Кто такие варяги на руси определение. Норманская теория. К вопросу о происхождении варягов

Дизайн, декор

На княжение в Старую Ладогу. При этом мы сразу из реальности попадаем в миф , созданные русской летописью , которая никак не может служить источником достоверных знаний по истории Руси. Это миф был создан при династии Рюриковичей и признан династией Романовых, и по многим причинам большевики без критики приняли эти положения истории Руси. Конечно, с отказом от марксисткой идеологии должен был произойти пересмотр положений советской историографии, но тут случился конфликт Украины с Россией, который вывел вопрос о появлении государственности у восточных славян на передовую линию в борьбе с украинством, как антироссийской идеологией.

Усмотреть в факте создания государственности варягом Рюриком какое-то уничижение славян – могли лишь большевики, потому как норманны создали несколько в Европе и там никто от стыда - не умер. При этом надо понимать, что государственность уже была у восточных славян в виде Союза, а у Рюрика - в результате переворота в Новгороде - появилась лишь та организация управления, которую и принято назвать государством по европейским критериям. Рюрик лишь приватизировал власть (до него приглашенных арбитров было много), сделал себя монархом и тем самым закрепил власть не только за собой лично, но по принципу наследования .

А, вот отрицание роли Рюрика из германского племени россов - приводило к поискам местечковых великих россов, наподобие той фантастики, которой ныне занимаются украинские историки, выискивая к свежему названию Украина – великих укров в древности. Читаем и История Украины как государства

В статье я пытаюсь отстоять гипотезу, что «варяги » - есть русская обработка древнескандинавского слова Vaeringjar, как представлялись славянам выходцы из германских народов, спускавшихся по рекам восточноевропейской равнины из Балтийского моря на Черное море ради найма на службу как наемные охранники в Византийскую империю. На слух слово звучало как «вэринг», поэтому славяне переделали его в слово варяги .

Я думаю, все понимают, что привязка появления к дате прибытия Рюрика - это подхалимство перед потомками Рюрика, так как тут же в мы читаем – что ранее Союз племен славян и финно-угров уже неоднократно приглашал варяг – потом им не платили дань или изгоняли. А к моменту приглашении Рюрика даже существовало «общественное мнение» - что, мол, без зарубежного арбитра нельзя, так как местные князьки начинают драться меж собой. И получается = что ДО РЮРИКА – государственность у УЖЕ ЕСТЬ на уровне «племен» и ДАЖЕ СУЩЕСТВУЕТ СОЮЗ, который решает вопросы внешних сношений = типа приглашать ли германцев на княжение. Тут, как в басне - моску видим, а СЛОНА в виде уже сложившейся государственности в упор не замечаем, называя опять все никчемным словом «племена», будто славяне ДО РЮРИКА в своей дикости лазили по деревьям.

Очевидно, что государственность была уже у в 4 веке, которых римские и византийские источники даже перечисляют как крупные союзы славянских племен – . Эти источник содержат жалобы императоров на поражения, которые терпят их регулярные армии самых организованных государств того мира от «отрядов» славян. Тогда надо признать использование племена – совершенно неверным – так как наличие армий, способных разгромить римские войска, говорит об наличие сильной централизованной власти в союзах славянских племен. Мы даже знаем, что Западную Римскую империю лишили средств к существованию не варвары, периодически разрушавшие Рим, а и франки, просто своим натиском на римлян с востока и запада, ужавшие ее территорию до границ Италии. Другое дело, что территория как раз лежала на дороге, по которой кочевники из Азии врывались в Европу, что не оставляло им шанса иметь эту государственность как чисто славянскую. Верховья Дона и Днепра и кругом Карпат в венгерскую равнину – вот извечный проход для кочевых народов, которые часто оседали среди живущий здесь славян и образовывали государства – в принципе из славян, как основой массы подданных, но по названию - принадлежащих завоевателям (впрочем, как и название Русь). Мы знаем германцев из Швеции, создавших по неосторожности свое в Причерноморье, но, оттесненные на славянские земли, где они растворились среди славян, обогатив готскими словами. Если готы переселились всем народом, то гунны были тюркскими кочевниками, просто совершившими рядовой набег, но нечаянно оказавшиеся владельцами огромного края. Национальный состав гуннов был с преобладание славян, что повторилось и при аварах, создавших каганат в центре расселения славян. Относительно малочисленные кочевники лишь составляли элиту государственных образований, которая быстро перемешивалась со славянской кровью (аналогично рюриковскому государству). воевал с Византией при помощи армии, которая состояла из славян – объективно сыграл решающую роль в освоении славянами Балканского полуострова. Просто славяне были подданными Аварского каганата и заселяли отвоеванные теплые земли на Балканах. Тюрки еще поступал в элиту каганата, видно для укрепления войска, но со временем там вызрела славянская элита, что и привело к растворению аварского каганат среди славянских каганатов - почему-то называемых «племенами» восточных славян, которые и стали прообразом Киевской Руси.

