Резюме – один из важнейших этапов приёма на работу. Именно по этому документу HR-менеджеры проводят начальную сортировку кандидатов, составляют первое впечатление и впоследствии приглашают на собеседование. Резюме необходимо составлять так, чтобы потенциальный работодатель имел полную картину ваших знаний, опыта и навыков. В то же время не нужно перегружать образ хорошего работника лишней информацией.
Найти баланс сложно, особенно когда хочется выделиться из массы кандидатов. Даже самый креативный подход требует логичного оформления. У аккуратно составленного резюме есть все шансы «зацепить» работодателя. Не последнюю роль в этом играет заполнение навыков кандидата.
Ключевые навыки характеризуют то, каким работником вы будете в целом. В этот раздел часто вписывают «стандартный набор искателя» – целеустремлённость, стрессоустойчивость, самодисциплина, обучаемость… Данные фразы давно превратились в ничего не значащую формальность. Каждый соискатель желает показать себя с лучшей стороны, превращая резюме в описание суперчеловека.
Навыки необходимо выбирать и прописывать под конкретную вакансию. Определитесь, какая характеристика критически важна для работы на должности. Желательно выбирать не более трёх основных качеств. Например, работа аниматором предполагает наличие высокого уровня коммуникабельности. Не помешает указать данный навык в качестве ключевого. Подаваясь на должность руководителя отделения банка, готовьтесь справляться со сложными ситуациями. Соответственно, работодателю будет важно узнать, что вы стрессоустойчивы.
Описывая ключевые навыки, не ограничивайтесь одним словом. О каждом составьте по предложению, которое дополнит образ. К примеру, стандартный «аналитический склад ума» можно превратить в «умение находить оптимальный выход из сложных ситуаций и эффективное управление временем». Однако не увлекайтесь длинными описаниями: их можно включить в .
Навыки и умения в резюме - что написать?
Самый простой вариант – перефразировать требования, которые работодатель предоставил в описании вакансии. Таким образом не придётся думать, какое умение потенциальное начальство считает основным: всё уже указано за вас. Подумать следует лишь над подачей.
Можно выделить три группы навыков: управленческие, коммуникационные и исследовательские. В зависимости от типа вакансии, в резюме должен преобладать один из них. Эти качества часто дополнительно проверяют с помощью . Рассмотрим каждую группу подробнее.
Управленческие
Соискатель собирается работать с вверенными подчинёнными. Он знает, какие специалисты ему подходят, умеет организовывать работу отдела и лично приводит команду к цели. Требования к такому кандидату всегда особо строги, а внимание со стороны рекрутеров повышено.
В качестве основных навыков следует упомянуть:
- Качественную организацию рабочего процесса. Можно привести короткий пример того, как вы справлялись с этой задачей в предыдущем месте;
- Самостоятельное принятие решений и полную ответственность за них. От управленцев ожидают грамотных решений, а не постоянных консультаций с вышестоящим руководством. Умение же признавать ошибки подкрепляет честность и ответственность сотрудника;
- Мастерство ведения переговоров важно для любого руководителя. В это понятие можно включить как урегулирование конфликтных ситуаций на работе, так и внешние сделки с партнёрами.
Хорошим бонусом к дополнительным навыкам станет опыт мотивирования подчинённых. Тимбилдинг – популярное средство укрепления отношений между сотрудниками. Если у вас был опыт проведения подобных мероприятий либо вы успешно внедрили систему поощрений – коротко опишите это.
Коммуникационные
Необходимы в очень широкой области должностей - от продавца-консультанта до преподавателя. Правильный подход к клиенту – залог успешного сотрудничества. А работник, умеющий располагать людей к себе, также хорошо сглаживает конфликты.
Хорошими основными навыками послужат:
- Опыт продаж, если вакансия предполагает подобную работу;
- Грамотная устная и письменная (если потребуется вести деловую переписку) речь. Поставленный голос – большое преимущество;
- Навыки концентрации и удерживания внимания человека на длительное время;
- Знание иностранных языков, если компания сотрудничает с зарубежными клиентами.
