Проварка древесины. Благоустройство города, работы по деревуустройство свайных фундаментов и трубопроводов. Сушка древесины вывариванием в соли – как это работает

Обои

Подсчитано, что живое дерево вместе со стволом, ветвями, корнями, корой и листьями на 65-85% состоит из воды. Влага, доставляемая корнями из почвы, поддерживает жизнеспособность клеток растения. Но влага в природе нужна не только живому дереву, а и погибшему. Благодаря содержащейся в нем воде оно довольно быстро разрушается, превращаясь в естественное удобрение, необходимое живым растениям. Если бы этого не происходило, то многие леса земного шара были бы погребены под стволами и ветвями погибших деревьев.

Но вот древесина попадает в руки мастера-древодела, и содержащаяся в ней влага вместо положительной начинает играть отрицательную роль. Поверхность сырой древесины после точения, пиления и резания становится ворсистой и плохо поддается отделке. Ее очень трудно шлифовать, лаковые и красочные покрытия трескаются и осыпаются. После высыхания изде- 129 лие коробится и покрывается глубокими трещинами. Они возникают в древесине из-за неравномерного высыхания различных ее слоев - верхние высыхают и уменьшаются в объеме гораздо быстрее, чем внутренние.

Древесина растрескивается по сердцевинным лучам. На торце треснувшего бревна или кряжа хорошо видно, что в основном все трещины идут в радиальном направлении и лишь отдельные незначительные трещины могут располагаться на границе годичных слоев. Чем сильнее усыхает древесина, тем многочисленнее и глубже возникающие в ней трещины. Мягкая и легкая древесина усыхает обычно меньше, чем твердая, плотная и тяжелая. К тому же мягкая древесина высыхает значительно быстрее, чем твердая, меньше коробится и растрескивается. По степени усушки древесину различных деревьев можно разделить на три группы: малоусыхающие - ель, можжевельник, ива, кедр, тополь; сред-неусыхающие - вяз, груша, дуб, липа, ольха, осина, рябина и ясень; сильноусыхающие - береза, лиственница, яблоня, сирень и клен.

Еще в глубокой древности человек заметил, что древесина только после удаления влаги из легко разрушающегося сырья превращается в прочный и долговечный материал. Из него строили жилища, изготовляли орудия труда и различную хозяйственную утварь. Но как высушить древесину, чтобы в ней не образовывались трещины?

На протяжении многих веков разрабатывали народные мастера свои приемы сушки древесины, поражающие порой неожиданностью и остроумием. Деревья сушили прямо в лесу или во дворе под навесом, в отапливаемом помещении, в русской печке, в земле, стружках, в зерне, вываривали, вымачивали в воде... Применяя тот или иной способ сушки, мастера обязательно учитывали породу дерева, его строение, твердость, плотность и размеры заготовок. Подбирая подходящий материал для заготовок, они знали, что свилеватая древесина с перекрученными древесными слоями меньше подвергается растрескиванию, чем прямослойная. Им было известно, что участок ствола дерева, расположенный ближе к корню, так называемый комель, имеет более прочную древесину, меньше поддающуюся растрескиванию, чем вся остальная часть ствола. Древесное сырье сушили также с учетом условий, в которых будет находиться готовое изделие. Например, для столярных работ древесину сушили более тщательно, чем для строительных.

Влага, находящаяся в древесине только что срубленного дерева, делится на капиллярную, или свободную, и коллоидносвя-занную, или гигроскопическую. Гигроскопическая влага непосредственно входит в клетки древесины. Капиллярная влага, называемая народными мастерами «лесной влагой», заполняет межклеточное пространство и каналы древесины. В процессе сушки вначале удаляется капиллярная влага, а затем гигро-130 скопическая. В практике абсолютно сухая древесина не встречается.

В любой древесине содержится определенный процент влаги. Поэтому в деревообрабатывающем производстве при практическом определении степени влажности древесины принято указывать процентное содержание воды по отношению к 100 г условно абсолютно сухой древесины. Древесину только что срубленного дерева называют сырой. Она, как правило, имеет очень высокую степень влажности. Например, у ели и сосны она может доходить до 150%. Влажность около 200% имеет древесина, пролежавшая в воде. Ее называют мокрой. Древесину, содержащую 18-23% влаги, называют полусухой. Это значит, что на 100 г абсолютно сухой древесины приходится 18-23 г воды. А древесина, весившая в абсолютно сухом состоянии 100 г, будет весить при указанной влажности уже 118-123 г. Воздушносухая древесина имеет влажность 12-18%, а комнатносухая - 8-12%. Обычно для художественных и столярных работ применяется древесина, имеющая влажность 8-12%, а для плотницких - 12-18%. Например, стул или стол нужно делать из комнатносу-хой древесины, а резные наличники из воздушносухой.

