Художественный мастер класс: роспись по шелку. Роспись на шелке логиновой светланы

Окраска

Цветные шелковые платки выглядят одновременно элегантно и ярко, они придают образу изюминку и помогают сделать его уникальным. Тем более, если речь идет об изделиях ручной работы, расписанных в технике батик – это различные способы нанесения краски на шелк. Сегодня мы сделаем роспись по шелку с простым пошаговым мастер-классом для начинающих!

Искусство батик было известно еще с древних времен, его родиной считается Юго-Восточная Азия.

Не случайно батик также называют «китайской росписью» - в этой стране мастерицы умели расписывать ткани еще в III веке до н.э. Они использовали так называемую «горячую роспись» - проводили контуры рисунка при помощь расплавленного воска.

В целом батик является достаточно сложным направлением рукоделия, требующим твердой руки и умения работать с красками. В отличие от росписи по стеклу здесь не получится с легкостью удалить неправильные линии растворителем и начать все заново. Но при наличии желания и терпения даже новички смогут освоить роспись по шелку, в технике «холодный батик» можно разобрать мастер-класс для начинающих.

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:
  • отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
  • краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
  • прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
  • синтетические кисти №2, 6, 9
  • широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
  • подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
  • банка с водой
  • палитра или обычная пластиковая тарелочка
  • эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор)
Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области.

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи по шелку демонстрируется поэтапно.

Притчи и легенды прошлых веков рассказывают о роскошной жизни царей и торговцев. Одним из признаков богатства в те годы была шелковая одежда, причем материал привозили издалека, и он очень ценился.

Мастера древности научились делать на шелке рисунки и надписи, используя тушь и специальные краски. Умение передавалось следующим поколениям, и сейчас художница Елена Решетова прекрасно владеет батиком - техникой живописи по шелку.

Работа требует аккуратности, усидчивости, потому что материал достаточно капризен и подчиняется далеко не всем ( стоит недешево). Мастер должен хорошо чувствовать его структуру, чтобы краски не поплыли, но результат усилий не случайно восхищает зрителей.

В музее Короткевича представлены некоторые работы художницы. Она создает прекрасные полотна, наполненные светом и теплом, и вся экспозиция похожа на цветущий летний сад. Здесь можно успокоиться душой, наполниться новым смыслом.

Выставка «Окна света» посвящена свободной росписи, холодному и смешанному батику. Художница изобразила античные, и восточные мотивы, используя натуральный шелк и искусственный атлас.

Елена не просто фантазирует - она знакома с традициями и мифологией многих стран. Свои познания она отразила в работе «Колесо времени», где изображены сфинкс и египетские пирамиды. Другие идеи воплощены на полотнах «Греческих мотивов», «Кельтских ритмов» и т.д. Есть морская тема, цветочная и пустынная.

В каждой заложена определенная идея, так что посетители ощущают нежность роз или дыхание бриза на морском берегу. Это не первая выставка мастера - ранее работами восхищались зрители московской выставки международного уровня «Инь-Янь».

Творческий путь Елены начинался в Витебском университете на художественно-графическом факультете, но художница продолжила совершенствование на по дизайну интерьеров. У нее есть опыт преподавательской деятельности, а сейчас она работает в Москве дизайнером-графиком.

Люди по-разному выражают внутренний мир, и не всем удается излить его в каких-то работах, восхищающих зрителей. Для этого надо владеть определенной техникой на высоком профессиональном уровне. Елене удалось отразить на картинах движение души, и это захватывает мысли. Ее работы похожи на книгу, пробуждающую в людях прекрасные эмоции. создаст еще немало страниц, которые скрыты в ее сердце.

Такие картины я рисую уже более десяти лет. Эта упрощенная форма батика. Для настоящего батика нужны специальные дорогие краски, контур, ткань. Я рисую по ткани клеем ПВА и акварелью.
Когда-то давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а по частям. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батраков, откуда и пошло название росписи – батик.

