Способность фокусировать внимание у животных. Чем важна фокусировка внимания

Фасада

Зачастую успех концентрации внимания зависит от общего настроя человека на определенное дело или событие, которое он считает важным. Рекомендации же по настрою предельно просты, и в реальной жизни обычно хватает только их для значительного повышения эффективности своей деятельности.

Во-первых, чтобы хорошо сфокусировать свое внимание на исполнении нужной вам задачи или понимании сути происходящего, необходимо прежде всего заниматься в определенный момент времени только этим делом (или рассмотрением какой-либо одной ситуации). Все отвлекающие, пусть даже и приятные факторы (вроде социальных сетей, игр, прогулок и т.п.) оставьте на потом, например, в качестве награды за успешно завершенное дело.

Прочие задачи также следует исполнять после текущей. Сразу несколько задач не следует делать одновременно. Увы, это особенности человеческого мозга – он не может концентрироваться в одно время сразу на выполнении сразу нескольких дел (или рассмотрении нескольких ситуаций), тем более совершая каждое из них с такой же эффективностью, как если бы занимался решением только одной задачи.

Во-вторых, коль скоро вы чем-то занимаетесь (а особенно, если вы занимаетесь этим по своему выбору), делайте это с удовольствием. Положительное отношение к какому-либо процессу очень способствует концентрации внимания на нем.

Если ваша деятельность – ваш выбор, то уважайте его и получайте удовольствие.

Если это не ваш выбор, но ситуация другого не оставляет – все равно получайте удовольствие от преодоления ситуации, от вашей несгибаемой воли, которая с легкостью справляется с препятствиями и позволяет вам концентрироваться на поставленной задаче. Не у многих людей есть такая воля.

Если это не ваш выбор и вы не в безвыходной ситуации, то имеет смысл сперва обдумать стратегическое направление вашей жизни, прежде чем концентрироваться на каких-то задачах.

Обеспечение рабочего окружения

Чтобы выполнять поставленные задачи или отслеживать суть ситуаций с большой концентрацией внимания, кроме психологического настроя может потребоваться учет некоторых других факторов.

Во-первых, вам необходимо организовать спокойное место, где нет лишних людей, шума, мелькающего в поле зрения телевизора и прочего подобного. В рабочем пространстве должны быть приемлемые освещение, температура, влажность, приток свежего воздуха; иначе рано или поздно что-то из этого неправильно подобранное начнет вас отвлекать. Помимо того, ваше рабочее место должно быть понятно и удобно для вас организовано, иначе вы также будете сильно отвлекаться, пытаясь найти нужные вам бумаги, ручку или еще что-то, необходимое для исполнения ваших задач.

Во-вторых, вам необходимо учитывать физиологические факторы. Недостаток сна определенно снижает способность к концентрации внимания. Голод и жажда также заставляют отвлекаться и думать только о средствах к их утолению.

В-третьих, занимайтесь планированием. Вы должны четко понимать, что вы хотите сделать и в какие сроки; какие затраты вам при этом предстоит понести. Ставьте цели и разбивайте их на задачи, учитывая свои возможности для их выполнения. Для каждой задачи отводится определенный промежуток времени, в течение которого вы будете спокойно сфокусироваться только на ней, не боясь что-то не успеть (ибо вы все прекрасно спланировали и рассчитали).

Фокусировка внимания

Основополагающим навыком, с точки зрения улучшения своих способностей видеть и слышать происходящее вокруг, является умение фокусировать своё внимание на объекте наблюдения. Для того чтобы этому научиться, можно использовать упражнение, применяемое при подготовке сотрудников полиции, ФБР и ряда других силовых ведомств США. Вот как это делается.

Выберите тихое место, где вам не помешают.

Положите перед собой какой-нибудь предмет, которым вы часто пользуетесь (это могут быть часы, мобильный телефон, зажигалка, ключи от квартиры и т. п.).

Сосредоточьте всё своё внимание на выбранном предмете, не меняя положения головы, рассматривайте его, подмечая цвет, форму, мельчайшие детали, царапинки, сколы и т. п. Все ваши мысли должны быть о рассматриваемом предмете.

Для начала будет неплохо, если вы сумеете сохранять фокус своего внимания 15–30 секунд. Постепенно доведите это время до 2 минут.

Если вы заметите, что во время фокусировки внимания у вас возникают мысли, не связанные с рассматриваемым предметом, например: «Зачем я трачу время на эту ерунду?», значит, ваш навык ещё недостаточно отработан. Не прерывайте упражнение, просто сконцентрируйте свои мысли на объекте наблюдения.