Вообще термин «племя» – как бы подразумевает ОТСУТСТВИЕ государственности в привычном нам смысле, и потому славяне выглядят этаким народом, не способным самостоятельно создать собственное государственное образование. Как я уже сказал – ВСЁ ДЕЛО В ГЕОГРАФИИ – место на перекрестке удобно, но неуютно, как видно было нашим , о которых упоминал Геродот в описаниях войны скифов с персидским царем Дарием еще в VI в. до нашей эры. Собственно, речь идет о , как предполагаемых протославянах – ну, впрочем, чем наши предки могли отличаться от невров, тем более что те жили как раз в верховьях Дона. Смысл описаний состоит в том, что скифы, имевшие в Причерноморских степях, перед нашествием Дария собирают совет из представителей 14 сарматских племен, среди которых упомянуты и . Те, правда, в войне участвовать отказались – мол, нам персы пока ничего плохого не сделали - за что понесли наказание, так как вначале по их землям прошли персы, а потом по ним прошла скифская союзная армия, преследующая персов. В результате неврам пришлось бежать с Дона как раз в Днепровский регион, который железно считается прародиной славян.

Из этого экскурса в историю славян следует, что государственность у славян была задолго до Рюрика – тот лишь сообразил, что надо создавать наследственную монархию , чтобы в следующий раз не прогнали и так скрутить славян и свою Русь, как назвали дружину из его соплеменников германцев, что никто уже не заикался о смене правителя на Руси еще почти целое тысячелетие. Это сегодня по невежеству советских историков мы воспринимаем не иначе как монархия. Они просто не преодолели понимание государства, унаследованного от царских историков, которые не мыслили (да и хто бы им позволил) иную форму, кроме как монархии.

Собственно для образования государственности у происхождение самих варягов и их названия - самого слова варяги – не играет ни какой роли. Сегодня нам трудно выяснить их источник, так как в истории названия, похожие по звучания появляются регулярно и повсеместно, как и слова с корнем «рус» или «рос». Скорее всего, приход норманнов из племени русов на территорию будущей Руси, имевший своим последствием появление государственности у восточных славян - ни чем не отличался от аналогичных завоеваний норманнов (даже правильнее - скандинавов) в Европе, где они стали создателями нескольких государств.

Для увеличения ШРИФТА надо зажать CnrL и прокрутить колесико мышки вперед.

Рис.1 Прибытие Рюрика с братьями в Новгород. Варяги картинки при нажатии могут увеличиваться.

Варяги русы

Характеристика варяг хорошо изложена в словарной справке - варяги (автор Шаскольский И.), которую я полностью привожу ниже:

ВАРЯГИ , древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским , арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в " " легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. антинаучной норманнской теории происхождения Русского государства, отвергнутой русскими учеными ввиду ее несостоятельности. На Руси в IX -XI вв., как известно из летописи, Русской Правды и др. источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на "пути из варяг в греки ". Киевские кнн. Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами. Варяжские воины и купцы в русских землях участвовали в общем процессе формирования государства, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной роли, и быстро ославянились. В XII-XIII вв. в русских источниках слово "варяжский " означало также "католический" ("варяжская вера", "варяжская божница" и т.д.). Но в большинстве русских письменных памятников общий для всех скандинавов термин "варяги " со 2-й пол. XII в. вытесняется конкретными названиями отдельных скандинавских народов - "свей" (шведы), "мурманы" (норвежцы викинги ) или общим для всех западных народов термином - "немцы". В некоторых местностях России в XIX в. бытовало диалектное слово "варяг" в смысле "мелкий торговец-разносчик". В настоящее время имеет смысл "человек со стороны, чужак". И. Шаскольский

Рис.2 Николай Рерих. Заморские (варяжские) гости

Теория возникновения государства восточных славян

Очевидно, в те времена не определяли конкретную этническую принадлежность гостей с берегов Варяжского моря , как еще несколько столетий называли Балтийское море, обозначая всех выходцев из скандинавских норманнов или германских племен обобщенным именем - варяги . Такая неопределенность позже стала поводом называть варягов географическим термином - немцы, как собирательное наименование всех «немых» в смысле «не знающих русского языка». Некоторые историки выводят род Рюрика варяжского аж от прадеда Гамлета короля датского Рёрика, другие считают выходцем из германского племени Рос , но нашествие норманнов, которое происходило повсеместно в Европе, делает версию скандинавского происхождения всех варягов - наиболее близкой к истине.

Данная статья о варягах написана в терминологии и идеях , выложенной в разделе , в которой появление любого объясняет . как неотъемлемого элемента каждого как группы людей, захвативших привилегированное положение в обществе, делает бессмысленными споры вокруг теории происхождения государства восточных славян . Формирование у восточных славян государственности происходило независимо от этнической принадлежности группы людей, занявших, очевидно, насильственным путем место элиты в появившемся государстве Русь. Любая из - норманнская теория , центристская или антинорманнская - это расовая теория возникновения государства восточных славян , которая никак не объясняет причины образования государства восточных славян .