Для работы нам понадобится:
- шелковая белая ткань (можно использовать вышедшие из моды белые блузки, если ткань в хорошем состоянии);
- клей ПВА (обязательно хорошего качества, чтобы когда он застывал, становился прозрачным);
- краски акварельные (18, 24 цвета);
- кусочек поролона или широкая кисточка;
- кисти (лучше беличьи №1,2,3);
- клеенка;
- рамка со стеклом.

1.Найдем понравившийся рисунок. Обычно я использую открытки, где нарисован красивый пейзаж, интересная композиция. Часто использую рисунки со старых открыток.

2.Выбранную композицию нарисуем на бумаге простым карандашом на белом листе форматом А4. Можно рисунок с открытки увеличить с помощью ксерокса до нужного размера. Линии должны быть хорошо выделены.

3.Положим на стол клеенку, на нее рисунок из бумаги. Сверху на рисунок положим шелковую ткань. Закрепим ее скрепками.
4.Обведем рисунок по контуру клеем ПВА, используя кисточку.

5.Сделаем из поролона и палочки специальный тампон. Закрасим фон тампоном. Фон нужно закрасить весь по всей ткани. Вместо тампона из поролона можно использовать широкую кисть.

6.Когда фон высохнет, начинаем закрашивать тонкой кисточкой мелкие детали: елки, дом, забор, фонарь, мост, веточки. Рисуем мы акварельными красками, для белого цвета, т.к. его много, можно использовать белую гуашь. При рисовании стараемся набирать поменьше воды на кисточку, больше краски, чтобы рисунок не расплывался и был более ярче и насыщеннее.

7.Рисунок готов. Для того чтобы композиция получилась более выразительной мы прорисовываем слегка отдельные детали блестящими кликерами, или просто сбрызгиваем картину блестящим лаком для волос.

8.Теперь нужно подобрать рамку для рисунка. Рамка должна быть больше рисунка для того, чтобы картину можно было оформить в паспарту. Так рисунок смотрится более ярче и интересней.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Шелк . Для росписи подходят различные виды шелка, и на каждом получаются разные результаты. В проектах всегда указан используемый шелк.
Красители для шелка , закрепляемые паром.
Они универсальны, и ими легко работать. Цвета яркие, и их можно наносить на шелк по-разному, чтобы получить текстурные эффекты.
Пипетки . Их используют для переноса красителя из бутылочек на палитру.
Вытравливающие красители и осветляющие средства .
Красители, которые можно обесцветить на шелке с помощью восстановителя (обесцвечивающая соль), называют обесцвеченными. Красители, которые не меняются под действием восстановителя, - осветленными. Их применяют для нанесения на обесцвеченную область.
Кисти . Кисти используют мягкие (большие, плоские и круглые) и губчатые. Легче работать кистями с мягкой, эластичной щетиной. Их моют в теплой воде с небольшим количеством мыла.
Палитра . Если нет пластмассовой или фарфоровой палитры, можно использовать лоток для кубиков льда. Если вы расписываете большой кусок ткани, используйте палитру с глубокими ячейками или маленькие баночки.

Контурное средство и аппликаторы

Прозрачная гуттаперча на водной основе . После закрепления красок она вымывается из шелка. Используют как легкое контурное средство.
Прозрачная гуттаперча на спиртовой основе . Этот жидкий латексный каучук используется как контурное средство, не растворимое в воде. Удаляется сухой жесткой щеткой или уайт-спиритом.
Гуттаперчу на спиртовой основе можно хранить в банке с закручивающейся крышкой с небольшим количеством уайт-спирита.
Эссенция «F» . Спирт, продаваемый с гуттаперчей на спиртовой основе, чтобы разбавлять его до нужной консистенции.
Цветные гуттаперчи и металлизированные аутлайнеры . Продаются в тюбиках или баночках.
Гуттаперчу можно переливать в специальную бутылочку с наконечником. Тонкие наконечники предназначены для выполнения тонких линий, толстые - для металлизированных аутлайнеров и широких контуров.
Проволока . Используют, чтобы защитить тонкий носик наконечника от высыхания гуттаперчи и закупоривания пера.

