Экстренная психологическая помощь. Кто может оказывать психологическую помощь

Внутренняя

Психологическая помощь при определенных обстоятельствах может потребоваться и совершенно здоровому, нормальному человеку, попавшему в необычную для себя ситуацию, будь то стресс на работе, проблемы в отношениях с близкими, расставание или потеря.

Каждый день мы сталкиваемся с разными жизненными ситуациями и не всегда сами можем найти из них выход. Нас мучают страхи, сомнения, неуверенность, тревоги и это всё является препятствием к тому, чтобы двигаться по жизни легко, свободно, радостно.

Кто-то продолжает обреченно тянуть лямку усталости и бесперспективности существования, а кто-то начинает искать выход - советуется с друзьями, читает книги, смотрит фильмы. Это облегчает на какое-то время эмоциональное состояние, а потом все эти переживания накатывают снова.

И в какой-то момент человек понимает, что нуждается в профессиональной помощи психолога, психотерапевта, т.е. такого специалиста, который владеет профессиональными знаниями, методами, способами оказания именно психологической помощи.

Психологическая помощь – что это вообще такое?

Психологическая помощь – это не просто набор техник и психологических процедур, направленных на улучшение состояния клиента, это, прежде всего отношения , которые исцеляют, приводят к изменениям в реальной жизни с другими людьми. Эти клиент терапевтические отношения должны быть правдивыми и искренними.

Обращение в трудные для себя времена за профессиональной психологической помощью – это, прежде всего забота о самом себе, о близких людях, которые находятся рядом с вами и тоже переживают за вас.

Это возможность изменить качество своей внутренней и внешней жизни и передать что-то другое, кроме привычных способов поведения и мышления своим детям и внукам в наследство.

Однако следует заметить, что психологическая помощь не показана при острых психозах и других психиатрических заболеваниях. В этом случае стоит обратиться к врачу психиатру, а в тяжёлых состояниях пройти лечение в стационаре под контролем лечащего врача.

Кто имеет право оказывать психологическую помощь?

Важно найти не просто психолога, психотерапевта с множеством сертификатов, дипломов, профессиональных регалий, а человека, который будет вызывать ваше доверие, ваше желание строить с ним отношение, раскрывать своё сердце, делиться самыми сокровенными и порой очень болезненными личными переживаниями.

Психологическую помощь имеет право оказывать психолог или клинический психолог, имеющий высшее психологическое образование, и получивший специальную подготовку в области психологического консультирования или психотерапии. Это может быть последипломное дополнительное образование, в каком либо выбранном направлении - гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, арттерапия, психоанализ или что-то другое.

Также психологическую помощь имеет право оказывать врач-психотерапевт, имеющий диплом врача и дополнительное специальное образование по психологическому консультированию и(или) психотерапии.

Поэтому вы можете поинтересоваться уровнем подготовки специалиста, которого себе выбрали. Какова длительность его обучения? Это первое или второе образование? Наличие или отсутствие личной терапии? Работа под супервизией или нет? Продолжает ли выбранный вами психолог повышать свою профессиональную компетенцию?

Членство в профессиональных обществах и ассоциациях является дополнительной информацией, о которой стоит спросить у психолога, психотерапевта. Уверенные и достаточно открытые ответы психолога на эти вопросы могут помочь вам оценить уровень его профессиональной компетентности и принять решение.

И самое главное при обращении за психологической помощью больше доверяйте своему сердцу и интуиции. Если вам хочется работать с выбранным специалистом - смело оставайтесь, если нет, уходите и ищите, того, который станет вашим.

Обычно все привыкли к тому, что если случается какая-то катастрофа, теракт или стихийное бедствие, то заниматься последствиями должны медики и спасатели. При этом забывают о необходимости оказания психологической помощи. А реакция человека на острое стрессовое событие может быть непредсказуемой и даже иметь плачевные последствия. Что нужно делать в таких случаях?

Оказание психологической помощи во время чрезвычайных ситуаций считается приоритетом кризисных психологов. Но бывают ситуации, когда необходимо помочь человеку, а рядом нет опытного специалиста. В современном мире человек в любой момент может попасть в автокатастрофу, пережить пожар, террористический акт, стихийное бедствие или другие катаклизмы. При этом многим людям нужна не только медицинская помощь, но и психологическая.