По сути, в ходе этого упражнения вы учитесь контролировать саккадические движения глаз, о которых говорилось в начале данной главы. В результате вы сможете получать более точную информацию о наблюдаемом объекте.

Когда вы научитесь удерживать выбранный предмет в фокусе своего внимания в течение 2 минут, необходимо постепенно усложнять упражнение, вводя отвлекающие факторы.

Для начала это может быть приглушённая музыка, доносящаяся из радиоприёмника или плеера. Тренируйтесь до тех пор, пока не сможете концентрироваться на рассматриваемом предмете, полностью игнорируя звучащую мелодию.

Когда вы научитесь справляться с музыкой, замените её звуками речи. Для этого переключитесь на передачу, участники которой постоянно ведут дискуссии.

Следующим этапом будет сохранение фокуса внимания на фоне звуков художественного фильма с напряжённым сюжетом. Экран телевизора можно либо завесить, либо отвернуться от него.

По мере освоения навыка фокусировки внимания можете постепенно увеличивать громкость источника отвлекающего звука.

Когда достаточно громкие звуки перестанут быть для вас проблемой, можно ещё более усложнить задачу, положив рассматриваемый предмет вблизи экрана включённого телевизора, по которому транслируется интересная передача или фильм.

Освоив данное упражнение из неподвижного положения, необходимо перейти к его выполнению в движении. Приближайтесь, удаляйтесь или обходите выбранный предмет, фокусируя на нём своё внимание. Когда вы сможете сохранять фокус своего внимания на объекте наблюдения в ходе перемещений, можно перенести тренировку в реальную жизнь. Двигаясь по улице, выберите подвижный или неподвижный объект (человека, вывеску, автомобиль и т. п.) и удерживайте на нём своё внимание.

Дополнительным результатом регулярных упражнений по фокусировке визуального внимания является выработка умения смотреть цепким пристальным взглядом, который могут выдержать далеко не все собеседники. Такой навык в определённых ситуациях может оказаться весьма кстати.

Приведённое упражнение по концентрации внимания описано на примере работы со зрением. Практически по той же самой схеме можно тренировать навыки работы и со слуховыми, и с тактильными, и с обонятельными ощущениями.

Если вначале вам покажется слишком сложно концентрироваться только на слухе, вы можете какое-то время заниматься подготовительным упражнением. Оно сводится к тому, что вы, находясь в удобной позе, с закрытыми глазами начинаете прислушиваться к звукам, которые вас окружают. Ежедневно выполняя это упражнение в течение 5 минут, вы быстро ощутите прогресс, ваш слух обострится, вы научитесь выделять один звук на фоне других. Затем надо стараться определить то, где расположен источник звука, на котором вы фокусируетесь, и насколько он от вас удалён.

Овладев умением фокусироваться на объекте, надо переходить к формированию навыка переноса внимания. Упражнение для отработки этого практически полностью аналогично описанному выше. Просто, достигнув концентрации внимания на одном объекте, вы переносите его на другой, затем на третий и т. д. По мере освоения этого навыка можно переходить к переносу внимания с визуального образа на звук, и наоборот. Концентрируясь на одном из объектов или звуков, важно не терять остальные из виду, используя периферийное зрение.

На начальном этапе для освоения навыка переноса внимания лучше выбирать предметы, находящиеся на примерно одинаковом удалении от вас, либо звуки приблизительно одинаковой громкости. Затем можно переходить к переносу внимания с близко расположенного объекта на удалённый (а также с тихого звука на громкий), и наоборот.

Упражнение по фокусировке зрения на предметах, находящихся на разном удалении от вас, также может использоваться для сохранения полной функциональности зрения. Многим из нас приходится на работе длительное время непрерывно фокусироваться на близко расположенном предмете (документе, дисплее компьютера и т. п.), кроме того, мы, городские жители, большую часть времени проводим в помещениях, а объекты, на которых мы концентрируем своё внимание, обычно расположены не далее пары метров. Со временем это может привести к возникновению нарушений аккомодации глаз, в результате которых утрачивается способность фокусироваться на удалённых объектах. Ежедневное выполнение упражнений по перефокусировке зрения в течение 3–5 минут существенно снижает риск появления близорукости.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

2. Фокусировка на единственной идее или предмете Когда разум неустойчив, перескакивает от одной мысли к другой, он приходит в возбуждение. Когда же разум сфокусирован на единственной идее или предмете, он успокаивается сам собой.Игрокам в гольф это хорошо известно. Когда

