Основные методики, направленные на исследование восприятия. Методики изучения восприятия

Окраска

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 11. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов*

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,

назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от

26 сек до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 сек

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах

от 41 сек до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом

больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

Баллов -высокий.

Баллов -средний.

Балла -низкий.

Балл -оченьнизкий.

* Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Методика 2. «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 12, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Рис. 12. Картинки к методике «Узнай, кто это?»

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что,на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 сек до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 сек до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 13 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 13. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек.

4-S баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8 -9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 4. «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 14. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 14. Картинки к Методике «Чем залатать коврик?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 сек до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Похожая информация.


Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной

информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

Измерение объема восприятия

Цель упражнения – определить объем зрительного восприятия в

зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в

наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте

40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются

буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что

ему было предъявлено.

Иллюзии установки

Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими

примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины.

Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих

1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары

объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.

2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и

основной – контрольной. Цель предварительной серии – создать у

испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии

– обнаружить иллюзию.

3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных

объектов, в контрольной – пара одинаковых.

4. В контрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в

направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот объект,

которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжелый). В

некоторых случаях (обычно при небольших различиях между объектами в

предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в

контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в

установочных опытах соответствовал также больший (более тяжелый)

Цель упражнения – демонстрация иллюзии размера.

Упражнение состоит из предварительной и контрольной серий.

Предварительная серия. Испытуемому предъявляются в течении 1

секунды 2 окружности существенно различного диаметра. Задача

испытуемого – сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме

того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3-х

балльной шкале:

3 – твердо уверен;

2 – не совсем уверен;

1 – не уверен.

В предварительной серии предъявляется 8 одинаковых проб.


Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются

две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в

предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он

принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий

ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.

Иллюзии восприятия

1. Константность восприятия

Константность восприятия – это способность воспринимать

предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т. п., при

изменяющихся условиях восприятия.

Размеры кошки, изображенной на верхнем рисунке в отдалении, а на

нижнем – на первом плане, одинаковы. Так ли воспринимает это ваш мозг?

Организация восприятия

Феномены восприятия были описаны и проанализированы школой

гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка).

Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или

предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.

Одна из врожденных особенностей мозга структурировать сигналы

таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную

конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл,

воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон

воспринимается гораздо менее структурированным (рис.2).

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой

элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду

до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим

Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо, черным либо

белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или 2 профиля.

Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратится в фон, а фон в

Иллюзии восприятия сложных объектов

При восприятии человеком сложных, осмысленных изображений

срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в

воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе

которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем

составить целостное представление.

Кого вы видите на рисунке – старуху или молодую модницу? Одни

видят профиль молодой женщины, а другие – профиль старой. У каждого из

смотрящих появляется какая-то гипотеза, и мозг пытается подтвердить эту

гипотезу, организуя разные элементы рисунка по разному.

Узнавание фигур

Цель упражнения: исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9

фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в

течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с

большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них

фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас

есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество

фигур» (рис. 5).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 6) среди

нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

26. Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

27. Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для которых характерно, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП :

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория восприятия. Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом, а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологическая гештальттеория – концентрация химических веществ на окончаниях возбуждения.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувствительную природу, порождается физиологическими элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внешним миром (напр., представление о форме вещей, их пространственной локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознательного умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории).

1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его характеристики. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Основные положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естественной целенаправленной деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием.

11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания :

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания :

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании . По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.