Социально-экономические права и свободы. Социально-экономические, культурные права и свободы граждан Что образуют социально экономические права

Фасада

Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции, которая, провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, требует от государства проведения политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой же статье, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены положения, определяющие все экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. «В Российской Федерации, - подчеркивается в ч. 2 ст. 7 Конституции, - охраняются груд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

1. Право на предпринимательскую деятельность. Оно впервые закреплено в Конституции 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц, закрепленные в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права.

В ч. 2 ст. 34 Конституции установлено также, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства. Особое значение имеет здесь ГК РФ.

2. Право на частную собственность. В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция 1993 г. закрепила институт частной собственности. Определяя основы конституционного строя, Конституция РФ включила в их содержание признание частной собственности, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности.

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции).

Кроме данной статьи, конституционное регулирование прав на предпринимательскую деятельность и частную собственность содержится и в ст. 8, 45, 17, 18, 52, 53 и др.

Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства - частью третьей ГК РФ.

3. Право на землю. Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом (ЗК РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.).

Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд. Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Конституционно закрепленное право, как уже отмечалось, есть возможность совершать те или иные действия, возможность выбора поведения. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т.д.

Конституция РФ устанавливает также, что «принудительный труд запрещен». Это обусловило исключение ранее существовавшего в нашей Конституции определения труда как юридической обязанности гражданина.

Конституция РФ закрепила гарантии социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст. 37).

Конституция признает также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Порядок реализации этого права содержится в ТК РФ и многочисленных нормативно- правовых актах.

5. Право на отдых. С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Оба эти права закреплены в одной статье Конституции (ст. 37).

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Реализация права на отдых регулируется общегосударственными, отраслевыми и ведомственными актами трудового права, прежде всего разделом пятым ТК РФ.

6. Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции положения о том, что материнство и детство, семья находятся иод защитой государства. Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Механизм и гарантии реализации этого права регулируются СК РФ, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.

7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как зафиксировано в ст. 39 Конституции, «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий граждан. Наряду с государственным поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Порядок реализации этого права закреплен в многочисленных нормативно-правовых актах, содержание которых будет рассмотрено при изучении соответствующих правовых отраслей.

8. Право на жилище - одно из важнейших прав человека. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен последнего. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище (ст. 40 Конституции).

В Конституции закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. Малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

9. Право на охрану здоровья. В соответствии с социальной политикой государства Конституция РФ закрепляет в ст. 41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими актами.

Для Конституции характерен широкий, комплексный подход к обеспечению этого права человека. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

10. Право на благоприятную окружающую среду. Э го право тесно связано с правом на охрану здоровья. Оно закреплено в ст. 42 Конституции; его сущность состоит в том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Подробно вопросы реализации этого права регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федеральными законами от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

11. Право на образование. Согласно ст. 43 Конституции каждый человек имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, в том числе негосударственного.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Основные принципы организации и функционирования системы образования установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими актами.

12. Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст. 44 Конституции каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все граждане имеют право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый человек обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Гарантии реализации этих конституционных прав и свобод закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федеральном законе от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.

Вопросы конституционного и финансового права

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

© Сахарова А. С., 2007

А. С. Сахарова - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права Юридического института ИГУ

Экономические права и свободы относятся ко второму поколению прав человека и ведут свой отсчет с 1948 г., когда наиболее важные из них были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека. Они равны по значению с гражданскими и политическими правами и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины двадцатого века такие, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими1. Так, Декларация прав гражданина, принятая 27 августа 1791 г. Национальным собранием Франции, провозгласив, что люди рождаются свободными и равными в правах, к числу таких прав отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах отмечает, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами3. Хотя долгое время многие страны рассматривали положения названного Пакта не как юридические обязательства, а только лишь как своеобразные пожелания и стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. В резолюции от 4 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных и гражданских прав. Экономические права представляют собой обязательную часть конституционно-правового статуса личности. Определяя их место в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что и для международного права и для большинства национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Все права одинаково ценны, не может быть более важных и менее важных прав человека, все они по-своему необходимы. Выделение же определенной группы прав в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим4.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. Они призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Выделяются следующие особенности экономических прав: распространенность на определенную, социально-экономическую область жизни человека;