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ «Который час?»«Сколько тебе лет?»«Тебе понравился суп?»«Не хотпитпе ли еще кофе?»«Какой сейчас курс американского доллара по отношению к японской йене?»«При какой температуре плавится пластик?»Все вопросы служат способом направления внимания. Мы

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

15. Виды внимания По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Переключение внимания Вы задаете мне вопрос: «Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?» На это я отвечаю: «Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, – комплексная

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

Фокусировка То, как человек фокусирует свой взгляд, опытному физиогномисту скажет больше, чем все остальное вместе взятое. Человек, неуверенный в себе, не имеющий ясно выраженных целей, зачастую ничего не добившийся в жизни, как правило, не смотрит прямо на собеседника,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Маленький шизоид обладает фантастической способностью к концентрации внимания и превосходит в этом остальных детей. Занявшись любимым делом, он способен полностью отключаться от действительности и растворяться в лишь одному ему понятной

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Здоровый ребенок. У ребенка постоянные проблемы с концентрацией внимания. Если циклотимик имеет эти проблемы в силу своего неуемного интереса к миру, то ис–тероидному ребенку трудно концентрироваться на чем–либо, кроме своей особы. Однако он

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Характеристики внимания Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

День 18. Фокусировка Каждый человек обладает мощной внутренней энергией, на которой держатся жизнь, эффективность, трудоспособность, мысли, эмоции. Эта энергия почти не ограничена.Зачастую люди тратят энергию на пустые разговоры, просмотр телепередач и так далее. Одна из

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

У человека нет таких приборов, чтобы он мог непосредственно определить фокус своего внимания, но, несмотря на это, внимание существует как инструмент, и умение им управлять является основным фактором, определяющим восприятие, поведение и судьбу человека. Но как же его распознать, если его нельзя ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать? Для того чтобы научиться им управлять, его надо научиться осознавать так же, как осознаются глаза, руки, ноги и т.д.

Если вы захотите изменить свою походку, необходимо осознать, что у вас есть ноги (не обязательно давать им оценку или какое-либо описание, а просто почувствовать их), а для того чтобы что-то сделать руками, необходимо сначала осознать, что у вас есть руки. Для того чтобы похудеть или стать сильнее, необходимо осознать своё тело и т. д. Точно так же следует осознать, что фокус внимания - это инструмент, подобный рукам, ногам или зрению, но только невидимый вам.

Чтобы было легче понять, как работает фокус внимания и как им можно управлять, пронаблюдайте за тем, как вы можете изменять фокус своего зрения:

Возможно, вы не раз замечали, что фокусируясь на каком-то определённом предмете или событии, вы можете перестать замечать то, что происходит вокруг вас, а если какая-либо мысль сильно отвлекает ваше внимание, то вы можете полностью перестать обращать внимание на происходящее вокруг. Это происходит потому, что при слишком сосредоточенной фокусировке на чём-либо одном остальные события или предметы начинают становиться невидимыми для вас, так как выпадают из фокуса вашего внимания.

Всё дело в том, что глаз только преобразует окружающую энергию в электрический сигнал, который затем поступает в мозг. Восприятие происходит в вашем уме. Фокус вашего зрения, то, что вы видите, как вы видите, как воспринимаете происходящее и что при этом замечаете, а что нет, определяет фокус внимания вашего ума.

Но фокус внимания может также управлять не только вашим зрением. Подобную аналогию фокусировки внимания можно пронаблюдать и со слухом. Когда вы находитесь в толпе людей и, возможно, фокусируетесь на каком-то диалоге, происходящем недалеко от вас, то вы тут же начинаете создавать в своём воображении определённую картинку, выхватывая из диалога слова и придавая им свою значимость. И представляя себе события, вы начинаете верить в то, что происходит в вашем уме, вовлекаясь в происходящее в нём, переставая замечать и слышать всё остальное, происходящее вокруг вас. Такая избирательность обусловлена фокусом вашего внимания.

Если фокус внимания перенести на саму толпу, то вы услышите то, что сможете назвать просто шумом, который издаёт толпа. И вы сможете заметить, как изменилось ваше отношение к происходящему. Теперь вы можете воспринимать не отдельное событие, выхваченное из толпы, а всю толпу как единый организм, чувствовать её состояние и настроение. Перенеся же внимание на своё тело, вы сможете почувствовать, что в нём происходит. Это позволит вам наблюдать своё поведение в толпе, понять механизмы взаимодействия с ней, что даст вам возможность в какой-то степени влиять на определённые события, которые происходят в вашей кажущейся жизни.

