-тов-ность энер-го-бло-ка к транс-пор-ти-ров-ке должна быть до-стиг-ну-та к концу 2017 г. В сен-тяб-ре 2019 г. «Рос-энер-го-атом» пла-ни-ру-ет при-сту-пить к уста-нов-ке энер-го-бло-ка на штат-ное место, а в осенью 2019 г. - начать ис-пы-та-ния ПАТЭС и ввести ее в экс-плу-а-та-цию.

ПАТЭC «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (Фото: Рос-энер-го-атом)

ПЭБ про-ек-та 20870 "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов" - это неса-мо-ход-ное судно с двумя атом-ны-ми ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми "КЛТ-40" на борту, пред-на-зна-чен-ное для обес-пе-че-ния элек-тро-энер-ги-ей и теплом труд-но-до-ступ-ных объ-ек-тов в се-вер-ных морях, а также для опрес-не-ния мор-ской воды. Со-глас-но тех-ха-рак-те-ри-сти-кам, ПЭБ спо-со-бен в но-ми-наль-ном режиме вы-да-вать в бе-ре-го-вые сети до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 300 МВт теп-ло-вой энер-гии, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем 200 000 че-ло-век.

Срок экс-плу-а-та-ции энер-го-бло-ка со-став-ля-ет сорок лет. При этом каждые три года необ-хо-ди-мо со-вер-шать пе-ре-за-ряд-ку ре-ак-то-ров. Экс-плу-а-ти-ро-вать ПЭБ будет по-сто-ян-ный экипаж судна из 69 че-ло-век.

«Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» про-ек-та 20870 пред-на-зна-чен для работы в со-ста-ве пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС). Стан-ция осна-ще-на ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме.

Пла-ву-чий энер-го-блок за-ме-нит вы-бы-ва-ю-щие к 2019 году на Чу-кот-ке ге-не-ри-ру-ю-щие мощ-но-сти — Би-ли-бин-скую АЭС и Ча-ун-скую ТЭЦ , что важно с точки зрения га-ран-ти-ро-ван-но-го и устой-чи-во-го энер-го-обес-пе-че-ния ре-ги-о-на.

Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция - аб-со-лют-ный ми-ро-вой мо-но-по-лист в об-ла-сти пла-ву-чих атом-ных элек-тро-стан-ци-ях, ко-то-рые пер-спек-тив-но ис-поль-зо-вать в при-бреж-ном ин-фра-струк-тур-ном стро-и-тель-стве.

Состав ПАТЭС с РУ типа КЛТ-40

В на-сто-я-щее время ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (проект 20870) до-стра-и-ва-ет-ся на «Бал-тий-ском заводе». По плану, она должна быть сдана в сен-тяб-ре 2016 г., но учи-ты-вая "экс-пе-ри-мен-таль-ный ха-рак-тер" первой ПАТЭС, окон-ча-тель-ные сроки ее сдачи и бюджет оста-ют-ся "пла-ва-ю-щи-ми". Несмот-ря на со-гла-ше-ние с Балт-за-во-дом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Ро-са-то-ме" при-зна-ют, что на до-строй-ку и ис-пы-та-ния по-тен-ци-аль-но есть время до 2019 года. Ожи-да-ет-ся, что пла-ву-чий энер-го-блок весной 2018 года от-бук-си-ру-ют с Бал-тий-ско-го завода в Мур-манск на пло-щад-ку Ро-са-том-фло-та, где осенью со-сто-ит-ся за-груз-ка ядер-но-го топ-ли-ва в ре-ак-тор и фи-зи-че-ский пуск энер-го-бло-ка.

Сама идея ис-поль-зо-ва-ния атом-ной энер-гии в транс-порт-ных уста-нов-ках не яв-ля-ет-ся новой. По-доб-ные про-ек-ты раз-ра-ба-ты-ва-лись в Англии, Гер-ма-нии и в США. Но эти страны к на-сто-я-ще-му мо-мен-ту от-ка-за-лись от про-ек-тов пла-ву-чих АЭС, по-счи-тав их бес-пер-спек-тив-ны-ми.

