Рождество Христово: традиции и история праздника. Рождество Христово: легенды, традиции, интересные факты

Внешняя

Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Рождество Христово можно смело назвать одним из самых значимых, любимых и долгожданных религиозных торжеств для жителей 145 государств. В этот день все верующие христиане радуются вести о рождении Иисуса Христа, отмечают новый календарный цикл и приветствуют обновление всего живого на Земле.

Современные традиции принесли в этот праздник еще один обычай – кроме вкусного ужина и всеобщего веселья, теперь на Рождество принято баловать родных приятными сюрпризами. Не удивительно, что к данному торжеству готовятся заблаговременно, предвкушая теплый семейный вечер, душевную беседу и праздничный стол. Вот только особенности григорианского и юлианского летоисчисления привели к тому, что празднование Рождества у представителей разных ветвей христианства проходит не в один и тот же день.

Те, кто придерживаются католицизма и протестантизма, рождение Иисуса отмечают в ночь с 24 на 25 декабря, а православное празднество начинается в ночь с 6 на 7 января. Обычаи Рождества также зависят от страны и общепринятой в ней религии. Давайте поговорим о том, каким будет Рождество в 2018 году, чтобы подробнее узнать о его особенностях и самых ярких традициях.

Истоки празднества

История возникновения Рождества и его современных традиций – это гармоничное объединение языческих верований и христианского вероисповедания. Первые приверженцы христианского учения старались вплести церковные обычаи в старинные религиозные обряды, привычные для новообращенной паствы. Так, обычай украшать зимой елку появился задолго до Рождества и Нового года. Зародился он на германских землях, племенные общины которых каждую зиму праздновали Йоль – торжество, посвященное зимнему солнцестоянию.

Местные жители отправлялись в лес, чтобы украсить самую красивую ель едой и предметами, вызывающими расположение у богов почитаемого ими пантеона. Примерно в то же время, что и современное Рождество, у жителей Древнего Рима начинались Сатурналии - несколько тематических празднеств, восславляющих бога по имени Сатурн. Римляне в это время веселились, отдыхали и, конечно же, приносили жертвы во славу божества, которое покровительствовало земледелию и даровало богатый урожай.

Наши предки-славяне в зимние дни отмечали праздник Коляды – этот мифологический персонаж преломлял ход зимы, позволяя дням становиться длиннее. С данным торжеством связывали наступление очередного календарного периода. В честь Коляды пели песни, призывающие плодородие и хороший урожай в новом сельскохозяйственном году. Певцы получали вознаграждение в виде денег и еды, а сами песни до сих пор называются колядками и остаются неизменной рождественской традицией у православных людей.

Христиане долго спорили о том, когда следует отмечать рождение Божьего сына – год и дата этого события до сих пор остаются тайной, скрытой в веках. Первые письменные строки, рассказывающие о рождении Иисуса, датируются третьим веком нашей эры, однако все они настолько фрагментарны, что сделать однозначные выводы нет никакой возможности.

В итоге торжество Рождества Христова приурочили ко дню, когда свет побеждает тьму, а ночи идут на убыль, – то есть к периоду зимнего солнцестояния. Такое решение было вполне логичным, ведь многие мировые религии отождествляли данный день с возрождением богов – у древних греков в это время отмечали рождение Диониса, египтяне почитали Осириса, а римляне – Митру.

Рождественские традиции в странах мира

День, предшествующий Рождеству – также известный как Сочельник, – отмечается во всех религиозных христианских конфессиях. У православного люда Сочельник приходится на 6 января, а у католиков и протестантов – на 24 декабря. И у тех, и у других праздник отмечается с особой пышностью и длится не один день, однако в каждом религиозном ответвлении есть свои знаковые традиции.

Особенности католического торжества

Перед наступлением торжества всех католиков ожидает период Адвента – четырехнедельного поста, на протяжении которого верующие готовятся к празднеству. Отмечают Рождество до самого 1 января, причем каждый день посвящен определенному библейскому событию.


Поцелуи под омелой – одна из важнейших традиций католического Рождества

Так, 26 декабря верующие чтят память первомученика Стефана, на следующий день освящают вино и вспоминают о деяниях Иоанна Богослова, 28 января служители католических храмов благословляют детей, почитая память Вифлеемских Младенцев. На восьмой день вспоминают Святое Семейство, а 1 января отмечают праздник, посвященный Пресвятой Богородице. Конечно, помимо этого в каждой католической державе есть и свои собственные интересные обычаи.

Англия. Местные жители декорируют дома поделками и ветвями вечнозеленых растений, к числу которых относятся плющ, остролист и омела. Парочки, которые встретились под веночком из этих ветвей, обязательно целуются. На праздничный стол заготавливается множество блюд, однако непременным атрибутом праздничного застолья являются запеченная индейка, традиционный хлеб и пудинг, политый ромовой заправкой. Приготовить настоящий рождественский пудинг – это целое священнодейство, ведь процесс готовки начинается за месяц до праздника. На крепком бульоне варят овсянку, а затем добавляют в блюдо крошки хлеба, сладкий мед, кусочки миндального ореха, чернослив и изюм. После разделки индейки несколько членов семьи гадают на грудной вилочке – ее тянут в разные стороны, чтобы сломать. Кто заполучил длинный кусок кости, тот будет счастлив на протяжении всего года;

Соединенные штаты. Жители США также балуют себя праздничной индейкой, но в отличие от Англии, где она подается с соусом из крыжовника, ее приправляют соусом из клюквы. Обязательно готовятся блюда из зеленого горошка, бобов и запеченной тыквы, а также морковные и яблочные пироги.