А если вы перенесёте фокус внимания на то, что заставляет вас воспринимать всё именно таким образом, наблюдая за тем, что создаёт тот или иной отклик мыслей в вашем сознании и как развиваются эти мысли, то это, возможно, даст вам осознать совсем иной смысл вашего участия в каком-либо мероприятии или даже существования.

Замечая во всём работу механизма фокусировки внимания, практикуя постоянно его изучение, вы научитесь понимать, как работает этот механизм и как, направляя, расширяя или сужая его, можно, управлять при его помощи своим восприятием, состоянием, эмоциями – своей жизнью.

Внутреннее внимание. Что мешает правильно фокусировать своё внимание

Тот, кто не учится управлять своими мыслями и эмоциями, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин.

Даже у тех, кто считает, что умеет не вовлекаться в происходящее, могут спонтанно возникать негативные ощущения или состояния неприятия, причину которых порой бывает невозможно установить. В таком случае способность управлять мыслями будет кажущейся, являться только очередной ловушкой обусловленного ума. Управление своими мыслями и эмоциями следует понимать не только как умение не вовлекаться в видимые события, а как невовлеченность во всё, что происходит в уме как сознательно, так и бессознательно.

Фокус внимания у большинства людей сосредоточен том, чтобы удерживать в их воображении кажущийся им мир и представление о себе самих. Внимание человека подобно лучику фонарика, который, скользя по поверхности бессознательного, выхватывает фрагменты, представляя их как кажущееся ему объекты или события. Ум же как мозаику складывает из них иллюзорное представление о кажущемся "Я" и окружающем его мире.

Что мешает правильно фокусировать своё внимание

Для того чтобы познать себя, необходимо исследовать не только те объекты или события, которые вам кажутся реальными, а перенести свой фокус внимания на исследование того, что всё это создаёт, откуда всё возникает. Чтобы постичь свою природу, необходимо направить фокус своего внимания вовнутрь на исследование своих мыслей. Но из-за путаницы в уме порой трудно понять, как это осуществить. Ведь услышав такую команду, ум начинает представлять то «внутреннее место», на котором нужно сфокусироваться. Но любое представление ума - лишь концепция. Фокусируясь на концепции, внимание остаётся в кажущемся внешнем мире. Такой неправильный фокус внимания приводит к непониманию того, что нужно исследовать, не позволяет долго получить желаемых результатов в практике познания себя. Когда ум застревает в какой-либо концепции, что мешает вам правильно фокусировать своё внимание, следует воспользоваться другой концепцией, чтобы разрушить концепцию, на которой "застрял" ум. После этого от всех концепций также следует избавиться, чтобы вновь не "застрять" в них.

Как правильно фокусировать своё внимание

Чтобы вам было проще понять, на чём следует фокусироваться, воспользуемся метафорой: ваше сознательное и бессознательное подобно айсбергу, где сознательное – лишь видимая часть его. Фокус вашего внимания всегда находится лишь на отражении света от надводной поверхности айсберга. Направить внимание вовнутрь означает начать исследование не только скрытой под водой поверхности, а всего айсберга в целом.

Внутреннее внимание - это исследование себя не как некоего объекта или концепции, а фокусирование внимания на постижении самой природы своего ума. Правильный фокус внимания позволяет различить и отбросить всё ложное, поверхностное, которое блестит в лучах солнца, кажется миром, отвлекая ваше внимание, не давая увидеть то, чем вы являетесь на самом деле.

При наблюдении своих мыслей направляйте своё внимание на наблюдение самих мыслей, развивая при этом в себе способность к различению истинного от иллюзорного. Научившись различать, вы легко отбросите всё кажущееся, иллюзорное как бесполезную бижутерию, блестящую в лучах солнечного света, и сможете постичь истинную природу своего ума.

Концентрация внимания. Практика управления фокусом внимания

Практика управления фокусом внимания связана с умением правильно концентрироваться. Всё, что вы воспринимаете, о чём вы думаете, является результатом вашей концентрации, то есть сужения фокуса своего внимания на чём-то конкретном. В вашем сознании отражается только то, что притягивает внимание, а всё остальное, что не попадает в фокус вашего внимания, остаётся незамеченным.

