Теории происхождения древнерусского государства. Основные теории происхождения древнерусского государства 1 образование древнерусского государства научные концепции

Окрашивание

Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следую­щих политических центров: Куявии (на территории Киева), Славии (на тер-и Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).

После объединения восточнославянских пле­мен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.

Факторы, способствующие образова­нию Древнерусского государства:

1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;

2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славян­ских племен;

3) внешняя торговля;

4) сложные политические отношения с Визан­тией;

Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятель­ного государства.

Образ жизни славян оседлый. Быт - со­седская община. Главное занятие - земле­делие.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

1) переход от родовой общины к территориаль­ной и соседской;

2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;

3) введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Вол­нения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей напра­вилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на зем­лях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег.Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» - образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мир­ного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья - велики­ми киевскими.

Окончательно оформилось Русское государ­ство - Киевская Русь.

Теории возникновения государства у восточных славян:

1. Славянская (антинорманская)- отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (Ломоносов, Рыбаков)

2. Центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. (Юрганов, КАцва, большинство современных источников)

3. Норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Байер, Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)

Концепции происхождения государства: классовая и договорная

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сна­чала по старшинству в роде, а в последую­щем - от отца к старшему сыну;2) отсутствие юридической ответственности главы государства;3) несформированные институты власти;4) неустановленные полномочия и статус сове­та при правителе;5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган

Гос. строй КР- раннефеод. монархия. Во главе гос-ва – киевский великий князь.

В функции великого князя входили: 1) организация и командование вооруженными силами;2) сбор дани; 3) налаживание внешней торговли; 4) назначение местного управления, княжеских агентов;5) законодательная и судебная деятельность;6) руководство внешними отношениями.

Он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осущ-сь его наместниками (в городах) и волостели (в сельских местности). Великий князь был в сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Появился новый орган власти –«снема» - феодальный съезд. На нем решались вопросы войны и мира, вассалитета. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (сыновья) и опиралось на военные гарнизоны. Существовала десятичная система управления. Ресурсы для существования местные органы получили через систему кормлений (сборы с местного населения). Важную гос-ю и полит. роль играло вече. Приобретались более формализованные черты: повестка дня, кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра – «старцы градские». Компетенция: вопросы налогообложения, оборона городов, организация воен. походов, выборы князя (в Новгороде). Орган местного крестьянского самоуправления – тер-альная община – вервь. Компетенция: земельные переделы, полиц. надзор, налогово-финансовые вопросы, судебные споры. Становление княжеской администрации – на фоне первых правовых реформ. Налоговая реформа княгини Ольги(X): установила «уроки» и «погосты». В начале XI в Владимир устанавливал «десятину» - налог в пользу церкви. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право приобретать земли, население деревни, осуществление суда по спец. юрисдикции.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных, органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных opганов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства - относитель­но единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси не определен: присутству­ют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Правовое положение

В IX в. установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов землевладельцев и зависимого населения.

Господствующий класс:1) великий князь;2) местные князья и общинная знать (бояре) - крупные феодалы-землевладельцы;3) служилые люди, обеспечивающие работу го­сударственного аппарата;4) дружины князей, подчиняющиеся либо вели­кому князю, либо удельному князю. Зависимый класс населения:

Зависимый класс населения:1) смерды (крестьяне ) - свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок зем­ли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по на­следству. Зависимость смердов выражалась в обязанности платить князьям дань, пода­ти. Личность и имущество смерда защища­лись законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступ­ки и преступления по обязательствам и дого­ворам. В судебном процессе смерд мог вы­ступать полноправным участником;2) закупы - смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хо­зяина и не мог его покинуть, пока не рассчи­тается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказы­вать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях;3) рядовичи - крестьяне, работающие у зем­левладельцев по договору (ряду);4) изгои - люди, которые вышли из общины и на­ходятся вне социальных групп;5) прощенники - лица, попавшие под покрови­тельство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;6) холопы (челядины) - лица, попавшие в раб­ство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (ра­быней), поступления в ключничество, совер­шения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяи­ну выплачивался штраф, как за уничтожение имущества;7) докладные холопы - княжеские или боярские I слуги, которые ведали отдельными отрасля- I ми хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;8) кабальные холопы-холопы, которые не мог­ли отчуждаться как обычное имущество. От­ношения хозяина и кабального холопа строи­лись на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.

Промежуточные и переходные катего­рии - городское население:

1) боярство;2) духовенство;3) купечество;4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы).

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства.

http://potolkihouse.ru/

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам - Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область - раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

http://mirakul.ru/

Помимо этого, существует теория, получившая название индо-иранской. В основе этой теории мнении о том, что рос и рус - это абсолютно разные народности, которые возникли в разное время.