Возникновение государственности у восточных славян

Становление государственности у восточных славян в действительности, наверняка, происходило по духу близкому к норманнской теории , только нам русским нечего стыдиться за своих предков – просто, так создавались ВСЕ государства - путем захвата и занятия места элиты в покоренном обществе. В отношении Руси можно сказать, что пришли вооруженные бандиты - «кочевники моря», как назвали всех этих викингов, норманнов, варягов, - хлынувших в поисках лучших мест из Скандинавии по причине перенаселения. Некоторые норманны , делая набеги как пришлые со стороны бандиты, уничтожив местных властителей, уже не возвращались на свою родину, оседая на завоеванной земле как на своей собственности, превращались в бандитов стационарных, потому что так собирание дани с покоренных жителей было более гарантировано неотлучным присутствием самого бандита рядом. Таким способом, кочевой бандит становился элитой созданного им государства и теперь защищал эту систему своего господства как свою ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ от посягательства других бандитов, как соседних стационарных, так и от набегов остальных вообще кочевых.

Более подробно тема образование государства у восточных славян раскрыта в статье .

Варяги Википедия

Понятие варяги Википедия трактует как обобщенное название для торговцев или вооруженных людей на службе у императора Византии, где все норманны и варяги назывались одним словом варинги (варанги ). переиначили слово варинги на свой язык как слово варяги .

Варяги славяне

Нам надо понимать, что каково бы не было происхождение варяга Рюрика и членов его дружины, но уже во втором поколении (очевидно, с Игоря) все они приняли самоназвание русины и уже не отделяли себя от славян, как народности, несущей государственно образующую функцию. История Руси до Рюрика нам известна плохо, племена восточных славян и другие этносы вряд ли даже могли себе представить Русь до Рюрика как единое государство, но с появлением названия Русь, для обозначения территории проживания всех восточных славян - на свет родилась идея единой Руси как государства всех славян.

«А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский »

Кровавость захвата власти пришлыми захватчиками, как следует из теории элит, определяется численностью элиты самого захватчика. Если у захватчика достаточный состав элиты для управления новой территорией, то происходит полное уничтожение элиты завоеванного народа, но, если захватчики малочисленны, то они занимают место главной политической элиты, а значительную часть элиты порабощенного ими общества вынуждены включать в свой состав. Ведь главной элите требуется постоянная поддержка и военная сила для осуществления своего господства, что предполагает государственную (читай правильно - только у верховной элиты) монополию на применение силы.

Становление варягов элитой племен восточных славян стирает грань между местными жителями и варягами. Как пишет летописец: - «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску...», что говорит об увеличение войска Олега путем привлечения местных жителей. Наверняка, совершить значительные походы не только в Киев, но тем более, в Царьград могло лишь многочисленное войско русов, в котором немногочисленные варяги первоначально, очевидно, выступали в качестве офицерского состава.

Первая Русь

Слово Русь закрепляется как топоним в названиях на картах Византии и появляется в хрониках Восточной Римской империи, правда, где сразу совершают ошибку в названии, связанную с наличием у византийцев предания о мрачном князе Рос (или Рош), владения которого по легенде находились как раз на Востоке за Понтийским морем, переименованным в Русское море . Когда Русь стала могучей силой, грозящей Византии с Севера, то неизвестного им князя Аскольда , правящего в Киеве, направлявшегося к стенам Константинополя, греки по недоразумению назвали князем Рош. Так в терминологии Византийской империи произошла замена буквы «у» на букву «о» в название Русь. Причем хроники Византии содержат упоминание о более ранних набегах на отдельные города Византийской империи (крымский Сурж Судак) неведомых северных воинов, которые византийски летописцы так же отожествляют с Рош, что подтверждает версию о более раннем приходе варягов русь на земли восточных славян, чем призвание Рюрика .

Несколько позднее элита Руси, старавшаяся перенимать все от Византии – а мы знаем притязания царей на звание Третьего Рима, которые успешно реализовал Иван III династическим браком с Софьей Палеолог, бывшей наследницей императора Византии, что позволило завладеть гербом Восточной Римской империи - двуглавым орлом и остальными регалиями Восточной Римской империи, переходит на терминологию греков. Тогда обратный перевод греческого слова «Рош» - становится русским словом «Россия», которое принимается для замены старого самоназвания Руси, царями могучей империи, претендующей на звание Третьего Рима.

Поэтому, «мирное» призвание варягов – это даже не вымысел монаха Нестора, а сложившееся к тому времени общественное мнении в народе о пагубности междоусобных войн между владыками разных племен или даже единокровных . Просто, дружина Рюрика обладала внутренней дисциплиной и иерархией, потому посаженные им владыки в периферийных феодах ему подчинялись беспрекословно, не конфликтуя друг с другом, потому как боялись самого сильного феодала – самого Рюрика. Понимание этой пришлой элитой из военных варяг необходимости и полезности жесткой иерархии позволяла им контролировать и централизовать гораздо большую территорию – так как центр поддерживал периферийных владык (элиты) в обмен на их лояльность. Почти мгновенная централизация под Рюрика огромной территории проживания славян на севере со столицей в Новгороде имела причину - выгодность именно такого положения: – подчинение периферийных элит центральной элите, признаваемой главной в Новгороде, в обмен на вооруженную защиту.

Судя по всему, аналогичные процессы происходили среди славян и в южном регионе вокруг Киева, куда прибыли члены (по летописи) дружины Рюрика – Аскольд и Дир, что позволило им малым отрядом захватить власть над полянами.