То, что вы воспринимаете сейчас как кажущийся вам окружающий мир, является результатом опыта прошлого. Когда вы представляете или желаете чего-либо, вы транслируете свою мысль в будущее. Но поскольку вы можете транслировать только то, что можете представить, а представление ограничено опытом прошлого, то вы транслируете свой прошлый опыт в будущее, изменяя его своими желаниями, возникающими в уме как воображение о будущем, основанное на опыте прошлого. Транслируя опыт прошлого в будущее, ум создаёт иллюзию движения во времени и, отождествившись с вами, создаёт в вас убеждение, что вы движетесь вместе с ним из прошлого в будущее. Это похоже на то, как солнечный зайчик бежит по стене, а невежественной стене кажется, будто движется она. Вы всегда здесь и сейчас, а движется только ум. Осознание этого даст вам освобождение от зависимости от своего ума. Но осуществить сразу это будет трудно из-за привычки ума фокусировать ваше внимание определённым образом.

Когда человек появляется на свет, его внимание не сфокусировано на чём-то определённом, он открыт всему миру, всё, что он видит вокруг, для него новое. Он познаёт, и в его памяти создаются стереотипы представлений об этом мире и о себе. Далее эти стереотипы становятся убеждениями о том, каким, по его мнению, должен быть этот мир. Благодаря такому созданному ограниченному представлению о мире внимание человека фокусируется только на определённых практичных для него вещах и важных только для него событиях. При этом упускается из его внимания всё то, что он, исходя из своего опыта, не считает важным.

Когда человек становится взрослым, мир вокруг перестаёт представлять из себя что-то новое. В большинстве случаев в схеме жизни взрослого, построенной на созданных в его уме убеждениях и стереотипах, нет ничего относительно нового, реакции уже готовы и он «знает», на чём концентрировать своё внимание. Когда фокус внимания настраивается таким образом, чтобы всё соответствовало созданным в уме шаблонам стереотипов, человек перестаёт замечать всё непривычное, всё новое начинает пугать его, и он может даже создавать конфликт, отстаивая «правильность» концепций своего восприятия.

Поэтому даже читая книги или занимаясь с учителем, человек может воспринять лишь то, что попадает в фокус его внимания и укладывается в его привычные представления. И если человек даже получает новое знание, которое он, исходя из своего ограниченного опыта, объяснить не может, то, пытаясь осмыслить полученное, он по привычке старается загнать его в рамки своих убеждений. Новые знания вступают в конфликт с концепциями ума, это вызывает сопротивление, создаёт конфликт, что заставляет человека отстаивать своё мнение, отторгая новые знания. Именно своё мнение, которым так дорожит человек, и является основным препятствием в постижении своей истинной природы.

То знание, которое человек стремится постичь, изучая свою истинную природу, находится за пределами концепций обусловленного ума. Сфокусировать же своё внимание на постижении неизвестного невозможно потому, что концентрация внимания – это результат заранее известного. Для того чтобы себя исследовать, нужно действовать наоборот, - выяснять, кем вы не являетесь. Следует изменить направление движения своих мыслей, направив своё внимание не на что-то конкретное, а на то неизвестное для вас, откуда возникают мысли, выйти за рамки ожидаемого, за пределы тех обусловленных границ, которые создал ваш ум, не давая оценок, что хорошо, а что плохо, чего может быть, а чего - нет. Небходимо уметь распознавать любую концепцию о предполагаемом как ложную и ничего не ожидать. В противном случае вы узнаете лишь то, что существует в Вас как убеждение, и любая практика даст вам только достижение ожидаемой концепции, созданной в вашем же уме. Надо временно отказаться от поиска и переделывания себя, остановиться и задать себе вопрос: «Кто я?» и, ни к чему не готовясь, ничего не ожидая, освободить сознание от концепций, шаблонов, стереотипов и стать открытым как в детстве.

  • Определите и оцените наличие изменений и нарушений

  • Проверенные инструменты для улучшения или восстановления фокусировки внимания и других когнитивных функций

  • Что такое фокусированное внимание?

    Фокусированное (сфокусированное) внимание можно определить как способность нашего мозга концентрировать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от времени, в течение которого мы сосредотачиваемся на нём . С помощью фокусированного внимания мы можем быстро заметить релевантные стимулы, как внешние (например, шум), так и внутренние (скажем, ощущение жажды). Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

    Наша способность сосредотачивать внимание на стимуле или действии может меняться в зависимости от различных факторов :

    • Личные факторы : уровень активации, мотивация, эмоции или сенсорная модальность, один из аспектов стимула. Мы с большей вероятностью корректно отреагируем на стимул если мы проснулись, пребываем в хорошем настроении и мотивированы, чем когда мы грустим, хотим спать или какой-то стимул или вид деятельности нам неинтересен.
    • Факторы окружающей среды : гораздо проще сосредоточиться на целевом стимуле или виде деятельности, когда нет отвлекающих факторов. Трудность возрастает по мере увеличения этих факторов и зависит от их интенсивности и частоты.
    • Факторы стимула : такие, как сложность стимула, его новизна, продолжительность или заметность. Один простой, предсказуемый и яркий стимул обнаружить значительно легче.