Впер-вые пла-ву-чие ре-ак-то-ры ис-поль-зо-ва-лись в США для обес-пе-че-ния энер-ги-ей Па-нам-ско-го канала (1966-1976 гг.) и аме-ри-кан-ской ис-сле-до-ва-тель-ской базы в Ан-тарк-ти-ке (1962-1972 гг.). На-при-мер, аме-ри-кан-ская пла-ву-чая стан-ция Sturgis (мощ-ность 10 МВт) с 1976 г. на-хо-ди-лась в нера-бо-чем со-сто-я-нии на сто-ян-ке в штате Вир-ги-ния, и недав-но ее от-бук-си-ро-ва-ли в Гал-ве-стон для ути-ли-за-ции.

Недав-но ки-тай-ская кор-по-ра-ция CGN (China General Nuclear Power Corporation) объ-яви-ла об офи-ци-аль-ном за-пус-ке про-ек-та пла-ву-чей стан-ции с ре-ак-то-ром малой мощ-но-сти ACPR50S.

Как со-об-щил пред-ста-ви-тель кор-по-ра-ции Хуан Сяофэй в городе Шэ-нь-чж-э-нь (про-вин-ция Гу-ан-дун, Южный Китай), CGN за-клю-чи-ла со-гла-ше-ние с кор-по-ра-ци-ей Dongfang Electric Corporation о по-куп-ке кор-пу-са ре-ак-то-ра под дав-ле-ни-ем.

Китайская ПАТЭС ACPR50S

Проект ACPR50S счи-та-ет-ся наи-бо-лее оп-ти-маль-ным ре-ше-ни-ем ком-би-ни-ро-ван-ных по-ста-вок тепла, элек-тро-энер-гии и прес-ной воды для работ по осво-е-нию мор-ских ре-сур-сов, а также для по-ста-вок элек-тро-энер-гии и ока-за-ния помощи при воз-ник-но-ве-нии чрез-вы-чай-ных си-ту-а-ций в ост-ров-ных и при-бреж-ных рай-о-нах.

В Со-вет-ском Союзе в 80-х годах раз-ра-ба-ты-ва-ли проект пла-ву-чей АЭС «Вол-но-лом 3» с ре-ак-то-ром АБВ-6 (мощ-ность 12 МВт) для ис-поль-зо-ва-ния на по-ли-гоне МО на Новой Земле. Однако работы над со-зда-ни-ем этой ПАТЭС были пре-кра-ще-ны в на-чаль-ной стадии.

Первый граж-дан-ский проект ПАТЭС в России по-явил-ся в начале 90-х годов. В ходе вы-пол-не-ния По-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях пре-одо-ле-ния кри-зи-са топ-лив-но-го энер-ге-ти-че-ско-го ком-плек-са Даль-не-го Во-сто-ка и Во-сточ-ной Сибири группа экс-пер-тов Ми-на-то-ма в 1993 году пред-ло-жи-ла ис-поль-зо-вать АЭС малой мощ-но-сти (100-180 МВт) на основе ре-ак-то-ров су-до-вых и ко-ра-бель-ных атом-ных энер-ге-ти-че-ских уста-но-вок. По заказу Ми-на-то-ма России в период 1992-1994 гг. был про-ве-ден ряд кон-кур-сов на лучший проект атом-ной стан-ции малой мощ-но-сти, ор-га-ни-зо-ва-но АО «Малая энер-ге-ти-ка». В классе ре-ак-тор-ных уста-но-вок свыше 50 МВт первое место в кон-кур-се было при-суж-де-но про-ек-ту АЭС на основе пла-ву-че-го энер-го-бло-ка с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми типа КЛТ-40С.

Ак-тив-ная фаза стро-и-тель-ства го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка для первой рос-сий-ской ПАТЭС на-ча-лась в 2007 г. Ма-лай-зия, Ин-до-не-зия, Южная Корея, Мо-зам-бик, На-ми-бия, ЮАР, Индия, Вьет-нам про-яви-ли боль-шой ин-те-рес к про-ек-ту, и Ро-са-том пла-ни-ру-ет пе-ре-да-вать ПАТЭС в лизинг этим стра-нам. В ка-че-стве пер-спек-тив-но-го рынка Ро-са-том рас-смат-ри-ва-ет также страны Южной Аме-ри-ки.

Гос-экс-пер-ти-за одоб-ри-ла со-зда-ние первой в России пла-ву-чей АЭС

Глав-гос-экс-пер-ти-за России раз-ре-ши-ла стро-и-тель-ство первой пла-ву-чей атом-ной элек-тро-стан-ции на Чу-кот-ке. Она должна стать самой се-вер-ной АЭС в мире
Как со-об-ща-ет пресс-служба Фе-де-раль-но-го ав-то-ном-но-го учре-жде-ния «Глав-ное управ-ле-ние го-су-дар-ствен-ной экс-пер-ти-зы» (Глав-гос-экс-пер-ти-за), ве-дом-ство выдало по-ло-жи-тель-ное за-клю-че-ние на стро-и-тель-ство пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС) «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в городе Певек (Чу-кот-ский ав-то-ном-ный округ). Она должна стать самой се-вер-ной атом-ной стан-ци-ей в мире.

В со-об-ще-нии ве-дом-ства ука-зы-ва-ет-ся, что про-ект-ная до-ку-мен-та-ция пла-ву-чей АЭС со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям тех-ни-че-ских ре-гла-мен-тов, а смет-ная сто-и-мость про-ек-та опре-де-ле-на до-сто-вер-но.
Как ранее со-об-щал агент-ству «РИА Но-во-сти» пред-ста-ви-тель «Рос-энер-го-ато-ма» (за-ни-ма-ет-ся фи-нан-си-ро-ва-ни-ем про-ек-та) Сергей За-вья-лов, общая сто-и-мость про-ек-та со-став-ля-ет до 30 млрд руб. Около 22 млрд руб. со-став-ля-ет сто-и-мость го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, еще по-ряд-ка 7 млрд — за-тра-ты на бе-ре-го-вые со-ору-же-ния.

ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в со-от-вет-ствии с про-ек-том должна быть вве-де-на в экс-плу-а-та-цию к 2019 году. Ее за-да-чей станет замена мощ-но-стей Би-ли-бин-ской АЭС. В со-от-вет-ствии с пла-на-ми пла-ву-чая элек-тро-стан-ция станет глав-ным объ-ек-том жиз-не-обес-пе-че-ния се-вер-но-го района Чу-кот-ки.
Саму элек-тро-стан-цию конца 2000-х годов стро-и-ли на тер-ри-то-рии ОАО «Бал-тий-ский завод» в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Го-лов-ной энер-го-блок спу-сти-ли на воду еще в 2010 году.

В начале 2017 года запуск ре-ак-то-ра на стан-ции вызвал кри-ти-ку со сто-ро-ны эко-ло-гов, в том числе и ор-га-ни-за-ции «Грин-пис Россия». Ее пред-ста-ви-те-ли ука-зы-ва-ли, что ядерно опас-ные работы в Санкт-Пе-тер-бур-ге были за-пре-ще-ны еще в 1990-е годы. В Ро-сте-х-над-зо-ре в ответ ука-за-ли, что все работы про-во-ди-лись с неукос-ни-тель-ным со-блю-де-ни-ем обя-за-тель-ных тре-бо-ва-ний без-опас-но-сти.

В госкор-по-ра-ции "Ро-са-том" за-яв-ля-ют, что элек-тро-стан-ция раз-ра-бо-та-на с боль-шим за-па-сом проч-но-сти, ко-то-рый пре-вы-ша-ет все воз-мож-ные угрозы и делает ядер-ные ре-ак-то-ры неуяз-ви-мы-ми для цунами и других при-род-ных ка-та-строф. ПАТЭС спо-соб-на вы-дер-жать столк-но-ве-ние с другим судном или бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем. Меж-ре-ги-о-наль-ное об-ще-ствен-ное эко-ло-ги-че-ское дви-же-ние "Ока" с 2012 года ведет неза-ви-си-мый мо-ни-то-ринг эко-ло-ги-че-ской, ра-ди-а-ци-он-ной и ядер-ной без-опас-но-сти стро-и-тель-ства ПАТЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Оче-ред-ная про-вер-ка на-ме-че-на на июль 2017 года.

