Где находится остров Пасхи? Остров Пасхи: фото. Остров Пасхи: «Таинственный Рапа-Нуи

Наклеивание

Данный вопрос интересует многих. Место это экзотично и окутано целым ворохом легенд и поверий. Однако добраться туда будет очень непросто.

Где находится остров Пасхи: координаты

Маленький клочок суши, аннексированный Чили в начале двадцатого века, расположен в 3600 км от южноамериканского континента. До ближайшей островной группы - 2075 км на восток. Нетрудно догадаться, что из всех обитаемых мест Земли остров Пасхи является одним из наиболее удаленных. Площадь этого уникального памятника рапанийской культуры составляет 163,6 км2. Именно небольшим размером и очень далеким расположением от материковой земли обусловлены вопросы о том, где находятся острова Пасхи. К слову сказать, данное сочетание абсолютно некорректно, так как остров в том регионе один, а считать за острова небольшие клочки каменистых отмелей - вряд ли правильно. Тем удивительнее, что подобный затерянный далеко в водах приютил на своих небольших землях удивительную нацию Рапа-Нуи, которая, предположительно, воздвигла удивительные каменные изваяния.

Историческая справка

Безусловно, мало знать, где находится остров Пасхи. Его история не менее интересна, чем локация.

Остров возник стандартно для многочисленных архипелагов и атоллов самого большого океана планеты: благодаря вулканическому извержению. Постоянные извержения и буйства ветров сделали берега труднодоступными для швартовки кораблей: есть лишь два места, где можно ступить на побережье с лайнера, не разбившись предварительно о скалы.

Первые колонисты достигли этого затерянного клочка земли 1300 лет назад. Они заприметили большие пальмовые рощи, которые тотчас были пущены на строительство жилищ и лодок. Позже маленькой цивилизации пришлось несладко: постоянные нападки перуанских пиратов уменьшали каждый год. Кроме того, католические проповедники уничтожали артефакты народа с острова Пасхи, чем нанесли непоправимый урон уникальной культуре Рапа-Нуи. В настоящее время остатки древних сооружений находятся под защитой Юнеско.

Каменные истуканы Моаи

Как Рапа-Нуи создали знаменитые каменные изваяния, не известно до сих пор. Они представляют собой блоки, вес которых составляет до 14 тонн, а высота может достигать 4 метров. Любопытно, что истуканов можно встретить всюду: в местах, где остров Пасхи встречается с океаном, либо в глубине, вблизи гор и вулканов. Иными словами, культ Моаи имел большое значение для населения эпохи возведения каменных идолов. Предположительно, они были сооружены для того, чтобы отметить смерть соплеменника: чем больше статуя, тем больше почета умершему. Однако возникает вопрос: "Как каменные глыбы перемещались из одной точки острова в другую?"

Ответ на него найти, скорее всего, будет уже невозможно. Однако найденные неоконченные прототипы будущих статуй наталкивают на мысль, что идолы сначала выдалбливались из каменной породы, а потом на бревнах или тросах перевозились из одной части острова в другую.

Как добраться?

Казалось бы, зная, где находится остров Пасхи, достичь его берегов не составит проблем. К сожалению, это не так. Можно попытать счастья и сесть на один из лайнеров, которые отчаливают от берегов Австралии или Южной Америки, направляясь покорять просторы Океании, тем более что первые жители достигли острова на ветхих суденышках. Однако наиболее адекватный вариант - долететь самолетом.

Но не все так просто и с летающим агрегатом: долететь до вожделенного места можно лишь из Чили и Таити. Для жителей России даже Австралия очень далека, а ведь это лишь перевалочный пункт на пути. Всего же, полет до берегов знаменитого острова займет несколько суток, а также съест изрядную порцию финансов. Стоит также помнить, что на острове лишь один город, так что осмотр памятников Юнеско - единственная радость, доступная туристу.

Когда посещать?

Несмотря на удаленность того места, где находится остров Пасхи, это довольно популярный туристический регион, имеющий свои периоды наплыва и спада активности приезжих. Учитывая тот факт, что данный клочок земли находится недалеко от экватора, то встретить сугробы снега здесь невозможно в любое время года. Однако высокий сезон начинается летом: с января по март. Далее следует уменьшение туристического потока, хотя температурные условия все еще не очень жестокие: около 17 градусов в самые холодные месяца. Таким образом, если хочется насладиться красотами острова Пасхи без галдящих толп, лучше приезжать в период с апреля по ноябрь.

Остров Пасхи является уникальным местом. Здесь можно полюбоваться вулканом, видимым даже из космоса, уникальными каменными изваяниями. Кроме того, население острова может многое поведать путешественникам, так как местные предания передавались из поколения в поколение. Так что теперь известно, где находятся острова Пасхи, и что они, а вернее он, собой представляют.

Остров Пасхи (Рапануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана 165,5 квадратных километров. Высота до 539 метров. Принадлежит Чили. Население около 2 тысяч человек. Рыболовство. Овцеводство. Остатки исчезнувшей культуры полинезийцев (каменная скульптура, дощечки, покрытые письменами). Административный центр — Ханга-Роа. Открыт нидерландским мореплавателем я. Роггевеном в 1772 в день Пасхи.

