Факультет психологии
Кафедра общей и экспериментальной психологии
Курсовая работа
На тему: «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)»
Москва 2010
Введение
Глава 1 Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Глава 2 Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Глава 3 Формирование личностных качеств в бихевиоризме
Глава 4 Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли
Глава 5 Личностные качества в гуманистическом направлении психологии
Глава 6 Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время психология не может однозначно ответить на вопрос: что представляет собой личность? Несмотря на то, что понятие личности является основополагающим для множества известных направлений психологии, единого понимания его не разработано до настоящего времени. Темой курсовой работы выбрано «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются и откуда берутся личностные качества, позволит нам в некоторой степени понять саму природу личности. Данная проблема является актуальной для всей мировой психологии, и до тех пор, пока не существует единого мнения о том, что есть личность, и что ее определяет, психологическая наука будет разрозненной. В данной курсовой работе мы не ставим задачу разработки единого подхода к пониманию личности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств, а также многосторонне раскрытие понятия личностных качеств, опираясь на различные теории.
В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается с различными личностными проявлениями. Даже работа практического психолога, как и любая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личности субъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент по различным источникам существует более сотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщения различных подходов для раскрытия понятия личности.
Глава 1. Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в которой выделяется три компонента личности: я, сверх-я и оно (ego,super ego, id). «Оно» включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые являются полностью бессознательными. «Я» отвечает за принятие решений. «Сверх-Я» представляет собой систему ценностей и моральных норм. Анализируя развитие личности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностные качества формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этом возрастном периоде личность человека проходит несколько стадий своего развития, после чего, по словам Фрейда, основа личности уже не поддается каким-либо изменениям. В психоанализе говорится о том, что характер стадии развития определяется тем, каким образом находит выход жизненная энергия «либидо». Т.е. на каждой психосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой способ выражения. В критические моменты жизненная энергия ищет выход, тем способом, который присущ соответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникает какая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какой психосексуальной стадии находится ребенок. В зависимости от того, как удовлетворяется данная потребность, и удовлетворяется ли она вообще, могут происходить различные изменения личности. Мы можем говорить о том, что именно в эти моменты формируются личностные качества.
Например, возьмем первую психосексуальную стадию – оральную. Зоной сосредоточения «либидо» на данной стадии является рот, в следствии чего у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, т.е. сосание, кусание, жевание и т.п. Если данные потребности будут удовлетворяться недостаточно, то это, согласно теории Фрейда, приведет к фиксации на оральной стадии, что будет выражаться в дальнейшем в поведении человека, которое будет определяться личностными качествами. Если же, данные потребности будут удовлетворяться чрезмерно, то в таком случае, тоже возникнет фиксация на оральной стадии, но другого рода, что также вызовет формирование определенных качеств личности, и определенного поведения.
В процессе прохождения всех стадий развития, к пяти годам у ребенка уже будет сформированная система личностных качеств, которые в дальнейшем приобретут более детализированный характер.
Таким образом, можно сказать, что личностные качества человека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов, возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяются характером выхода жизненной энергии «либидо».
Проводя сравнение концепции стадий психосексуального развития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство, которое заключается в том, что согласно В.Д. Шадрикову, удовлетворение или не удовлетворение потребностей ребенка взывает положительные или отрицательные эмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и переживаний, у человека закрепляются те или иные мотивации, в результате удовлетворения или не удовлетворения потребностей. Закрепленные мотивации определяют в дальнейшем личностные качества человека.
Далее обратимся к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным положением данной теории является суждение о том, что человек представляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой степени, и в последствии страдает именно тот орган, который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит к возникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человека в дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку еще одним принципом концепции Адлера является стремление личности к совершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Согласно данной теории, с рождения все люди обладают одинаковым набором способностей, но развитыми в различной степени, можно предположить, что те способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрасте до пяти лет.
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. То есть, стиль жизни является выражением способов преодоления чувства неполноценности или выражением его личностных качеств. В дальнейшем Адлер сформулировал несколько личностных типов, которые являются обобщением личностных качеств человека.
