Представляемое вашему вниманию методическое пособие для учителя создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента. Оно содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения к заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Также в пособии приведен детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих их готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности.
Настоящий сборник программ по информатике для 5-7 и 7-9 классов предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике.
Скачать и читать Информатика, 5-6 класс, 7-9 класс, Программа для основной школы, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2013Информатика, 5 класс, Разработка урока, Челбасова Л.Г., 2005
Цели
Образовательные:
1. Дать определение «пиксель».
2. Научить увеличивать и уменьшать масштаб рисунка.
3. Научить создавать рисунок из пикселей.
Развивающие:
1. Развитие познавательного интереса;
2. Развитие внимания;
3. Формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний; воспитательные:
1. Патриотическое воспитание;
2. Воспитание трудолюбия;
3. Привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
Сборник содержит два варианта учебной программы по информатике и ИКТ для базового и углубленного уровней изучения информатики в 8–9 классах (УМК Босовой Л. Л., Босовой А. Ю.). Приведены варианты поурочных планирований для каждого класса.
Для учителей информатики, методистов, завучей.
Пособие содержит методические рекомендации по организации обучения на базе УМК по информатике для 5-7 классов (автор Л.Л. Босова, издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний"). Приведена примерная учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса, один из вариантов планирования с поурочными разработками, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебнике и рабочей тетради для 5 класса. В книгу включены несколько подробных разработок уроков, авторами которых являются учителя из разных регионов России. Для учителей информатики и методистов.
Скачать и читать Информатика и ИКТ, 5 класс, Поурочные разработки, Босова Л.Л., 2012Пособие содержит универсальные поурочные разработки по курсу информатики для 11 класса (базовый уровень), кроме того, в нем рассматриваются общие подходы к обучению в школе с использованием разных учебно-методических комплексов и внедрением профильного обучения.
Скачать и читать Информатика, 11 класс, Поурочное планирование, 136 часов, Поляков К.Ю., Шестаков А.П., Еремин Е.А., 2011Пособие содержит универсальные поурочные разработки по курсу информатики для 10 класса (базовый уровень), кроме того, в нем рассматриваются общие подходы к обучению в школе с использованием разных учебно-методических комплексов и внедрением профильного обучения.
Скачать и читать Информатика, 10 класс, Поурочное планирование, 140 часов, Поляков К.Ю., Шестаков А.П., Еремин Е.А., 2010Пособие содержит универсальные поурочные разработки по курсу информатики для 10-11 классов (базовый уровень), кроме того, в нем рассматриваются общие подходы к обучению в школе с использованием разных учебно-методических комплексов и внедрением профильного обучения. Издание поможет учителю качественно подготовиться к учебным занятиям: подобрать теоретический материал, а также материал и задания для практических занятий. В качестве проверочных работ предложены варианты тестов, основная цель которых - отработка теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере. Пособие автономно и универсально, может быть использовано учителями, работающими по любым учебникам информатики для 10-11 классов: С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной (М.: Бином. Лаборатория знаний); Н.Д. Угриновича (М.: Бином. Лаборатория знаний); И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер (М.: Бином. Лаборатория знаний) и др.
Скачать и читать Информатика, 10-11 класс, Поурочные планы по учебникам Семакина И.Г., Угриновича Н.Д., 2009«___» ___________2010г.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс ____10____.
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы 68
3. Н. В.Макарова. Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция). Питер 2007 г.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
.и спользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
Автоматизации коммуникационной деятельности.
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Темы 1.1. Роль информации в жизни человека.
Понятие информации. Понятие данных. измерения информации. Свойства информации. Понятие выборки данных.
Учащиеся должны знать:
· понятие информации;
· отличие информации от данных;
· свойства информации;
· понятие выборки данных.
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры из окружающей среды для иллюстрации свойств информации;
· определять объем информации в сообщении;
· иллюстрировать основные свойства информации.
Темы 1.2. Информационный процесс.
Понятие информационных процессов. Примеры информационных процессов.
Учащиеся должны знать:
· понятие информационного процесса;
· как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах.
