В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в этом доме.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания имущества № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу данных норм, указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.12.2009 № 14801/08, тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Актуальность данной позиции подтверждена определением Верховного Суда РФ от 06.09.2017 № 304-ЭС17-11827.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 15 федерального закона «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления в течение тридцати дней обязан до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую
В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, органы власти г. Москвы обязаны предпринять меры для определения эксплуатирующих указанные трубопроводы организаций, потому что собственники помещений в доме не обязаны поддерживать в работоспособном состоянии чужое имущество. В случае обжалования бездействия органов власти в судебном порядке суды считают надлежащими ответчиками по данным искам префектуру округа и управу района (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 № 09АП-49025/2014).
Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, если на них не зарегистрировано ничье право собственности, относятся к бесхозяйному имуществу. Органы власти г. Москвы обязаны принять меры по учету этих труб и определению организации, ответственной за их эксплуатацию. Бездействие органов власти может быть успешно обжаловано.
О возможности заключения отдельного договора теплоснабжения с абонентом, чьи отдельно стоящие объекты присоединены к сетям, часть которых пролегает через подвалы многоквартирных домов
Юрист Станислав Рыженков
Согласно ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
В арбитражной практике по спорам, вытекающим из отношений по энергоснабжению, возник вопрос, возможно ли признание абонентом лица, чьи объекты, обеспечиваются энергоресурсами посредством присоединения к так называемым «транзитным сетям», проходящим через многоквартирные дома.
Нередко проектировщики стремятся избежать обширных строительно-копательных работ и прокладывают теплотрассы сквозь здания, в том числе многоквартирные дома. При этом транзитная сеть одновременно используется в целях обеспечения ресурсоснабжения самого многоквартирного дома, а также и других зданий, стоящих отдельно.
Президиум ВАС РФ (см Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08) рассмотрел дело по иску организации, чье здание располагалось рядом с многоквартирным домом и имело присоединение от транзитной сети, расположенной в этом доме. Иск о понуждении теплоснабжающей организации к заключению самостоятельного договора теплоснабжения.
Теплоснабжающая организация отрицала возможность заключения такого договора, полагая, что у юридического лица отсутствует технологическое присоединение энергопринимающего устройства к сетям теплоснабжающей организации. Сеть, расположенная в подвале многоквартирного дома, рассматривалась теплоснабжающей организацией как часть общего имущества собственников помещений данного дома. В связи с этим теплоснабжающая организация полагала, что энергопринимающие устройства фактически присоединены к тепловым сетям собственников помещений в многоквартирном доме, и на этом основании не признавала исковые требования о понуждении к заключению договора теплоснабжения с организацией-собственником рядом стоящего здания.
Стоит отметить, что данное дело три раза возвращалось на новое рассмотрение судами кассационной инстанции, что свидетельствует, с одной стороны, о сложности возникшего вопроса, а с другой стороны, о его особой важности для практики.
В результате при очередном новом рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что сети теплоснабжения, находящиеся в подвале многоквартирного жилого дома, включаются в состав общего имущества собственников помещений данного дома, в связи с чем в иске о понуждению к заключению договора теплоснабжения было отказано.
Однако Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права (п. 1 ст. 304 АПК РФ) и вынес итоговое решение об оставлении в силе постановления суда апелляционной инстанции от 19.10.2007 по данному делу, которым требования истца были фактически удовлетворены (договор теплоснабжения был признан заключенным).
Президиум ВАС РФ, указав, что спорные тепловые сети служат для обеспечения тепловой энергией двух самостоятельных объектов недвижимости, не согласился с выводом судов о том, что данные тепловые сети относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
При принятии итогового решения Президиум ВАС РФ руководствовался пунктами 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), определяющими, какие объекты включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом ключевым в решении Президиума ВАС РФ стало толкование данных пунктов Правил № 491, как не относящих к общему имуществу инженерные сети, которые одновременно обеспечивают как внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, так и систему самостоятельного объекта недвижимости (например, отдельно стоящего здания).
Необходимо отметить, что позиция ВАС РФ по вопросам применения и толкования норм права, выраженная в Постановлениях Президиума, носит обязательный характер для других арбитражных судов, рассматривающих споры, в которых возникают такие вопросы.
Рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ определена позиция ВАС РФ по вопросу об отнесении транзитных сетей, проложенных внутри многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений таких домов. А именно, согласно этой позиции часть тепловых сетей , посредством которых осуществляется теплоснабжение как жилого дома, так и помещения (здания), не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в жилом доме.
В рассматриваемом деле Президиум ВАС РФ признал, что транзитные сети являются сетями теплоснабжающей организации, а не собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем требования истца о понуждении теплоснабжающей организации заключить договор теплоснабжения были удовлетворены ввиду присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации .
Кроме этого, Президиум ВАС РФ указал на то обстоятельство, что ранее между сторонами спора действовал и исполнялся договор на отпуск тепловой энергии, после заключения которого владелец сетей теплоснабжения фактически не менялся.
*Транзитный трубопровод в подвале нашего многоквартирного дома. Относиться или нет к общедомовому имуществу? Если да, то как считать транзит теплоносителя к другим домам по нашему имуществу, ведь оно (имущество) эксплуатируется и должна быть оплата расходов на содержание его?
Определимся с самим понятием. Транзитный трубопровод - это трубопровод, который транспортирует коммунальный ресурс (холодная, горячая вода, теплоноситель систем отопления, сточные воды)
к
первичному зданию и затем
к другим источникам потребления или отведения
отдельно стоящих
здани
й, причем для первичного здания данный трубопровод будет считаться транзитным.
Схема
обеспечения ресурсами
, при строительстве Вашего дома, спроектирована с учетом подачи
ресурсов
от транзитных трубопроводов, проходящих по техническому подвалу дома.
Н
а основании Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, 5 - 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее Правил), а также настоящих Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Основываясь на приведенных выше правовых нормах, в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения и т.д. , начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Исходя из определений понятий «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», содержащихся в Правилах, участки транзитных тепловых сетей и т.п. , проходящих по подвалам жилых домов и предназначенные для снабжения ресурсом нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ). Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу Вашего дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации. То есть транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.
Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Л.И. Лысановой,
при ведении протокола помощником судьи О.А. Бояршиновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232)
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
третье лицо: 1. Муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г.Перми
2. Департамент имущественных отношений администрации г.Перми
о возложении обязанности по содержанию транзитных тепловых сетей
При участии в судебном заседании представителей:
от истца: Калугин А.Б., Васенин М.Н. по доверенности от 01.09.15г.
от ответчика: Суслова Л.Г. по доверенности от 06.05.15г.
от третьего лица: 1.не явился, извещен.
2. Луц Ю.А. по доверенности от 11.06.15г.
Истец ООО УК «Крона» обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика ООО «Пермская сетевая компания» исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов № 76, 78 ул. Мира г.Перми, в технически исправном состоянии.
Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указал, что транзитные тепловые сети, расположенные в подвалах МКД ул. Мира, 76, 78, не принадлежат ООО «ПСК», являются бесхозяйными, поэтому обязанность по их содержанию и ремонту отсутствует. Считает надлежащими ответчиками по делу Департамент имущественных отношений администрации г. Перми как уполномоченный орган, ответственный за выявление бесхозяйной сети и назначение эксплуатирующей организации, и муниципальное образование город Пермь, как собственника участка транзитной сети, проходящей по подвалам МКД № 76, 78 ул. Мира.
Третье лицо 1 направило отзыв, считает исковые требования обоснованными, ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, указало, что транзитные участки тепловых сетей, проходящие по подвальным помещениям МКД, не входят в состав общедомового имущества, поэтому обязанность по их содержанию в технически исправном состоянии несет эксплуатирующая организация, то есть ООО «ПСК». Транзитные участки сетей, проходящие через жилые дома, не могут рассматриваться как индивидуальные обособленные объекты недвижимости, а являются составной частью наружных сетей, принадлежащих ответчику. У истца не возникла обязанность по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей не принадлежащих ему.
Третье лицо 2 требования истца поддерживает, в отзыве на иск указало, что содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном и технически исправном состоянии является обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети. Поскольку ООО «ПСК» являясь русурсоснабжающей организацией эксплуатирует тепловые сети, проходящие транзитом по подвалам спорных жилых домов, следовательно, несет обязанность по содержанию, ремонту и эксплуатации сетей.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.
Истец является управляющей организацией в отношении МКД № 76, 78, 80 ул.Мира г.Перми, что подтверждается договорами управления от 12.10.09г. и 23.11.09г.
Договор теплоснабжения между управляющей компанией «Крона» и ресурсоснабжающей организацией ООО «ПСК» для целей оказания коммунальных услуг, в том числе собственникам указанных домов не заключен. Между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии потребителям спорных объектов, что ответчиком не оспаривается.
28.05.10г. сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с разногласиями со стороны истца, который не согласился нести ответственность за состояние транзитной теплосети, проходящей по подвалу зданий по адресам: ул. Мира, 76, 78 и осуществлять обслуживание данных участков сетей. Тогда как ответчик предлагал установить границу эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации за состояние и обслуживание тепловых сетей от наружной стены камеры ТК-15-3, ТК-18-3, до наружной стены зданий по адресу: ул. Мира, 76, 78, 80, исключая транзитную теплосеть по подвалу зданий ул.Мира, 76, 78. Границу эксплуатационной ответственности абонента предлагал установить по наружной стене зданий по ул. Мира, 76 и 78.
Истец указал, что через технические этажи (подвалы) МКД ул. Мира, 76, 78 проходят транзитные тепловые сети, по которым ресурсоснабжающая организация ООО «ПСК» осуществляет подачу коммунальных ресурсов для теплоснабжения других объектов. Транзитная тепловая сеть находится в предаварийном состоянии, что приводит к затоплению подвальных помещений и их разрушению. Во избежание возникновения аварийных ситуаций управляющая компания вынуждена фактически осуществлять содержание транзитных трубопроводов.