Таким образом, мы можем говорить о том, что личностные качества, согласно теории А. Адлера происходят из закрепленных способов преодоления чувства неполноценности. Также стоит сказать о том, что, по мнению Адлера, то, какие способы преодоления чувства неполноценности закрепляются, зависит еще и от степени опеки со стороны родителей.
Следующим подходом, который мы рассмотрим, является аналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, рассмотренных ранее, в аналитической психологии считается, что личность развивается в течение всей жизни человека. Личностные качества в теории Юнга определяются многими характеристиками, в частности, эго – направленностью и ведущими психологическими функциями. Также на личностные качества, в данной концепции, оказывают влияние бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминания человека. В процессе своего развития личность накапливает опыт, на основе которого формируется эго-направленность, и некоторые психологические функции выходят на передний план. Сочетанием эго-направленности и ведущих психологических функций, которых по Юнгу четыре: мышление, ощущение, чувство и интуиция, определяются личностные качества, проявляющиеся у человека, примеры которых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно говорить, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются как накопленным опытом, так и содержанием бессознательного.
Подводя итог анализа происхождения личностных качеств в психодинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие положения. Источником энергии, которая необходима для формирования личностных качеств является содержание бессознательного. В зависимости от того, каким образом эта энергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем детстве, а также социум в последствии.
Глава 2. Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума, есть личность. Согласно Олпорту, личность представляет собой динамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление. С точки зрения данного подхода, не существует двух совершенно одинаковых людей, то есть, каждый человек представляет собой индивидуальность.
В своей концепции Олпорт разрабатывает понятие психологической черты. Он определяет личностную черту как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Можно сказать, что личностная черта – «это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.» Я думаю, что мы можем поставить знак равенства между личностной чертой и личностным качеством в теории Олпорта..
Олпорт выделяет общие и индивидуальные личностные черты. Общие личностные черты присущи всем людям, но выражены в разной степени. Индивидуальные черты присущи только конкретному человеку. По словам Олпорта, для адекватного описания личности человека необходимо рассматривать как общие, так и индивидуальные личностные черты. В последствии Олпорт назвал индивидуальные личностные черты индивидуальными диспозициями личности, так как такой вариант терминологии не вызывал путаницы между понятиями. Индивидуальные диспозиции, в свою очередь, разделялись Олпортом на кардинальные, центральные и вторичные, в зависимости от степени влияния на поведение человека. То есть от степени обобщенности и выраженности. Стоит отметить, что Олпорт не считал личность совокупностью индивидуальных диспозиций, не сводил её к набору черт. Все поведение человека и организация личности подвержено влиянию центрального, структурирующего и определяющего закона функционирования личности, который Олпорт называл проприум.
Формирование качеств личности - системные воспитательные воздействия, приводящие к нужному устойчивому поведению. Практически то же самое, что воспитание качеств личности. Например, воспитание ответственности , воспитание самостоятельности, воспитание взрослости ...
Нужно учесть, что, начиная с 80-х годов ХХ века в Советском Союзе и далее в России слово "формирование" попало, по сути, в список запретных слов как в педагогике, так и в психологии. "Формирование" стало считаться жестко привязанным к "субъект-объектному" подходу, исключающему внутреннюю активность личности, и поэтому подходом недопустимым. Разрешено и рекомендовано говорить о "развитии качеств личности", поскольку это более отражает "субъект-субъектный" подход, а именно предположение, что ребенок всегда сотрудничает со взрослым в деле своего роста и развития.
Дети и взрослые начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого:
Учить, давать образцы, поддерживать. Особое внимание - возрасту максимальной восприимчивости.
Для этого человек (ребенок) должен быть вовлечен в жизнь и дела, где происходит именно такое поведение. Иногда это может быть обеспечено психологическими методами, иногда - административными. Лучше, если это обеспечивается мягкими и гибкими методами, но по необходимости методы могут быть и силовыми, жесткими.
Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется.
Образцы и внушения
Образцы и внушения
Инициация
Общественное мнение и дрессировка
Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:
Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.
Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.
Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.
Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.
Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.
Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.
Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:
Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:
Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:
Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
Разновидности характера:
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:
Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.
Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.
Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.
Они проявляются в виде:
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на
На самом деле не существует такой вещи, как универсально положительный тип личности. У каждого человека свои вкусы и предпочтения. Главное, стремиться к построению личности, которая принесет вам гордость и уверенность в себе. Вам нужно обрести характер, который будет привлекать интересные вам типы людей. Для развития личностных качеств, так же, как и для внесения серьезных изменений в образ жизни, потребуется приложить много времени и упорства. Со временем вам нужно будет сформировать новые убеждения и приводить их в действие до тех пор, пока они не превратятся в привычки.
Оставайтесь счастливым и беззаботным. Старайтесь наслаждаться жизнью. Смейтесь с другими, но не над ними. Все мы ценим веселых и жизнерадостных людей. Улыбка и смех являются значительным элементом хорошей личности.
Задавайте вопросы. Любознательность - это часть заботы о других людях, что, в свою очередь, делает нас более интересными людьми в глазах окружающих. Постарайтесь выяснить, что нравится другим людям и что важно для них. Вы многому научитесь и поможете им ощутить свою значимость.
Сохраняйте верность. Не предавайте близких людей. Ваши любимые будут ценить вас все больше и больше, если вы будете им верны. Не бросайте дорогих вам людей, что бы ни случилось. У вас получится преодолеть тяжелый этап отношений, если вы останетесь верны человеку.
Предлагайте поддержку и наставничество. Не пытайтесь вести себя так, будто вы все знаете, но всегда старайтесь протянуть руку помощи людям, когда это возможно. Это может быть нечто незначительное, например, помощь другу с переездом, или более основательная поддержка, например, наставничество по жизни. Предложите все свои познания, но не пытайтесь давить. Уважайте решения и мнения других людей.
Думайте в положительном ключе как о себе, так и о других. Мысли, которые приходят нам в голову, вскоре превращаются в слова, которые мы говорим, и в действия, которые мы совершаем. Наличие позитивного мышления о себе дает нам уверенность и самоуважение (а это ключевые признаки любой положительной личности). Как только вы лучше осознаете свои мысли, вы сможете легко направлять их в правильное русло при помощи позитивного мышления.
Проявляйте свою истинную натуру. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с возможностями выразить свою личность. Используйте их! Не пытайтесь следовать за толпой. Быть хорошей личностью - не значит быть как все. Например, когда вы беседуете с компанией людей или отдельным человеком, старайтесь не просто постоянно соглашаться со всем, что они говорят. Вставляйте в разговор реплики, выражающие ваше собственное мнение, и истории в уважительной и увлекательной форме.
Сосредоточьтесь на достоинствах своей личности. Легко корить себя за те черты, над которыми следует поработать. Старайтесь избегать этого. Обратите внимание на те качества, которые, по вашему мнению, привлекают других людей, и старайтесь их продемонстрировать.
Посвятите себя работе над теми чертами характера, которые вам не нравятся. Возможно, вам кажется, что вы слишком много говорите о себе или слишком быстро теряете терпение. Важно осознавать эти вещи, но не стоит ненавидеть себя за это. Старайтесь обращать внимание на свое поведение. В следующий раз, когда вы начнете действовать нетерпеливо, поймайте себя на этом и постарайтесь иначе отреагировать на ситуацию.
Обращайте внимание на качества людей, которыми восхищаетесь. Это могут быть люди, которых вы знаете лично, люди из истории вашей семьи, о которых вы много слышали, или известные личности, которых вы уважаете. Изучите, что они думают о мире и о себе, и попробуйте принять схожие убеждения.
Постарайтесь понять, кто вы есть. Загляните глубоко внутрь себя и подумайте, кем вы являетесь. Это одна из самых сложных вещей, но она тоже очень важна. Попытайтесь разобраться в разнице между своими поступками и своей реальной личностью.
Решите, что для вас важно. Помните - если вы даже не уверены, кем вы являетесь на самом деле, выяснить, что для вас важно, будет гораздо труднее. Не навешивайте ярлык «важного» на что-либо, только потому, что другие люди сказали вам, что это важно. Выясните, к чему действительно лежит ваше сердце.