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей среды;
· проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.
Тема 1.3. Информационная модель объекта
Понятие модели. Представление информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.
Учащиеся должны знать:
· понятие информационной модели;
· отличие замкнутой информационной модели от разомкнутой;
· назначение типовых моделей.
Учащиеся должны уметь:
· формулировать цель при создании модели любого типа;
· разрабатывать информационную любого объекта;
· представлять информационную модель в табличной форме.
Тема 1.4 Информационный объект.
Объект и его свойства. Понятие информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные действия с ними на примерах.
Учащиеся должны знать:
· понятие информационного объекта;
· в чем состоит отличие информационной технологии от материальной;
· в чем состоит отличие информационной технологии от информационной системы.
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни;
· приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.
Учащиеся должны знать:
· типы систем счисления, используемых в компьютере;
· правила перевода чисел, используемых в компьютере, и наоборот;
· форматы представления в компьютере текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны уметь:
· форматировать текст
· изменять начертания шрифта;
· форматировать абзацы;
· технологию работы со структурными объектами текстового документа.
Учащиеся должны уметь:
· изменять установки параметров страницы;
· разбивать текстовый документ на страницы и разделы;
· применять стили для форматирования текста;
· оформлять заголовки и подзаголовки в соответствии с правилами;
· создавать и редактировать колонтитулы;
· оформлять страницу как в журнале.
Раздел 3. Информационно – коммуникационные технологии работы в компьютерной сети.
Тема 3.1. Разновидности компьютерных сетей.
Понятие компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей. Их устройство и назначение. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии.
Учащиеся должны знать:
· назначение и типовой состав компьютерных сетей;
· классификацию компьютерных сетей;
· понятие сетевой и информационно-коммуникационной технологий и их различия.
Учащиеся должны уметь:
· рассказать о различиях между сервером и рабочей станцией;
· дать характеристику локальной, корпоративной и глобальной сетей.
Тема 3.2. Возможности глобальной сети Интернет
Тема 3.7. Информационная безопасность сетевой технологии работы.
Понятие информационной безопасности при работе в компьютерной сети. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). информации интернет-ресурсов.
Учащиеся должны знать:
Программа и тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы.
Размер файла: 34.61 Kb1.
Лаборатория предназначена для решения двух типов задач на взвешивание: разработка алгоритма поиска среди однотипных объектов одного, отличающегося по весу от остальных (Start-Lab-Scales.exe); поиск методом последовательных взвешиваний среди однотипных объектов одного, отличающегося по весу (искомый объект назначается программой случайным образом) (Start-Lab-Scales2.exe). Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив, задачи загружаются из папки Материалы к урокам.
2.
В этой виртуальной лаборатории решаются задачи на создание последовательности перемещения объектов между контейнерами. Предусмотрены следующие виды: - Перекладывание разноцветных шариков между пробирками - Перекладывание шариков разного размера меж-ду пробирками - Перекладывание колец между стержнями. Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив. Файлы запуска лаборатории (три варианта) - Start-Lab-Balls.exe (Цветные шарики1), Start-Lab-Balls2.exe (Цветные шарики2), Start-Lab-Rings.exe (Цветные кольца). Задачи загружаются из папки Материалы к урокам.
3.
Виртуальная лаборатория "Переливания" предназначена для решения задач, основанных на модели переливания (или пересыпания) содержимого между сосудами заданной емкости. При решении задач возможны также "источник" жидкости и "сток" - т.е. сосуды неограниченной емкости, из которых можно наполнять "рабочие" емкости или выливать из них содержимое. Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив. Файл запуска лаборатории - Start-Lab-Vessels.exe, задачи загружаются из папки Материалы к урокам
4.
В этой виртуальной лаборатории моделируются ситуации переправы нескольких персонажей на одном пароме в рамках некоторых действующих ограничений. Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив. Файл запуска лаборатории - Start-Lab-Animals.exe, задачи загружаются из папки Материалы к урокам
5.