Германия. Немцы обожают устраивать театрализованные ярмарочные балаганы, поэтому в Мюнхене или Берлине вы можете увидеть довольно жуткую процессию – в ней участвуют черти с разукрашенными черной краской рожами или в страшных рогатых масках. На стол готовят множество имбирных пряников, запекают гуся с черносливом, ставят блюдо с сухофруктами и орехами, а также сладкий обрядовый хлеб, именуемый штолленом;

Франция. Французы считают Рождество не только семейным, но и детским праздником, поэтому заготавливают для малышей множество подарков. Кроме доброго персонажа по имени Пер Ноэль, который разносит по ночам приятные сюрпризы, на Рождество может прийти и Пер Фуетар, наказывающий непослушных детей поркой. Впрочем, сейчас он является не более чем страшилкой, ведь жители Франции давно не пользуются розгами. На рождественском столе вы обязательно увидите Буш де Ноэль – шоколадный торт, название которого вполне отвечает его виду, ведь оформляют его в виде стилизованного полена. Ну а кроме торта хозяйки готовят шарики из сыра во фритюре, фаршированный каплун, картошку и другие овощи;

Италия. Местные жители весьма религиозны, поэтому особое внимание в этой стране отводится рождественскому вертепу. Его видоизменяют каждый год, дополняя новыми фигурками, горами, водопадами, домами и лужайками, чтобы похвастать перед соседями. В дома приносят ели и множество цветов. Праздничный стол ломится от всевозможных блюд – тут вы сможете угоститься пельменями в мясном бульоне, дрожжевыми кексами с начинкой из сухофруктов, каплунами и запеченным мясом, шоколадом и изысканными винами;

Чехия. Чехи совершают на праздник одно традиционное действо – выходят в ночь перед Рождеством на речной берег, чтобы купить у рыбаков рыбу и отпустить ее в воду. Считается, что это принесет удачу на целый год. Впрочем, это не мешает им покупать в магазинах и на рынках карпов, чтобы запечь их в сметане и подать на праздничный стол. На следующий день после Рождества (в праздник святого Штефана) у чехов есть еще одна традиция – выгонять из домов мужчин и парней, которые сидят без работы и не стремятся ее найти;

Испания. Жители Испании начинают готовиться к любимому празднику со второй половины ноября. Улочки и деревья украшаются разнообразными лампами и гирляндами, а на полках магазинчиков появляются рождественские лакомства, в числе которых – марципан, леденцы с анисовым вкусом, специальная нуга «туррон», цукаты и орехи. Для друзей и коллег готовят сюрпризы в виде рождественских корзинок, наполненных вином, хамоном, сыром и сластями. Окна и площади декорируются беленами – тематическими макетами, повторяющими популярные сюжеты из Библии.

Одной из главных традиций является проведение рождественской лотереи – за выбор выигрышных билетиков отвечают ученики католической школы, которые тянут номерки и пропевают их участникам. На торжественном столе кроме запеченной утки и сладкой выпечки могут присутствовать также разнообразные морепродукты.

Православные традиции


В нашей стране Рождество Христово не обходится без ароматной кутьи

У православных верующих дню Христова Рождества предшествует период поста, в течение которого верующие очищают мысли от дурных мыслей и подготавливают душу и тело к религиозному торжеству. За две недели до Сочельника начинается поминовение праотцов и отцов (ветхозаветных праведников). За 5 дней до празднества наступает период прочтения особых молитв, а после этого – торжество, посвященное Собору Пресвятой Богородицы.

В это время в церквях поют гимны, прославляя Матерь Божью. Данное торжество, посвященное чуду Боговоплощения, – одна из самых древних христианских традиций. Православные отмечают Рождество до самого Крещения – этот период именуется святками и имеет множество интересных обычаев, в которых тесно переплелись христианские обряды и языческие ритуалы древних славян.

День, предшествующий Рождеству, наши предки посвящали благим делам – те, у кого еды и денег было много, жертвовали их на благотворительность, помогая нищим и больным. С утра в Сочельник начиналась генеральная уборка дома – выметались и мылись все углы, начищалась до блеска утварь и посуда. Вечером, после похода в баню, все члены семьи надевали нарядную и новую одежду.

Конечно, православные традиции празднества в разных странах отличаются, однако потомки давних славян недаром имеют много общего. Так, в Беларуси, России и Украине считается, что в Рождество дома навещают духи умерших предков, поэтому в селах для них устанавливались снопы, перевязанные яркими лентами. В украинской традиции такой сноп называется «дидухом» – от слова «дед», что означает не только родственника мужского пола, но и любого предка.


Рождество – семейный праздник, и вечеринки в этот день не поощряются!

Рождество – праздник семейный. Хождение в гости в этот день не поощрялось, но если уж кто-то посещал чужой дом, то его полагалось накормить до отвала, особенно если дело касалось усталого путника – ведь за неприметным ликом бродяги мог скрываться сам Иисус! Остаток трапезы относили на улицу, чтобы прикормить зверей и обеспечить их доброе отношение на протяжении года.

