Изучение падежей и их различий.
Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.
Изменение существительных по падежам — называется склонением.
Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
Существуют шесть разных падежей:
Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.
Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:
Особое внимание требуют предлоги:
ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.
Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.
Ниже читайте инструкцию.
Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.
Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.
Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.
В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.
Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.
Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.
Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.
Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.
падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,
интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род
Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:
Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:
Голубое небо
Голубого неба
Голубому небу
Голубое небо
Голубым небом
О голубом небе.
Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.
Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.
Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).
Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.
Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.
Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.
Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.
Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.
Например:
Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.
Например:
слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.
Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.
Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).
Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.
Давайте разберем пример:
Я хочу попрощаться со старыми вещами.
У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.
То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.
Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.
Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.
Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.
Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -, -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -, -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | - | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | - | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.
Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.