Видео:Рюрик. История государства Российского

Читайте также:

  • Древняя Русь - государство, о котором уже написано множество книг, а также снято не один фильм. Стоит отметить, что древнерусское государство прошло достаточно долгий и нелегкий пусть становления. Многие слышали о том, что существует центристская теория происхождения древнерусского

  • Древняя Русь - великое государство, где большое значение уделяли развитию музыки. Именно поэтому древнерусские музыкальные инструменты - это очень интересная тема.

  • Согласно определенным исследованиям стало известно, что древнерусские руны изначально воспринимали в качестве отдельных знаков письменности. Стоит отметить, что в начале XIX века под этим названием понимали исключительно германскую письменность. Итак, давайте рассмотрим основные отличия германских

  • Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

Согласно антинорманской теории или славянской, «варяги», явившиеся на Русь, были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что мужскаяс линия древней славянской новгородской династии угасла. Они жем были представителями ее женской линии - внуками последнего новгородского князя Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на Западе. Призывали своих - славян, а не чужих - германцев.

Никакой существеннойм роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои, созданныепеще веками дом этого своими руками.

Уже во 2-й половинес IX века в Восточной мЕвропе существовало два больших славянских государства - Новгородское и Киевское. Эти государства имели своихм князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе.

Норманисты склонны считать, что всеа эти приведенные упоминания о варягах касаются миностранцев-правителей, завоевателей или, во всяком случае, руководителей Руси, что исчезновение ихм с русского горизонта объясняется слиянием их сос славянским населением страны.

На деле же это не так: варягим существовали на Руси до тех пор, пока была нужда в наемных войсках. Как только мона исчезла, варягов перестали нанимать и имя их вышло из обихода на Руси.

Дело в том, что в нашемм распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает нам вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейшийс летописный свод «Повесть временных лет». Летопись даетс понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные -- варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжскихм князей.

Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установлениям порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдетес княжит и володети нами». Варяжские князья сначала не соглашались, но славяне их уговорили.

Три варяжскиха князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик -- в Новгороде, Трувор -- в Изборске (неда леко от Пскова), Синеус -- в Белоозере.

Во-первых, фактическийс материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призванияпа варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говоритм о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов.

Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложногоп процесса образования любого государства. Государствоп нет может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государствоа есть продукт сложного и долгого развития социальнойм структуры общества.

В поддержку антинорманскойп теории говорят также работы по изучению присхождения слов и заимствований в русском языке, например, происхождение и значение термина «русь». Филологи из Европы - Экблом, Стендер-Петерсен, Фальк, Экбу, Мягисте, ап также историки Пашкевич и Дрейер пытались утвердить и укрепитьп построение, согласно которому «русь» происходит от «руотси» - слова, которомп финны называют шведов и Швецию. «Русь» в смысле «Русское государство» - означало государство шведов-руси.

Пашкевич говорил, что «русь» - норманны из Восточной Европы. Против этих построений выступал Г.Вернадский, говоривший о том, что термин «русь» имеет южнорусское ипроисхождение, и что «рукхс» - аланские племена южныхи степейкисередины I тысячелетия нашей эры. Слово «русь» обозначало существовавшее задолго до появления варягов сильное политическое объединениеи Русь, совершавшее военныеа походы на побережье Черного моря. Если мобратиться к письменным источникам того времени - византийским, арабским, то можном увидеть, чтоб они считают русь одним из местныхи народовм юго-восточной Европы. Также некоторые источники называют его, и это особенно важно, славянами.

Более пятидесятии ученыхмуна протяжении двух веков занимались проблемой скандинавских заимствований в русском языке. Норманисты хотели показать, что многиема предметы и понятий в русском языке имеют скандинавское происхождение. Специально для этого шведский филолог К.Тернквист проделал огромную работуи по поиску и отсеивания из русского языка скандинавскиха заимствований. Результат был совершенно неутешителен. Всего былос найдено 115 слов, абсолютное большинство из которых - диалекты XIX века, в нашем время не употребляемые. Лишь тридцать - очевидные заимствования, из которых только десять можно привести в доказательство норманской теории.

Это такиес слова, как «гридин», «тиун», «ябетник», «брьковск», «пуд». Такие слова, как «наров», «сяга», «шьгла» - употребляются в источниках по одному разу. Вывод очевиден. Точно с таким же успехом исследователь А.Беклунд пытался доказать наличие на территории русского государства скандинавских имен.

Таким образом мыа видим, что все доводы норманистов можно опровергнуть если всесторонне подойти к изучению русской истории.