допустимость рекомендательных нестрогих формулировок; зависимость реализации от состояния экономики и ресурсов5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»6. Кроме того, как один из видов конституционных прав граждан экономические права и свободы отражают специфические по содержанию социальные связи, обладают собственным материальным и нормативным содержанием и социальным назначением; экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. При этом содержание экономических прав и свобод имеет конкретно-исторический характер, отражающий уровень экономического, социального, культурного, политического развития общества, присущие ему противоречия и принятые способы их разрешения7.

H. С. Бондарь в своей работе «Права человека и конституция России» называет следующие особенности экономических прав:

I. Единство материального (экономического и социально-культурного) содержания. Оно определяется тем, что данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.

2. Они нередко выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам. Выступая не только как правовая форма экономической свободы, но и как права-гарантии, социально-экономические права несут, таким образом, двойную нагрузку.

3. Общесоциальная направленность данных прав как инструмента утверждения гуманизма и социальной справедливости. Так, Конституция РФ, закрепляя с одной стороны право на развитие частных систем

здравоохранения (ч. 3 ст. 41), образования (ч. 5 ст. 43) и т. п., в то же время устанавливает гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41), право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 43.)

4. Необходимость детальной конкретизации социально-экономических прав в текущем законодательстве (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.)8.

Экономические права и свободы можно отнести к так называемым естественным правам. В отличие, например, от политических прав, экономические права и свободы имеют не государственное, а естественное, социальное происхождение, так как люди объективно были вынуждены вступать между собой в отношения по поводу создания, перемещения, обмена и потребления материальных благ. С возникновением государства эти отношения лишь приобретают юридический (позитивный) характер, но не меняют своей естественно-правовой природы9. Отдельные положения международно-правовых актов позволяют говорить о том, что международное сообщество рассматривает экономические права в качестве естественных прав человека. Так, в ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Кроме того, в ст. 22 этого документа за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития во всех, в том числе экономических областях его жизнедеятельности.

Это подтверждает и Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право частной собственности и право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в качестве прав, принадлежащих каждому лицу (ст. 34, 35)10.

Права «второго» поколения отличаются по своей природе от прав первого поколения. Связано это, прежде всего, с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и госу-

дарственного, в осуществление гражданских (прав члена гражданского общества) и политических (прав участника политической жизни). Для осуществления социально-экономических прав недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, необходимо создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать названные права11. Таким образом, если закрепление гражданских и политических прав призвано ограничить роль государства в названных сферах, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к об-12

Пионером конституционного закрепления социально-экономических прав явилась Мексика. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов была принята 31 января 1917 г. Шестой раздел этой Конституции «О труде и социальном развитии» провозглашал право каждого человека на достойный и общественно полезный труд, регламентировал продолжительность рабочего дня, устанавливал шестидневную рабочую неделю, пенсии по инвалидности и старости, различные виды льгот и пособий, минимальные гарантии медицинского об-служивания13. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни, старости и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека»14. Большой перечень прав «второго поколения» содержался в Конституции СССР 1936 г.15 Прежде всего, следует сказать о праве на труд (ст. 118), в соответствии с закрепленной нормой право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Помимо права на труд, Конституция закрепляла право на отдых (ст. 119), право на обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), право на образование (ст. 121). Следует отметить, что статьи, провозглашающие то или иное право, со-

провождаются ссылками на материальные гарантии, обеспечивающие его реализацию. Конституция 1936 г. различает право личной и частной собственности. В соответствии со ст. 9 допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Охраняется право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Конституция СССР 1977 г. дополнила перечень социально-экономических прав, добавив такие, как право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44). После принятия в 1948 г. в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социально-экономических прав и свобод в конституциях значительно расширилось. Достаточно отчетливо данные права были закреплены в Конституциях Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г. и некоторых других стран.