Помните, что навык общения проявляется не только в дружелюбии и активном общении. Важно также слушать и понимать клиента, проявлять в диалоге тактичность и терпение. Всё это можно указать в дополнительных умениях.
Совет: фразы по типу «умею найти подход к сложным клиентам» лучше конкретизировать. Вспомните самый примечательный такой случай и в двух словах опишите его для работодателя.
Исследовательские
Много работодателей ценят самостоятельность сотрудников. Если вы столкнулись с проблемой, которая напрямую не касается начальства, попытайтесь решить её самостоятельно, прежде чем спрашивать совета.
Исследовательские навыки демонстрируют работодателю, что соискатель знает, где искать данные, и на основе полученной информации он сам способен построить умозаключения и прийти к правильному решению. Такие умения чаще всего необходимы работникам технических специальностей.
Включите:
- Качественную обработку больших объёмов новой информации;
- Определение и решение задач первостепенной важности;
- Знание профессиональных ресурсов. К примеру, программисты могут перечислить, куда они чаще всего обращаются за информацией;
- Работа в разных направлениях. Такую многозадачность иногда предполагает специфика должности.
Если у вас хорошо развито воображение, поставьте себя на место работодателя. От какого претендента вы бы захотели получить ? Какие качества он должен показать в первую очередь? Ответы запишите, проанализируйте и сравните с требованиями. Это станет хорошим подспорьем при создании резюме.
Подводим итоги
Раздел навыков призван раскрыть соискателя как профессионала. Навыки делятся на ключевые, специальные и дополнительные. В первом пункте их должно быть не более трёх, а в остальных – не более пяти. Выбирайте только главное. Подстраивайтесь под конкретную вакансию и под специфику предприятия.
Не пишите слишком шаблонно и сухо, но не вдавайтесь в лишние подробности. Если есть чем подкрепить достижение – приведите пример в одном коротком предложении. При необходимости сверяйтесь с требованиями на аналогичных вакансиях. Не забудьте перефразировать и включить в резюме каждое условие той вакансии, на которую вы подаётесь.
Ключевые навыки в резюме — это, как правило, отдельный блок в резюме. В нем указывается то, что не вошло в описание должностных обязанностей в опыте работы, но важно для будущего работодателя. Речь идет о профессиональных навыках, т.е. важных для выполнения профессиональных обязанностей навыков. По-другому их можно назвать компетенциями. Компетенция — это некий навык, который, возможно, Вы и не применяли, но который Вы можете актуализировать в нужный момент.
Навыки показывают, что Вы умеете , а не то, какой Вы человек. Важно различать ключевые навыки и личностные качества. Распространенная ошибка — мешать навыки с личностными качествами и указывать, например, наряду с навыками ведения переговоров стрессоустойчивость, ответственность и т.п.
Ключевые навыки в резюме можно разделить на группы:
Как и в целом при , при указании ключевых навыков в резюме необходимо придерживаться принципа релевантности . Ключевые навыки должны соответствовать цели резюме. Не нужно указывать все свои навыки, вне зависимости от вакансии, на которую Вы претендуете. Укажите только профессионально значимые для конкретной вакансии навыки.
Используйте формулировки из описания вакансии. Это необходимо для того, чтобы Ваше резюме хорошо искалось рекрутером по фильтрам.
Структурируйте навыки в удобный для чтения список. Не переусердствуйте с перечислением большого списка навыков. Это может создавать впечатление формального подхода к составлению резюме и говорить о Вашем неумении вычленить главное.
Ниже приведем примеры указания ключевых навыков из резюме соискателей, с указанием должности:
Координатор проектов
Руководитель отдела продаж
Директор по логистике
Продавец-консультант
Главный бухгалтер
Специалист по ВЭД
Учебные годы уже позади. В руках имеется диплом, ради которого вы старались долгие дни и часто ночи. Теперь остается один не слишком большой шаг. Однако по сложности он ничем не уступает многочисленным экзаменам. Речь идет про поиск работы. Естественно, в первую очередь человек будет просматривать те вакансии, которые для него наиболее интересны. А для работодателей важную роль играет резюме, и именно профессиональные навыки, которыми обладает человек.
В первую очередь рассматриваться будут те кандидатуры, которые обладают соответствующей квалификацией. Однако и те, кто совсем недавно закончил институт, способны привлечь внимание к себе. И следует привести то, каким должно быть идеальное резюме, чтобы молодой специалист смог без проблем отыскать для себя работу.
Естественно, профессиональные навыки очень важны. Однако чтобы получить соответствующую должность, ей надо в полной мере соответствовать. Так, должность, которую вы хотите занять, должна носить точно такое же название, как и вакансия. В такой ситуации внимание привлечь можно вдвойне быстрее. В том случае, если интересуют сразу несколько позиций, то следует составить разные резюме на каждую из них. Соответственно, в каждом из документов потребуется указать те ваши профессиональные навыки, которые наиболее полно соответствуют определенной вакансии.
Шапку резюме часто называют паспортом кандидата. Изучая его, работодатель формирует определенное мнение о том человеке, который хочет найти работу. И в том случае, если все будет заполнено аккуратно, то это отразится на репутации соискателя. Надо будет указать свои фамилию, имя и отчество, а также дату рождения. Потребуется также отметить те контактные данные, при помощи которых можно будет с вами связаться.
Никакие профессиональные навыки не помогут устроиться на работу в том случае, если размер желаемой зарплаты будет указан не совсем адекватный. Лучше всего в соответствующей графе указать «по договоренности». Подобная формулировка способна очень сильно повысить число вакансий. Соответственно и шансы устроиться на хорошую работу будут выше. Работодатели никогда не согласятся платить большую зарплату тем, кто совсем недавно закончил какое-либо образовательное учреждение. Небольшой ценовой диапазон лучше указывать только в том случае, если имеются какие-либо профессиональные навыки и умения.
Немалую роль играет и сам вуз. От места обучения зависит не только наличие специальности, но и те умения, которые сможет продемонстрировать кандидат на вакансию. Поэтому следует указывать полное наименование того учебного заведения, в котором вы обучались в свое время. Однако только этим ограничиваться не надо. Следует указать хотя бы некоторые профессиональные навыки и умения, которыми вы обладаете. А если имеется еще и красный диплом, то это повысит шансы при устройстве на работу.
Такой раздел как опыт работы способен вызывать у начинающих специалистов достаточно большое количество вопросов. Ведь его фактически не имеется. Однако главное - проявить готовность к обучению и стремление чего-то добиться в своей деятельности. Важно сделать так, чтобы отсутствие опыта превратилось в ваше достоинство. Ведь профессиональные навыки и знания никогда не поздно получать.
Отразить в своем резюме можно практику и стажировку. Благо, что на сегодняшний день многие вузы предоставляют возможность студентам получить опыт на профильных предприятиях. Также надо указать наименование той организации, в которой проходила практика или стажировка. Если за вами числится непрофильная деятельность, то и о ней надо будет предоставить всю необходимую информацию. Каждый студент пытается найти подработку на время обучения. И она может сыграть свою роль даже в том случае, если к специальности, на которую вы претендуете, она никак не относится.
Обязательно потребуется указать дополнительные, профессиональные знания, умения и навыки. Отметить в своем резюме потребуется абсолютно все, что может пригодиться в поиске работы. Умеете говорить на каком-либо иностранном языке? Напишите это в резюме, так как данный навык играет очень важную роль. Но следует понимать, что врать нельзя. Работодатель в обязательном порядке на собеседовании уделит время для проверки.
Какие можно указать еще профессиональные навыки? Пример: хорошую роль может сыграть умение обращаться с компьютером. Надо привести список тех программ, с которыми вы в свое время работали. Если знания в какой-то специализированной утилите весьма поверхностны, то указывать ее не стоит. Не надо пытаться отличиться от других кандидатов за счет выделения своих незначительных знаний.
Уделить основное внимание потребуется и той графе, в которой надо указать личные данные. В ней надо записать свои ключевые навыки. Под ними понимается все то, что вы можете делать и применять в своей деятельности. Составление писем делового характера, умение вести прямые продажи, способность ведения переговоров - все это надо указывать. Участвовали в олимпиадах? Тоже требуется отметить этот фактор. Подобная информация способна охарактеризовать кандидата с позиции серьезного человека, способного выполнять сложные операции.
Однако участие в шахматном турнире будет более престижным, чем конкурс песен и плясок. Не надо забывать про личные качества, которые для вас характерны. Наибольшей популярностью у работодателей пользуются такие характеристики, как стремление к обучению, ответственность, коммуникабельность, умение проявлять инициативу, целеустремленность и т. п.
Вы уделили должное внимание составлению резюме? Профессиональные навыки и знания были перечислены все? Тогда остается проверить документ на наличие ошибок. Не надо забывать и о таком полезном аспекте, как лаконичность. Не все работодатели могут похвастаться терпением, которое им помогает просматривать резюме полностью вне зависимости от его объемов. Даже в случае наличия внушительного опыта надо все указывать в краткой форме. Учитесь выделять только те моменты, которые являются основными.
Главное, что надо помнить - правильная формулировка всех своих навыков. В том случае, если практики было слишком мало, то и в резюме стоит выделить тот момент, что знания являются теоретическими. Это все можно преподнести с позиции готовности к обучению. Работодателем будет оценено по достоинству ваше стремление.
Если вы хотите найти работу за действительно короткий промежуток времени, то следует учиться излагать правильно свои мысли, аккуратно заполнять бумаги и выделять основные достоинства в краткой форме. В противном случае придется побегать по предприятиям в поиске работы.
Так же являются очень важным разделом, на который обращают внимания специалисты HR. Здесь вы можете отметить свои дополнительные профессиональные навыки и опыт, являющиеся вашим преимуществом среди других соискателей. Ни опыт, ни образование не расскажут о ваших умениях потенциальному работодателю. И очень важно в сочетании с вашими достижениями и профессиональными знаниями создать понятную, четкую и красивую картину для работодателя. И среди многообразия представленных вариантов, необходимо понимать какие навыки написать. Давайте разберем подробнее.
В первую очередь стоит указывать те навыки, которые имеют отношение к искомой должности и не идут в разрез с необходимыми компетенциями.
Примеры общих ключевых навыков в резюме:
Аналитическое мышление
Умение планировать
Развитые навыки устного и межличностного общения
Организационные навыки
Способность расставлять приоритеты
Точность и внимательность
Такие навыки особенно подойдут для соискателей без опыта работы, например студентов или выпускников Вузов. Описывая свои навыки, стоит указать все, что, так или иначе, имеет отношение к будущей должности. Это могут быть победы на олимпиадах, конкурсах или организация студенческих мероприятий. Так же все больше работодателей требуют знание иностранного языка и умение владеть компьютером. Так что про это тоже не стоит забывать. Если вы уже выбрали компанию, куда собираетесь отправить резюме, вы можете использовать требования в вакансии в качестве образца, чтобы дополнить информацию о себе.
Где должен размещаться раздел с навыками?
Обычно раздел «Ключевые навыки» размещается после раздела «Опыт работы», суммируя вашу компетенцию, поясняя, какими знаниями и другими полезными компетенциями вы обладаете.
Однако есть и другой вариант построения вашего резюме, указав ключевые навыки сразу после персональных данных и желаемой должности. А после в графе «опыт работы» пояснять, где именно и когда вы получили эти навыки.
Профессиональные навыки в резюме – образец-пример для выпускников Вузов без опыта работы
Вакансия: Маркетинговый аналитик
Ключевые навыки:
Знания в области социологии и маркетингового анализа;
Опыт проведения социологических исследований в период учебы;
Диплом на тему «Исследование маркетинговой деятельности фирмы»;
Прекрасное владение русским и английским языками;
Опыт написания статей для интернет-сайта университета;
Опыт работы продавцом-консультантом, способствовавший развитию коммуникативных навыков;
Свободное владение ПК, знание программ Word, Excel, Power Point на уровне продвинутого пользователя.