Грузины на данное торжество всегда приглашали специального гостя – «меквле». Он выбирался из числа здоровых, благополучных, солидных людей среди близких знакомых или родственников. Данная традиция гарантировала благополучие – меквле приносил сласти и фрукты, чтобы дом хозяев стал полной чашей.

Что принято подавать на стол?

В Сочельник и на Рождество подают разные блюда. В предрождественский вечер все еще длится пост – 6 января принято ставить на стол 12 постных блюд, которые можно отведать лишь после восхождения первой звезды на небосклоне. Основным из блюд является кутья - каша из распаренных и приправленных медом зерен с дроблеными орехами и сушеными яблоками, сливами и грушами. Из основных блюд также стоит упомянуть борщ, сваренный на грибном бульоне, капустник с пшеном, гороховую кашу, вареники и выпечку с постной начинкой.

В этот вечер можно есть рыбные блюда, так что дело не обходилось без рыбника – пирога с начинкой из речной рыбы. После ужина православные идут на ночную службу, на которой славят рождение Христа – воздух звенит от гула колоколов, а со всех сторон слышны слова «С Рождеством Христовым!». Именно в Рождество пост подходит к моменту своего завершения, поэтому на 7 января православные готовили всевозможные мясные блюда.


Вечером шестого января важно подать на стол целых 12 постных блюд

Столы в этот день всегда ломились от домашней копченой и кровяной колбасы, холодца, жаркого с кашей, буженины и кутьи, приправленной шкварками. Апогеем пиршества являлся гусь, запеченный с яблоками. В отличие от католической традиции, где особое место на столе отведено всевозможным сластям, у православных нет традиционной рождественской выпечки, поэтому сегодня мы с удовольствием перенимаем традиции западных соседей и печем кексы, а также тематическое имбирное печенье, украшенное яркой глазурью.

Рождественские традиции

Рождество открывает период святочных гуляний, которые длятся целых 12 дней – вплоть до самого Крещения. Пожалуй, самым веселым и красочным обрядом этого периода можно назвать обычай колядования – еще в давние времена наши предки наряжались в костюмы, имитирующие лесных зверей и мифических существ, в которых ходили по селу, распевая колядки. Во времена язычества колядующие могли нехорошо пошутить над скупыми хозяевами, разобрав крышу сарая, или даже выкрасть и свалить в овраг телегу.

Сегодня данная традиция больше наполнена религиозной тематикой – юноши и девушки прославляют рождение Христа, а также призывают в дом счастье и благополучие. В некоторых селах России, Украины и Беларуси до сих пор устраивают тематические вертепы и шествия с Вифлеемской звездой. В ответ на старания колядующих их принято одаривать фруктами, выпечкой и деньгами.

Интересно, что похожий обычай есть и в Грузии – с рождественскими песнями тут раньше ходил мужской хор, называемый «Алило» (от слова « Аллилуия»), а теперь это делают дети. Впрочем, в Тбилиси традиция мужского рождественского хора есть до сих пор – после богослужения к главному православному храму страны идет целое шествие с ряжеными и представителями духовенства.


Колядование – самая древняя и веселая из рождественских традиций

В святочный период устраиваются ярмарки и организуются всевозможные забавы, ведь для наших предков это время было благословенным отдыхом после долгого и тяжелого трудового года. Мужчины и женщины наносили родственные визиты, а молодежь играла в снежки, каталась на санях, активно сваталась и гадала, ведь со времен язычества это время было окутано мистикой и считалось одним из лучших для того, чтобы заглянуть в будущее и узнать свою судьбу.

Каждой незамужней девице хотелось узнать имя суженого, поэтому девушки выходили в полночный час за ворота, чтобы увидеть прохожего и спросить его имя (считалось, что жениха будут звать точно так же). Еще один популярный способ – выбрасывание сапог за ворота. Куда указал носок, оттуда и жениху быть.

Сегодня традиции празднования Рождества переживают второе рождение, поэтому праздник ждут все – от мала до велика. Посмотрите программу мероприятий для своего города, отправляйтесь на рождественскую ярмарку, чтобы посмотреть представления и отведать лакомых блюд, ну а вечером обязательно устройте посиделки с друзьями, чтобы приоткрыть тайны будущего!

Две тысячи лет назад родился Младенец. О Его Рождестве сначала знали только Мать, отчим, да еще несколько человек, которым дано было об этом знать. И все. Больше никто. Разве что царь-маньяк Ирод, увидевший в родившемся Мальчике конкурента и врага. С того момента прошло тридцать долгих лет, и лишь после омовения в водах Иордана от рук Иоанна Крестителя и гласа с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» мир узнал имя этого Человека – Иисус.

Собственно, это не только Человек, но одновременно и Бог. Творец, пожелавший прийти к Своему творению, чтобы спасти его. Что было дальше, после того омовения – известно из Евангелия. Дальше была проповедь, восхищение одних и зависть других, любовь меньшинства и ненависть большинства. Дальше было поругание, страдания, смерть и победа над смертью. Дальше было все, о чем знает почти каждый. Но что было до того, как Христос вышел на проповедь? Что было между ангельским гласом на окраине Вифлеема и гласом Бога Отца на Иордане? Евангелие молчит об этих тридцати годах, и нам бы тоже стоило помолчать. И все же есть много вопросов, возникающих при изучении ранних лет жизни Спасителя.