Говорят, что остров Пасхи один из самых уединенных уголков мира. Этот крохотный островок вулканического происхождения размером не более 24 километров, затерянный в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Он находится в 3600 км западнее чилийского города Вальпараисо.

Все, что связано с островом, окутано тайной. Откуда прибыли его первые обитатели? Как они вообще обнаружили этот островок? Как и зачем изваяли более 600 гигантских каменных статуй?

Первыми европейцами, ступившими на остров в пасхальное воскресенье 1772 года, были нидерланские моряки, которые и дали острову имя. Они обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. Вели они себя очень приветливо и дружелюбно.

Самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах УшапкиФ из красного камня (полагают, что это вожди, обожествленные после их смерти).

Остров Пасхи фото

Тайны острова Пасха

Остров Пасхи: где находится

Остров Пасхи - остров в южной части Тихого океана, территория Чили (вместе с необитаемым островом Сала-и-Гомес образует провинцию и коммуну Исла-де-Паскуа в составе области Вальпараисо). Местное название острова - Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Площадь - 163,6 км².

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, - 2075 км.

Остров Пасхи на карте мира

Остров Пасхи: как добраться

Добраться до острова можно двумя способами, и оба они затратные. Первый - на туристической яхте или круизном судне, которые иногда сюда заходят. Можно отправиться в самостоятельное путешествие и через пару недель зайти в порт.

Второй способ - воздушный. На острове есть аэропорт, принимающий рейсы из столицы Чили Сантьяго, Таити и Лимы. Расписание полетов зависит от времени года. Например, с декабря по март можно улететь только один раз в неделю. В остальные месяцы - два раза в неделю. Перелет из Сантьяго длится около 5 часов.

Добраться до острова Пасхи из России можно добраться только на самолете. Билеты не дешевые. Можно купить из Москвы до Пасхи с пересадками, можно купить из Москвы – Санкт-Петербурга до Северной Америки, потом до Южной Америки, а оттуда уже до Пасхи, можно сразу до Южной Америки, а оттуда до Пасхи. В любом случае, потратиться на билет придется. Есть так же очень хороший вариант, когда авиакомпании предлагают спецпредложения и снижают стоимость на авиабилеты вдвое, а то и втрое.

Остров Пасхи: видео

Самые красивые места Пасхи

Аэросъемка острова Пасха

  • Сказки от наших путешественников
  • Остров Пасхи

    ОСТРОВ ПАСХИ, РАПА-НУИ

    Остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Площадь 163,6 квадратных километров. Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удаленным населенным островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3 703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населенного места, - 1 819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года. Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа. Всего на острове проживает 4 888 человек.

    Остров Пасхи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году остров Пасхи был аннексирован Чили. В 1995 году национальный парк "Рапа-Нуи" стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    У острова Пасхи существует множество названий:

    Хититеаираги , или Хити-аи-ранги ;

    Текаоухангоару ;

    Мата-ки-те-Раги (в переводе с рапануйского "глаза, смотрящие в небо");

    Те-Пито-о-те-хенуа (в переводе "пуп земли");

    Рапа-Нуи ("Великий Рапа"), название, в основном использовавшееся китобоями;

    остров Сан-Карлос (названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании);

    Теапи (так называл остров Джеймс Кук);

    Ваиху , или Ваихоу , (этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало);

    остров Пасхи (названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года).

    Чаще всего остров Пасхи называют Рапа-Нуи, хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название "Рапа-Нуи" вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово "Rapa Nui" (2 слова) используется для наименования острова, а слово "Rapanui" (1 слово) - когда идет речь о народе или местной культуре.

    Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого - юго-восточный берег. Стороны этого "треугольника" имеют длины в 16, 18 и 24 километров. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Као (324 м) рядом с поселением Матавери; Пуа-Катики (377 м) и Теревака (539 м - высшая точка острова).

    Самый высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано-Арои (около 200 м). Собственно "Рано-Арои" - это название озера, заполняющего потухший кратер.

    Другой кратер Теревака - Рано-Рараку (160 м) также представляет собой озеро с большим запасом пресной воды, окруженное зарослями тростника. Диаметр этого кратера около 650 м.

    Диаметр кратера Рано-Као - около 1 500 м, глубина - 800 м. Вулкан имеет симметричную форму и окружен холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан.

    На внутренних склонах вулканов растительность более обильная. Это объясняется более плодородной почвой, отсутствием сильного ветра и "парниковым эффектом".

    Остров Пасхи - вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная почва расположена на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Самые распространенные горные породы на острове - базальт, обсидиан, риолит и трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название - Ханга-Хоону) состоят из лавы красного цвета.

    Остров окружен маленькими островками: у юго-восточной оконечности - Моту-Нуи (крупнейший остров, на котором в далеком прошлом избирались военные предводители жителей Рапа-Нуи), Моту-Ити, Моту-Као-Као (у этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западной оконечности - Моту-Таутира и у восточной оконечности - Моту-Маротири.