    Типы внимания

    Поскольку внимание представляет собой сложный процесс, с течением времени было предложено несколько моделей для объяснения различных субкомпонентов внимания. Наиболее широко известная модель - это Иерархическая модель Сольберг и Матеер , согласно которой внимание делится на:

    • Пробуждение : имеет отношение к нашему уровню активации или готовности, т.е. энергичны ли мы или хотим спать.
    • Фокусированное внимание : способность концентрировать наше внимание на каком-либо стимуле.
    • Поддерживаемое (постоянное, неослабное) внимание : способность удерживать внимание на стимуле или действии в течение длительного периода времени.
    • Селективное (выборочное, избирательное) внимание : способность сосредотачиваться на конкретном стимуле или виде деятельности в присутствии других отвлекающих стимулов.
    • Альтернирующее (переключаемое) внимание : способность менять фокус внимания между двумя или больше стимулами.
    • : способность нашего мозга одновременно реагировать на различные стимулы или действия.

    Практика и когнитивные тренировки могут помочь улучшить наше фокусированное внимание , и, как следствие, нашу способность концентрироваться на стимуле или действии.

    Примеры фокусированного внимания

    • Во время каждой поездки на машине необходимо внимательно следить за дорогой, другими автомобилями, дорожными знаками, индикаторами скорости и уровня топлива нашего автомобиля. Отвлекаться может быть смертельно опасно, поэтому важно обладать хорошим фокусированным вниманием для снижения риска опасных ситуаций на дороге.
    • Любой учащийся должен быть в состоянии корректно воспринимать стимулы во время занятий, будь то речь преподавателя или содержание учебников. Невнимательность может привести к пропуску важной информации, потере времени и снижению успеваемости.
    • Практически при любой работе необходим высокий уровень фокусированного внимания. Обслуживаете ли вы клиентов в супермаркете, читаете или пишете документы в офисе, - для всего этого нужно внимание.
    • Мы используем фокусированное внимание ежедневно, например, когда что-то роняем на пол, готовим еду или убираем крошки со стола.

    Патологии и расстройства, связанные с проблемами фокусировки внимания

    Это нормально, что иногда мы не замечаем некоторые вещи, которые происходят вокруг нас. Однако при нарушении фокусированного внимания становится невозможным выполнение большей части повседневных дел, которые так или иначе требуют нашего внимания. Дефицит фокусированного внимания делает любой вид деятельности неэффективным .

    Фокусированное внимание может быть нарушено при многих расстройствах, как ввиду проблем, связанных непосредственно с этой способностью, так и в связи с нарушениями других субпроцессов внимания, от которых она зависит (например, пробуждение или активация). При низком уровне фокусированного внимания мы не можем сконцентрироваться на релевантном стимуле. Расстройством, при котором значительно нарушено фокусированное внимание, является геминеглект , т.е. неспособность реагировать на стимулы правой или левой половины окружающего нас пространства. Также для (СДВГ и СДВ соответственно) характерна невнимательность, которая не позволяет замечать релевантные стимулы, хотя в данном случае больше проблема с памятью. Кроме того, фокусированное внимание нарушено и при других расстройствах: шизофрении , Болезни Альцгеймера или деменциях в целом. Довольно часто дефицит фокусированного внимания наблюдается у людей с повреждением мозга, которое произошло в результате инсульта или черепно-мозговой травмы (ЧМТ). И, наоборот, люди с проблемами тревожности могут обладать чрезмерно высоким уровнем бдительности и внимательности.

    Как измерить и оценить фокусированное внимание?

    Фокусированное внимание помогает нам выполнять многие виды повседневной деятельности. Наша способность корректно направлять свой фокус внимания будет зависеть от этой способности. Таким образом, оценка навыка фокусировки внимания может быть очень полезной для различных сфер нашей жизни: в школе (чтобы определить, понимает ли ребёнок тему урока или ему нужно подавать информацию проще и точнее), в медицинских учреждениях (чтобы понимать, может ли пациент следовать полученным предписаниям или действовать в своей привычной среде адекватным образом) или в профессиональной сфере (чтобы удостовериться, способен ли человек управлять транспортным средством, работать контролёром качества или офисным клерком, и т.д).