Шок от пережитого может спровоцировать разные негативные психические реакции. Первую психологическую помощь можно сравнить с оказанием первой медицинской помощи до приезда «скорой». Ее оказывают люди, которые находятся рядом, поэтому необходимо знать основные принципы.

Во-первых , надо контролировать свое состояние и оказывать помощь только в том случае, если вы чувствуете силы, как эмоциональные, так и физические. Если вы так же плохо себя чувствуете, то не нужно себя заставлять, лучше позаботиться о себе, иначе потом вам самим может понадобиться помощь. Перед тем как подойти к пострадавшему, необходимо самому успокоиться, вести себя мягко, но в то же время уверенно. Как говорил Карлсон, спокойствие, только спокойствие! Во время катастроф часто случается паника, и самое главное в этой ситуации - действовать уверенно. Если человеком овладевает страх и паника, то он начинает совершать много ошибок и неверных действий. Некоторым людям становится легче уже от того, что он видит рядом уравновешенного человека.

Во-вторых , надо найти контакт с пострадавшим, но вмешательство не должно быть навязчивым. Если на месте катастрофы находится много людей, то вначале необходимо понаблюдать за людьми и понять, кто действительно нуждается в помощи, а кто может справиться самостоятельно. Помощь нужна тем, у кого отмечается дезориентация в пространстве, чрезмерная возбужденность, раздражительность или агрессивность, чрезмерное волнение и паника, а также замкнутость и апатия. Также нужно обратить внимание на детей, подростков, беременных женщин и пожилых людей. Сразу необходимо откликнуться на просьбу тех, кто к вам обращается.

Для установления контакта необходимо назвать свое имя и спросить, как зовут потерпевшего. Не стоит смотреть пристально в глаза и дотрагиваться до незнакомого человека, ведь он может быть представителем другой культуры, отличной от вашей. Если человек отказывается от вашей помощи, не нужно настаивать. Необходимо только сообщить, куда и к кому он может обратиться в случае необходимости. Если люди живут в местах, где часто случаются стихийные бедствия, они уже могут знать, как себя вести.

Можно спросить, нуждается ли человек в помощи, может, он хочет пить, ему холодно или жарко, что-то другое ему необходимо, то есть уточнить и удовлетворить все текущие физиологические потребности. На этом этапе для пострадавшего важно установить комфорт и безопасность. Если есть возможность, то нужно отвести человека в более спокойное место дальше от места катастрофы. Важно оградить человека от звуков и запахов, которые могут напоминать о случившемся. После этого проинформировать родственников и спросить, могут ли они приехать.

В-третьих , необходимо следить за эмоциональным состоянием потерпевшего. Бывают случаи, что человек узнает о смерти родственников во время катастрофы и хочет причинить себе вред вплоть до совершения самоубийства. Потерпевший может наброситься на другого человека, которого считает виновным в катастрофе. Состояние шока может проявиться не сразу. Если вы видите, что человек начинает бледнеть, сильно потеть, неровно дышать, у него начинается сильное сердцебиение или нарушение работы выделительной системы, то необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. Интенсивные эмоции могут уменьшаться, а потом накатывать с новой силой.

Если необходимо эвакуировать людей в другое место, то необходимо им об этом сказать и попросить никуда не уходить. Не нужно говорить людям, что они находятся в безопасности, если до сих пор есть определенная угроза. Лучше сказать о том, что специальные службы делают все возможное для устранения проблемы. Никогда не надо говорить то, что вы не в состоянии выполнить. Например, если вы не можете обеспечить встречу с родственниками, то не надо говорить потерпевшему, что он их скоро увидит.

При общении с людьми необходимо помнить о самых уязвимых - детях и людях преклонного возраста.

Если вы оказываете психологическую помощь, то, как и при медицинской, необходимо соблюдать этические принципы и иметь необходимые знания. Часто своевременная поддержка может предотвратить негативные последствия острого стресса в будущем.

Необходимо помнить и об этических принципах оказания психологической помощи. Есть такое выражение «причинять добро». Не нужно чрезмерно опекать человека, этим вы показываете его слабость и несостоятельность. Большая часть людей в состоянии справиться с шоком самостоятельно. Не все люди хотят говорить о своих чувствах, поэтому не стоит устраивать «допрос». Помощь нужно оказывать только тем, кто в ней действительно нуждается, а это, в первую очередь, дети и люди пожилого возраста.