    Климат острова Пасхи теплый, субтропический. Средняя годовая температура - 21,8 градусов Цельсия, самый холодный месяц - август (19,2 градусов Цельсия), самый теплый - январь (24,6 градусов Цельсия). Остров лежит вблизи южной границы зоны юго-восточных ветров, дующих летом. Зимой преобладают северо-западные, но бывают также юго-западные и юго-восточные ветры. Несмотря на близость к тропикам, климат на острове сравнительно умеренный. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием какой-либо земли между островом и Антарктидой. Ветра из Антарктики в июле-августе часто снижают дневную температуру воздуха до 20 градусов Цельсия.

    Основной источник пресной воды на острове - озера, образовавшиеся в кратерах местных вулканов. На Рапа-Нуи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища.

    Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки и Европы. Многие растения, ранее широко распространенные на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно, до этого на нем произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

    Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого "торомиро". Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались "говорящие таблички" с местными пиктограммами.

    Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

    Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого "махуте". В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая "тапа". После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

    Корни растения "ти", или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка темно-голубого и зеленого цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

    Макои (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

    Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

    В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня и сахарный тростник.

    До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо нее на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

    Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

    Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI-XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями, численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения еще более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек.

    В начале XX века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек.

    По переписи 2002 года на острове проживало 3 791 человек (к примеру, в 1988 году - 1 938 человек). При этом 200-300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США. Рост произошел в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковой части на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году - только 60 %. Остальные 39 % были чилийцами, 1 % - другие народы. Плотность населения на острове составляет 23 человека на квадратный километр (к сравнению, в Германии - 230, в России - 8,4).

    В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время практически все население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.

    Официальный язык на острове - испанский, а также рапануйский. Жители преимущественно католики.

    Моаи острова Пасхи

    Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы высотой до 20 метров. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова.

    Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они "шли" сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге "Аку-Аку" дает описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путем использования бревен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путем подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.

    Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создается впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

    Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

    На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау. Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.

    Те-Пито-те-хенуа ("Пуп Земли") - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.

    На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго.

    Туризм - основной источник доходов населения. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией LAN Airlines, самолеты которой отправляются из Сантьяго на Таити, делая промежуточную посадку на острове Пасхи. Внутренние перелеты осуществляются по схеме Сантьяго - Остров Пасхи - Сантьяго. В зависимости от того, какой билет Вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит из двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. В декабре-марте перелеты осуществляются несколько раз в неделю. В остальное время года - раз-два в неделю. Перелет длится около 5 часов. Начиная с ноября 2010 года, попасть на остров Пасхи можно также прямым рейсом из столицы Перу - Лимы. Все самолеты приземляются в единственном аэропорту острова Пасхи - Матавери. На Рапа-Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты.

    На острове действуют несколько отелей, в том числе четырех- и трехзвездочного уровня. Цены на Рапа-Нуи очень высокие. Связано это с тем, что большинство продукции импортируется. До достопримечательностей острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

    Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января - начале февраля проводится фестиваль "Тапати"), сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев.

    : он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

    Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

    Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

    Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.




    В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

    Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

    С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

    Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

    Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5—5 миллионов лет назад.

    Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

    Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

    Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

    Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

    Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

    Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний — «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

    Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

    В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

    Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

    Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

    Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

    Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

    Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

    Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

    Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

    По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.


    Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

    Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

    Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы — всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.


    Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

    В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.


    Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

    А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

    Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

    Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами — свидетельство начавшегося голода.

    При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

    По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: — Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

    Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

    Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.


    Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

    Одно из вымерших растений — Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

    Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

    Другое растение острова — тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

    Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

    Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

    Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку — Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

    В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII—XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

    До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

    Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.


    Статистика по моаи такова. Общее количество моаи — 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) — 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи — 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову — 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку.

    Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен — от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес — около 80 тонн.


    Загадки острова Пасхи.

    Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.

    Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи — моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

    С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

    Статуи имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб — кто они?

    Кликабельно

    На некоторых статуях — высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

    Глаза статуй смотрят в небо. В небо — такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

    В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

    Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

    Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте — и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

    Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам — аху.

    Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

    Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, — возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

    Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

    И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

    Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.


    У острова Пасхи существует множество названий:

    Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);

    Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);

    Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage — в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);

    Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — «пуп земли»);

    Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui — «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;

    остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;

    Теапи (рап. Teapi) — так называл остров Джеймс Кук;

    Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), — этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);

    остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года. Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое

    название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди

    англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) — когда идёт речь о народе или местной культуре.


    Остров Пасхи — провинция в составе чилийской области Вальпараисо, возглавляемая губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром.

    На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

    Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове — чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи — беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительны. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.






    колосс (высота 6 м) после раскопок Остров Пасхи (по: Хейердал, 1982

    Это кстати, реквизит выброшенный в море при съемках очередного фильма на острове. Так что подводных статуй не было.

    Вот еще одна теория, как все должно выглядеть.


    Ну или вот так








    А еще предлагаю вам узнать По поводу всяческих загадочных сооружений давайте напомню вам или например, что из себя представляла