Материалы для создания особых эффектов

Вытравливающий гель . Растворяет глюкозу. Используют при работе со смешанными тканями из вискозы/шелка, а также с такими, как бархат. Гель «выжигает» вискозный ворс, не повреждая шелковую основу.
Жироотталкивающее средств о. Используют при работе с шелком, чтобы красители не растекались. Можно приготовить такое средство самим, смешав сгуститель с водой.
Диффузное средство . Добавляют в красители, чтобы их легче было наносить на шелк и при смешивании получать однородную консистенцию. Его также можно использовать вместо воды для создания разнообразных оттенков цвета и наносить на окрашенные области узора для получения пятен и разной текстуры.
Крупнозернистая соль . Способствует созданию ярких изображений, если сыпать ее на мокрый, окрашенный шелк, и позволяет получать более нежные оттенки.
Обесцвечивающая соль . Восстановитель, который «убивает» цвет.
Сгуститель. Смешивают с красителями или обесцвечивающей солью и осветляющими средствами, чтобы предотвратить растекание красителей. Используется как цветная гуттаперча на водной основе.

Оборудование для работы с воском

Электрический горшочек . Используется для растапливания воска. В нем поддерживается необходимая температура растопленного воска.
Универсальные батиковые восковые гранулы растапливают в горшочке для воска и используют как контурное средство. Они продаются в специализированных магазинах. Можно также использовать более дешевый твердый парафин.
Тьянтинги . Японские латунные или медные инструменты с чашеобразными углублениями и тонкими носиками. Их используют для рисования растопленным воском по шелку.
Кисть из натурального ворса . Используют для нанесения краски на растопленный воск
Утюг . Используют для выравнивания воска и разглаживания изделия. На гладильную доску нужно положить чистую хлопчатобумажную салфетку или газету.
Старые газеты . Применяют для выравнивания воска. Не используйте свежие газеты, так как они могут испачкать шелк.
Бумажные полотенца . Ими вытирают кисти и убирают лишний краситель с промазанных воском областей.

Дополнительные инструменты

Шелк закрепляют на рамке кнопками , чтобы во время нанесения краски предотвратить ее соприкосновение с рабочей поверхностью.
Булавки для шелка с тремя зубцами или обыкновенные булавки и резиновые кольца. Используют для закрепления на рамке шелка, особенно с невальцованными краями, и бархата.
Шаблоны с рисунками , которые подкладываются под шелк, можно защитить полиэтиленом.
На шелке можно рисовать самоисчезающим маркером . Линии исчезают сами по себе через несколько часов или сразу после смачивания. Для рисования по шелку также используют мягкий графитовый или угольный карандаш, проводя тонкие линии, которые затем будут закрыты краской.
Пульверизатор . Используют для увлажнения шелка.
Шелк разрезают ножницами или делают насечку, а затем разрывают вдоль волокон.
Кисти промывают в банке с водой . Во время работы рядом с вами должны быть, как минимум, две банки воды, одну из которых используйте для смешивания цветов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА

При изображении цветка тщательное смешивание красителей разных цветов более необходимо, чем при написании любого другого предмета. Нет ничего печальнее, чем попытка создания необыкновенного фиолетового цвета анютиных глазок, когда в результате получается нечто грязно-коричневого или серого тона! Для начинающих художников смешивание цветов может принести немало разочарований. Здесь самое важное - правильно выбрать первоначальные цвета.

Основные цвета
Используйте гамму из шести основных цветов: оранжево-желтый, зелено-желтый, зелено-синий, фиолетово-синий, фиолетово-красный и оранжево-красный. Их молено смешивать для создания бесчисленных оттенков. Во всех проектах этой книги указаны лишь основные цвета: синий, красный и желтый, которые нужно смешать до начала работы для получения других цветов.

СОВЕТ. Можно создать оттенки, добавив в краску воду или диффузное средство.

Дополнительные цвета
Если цвета спектра распределены по кругу (цветовой крут), то дополнительные цвета располагаются напротив друг друга: оранжевые и синие; зеленые и красные; фиолетовые и желтые. Эти дополнительные «пары» цветов очень важны при писании красками, и их используют для создания многих эффектов.