Перечень вопросов к экзамену

Санкт-Петербург


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургской

юридической академии

профессор

Э.В. Суслин

«___»____________2011 г.

История отечественного государства и права

Перечень вопросов к экзамену


1. История отечественного государства и права, ее предмет и периодизация.

История государства и права России изучает
политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX-XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.
Период сословно-представительской монархии (XVI-XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.
Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.
Советский период (1917-1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.
Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

2. Возникновение государственности у восточных славян.

Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

3. Общественный строй Киевской Руси.

Все феодал.общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к гос-тву. Каждое сословие имело свой юр.статус. Рассматривать феодал.общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуат-мых - упрощение. Представитель феодал.класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церков.иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях,что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.Рабы и холопы . Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как обществ. уклад.Содержание раба обходилось слишком дорого, долгой рус.зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования раб.труда климат.условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было нагляд. примера для заимствования и распространения этого института в славян.землях.Его распространению препятст-вовали также развитые общинные связи, возможность получения урожая силами свобод.общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер.Для обозначения раб.состояния использовались термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудач-ного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство.Прав.статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не м/б субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел. За уголов.преступления, совершенные холопом, нанесенный им матер.ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен.Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагмат-ким причинам.Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на админ-ной службе у господина и имевших право повелевать от его имени др. категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество.Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья,бояре,дружинники,мест. знать, посадники,тиуны и т.д.Феодалы осущ-яли гражд.управление и отвечали за воен.организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и суд.штрафы с населения, находились в привилегирован-ном положении по сравнению с остальной массой населения. Рус.Правда устанавливает двойную виру в 80 гри-вен за убийство княж.слуг,тиунов,конюхов,огнищан.Но о самих боярах и дружинниках она молчит,из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смерт.казнь. Господ.класс древнерус. общества носил название "бояре". Наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и др.: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени. Вместе с князем они участвовали в воен.походах,обогащаясь за счет захваченных трофеев.Вторую категорию составляли бояре княж-ие - бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киев.князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли.В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.Княж.бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время воен.походов становились ядром рус.войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению гос-ом, были советниками князя по вопро-сам внутренней и внеш.политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.Духовенство. Его прав.положение как при-вилегированной соц. группы оформилось с принятием христианства,которое стало важным фактором укрепления отеч.гос-ности на нач-ном этапе ее развития.Христиан.вероиспо-ведание,сменившее язычество,принесло с собой учение о божест.происхождении верховной гос..власти,смиренном к ней отношении. ПослепринятияХристиан-ства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церков.иерархии и мона-стырям. В руках у митрополитов и епископов было сосре-доточено большое кол-во сел и городов, у них имелись свои слуги,холопы и даже войско.Церковь получила пра-во взимать десятину на свое содержание.Со временем она была изъята из княж.юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.Во главе церков.организации стоял митрополит, назначавшийся константиноп-им патри-архом.При митрополите дейс-вал собор епископов.Терр-ия страны была разбита на епархии во главе с епископа-ми, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церков.делами совместно с коллегией из мест.священников - клиросом.Город.население. Киев.Русь была страной не только деревень,но и городов, кото-рых насчитывалось до трехсот.Города были воен.опорными пунктами,очагами борьбы против инозем.вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь сущ-ала организация, подобная гильдиям и цехам западноевроп.городов. Все город.население платило на-логи.Церков.устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов;сущ-ал также и особый общегород.налог - погородие.Древнерус.города не имели своих органов самоуправления, находи-лись под княж.юрисдик-цией.Поэтому город.("магдебургского права")на Руси не возникло.Свобод.городские жи-тели пользовались прав.защитой Рус.Правды,на них распространялись все ее статьи о защите чести,достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество,которое рано начало объединяться в корпорации (ги-льдии), называв-шиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" дейс-ало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеч.организаций в Европе.Крестьянство. Основную массу населения состав-лялисмерды. Некоторые исследователи полагают,что смердами именовались все сельчане.Др.считают,что смер-ды - это лишь часть крестьянства,уже закабаленная феодалами. Рус.Правда нигде конкретно не указывает на ог-раничение правоспособности смердов,есть указания на то, что они выплачивают штрафы, хар-ные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей,которые "жалуют"села со смердами.Смерды жилиобщинами-вервями. Община в Древнерус.гос-тве но-сила уже не кровнородственный, а терр-ный,сосед.характер.В ней действовал принцип круговой поруки, взаимо-помощи Обязанности крестьян.населения по отношению к гос-тву выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруж.защите в случае воен.действий.В основе формирования категорий зависимого кресть-янства лежало "закупничество" - договор с господином,обеспеченный личностью самого должника.Закуп – обед-невший или разорившийся крестьянин,попавший в зависимое положение;он брал у господина инвентарь, лошадь, др.имущество и отрабатывал проценты с долга.Закуп сохранял част-ую правоспос-сть:мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб,его жизнь охранялась вирой в 40 гривен(как и жизнь свобод.человека).Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.).