Скорее всего, версия о специальном направлении своих дружинников Аскольда и Дира в южные земли – имеет историческое подтверждение, так как впоследствии окрепшая элита Новгородской Руси постоянно знала о южных землях, населенных славянами, которых с успехом начали объединять эти Аскольд и Дир, о чем свидетельствовали набеги на Константинополь. Богатства, захваченные Аскольдом и Диров, а главное - стратегическое расположение Киева делало захват земель Киевского каганата варяжской Новгородской Русью всего лишь вопросом времени.

Нам надо трактовать быстрый перенос князем Рюриком столицы из Ладоги в Новгородское городище, а потом князем Олегом - в Киев, как следствие почти беспрепятственного захвата огромной территории, которая очевидно обладала и до Рюрика какой-то единостью, хотя бы проживанием восточных славян, имевших один язык (возможно при разных говорах). Образование единого государственного образования, очевидно, сыграло свою роль в появлении зачатков национального самосознания, что проявилось в самоназвание жителей себя как русь , потом русины – обобщенного наименования жителя территории этого протогосудасртва под варяжским названием Русь , принимаемого не только славянами, но и племенами финно-угров.

Слово Русь , очевидно, имело происхождение как название, которое сам Рюрик дал своему феоду – возможно, оно и совпадало с названием его скандинавского (варяжского) племени. Собственно до Рюрика у славян и остальных жителей этих территорий и не было мысли придумывать общее наименование, так как они, как жители племен и малых отдельных феодов, просто не могли ДО ТОГО представить себе размеры пространства, занимаемого восточными славянами, которое сумел объединить Рюрик и его наследники.

Никаких национальных идей, конечно, у Рюрика не было – он действовал как завоеватель новых доступных для него территорий, которые мог хоть как-то контролировать. Рюрика абсолютно не интересовал национальный состав жителей его государства, так как он действовал по логике образования территориальной империи. Лишь после образования единого государства у его жителей появляется какое-то представление об общей принадлежности к этому государству, на основании чего и начинают появляться зачатки гражданственности, как объединяющего чувства, а этнические - как выделяющие. Каков бы ни был этнический состав до Рюрика, но появление единого государства Русь позволило появиться русскому этносу, как самому многочисленному среди народов Европы. Принадлежность к одному государству быстро начало стирать границы и различия между малочисленными разнородными племенами, сплавляя их в единую общность, пока по признаку принадлежности к одному государству – одной гражданственности - русины , закладывая основу для появления единого народа.

в вопросе принятии или выбора самоназвания Русь у населения не было никакого выбора – как его стала называть элита, так стали назвать и рядовые граждане. показывает, что Рюрик, скорей всего даже не знал слова "русь", а указание в летописи - Повести временных лет, что варяжский род Рюрика имел такое название - является выдумкой летописца. Летописец уже жил в то время, когда слово Русь было название государства восточных славян и он ретроспективно, но неправомерно - ради лишь привязки Рюрика к Руси - употребил его как название рода Рюрика. Слова - русь и варяги - имеют некоторую связь так как они порой обозначали одних и тех же людей, но слово русь - было названием дружины князя (в которой большинство часто состояло из варягов), а вот слово варяги имело этнический оттенок, указывая на балтийское происхождение человека, который как-то связан с путешествием по рекам в Виазантию и обратно.

Н. Рерих. Заморские гости. 1901.

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного.

Варяги название наемных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. по водным путям из Балтийского в Черное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" - "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота - присяга).

Шаскольский И.П. Варяги (СИЭ, 1962)

ВАРЯГИ - др.-рус. название жителей Скандинавии. Происходит от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров; отсюда же средневековое греческое baraggon, арабское "варанг", армянское "вранг" и др. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до 18 века "Варяжским", арабами в 9-13 века - "Бах-эль-Варанг". В скандинавской литературе термин "vaeringjar" весьма редок, известен главным образом в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в Повести временных лет - легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 веке антинаучной норманской теории происхождения Русского государства, отвергнутой учеными-марксистами ввиду ее несостоятельности. На Руси в 9-11 веках, как известно из летописи, "Русской правды" и других источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на Пути из варяг в греки. Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами...

Мельникова Е.А. Варяги

ВАРЯГИ (от др.-исл. vár - «обет», «клятва», др.-сканд. væringjar, греч. βάρaγγοι, араб. варанк) - собирательное обозначение скандинавов в противоположность этнонимам донь (датчане), свеи (шведы), урмане (норвежцы), гъте (готландцы). Возникло, вероятно, в конце IX - начале X века на Руси в среде военных отрядов скандинавов, нанимавшихся на службу в войско русских князей, для отличения их от «руси» - членов великокняжеской династии также скандинавского происхождения (см. Рюриковичи). Значение слова «варяги» в XI-XIII веках расширилось: в Русской правде все статьи (кроме ст.

Кононенко Михаил. Варяги.

Варяги. В истории нашего народа, в становлении русской государственности немаловажную роль сыграли полабские славяне, или варягорусы, потомки лютичей и бодричей, более известные под коротким названием «варяги» или, в ином написании, «варязи». Их появление на Новгородских землях породило легенды о причастности норманнов к становлению русской государственности.

Варяги (СВЭ).

ВАРЯГИ (позднегреч. Bârangoi, от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров), древнерус. название жителей Скандинавии. По имени В. Балтийское море до 18 в. называлось русскими Варяжским. В рус. источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев), с к-рой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинауч. норманской теории происхождения Рус. гос-ва, отвергнутой ввиду её несостоятельности.