Нежные цвета
Если смешивать дополнительные цвета, то получается превосходный спектр коричневых, серых и даже черных тонов. Если хотите ослабить или усилить цвет, то добавьте к нему дополнительный оттенок. Старайтесь добавлять понемногу, пока не получите желаемый тон. Никогда не используйте черный - он лишь заглушает другие цвета.

Усиление цветов
Если дополнительные оттенки расположены рядом, то они обычно усиливают друг друга.

Переходные тона
Если вы создаете дополнительные пары цветов (см. спектр), близкие по насыщенности и тону, то получаются мягкие переходы цвета (вы можете оценить их, слегка прищурившись). При помощи этого приема можно добиться поразительных эффектов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСИТЕЛЕЙ

После нанесения узора красители необходимо закрепить паром. Обработка паром позволяет получить более яркие и насыщенные цвета, а шелк снова приобретает глянец. Даже если ваше изделие не предназначено для стирки, краски все же необходимо закрепить, чтобы сделать их светостойкими. Окрашенный шелк заворачивают в хлопчатобумажную салфетку или бумагу, затем обильно обрабатывают его паром, чтобы красители проникли в волокна ткани. Пара от утюга недостаточно. Иногда с этой целью изделие даже кипятят. Процесс закрепления красителей очень прост и осуществляется несколькими способами. Помните, что нужно много пара - не воды! - чтобы скатать валик из окрашенного шелка. Всегда храните посуду для отпаривания шелка отдельно от посуды для продуктов.
После отпаривания прополощите шелк в холодной воде, чтобы удалить лишнюю краску. Если вы использовали прозрачную гуттаперчу на водной основе, положите шелк на несколько минут в теплую воду, чтобы удалить ее следы. Промокните шелк полотенцем или слегка отожмите, затем прогладьте утюгом, чтобы разгладить складки и восстановить глянец.

СОВЕТ. Если вы использовали соль, то перед отпариванием необходимо смахнуть все крупицы. Гуттаперча на водной основе иногда прилипает к отпаривающейся ткани. Погрузите шелк на несколько минут в воду, и она отойдет. Ткани, обработанные паром, можно стирать.

1. Отрежьте кусок чистой сухой ткани (идеально подходит тонкое хлопчатобумажное полотно). Этот отрез должен быть больше куска шелка, который вы хотите отпаривать, приблизительно на 10 см с каждой стороны. Положите шелк в расправленном виде в середину ткани и разгладьте все складки. Скатайте ткань и шелк в неплотный рулон.
2. Скатайте рулон в кольцо.
3. Свяжите сверток веревкой. Заправьте свободные концы веревки.
4. Вырежьте четыре круга из фольги для запекания, чтобы они вмещались в пароварку. Положите два круга на дно пароварки, сверху положите сверток, а поверх свертка - оставшиеся два круга фольги. Загните фольгу по бокам свертка в форме зонта.
5. Налейте в кастрюлю кипяченую воду на 1/2 объема. Поставьте пароварку на кастрюлю, закройте ее крышкой. Кипятите на пару 1-2 ч - в зависимости от размера куска шелка. Если в течение этого времени приходится пополнять уровень воды, используйте для этого кипяченую воду. После отпаривания шелка разверните его и прополощите в холодной воде, чтобы удалить лишний краситель.

КАК НАЧАТЬ

Выполнение работы по рисункам
Если у вас нет художественного опыта или маловато уверенности в своих творческих способностях, можете использовать узоры из этой книги. Узоры можно перенести на шелк мягким графитовым карандашом, самоисчезающим маркером, гуттаперчей или контурным средством. Если копируете фотографию, помните: изображение необходимо переносить точно. Рисунок можно изменить, добавив цветок или исключив какой-либо лепесток. Для увеличения рисунка используйте фотокопировальное устройство. Или вы можете писать по шелку сразу, без предварительного рисунка.