Основным универсальным международным договором в области прав человека является Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят по рекомендации Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и открыт для подписания 19 декабря 1966 г. Пакт вступил в силу в 1976 г. Как уже упоминалось, в течение длительного времени в зарубежной юридической науке, велись споры об обязательности содержащихся в Пакте предписаний. Так, немецкий ученый К. Томушат считает, что права, закрепленные в Пакте, утопичны, неосуществимы, а сам Пакт об экономических, социальных и культурных правах за годы, прошедшие после его принятия, устарел16. Профессор Д. Трудек также полагает, что социально-экономические права могут быть осуществимы только в течение длительного времени путем принятия программы действий17. По мнению А. Робертсона, Пакт устанавливает лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться18. Несмотря на то, что многие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта, в настоящее время их позиция изменилась. Еще в 1986 г. в Голландии,

в Лимбургском университете собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых го-сударствами-участниками Пакта. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени19.

Позднее данный подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических, культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы20.

Анализируя положения действующих Конституций зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что все они закрепляют различный перечень экономических прав. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует право собственности и ее наследования (ст. 14), свободу труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 (3))21. Конституция Итальянской Республики содержит в части первой «Права человека» специальный раздел «Экономические отношения», где говорится об охране труда во всех его проявлениях (ст. 35), закрепляют-

ся право на создание профсоюзов (ст. 39), право на забастовку (ст. 40), право частной хозяйственной инициативы (ст. 41), право собственности (ст. 42), право трудящихся участвовать в управлении делами предприятия (ст. 46), право на кооперацию (ст. 45), кроме того, Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах; регламентирует, координирует и контролирует деятельность кредитных организаций (ст. 47)22. Конституция Королевства Испании регулирует экономические права и свободы сразу в нескольких главах первого раздела «Об основных правах и свободах». Так, в гл. 2 «Права и свободы» закрепляется право каждого на обучение (ст. 27), право на свободное объединение в профсоюз (ст. 29), признается право частной собственности ее наследования (ст. 33), право на труд (ст. 35), свободу предпринимательства (ст. 38). Охране и гарантиям отдельных экономических прав посвящена также глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики»23. Конституция Японии провозглашает следующие экономические права и свободы: право на труд (ст. 27), право собственности (ст. 29), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование (ст. 26), право выбора профессии (ст. 22).

Н. С. Бондарь на основе анализа действующей Конституции РФ представляет социально-экономические права и свободы в виде системного единства следующих групп прав: 1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности и ее наследования (ч. 1 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего

образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ч.1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов, и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40); право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права и гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать

профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4. ст. 37)24.

Н. И. Косякова, отмечая, что базой экономических прав граждан служит гарантированное право собственности на движимое и недвижимое имущество, классифицирует экономические права и свободы следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; право создавать коммерческие организации с целью извлечения прибыли; право создавать некоммерческие организации в благотворительных, образовательных, культурных и иных некоммерческих целях; права в кредитно-расчетных отношениях с банком; права на жилые помещения; право на распоряжение имуществом в порядке наследования25. Необходимо заметить, что здесь, видимо, речь идет все-таки о классификации отраслевых экономи-

ческих прав граждан, а не о конституционных правах. Вполне обоснованной видится классификация экономических прав на основные, комплексные и производные права, предложенная Р. А. Дунаевым26. К комплексным правам относятся право на неза-прещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ) и право собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ), к производным относятся такие как право на предпринимательскую деятельность, права на осуществление конкретных видов предпринимательской деятельности, экономические права по владению, пользованию и распоряжению конкретными видами имущества (производные права регулируются отраслевым, прежде всего, гражданским законодательством). Трошкин Ю. В., Колотова Н. В. выделяют следующие экономические права: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов27.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно сложно выделить полный, исчерпывающий каталог экономических прав граждан в современном мире, тем более сложно отграничить их от смежных с ними социальных и культурных прав. Выделяя в структуре социально-экономических прав группу собственно экономических и группу социальных прав, в качестве критерия их отграничения можно предложить характер (негативный или позитивный), принадлежащий тому или иному праву. Так, на наш взгляд, к собственно экономическим правам относятся права, имеющие негативный характер (т. е. не требующие от государства представления каких-либо благ, позволяющие индивиду самостоятельно входить в экономическую сферу общества): право собственности, право на свободу экономической деятельности, право на труд. Права, которые требуют более активного вмешательства со стороны государства, призванного обеспечить социальный компромисс в обществе в условиях рыночной экономики, являются социальными. Исходя из смысла закрепляемых Конституцией РФ положений к таковым, прежде всего, следует отнести: охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жи-