Как же сушат древесину, каким образом ее из сырья превращают в чудесный солнечный материал?

Народные мастера заготавливали древесину на специально отведенных лесных участках, срубить дерево в лесу без разрешения считалось большим грехом и даже преступлением. Заго-

товку начинали поздней осенью, как только с деревьев упадет последний лист, и заканчивали с началом весеннего сокодвижения. В эту пору в стволах оцепеневших деревьев находится очень мало «лесной влаги». Поэтому они быстрее высыхают, меньше растрескиваются. Природа сама подсушивала древесину, а человек лишь досушивал ее одним из известных способов.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжевывали, то есть распиливали на бревна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает ее потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами 131 втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление ее при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окоренные и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землей настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.

Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно - от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушносухого состояния (12-18% влажности).


Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твердых пород, например яблони, клена, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях. В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую влажность (8-12%) и идет на столярные, токарные и резные работы. От трех суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере твердая древесина дуба, бука или вяза. Но и при камерной сушке появление трещин не исключено. Поэтому ученые постоянно ищут более совершенные и быстрые способы сушки древесины.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подается ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в па-132 ровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твердых пород.

Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами еще в далеком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.

Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, ее в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, ее закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.

Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали под, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи-в светло-шоколадный.

Вывариванием в пресной воде можно удалить «лесную влагу» из мягкой древесины липы, сосны, ольхи и других деревьев. Одновременно с освобождением от капиллярной влаги древеси-

на становится намного мягче, чем в высушенном состоянии. Учитывая это, мастера-древоделы вырезали ложки и уполовники из распаренной древесины сразу же после извлечения ее из горячей воды. М. Горький сравнивает распаренную древесину с маслом в «Рассказе о необыкновенном»: «...сидит старик на пеньке у костра, над костром в камнях котел кипит,- в котле чурбаки мякнут... Рукодельный старичок согнулся, ложки режет... Действует ножом быстро, стружка так и брызжет на коленки, на ноги ему. Чурбаки сырые, режутся легко, как масло, от ножа никакого скрипа нет. А в котле вода булькает».

Ложки и различная тонкостенная посуда, вырезанные из проваренной древесины, высыхает настолько быстро, что трещины не успевают появиться.

Вываривание древесины в соленой воде также предупреждает ее растрескивание. К тому же соль надежно защищает древесину от проникновения в нее гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долбленую посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твердой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху соленой водой из расчета 4-5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течение двух-трех часов, затем вынимают из соленой воды и сушат при комнатной температуре. 133

Вымачивание древесины в воде уменьшает появление трещин при последующей сушке. В воде, предохраняющей древесину свежесрубленного дерева от гниения, хранили бревна в течение сезона. Нередко на дно ручья или реки (необходимо, чтобы вода была проточной) погружали дубовые бревна. Чтобы они не всплыли, к ним привязывали груз. Видимо, вымачивать древесину перед сушкой надоумил древоделов черный мореный дуб, который они поднимали иногда со дна лесных рек и ручьев. Пролежавший в воде десятки, а то и сотни лет мореный дуб был твердым как камень, а при высыхании не покрывался трещинами.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твердой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном, хлопковом, древесном (оливковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

Сушка бревен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе.

Бревна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в бревнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала ее.

Старейший мастер музыкальных инструментов Рахимджан Ка-сымов рассказывал, что в недалеком прошлом мастера практиковали сушку древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытесывали вначале грубую заготовку. Затем ее зарывали в землю где-нибудь под навесом, чтобы даже редкий в Средней Азии дождь не мог увлажнить почвы. В земле дерево выдерживали несколько лет, но часто бывало достаточно всего одного года. Через определенный срок заготовку вырывали из земли и досушивали в помещении. Срок досушки определялся состоянием древесины, которое умели определять с большой точностью. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при легком постукивании по ней костяшкой пальцев, давали опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.

Мелкие заготовки твердой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путем в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.

Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою 134 очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на под печи. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдет сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнет через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна мастера определяют опытным путем. По мере высыхания древесины на участках, обращенных в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются художники-древоделы, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после про-топки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, ведра.

Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю «лес-

ную влагу». Подготовленную таким способом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не боясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоенное живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.

Зарывание древесины в стружки - широко известный и надежный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в нее дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Следует сказать еще об одном оригинальном способе сушки древесины - сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную 135 древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая ее грань прилегала к цементному полу.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить бревна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Бревна многих рубленых строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако все же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить бревна? Оказывается, трещины на бревнах все-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались глад-

кими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая бревна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твердую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высылает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по-старинному «четвертак»). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевского посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический прием, возникший из необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони - сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и темное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоев, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве

скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчеркивает форму и делает ее более выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около пяти сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и из внутренних слоев кряжа. Завершив работу над скульптурой, отверстия забивают деревянными пробками.