Выполнение работы по фотографиям
Некоторые художники, изображающие цветы, любят работать по фотографиям, так как в процессе рисования живые цветы колышутся и изменяются, а иногда вянут до завершения картины. Фотографии выручат вас в зимние месяцы, когда цветов уже нет. Подходящие изображения можно найти в книгах по садоводству и огородничеству, в каталогах цветов или использовать собственные. Но для начала необходимо изучить строение цветка.



Рисование цветов с натуры

Я предпочитаю рисовать цветы с натуры, Перед нанесением красок делаю черно-белые или цветные карандашные наброски, создавая вначале силуэт каждого цветка. Я пытаюсь выразить в рисунке «сущность» каждого цветка. Вначале следует тщательно изучить цветок. Покрутить его и рассмотреть строение лепестков, понять, как крепятся листья к стеблю, как раскрываются бутоны, ведь все детали в цветке уникальны. Когда почувствуете, что вы уловили суть, выполните на большом листе бумаги линейный рисунок Скопируйте контуры лепестков, стебель и листья.Рисуя, старайтесь почти не отрывать глаз от цветка. По мере того как ваш взгляд прослеживает контуры цветка, рука должна повторять эти контуры карандашом на бумаге. Беглого взгляда время от времени вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что вы все еще рисуете на бумаге, а не на столе. Удивительно, насколько этот способ прост и увлекателен, а результаты великолепны.

Теперь выполните второй рисунок. На этот раз смотрите на бумагу чаще. Во время рисования сравнивайте контуры и соединения между частями цветка. Например, обратите внимание на расстояния между листьями и лепестками и постарайтесь сразу отметить их на изображении, чтобы ваш рисунок был более точным.
Вы можете рисовать прямо по шелку или использовать бумажный шаблон.

Рисование по шелку
По мере приобретения уверенности в себе и навыков наблюдения, вы сможете легко выполнять наброски прямо по шелку самоисчезающим маркером, а затем, при желании, наносить контурное средство по линиям наброска; или можно рисовать сразу контурным средством. Последний способ требует особой тщательности, так как неправильные линии сложно удалить. Рисунки, выполненные таким образом, более оригинальны и естественны, чем скопированные.

СОВЕТ. Если вы рисовали по шелку самоисчезающим маркером, то контурные линии необходимо наносить быстро или слегка обвести линии карандашом, пока они не исчезли. Если хотите оттенить фон без контурного средства, то рисуйте по шелку карандашом - самоисчезающие линии растворятся при первом увлажнении ткани.

Мастер-класс провела Елена Степанкина.



Роспись по шелку - работа, конечно же, очень тонкая. Но с помощью контуров нарисовать свою первую картину может каждый из нас!

Материалы:
шелк натуральный без пропитки;
деревянная рама нужного размера;
кнопки;
акриловые краски для батика;
палитра;
кисти синтетические и колонковые;
резервирующий состав (черный);

Трубочка стеклянная для резерва;
резиновая груша;
бензин для промывания трубочки;
пипетка;
простой карандаш;
фен;
утюг;
крупная морская соль.

Как расписать картину. Батик.

Распечатайте на принтере картинку нужного размера и переведите ее на кальку. Ткань натяните на подрамник с помощью кнопок, подложите под нее рисунок и обведите линии карандашом.


Обведите карандашные линии резервирующим составом с помощью трубочки.


Следите, чтобы все линии были замкнутыми.

После того как резерв высохнет, начинайте роспись. Советуем проверить замкнутость контуров - капните водой внутрь и посмотрите, не растечется ли она за контуры. Перед окрашиванием смачивайте каждый участок водой (роспись по-сырому), чтобы добиться плавных переходов цвета от светлого к темному. Раскрасьте небо и солнце.


Разбросайте крупную морскую соль по свежеокрашенному участку, чтобы добиться красивого эффекта.


Высыхая, кристаллы соли притягивают краску, создавая эффектные узоры.

Раскрасьте домики и мостовую, используя ту же технику – по-сырому. У вас не должно остаться незакрашенных (белых) участков.