Шаскольский И. Варяги.

ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в “Повести временных лет” легенде о “призвании варягов”, с которой летописец начинал историю Русской земли.

Костомаров Н.И. Варяги (из примечаний).

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного. Так как русские в образе этих людей познакомились с скандинавами, то перенесли их сословное название на название вообще обитателей скандинавских полуостровов, а впоследствии это название расширилось в своем значении, и под именем варягов стали разуметь вообще западных европейцев, подобно тому, как в настоящее время простой народ называет всех западных европейцев немцами.


С начала 9 века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооружённые шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов. Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

Варяги

В 10 и 11 веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится гораздо раньше 10 века. Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9 века. Киевское предание 11 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Время появления варяг

Смутное воспоминание нашей летописи как будто отодвигает появление варягов на Руси ещё в первую половину 9 века. Встречаем иноземное известие, из которого видим, что действительно варяги, или те, кого так звали у нас в 11 веке, стали известны Восточной Европе ещё в первой половине 9 века, задолго до того времени, к которому наша Начальная летопись приурочивает появление Рюрика в Новгороде. Упомянутые послы от народа Руси, не хотевшие из Константинополя возвратиться домой прежней дорогой, отправлены были в 839 году с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивому и там по расследовании дела, по удостоверении их личности, оказались свеонами, шведами, то есть варягами, к которым наша Повесть причисляет и шведов. Вслед за этим свидетельством западной хроники идут навстречу тёмному преданию нашей летописи с византийского и арабского Востока известия о том, что уже в первой половине 9 века там хорошо знали Русь по торговым делам с нею и по её нападениям на северные и южные берега Чёрного моря.

Образцовые критические исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского выяснили этот важный в нашей истории факт. В первом из этих житий, написанном до 842 года, автор рассказывает, как Русь, народ, который “все знают”, начав опустошение южного черноморского берега от Пропонтиды, напала на Амастриду. Во втором житии читаем, что по прошествии немногих лет от смерти Святого Стефана, скончавшегося в исходе 8 века, большая русская рать с сильным князем Бравлином, пленив страну от Корсуня до Керчи, после десятидневного боя взяла Сурож (Судак в Крыму).

Другие известия ставят эту Русь первой половины 9 века в прямую связь с заморскими пришельцами, которых наша летопись помнит среди своих славян во второй половине того же века. Русь Вертинской хроники, оказавшаяся шведами, посольствовала в Константинополе от имени своего царя хакана, всего вероятнее хозарского кагана, которому тогда подвластно было днепровское славянство, и не хотела возвращаться на родину ближайшей Дорогой по причине опасностей от варварских народов – намёк на кочевников днепровских степей. Араб Хордадбе даже считает “русских” купцов, которых он встречал в Багдаде, прямо славянами, приходящими из отдалённейших концов страны славян.

Наконец, патриарх Фотий называет Русью нападавших при нём на Царьград, а по нашей летописи это нападение было произведено киевскими варягами Аскольда и Дира. Как видно, в одно время с набегами данов на Западе их родичи варяги не только людно рассыпались по большим городам греко-варяжского пути Восточной Европы, но и так уже освоились с Чёрным морем и его берегами, что оно стало зваться Русским и, по свидетельству арабов, никто, кроме Руси, по нему не плавал в начале 10 века.

Происхождение варягов

Балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. Название это, по мнению некоторых ученых, есть славяно-русская форма скандинавского слова «vaering» или «varing», значение которого недостаточно выяснено. Византийцы 11 века знали под именем норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора.

В начале 11 века немцы, участвовавшие в походе польского короля Болеслава на князя русского Ярослава в 1018 году, приглядевшись к населению Киевской земли, рассказывали потом епископу мерзебургскому Титмару, дописывавшему тогда свою хронику, что в Киевской земле несметное множество народа, состоящего преимущественно из беглых рабов и “проворных данов”. Немцы едва ли могли смешать своих соплеменников скандинавов с балтийскими, славянами. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

Скандинавские саги, восходящие иногда к очень древнему времени, рассказывают о таких же походах в страну Гардарик, как называют они Русь, то есть в “царство городов”. Самое это название, так мало идущее к деревенской Руси, показывает, что варяжские пришельцы держались преимущественно в больших торговых городах Руси. Наконец, имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме «Hrorek», Трувор – «Thorvardr», Олег по древнекиевскому выговору на «о» – «Helgi», Ольга – «Helga», Игорь – «Ingvarr, Оскольд – «Hoskuldr», Дир – «Dyri» и тому подобное. Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели 10 века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам.

Образование военно-промышленного класса в городах

Эти варяги-скандинавы и вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в 9 веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги являлись к нам с иными целями и с иной физиономией, не с той, какую носили даны на Западе, там дан – пират, береговой разбойник. На Руси варяг – преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если представится к тому случай. На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании.

В областном русском лексиконе варяг – разносчик, мелочной торговец, варяжить – заниматься мелочным торгом. Любопытно, что, когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была личина, внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись. Известно, чем обманул Олег своих земляков Аскольда и Дира, чтобы выманить их из Киева. Он послал сказать им: “я купец, идем мы в Грецию от Олега и княжича Игоря: придите к нам, землякам своим”.

Превосходная скандинавская сага о Святом Олафе, полная исторических черт, рассказывает, как этот скандинавский герой, долго и усердно служивший русскому конунгу Вальдамару, то есть Святому Владимиру, возвращаясь с дружиной на кораблях домой, был занесён бурею в Померанию, во владения вдовствующей княгини Гейры Буриславны и, не желая открывать своё звание, выдал себя за купца гардского, то есть русского. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшийся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать русские торговые караваны.

Города и окрестное население

Как скоро из туземных и пришлых элементов образовался такой класс в больших торговых городах и они превратились в вооружённые пункты, должно было измениться и их отношение к окрестному населению. Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве.

Неизвестно каким образом Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, то есть раньше половины 9 века. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега.

Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое.

Образование городовых областей

Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины 9 века это – городовая область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Эти области и звались по именам городов. Когда образовалось княжество Киевское, вобравшее в себя племена восточных славян, эти древние городовые области – Киевская, Черниговская, Смоленская и другие, прежде независимые, вошли в его состав как его административные округа, послужили готовыми единицами областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях к половине 11 века.

Древняя Повесть о начале Руси делит восточных славян на несколько племён и довольно точно указывает их размещение. Может быть, области Киевского княжества 10 – 11 веков были политически объединившиеся племена полян, северян и прочих, а не промышленные округа древних торговых городов Руси? Разбор этнографического состава древних городовых областей даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Если бы эти области имели племенное происхождение, сложились из племенных связей, без участия экономических интересов, каждое племя образовало бы особую область или, иначе говоря, каждая область составилась бы из одного племени. Но этого не было на деле: не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени.

Большинство областей составилось из разных племён или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племён. Так, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью кривичей, центром которой был городок Изборск. В состав Черниговской области вошла северная половина северян с частью радимичей и с целым племенем вятичей, а Переяславскую область составила южная половина северян. Киевская область состояла из всех полян, почти всех древлян и южной части дреговичей с городом Туровом на Припяти. Северная часть дреговичей с городом Минском оторвана была западной ветвью кривичей и вошла в состав Полоцкой области. Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной частью радимичей. Таким образом, Древнее племенное деление не совпадало с городовым, или областным, образовавшимся к половине 11 века. Значит, не размещением племён очертились пределы городовых областей.

По племенному составу этих областей нетрудно заметить, какая сила стягивала их. Если среди племени возникало два больших города, оно разрывалось на две области (кривичи, северяне). Если среди племени не оказывалось и одного такого города, оно не образовывало и особой области, а входило в состав области чужеплеменного города. Замечаем при этом, что появление значительного торгового города среди племени зависело от географического положения последнего: такие города, становившиеся центрами областей, возникали среди населения, жившего па главным речным торговым линиям Днепра, Волхова и Западной Двины. Напротив, племена, удалённые от этих линий, не имели своих значительных торговых городов и потому не составили особых областей, но вошли в состав областей чужеплеменных торговых городов. Так, не видно больших торговых городов у древлян, дреговичей, радимичей и вятичей; не было и особых областей этих племён. Значит, силой, которая стягивала все эти области, были именно торговые города, какие возникали по главным речным путям русской торговли и каких не было среди племён, от них удалённых.

Если мы представим себе восточных славян, как они устроились во второй половине 9 века, и сопоставим это устройство с древним племенным делением их, то найдём на всём пространстве от Ладоги до Киева восемь славянских племён. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи и древляне) постепенно, частью уже при первых киевских князьях, а частью ещё до них, вошли в состав чужеплеменных областей, а четыре других племени (славяне ильменские, кривичи, северяне и поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из коих ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплеменного состава. Каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени или господствующей части одного племени ещё подчинённые части других племён, не имевших своих больших городов. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переяславская и Киевская.

Итак, большие вооружённые города, ставшие правителями областей, возникли именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Города эти подчинили себе соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью ещё до появления князей киевских, а частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён.

Варяжские княжества

Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя. Эти слова есть и у других славян, которые заимствовали их у германских племён Средней Европы. В наш язык они перешли от более близких к нам в древности скандинавов, северных германцев. Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто.

Известен рассказ Начальной летописи о том, как Владимир, одолев киевского брата своего Ярополка в 980 году, утвердился в Киеве с помощью призванных из-за моря варягов. Заморские его соратники, почувствовав свою силу в занятом ими городе, сказали своему наёмщику: “Князь, ведь город-то наш, мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп – контрибуцию – по две гривны с человека”. Владимир только хитростью сбыл с рук этих назойливых наёмников, выпроводив их в Царьград. Так иные вооружённые города со своими областями при известных обстоятельствах попадали в руки заморских пришельцев и превращались во владения варяжских конингов. Таких варяжских княжеств мы встречаем на Руси несколько в 9 и 10 веках. Так являются во второй половине 9 века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве.