В разговоре с детьми нужно учитывать некоторые особенности. Сразу необходимо узнать, где находятся родители или сопровождающие. Если они рядом, то необходимо спросить разрешения на разговор с ребенком. В том случае, если ребенок находится один, нужно спросить, где его родители или родственники, и сделать все возможное, чтобы их найти.

Лучше сесть или присесть, для того чтобы быть с ребенком на одном уровне. В разговоре необходимо переспрашивать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли, что именно ребенок хочет сказать. Не стоит употреблять сильные эмоциональные слова, например, «ужасный» или «кошмарный», тем самым вы можете усилить тревогу. Психотравма у детей может проявляться в виде регрессии, то есть дети начинают себя вести так, как будто они стали младше на несколько лет. В таком случае нужна будет дополнительная психологическая реабилитация со специалистом.

Нельзя оставлять детей и подростков наедине, с ними должен присутствовать кто-то из взрослых. При возможности, нужно отвести детей с спокойное место. Очень часто дети не могут словами выразить свои эмоции, поэтому можно предложить им заняться рисованием, чтением или прослушиванием музыки. Маленьких детей лучше вовлечь в игровую деятельность, при этом можно сказать, что куклы тоже нуждаются в том, чтобы их покормили и о них позаботились. С подростками нужно разговаривать так, как с взрослыми, говорить правду о происходящем. Если состояние подростка более спокойное, чем у других, его тоже можно вовлекать в активную деятельность, например, присмотреть за младшими детьми, почитать для них, вместе порисовать или поговорить с теми, кому тяжело. Взаимная поддержка помогает быстрее справиться с ситуацией.

С людьми преклонного возраста надо разговаривать медленно и четко. Некоторые могут иметь проблемы со слухом и зрением, но необходимо помнить, что эти явления могут быть как постоянными, так и полученными в результате травмы как последствие дезориентации и шокового состояния. Желательно спросить человека об этом и потом передать эту информацию специалисту. Некоторым пожилым людям или инвалидам могут понадобиться инвалидная коляска, костыли, палочка для ходьбы либо специальные медикаменты, которые они принимают.

Еще один вопрос, который может возникнуть - это работа СМИ. Часто журналисты в погоне за острым сюжетом могут быть навязчивыми. Потерпевших необходимо проинформировать о том, что они могут отказаться давать интервью или общаться с журналистами, если им это неприятно или тяжело. В дальнейшем необходимо оградить детей и подростков от просмотра телепередач с сюжетами об этой катастрофе. Иначе могут быть случаи ретравматизации, когда напоминание о трагедии может вызвать всплеск сильных эмоций.

Есть также фразы, которые не рекомендуют произносить человеку, который находится в состоянии острого стресса и горя. Среди них: «я знаю, что вы чувствуете», «может, это и к лучшему», «ему на том свете лучше», «что нас не убивает, делает нас сильнее», «вам скоро станет лучше», «хорошо, что вы живы», «могло быть и хуже, у вас остались другие родственники», «все, что ни делается - к лучшему», «вы сильный, чтобы с этим справиться». Лучше просто выслушивать человека без комментариев.

Если сотрудники МЧС или врачи сообщили о смерти родственника, то необходимо находиться рядом с человеком. При этом могут возникать сильные эмоциональные реакции, которые не надо останавливать. Если человек плачет, это нормально. Тревогу могут вызывать случаи, если человек эмоционально замирает, то есть входит в ступор. При этом он перестает реагировать на внешние раздражители, в том числе болевые. Из этого состояния его надо выводить, но для этого лучше найти специалиста - медика или профессионального психолога. До прихода психолога нужно пытаться поддерживать контакт с человеком, тихо с ним разговаривая, для того чтобы вызвать эмоции, лучше негативные. Если человек начал плакать или кричать, значит, все нормально, успокаивать не нужно. В ситуациях острого горя ступор считается более опасным, чем рыдания. Известны случаи, когда в первую очередь оказывали помощь тем, кто плакал, а на того, кто сидел спокойно, не обращали внимания. Такие «спокойные» переживания могут привести к суициду или психическому расстройству.