Генеалогия Христа

Внимательный читатель Евангелия заметит, что списки предков Иисуса, которые приводят в своих книгах апостолы Матфей и Лука, в значительной мере разнятся. Например, Лука начинает родословную Спасителя от самого Бога Отца, а Матфей – от Авраама, опуская все те поколения, которые были до него. Еще одна странность – выпадения имен. Даже в рамках одной эпохи генеалогии по Матфею и по Луке содержат разное число родов, что тоже вызывает недоумение. Но самым интересным является то, что от Соломона и до самого Христа в родословные вписаны абсолютно разные имена. Такое впечатление, будто Матфей и Лука говорят о двух разных Личностях.

На самом деле у первых христиан эти противоречия сомнений не вызывали. С самого начала своей истории Церковь знала много смут, но вот вокруг генеалогий Христа споров не было никогда. Это значит, что и Луку, и Матфея одинаково считали достоверными источниками. Но почему? Ведь расхождения между двумя родословными налицо. Разрешение этой дилеммы лежит в нескольких плоскостях.

По утвердившемуся в Церкви взгляду, Матфей приводит генеалогию Христа юридическую, а Лука – биологическую. Юридически Иисус был сыном Иосифа – мужа Марии, а биологически имел отношение только к своей Матери, которая родила Его непорочно – без участия мужчины. По сути, Матфей излагает родословную Иосифа, а Лука – Пречистой Девы. Естественно, это предполагает и разных предков, и разные временные отрезки.

Такой шаг евангелистов объясняется очень просто. Матфей был иудеем до самой последней клеточки, и его задача как ученика Христова состояла в том, чтобы показать иудеям мессианское достоинство Спасителя, а это предполагало, что Иисус должен происходить от Авраама, Иуды, Давида и родиться в законной семье. Родословная первого Евангелия именно это и делает, каждым словом показывая, что Иисус и есть Наследник-Мессия.

Лука тоже был евреем, но образование и воспитание он получил уже эллинистическое, и на старинных преданиях особо не акцентировал свое внимание. Ему как ближайшему ученику апостола Павла была особо дорога мысль, что Христос пришел не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. И поэтому рассказ Луки о предках Иисуса начинается не Авраамом, а самим Адамом. Более того, во главе всей этой цепочки стоит Сам Бог Отец – безначальный Родитель безначального Слова. Того Слова, которое, в конце концов, стало плотью ради спасения человечества.

Также существует легенда, что Лука наравне с Иоанном Богословом был в числе тех, кто заботился о Богородице в годы Ее старости, и Она ему часто рассказывала о своем прошлом. Вот почему евангелист и счел нужным привести не юридическую, а реальную генеалогию Спасителя – он помнил о том, что рассказывала Святая Дева.

И пришли волхвы с Востока…

Другой не менее важный вопрос связан с эпизодом, который относится непосредственно к моменту Рождества. Если Лука пишет о трогательной истории поклонения пастухов, то Матфей отводит роль «паломников» довольно странным персонажам – чужестранцам, язычникам, да еще и колдунам. Ведь именно так переводится всем примелькавшееся слово «волхв». Но не все так просто, и вот почему.

«Колдунами» волхвы были, прежде всего, в сознании наших предков-славян, которые в силу своего мировоззрения не делали различения между магическими действиями и естественнонаучными знаниями. Да что там славяне – в католическом Риме и православной Москве в старину существовали должности придворных астрологов, а врачи вплоть до эпохи Просвещения считали незазорным пользоваться разными заклинаниями и амулетами.

В оригинальном тексте Евангелия на месте слова «волхв» стоит слово «маг», а оно обозначало нечто иное, нежели привычного сейчас экстрасенса из газетного объявления.

Маг – это ученый человек, который в своих исследованиях постигал глубины мудрости и вникал в суть вещей. Конечно, деятельность любого ученого в древности так, или иначе была связана с оккультизмом. Ведь сами знания носили сакральный характер, а природа обожествлялась. Но все же для проведения настоящих магических манипуляций существовали другие люди – жрецы, колдуны, чародеи. Они могли и духа вызвать, и с демонами напрямую пообщаться, и жертвы принести. Ученые же этим, как правило, не занимались – они исследовали мир. Именно такими естествоиспытателями и были евангельские волхвы.

В их участии в рождественской истории можно выделить два принципиально важных момента. Прежде всего, они, сами того не подозревая, подтвердили чудо Рождества. Ведь обычных людей было легко удивить чудом, а мага – нет. И если бы Рождество было заурядным событием, три ученых мужа не проделали бы столь опасный путь от Междуречья (современный Ирак) до Палестины. Но в том-то и дело, что все обстояло совершенно иначе. Звезда была необычная – она сияла и двигалась, указывая путь к Божественному Ребенку. И это, не влезавшее ни в какие представления об астрономии явление уже само по себе словно бы подсказывало волхвам, что они придут и увидят чудо. А когда они пришли и увидели Спасителя, Его Мать и отчима, то поняли, что именно к Нему их манила яркая точка на небосводе. Чудо было налицо.

Во-вторых, волхвы были чужестранцами. По одной из легенд, они происходили из рода пророка Даниила, то есть имели еврейские корни. Но, понятное дело, это уже были не евреи, а вполне сложившиеся язычники, лишь смутно помнившие о своем далеком предке. И тут снова явился промысл Божий.

В Евангелии от Иоанна есть очень строгие слова: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его». И это неприятие началось уже в момент, когда Мария искала место для родов, – ни одна хозяйка не приняла роженицу, и им с Иосифом пришлось ютиться в сарайчике на окраине города. Древние иудеи не заметили Рождества, и на фоне этого равнодушия приход волхвов стал символом того, что именно язычников в свое время Бог обратит к Себе и воссоздаст из этих людей Свою новую Церковь.

Хронология Рождества

С волхвами связан еще один вопрос: как увязать события, которые описываются в Евангелиях? Матфей рассказывает о мудрецах, о зверстве Ирода, о бегстве в Египет, о возвращении святого семейства после смерти Ирода. Лука повествует о пастухах, об обрезании Христа, о Его сретении старцем Симеоном и Анной пророчицей, о пребывании 12-летного Иисуса в Храме. То есть, как видно, события вполне конкретные, но плохо согласуемые друг с другом, поскольку евангелисты не указывают четких временных рамок.

Возникает и еще одна проблема – Церковь в литургическом цикле совмещает большинство этих происшествий в единую череду – Рождество, пастухи, волхвы, избиение младенцев, Обрезание, Крещение, Сретение… Стоп! Но ведь Крещение – событие взрослой жизни Христа. Как оно затесалось в этот ряд?

Отправной точкой в восстановлении хронологии Рождества является следующий факт: подавляющее большинство толкователей полагает, что Вифлеемская звезда не была небесным телом. Это был или ангел, или иное чудесное знамение. Но если оно появилось в момент Рождества, то необходимо было много времени, чтобы преодолеть путь от Ирака до Палестины. Поднимаем атлас мира. С помощью простой линейки обнаруживаем, что путешественники должны преодолеть минимум 1500 километров. С учетом скорости верблюда, на дорогу ушло около месяца, если не больше, так как в пути всякое бывает. Уже ясно, что милые картинки, где волхвы вместе с пастухами толпятся у входа в пещеру, – явно приукрашены. Гости с Востока вряд ли могли явиться в Вифлеем непосредственно в ночь Рождества. А если учесть, что сначала они пошли к Ироду, переполошив своей вестью всю столичную элиту, то к Спасителю чужеземцы, вероятно, пришли лишь через несколько месяцев после Рождества.

Есть еще одно немаловажное «но». Христос был мальчиком, причем, не просто мальчиком, а первенцем. Кроме обрезания над старшими сыновьями в семье производился дополнительный обряд – посвящение Богу: малыша приносили в Храм, и за него давалась особая жертва. Естественно, очень неудобно было с маленьким ребенком на руках дважды проделывать путь из Галилеи в Иерусалим – сначала на обрезание, затем на обряд сорокадневного очищения. И святое семейство решило последовать примеру многих других семей из отдаленных уголков Палестины – люди оставались жить в пригородах столицы, чтобы, исполнив весь Закон, уже потом, после сорока дней, вернуться домой. По преданию, Иосиф имел довольно внушительную родню, и месяц-другой мог побыть в гостях в одном из ближайших селений. Профессия у него была востребованной, и необходимости срочно уходить в Назарет у святого семейства не было. Есть вполне веские аргументы полагать, что некоторое время после Рождества Спаситель, Его Мать и Иосиф жили поблизости от Иерусалима, где их и нашли впоследствии волхвы.

Современные исследователи в такой последовательности размещают все события, которые описаны в Евангелии до Крещения:

– Рождество

– Поклонение пастухов

– Обрезание

– Сретение

– Поклонение волхвов

– Избиение младенцев и бегство в Египет

– Смерть Ирода и возвращение в Галилею

– Речь 12-летнего Иисуса

– Богоявление на Иордане

О том, что бегство в Египет произошло уже после Сретения, говорит краткий срок, который прошел с момента Рождества до того, как Симеон взял на руки Христа. Нереально было прийти из Египта, не попадаясь на глаза гвардии Ирода, посетить Храм и потом незаметно убежать обратно. Скорее всего, события происходили как раз наоборот – волхвы, пришедшие после Сретения, наделали много шума, и люди стали вспоминать о том Мальчике, которого благословил Симеон. Тогда и стал досадовать Ирод, что проглядел Богомладенца, дав жуткий приказ убить ни в чем неповинных малюток.

Но возникает вопрос: почему в литургическом цикле Православной Церкви эти события перемешаны? Ответ очень прост – праздники Рождества, Крещения и Сретения появились в разные эпохи и наполнились различным смысловым содержанием. Первым, как ни странно, возник праздник Богоявления, который объединял собою два момента – Рождество и Крещение. В Рождестве Бог явился во плоти, стал Человеком – зримым, осязаемым, во всем подобным нам. В Крещении же Бог явился во всей троичной полноте – во Христе, в возглашавшем с Небес Отце и в Святом Духе, Который …нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк 3:22) . Явление Творца творению – общая идея обоих этих событий.

Со временем из Богоявленского блока выделили Рождество, перенеся его на день рождения Солнца – 25 декабря. Это было сделано в IV веке, ради пришедших в Церковь язычников. Чтобы они, отмечая привычную для себя дату, покланялись уже не небесному светилу, а Солнцу Правды – Христу. Прошли столетия. Рождество успело обрасти собственным циклом праздников, из-за чего теперь связь Крещения и Рождества практически незаметна. Они стали обособленными, как будто изначально были разными днями церковного календаря.

Особый разговор о Сретении. Это изначально богородичный праздник, и до сих пор в его уставе есть элементы почитания Пречистой Девы – например, небесно-синий цвет облачения, как и на Успение или на Введение. Сретение в понимании Церкви превратилось не просто в день памяти исторической встречи Христа и Симеона, а в день, когда христиане вспоминают саму идею встречи Бога и Человека. Лейтмотивом праздника стало то, что Симеон не только взял на руки Богомладенца, но и дождался исполнения древнего обетования о пришествии в мир Избавителя Вселенной.

Вообще в литургике много непонятного, но это только в том случае, если по привычке подгонять даты под календарный график. На самом деле Церковь объединяет праздничные дни не по хронологическому, а по логическому принципу, совмещая праздники родственные по своему значению.

Необычное Дитя

И, наконец, вполне закономерный вопрос: чем занимался Христос до Богоявления? Евангелие приводит лишь один эпизод из этого временного отрезка – паломничество 12-летнего Иисуса вместе с Матерью и отчимом в иерусалимский Храм. Это была первая Пасха Христа, ведь именно в 12 лет мальчиков начинали приучать к полноценной литургической жизни, когда они могли уже на равных участвовать в богослужении вместе со взрослыми.

И вот, на обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Иисус пропал. Среди шумного восточного города мальчику из провинции затеряться ничего не стоило. А там зазевавшегося подростка могли схватить работорговцы. Представив все это, родители начали поиски. И только на третий день, отчаявшись и почти потеряв надежду, они нашли Христа в Храме, целого и невредимого, разговаривающего с раввинами, которые были ошеломлены эрудированностью Мальчика. Иисус подчинился воле нашедших его родителей и возвратился вместе с ними домой.

После этого рассказа евангелист Лука уже ничего не говорит о детстве Иисуса, добавляя лишь одну фразу: «Мальчик рос и укреплялся Духом до времени своего явления Израилю». С древних времен находились люди, которые стремились этот пробел восполнить и сочиняли разные версии того, чем якобы занимался «маленький Исусик» в детстве.

Объяснить это стремление можно. Понять – тоже. Ведь это так естественно – интересоваться чужими тайнами. Например, во многих апокрифах приводятся рассказы о том, как «Исусик» исцелял людей, какие у него были золотые руки, как он наказывал своих сверстников-сорванцов. Но, несмотря на такие умилительные подробности, Церковь отвергла все эти истории. Спрашивается – почему? В советское время ответ атеистической пропаганды был прост – чтоб не развенчивать ореол божественности вокруг Спасителя. Однако такой подход чужд христианству. Евангелие знает десятки эпизодов, когда Христос поступает сугубо по-человечески, словно забывая о Своем божественном достоинстве. Значит, проблема в ином. Но в чем же?

А в том, что жизнь Христа, начиная от Рождества и кончая Голгофой, есть не что иное, как кенозис – умаление Самого Себя. Бог в утробе простой земной Девушки воспринимает Себе человеческую природу, рождается в обычном сарайчике, подвергается преследованиям, поруганиям, насмешкам, улюлюканьям. И в конечном итоге – смерти, самой позорной и страшной. Мог ли такой Бог в детстве творить те «Геракловы подвиги», которые приписывают Ему апокрифы? Ответ очевиден.

Церковь категорически отрицает возможность постановки знака равенства между «чудесным младенчиком Иисусом» и Христом Страждущим. Господь пришел пострадать за людей. Чудеса же Он творил не ради прихоти, но для того, чтоб укрепить веру тех, кто был слаб. Не мог Христос, который в зрелом возрасте совершал чудо лишь в исключительных случаях, налево и направо творить чудеса в детстве.

А каким было его детство? Об этом знает только Он и Его Мать. По рассказам Богородицы, которые потом через Луку и других первых христиан передавались из поколения в поколение, детство Иисуса было обычным. Его семья знала нужду. На жизнь зарабатывал Иосиф. Богородица рукодельничала. Иисус с раннего возраста помогал отчиму, а после его смерти Сам взял молоток и тесак и стал кормильцем Своей Матери. Кое-какую помощь оказывали дети Иосифа от первого брака. Христа они поначалу чуждались, и лишь потом, после Голгофы, Воскресения и Вознесения они уверовали в Него и стали на путь апостольства. Вот такое детство – никаких сверхъестественных событий, чудес и демонстрации силы. Спаситель скрывал Свое божество, скрывал совершенно осознанно.

И открыл его людям лишь в Иордане, когда голос с Неба засвидетельствовал, что в воде стоит не просто человек, а долгожданный Мессия.

Иллюстрация: Герберт Джон Роджерс

Рождественские праздники или можно смело назвать самыми любимыми и веселыми. Их с нетерпением ждут и взрослые, и дети. А все потому, что именно с этими праздниками связано множество красивых обрядов и традиций.

Новогодние и рождественские праздники

Зимние празднества начинаются со встречи в ночь с 31 декабря на 1 января Нового года. Наряжается елка, готовится обильное угощение. Нередко, празднование может проходить вне дома, например, в ресторане или кафе. Затем следуют Рождество и Крещение, между которыми в народе принято еще отмечать так называемый старый Новый год (встречу Нового года по старому календарю) или Щедрый вечер (в некоторых регионах – Меланку). И если встреча Нового года это, скорее, светское мероприятие, то Рождество - сугубо домашний праздник с глубокими православными корнями. Поэтому немного об истории Рождественских праздников. Эти праздники посвящены рождению Иисуса Христа, его крещению в водах реки Иордан и поклонению волхвов. Между Рождеством и Крещением Христианской Церковью (аж в 451 году) установлены 12 праздничных, святых, дней. Поэтому этот период и называется Святками. По церковным канонам до Рождества соблюдался пост, нельзя было петь, веселиться, совершать различные обряды. Но, в народе эти догмы никогда строго не соблюдались. Многие занимались и занимаются до сих пор святочными гаданиями, а при встрече Нового года мы накрываем богатый стол. Но, тем не менее, некоторые традиции рождественских праздников сохранены и соблюдаются по сей день. Так, вечером в канун Рождества (6 января ), в так называемый Сочельник, накрывается стол к семейному ужину. На стол стелиться белоснежная скатерть, под которую укладывается сено (память о том, что Иисус родился в яслях). На стол подается 12 постных блюд (по числу первых апостолов), среди которых обязательно должна быть кутья (сочиво – откуда и название Сочельник). Мясные блюда разрешено есть на само Рождество (7 января ) после утренней литургии. К трапезе приступают после восхода первой звезды (память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о рождении Христа). Ну, и, конечно же, до восхода первой звезды (до начала семейного ужина) ходят колядовать.

На Меланку (встреча старого Нового года) также устраивается богатое (щедрое) застолье, а в ночь с 13 на 14 января ходят щедровать – почему и вечер называется Щедрым. На (19 января ) принято окунаться в прорубь (иордань), вырубленную в виде креста, или запастись освященной водой в храме.

Понятно, что в современных условиях нет строго соблюдения всех догм. Но, если возникнет вопрос, как провести рождественские праздники, вспомните и о народных традициях.

См. также: Наша эра Римский игумен Дионисий Малый От Рождества Христова, сокращённая запись от Р. Х. запись текущей эпохи, основанная на вычисленном римским игуменом Дионисием Малым годе рождения Христа из Назарета. В таком летоисчислении… … Википедия

Базилика Рождества Христова* Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею… … Русская история

Православный храм Церковь Рождества Христова в Юркине Страна Россия Село Юркино, Истринский район Моск … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова на Архиерейском дворе … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Храм Рождества Христова … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Православный храм Церковь Рождества Христова … Википедия

Православный храм Церковь Рождества Христова на Городище … Википедия

Традиции празднования Рождества Христова в православной церкви - Рождество Христово один из главных праздников православной церкви. Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

Книги

  • Костюмы народов с древности до XIX века , Калмыкова В.В.. Мир людей прошлого – сколько привлекательного в этих словах для живущих сегодня! Какая панорама развертывается перед нами! Особенно если перед нами – зримые образы владык и простых людей,…
  • Жемчужина Востока. Люди тумана , Райдер Хаггард. События, описанные в романах настоящей книги, разделены веками и тысячами миль, но их объединяет одна тема - тема любви. Палестина первого века после Рождества Христова, от правления Агреппы…

ДОМОДЕДОВО, 10 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Святки или Святые дни - это особое время торжества и радости после праздника Рождества Христова. О святочной истории и традициях в материале корреспондента издания «Домодедовские Вести» Александра Ильинского.

Святочными или «Святыми» называют первые десять дней после праздника Рождества Христова. В период с 7 по 17 января не положено постных дней, а потому православные христиане отдыхают после продолжительного Рождественского поста. В пищу благословляется все. Это мясные, молочные, рыбные и другие «непостные» продукты. Но радость Рождества должна быть полной. А потому православные христиане стараются посетить храм, пройти через исповедь и таинство Причащения. Интересно, что в Святочные дни Церковь не совершает таинство Венчания. Это связано с особым акцентом на духовную составляющую периода между праздниками Рождества и Крещения Господня 18 января. В народе даже возникла поговорка: «На святки - только волки женятся». Кроме того, издревле Святки считались временем особого милосердия к старым, неимущим, больным и заключенным в тюрьмах. В святые дни даже цари не гнушались раздавать милостыню и посещать тюрьмы.

Между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником

Традиция многодневных праздников, так же как и традиция многодневных постов, родилась в глубокой древности. Так уж устроен человек, что после многих дней духовной сосредоточенности, ему мало одних суток для радости и торжества. Поэтому Церковь мудро установила особые дни «попразднеств» - праздник продолжается в течении нескольких дней. В этом Святки не одиноки. Например, после Праздника Воскресения Христова - Пасхи установлен период в целых сорок дней, из которых особой с торжественностью и радостью отмечается первая Светлая неделя. Это касается и четырнадцати дней рождественского периода, на которые приходятся сразу три праздника. Рождество Христово отмечается 7 января, Обрезание Господне 14 января, а праздник Крещения приходится на 19 января. Но немного забегая вперед, надо сразу сказать, что перед праздником Крещения Господня (Богоявления) установлен однодневный строгий пост - Крещенский сочельник. Святки заканчиваются 17 января. А уже на следующий день установлен однодневный строгий пост перед праздником Крещения Господня (Богоявления). Точно так же, как это было перед Рождеством Христовым, 18 января православные христиане стараются воздержаться от пищи с утра до «до первой звезды». Этот день называется Крещенским сочельником.

Колядование

Дословно слово «Святки» означает - Святые дни. Смысл и
х заключается совсем не в том, чтобы погулять, повеселиться и хорошо поесть. Такая радость будет не полной. Человеку мало одних телесных удовольствий, чтобы чувствовать себя счастливым. Радость должна быть еще и духовной. Христианство никогда не выступало против радости, но всегда говорило о том, что радость должна быть совершенной. Ведь само христианство - это радостная полнота жизни во Христе. Святки - как раз именно такое время. Это дни полноты радости. В мир пришел Христос. И христиане празднуют тот Свет и Любовь, которые пришли в мир вместе с Рождеством. Издревле эта радость включала в себя не только посещение церкви. Дети ходили по улицам деревень под «Рождественской звездой», вырезанной из дерева и пели колядки в честь Христова Рождества. Для них был открыт любой двор или дом. Отсюда поговорка: «Пришла Коляда - отворяй ворота». Взрослые не только одаривали пришедших пряниками и сладостями, но и с удовольствием подпевали. Тем более, что слова и музыка им были знакомы с детства! Всякое застолье в Святые дни начиналось с пения тропаря Рождества Христова, а заканчивалось Кондаком. Сесть за стол без молитвы считалось грехом. Охота между Рождеством и Крещение запрещалась. «В Святые дни не бей ни зверя, ни птицу, - говорили старики, - а не то несчастье случится». Особенное внимание в дни Святок обращалось на нищих, одиноких и обездоленных людей. Было принято пригласить странника за свой стол или послать бедному соседу угощение. Нищих в русской деревне, которая жила общиной, почти не было. Но в городах, где имущественное расслоение было большим, для «нищей братии» период после Рождества и Пасхи был поистине «золотым временем». Каждый старался подать нищему копеечку, калач или пряник. Те кланялись, благодарили и пели на церковных папертях духовные канты или колядки. И пусть музыкальный слух иной раз подводил, зато исполнение было - от души!

Святочные гадания

О святочных и крещенских гаданиях пишут все русские классики. Их красочные описания каждый может найти в «Евгении Онегине» Пушкина или «Светлане» Жуковского. Будучи пережитком язычества, к XIX веку гадания из оккультно-магических практик превратились в развлечение для молодежи. Гадали в основном девушки. Во времена, когда выдавали замуж по уговору между семьями, каждой хотелось узнать о том, что ждет ее впереди? Будет ли муж молодым или старым? Ласковым или сердитым? Видов гаданий было великое множество. Девушки кидали через забор валенок или сапожек. При этом следили за мыском обуви: на какой двор он укажет, от туда и жди жениха. Девушки побогаче садились в полночь между двумя зеркалами, вглядываясь в «галерею отражений». Вдруг увидят лицо будущего мужа? Иногда в стакан с водой опускалось обручальное кольцо. В пламени свечи золото искрилось и бросало отблески на стекло. Вглядываясь в сполохи света, девушки с замиранием сердца повторяли: «Суженый мой, ряженый! Приходи ко мне ужинать!». Когда игра воображения складывалось в определенный образ, действо оканчивалось громким девичьим визгом. Страшно же заглядывать в будущее!

Практика святочных гаданий в наши дни практически исчезла вместе с русской деревней. И стоит сказать, что Церковь всегда относилась к ней отрицательно. Грехом считалось и считается гадать не только в Святочные дни, но и в любое другое время. А колдовство, ведовство, приворот-отворот в Древней Руси считала страшным преступлением не только церковная, но и светская власть. Мало того, колдовство приравнивалось к убийству. Объясняется это просто. Заигрывание с темными духовными силами приводит к нравственной дезориентации человека. А такой человек часто становится опасным для окружающих. История XX века нам это наглядно продемонстрировала.

Детская радость

В середине XIX века в русские дома вошли Рождественские елки и детские праздники. Гражданский Новый год приходился тогда на 14 января по Новому стилю - в середине Святок. Городские жители встречали Новый год в семейном кругу за праздничным ужином. Иногда к Новому году, также как на Рождество, детей и взрослых под елкой ждали подарки. В Святки по всей Российской империи начинали свою работу закрытые во время Рождественского поста театры, давались праздничные концерты и балы, открывались катки и начинались шумные ярмарки. Ведь Святки - это время радости. Так оно и осталось в наши дни. Поэтому, порадуйте Ваших детей Новогодними и Рождественскими представлениями! Сводите их на концерт или хороший спектакль! Только не забудьте, что главным в Святые дни считается не это. А то, о чем говорится в Новом Завете: «Спешите делать добро!». Пусть добра, мира и милосердия в радостные рождественские дни станет больше!

Со Святками, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации из открытых источников:
« Святки», палехская миниатюра/«Святки», владимирские художники/ Николай Пимоненко, «Коляда, коляда..»/ Катание с горки, картина неизвестного художника конца XIX века/Карл Брюлов, «Гадающая»/ Феликс Эрлих, «Под Елкой»/ Рождественская открытка
Домодедовские вести

Вступайте в нашу группу