В 10 веке становятся известны два других княжества такого же происхождения, Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти. Наша древняя летопись не помнит времени возникновения двух последних княжеств, самое существование их отмечено в ней лишь мимоходом, кстати. Отсюда можно заключить, что такие княжества появлялись и в других местах Руси, но исчезали бесследно. Подобное явление совершалось в то время и среди славян южнобалтийского побережья, куда также проникали варяги из Скандинавии. Стороннему наблюдателю такие варяжские княжества представлялись делом настоящего завоевания, хотя основатели их варяги являлись обыкновенно без завоевательной цели, искали добычи, а не мест для поселения.

"Повесть временных лет" впервые рассказывает нам о варягах, на славянской земле они впервые появились в IX веке.

Это были преимущественно торговцы, в больших поселениях они даже смогли создать свои общины, порой даже больших размером по сравнению с местным населением. Новгород со временем стал варяжским городом, масса варягов-торговцев также жили в Киеве, судя по сохранившимся документам. Существует легенда, что столица Руси была основана варягами, в подтверждение можно привести распространившийся культ Перуна, который был присущ варягам.

Также о варягах говорится в редких источниках средневековой Европы, они относятся к IX веку. Так, удалось проследить путь, варяги пришли в Европу с земель славян гораздо раньше, то есть до их прихода к княжению в Новгороде.

Русью в 839 году назвали неких посланников от народа, прибывших в Константинополь. Когда все дела были сделаны, посланцы перебрались в Германию в компании византийского посольства. Там их принял Людовик Благочестивый, если верить немецким документам, послы являлись варягами. А вот славянское посольство, по тем же источникам, было шведского происхождения.

Еще одна сторона — арабские источники. Летописцы с Востока рассказали о военных походах Руси к берегам Черного моря, речь шла о варягах, которые уже обосновались на побережьях и теперь стали посещать Восток с торговыми делами. Начало X века стало периодом укрепления позиций варяг на Черном море, оно даже упоминается под наименованием "русское" во многих источниках.

Так, высока вероятность, что варяги не были славянами, скорее — они больше походили на скандинавов. "Повесть временных лет", например, говорит о варягах немецкого происхождения, а именно: нореги, даны, готы, англы и некоторые другие.

Что же касается варягов, ими скорее всего именовали племена, которые обитали в основном на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. А вот византийцы в XI веке варягами звали наемников — тех, кто работал на императора, в его личной гвардии. Откуда вообще взялось это название "варяги"? Есть мнение, что оно произошло от "варанг" — такое слово было в обиходе у скандинавов, но его точное значение стерто временем.

Есть и иная версия — варяги почитали волка, отсюда и такое название. Варг — это некое чудовище в облике волка Фенрира, оно имело место в скандинавской мифологии. Сыновей этого существа тоже называли варгами — Сколя и Хати. Вообще скандинавы почитали полярных волков (они гораздо больше обычных), а вот славяне считали лесного обитателя вором.

Если обратить еще к одному виду источников — немецким документам, то там в XI веке говорилось о большом количестве неких данамов, которые проживают на Руси. Также сведенья можно найти в древних скандинавских источниках — там сказано о походах скандинавов на Гардарику — "царство городов", это не что иное как Русь. Так, можно еще раз убедиться в том, что крупные торговые города на Руси создали именно варяги.

Также надо обратить внимание на легенды о призвании варягов на Русь, согласно которым именно этот народ и основал как таковое государство. Первым варягом был Рюрик — его пригласили вместе с дружиной и братьями Синеусом и Трувором. Есть мнение, что русские князья имеют искаженные скандинавские имена, а Рюрик -это Хрёрек. Далее, выходит, что Трувор — это Thorvardr, Олег — Helgi, Ольга — Helga, Оскольд — Hoskuldr, Дир — Dyri.

Так, по данным арабских и византийских летописей за X век, существовало два абсолютно четких народа — славяне и варяги. А Русь — это не название государства, изначально так обозначали народ, который управлял славянами.

Алексей Борисов

Популярное

Кто это – варяги? Известно о них то, что это определенная группа людей – то ли этническая, то ли профессиональная, которая некогда существовала на территории Северной Европы, на Руси и в Византии. Слово «варяги», кроме русского, присутствует и в древнескандинавском, и в греческом языках. Так кто это – варяги? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нестор о варягах-норманнах

Вопрос, касающийся того, кто это – варяги, откуда они пришли на Русь, кем были по национальной принадлежности и по профессии, на сегодняшний день остается дискуссионным в исторической науке. Как правило, считается, что на Руси варягами звали выходцев из скандинавских стран, а также их соседей – славян, проживавших в районе Балтики.

Есть исторические сведения о том, что в Древнерусском государстве они жили в период с IX по XII век, а в Византии – с XI по XIII. Варяги были известны в качестве воинов-наемников и торговых людей.

В «Повести временных лет» («Несторова летопись») – наиболее раннем из сохранившихся до наших дней летописном документе XII века – они называются «варяги-русь». С ними связывается появление государства под названием «Русь». То есть здесь прослеживается приверженность так называемой норманнской теории, согласно которой варяги – это северные люди. Представителей этого народа русичи пригласили на царство. Так совершилось «призвание варягов».

Существуют и другие источники, которые указывают на близость понятия «варяги» с викингами из Скандинавии. В них указывается на то, что, начиная с XII века, слово «варяги» в русском языке заменяется словом «немцы». Есть ряд скандинавских и византийских документов, в которых сообщается о том, что некоторые из викингов в XI веке нанимались на службу в византийские войска, в том числе и в особый императорский отряд. Византийцы называли их «варанги», а скандинавы – «вэринги».