лище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на обсуждаемые в научной литературе проблемы определения экономических прав человека, их классификации, причисления или непричисления этих прав к категории основных прав человека, приоритетными все же должны являться вопросы по определению их непосредственного содержания и юридического характера налагаемых на государства обязательств по их осуществлению. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трошкин Ю. В. Права человека. М., 1997. С. 41.

2 Документы истории Великой Французской революции / под ред. А. В. Адо. Т. 1. М., 1990. С. 112.

3 Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 20.

4 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996 С. 177.

5 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 159.

6 Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 143-146.

7 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 7.

8 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 176.

9 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

10 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 398.

11 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 139.

12 Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С. 146-151; Шварц Г. Экономические и социальные права // Рос. бюллетень по правам человека. М., 1995. Вып. 6. С. 23-30.

13 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1986. С. 117.

14 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21.

15 Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции М., 1987. С. 285.

16 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 442.

17 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.С. 44.

19 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 440.

21 Конституции зарубежных государств. М., 2003

22 Конституции зарубежных государств. М., 2003

23 Конституции зарубежных государств. М., 2003

24 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 186-188

25 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 141.

26 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

27 Трошкин Ю. В. Права человека: учеб. пособие. М., 1997. С. 44. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 161.

Социальные, политические и так далее. Все они были созданы для того, чтобы регулировать взаимоотношения людей в рамках общества и одновременно формировать наилучшие условия для развития и самореализации каждого индивида. Конечно, при этом не стоит забывать и о том, что с правами приходят и обязанности. Поэтому необходимо относиться к ним внимательно и придерживаться их. А сейчас давайте начнём рассматривать права человека экономические, социальные и политические.

Законодательное регулирование

Где же имеется подтверждение прав и свобод человека? Самый главный документ - это Конституция. Это относится к любому государству с сильными народными институтами (гражданское общество, система выборов и так далее). Затем идёт прописывание отдельных положений и толкований в различных кодексах, законах, нормативных актах и иных юридических формах.

Экономические права человека и гражданина

Давайте начнём именно с того, чтобы ближе всего к нам в повседневной жизни - с хозяйства. Итак, права человека экономические затрагивают такие сферы, как производство, распределение и обмен материальными благами. Каждый индивид может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской (или иной, не запрещенной, экономической) деятельности. При этом право частной собственности охраняется законом, и человек не может быть лишен нажитого иначе, как согласно решению суда. Также следует отметить, что каждый индивид может выбирать для себя род деятельности, профессию. При этом запрещается любая дискриминация в оплате. Если рассматривать частный случай Российской Федерации, то следует отметить, что гражданин страны имеет право участвовать в создании экономических благ. Под этим понимают возможности трудиться и получать оплату труда, отдыхать, устраивать забастовку, осуществлять предпринимательскую деятельность и обладать частной собственностью. Также у нас есть возможность использование природных и иных объектов общественной собственности. Как видите, хотя права человека экономические и не подносят всё на блюдечке, всё же дают неплохие возможности для труда.

Политические свободы

Их особенностью является то, что они тесно связаны с гражданством индивида. Также в современных реалиях часто политические и экономические права человека переплетаются. Итак, согласно законодательству каждый имеет право создавать объединения на основании конкретных причин (одинаковая идеология, профессиональные общества и так далее). Кроме этого, каждый гражданин обладает правом участвовать в управлении государством через своих представителей или лично. Мы можем избирать и быть выбранными в органы местной и государственной власти. Кроме этого, за гражданами закреплено право на участие в шествиях, митингах и демонстрациях. Политические свободы важны с той точки зрения, что они позволяют всем людям, что живут под управлением определённого государства, принимать участие в жизни общества и страны. Наиболее важным здесь является внесение предложений по работе органов и критика всех недочетов и недостатков их деятельности.