4. Государственный строй Киевской Руси.

Гос.строй. Киев. Русь не была централизованным гос-вом. Как и др. гос-тва периода формирования феод. отношений,Древ-нерус.гос-тво было"лоскутным",его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Мест. князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киев.князей,присутствовали на феодал.съездах, неко-торые из них входили в состав княж.совета. Но по мере развития феодал.отношений,углубления процесса феода-лизации связи мест.князей с киев.великими князем все больше ослабевают,возни-кают предпосылки для феодал. раздробленности.Гос.единство Киев.Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура гос-тва покоилась на лестнице феодал. иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верх.сюзерена.Вассалы д/б помогать своему сеньору (участвовать в его воен.экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защи-щать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммуните-том.Это означало,что в его внутр. дела не мог вмешиваться никто,в том числе и сюзерен.Вассалами вел.князя были мест.князья,обладавшие такими иммунитет. правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.Во главе Древнерус.гос-тва стоялвел.князь . Ему принадлежала верховная законод-ная власть. Известны крупные законы,изданные вел. князьями и носящие их имена:Устав Владимира,Правда Яросла-ва и др. Вел.князь киевский сосредоточил в своих руках и исполн.власть, будучи главой админ-ции. Он возглав-лял всю воен.организацию древнерус.гос-тва, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах).Внешние функции гос-тва вел.князья выполняли не только силой ору-жия, но и дипломат.путем.Древ.Русь стояла на европ. уровне дипломат.искусства.Она заключала различ-ные международ.договоры военного и торг.характера в устной или пис.форме.Дипломат.переговоры вели сами князья;они же иногда возглавляли посольства,направляемые в др.страны.Выполняли князья и суд.функции.Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежав-шей племен.вождю,но князья периода воен.демократии были выборными.Став главой гос-тва, вел.князьпередает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну.Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга. Хотя вел.князья были монархами, все же они не могли обойтись без того,чтобы выслушивать мнения приближен-ных.Так сложился совет при князе,юр-ски никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные вел.князя, верхушка его дружины - княжьи мужи.Иногда в древнерус.гос-тве созывались феодал.съезды,в которых принимали участие крупные фео-далы. Съезды решали междукняж.споры, неко-торые др. вопросы. В лит-ре высказывалось предположение,что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная состав.часть Рус.Правды. Сущ-ало в Древ-нерус.гос-ве и вече,выросшее из древ. народ.собрания.Особенно была высока его активность в Новгороде. Перво-начально в Киев.Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из воен.организа-ции, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев гос-ва.Так, тысяцкий сохранил функции военачальника,а сотский стал город. судебно-админ-ным должност.лицом. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, ко-торая вырастает из идеи соединения управления великокняж.дворцом с гос.управлением.В хоз-тве вел.князя име-лись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего гос-тва,наделяя их соответствующими полномо-чиями. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались предс-тавители центр.власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "корми-лись" за счет мест.населения,с которого собирали,не забывая и себя,дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления,намного пережившая Древнерус.гос-тво (в Москов.гос-тве она была отме-нена лишь в серед.XVI в.). Основу воен.организации Киев.Руси составляла великокняж.дружина, по численности сравнительно небольшая.Это были проф.воины,зависевшие от милости князя.Но и он сам от них зависел. Дружи-нники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя,внутр-юю и внешнюю.Вассалы вел.князя, являясь по его зову в Киев,приводили с собой дружины,а также ополчение,состоявшее из их слуг и крестьян.Каждый му-жчина д/б владеть оружием.Боярских и княж.сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании воен.силы, киев.князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степ.кочевников (каракалпаков и др.) В Древ.Руси не было спец.суд. органов. Суд. функции выполняли представители админ-ции, включая ее главу вел. князя. Однако сущ-али спец. должнос. лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголов.штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служ.обязанностей, сопровождала целая свита мелких должност.лиц.Суд.функции выполняли также церковь и отдельные феодалы,которые имели право судить зависимых от них людей.Суд.полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитет. прав.Управление гос-ом,ведение войн,удовлетворение личных потребностей вел.князя и его окружения требова-ли немалых средств. Кроме доходов от собствен.земель, князья установилисистему налогов, дани . Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине,но затем они становятся обяза-тельным налогом.Уплата дани стала признаком подчинения.Дань собиралась путем полюдья , когда князья, обыч-но 1 раз в год, объезжали подвласт.земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древ-лянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты – спец.пункты сбора дани.Население платило налоги мехами, которые были свое-образной денеж.единицей.Ценность их как платеж. средства не исчезала даже тогда,когда они,сохраняя княж. знак, теряли товарный вид.Использовалась и иностран. валюта,переплавлявшаяся в рус.гривны.Важным элементом полит.системы древнерус.общества стала церковь,ко-торая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с гос-вом.Поначалу князь Владимир Святославич пы-тался использовать в гос.интересах языч.культ,установив иерархию языч.богов во главе с Перуном - богом грозы и войны,но затем переориентировался на христиан.религию и крестил Русь.По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.Крещение Руси происходило в значительной степени насильст-венным путем, особенно в север.рус. землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церков.организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отеч.гос-ости. Во главе православ. церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киев.князья. В отдельных рус.землях церковную организацию возглавляли епископы.

КРАТКИЙ ОТВЕТ Гос. строй характеризует гос-во в определенный период и использует такое понятие, как форма гос-ва. Форма гос-ва сост из 3 элементов : 1). Форма правления, 2). Форма гос. устройства 3). Политич. Режима. По форме правления К.Русь была ранней феодальной монархией. Во главе гос-ва стоял великий князь, которому принадлежало верховная законодат власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины, племенной знати. Вече – народное собрание – созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосуд значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы гос-ва были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместные князья (в городах) и волостели (сельской местности). По форме госуд устройства К.Русь представляла собой относит единое унитарное гос-во, затем отношение между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчиной. По типу гос-ва больш-во ученых относит К.Русь к феод типу, с присущими ей особенностями (многоукладность эк-ки, нестабильный классовый состав общ-ва). Хар-ка общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феод зав-ти, - система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращ в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, кот. становятся от них зависимыми и явл главной раб. силой.

5. Гражданско-правовые отношения в Древнерусском государстве.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договорыкупли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.

В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения , которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.

Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

6. Система преступлений и наказаний по Русской Правде.

Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц.

Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.

Субъектами преступления были все лица, кроме холопов.

За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.

Закон знал понятие рецидива - повторности преступления.

Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.

Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.

Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях - за убийство в разбое, поджог и конокрадство.

Вира - денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.

Головничество - денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого.

Урок - определенное денежное возмещение в пользу потерпевшего за причиненный ему ущерб.

Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.


Похожая информация.


В современной историографии нет единого мнения о причинах возникновения Киевского государства. Существуют две теории.

Иноземный ставленник

По первой теории славяне не могли сами создать государственность, потому попросили помощи извне, у варягов. Это Норманская теория возникновения Киевской Руси, авторами которой явились немецкие ученые Миллер и Байер.

В пользу этой теории говорят события 7-8 веков, когда славянские племена стали расселяться по берегам Днепра. Они селились «по воде», занимались рыболовством, собирательством и бортничеством. В это время начинаются набеги викингов, которые обладали мощной силой. По воспоминаниям Карла XII, викинги принесли много горя жителям Северного запада.

Страшась нападения злобных викингов и будучи не уверенными в своих силах, славянские князья отправляются на поклон к варяжскому князю Рюрику и просят его стать князем и защищать славянские земли от врагов. Рюрик согласился, ведь через Новгород проходил великий торговый путь «из варяг в греки». И пришел на русскую землю. Сам стал править в Новгороде, а братьев – Синеуса и Трувора – отправил княжить в Белоозеро и Изборск. Так начинается династия Рюриковичей, конец которой был положен только в 16 веке. В пользу этой теории говорит и «Повесть временных лет».

Данная теория характеризует славянских князей как умных и дальновидных политиков, не побоявшихся ради будущего своих земель немного поступиться своей властью и более сильного правителя.

Отважный воин

Академик Рыбаков придерживается другой теории. Он связывает возникновение Киевского государства с князем Кием, который прославился не только как отважный полководец, но и как выдающийся администратор, объединивший под своим началом 300-400 славянских племен. Историк Ю. Миролюбов пишет о войнах, которые вел Кий в большом количестве , гуннами, римлянами, и отмечает, что поверженные враги говорили о Русском государстве как о мощном и опасном враге.

Известно и о братьях Кия, Щеке и Хориве, которые враждовали между собой и спорили с Кием за первенство власти. В итоге известно, что они отделились от Руси и обосновались в Закарпатье. Название Киевская (по имени Кия) Русь говорит в пользу этой теории. В пользу теории Бориса Рыбакова говорят археологические находки, найденные на месте древнего Киева.