Развивайте свои увлечения. Наличие хобби - это важный элемент положительной личности. Вам следует быть всесторонне развитым человеком, а не ходячим клише. Попробуйте погрузиться в то, чем вам нравится заниматься. Вам даже необязательно преуспевать в этом деле, оно просто должно вас сильно увлекать.
Именно эффективность развития Личности – во многом определяет Всё, чего человек способен достичь в своей Жизни! Посудите сами, если человек непрерывно совершенствуется, если постоянно растёт его сила разума, духа, воли, чувств, то для него, рано или поздно, будет достижима абсолютно любая вершина. Потому что он своим развитием, когда-то станет соответствовать ей.
Не может достичь того, чему он не соответствует по своему уровню: по знаниям, по силе, по своим личным качествам, по масштабности мышления, по развитым талантам и навыкам и т.д. Например , обычный продавец-исполнитель, который обучен только хорошо считать и обслуживать покупателей – сразу не сможет руководить магазином, эффективно организовывать процесс, управлять людьми, вести договора и мн.др. Ему для этого нужно вырасти, и вырасти, прежде всего, как личность, как лидер! А рост – это рост личных качеств и талантов человека, его знаний и способностей. Для руководства магазином (управления бизнесом) нужны организаторские таланты и качества, навыки влияния на людей и управления ими, умение держать в голове и вести множество дел и процессов одновременно. Одним словом, нужно знать и уметь на много больше, чем знает и умеет обычный продавец, даже самый лучший продавец.
Другими словами , обычному продавцу, чтобы стать владельцем магазина – нужно стать другим человеком, иной, более сильной и развитой личностью, с намного бо льшим набором качеств и способностей, и иным взглядом на жизнь! И это будет уже птица совершенно другого полёта (другой уровень)!
Если вы хотите достичь какую-то очень высокую цель (например, стать Президентом или Миллиардером) – вам нужно вырасти до уровня этой цели! То есть, этой цели достигнет уже другой по своей силе человек, кем вы станете в процессе своего развития!
Как быстро вы сможете достичь своей заветной Цели? Зависит от того, на сколько быстро вы развиваетесь как ! А от чего, от каких качеств зависит скорость вашего развития? Есть первоочередные качества определяющие рост человека, а соответственно и его успешность по жизни! Мы рассмотрим их в ниже приведённой статье, которая была взята из открытых источников Интернета.
Несмотря на то, что для подготовки спортсменов применяются последние достижения науки и техники, они все же не способны показать результаты, доступные представителям эзотерических систем (например, Шри Чинмой одной рукой поднимает две тонны). Принципиальными отличиями подготовки последних являются: целенаправленное формирование личных качеств, использование энергетических техник (самовнушение, медитация) в неразрывной связи с философской подготовкой, то есть с развитием мышления, что и рассматривается в данной статье.
1. Привычное мышление
Основой привычного мышления, свойственного большей части людей, является слабость (неспособность к чему-либо) в ее различных проявлениях и отсутствие стремления от этой слабости избавиться. Держится она, в первую очередь, на трех «китах»: безответственности, неадекватной самооценке и закрытости к познанию, которые нам передают сначала родители, затем улица, школа и т.д. в соответствии с действующими в обществе стереотипами.
Попробуем изучить этих «китов» подробнее
– соответствует неспособности или нежеланию человека отвечать, прежде всего, за свои проявления (эмоции, состояния, способности и т.п.), судьбу и происходящие события. Она задается пассивным отношением к жизни, чему наше общество весьма способствует незнанием или непониманием духовных и социальных законов, техник самоизменения и, в конечном итоге, блокирует одну из основных составляющих сознания человека – его волю.
Неадекватная самооценка – чаще всего задается неправильным воспитанием или отношением других, что может или подорвать веру человека в себя (тип «Ничтожество» – «У меня ничего не получится») или наоборот, поставить его выше окружающих (тип «Гордыня» – «Я всегда прав, Я совершенен»). В обоих случаях у человека формируется искаженное восприятие себя и реакций на себя окружающего мира, что соответствует блокировке второй основной составляющей сознания – духовности.
Закрытость к познанию – соответствует неспособности или нежеланию человека думать над тем, что может изменить его внутренний мир (представления, качества и т.д.), даже если эти представления и качества заставляют его страдать, деградировать и лишают желаемого. В основе этого чаще всего лежит догматизм (должно быть только так) и система мотивации, обвиняющая людей и мир в «несовершенстве» (несоответствию представлениям), что блокирует последнюю составляющую сознания – интеллект.
Если у человека хотя бы одно из этих качеств отсутствует, то у него есть шанс стать на путь развития. Как правило, это происходит с помощью , ее воздействия на незаблокированную часть сознания: постановка в ситуацию выживания (активизация воли, например, П.Брег), вход в тупик развития (активизация , переоценка себя и своей жизни), столкновение с непознанным (включение интеллекта). Одновременное же присутствие у человека всех указанных качеств практически полностью лишают его возможности развития в данной жизни.
2. Эзотерическое мышление
Первое, что необходимо сделать для получения возможности изменять себя и свою жизнь, это признать, что состояния слабости, бедности и отсутствия счастья являются ненормальными для человека, что он страдает там, где заблуждается или не имеет соответствующей силы, чтобы справиться с той или иной проблемой. Следующий шаг – избавление от привычного мышления, то есть целенаправленное формирование качеств, определяющих способности к развитию.
– первая основная характеристика эзотерического мышления, которая распространяется на все сферы жизни человека и включает в максимально возможный режим работы его волю (внутренний источник энергии преобразования и деятельности). Взятие на себя ответственности за свои проявления и свою судьбу является поворотным событием в жизни человека, в же этому соответствует подключение к нему сил, отвечающих за реализацию на Земле поставленных целей.
Динамическая самооценка – такое восприятие себя, которое максимально активизирует стремление человека к развитию и в то же время делает его устойчивым к различным оценкам окружающих. Формирование данной самооценки сводимо к понятию следующей универсальной формулы: «У меня есть множество недостатков и достоинств, но основное, что вселяет в меня уверенность, – стремление к совершенству, постоянная работа над собой, избавление от всех недостатков и усиление достоинств».
Открытость к познанию – способность непредвзятого восприятия и понимания преобразующей человека информации. Это, в первую очередь, относится к критике (ее разумное использование позволяет осознать уже проявленные недостатки и избавиться от них) и следованию выбранному пути развития (во многих случаях человек должен идти через доверие к Учителю, несмотря на то, что его слова могут противоречить общепринятыми представлениям).
Пройти этот первый этап перестройки мышления наиболее сложно, так как приходится преодолевать множество внутренних преград, остальные же этапы при правильном подходе к обучению логически следуют друг из друга, поэтому на них уже переходить легче. Этап второй – прохождение третьего уровня развития, предполагает целенаправленную наработку личных качеств через медитацию и деятельность. На следующих же этапах человек становится искусным «программистом» с помощью своих мыслей-программ, формирующих идеальное сознание.
3. Эзотерическое отношение к жизни
Жизнь для человека, вставшего на путь развития, перестает быть обязанностью и превращается в удивительную возможность для выполнения массы интереснейших дел. Во-первых, это саморазвитие, раскрытие в себе новых способностей, тайн подсознания и т.д., во-вторых, исправление своей кармы (искупление прошлых грехов и заблуждений), формирование будущей судьбы (совершение достойных поступков) и многое другое.
При этом человек учится, как довольствоваться малым и как достигать максимума во всех своих проявлениях: учиться жить, ставить и реализовывать достойные цели, не боясь потерять все в один миг. Одно из ключевых отличий человека, идущего по этому пути, – доминирование духовных ценностей над материальными, когда понятие чести становится не пустым звуком, а одним из краеугольных камней его личности.