Ответчик факт поставки теплоресурсов для объектов истца и иных потребителей, получающих тепловую энергию через транзитные трубопроводы, проходящие по подвалам спорных домов не оспаривает.
Истец пояснил, что в результате невыполнения ООО «ПСК» своих обязанностей по эксплуатации и надлежащего содержания транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалу МКД ул. Мира, 76, 78, тепловые сети находятся в аварийном состоянии, что подтверждается актом № 2 от 16.06.15г. Из акта усматривается, что в подвале дома № 78 ул. Мира произошел прорыв транзитной теплотрассы, перед аварией в доме с 25.05.15г. отсутствовало горячее водоснабжение. Из-за прорыва сети ГВС произошло затопление помещений собственников, арендаторов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что трубопроводы, расположенные транзитом через подвальные помещения являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП (тепловой камеры) до конечных потребителей и используются ответчиком для поставки ресурсов, то есть используются в производственной деятельности.
Ссылаясь на невыполнение собственником спорных транзитных сетей – ООО «ПСК» своих обязательств в части их эксплуатации и надлежащего содержания, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик считает исковые требования необоснованными, поскольку арбитражным судом 01.12.15г. по делу № А50-23222/15 решение, которым исковые требования ООО «ПСК» удовлетворены в полном объеме, на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78.
Также ответчик пояснил, что транзитный трубопровод не числится на балансе (обслуживании) ООО «ПСК», сеть является бесхозяйной, поэтому не обязан нести бремя содержания сети. Согласно договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. спорные инженерные сети в собственность ООО «ПСК» не передавались. Обязанность ООО «ПСК» нести бремя содержания бесхозяйной тепловой сети возникает на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г.Перми. Распоряжение будет являться основанием для включения в тарифы затрат на содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети на следующий период регулирования.
Оценив в порядке ст. , представленные сторонами доказательства и приведенные доводы, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. заинтересованное лицо вправе обраться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение ответчика выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
При определении лица, обязанного осуществлять содержание спорного транзитного трубопровода следует принять во внимание, что тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение МКД относятся к социально значимым объектам.
В силу ст. по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно п. 1 ст. качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 Правил № 461 предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 14801/08 указано, что тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов многоквартирных жилых домов не возложена.
На основании заключенного между МУП «Пермгоркоммунтепло» и ООО «Пермская сетевая компания» договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. ответчик принял в собственность имущество, перечисленное в приложении № 7 к настоящему договору (тепловая трасса начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 53)
Свидетельством о госрегистрации права от 25.09.09г. подтверждается нахождение в собственности ответчика тепловой трассы, назначение: инженерная сеть протяженностью 278,30 п.м. (лит. 1), адрес объекта: г.Пермь, Индустриальный район, начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 68).
Соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам от 16.07.10г. также подтверждается факт передачи ответчику в собственность вышеуказанных инженерных сетей. Данным соглашением ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использовании имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества.
Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности – выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Спорные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.
Обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии тепловые сети, используемые ООО «ПСК» для своей производственной деятельности, предусмотрены разделом 6 Правил технической эксплуатации энергоустановок от 02.04.2003 № 4358 (Приказ Минэнерго РФ 24.03.2003 № 115).
Ссылка ответчика на решение арбитражного суда 01.12.15г. по делу № А50-23222/15, которым на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78, не имеет правового значения в рассматриваемом споре, поскольку истец в силу вышеназванного законодательства не является лицом, ответственным за содержание транзитных тепловых сетей.
В соответствии со ст. Жилищного кодекса РФ и условий договоров на управление истец принял на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных МКД. Согласно п. 3.1 договоров управления имущество: транзитные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения не являются общим имуществом МКД.
Поскольку наличие у теплоснабжающей организации соответствующей обязанности по содержанию имущества установлено нормативно и не зависит от установления за данной организацией права собственности (иного законного права) на участки транзитных тепловых сетей, интересы ООО УК «Крона» могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков сетей, проходящих по подвалам МКД по ул. Мира, 76, 78, в технически исправном состоянии.
То есть, даже если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурсов потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования (п. 4 ст. 8 ФЗ от 27.07.2010 № 190 Закона о теплоснабжении).
Согласно п.6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Исходя из толкования указанных норм Закона о теплоснабжении следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозный участок сетей (сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) является теплосетевая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями.
В силу изложенного, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что спорный участок транзитных теплосетей является собственностью истца, обязанность нести затраты на содержание и обслуживание такого участка теплотрассы лежит на ответчике, как теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение МКД № 76, 78 ул. Мира, чьи сети непосредственно присоединены к транзитным сетям.
Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод, проходящий по подвалам домов № 76, 78 ул. Мира, не являются общедомовым имуществом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. , понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков инженерных тепловых сетей, проходящих по подвалу жилых домов № 76, 78 ул. Мира г. Перми в технически исправном состоянии.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232) в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 6000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Л.И. Лысанова