Другой взгляд – «славянский»


Другие же источники проповедуют славянскую теорию, говорящую о том, что Русь – это славянские народы, и Древнерусское государство, или Киевская Русь, появилось в процессе продвижения на юг с северных районов (начиная с первой половины IX века) «русского рода», который представлял собой объединение воинов-дружинников под предводительством новгородского князя.

Ему удалось подчинить себе ряд племен, среди которых: восточные славяне, прибалты, финно-угорцы. Кроме того, в зависимость от него попала часть племенных союзов, созданных восточными славянами.

Таким образом, отзывы о варягах, их происхождении и роли в образовании Древнерусского государства, о «норманнской» и «славянской» теориях со стороны исследователей характеризуются как неоднозначные. Обе теории являются спорными, так как ни одна из них не подтверждается достоверными, непротиворечивыми источниками. И поэтому история Руси не может быть реконструирована с достаточной степенью надежности.

Суть «варяжского вопроса»


Основными проблемами, а точнее комплексом проблем, по которому ученые расходятся в своем мнении, являются такие вопросы, как:

  1. Какова этническая принадлежность варягов как целого народа?
  2. Каково происхождение народа как общности, принадлежавшей одному из племен варягов?
  3. Какая роль принадлежит варягам в развитии государственности у восточных славян?
  4. В чем их значение в формировании древнерусской народности?
  5. Каково происхождение названия народа «русь»?

Над этими вопросами ученые продолжают биться и по сегодняшний день, но не могут прийти к единому мнению. При этом появляются новые сведения, делаются новые открытия. Далее рассмотрим краткую историю развития вопроса.

Варяги – все-таки кто это?


Приведем несколько взглядов ученых-историков на то, кем являлись варяги:

  1. Нестор в «Повести временных лет», рассказывая о призвании на правление варягов, рассматривает их как отдельный народ. Его он упоминает в числе других народов, таких как: норманны (норвежцы), свеи (шведы), англичане, готы. Само же племя Рюрика, которому (якобы) было предложено править славянским народом, ассоциируется с народом «русь». Таким образом, летописец рассматривает варягов и русь вместе, называя их «варяги-русь».
  2. Н.М. Карамзин говорил о варягах как о нескольких скандинавских народах. Этой версии придерживается большинство историков и сегодня.
  3. Существуют предположения о том, что они принадлежали к финнам, пруссам, балтийским славянам, варягам «руського» (что значит «соляного») промысла, находившегося на южном берегу озера Ильмень, что в Новгородской области.
  4. Также имеет место версия И. Эверса, согласно которой варяги разделялись на северных и южных. При этом первые вели свое происхождение от скандинавов, а вторые были прародителями казаков, вышедших из хазар. Это были так называемые славяне Великой степи, давшие начало правящему Русскому роду.

Версия А.Г. Кузьмина

Советский и российский ученый, историк и публицист, А.Г. Кузьмин, автор многих работ о происхождении Древней Руси, стоял на позиции антинорманизма. Он считал, что варягами были племена, которые населяли Вагрию. Их называли «вары», «вагры», «варины». Сегодня Вагрией называется полуостров, находящийся на востоке земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии.

В Средневековье так именовались земли, распространенные по значительно более обширной территории. Как говорит «Славянская энциклопедия», Вагрия является историческим названием области, располагавшейся между Балтийским морем, островом Фемарн, реками Свентиной и Травой. С X века она подвергалась многочисленным разорительным набегам немецких феодалов, а в начале XII была ими захвачена.

По мнению А.Г. Кузьмина, после жителей Вагрии варягами стала называться вся совокупность славянских народов, которые проживали на южных берегах Балтийского моря, то есть от польского Поморья до самой Вагрии включительно. А еще позже так назвали и других жителей Европы, которые были подданными франкских королей.

Таким образом, однозначного ответа о происхождении варягов и их роли в образовании Русского государства на сегодняшний день не существует, но ученые продолжают свою кропотливую работу.

Восточный торговый путь


Морской и речной путь, пролегавший от Балтийского моря в Византию через восточную Европу в начале X – середине XIII века, назывался путем «Из варяг в греки», или «Варяжский путь», или «Восточный путь». Он являлся одним из водных путей, который контролировался представителями народов, проживавших на побережье Балтики. Оттуда он вел на юг, на восток Европы и в Малую Азию.

По мнению академика Д.С. Лихачева, эта торговая магистраль являлась важнейшей для Европы вплоть до XII века, до того момента, когда торговые связи между севером и югом переместились к западу. Из скандинавских стран на юг везли железо, оружие, амбру, изделия из кожи кита, моржовую кость, художественные товары.

А также изделия, которые являлись предметом грабежа, осуществляемого викингами на землях Западной Европы: ткани, драгоценности, утварь из серебра, французские вина. Из Византии поставлялось вино, пряности, ювелирные изделия, иконы, книги. Из Руси – меха, лен, воск, мед, смола, кожа, оружие, хлеб, изделия ремесленников, серебро в монетах.

Нужно отметить, что долгое время граница между торговлей и грабежом на пути из варяг в греки была размытой.