Социально-экономические права человека и гражданина

Это наиболее молодая группа свобод. Она начала формироваться в конце девятнадцатого века и полноценно оформилась уже в двадцатом столетии. Так, было принято, что каждому необходимо гарантировать право на социальное обеспечение при достижении определённого возраста, на случай возникновения болезни, получения инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и так далее. Кроме этого, значительное внимание было уделено и праву на образование. Следующим этапом стало обеспечение охраны здоровья и получения медицинской помощи, экологически чистой среды и возмещение ущерба, если таковое не является возможным. На этом социально-экономические права и свободы человека не заканчиваются. Особое внимание было уделено материнству и детству. В законодательных документах многих стран предусматривается предоставление особой помощи и попечения. Также государством защищается и семья. Следует запомнить, что под социальными правами понимают возможность человека как гражданина обеспечиваться необходимыми условиями жизни, чтобы он имел возможность принимать участие в жизни общества и пользоваться имеющимися благами. Из наиболее важных составных элементов следует выделить следующее:

  • охрана здоровья;
  • безопасный для здоровья и жизни досуг;
  • социальная защита;
  • высокий жизненный уровень, как отдельного человека, так и всей семьи;
  • возможность добровольно соглашаться (или нет) на брак;
  • защита отцовства и материнства.

И это не все социально-экономические права человека, что существуют.

Поколения прав человека

Существует несколько подходов для классификации свобод, которыми обладает индивид. В рамках данной статьи будет рассмотрена довольно интересная концепция «поколений» прав человека. Разделение здесь происходит по времени их формирования:

  1. Первое поколение. Сюда относят личные, а также которые были провозглашены Великой Французской революцией.
  2. Второе поколение. Культурные и социально-экономические права, которые возникали как следствие борьбы людей за улучшение своего положения.
  3. Третье поколение. Сюда относят коллективные права, такие как на мир, на разоружение, здоровую окружающую среду, развитие и так далее. Но этот пункт весьма спорен, и сейчас нет единственной точки зрения относительного него.

Личные свободы

В качестве альтернативы их ещё называют гражданскими правами. Большинство из них есть у человека уже с момента его рождения, их запрещается отнимать или как-то ограничивать. Личные свободы служат обеспечению самореализации индивида в качестве самостоятельного члена общества и юридически защищают его от любого незаконного вмешательства. В качестве примера можно привести на уважение достоинства и чести, на личную неприкосновенность, передвижение и так далее.

Экономические и социальные свободы

Их главная цель - это избавление человека от нужды и страха. Благодаря им осуществляется поиск компромиссных решений между работодателем и наёмным работником, предпринимателем и государством и так далее. Причем теоретически они принимают такую форму, чтобы помогать каждому человеку становиться полезным участником глобального социального процесса.

Заключение

Следует отметить, что свободы первого и второго поколений (или же гражданские и экономические) имеют принципиальные различия. Так, соблюдение политических прав не должно зависеть от уровня экономического развития страны. Главным для обеспечения гражданских свобод является наличие воли правительства. Их особенность - то, что политические права можно требовать здесь и сейчас. С всё наоборот. Их соблюдение напрямую зависит от существующего положения в стране, покупательной способности среднестатистического человека и большого количества иных факторов. Так, если экономика является слаборазвитой, то выполнение государством взятых на себя обязательств будет осуществляться с трудом. Этот всегда реализовывается в прогрессивной порядке, по мере развития страны и её хозяйственной жизни.

Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Из этих прав наиважнейшим является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это главное право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. Принцип священности и неприкосновенности частной собственности нашел свое выражение в запрещении конституционными нормами каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в строго установленных законом случаях по приговору суда.

Аристотель считал, что частная собственность, в конечном счете, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. В его труде «Этика» себялюбие трактуется как весьма ценная добродетель: «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» 19 . В этой связи частная собственность должна признаваться как разумное и добродетельное начало.

Так, ст. 11 Конституции Бельгии говорит: «Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения».

Конституция Италии гласит (ст. 42): "Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также - ее пределы - с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех".

Вместе с тем в соответствии с распространенной формулой "собственность обязывает" (например, Основной закон ФРГ. Ст. 14; Конституция Украины. Ст. 15) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан. Конституции обычно устанавливают юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании закона и по решению суда. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаются насильственные принудительные национализация и реприватизация.

С правом собственности связано право на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом. Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

Конституция Испании, например, устанавливает (ст. 38): "Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также обеспечивают защиту производства, в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование". Во многих странах государство запрещает определенные виды экономической деятельности (например, производство некоторых видов оружия) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государственные органы регулируют экспорт и импорт, ограничивают монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах национальной экономики, но могут устанавливаться только законом.

В 50-е годы XX века конституциями Бангладеш, Габона, Дании, Гватемалы, Италии, Индии, Коста-Рики, Марокко, Японии и целого ряда других государств было провозглашено право на труд. В некоторых конституциях право на труд было провозглашено лишь как желание или цель, к которой государство только стремится. Например, в ст. 56 Конституции Коста-Рики сказано: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли».

Отдельные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых. Эти положения нашли свое четкое отражение в ст. 36 Конституции Италии: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования… Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться».

Огромным завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается конституционным правом почти всех демократических стран. Одновременно зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Самым распространенным является запрещение всеобщих стачек, забастовок, солидарности, пикетирования, политических забастовок.

Таким образом, экономические права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, охватывающие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

2. Социальные права человека и гражданина: их закрепление и общая характеристика

Термин “социальный” в самой общей трактовке означает сосуществование людей в обществе и государстве. В германской правовой системе, данный термин означает и “заботу государства о бедных и слабых”.

Социальное государство по своей сути - понятие новое в российском законодательстве. Оно подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и несет ответственность за достойную жизнь людей. Под достойной жизнью необходимо понимать материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современных развитых стран и систему жестких социальных гарантий, направленных на обеспечение всех необходимых жизненных условий. Именно успехи в социальной политике являются показателем успешной и плодотворной деятельности правительств в государстве.

Следуя нормам международного права, Основной Закон устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создавать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде

Социальные правамогут быть разбиты на три группы: права на коллективные действия в защиту своих интересов, индивидуальные трудовые права, права в социальной области. Регламентация указанных прав осуществляется различными отраслями права (трудовым, административным, социальным). Практически ни в одной стране эти права конституционно не закреплены в полном объеме. В некоторых государствах (например, в США) они вообще не относятся к числу основных ("фундаментальных") прав, а потому не включены в конституции. Не только материальные, но и юридические гарантии многих социальных прав находятся на низком уровне. Так, из-за отсутствия ясно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Регламентация ряда прав вообще исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением, они имеют поэтому скорее декларативный характер и уязвимы перед угрозой нарушений и ущемлений со стороны предпринимателей и государственного аппарата.

Если положения Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (ч. 1 ст. 2).

Поэтому социальные и культурные права предстают скорее как правовые стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. Реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.

Права на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевают права на объединение в профсоюзы, забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями. Эту группу прав, особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть политических прав и свобод (свобода союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, поскольку широкие коллективные действия лиц наемного труда часто носят определенный политический оттенок, а иногда приобретают политическую направленность. Но в то же время в большей мере они используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. Поэтому права на коллективные действия подвергаются определенным ограничениям.

Профсоюзы практически во всех странах обладают легальным статусом, пользуются международно-правовой защитой. Закрепляется и их право на заключение коллективных договоров об условиях труда. В Португалии Конституцией (ст. 55) "за трудящимися признается свобода профсоюзной деятельности - условие и гарантия их единства в защите своих прав и интересов". Но здесь же профсоюзам предписывается проводить периодические выборы руководящих органов путем тайного голосования.

Конституциями закрепляется право на забастовку, которое обычно выводится из запрета принудительного труда. Но для проведения стачки от рабочих требуют предварительного уведомления предпринимателя, соблюдения "периода охлаждения" (срок, в течение которого нельзя начинать стачку), проведения тайного голосования среди рабочих и т. д. Запрещаются многие виды забастовок (политические, солидарности и др.).

Ограничения права на забастовку, о возможности которых в конституциях часто не упоминается, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны в интересах государственной безопасности, общественного порядка или для обеспечения прав и свобод другими. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Устанавливать конкретные запреты на законных основаниях может только суд.

В ряде стран приняты законы о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция, Швеция и др.). В Португалии это право широко регламентируется конституционно (ст. 54). В реальной действительности такое соучастие несколько ограничивает предпринимательский произвол, позволяет, например, предотвращать массовые увольнения, введение интенсивных методов труда и т. д. А в таких странах, как США, Великобритания, Япония и другие, в силу сложившихся производственных отношений вообще нет каких-либо законов об участии трудящихся в управлении производством.

Индивидуальные трудовые права включают права на труд, отдых, равную оплату за равный труд и др. Они часто закреплены в конституциях (Испания, Португалия, Франция, Италия и др.), детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, согласно которому люди вступают в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию. Отсюда следует, что работник и предприниматель вправе сами заключать и расторгать трудовой договор, а также устанавливать его срок и содержание. Однако на практике предприниматели часто односторонне устанавливают условия труда и увольняют работников, исходя только из соображений максимальной прибыли. Работники заинтересованы в реальности права на труд, позволяющем им избавиться от безработицы или угрозы потерять работу. Но это право, хотя оно формально присутствует во многих конституциях, обеспечить для всех в условиях рыночной экономики невозможно. Длительная борьба профсоюзов, потребности рыночного хозяйства привели к тому, что предпринимательский произвол подвергся значительным ограничениям. Конституциями были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также дискриминация женщин. Во многих странах (Франции, США, Италии, Великобритании) запрещена дискриминация при найме на работу и увольнении, а также в отношении условий труда. В ряде стран введено даже уголовное наказание за дискриминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норвегия, Голландия). Но проблема гарантий права на труд остается острой.

Не имеют достаточных правовых гарантий для всех лиц наемного труда и другие трудовые права. Они соблюдаются лишь в той мере, в какой опираются на силу профсоюзов и потребности цивилизованного использования рабочей силы в интересах производства.

Права в социальной области (на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, нормальные жилищные условия и др.) в том или ином объеме зафиксированы практически во всех конституциях. В Италии, например, Конституция закрепляет "право на государственную помощь при нетрудоспособности", в Швейцарии - право на пособие по безработице и по старости. Нередко вместо социального обеспечения говорится только об "общественном призрении" или "социальной помощи" (Голландия, Австрия, Дания).

Следует, однако, иметь в виду, что в свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизненных потребностей людей не является обязанностью государства. Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные и т. д.), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям.

Под таким углом зрения рассматривается конституционно закрепляемое" право на медицинское обслуживание. Оно далеко не всегда означает признание соответствующего субъективного права граждан. В Конституции Италии, например, лаконично говорится: "Республика охраняет здоровье". За исключением очень небольшого круга стран, государства не предусматривают введения права на бесплатное лечение в случае болезни, хотя без этого данное право вследствие дороговизны медицинской помощи для многих людей не имеет смысла.

В США и некоторых других странах действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета, предприятия и сами работники. В Дании, Италии, ряде социалистических стран существует государственная медицина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент затрат не несет. Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.

Столь же ограниченны по своему реальному значению конституционные формулы о праве на жилище. Государство не обладает средствами, чтобы гарантировать каждому гражданину получение жилья. Но делу помогает хорошо развитая система кредитования, частного и муниципального жилищного строительства, вследствие чего подавляющее большинство людей обеспечены комфортабельным жильем. В то же время многие семьи даже в развитых странах живут в домах без элементарных удобств, а другие вообще не имеют жилья. В еще более тяжелом положении находятся люди в развивающихся странах.

Одно из основных социальных прав граждан - право на образование. Его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылку развития личности, ее культуры, благополучия. Развитые государства не жалеют средств наобразование, понимая, окупаемость этих затрат в перспективе.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, закрепляя право на образование каждого человека, устанавливает, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно содействовать все большему уважению к правам человека и основным свободам. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает: "Никому не может быть отказано в праве на образование". Закрепляя в конституциях это право, современные государства берут на себя определенные обязанности, но это не означает, что каждому человеку может быть автоматически предоставлена возможность получения образования. Государства обычно берут на себя обязанность обеспечить определенный уровень обязательного образования.

Среди социальных прав важное место занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно приобрело особое значение в современную эпоху, отличающуюся невиданным развитием промышленности и ее негативным воздействием на средуобитания человека. Поскольку экологическая безопасность превратилась в важнейший фактор качества жизни, здоровья и благополучия людей, право на благоприятную окружающую средупризнано международным и конституционным правом одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Защита этого права предполагает борьбу против превышения пределов радиационного воздействия, загрязнения воздушного бассейна, водоемов, концентрации вредных веществ, за сохранение природы иприродных ресурсов и др.

Культурные права включают свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества и научных исследований. В Конституции Болгарии (ст. 54) говорится: "Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической принадлежностью, что признается и гарантируется законом". Тем самым государство как бы берет на себя обязательства развивать, например, сеть музыкальных и художественных школ и училищ, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, предоставление кредитов и др. Во многих странах признано, что учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их доля, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Конкретные социальные и культурные права в Конституции России закреплены в ст. 37-44. В них выражена социальная политика государства, направленная на защиту и поддержку малоимущих слоев населения, инвалидов и нетрудоспособных, на их основе осуществляется поддержка семьи, детства, материнства и отцовства, выплата пенсий и социальных пособий, создаются условия по трудоустройству граждан либо выплачиваются пособия по безработице.

Конституции многих стран, особенно принятые после второй мировой войны, говорят о праве на социальное обеспечение. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при двух условиях: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа. Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. После Второй мировой войны начал оформляться и приобретать юридическое выражение конституционно-правовой институт обязанностей граждан.

Таким образом, реализация социально-экономических прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современных государств. Конституции разных стран возлагают на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности.

Заключение

Экономические права призваны обеспечивать хозяйственную автономность человека и в то же время взаимосвязь его с обществом. Сюда относятся право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности (в том числе на землю), свобода труда, право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы, право на отдых.

Социальные права должны обеспечивать социальную защищенность, уровень жизни, достойный человека. Это такие права, как право на защиту материнства, детства и семьи, на социальное обеспечение, на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права оказывают влияние на культурное развитие человека, на формирование его духовного мира. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни.

Экологические права должны обеспечивать нормальный уровень условий проживания как на планете в целом, так и на отдельной территории. Сюда относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вместе с тем все эти подгруппы есть не что иное, как составляющие части одной большой группы прав – социально-экономических. Их объединяет то, что они социальные, т. е. общественные, относящиеся к обществу, связанные с жизнью и отношениями людей в обществе. В совокупности они призваны гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни.

Баглая М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. С. 154.

Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 87.

Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,2000. С. 95.

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

34 Конститу­ции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятель­ности.

Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий. В настоящее время центр тяжести в осу­ществлении права граждан на жилище перемещен с государствен­ного обеспечения на самообеспечение людей - за счет собствен­ных средств, ипотечных кредитов и т. д.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны - декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства.

Еще по теме Социально-экономические права и свободы человека и гражданина:

  1. Тема 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах 1.
  2. § 2 Ретроспективный анализ развития охраняемого содержания прав и свобод человека и гражданина
  3. § 3 Закрепление охраняемого содержания прав и свобод человека и гражданина в современном международном праве