Ключевые навыки в резюме примеры для разных профессий
Прежде всего, составляя резюме на конкретную вакансию, необходимо внимательно ознакомится с требованиями работодателя. Зачастую именно там вы сможете найти подсказки, что именно указывать в разделе ключевые навыки.
Ниже, мы приведем примеры, различных областей сферы занятости и что чаще всего указывают в корректно составленных резюме.
опыт заключения торговых сделок;
навыки делового общения, ведения переговоров;
опыт работы на выставках, презентация продукции;
ведение и расширение клиентской базы;
составление и заключение договоров;
ведение первичной бухгалтерии;
контроль отгрузки и доставки товара;
Опытный пользователь ПК, знание 1С, Word, Excel;
Для должности руководитель отдела продаж следует добавить так же:
Опыт замещения начальника отдела;
Обучение персонала;
Координация работы подчиненных;
Мотивация сотрудников.
Ключевые навыки в резюме пример для должности
Обычно программисты указывают знание определенных технологий, языков программирования:
знания технологий и языков: J2SE‚ J2EE, JPA, JAXB architecture, Hibernate;
языки программирования: Java, С++, PHP‚ JavaScript, Phyton; XML‚ HTML; SQL, JPQL;
management software: SVN, Maven, Archiva, CruiseControl;
администрирование Unix OS: Linux Fedora/Ubuntu/Slackware/OpenSUSE‚ FreeBSD;
базы данных: MS SQL Server, PostgreSQL, MySQL
Ключевые навыки в резюме пример для должности
аналитическое мышление;
планирование;
точность и внимательность к деталям;
организованность;
способность эффективно решать проблемы;
знания: налоги, отчетность по GAAP, сертификат ACCA Dip IFR, аттестат аудитора;
владение программами: 1С, БЭСТ, SUN, CMS, Консультант, Гарант, MS Office;
Для должности главного бухгалтера стоит так же добавить:
опыт работы на должности главного бухгалтера более 5 лет;
успешный опыт руководства бухгалтерией (до 10 человек);
английский язык разговорный.
Posted On 15.12.2017
Любая компания стремится найти лучшего работника на каждую должность, которая требует ряд обязательных профессиональных навыков. К счастью, большинство соискателей в той или иной форме обладают такими умениями. Работодатели определяют возможности кандидатов по представленному ими списку умений, а также указанным преимуществам/недостаткам. Таким образом, каждый соискатель должен подготовить себя к поиску работы, учитывая все средства связи, на которые обращает внимание работодатель. Необходимо учесть следующие средства связи: ваше резюме, сопроводительное письмо и собеседование.
Вы можете представить в лучшем свете свои умения и подтвердить их предыдущим опытом работы. В этой статье мы привели примерный список требуемых профессиональных навыков, которые необходимо указать в резюме. Вы можете отредактировать этот список и добавить дополнительные умения в ваше резюме в соответствии с вашими потребностями. Ниже приведена таблица с примерами профессиональных навыков, которые вы можете указать в вашем резюме. Таблица разделена на основные профессии и требуемые ими умения.
Умения и навыки | Ведущий менеджер | Продажи и маркетинг, обслуживание клиентов | Программисты, дизайнеры, Исследования и разработки, учителя |
Навыки управления временем | + | + | |
Навыки управления людьми | + | ||
Навыки личностного общения | + | + | |
Навыки делового общения | + | + | |
Навыки устной речи | + | + | |
Навыки управления бизнесом | + | + | |
Стратегическое мышление | + | ||
Творческое мышление | + | + | + |
Организационные способности | + | + | |
Эффективные навыки слушания | + | + | + |
Умение принимать решение | + | + | + |
Умение решать проблемы | + | + | + |
Умение вести переговоры | + | + | |
Способность работать в команде | + | + | |
Умение проводить тренинги | + | ||
Способность обучать других | + | ||
Способность к быстрому обучению | + | + | |
Эффективные навыки обучения | + | + | |
Аналитические способности | + | + | |
Способность принимать рисковые решения | + | + | |
Навыки продаж | + | + | |
Изобретательность | + | + | |
Ответственность | + | + | + |
Надежность | + | + | + |
Творческие способности | + | + | + |
Решительность | + | + | + |
Деловая этика | + | + | |
Навыки критического мышления | + | ||
Навыки обслуживания клиентов | + | + | + |
Усидчивость | + | + | |
Многозадачность | + | + | |
Тактичность | + | + |
Ниже представлены примеры навыков иумений, которые можно указать в резюме.