"На ос-но-ва-нии наших ис-сле-до-ва-ний можно сде-лать вывод, что при со-ору-же-нии пла-ву-чей стан-ции строго со-блю-да-ют-ся все тре-бо-ва-ния рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ства и меж-ду-на-род-ных норм, утвер-жден-ных МАГАТЭ, - от-ме-ча-ет пред-се-да-тель дви-же-ния "Ока" Алан Хасиев. - Стро-и-тель-ство атом-ных энер-го-бло-ков рос-сий-ско-го ди-зай-на пол-но-стью со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям Па-риж-ско-го со-гла-ше-ния по кли-ма-ту, всем меж-ду-на-род-ным нормам".

Сто-и-мость первой рос-сий-ской ПАТЭС оце-ни-ва-ет-ся в 21,5 мил-ли-ар-да рублей. И, по словам пред-се-да-те-ля совета ди-рек-то-ров "Ин-жи-ни-рин-го-вой ком-па-нии "2К" Ивана Ан-д-ри-ев-ско-го, уже сейчас есть воз-мож-ность стро-и-тель-ства более мощной, но более де-ше-вой стан-ции. "В целом проект имеет очень хо-ро-шие пер-спек-ти-вы для за-пус-ка в серию. Уни-каль-ные тех-но-ло-гии, ис-поль-зу-е-мые в нем, от-кры-ва-ют для рос-сий-ско-го су-до-стро-е-ния новые рынки", - от-ме-тил он.

Стан-ция будет осна-ще-на двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем около 100 тыс. че-ло-век. Глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и по-став-щи-ком РУ яв-ля-ет-ся АО «ОКБМ Аф-ри-кан-тов».

Кон-церн «Рос-энер-го-атом» в со-от-вет-ствии с гра-фи-ком стро-и-тель-ства бе-ре-го-вых со-ору-же-ний ори-ен-ти-ро-ван на срок ввода пла-ву-чей стан-ции в экс-плу-а-та-цию в 2019 году.

Пла-ни-ру-ет-ся, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощ-ность, за-ме-нив Би-ли-бин-скую АЭС, ко-то-рую к этому сроку вы-ве-дут из экс-плу-а-та-ции. «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» станет самой се-вер-ной в мире атом-ной стан-ци-ей, рас-по-ло-жен-ной в зоне вечной мерз-ло-ты.

Учи-ты-вая, что ПЭБ «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» яв-ля-ет-ся го-лов-ным, начало его экс-плу-а-та-ции поз-во-лит го-во-рить о прак-ти-че-ском ис-поль-зо-ва-нии атом-ной энер-гии для обес-пе-че-ния теплом и энер-ги-ей от-да-лен-ных рай-о-нов и о ре-фе-рент-но-сти за-ло-жен-ных в нём тех-но-ло-гий.

На-коп-лен-ный опыт АО ОКБМ «Аф-ри-кан-тов» в части су-до-вых ре-ак-то-ров, поз-во-ля-ет со-зда-вать ре-ак-тор-ные уста-нов-ки для пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.

В середине августа этого года стало известно : первый в мире плавучий энергоблок ПЭБ-1 будут строить не в Северодвинске , а в Санкт-Петербурге. Правительство РФ расторгло генеральный подряд с заводом «Севмаш» и заключило новый с «Балтийским заводом» , соответственно и срок сдачи проекта перенесен с 2010 на 2011 год. Мотивировка такой рокировки простая: «Севмаш» в последнее время стал очень загружен военными заказами : речь идет о создании в самом ближайшем будущем группировки атомных подводных лодок нового поколения, а в несколько более отдаленной перспективе — пяти-шести авианосцев.

Вместе с тем такой перенос должен немного подтолкнуть и застопорившуюся реализацию идеи плавающей АЭС. Разговоры о них ведутся уже более десяти лет , а называемый срок - 2010 год - до сих пор оставался скорее благим пожеланием государственной корпорации «Росатома» и ФГУП концерна «Росэнергоатом». Новый срок - 2011 год - уже называется как конкретная и реальная дата сдачи в эксплуатацию первой станции. Косвенным подтверждением серьезности этих намерений может служить почти одновременное с передачей контракта из Северодвинска в Санкт-Петербург переименование будущего владельца станции из ФГУП концерна «Росэнергоатом» в ОАО «Концерн Энергоатом» .

Исходная идея была высказана ещё в 1991-1994 годах и кажется совершенно простой и очевидной: если взять обычный российский атомный ледокол и поставить его на прикол у берега, то всю ту энергию, которую он тратит на ломку льда, можно будет использовать для обогрева домов и выработки для них электроэнергии. Тогда же по горячим следам Минатому (преобразованному в Росатом в 2004 году) были предложены первые проекты плавучих станций, но дело шло медленно: на их дальнейшую разработку и серийное строительство ресурсов не выделялось, у них нашлись серьезные оппоненты и в Думе, и в правительстве. Сейчас политические сложности оказались преодоленными, осталось преодолеть только технические и экономические. «Севмаш» приступил к постройке первой станции , получившей название «Академик Ломоносов», ещё в 2007 году. И если она после начала эксплуатации докажет свою рентабельность, то практически сразу будут построены ещё семь таких же станций.

Преимущества плавучих станций для России очевидны. Только европейскую часть страны можно считать развитой в энергетическом отношении, а за Уралом - в Сибири , на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, - ситуация со снабжением теплом и электричеством весьма плачевна . Существующие ТЭЦ нередко оказываются к началу зимы без топлива, развитию нормальной энергетической инфраструктуры препятствует вечная мерзлота и низкая плотность населения.

Стоящий на приколе у береговой линии ПЭБ будет представлять собой 140-метровую несамоходную баржу, водоизмещением 20 тыс т. Два стандартный мобильных атомных реактора КТЛ-40С по 35 МВт каждый смогут не только произвести достаточное количество электроэнергии для города с населением около 100 тыс. жителей, но и обеспечить их 150 Гкал/ч тепла. Особенно привлекательно для проектировщиков выглядела идея автономного снабжения энергией крупного промышленного предприятия - в первоначальном варианте в роли такого предприятия собственно и выступал «Севмаш». Энергия, вырабатываемая «Академиком Ломоносовым», пошла бы на создание новых подлодок. Но по каким-то причинам этот сценарий не был реализован.

Мобильность ПЭБов предполагает принципиально новую тактику в энергетике: станция строится совсем не там, где её будут эксплуатировать. К объектам, нуждающимся в вырабатываемой энергии, их доставляют на буксире. Такой объект может быть и сам по себе «блуждающим» - например, если речь идет о разведанных, но до сих пор не разработанных месторождениях полезных ископаемых. В этом случае, как полагают специалисты, возможность скорректировать положение «энергетического центра» стройки дает важные технологические преимущества. Так что, если с «Академиком Ломоносовым» дела пойдут хорошо, то уже к 2015–2016 году плавучие атомные станции будут ждать у берегов Вилючинска, Певека и Находки. Кроме того, чиновники Росатома рассчитывают на активный экспорт по договору лизинга услуг таких станций в страны Азии (Индонезию , Филиппины , Вьетнам) и Африки (Алжир , Намибия), и, при условии запуска и работы плавучей атомной станции в России, уже получена заявка на поставку электроэнергии и пресной воды от правительства Кабо-Верде .

С технологической точки зрения, сама по себе идея плавающего атомного реактора особых вопросов не вызывает - подобные агрегаты уже давно используются на российских атомных ледоколах. Однако есть две специфические проблемы, которые надо решить попутно, и именно с ними связаны и главные возражения против всего проекта в целом и беспокойство правозащитников. Первая сложность - в передаче энергии потребителю. Предполагается, что плавучий энергоблок будет устанавливаться у специального оборудованного пирса-терминала, к которому будут подводиться линии электро- и теплопередачи для транспортировки энергии потребителям. Кроме всего прочего, терминал должен обеспечить и надежное крепление энергоблока у берега. Обслуживают станцию повахтенно от 60 до 140 человек специально обученного персонала. Длительность вахты около четырех месяцев.

Вторую сложность обойти труднее. Она связана с необходимостью как-то обеспечить безопасную эксплуатацию станции. Прежде всего, нужно регулярно загружать ядерное топливо и выгружать радиоактивные отходы . К счастью, это можно делать достаточно редко: раз в 12–15 лет снимать станцию с прикола, подменяя при необходимости другой, и отправлять на завод для перезагрузки. В этом она вполне аналогична атомной подлодке, с той только разницей, что после полутора десятилетий простоя у этой «лодки» могут появиться дополнительные основания утонуть по пути. Жизнь ПЭБа также будет заканчиваться в полной аналогии с жизнью атомной подлодки вырезанием реактора и захоронением его в обычном ядерном могильнике.

Новости партнёров

Плавучие АЭС в России - проект отечественных конструкторов по созданию мобильных установок малой мощности. В разработке участвуют госкорпорация "Росатом", предприятия "Балтийский завод", и ряд других организаций.

Историческая справка

На начальных этапах развития индустрии атомную энергию рассматривали главным образом применительно к военной промышленности. Однако в течение нескольких последних десятилетий все более очевидными стали преимущества мобильных источников, пригодных для эксплуатации в отдаленных и неосвоенных местностях. В большей степени смена приоритетов была обусловлена развитием атомных технологий гражданского назначения, установкой реакторов на военных судах, ледоколах, подводных лодках.

Впервые мобильные установки стали использовать США. Они обеспечивали энергией и американскую исследовательскую базу в Антарктике.

Относительно недавно в СМИ задавался вопрос о том, будет ли установлена плавучая АЭС в Крыму. Мнения на этот счет различны. Однако заявлений от госкорпорации, координирующей программу, относительно этого вопроса не поступало. Некоторые специалисты говорят о том, что плавучая АЭС в Крыму не нужна. Объясняют свою позицию они тем, что такие установки конструируются для эксплуатации в удаленных, труднодоступных районах. Снабжение полуострова может осуществляться и другими способами. Например, строится энергомост от материковой части страны.

Отечественная индустрия

По федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010-го был проведен тендер на создание маломощной ПАЭС. В середине мая 2006-го победителем стало предприятие "Севмаш". В следующем, 2007 году, ректорат Нижегородского гостехуниверситета и Федеральное агентство по атомной энергетике достигли договоренности о том, что институт будет выступать в качестве базового вуза по подготовке соответствующих специалистов. В 2008 году координаторы проекта объявили, что часть заказов на агрегаты и узлы будет передана Балтийскому заводу. Однако завод "Севмаш" чуть позже объявил, что плавучая АЭС будет сдана на 5 месяцев позже запланированного срока. В этой связи Балтийскому заводу был передан заказ полностью.

Начало строительства

Как заявлял в 2010 году замглавы "Росэнергоатом" Сергей Завьялов, первая плавучая АЭС создавалась в соответствии с графиком. Готовность установки планировалась на конец 2012 г., а вывод в эксплуатацию предполагался в 2013-м. В июне 2010-го был спущен на воду первый энергоблок. Это произошло на Балтийском заводе. Но в то время турбогенератор и реактор не были установлены. Монтажные работы предполагалось осуществлять на плавающем энергоблоке. В сентябре 2011 г. положительное заключение экологической экспертизы получил проект в Певеке. В настоящее время он находится на стадии обоснования инвестиций. В конце сентября - начале октября 2013 г. парогенерирующие блоки массой по 220 т, выпущенные по проектам ОКБМ им. Африкантова, были перевезены к достроечной набережной из эллинга шестого цеха Балтийского завода. Там в присутствии представителей "Росэнергоатома" плавкраном они были погружены в реакторные отсеки. В соответствии с условиями контракта, петербургский завод должен сдать ПЭБ, подготовленный к транспортировке к месту эксплуатации, 9 сентября 2016 г. Последние новости о плавучей АЭС указывают на то, что она должна быть полностью введена в эксплуатацию в 2018 году.

Ключевой проект

В серии мобильных транспортабельных установок малой мощности основной считается плавучая АЭС "Академик Ломоносов". Максимальная мощность ее составляет больше 70 МВт. Установка включает в себя два реактора КЛТ-40С. Главным конструктором выступает АО "ОКБМ им. Африкантова". Это же предприятие является основным изготовителем и поставщиком оборудования реакторных установок. В него, в частности, включены насосы, агрегаты обращения с топливом, ИМ СУЗ, вспомогательные машины и проч. Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" создана на базе серийной установки, используемой в ледоколах, проверенной на протяжении продолжительной эксплуатации в арктических условиях.

Назначение

Выполненные предприятиями и исследовательскими институтами "Росатома" проектные мероприятия показали возможность строительства на базе уже освоенных судовых реакторов источников энергии качественно нового класса. Они будут использоваться для производства опресненной воды, электричества, бытового и промышленного тепла. Предполагается распространение плавучих АЭС мощностью от 3,5 до 70 и более МВт. Они предназначаются для обеспечения портовых городов, крупных предприятий промышленности, добывающих газовых и нефтяных комплексов, расположенных в шельфовой зоне.

Специфика

Передвижные АЭС представляют собой автономные объекты. Они полностью создаются на судостроительном заводе в качестве несамоходного судна. Готовые установки транспортируются речным либо морским путем к участку эксплуатации. Заказчик получает объект в рабочем состоянии. Плавучие АЭС включают в себя комплекс жилых помещений и полной инфраструктуры, обеспечивающей проживание персонала, осуществляющего эксплуатацию, а также техобслуживание установки. Таким образом, изготовитель и поставщик выполняет заказ "под ключ". Сооружение в заводских условиях обеспечивает максимальное сокращение сроков строительства. Вместе с этим российская плавучая АЭС соответствует всем международным требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности.

Преимущества

Плавучая АЭС наилучшим образом приспособлена для эксплуатации в труднодоступных местностях по берегам рек или морей, отдаленных от центральных систем снабжения. В РФ это в первую очередь районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. В этих регионах нет единой энергосистемы. Здесь необходимы экономически приемлемые и надежные источники снабжения. В настоящее время потребность в нескольких десятках маломощных станций стоит в этих регионах очень остро. установок позволит стимулировать экономическую активность и обеспечить надлежащий уровень жизни населению.

Безопасность

Плавучая АЭС соответствует всем международным экологическим требованиям. Обогащение топлива не превышает предельного уровня для соблюдения режима по нераспространению ядерного оружия. Поскольку эксплуатация предполагается в прибрежной зоне мирового океана, достаточно актуальным является вопрос об устойчивости установки к воздействию экстремальных природных факторов (смерчи, цунами и проч.).

"ОКМБ Африкантов" располагает комплексом инновационных технологий, за счет которых плавучая АЭС будет выдерживать любой уровень динамической нагрузки, заданный в проекте. Схема будущей установки создается с определенным "запасом прочности". Он превышает предельно возможные нагрузки в районе эксплуатации. Например, предусматривается вероятность удара волны цунами, столкновение с береговым сооружением или иным судном. Спустя 40 лет эксплуатации головной энергоблок плавучей атомной установки будет заменяться новым. При этом старый будет возвращен на технологическое предприятие на утилизацию. Во время эксплуатации и по ее окончании на участке, где была установлена плавучая не будет никаких экологически опасных отходов. Ремонт и перезагрузка топлива будут осуществляться в условиях действующих отечественных специализированных предприятий. На них присутствует все необходимое оборудование, а также задействован квалифицированный персонал.

Атомный эксперт: плавучие АЭС. Хороший улов

В настоящее время выпускается множество статей по рассматриваемой теме. Во многих из них представлены некоторые разработки ряда ведущих исследовательских и конструкторских институтов. Например, в 2015 году освещалась концепция ученых из технологического института Массачусетса. Считается, что плавучая АЭС (фото установки можно увидеть в статье) является одним из наиболее перспективных вариантов снабжения населенных пунктов, в которых недостаточно ресурсов прибрежной зоны. В концепции института сочетается две достаточно известные технологии. В частности рассматривается конструирование и глубоководной нефтяной платформы.

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. АО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла - плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) - это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. АО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

«Академик Ломоносов» будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. т. Длина судна составит 144 м, ширина - 30 м. Команда будет насчитывать 69 человек. Согласно проекту ПАТЭС будет лишена собственных двигателей: ее будет транспортировать буксир. Станция будет иметь два реактора. Мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 гигакалорий в час. Станция может также использоваться для опреснения воды. Она способна производить до 240 тыс. куб. м пресной воды в сутки.

Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.

Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

Первая в мире плавучая атомная электростанция, спроектированная так, чтобы устоять перед цунами и землетрясениями, подобно тем, что стали причиной катастрофы на Фукусиме (2011), будет открыта на российском Крайнем Севере — Чукотке и начнет производить электроэнергию в 2020 году.

«На данный момент платформа с двумя реакторами на борту проходит морские испытания в доке, которые завершатся к концу этого года или в 2017-ом», — рассказал EFE Георгий Тихомиров, профессор Московского Инженерно-физического института (МИФИ) (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — прим. ред. ).