Старейший советский скульптор-анималист В. Ватагин в книге «Изображение животного» писал: «Я рублю свои скульптуры из дерева, не считаясь с тем, высохло оно или сырое. Сырое дерево гораздо легче режется, стамеска мягче врезывается в эластичный, сырой слой. Трещины все равно появятся, и тогда их необходимо будет заделать. Но в некоторых случаях при оформлении обрубка обнажаются внутренние слои, просушивание происходит равномернее и трещины не появляются или появляются в меньшем количестве». Как видим, скульптор сушил древесину одновременно с ее пластической обработкой.

Не исключено, что на законченной деревянной скульптуре, резном, долбленом или токарном изделии, выполненных из хорошо просушенной древесины, все же могут появиться одна-две трещины. Поэтому каждый мастер-древодел должен уметь искусно заделывать их. В основном трещины идут вдоль волокон, 137 постепенно сужаясь к сердцевине. Забив в трещину небольшой кусок замазки (можно пластилина или эглина), ее затем осторожно извлекают стекой или щепкой. Замазка приобретает форму трехгранной призмы. Чтобы она не прилипала к древесине, щель перед формовкой присыпают тальком или зубным порошком. Руководствуясь полученным слепком, мастер вырезает из дерева реечки с треугольным сечением. Их обычно называют петухами. Заготовленные рейки смазывают клеем и забивают в трещины. Мелкие трещины заделывают специальной шпаклевкой (в жидкий раствор столярного клея насыпают зубной порошок) . Шпаклевку подкрашивают сухими пигментами, гуашью или темперой под цвет древесины.

Вываривание в масле и олифе

Вываривание древесины в соленой воде также предупреждает ее растрескивание. К тому же соль надежно защищает древесину от проникновения в нее гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долбленую посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твердой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху соленой водой из расчета 4-5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течение двух-трех часов, затем вынимают из соленой воды и сушат при комнатной температуре. 133

Вымачивание древесины в воде уменьшает появление трещин при последующей сушке. В воде, предохраняющей древесину свежесрубленного дерева от гниения, хранили бревна в течение сезона. Нередко на дно ручья или реки (необходимо, чтобы вода была проточной) погружали дубовые бревна. Чтобы они не всплыли, к ним привязывали груз. Видимо, вымачивать древесину перед сушкой надоумил древоделов черный мореный дуб, который они поднимали иногда со дна лесных рек и ручьев. Пролежавший в воде десятки, а то и сотни лет мореный дуб был твердым как камень, а при высыхании не покрывался трещинами.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твердой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном, хлопковом, древесном (оливковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

Сушка бревен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе.

Бревна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в бревнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала ее.

Сушка дерева

Живое дерево имеет пористую структуру. Поры заполнены влагой - соками, питающими дерево. Поэтому, использовав свежую древесину для изготовления рукояти ножа, мы рискуем следующим -

1.Влага начинает испаряться, причем - неравномерно, из-за неоднородности строения древесины, что может привести к образованию трещин.

2.При сушке дерево дает «усадку», то есть - теряет объем, как результат - имеем щели между частями рукояти.

Поэтому любое свежее дерево необходимо просушить.

В промышленности для сушки древесины используются специальные сушильные камеры. Нам объемы не нужны, да и камеры, как правило, недоступны. Поэтому - будем говорить о способах, которые под силу рядовому городскому жителю.

Начнем с самого простого - естественная сушка. Лучше сушить дерево в «чурбачках» - обрезках стволов. Кору можно оставить, а торцы, обстучав молотком, для придания срезам плотности, и - замазать. Тут уже от фантазии зависит - можно применять смолу, деготь, масла, вплоть до машинного, масляную краску и даже пластилин. Подготовленные «дрова» сначала надо сушить в сухом, неотапливаемом помещении, желательно, с стабильной температурой, например - подпол на даче, подвал. Позже, примерно через пол - года, можно переместить в помещение с более высокой температурой. Если сразу поместить «чурбачки» в высокую температуру - на чердак летом, например - растрескивание почти неминуемо.

Следует учитывать и породу дерева - . Береза, ольха при естественной сушке не дают трещин. Граб, бук, ясень, клен, сирень при высыхании сильно растрескиваются. То же свойственно и плодовым деревьям.

Проще с капами, сувелями. В начале лета я спелил два некрупных березовых капа, и, вместе с обрезками веток забросил в машину. У меня универсал, поэтому места много. Провозил их все лето, как результат - хорошо просушенные деревяшки J

Но, это экстремальный способ J Обычно процесс занимает год - два.