Устное и письменное общение, умение налаживать контакт с партнерами и клиентами, развитие бизнеса, высокий уровень обслуживания клиентов, внимание к деталям и организованность, самодостаточность и активность, гостеприимность, оказываемая клиентам и партнерам, профессиональные ораторские навыки и опыт проведения презентаций, способность проводить эффективные тренинги с другими.
Другие умения:
Ключевые навыки для руководителей проектов
Ключевые навыки для преподавателей
Ключевые навыки для бухгалтеров
Ключевые навыки для обслуживания клиентов
Вконтакте
Одноклассники
Качества, о которых вы хотите рассказать своим работодателям, должны быть чётко сформулированы, а не быть просто «брошены на ветер». Коммуникабельность / ответственность и креативность — всё это, конечно, прекрасно, но содержательно бесполезно.
Итак, пройдёмся по навыкам, о которых вы всё время забываете упомянуть. Если не знаете что писать в графе «навыки», для вас есть еще один материал!
Сразу напоминаем вам, что навыки, о которых вы расскажете своему работодателю, должны иметь непосредственное отношение к позиции, на которую вы претендуете. Краткость и конкретика — первое правило резюме.
Конечно, это важный навык для всех, кто связан с управлением в компании или даже с работой в команде — каждый её член рано или поздно столкнётся с необходимостью проявить инициативу. Так вот, если вы знаете, что может быть лидером в команде в какой-то момент, то об этом качестве всегда можно упомянуть (и даже нужно!).
Пишем:
умеете решать конфликты в команде, готовы помогать коллегам, прислушиваетесь к критике, готовы вести за собой, берёте ответственность за решения команды… — всё звучит конкретнее, чем «обладаю лидерскими качествами».
С лидерством непосредственно связано и это качество-навык. Дело в том, что с людьми нужно не только уметь общаться, но и понимать, что должен быть между вами фактор деловых отношений и взаимовыгоды. Когда вы пишете «коммуникабельный», не нужно думать о том, что у вас классные друзья и вы здорово дружите с коллегами.
Пишем:
нетворкинг, знание техники «холодных» звонков, выстраивание отношений с клиентами, умение работать в команде.
Хорошо (замечательно, отлично, цены вам нет), если каждый навык, который вы упоминаете, будет подкреплён в резюме примером, который доказывает, что он у вас есть. Например, сравним «коммуникабельного» Ивана или Ивана, который занимается организацией мероприятий и привлёк известных спикеров, используя своё умение общаться и искать контакты.
Во-первых, на русском языке «организация» может иметь два смежных значения: вы организованы, пунктуальны, понимаете, что такое «системный» подход, а может быть вы понимаете, как организовать множество людей и заставить шестерёнки крутиться. Так что в данном случае мы бы посоветовали вам:
Пишем:
организация мероприятий, контроль встреч, составление расписания, планирование (отличное слово для резюме!), тайм-менеджмент
Упоминают это только те люди, которые хотят просто сказать работодателю «мне можно доверять!». Но есть гораздо более правильные способы доказать, что вы — ответственный работник, например, упомянув о том, что вы занимались проектной деятельностью или что занимались серьёзными финансовыми расчётами — всё, что имело конкретный результат будет полезно отметить вместо «ответственный».
Пишем:
проектная деятельность (завершено n.