Честь – внутреннее требование человека к себе по соблюдению определенного кодекса чести, принятого в той или иной системе. Эти кодексы могут сильно различаться, но чаще всего в их основе лежат два основных правила:
1. Необходимость собственного безупречного поведения, не задевающего чести и достоинства других, внимательность к ближним.
2. Необходимость защищать честь свою и своих близких, не оставлять ни одно из оскорблений или унижений безнаказанным.
Правда, если для воина или аристократа защита чести может выражаться в виде поединка, то для эзотерического человека это чаще проходит иначе, так как у него есть возможность пользоваться знаниями о невидимом мире. То есть, поединок может состояться, но в астральном мире, где в распоряжении человека магия, покровительство сил Света и т.д., основное, чтобы справедливость восторжествовала, и зло не оставалось безнаказанным.
Человек с полностью сформированным мышлением лишен страха, он верит, что если его поведение безупречно, то он находится под покровительством Абсолюта, если же Бог посылает ему испытания, то он все их готов принять. Кроме этого он верит и имеет возможность практически проверить бессмертие своей души, войти в тонкий мир и пообщаться с давно ушедшими людьми, по истории их воплощений изучить законы судьбы и многое другое.
4. Основные принципы энергетического развития
Эзотерика предоставляет человеку огромные, пока еще не изученные наукой возможности, но разобраться самостоятельно в массе различных рекомендаций, в том числе по раскрытию энергетических способностей, довольно сложно. Поэтому из всех этих рекомендаций выделим основные, определяющие эффективность развития человека, нарушение которых сводит почти все усилия на нет. Эти же принципы позволяют оценивать эффективность эзотерических систем развития.
Принцип 1. В основе энергетического развития (раскрытие экстрасенсорных способностей, обучение управлению своими энергиями и системами, усиление тела через самовнушение и медитацию и т.п.) – лежит накопление энергии (увеличение ее объема, улучшение качества). Накопление энергии – многолетняя цель, одна из основных в развитии, которая реализуется через целенаправленный набор энергии, сохранение последней и ее рациональное использование.
Принцип 2. Набор энергии должен быть регулярным и комплексным (на все составляющие человека). При этом физические упражнения заряжают преимущественно физическое тело, медитация – преимущественно тонкие тела, самовнушение – преимущественно чакры (сознание). Набор энергии только на какую-либо одну из составляющих человека вначале может дать определенные результаты, но затем, исчерпав свой резерв, блокирует дальнейшее развитие.
Принцип 3. Сохранение энергии должно быть постоянным в течение дня, что достигается через развитие самоконтроля и способностей управления своим состоянием (в классической йоге этому соответствует Нияма, в религиях – жизнь с любовью в сердце). На начальных ступенях развития человек свои состояния практически не воспринимает, в то время как на последующих ступенях оно приобретает огромную ценность (негативное состояние – потеря энергии, позитивное – ее сохранение и автоматический набор).
Принцип 4. Рациональное использование энергии предполагает умение ее вкладывать (в дела, общение и т.п.) таким образом, чтобы она приносила максимальную отдачу (достижение целей, развитие отношений). Это достигается рациональной организацией жизни (ритм, полное использование своего потенциала, отсутствие перегрузок) и освоением психологии (с кем и каким образом общаться, чтобы это приносило радость, приток позитивных энергий, а не наоборот – их отток).
Итак, если у вас проснулся интерес к эзотерическим знаниям, и вы хотите их практически реализовать в себе, то желательно запомнить следующие основные правила:
1. Путь развития далеко не всегда усыпан розами, к вершинам доходят лишь немногие, наиболее устремленные, поэтому никогда не отчаивайтесь и не падайте духом – только в этом случае любые цели станут доступными.
2. Прежде чем приступить к изучению эзотерической теории, а тем более к ее практике, убедитесь, что внутренне вы к этому готовы, то есть взяли на себя ответственность за свои проявления и свою судьбу, выставили динамичную самооценку и открылись к познанию, к изменению себя.
3. Развиваться в какой-либо системе в большинстве случаев эффективнее, чем двигаться вперед самому, поэтому из всех доступных систем выберите ту, которая даст максимальные возможности или создайте свою.