    С помощью мы можем эффективным и надёжным способом оценить различные когнитивные способности, в том числе фокусированное внимание . Тест, предлагаемый CogniFit ("КогниФит") для оценки фокусированного внимания, основан на классических тестах: Тесте на Длительное Поддержание Функции (СРТ), Тесте Переменных Внимания (TOVA) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). Этот тест позволяет оценить и другие поведенческие расстройства, такие как беспокойство или импульсивность, тревожность и невнимательность. Помимо фокусированного внимания тест также измеряет ингибицию и когнитивную гибкость.

    • : на экране появится голубой квадрат. Нужно нажимать на кнопку, расположенную в центре квадрата так быстро, как только это возможно. Чем больше раз вы нажмёте на кнопку за установленное время, тем лучше будет результат.
    • : в углах экрана будут появляться световые сигналы. Нужно нажимать на жёлтые сигналы так быстро, как только это возможно. И наоборот, если сигналы загорятся красным, нажимать на них не нужно.

    Как улучшить или реабилитировать фокусированное внимание?

    Все когнитивные способности, в том числе фокусированное внимание, можно улучшать и тренировать для повышения их производительности. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

    является основой для реабилитации фокусированного внимания и других когнитивных способностей . CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений для восстановления фокусированного внимания и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если вы часто тренируете фокусированное внимание, нейронные связи структур мозга, отвечающие за этот процесс, будут укрепляться. Таким образом, когда мозг обрабатывает получаемую от органов чувств информацию, нейронные соединения становятся более эффективными и быстрыми, и способность к фокусированному вниманию повышается.

    CogniFit ("КогниФит") состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персональной программы для когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки фокусированного внимания и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает вам персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления навыка фокусировки внимания и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

    Правильные и регулярные тренировки имеют важное значение для улучшения способности фокусировать внимание. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты для оценки и реабилитации этой когнитивной способности. Для корректной тренировки требуется уделять 15 минут день два или три раза в неделю .

    Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму прогресса вашего когнитивного состояния.

    Сегодня хочется поднять один очень актуальный вопрос: все-таки… как научиться смещать фокус мыслей? Сравните, сколько времени, скажем, за день вы радуетесь и наслаждаетесь чем-то и сколько времени озабочены и критикуете. Ну что? Сравнение — это явно в пользу негатива, причем с большим перевесом. Да это и понятно – проблемы, заботы…

    Вот встали вы утром, выглянули в окно – там пасмурно, снег выпал, а на улице +2 С, тает. «Опять слякоть питерская! Ни пройти, ни проехать, обувь испорчена, хоть болотники покупай…» — ворчите вы. А снег то еще белый, свежий, и дети в счастье катают снеговиков. Разве не заметили?

    Как научиться смещать фокус мыслей и видеть позитив во всем?

    Об этом подробнее:

    Куда направлены ваши мысли?

    А все дело в том, куда направлены ваш фокус мыслей, то вы и видите. Мир в действительности – большая иллюзия. То, что предстало перед нашим взглядом, далеко не все, что есть на самом деле. Да и то, что мы смогли заметить, можно расценивать по-своему. Вот и получается, что мы видим один и тот же мир по-разному.

    Приведу один смешной пример моей «слепоты». Как-то давно, я отправилась на ювелирную выставку – я тогда очень хотела купить кулон-жемчужину. Понятно, что все мое внимание было направлено на жемчуг. В одной витрине я заметила изумительное кольцо с необычным дизайном и потрясающей жемчужиной! Я просто запала на него, мерила и любовалась минут 15. В итоге решила, что возьму, сколько бы ни стоило – цены на изделия из жемчуга меня устраивали.

    Узнав стоимость, чуть в обморок не упала. «Почему ТАК дорого?!» — изумилась я. «Так ведь бриллианты же!» — удивился в свою очередь продавец. «Где бриллианты?!!!» — совсем оторопела я. И увидела вдоль изогнутого элемента по бокам два ряда довольно крупных блестящих камушков. Но я их в упор не видела, целых 15 минут вертя так и эдак кольцо, и не сводя глаз с восхитившей меня жемчужины. Вот вам и фокус внимания – что хочу видеть, то и вижу.

    Научиться выбирать новые мысли, строить события и ситуации, стать настоящим Творцом жизни - Вы сможете в проекте: «Фокус мыслей»

    Что это за фильтр?

    Осознанно захотев видеть что-то иное, вы смещаете свой фокус мыслей с привычного на то, что вам надо. Обычно мы не видим «дальше своего носа» — имеющегося у нас опыта. Такое чувство, что на каждом человеке надеты специальные темные очки с перфорацией определенного дизайна – индивидуального набора дырочек. Эти дырочки – фильтр, через который свет нашей души высвечивает нам окружающую действительность. И этот фильтр – не что иное, как наши убеждения.