В этой лаборатории целью работы является последовательность перевозок, обеспечивающая нужную последовательность на другой стороне. Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив. Файл запуска лаборатории - Start-Lab-Cars.exe, задачи загружаются из папки Материалы к урокам
6.
Данная лаборатория предназначена для решения задач на определение математических операций, совершаемых над числами. Модель основана на понятии "черный ящик" - устройство, которое имеет несколько входов и один выход и формула работы которого неизвестна. Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив. Файл запуска лаборатории - Start-Lab-BlackBox.exe, задачи загружаются из папки Материалы к урокам
Учебно-методический комплекс (УМК)
- это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.
Минимальный список официальных документов, которые необходимо знать каждому учителю, составляют:
На основе этих документов, с учетом имеющихся в конкретной школе учебников и материально-технического обеспечения, учителем разрабатывается рабочая программа и календарно-тематическое планирование по преподаваемому предмету.
Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Каждый стандарт включает 3 вида требований :
первого поколения (2004 г.) по информатике и информационным технологиям
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.)
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий
Порядок формирования федерального перечня учебников
Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения .
Элементы структуры Рабочей программы (носит примерный рекомендательный характер ):
Нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 01.05.2019 г.)
Программы по информатике
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Класс |
Издательство |
Скачать |
||
Бененсон Е.П.,Паутова А.Г. | 2 - 4 классы | Примерная рабочая программа (купить) | ||
Горячев А.В., Волкова Т.О., Суворова Н.И. | 2 - 4 классы | ООО "Баласс" | ||
Матвеева Н.В., Цветкова М. С. | 2 - 4 классы | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) | |
Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С. | 3 - 4 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
Нателаури Н.К. | 2 - 4 классы | Издательство "Академкнига/Учебник" | 2013 г. | программа курса (скачать pdf: сайт garmoniya.a21vek.ru) |
Аверкин Ю. А., Павлов Д.И. | 2 - 4 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
Плаксин М.А. и др. | 2 - 4 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | Примерная рабочая программа (скачать doc: сайт lbz.ru) (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
|
Рудченко Т.А., Семенов А.Л. | 1 - 4 классы | Сборник программ (скачать pdf: сайт prosv.ru) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в условиях реализации ФГОС начального общего образования «Я УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Класс |
Издательство |
Скачать |
||
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. | 5 - 6 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. | 5 - 6 классы | АО "Издательство "Просвещение" | ||
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. | 7 - 9 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. | 7 - 9 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
Семакин И.Г., Цветкова М.С. |
7 - 9 классы | ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" | 2016 г. | Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru) |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, углубленных, элективных . Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.
Класс
Уровень
Издательство
Скачать
базовый
уровень базовый и углубленный
уровни базовый
уровень базовый и углубленный
уровни базовый
уровень базовый
уровень углубленный
уровень углубленный
уровень
Босова Л.Л.,Босова А.Ю.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семакин И.Г.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Гейн А.Г., Гейн А.А., Юнерман Н.А.
10 - 11 классы
АО "Издательство "Просвещение"
Рабочие программы
(скачать с сайта prosv.ru)
Под ред. Макаровой Н.В.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Угринович Н.Д., Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Калинин И.А., Самылкина Н.Н.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семакин И.Г.
10 - 11 классы
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
2016 г.
Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Элективные
курсы
связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Предлагается несколько вариантов возможных профилей. Но эти варианты примерные и носят рекомендательный характер . Их не надо воспринимать как единственно возможные для использования на практике. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Школа самостоятельно определяется с выбором профиля. Это может быть один или несколько профилей для варианта межшкольной профилизации или работа по индивидуальным учебным планам внутри образовательного учреждения или при сетевом взаимодействии нескольких учреждений.
Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля , если в этом есть необходимость.
Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в рамках различных профилей.
Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно , следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.
В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно . Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.
В индустриально-технологическом профиле можно рекомендовать достаточно широкий набор элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет :
Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно . Таким образом формируются стабильные ИКТ - компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.
В биолого-географическом профиле познавательных интересов школьников:
В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.
В социально-гуманитарном профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
В филологическом профиле могут быть представлены следующие элективные курсы по информатике, углубляющих базовый предмет :