проектов), работа с клиентом n., создание рекламной компании n.
Мы все обучаемы. Иначе не могли бы разговаривать, писать, есть, ходить. Это нормальный навык не только для человека, но и животных. Ещё одно лишнее и слишком «общее» слово для вашего резюме.
Пишем:
самостоятельно изучил программу n., освоил язык программирования n., активное посещение тренингов, создание личного сайта, желание использовать навыки в разных отделах
Вы знаете, что у нас нынче каждый — кино-критик.
Но что на деле — когда нужно проявить навыки настоящего аналитика, что-то сказать после презентации, у всех вдруг пропадают мысли.
Пишем:
поиск информации, умение анализировать n. в n., создание отчётности в n., рецензирование
Это незаменимый, прекрасный и очень нужный навык. Но не навык на самом деле — это черта характера, как и коммуникабельность, например. Можно научиться бороться со стрессом, но скорее всего, применяя к себе эту характеристику, вы хотите сказать о том, что можете работать под давлением, в условиях дедлайнов и при быстрых темпах. Так скажите об этом!
Пишем:
умение (ОПЫТ!) работы в режиме дедлайна, способность быстро принимать решения, знание рынка, понимание особенностей конкуренции в отрасли, умение справляться с кризисными ситуациями
Больше карьерных советов, акуальных вакансий и полезных ресурсов -
в Telegram-канале
Введение
Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения
Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике
Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность . Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.
До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.
По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
2. Проанализировать функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.
3. Определить практические аспекты усвоения знаний и умений.
Объект исследования – основополагающие характеристики знаний и умений в процессе обучения. Предмет исследования - определение особенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Гипотеза исследования : мы исходили из того, что усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Знания, навыки и умения в процессе обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.
Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.
Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.
Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний.
Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .
Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?
Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.
Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.
В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.
Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.
Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.
Заинтересовать работодателя можно, если сразу же в резюме написать о том, что вы умеете делать. Это поможет ему определиться с тем, насколько вы сможете быстро адаптироваться и вникнуть в нюансы работы.
Чтобы понять, как правильно написать о своих умениях, вы можете посмотреть пример профессиональных навыков в резюме. Только обязательно делайте поправку на ваш личный опыт, требования работодателя и специфику будущей должности.
Стоит понимать, что в этом разделе резюме нужно указать свои основные умения. Если у вас нет еще стажа работы, то можно вписать результаты преддипломной практики. Практически во все резюме можно вписать такие навыки:
Но их стоит использовать в тех случаях, если у вас нет практического опыта и каких-либо достижений.
Отсылая резюме на появившуюся вакансию продавца-консультанта необходимо расписать свой опыт и указать то, что вы умеете делать. Профессиональными навыками продавца могут быть следующие:
Вам надо убедить работодателя, что вы можете общаться с людьми и продавать товары.
А вот для психолога будут уже другие требования. Ему можно указать то, с чем он работал и что умеет делать лучше всего. У него могут быть такие профессиональные навыки:
Подбор кандидатов начинается с оценки резюме. Если хотите, чтобы вам назначили собеседование, то указывайте свои основные умения, не надеясь, что пары общих фраз будет достаточно. Вы можете посмотреть пример профессиональных знаний для резюме системного администратора, чтобы понять, что надо указывать. Можно выделить такие умения:
Не переусердствуйте с перечислением! Слишком много заявленных программ могут взывать сомнения в уровне вашего владения каждой из них. Ведь реальная компетенция приобретается даже не за один месяц.
А вот профессиональные навыки в резюме бухгалтера могут выглядеть так:
Не стоит писать те навыки, которыми вы не обладаете. Ведь это можно будет выявить на собеседовании или в первый рабочий день.
Для работника или начальника правового отдела надо уметь работать с документами и искать нужную информацию.
В отношении юриста, как правило, ожидаются следующие профессиональные навыки:
Указав такие умения, будьте готовы на собеседовании подтвердить их.
Работодатель может попросить привести конкретные примеры или поставить вам практическую задачу, для решения которой будут необходимы эти навыки.