Урок русского языка на тему "Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению" (9 класс). Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете примеры

Внутренняя

§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений

Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.

Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».

Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

Изъяснительными (сходны с дополнениями)

И обстоятельственными.

Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы

Что обозначают

Прикрепляется к главному

Указа-тельные слова

Подчинительные союзы

Союзные слова

Определи-

Характеристика предмета или явления, названного в главной части

Который, что, какой, где, чей

Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все

Изъясни-тельные

Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ

Что, когда, как, куда

Обстоя-тельственные

Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части

Где? Как? Куда? Зачем?

Когда, пока, если, чтобы, так что

Куда, когда, откуда и др.

Там, туда, оттуда, везде, всюду,

до тех пор,

в том случае, ввиду

Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:

1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.

Например:

Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.

§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.

Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Например:

Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.

Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.

В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.

Например:

В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.

Например:

В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.

Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.

Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:

Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Сравните:

К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).

Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».

Например:

(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.

Схема (Кто…), [мест. Тот…].

В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше.
времени Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.
уступки Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.
сравнения Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Союзы и союзные слова могут вносить в СПП дополнительные оттенки значения. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

ПОВТОРЕНИЕ. ДОБАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК К ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПО ОДНОМУ ПРИДАТОЧНОМУ. ЗАПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ СОСТАВЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. 2. Книги надо читать так. . . В походе легче тому. . .

ПОВТОРЕНИЕ. ПЕРЕСТРОЙТЕ ДАННЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ, ЗАМЕНЯЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕЧЛЕНЫ СИНОНИМИЧНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. 1. Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе. 2. Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Определительные обстоятельственные изъяснительные В основе классификации – вопрос к придаточному и средство связи.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. Отвечают на вопрос какой? 2. Поясняют существительное или другое слово в значении существительного в главной предикативной части. 3. Присоединяются к главному предложению при помощи а) союзных слов который, какой, где, куда, откуда, когда, чей, что б) союзов что, словно, как будто. Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. 1.

1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. 2. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. 3. Мы встретили знакомого, с которым давно не виделись.

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ: Отвечают на падежные вопросы. 2. Поясняют слова со значением речи, мысли, чувства или состояния в главной предикативной части: а) глаголы: говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, жаловаться и т. д; б) прилагательные, существительные, категория состояния: прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и т. д. 1.

3. Присоединяются к главной предикативной части при помощи: а) союзов: что, чтобы, будто, как, ли (частица с функцией союза); б) союзных слов: кто, что, где, куда, откуда, как, сколько, почему, зачем и др. Вдруг мне показалось, как будто в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. Он рассказал, что ему привёз брат.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Времени Места Цели Причины Условия Уступки Следствия Образа действия Меры и степени Сравнения

1. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ: Указывают на время протекания действия в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? ; 3) Присоединяются при помощи союзов когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг, перед тем как. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. 1)

В главной предикативной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др. , а также второй компонент союза (то). Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. [указ. слово до тех пор], (пока). Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной. (Когда), [то ].

Если в главной предикативной части есть указательное слово тогда, в придаточной части средством связи является союзное слово когда. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда (с. сл) даёт его в переносном значении.

ПРИДАТОЧНЫЕ ВИДОВ ВРЕМЕНИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ПРИДАТОЧНЫХ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫХ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОГДА. 1) Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов. (в каком году?) (= в котором) 2) Мохов неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (спрашивал о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТА: 1) указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении; 2) отвечают на вопросы где? куда? откуда? ; 3) присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.

В главной предикативной части могут находиться указательные слова там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др. Куда река пошла, там и русло будет. Откуда ветер дует, оттуда и тучи плывут.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА СЛЕДУЕТОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПРИДАТОЧНЫХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗНЫХ СЛОВ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. 1. 2. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. (в какой дом?) (= в котором). Я стал вспоминать, куда ходил в течение дня. (вспоминать о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ: Указывают на цель того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? ; 3) Присоединяются при помощи союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.). Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. Надо не только любить, но и быть любимым, для того чтобы быть счастливым. 1)

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТОБЫ, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДРУГИХ ВИДОВ ЦЕЛИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПРИДАТОЧНЫХ С СОЮЗОМ ЧТОБЫ. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (хочу чего?) Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (было рассчитано как? Каким образом?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ: 1) указывают на причину того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы почему? по какой причине? ; 3) присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш охотно посещался.

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТО, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ: 1) указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы что из этого следует? что вследствие этого произошло? ; 3) присоединяются всегда при помощи союза так что. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. Придаточные следствия всегда стоят после главной предикативной части.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (УСЛОВНЫЕ). 1) указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопрос при каком условии? ; 3) присоединяются при помощи союзов если, если…то, когда (= если), когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.

ЕСЛИ ПРИДАТОЧНОЕ УСЛОВИЯ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ТО В ГЛАВНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЧАСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЮЗА -. ТО Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ (УСТУПИТЕЛЬНЫЕ). 1) в придаточном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? ; 3) присоединяются Ø союзами хотя, хотя…но, несмотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пусть, пускай Ø союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни.

ПРИМЕРЫ: И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ: 1) содержание главной предикативной части сравнивается с содержанием придаточной части; 2) вопрос задать нельзя; 3) присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем…тем. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

ПРИДАТОЧНЫЕ С ДВОЙНЫМ СОЮЗОМЧЕМ…ТЕМ УКАЗЫВАЮТ НА ВЗАИМНУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЧАСТЕЙ. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Придаточные с союзом чем относятся к прилагательному или наречию в сравнительной степени из главной предикативной части. Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ: 1) раскрывают образ, способ действия или обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени? до какой степени? ; 3) присоединяются при помощи Ø союзов что, чтобы, как будто, словно, точно и др. ; Ø союзных слов как, насколько, сколько и др.

В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, КАК ПРАВИЛО, СОДЕРЖАТСЯ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: 1) местоимения такой (таков); 2) наречия настолько, так. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. (как?) - придаточное образа действия. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать. (сколько?) - придаточное меры и степени.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПРИДАТОЧНЫХ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ. 1) придаточные считаются однозначными, если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько. 2) придаточные считаются многозначными, если присоединяются союзами (дополнительное значение вносит именно союз): Белые акации пахли так сильно, что их сладкий запах чувствовался на губах. (придаточное меры и степени + доп. значение следствия).

Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. (придаточное образа действия + доп. значение цели). Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было сделано из хрусталя. (придаточное меры и степени + доп. значение сравнения).

Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Такое предложение может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные -- придаточными предложениями.

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов.

В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.

Подчинительные союзы:

Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова:

Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова: тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Основные группы сложноподчиненных предложений

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)

2. Изъяснительные

3. Обстоятельственные:

* образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),

* времени (когда?, во сколько?),

* места (откуда?, куда?, где?),

* цели (зачем?, с какой целью?),

* причины (почему?, зачем?),

* условия (при каком условии?, в каком случае?),

* уступки

* сравнения

* следствия

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений

На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе -- к первому придаточному, третье -- ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая -- к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения в основном используются в письменной речи, но особенно широко в языке художественной литературы.