Может быть ситуация, когда человека охватывает нервная дрожь. В таком случае надо ее усилить: взяв за плечи, сильно потрясти в течение 10-15 секунд. Через некоторое время дрожь должна пройти. Не рекомендуют обнимать человека или закутывать в одеяло. Нужно следить, чтобы пострадавший не садился за руль автомобиля, не употреблял алкоголь или наркотики. Если у человека проявляется чрезмерная двигательная активность, необходимо его «заземлить» - попросить смотреть на вас и описать, что он видит вокруг. Можно использовать технику так называемого «квадратного дыхания» - на вдохе считаем до четырех, задерживаем дыхание, тоже считая до четырех, точно так же выдыхаем. При этом желательно посадить человека ровно, чтобы руки лежали на бедрах и стопы полностью упирались в пол. Когда поведение пострадавшего напоминает мечущееся животное, то необходимо его насильно усадить, попросив помощь у более сильных людей, чтобы они могли зафиксировать его положение.

Если человека приглашают на опознание тела, то у него могут возникать потеря сознания, рвота, онемение, нервная дрожь. В таких случаях можно предложить воду или сигареты. Не нужно давать никаких лекарств, это могут делать только медработники. Вы не знаете, как они могут подействовать в состоянии острого стресса, и, возможно, у человека может быть аллергия на незнакомый препарат. Давать можно только те медикаменты, которые он носит с собой и уже принимал раньше.

Если вы оказались в ситуации, когда нужно помочь другим во время чрезвычайных ситуаций, вам также необходимо будет восстановление. Не нужно пересиливать себя и заставлять, мотивируя тем, что если все бросить, то это будет выглядеть эгоистично. Кризисная психологическая помощь связана с высоким риском эмоционального выгорания, причем оно может наступить уже через несколько часов, если человек сильно вовлечен в негативные переживания других. Поэтому как только вы чувствуете предел своих физических и эмоциональных возможностей, необходимо остановиться и отдохнуть.

Непредвиденные ситуации могут случиться с каждым в любое время. Но необходимые знания помогают не совершать ошибочных действий. Главное при оказании психологической помощи в кризисных ситуациях - сочувствие и поддержка.

Последнее обновление: 24/07/2014

Право оказывать такую помощь имеют профессионалы, которые в силу своего образования способны проводить психотерапию, а также оказывать другие услуги по охране психического здоровья. Часто они обладают разными званиями, полномочиями или лицензиями. Когда Вы слышите термин «психотерапевт», скорее всего, Вы думаете о психологе. Тем не менее, целый ряд различных специалистов может оказывать пациентам, страдающим от психических заболеваний и психических расстройств, психотерапевтические услуги. Каждый из них имеет достаточно опыта для проведения психотерапии, но зачастую они используют различные методы и подходы. К каждой из перечисленных ниже профессий имеются уникальные требования.
Профессии психолога и психиатра требуют от человека соответствия ряду требований государственных и федеральных стандартов. А вот регулирование званий консультантов и терапевтов варьируется от штата к штату. Например, в штате Орегон работать в качестве психотерапевта могут лишь те, кто получил лицензию экзаменационной комиссии штата Орегон.

Психиатр

Психиатры могут выписывать своим клиентам лекарства. Их квалификация включает в себя окончание медицинского факультета с последующим прохождением программы обучения психиатрической помощи. Некоторые психиатры подчёркивают, что они сдали письменные и устные экзамены по завершении медицинской школы и этой программы.

Психолог

Получившие степень доктора философии в течение пяти лет изучают также психологию. Обладатели степени доктора в психологии имеют практически такую же подготовку, с той разницей, что во время своего обучения они меньше внимания уделяли исследованиям и экспериментальным методам.
Во многих штатах для получения полной лицензии требуется прохождение практики под руководством опытного психолога (естественно, после окончания учебного заведения).
При этом, в большинстве штатов психологи не имеют права назначать лекарственные средства своим пациентам.

