Классификация Эмоций: Общая Характеристика Основных Групп. Сущность, функции и виды чувств и эмоций

Окраска

Эмоции - одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции - это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

  • 1. Положительные
  • 2. отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

  • 1. страх - реакция на угрозу.
  • 2. грусть - связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.
  • 3. гнев - связан с добычей ресурсов.
  • 4. стыд - связан с обобщением.
  • 5. радость - сознание своей нужности.
  • 6. бесстрашие - уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

  • * стенические (вызывают прилив энергии)
  • * астенические

По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

  • 1. Аффект - стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.
  • 2. Страсть - сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.
  • 3. Собственно эмоции - более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.
  • 4. Настроение - общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.
  • 5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
  • 6. Стресс - эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

  • 1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
  • 2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
  • 3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
  • 4. практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

2. Классификация и характеристика эмоций и чувств

Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства простые, элементарные и сложные, высшие.

Простые, или элементарные, чувства (эмоции) связаны с деятельностью первой сигнальной системы и возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека (голод, жажда, сытость и др.), а также под влиянием непосредственного отражения обстановки (боязнь, тревога, испуг). В возникновении таких эмоций большую роль играют инстинкты, безусловные рефлексы.

Сложные, или высшие, чувства связаны с условно-рефлекторной деятельностью коры головного мозга и в значительной степени зависят от жизненного опыта, убеждений и взглядов человека. Они возникают в связи с общественно-трудовой деятельностью человека, его отношение к другим людям, своему долгу, с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей, выполнением или нарушением норм морали. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Среди них выделяют моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

К моральным чувствам относятся любовь к своей Родине, ненависть к ее врагам, чувство долга, чести, достоинства, коллективизма, доброжелательности к людям, негодования по поводу социальной несправедливости, жестокости, аморального поступка, чувство товарищества, дружбы и др. Эти чувства основываются на мировоззрении, нравственных и политических убеждениях и взглядах человека. Вот почему одни и те же события, происходящие в нашей стране в условиях резко обострившейся политической борьбы, у одних людей вызывает негодование, возмущение, внутренний протест, а у других – чувство солидарности, сопричастности, поддержки и т.д.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека и ею обусловливаются. В них выражается отношение человека к мыслям как истинным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение. К этим чувствам относятся: любознательность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др. Обычно они стимулируют мышление, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений.

Эстетические чувства отражают эстетические свойства явлений. Они возникают в связи с переживанием человеком своего отношения к красивому, возвышенному или безобразному, неизменному. Эстетические чувства вызываются произведениями искусства, творениями техники, явлениями природы, предметами быта, поступками других людей, передовыми идеями и теориями. Они появляются не только на основе непосредственного восприятия объектов, но и под влиянием их образного описания. С помощью слова художественная литература активизирует образное восприятие действительности. Эстетическая оценка, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, дается на основе мировоззрения, эстетических идеалов, усвоенных человеком. Поэтому эстетические чувства социальны и тесно связаны с нравственными чувствами.

В сложной разнообразной деятельности человека у него возникают такие переживания, которые в психологической науке получили название "практические чувства". Они представляют собой эмоциональный отклик человека на содержание, условия и результаты своей деятельности и характеризуются различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности до увлеченности процессом деятельности. Этот процесс, как правило, вызывает положительные чувства – радость от самой деятельности, проявленного в ней мастерства, самостоятельности, творчества, достигнутых результатов и др. Вместе с тем в труде, учебной деятельности могут возникнуть и отрицательные переживания – утомление, напряжение, подавленность от монотонности процесса работы, неудовлетворенность ее результатами и др. Содержание и характер возникающих практических чувств во многом зависит от значимости для человека той деятельности, которой он занимается.

Эмоции и чувства человека могут классифицироваться также по силе, длительности, глубине, действенности и форме своего выражения. По данному основанию выделяют такие эмоциональные состояния человека как настроение, аффект, страсть, стресс и фрустрация.

Настроение - это относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы, на всю его деятельность. Одни настроения (радость, подъем, воодушевление и др.) оказывают положительное влияние, другие (тревога, равнодушие, неуверенность, подавленность) – отрицательное. Главными факторами, обусловливающими настроение конкретного человека, являются общественный строй, уклад жизни, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность, взаимоотношения людей, их мировоззренческие взгляды и убеждения. Причиной изменения настроения может быть какое-нибудь конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача в работе, конфликт, болезнь и т.д. Большое влияние на настроение отдельного человека оказывают групповые и коллективные настроения, социально-психологическая атмосфера того коллектива, в котором он занимается трудовой или учебной деятельностью.

Аффектом называется кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная, взрывная, но быстро проходящая реакция. Примерами аффектов являются отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявляться и радость, бурное выражение восторга в связи с достигнутой победой на каком-либо спортивном соревновании и др.

Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, переутомления, длительного невнимания к какой-либо просьбе.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Такими проявлениями могут быть чрезмерная активность, которая в данном случае не к месту, жесты, возгласы или, наоборот, задержка движений, доходящая до оцепенения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает то, что делает.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения (преобладает возбуждение). Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты. Усилием воли можно предотвратить начало аффективной вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускают. Уменьшить или предупредить аффект можно также отвлечением или переключением внимания. Психологический смысл этих приемов заключается в отвлечении внимания от предмета аффекта, в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга.

Страсть – это сильное, глубокое, устойчивое и длительное переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Примером такой страсти может быть безмерная любовь к науке, технике, искусству, спорту и т.д. Если же страсть преследует мелкую, корыстную цель, она обедняет и искажает личность.

От страстей необходимо отличать увлечения, которые менее устойчивы, скоропреходящи. Они проявляются в том, что человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому. Для увлечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т.е. импульсивным, склонным к аффектации.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающие у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность. Оптимальное напряжение, как правило, вызывает прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции.

В состоянии чрезмерного напряжения с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. В таком состоянии возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия.

Поведение в стрессовой ситуации во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценить обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действий, выдержки и т.д.

Фрустрация – эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых преград на пути к цели и дезорганизующее его сознание и деятельность. Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно проявляется как крайняя досада, озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или разочарование, подавленность, отчаяние, апатия, полное безразличие к окружающему (пассивная форма). Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Фрустрации в большей мере подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не имеющие достаточного опыта преодоления трудностей, плохо подготовленные к невзгодам, с недостаточно развитыми волевыми качествами.

Предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй...

Который, испытывая страх, начинает заикаться, не достигает благодаря этому осознания точного облика своих эмоций. В этом отношении он остается столь же непросвещенным, как был, если бы, испытывая чувство страха, не выказывал его симптомы. 3. Искусство и чувства Чувство в искусстве может существовать только в определенных формах, и наоборот, произведения искусства символически выражают чувства...

Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств

Психология и эзотерика

Эмоции и чувства. По критерию мобилизации ресурсов организма: стенические вызывают прилив энергии астенические По модальности Плутчек: любовь Радость Принятие оптимизм подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость Основные виды эмоций классификация по силе и деятельности проявлений: аффекты страсти собственно эмоции настроение чувства стресс. Чувства еще...

32. Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия : отражение , отношение , переживание . Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

  1. Положительные
  2. отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения ) :

  1. страх – реакция на угрозу.
  2. грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.
  3. гнев – связан с добычей ресурсов.
  4. стыд – связан с обобщением.
  5. радость – сознание своей нужности.
  6. бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

  • стенические (вызывают прилив энергии)
  • астенические

По модальности (Плутчек): любовь, Р адость, Пр инятие, оптимизм, подчинение С трах У дивление П ечаль От вращение Г нев агрессия благоговение О жидание разочарование презрение жалость

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

  1. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.
  2. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.
  3. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.
  4. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.
  5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
  6. Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств :

  1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
  2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
  3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
  4. праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75531. Основные понятия и принципы инфологического моделирования 39.5 KB
Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности связи между ними и их свойства атрибуты. Необходимо различать такие понятия как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей предметов событий или идей выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.
75532. Відвідування театру. Враження від вистави. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55 KB
Т: The topic of our lesson is Going to the thetre Describing performnce . By the end of the lesson you should be ble: to review nd ctivize the words nd wordcombintions to the topic Going to th thetre nd Describing performnce ; to predict fcts nd events from the newspper rticle by its hedline; to understnd the gist nd detils of the newspper rticle despite the nturl difficulties; to express your opinions bout performnce. I went to the thetre lst Sundy. Do you often go to the thetre Why Cn you sy wht the thetre is Where re the best sets in...
75533. Великий Кобзар, Тарас Шевченко, відомий у всьому світі 66.5 KB
Т: Wht is this rticle bout Look t the newspper hedline of ex. Predict wht is this rticle bout 2 WhileReding ctivities. Wht kind of the text is it Wht kind of newspper is it tken from Wht is this rticle bout б Scnning. Where do monuments to gret poets of the world literture Ukrinin Trs Shevchenko Russin lexnder Pushkin Byelorussin Ynk Kupl nd mericn Wlt Whitmn stnd nerby on one lwn In wht town is rrow Prk situted Wht poem by Trs Shevchenko resounded in the prk on tht dy Who lid flowers t the monuments to the luminries of...
75534. Кіно в Україні 58 KB
Т: The topic of our lesson is Cinem in Ukrine Describing film . By the end of the lesson you should be ble: to review the words nd wordcombintions to the topic Going to the cinem Describing film ; to understnd the gist nd detils of the text for reding; to express your opinion bout film you hve recently seen. Т: Red the quottion bout films find Ukrinin equivlent. Повторення ЛО теми Going to the cinem Describing film .
75535. Відвідування кінотеатру. Враження про переглянутий фільм 43.5 KB
Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень і рівень навченості учнів за вивченою темою Going to the cinem Your fvourite film . Т: Weve got test tody to check your skills in communictive writing bout going to the cinem nd your fvourite film. By the end of the lesson you should be ble: to mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents Level 1; to define different kinds of films by their description Level 2; to nswer the questions to show your bility to prticipte in converstionl exchnge bout going to the...
75536. Вибір професії. Нові ЛО 83.5 KB
Ввести й активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в текст...
75537. Вибір професії. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53 KB
Активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Підготувати до самостійного висловлювання про вибір професії та можливість отримана подальшої освіти після закінчення 9 класу.
75538. Вибір професії. Плани на майбутнє 71 KB
Join together the two hlves of the fmous proverbs nd syings bout work nd peoples occuptions. Work in pirs. The hrdest work is to do nothing. Т: Wht colloctions of words connected with work cn you nme Lets drw Mind Mp.
75539. Вибір професії. Плани на майбутнє. Узгодження часів в англійській мові 60 KB
We hve to review the words nd word combintions for this topic nd the grmmr: The Sequence of Tenses. By the end of the lesson you should be ble: to operte the words nd word combintions for the topic: Choosing profession People nd Occuptions ; to review the grmmr: The Sequence of Tenses ; to conduct your own dilogues using the given one s n exmple. If you her one of your profession put your hnd up nd cross the word out. the winner is the first student to cross out ll his her words nd shouts Bingo Profession Bingo Pupil\"s grid Professions:...

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие - неудовольствие; 2) напряжение - разряжение; 3) возбуж­дение - торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

    интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

    радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

    удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

    страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

    гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

    отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

    презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

    страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания - это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

    стыд - отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведен­ном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям чело­века относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чув­ства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмо­циям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют бо­лее важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицатель­ные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращения благополучия.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость - грусть, удовольствие - страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности .

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм - язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные) и эстетические. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине. Этические - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с его мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность. Эстетические - чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, чувство юмора и т. д.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и в общении. Иногда они именуются как высшие ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть). Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы друг от друга при психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное, если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Эмоции условно делят на настроения, страсти и аффекты. Настроение - это слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся недостаточным осознанием причин и факторов, их вызывающих. Аффект - кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Одним из распространенных видов аффекта является стресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс оказывает отрицательное воздействие на сердечно-сосудистые и кишечно-желудочные заболевания. Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

Настоящая любовь - духовная связь одного человека с другим, подобным ему существом, которая не сводится к физическому влечению и страсти.