Однако, процесс сушки можно ускорить. И даже несколькими способами.

Сушка в газетах.

Заготовки небольших размеров можно сушить дома, в целлофановом пакете. Заготовку нужно завернуть в сухую газету, поместить в пакет, плотно завязать и положить в теплое место - на батарею центрального отопления, на солнцепек. Через некоторое время - 6-8 часов, надо достать газету (она окажется чуть влажной), и, заменить на сухую. Эту операцию следует повторять до полного высушивания древесины. О точном времени процесса говорить сложно - оно зависит от размера куска дерева, от его начальной влажности, от температуры сушки.

Не следует торопиться - да, вкладывая в пакет большее количество газет, мы ускорим сушку. Но - слишком быстрое «обезвоживание» слоев дерева может привести к разрыву волокон - к трещинам.

По той же причине надо контролировать герметичное закрытие пакета. Влага, в умеренных количествах, должна впитываться в газету, а не испаряться неконтролируемо.

Выварка в масле.

Небольшие куски древесины можно выварить в масле. Масло можно использовать льняное, хлопковое, тунговое. Этот способ издавна применялся при изготовлении деревянной посуды. В процессе варки масло вытесняет из древесины воздух и воду, что предохраняет изделие от растрескивания. И в этом случае торопиться не следует - нагрев при варке должен быть допустимо минимальным. В противном случае можно получить ужарившиеся «шкварки» J Я через это прошел, так что не стоит повторять чужие ошибки. Процесс длится около 6-8 часов, в зависимости от размера заготовки.

Парафинирование.

Куски дерева погружают в растопленный парафин. При температуре 40С выдерживают несколько часов. Потом достают, и несколько дней досушивают при комнатной температуре. Подготовленное таким способом дерево пропитывается парафином, что выделяет его структуру и, слегка тонирует.

Выпаривание/вываривание.

Влага в живом дереве - это не просто вода, а растворы различных солей и веществ.

Мастера по дереву давно заметили, что, удалить эти растворы из древесины, намного сложнее, чем обычную воду. На этом и основаны следующие способы сушки.

1.

Этот способ применялся с давних времен. Из оборудования понадобятся большой чугунок и… русская печь J С вечера в чугун укладываются куски дерева - так, чтобы между ними оставалось пространство для свободной циркуляции воздуха. На дно наливается немного воды, чугун плотно закрывается и ставится в печь - хорошо протопленную и освобожденную от углей. Печь закрывается.

Утром дерево можно достать, и досушивать при комнатной температуре.

2.

Издавна применялся и способ вываривания. То есть, куски дерева просто варились в воде, иногда, с добавлением опилок того - же дерева. Задача - заместить растворы и соки живого дерева на воду - а воду испарить уже значительно легче.

Пименялся и способ вываривания с солью

Этот способ очень хорошо описал Serjant на фо руме Guns.ru -

"1. Срезаем кап, сувель.

2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки
образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев
бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по
той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно
делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но
прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую - всё равно закипит. В кастрюльку можно
накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём девесины.

3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет??? А? ;). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд.
Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую.
Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше.
И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут
сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят
текстуру.

5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не
выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки
образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

7. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому
времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! используйте перчатки!

9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево "привыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его
можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут образоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
припуск на их удаление в последующей обработке.

11. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, делаем ножик. Как это делается найдёте сами, не маленькие;) В любом поисковике набьёте ""как сделать нож"" и будет вам счастье. Пропитывать сувель и кап желательно маслом и если есть желание то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявиться вся внутренняя красота. "

После всех этих вывариваний - запариваний можно просушить дерево и просто на шкафу, а можно комбинировать с способом «сушка в газетах»

В этой статье хочу рассказать о способе заготовки дерева, который подходит как для резчиков–скульпторов, так и для деревянщиков других профессий.

В нашем Клубе немало тех, кто начинает свой путь в резном творчестве, и перед ними закономерно встаёт вопрос подготовки и выбора материала. Особенно проблематичным является подготовка древесины твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев с наименьшими потерями объёма материала, количеством трещин и одновременным сокращением продолжительности сушки заготовок, не прибегая к использованию специального оборудования и малодоступной техники. Рецепт, передающийся из поколения в поколение, сравнительно доступен каждому, предназначен для всех лиственных пород дерева, его можно реализовать без особых затрат и приспособлений.

1. Заготовка материала

Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе - с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки - кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.

2. Вываривание заготовок

Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.

Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.

Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.

3. Предварительное удаление жидкости

Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).

4. Проветривание–завяливание

На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.

Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.

Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.

5. Если нет под рукой влагомера

На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.

Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.

Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.

Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ - даже до 25%.