    Если мы считаем, что мир опасен и жесток, то будем обращать внимание только на эти его проявления. И не заметим, насколько мир красив, дружелюбен, изобилен – эти «дырочки» у нас закрыты. Это как в детстве, в темной комнате один ребенок видит тени как страшного монстра, а другой, находящийся тут же, смешного клоуна.

    Выбор за вами

    Ну что скажете, разве мир не является иллюзией? А если это так, значит, вы можете выбирать, какой мир вы хотите себе создать. И сделать это очень легко с помощью смещения вашего привычного фокуса внимания на желаемый.

    Впрочем, согласна, не всегда получается легко. У меня есть две темы – здоровье и деньги – где мне нелегко отвлечься от обычных мыслей-опасений-страхов. Страх — довольно сильная штука, его одним смещением не победишь.

    Лично мне не хватало какого-то маленького пазлика для завершения желаемой картины. Мой страх остаться без денег – очень силен. Я, как положено, частенько обращаю внимание на наличие денег в моем мире, и в моем кошельке. Как положено, радуюсь и благодарю. Но чувствую, что где-то в глубине души мне страшно: а вдруг мне не хватит, вдруг больше денег не будет… Этот страх на уровне выживания, поэтому подсознание не отпускает его ни днем, ни ночью.

    Благодарность – цени, что имеешь

    Что ж, раз не отпускает, то что оно мне показывает? А демонстрирует мне мой страх проблемы с тем, что я не умею ценить то, что у меня есть. Что благодарю я не из переполняющей меня радости (я слабо чувствую благодарность в обстановки нехватки чего-то), а из страха, что ничего не изменится.

    А почему мне не ценно то, что я имею? Потому что это уже получено. Мы приучены стремиться и добиваться. Достали, получили – молодец – помчались дальше. И эта гонка бесконечна. И остановиться нельзя: «нечего почивать на лаврах» — говорят. Вот мы и бежим к следующим целям. И то, чего уже достигли, мало. Это для нас ничего уже не значит сейчас, проехали уже.

    Обесценивание результатов

    На этой неделе мы с сыном были на турнире по минифутболу. Он вратарь в своей команде. В первый день они играли супер: раскатали соперников со счетом 9:2. Ребят хвалили. А на следующий день сыграли в ничью 1:1. Причем нам забили на последней минуте. Мой сын, как вратарь, получил от тренера по полной. И то, что он отразил в этом, да и в предыдущих матчах множество мячей, обесценилось в мгновенье ока – этот последний мяч ему не могли простить. А если бы забили не один, а как вчера, 9 или 10, этот один и не заметили бы. Но тренер сказал: «Неудачники!»

    Я это к тому, что то, что нам казалось замечательным вчера, сегодня обесценивается нами же. Так откуда возьмется благодарность? А если мы ничего не ценим, то зачем достигать и стремиться? Что нам дает ненасытное достигаторство? Счастье? Удовлетворенность? Лишь на мгновение – галочку поставить: выполнено.

    Вселенная так умно устроена, что помогает нам опомниться и почувствовать себя счастливыми не время от времени, а гораздо чаще. Она предлагает нам намного больше и намного проще, чем мы вообще способны себе представить в свете своих убеждений.

    Осознанный выбор

    Вернусь к своим «баранам». Если присмотреться к сегодняшней моей финансовой ситуации, конечно, можно стенать, что денег мало и очень на многое не хватает. Но! Вот тут-то и появился мой ключевой «пазлик».

    Я осознанно выбираю быть счастливой прямо сейчас. Не тогда, когда будут оплачены все мои счета и отданы все долги, а сейчас. Мое счастье не зависит ни от чего – это мое чувство, и я, как творец своей сегодняшней реальности, выбираю чувствовать себя счастливой сейчас! Попробуйте, поиграйте своими чувствами, и вы поймете, что ваши чувства – это ваш выбор, и он не зависит от внешних обстоятельств, если, конечно, вы сами не отдадите бразды правления собою кому-то другому.

    Вот у вас нет денег сейчас: попробуйте поплакать, теперь посмеяться, ну и успокоиться, наконец. Ну что, количество денег у вас не изменилось, а вот состояния были разные. Выбирайте, каким вы хотите быть. Ведь деньги сами по себе не сделают вас счастливым, а вот в спокойном и веселом состоянии легко найти выход из любой ситуации – голова лучше работает, не забитая страхами и переживаниями, да и Вселенная помогает.