Затем АЭС будет отбуксирована из Санкт-Петербурга в самый северный город России — Певек (Чукотка), который расположен в защищенной бухте, чтобы заменить собой обычную электростанцию.

«Строительство необходимой портовой инфраструктуры для установки плавучей АЭС началось в конце 2015 года. Прежде, чем установить опоры для платформы, необходимо подвести электролинию для передачи энергии в общую сеть», — объяснил он.

Первый киловатт в 2020 году

Профессор рассчитывает, что «к 2020 году плавучая АЭС произведет свой первый киловатт электроэнергии», называя этот срок «реальным» вне зависимости от колебаний в экономике.

Баржа, как которой установлены оба ядерных реактора имеет 144 метра в длину, 30 — в ширину и 6 метров осадки и водоизмещением 21 тысяча тонн. «Это все равно что круиз. Персонал будет проживать на платформе в условиях четырехзвездочного отеля, со всеми удобствами, ведь им придется провести в каютах целый год», — заметил Тихомиров.

Что касается реакторов (КЛТ-40C), каждый из них обладает мощностью 40 МВт, они могут работать одновременно и будут располагать запасом топлива для автономной работы в течение трех лет.

«Каждые три года производится перегрузка топлива, а каждые двенадцать проводится полное техобслуживание. Предполагается, что общий срок эксплуатации АЭС — 40 лет», — сообщает собеседник EFE.

На станции будет использоваться низкообогащенный уран, а отработанное топливо будет накапливаться на самой платформе. По словам российского физика, плавучая АЭС способна производить такое же количество электроэнергии, что и обычная.

Тихомиров считает, что устанавливаемые на платформе реакторы «абсолютно надежны», что доказывает их бесперебойная работа в течение многих лет на борту «по меньшей мере трех атомных ледоколов».

В случае цунами или землетрясения АЭС поднимут над уровнем моря. «Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — утверждает ученый.
Эксперт объяснил, что в случае опасности цунами или подземных толчков, что «маловероятно» в Арктике, «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена».

«Это сложное техническое решение, но оно гарантирует как безопасность, так и бесперебойную поставку электроэнергии», — сказал он.

После аварии на атомной электростанции Фукусима в Японии (2011 году) российские власти пообещали не размещать плавающие АЭС в зонах с высокой сейсмической активностью. По этой причине был исключен вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане.

Гринпис: бомба замедленного действия

«Гринпис», напротив, считает, что подобные станции являются настоящими «бомбами с часовым механизмом», поскольку на них накапливается большое количество урана, а, кроме того, «подарком для террористов», а значит для их охраны потребуется целый военный флот, что сделает проект чрезвычайно дорогостоящим.

В ответ на эти утверждения Тихомиров исключает возможную угрозу зхвата АЭС террористами, поскольку все современные атомные электростанции оснащены чрезвычайными мерами защиты, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.

«До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом», — напомнил ученый.

Помимо снабжения экологически чистой электроэнергией удаленных районов, плавучая АЭС способна вырабатывать тепло, что позволит отказаться от использования для этих целей угля, газа и нефти.

Исследование ресурсов российской Арктики

От успеха этого первого проекта будет зависеть, одобрит ли российское правительство строительство остальных запланированных плавучих АЭС — хотя «Росатом» уже подготовил документацию на 5-7 мобильных платформ для «исследования ресурсов российской Арктики».

«Преимуществом плавучей АЭС является то, что она может быть пришвартована практически в любом месте, где есть линия электропередачи», — отмечает Тихомиров.

Он полагает, что «если на арктическом шельфе будет найдена нефть, (…) наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».

«Почему? Да потому что обычная электростанция обойдется гораздо дороже», — уверяет профессор и добавляет, что таяние арктических льдов и открытие арктического морского пути в качестве альтернативы Суэцому каналу мгновенно повысит спрос на плавучие АЭС на рынке.

Тихомиров убежден, что такие установки могли бы стать «хорошим коммерческим продуктом», но считает «преждевременным» говорить об их экспорте, хотя такие страны, как Чили, Бразилия или Индонезия, уже выразили свою заинтересованность проектом, а Китай решил запустить свою версию плавучих АЭС.

США запустили в 1968 году плавучую АЭС (Surgis) в Панамском канале, которая была выведена из эксплуатации в 1976-ом по причине высоких затрат на ее содержание.