Консультант

Лицензированные консультанты обычно проходят обучение методам консультирования в магистратуре в течение двух-трёх лет. В область их специализации входят консультирование семейных пар и родственников, школьников, представителей социально незащищённых слоёв населения, а также людей, страдающих от разного рода зависимостей.
Многие штаты требуют от консультантов получения лицензии Национального совета по сертификации консультантов (NBCC).

Социальный работник

Лицензированные клинические социальные работники должны пройти двухгодичное обучение, стажировку и контролируемую практику в выбранной области. Кроме того, социальные работники могут иметь степень магистра в области социальной работы, а также контролируемый клинический опыт.

Психиатрическая медсестра

Психиатрические медсёстры имеют степень магистра или выше в уходе за психическими больными. С такой подготовкой специалисты способны определять симптомы, диагностировать нарушения, обеспечивать психотерапию и - в некоторых штатах - даже назначать лекарства.
Психиатрические медсёстры могут работать в различных условиях, включая больницы, частные клиники, психиатрические лечебные учреждения и центры реабилитации, а также чрезвычайные ситуации.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

В котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него . Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.


2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).


3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа:
«Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»,«вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.
Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый
– позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это: принятие того, что сообщает партнер; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как
«рефлексивное слушание и сообщение».

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщения с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков – обратную связь.
Обратная связь есть не что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова».
Эти компоненты – сообщения, обратная связь и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

– ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения.
Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и на понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

«Стартеры»; «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем- либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются ук утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном примере.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

Желание помочь данному конкретному ребенку;

Принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

Глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ :

Зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

Язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ , стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

Обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

Рефлексия чувств;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.

Друзья не даются нам при рождении. Их нужно заводить, ведь это дает нам столько преимуществ. И когда ваш друг нуждается в поддержке, особенно психологической, вы должны уметь ему эту поддержку оказать.

Как оказать психологическую поддержку другу с помощью положительных эмоций

Зачем нужна психологическая поддержка друзьям?

Люди, у которых нет друзей (даже если у них есть близкие родственники, семья), не могут в полной мере получить необходимую психологическую поддержку. Их сопротивляемость стрессам уменьшается, неудачи они переживают более тяжело. Радости обычной человеческой жизни проходят мимо них. В крайних случаях такие люди начинают чувствовать себя оторванными от жизни, одинокими, покинутыми. Находясь долгое время без поддержки со стороны окружающих, люди и их психика начинают меняться, появляется постоянное чувство одиночества. Недостаток человеческого общения, друзей может стать одной из причин психических расстройств.

Одно из исследований дало интереснейшие результаты - оказывается, требуется больше психической энергии для того, чтобы игнорировать людей, и меньше, чтобы вступать с ними в общение. Кристин Хоммер из колледжа Баруч в Нью-Йорке обнаружил, что люди, разгадывающие кроссворды в одной комнате с незнакомцем, хуже справлялись с задачей, если их целью было игнорировать незнакомца. Группа, которая могла разговаривать с незнакомцем (но не обсуждать с ним кроссворд), справлялась с заданием лучше. Людям труднее не обращать внимания на человека, чем общаться с ним.

Если наличие друзей так благотворно сказывается на психике, ничего удивительного в том, что они способствуют улучшению самочувствия.

Польза друзей для психологической поддержки

  • Менее склонны к заболеваниям системы кровообращения, у них ниже давление. Например, журнал «Европа о сердце», выходящий в Швеции, сообщает, что среди женщин, попавших в больницу с заболеваниями сердца, те, у которых есть хорошие друзья, страдали не столь опасными заболеваниями;
  • Имеют повышенную сопротивляемость стрессам;
  • Имеют более сильную иммунную систему, которая в свою очередь помогает сопротивляться инфекционным заболеваниям. Например, институт «Карнеги Мелон» заявляет, что взрослые люди, чаще болеющие гриппом, имеют менее прочные дружеские связи, чем те, у кого много надежных друзей.

Конечно, это не означает, что дружба - залог прекрасного здоровья. Но это говорит о том, что вы увеличиваете свои шансы на доброе здоровье по сравнению с одинокими людьми.

Как быть хорошим другом и уметь оказывать психологическую поддержку другу?

Чтобы завоевать чью-то дружбу, нужно стать хорошим другом самому. А чтобы люди к вам тянулись, нужно излучать дружелюбие. Предлагаем вам несколько полезных советов: