Для начала давайте разберемся, какую причину называют противники домашних заданий? Много задают, справиться со всеми заданиями невозможно. Да, такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его делать. Так и происходит в старшей школе: выполняют задания единицы, среди них половина «ГДЗ-шники» и те, кто занимается с репетиторами. Вот "некоторые" и решили ввести "инновацию": отменить домашние задания вовсе, по всем предметам, во всех классах. Вместо того, чтобы сделать задания интересными…
После подготовки текста домашнего задания проверьте, все ли принципы соблюдены, можно поставить галочки напротив этих пунктов, можно вычеркнуть. Возможно, какие-то задания стоит переформулировать или заменить на другие. Не бойтесь перемен, сделайте разные задания по одной теме в разных классах одной параллели, а потом проведите свое мини-исследование и "работу над ошибками": какие задания были легкими / сложными, какие понравились / не понравились и т.п. Можно и диаграммки нарисовать - со временем вы поймете, какие задания более эффективны и какие вам удаются лучше всего. Если ранее вы не использовали эти принципы при подготовке домашнего задания, то начните хотя бы с 1-2 пунктов и посмотрите результат, уверена, что он будет положительным.
А каким, на ваш взгляд, должно быть хорошее домашнее задание? Как составлять домашнее задание? Жду ваши комментарии.
Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.
Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.
В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».
В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.
Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».
Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.
Источник фото: istockphoto.com
Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.
Родительский лекторий на тему:
«Как правильно выполнять домашние задания»
Цели:
Ход проведения родительского лектория
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны – воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, выполнять её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе, чтобы малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие – то внешние неудобства не оказались серьёзной помехой.
Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в средней и старшей школе, когда количество заданий возрастёт в несколько раз?
Сегодня мы попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами.
Исследованиями врачей - гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности школьников младших классов. Первый – с 8 до 11 ч утра. В это время, как известно, ребёнок находится в классе. Потом наступает снижение этого показателя. Второй подъём – между 16 и 18 ч, затем, - интенсивный спад. С этим состоянием сталкиваются родители, когда, пытаясь контролировать процесс подготовки домашних заданий, усаживают ребёнка за уроки поздним вечером.
Необходимо знать, что недельный пик работоспособности учащихся младших классов приходится на вторник и среду, самый низкий уровень – на пятницу. Далее, в субботу, начинается постепенное нарастание до вторника. В динамике пиком является октябрь, январь – март – спад, после этого до июня уровень работоспособности нарастает.
А теперь конкретно рассмотрим условия, которые должны создать родители детям в приготовлении уроков.
Прежде всего необходимо выработать у детей привычку неукоснительно и систематически готовить уроки. Что бы ни было: передача по телевидению, день рождения, приезд гостей, визит к врачу, домашнее задание должно быть выполнено, причём выполнено хорошо и полностью. Созданию такой привычки способствует и требовательность родителей, их заинтересованность делами ребёнка в школе и дома, их отношение к выполнению домашнего задания как делу серьёзному и ответственному. Заинтересованность родителей учебными делами детей, внимание к вопросам учения стимулирует формирование у ребят чувства ответственности за результаты учебной деятельности, заставляют детей переживать неудачи в учении. Очень важно проводить с ребятами в семье беседы о производственных делах родителей, которые помогут детям лучше осознать значимость учения. Если обязанность взрослого человека – труд. То обязанности школьника – прилежно учиться в школе, выполнять домашнее задание, поручения по дому.
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у неё абажур был зелёного цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение её веса даже на 1г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастаев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребёнка от 120 до 129см стол должен иметь высоту 59см, при росте от 130 до 139см – 62см, при росте от 140 до 149см – 68см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.
При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8 – 9 раз. Соответственно возрастает потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребёнка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Домашние задания должны выполняться в чётко установленное для них время, т.е. в одно и то же время. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Но если ребёнок занят какими - либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
Продолжительность работы ребёнка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет домашние задания.
Для успешного выполнения домашних заданий необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Ещё одно важное условие при подготовке домашних заданий – это необходимость настойчиво приучать ребёнка к самостоятельности. Идеальной является ситуация, при которой родители лишь создают нормальные условия для выполнения домашних заданий и контролируют результаты его работы. Однако следует помнить, что чрезмерное вмешательство взрослых в процесс подготовки ребёнком домашних заданий делает эту работу совершенно бесполезной. Постоянное же дублирование дома работы учителя снижает ответственность ребёнка за своё поведение на уроке.
Не менее вредно отсутствие у взрослых интереса к школьным обязанностям ребёнка. Пока нет опыта самостоятельной работы, любая случайная ошибка может стать причиной серьёзного отставания: ребёнок запутывается в нарастающих сложностях и утрачивает веру в свои силы. Равнодушие близких людей к его жизни вызывает отчуждение, а иногда приводит к стойкой утрате контакта между родителями и детьми.
Рассмотрим наиболее распространенные учебные ситуации, которые вызывают затруднения, и конкретные приёмы преодоления возможных затруднений при подготовке школьником самостоятельных домашних заданий.
Наиболее распространённая трудность приучения младшего школьника к самостоятельной работе – формировать привычку работать не отвлекаясь. Легче всего добиваются успеха в тех семьях, где взрослые сами умеют работать сосредоточенно. Проанализируйте своё собственное поведение и постарайтесь показывать малышу положительный пример.
С какого предмета начинать выполнение домашнего задания? «С математики!» - утверждают одни, «С письменного задания по русскому языку!» - возражают другие. «С чтения!» - доказывают третьи. Кто же прав? Ответ на этот вопрос может дать только семья. Понаблюдайте за ребёнком: какой предмет даётся ему труднее, с того и надо начинать. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. Если работаете с предметом, который легче даётся ребёнку, не отвечайте ни на один его вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», на «восемь». Дойдут до трёх, учите «на шесть» и «на девать».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребёнка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3кг. И ещё 5 кг слив. Сколько всего кг фруктов привезли. Затем примемся про другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое – то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
Природоведение - не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты.
Если вы не успели приучить к самостоятельности в первом и втором классе, ваш шанс – третий.
Какие ошибки допускают родители, оказывая помощь детям в выполнении домашнего задания?
Иногда родители ссылаются на большую занятость на работе и отсутствие времени для проверки домашнего задания. Некоторые считают, что проверять домашнее задание должен учитель. В действительности дело обстоит так: учитель ставит оценку ученику за выполненное упражнение, выученное стихотворение или правило, т. е. За конечный результат. Вне поля зрения педагога остаются приёмы работы школьника при подготовке этих заданий. Здесь нужна помощь родителей, которые могут проконтролировать процесс выполнения домашнего задания и в случае необходимости оказать помощь детям. Довольно часто родители, вместо того чтобы подсказать ребёнку правильные приёмы подготовки домашнего задания, берут на себя функцию контроля: просят показать выполненное упражнение, рассказать выученное стихотворение, прочитать заданный текст, правило, и т.д.
Многим знакома такая картина: сын небрежно выполнил упражнение, допустил много ошибок. Мама, недовольная работой, сначала долго выговаривала мальчику, упрекала в недобросовестности, невнимательности, а потом заставила переписать упражнение. А вместо этого лучше бы выяснить, как ребёнок понял правило, закрепить его с помощью примеров, а потом уже и требовать выполнения упражнения. Или, например, девочку попросили рассказать заданное стихотворение. Она запиналась, не смогла дочитать до конца, читала невыразительно. Родители отругали девочку вместо того, чтобы понаблюдать, Как она учит стихи. А ведь она, заучивая стихотворение, каждый раз начинала читать его с начала, с первого четверостишия. Вполне возможно, что достаточно было родителям напомнить ей приёмы правильного заучивания стихотворения, и девочка быстро справилась бы с заданием.
Это самые простые примеры. Бывают такие случаи, когда приходится понаблюдать за ребёнком, не раз поговорить с ним, проанализировать ситуацию, посоветоваться с учителем, прежде чем картина прояснится.
Довольно часто встречается и такая ошибка, когда родители подменяют школьника в работе: решают за него задачу «начерно», выполняют упражнение, при этом спрашивают у ребёнка, всё ли ему понятно; показывают ученику допущенные ошибки, называют правильный ответ. Хочет взрослый или не хочет, но в данном случае он толкает школьника на небрежное выполнение домашних заданий: ученик очень скоро поймет, что стараться и думать самому не обязательно, всё равно родители и ошибки найдут, и подскажут, и помогут. Некоторые родители, бабушки и дедушки поступают ещё хуже: они бросают свои дела и садятся «за уроки» вместе с ребёнком. А он, имитируя непонятливость, толкает взрослых на подсказку, попросту вымогает её. Родители не сразу замечают возникновение такой ситуации и сами, потакая детям, решают вместо них примеры, выполняют упражнения, подсказывают последовательность и ход решения задачи, делают необходимые вычисления на черновике. Ребёнку остается просто переписать себе в тетрадь. Он добивается своего с помощью упорного молчания, ответов «наобум», заявляя, что задача непонятна. В этом случае ошибка родителей состоит в том, что, осуществляя контроль за выполнением домашнего задания, они подменяют школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля.
Бывает ещё и так. Родители хвалят ребёнка за работу, им кажется, что упражнение написано лучше, аккуратнее, чем вчера, а учитель снова ставит «3». Если такая «разница» в домашней и школьной оценке возникает часто, это дезориентирует ученика, у него не вырабатывается критерий того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Очень важным моментом является то, когда родители показывают школьнику, что его переживания – это переживания родителей, его радость – их радость. Наказание детей за непонимание задания, неумение выполнить его – плохой помощник в воспитании. Помощь родителей в выполнении детьми домашнего задания должна быть направлена на формирование умения преодолевать трудности. В воспитании у третьеклассников ответственного отношения к выполнению домашних заданий немаловажную роль играет удовлетворение, радость самостоятельно полученных результатов. «Молодец! Сам догадался! Правильно решил! Задача трудная, но ты с ней справился! Я так и знала, что ты сам сможешь выполнить задание! – такой должна быть реакция матери. В данном случае родители поощряют ребёнка, вселяют уверенность в его силы.
В воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению домашних заданий большую роль играет личный пример родителей, жизнь семьи, её атмосфера. Исследованиями доказано, что сознательность родителей, добросовестное, ответственное отношение к своим обязанностям, к работе способствуют воспитанию у детей чувства ответственности и уважения к труду. В задушевном, откровенном разговоре родителей с детьми о своих переживаниях, удачах и недостатках в работе родители силой личного примера могут оказать значительное влияние на воспитание у третьеклассников ответственного отношения к выполнению своих обязанностей. Стало доброй традицией во многих семьях во время вечернего отдыха обсуждать события дня – вместе переживать радости и неудачи в жизни каждого члена семьи. Успехи и неудачи детей обсуждаются с такой же заинтересованностью, как и дела взрослых.
И последнее, у ребёнка выработается или сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если:
С раннего возраста человек проходит все этапы становления личности: детский сад, школа, колледж, университет. Самые яркие впечатления и воспоминания начинаются с первого класса. Первая учительница, яркие книги, исписанные еще неумелыми ручками прописи. Время пролетает в один миг. И вот последний звонок, получение аттестата о среднем образовании, выпускной. Впереди светлое будущее.
Но перед этим нужно пройти через все трудности, связанные с учебой: выполнение домашних заданий, сочинения, изложения. Секции, кружки, репетиторство также входят в расписание школьника. Главный вопрос, который встает перед родителями и школьниками, - это как сделать домашнее задание быстро, правильно и вовремя.
С раннего возраста ребенок начинает учиться общаться с окружающими людьми. Навыки взаимодействия со сверстниками приобретаются в коллективе. Детский сад - прекрасное место для приобретения таких умений. Но поначалу обстановка у ребенка оставляет не самые приятные впечатления. Незнакомое место, чужие люди - все это действует на малыша угнетающе. Опытный и квалифицированный воспитатель должен придерживаться такой системы воспитания и обучения, при которой адаптация к детскому саду пройдет наименее болезненно, ребенку будет интересно, он с удовольствием принимает участие в воспитательном процессе. В детском саду малыш учится:
Помимо этого, малыш развивается умственно, физически, эстетически. Предлагаются разнообразные занятия: музыка, танцы, физкультура, рисование и т.д. Это дает возможность реализоваться каждому воспитаннику.
Поощряется участие детей в конкурсах по разным направленностям. Для малыша это возможность раскрыть свои таланты, и он с увлечением берется за дело. Конечно, взрослые принимают в этом активное участие.
Вопрос, как сделать домашнее задание, у родителей встает еще перед школой, когда детей учат навыкам чтения и письма, тем самым подготавливая их к новому этапу их жизни - к школе. Это прописи, стихи, чтение книг и т.д.
В детском саду процесс обучения новым навыкам и умениям проходит естественным образом - через игру, тем самым ребенок изучает общество и свою роль в нем.
Настало время, и с детских стульчиков ребенок пересаживается за парту. Первый класс - это всегда волнующий момент. Многое еще непонятно и неизвестно. Но постепенно у малыша складывается общее представление о самом процессе, ведь большую часть жизни он проводит в школе.
Российская система образования включает в себя несколько ступеней:
Основные дисциплины в школе:
Процесс обучения проходит следующим образом: разбирается тема по определенному предмету и для усвоения пройденного материала нужно выполнить домашнее задание. И вот тут возникают трудности. Ребенок с неохотой его выполняет, отвлекается на другие занятия, не связанные с учебой. Перед родителями и учениками встает вопрос, как правильно сделать домашнее задание, не допустить ошибок и полноценно усвоить пройденный материал.
Основные причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание:
Родители должны помочь справиться с возникающими трудностями, поощрять успехи, не сладостями и не играми на планшете или компьютере, а, например, выделить дополнительное время для прогулок на свежем воздухе.
Русский язык - один из важнейших предметов в школе. Ребенок должен научиться грамотно и без ошибок писать, уметь выражать свои мысли. Орфография, пунктуация, стилистика - основные направления в русском языке и их знание обязательно. Важно не просто заучить наизусть правило, но и для чего оно нужно и как правильно применить его.
Вот несколько советов, как сделать домашнее :
Эти советы очень просты в выполнении. Придерживайтесь их, и русский язык будет прост и доступен в изучении.
Математика - не менее важный и, пожалуй, самый сложный в понимании предмет. Сложение, вычитание, деление, умножение-все это встречается в повседневной жизни. Поэтому для ученика базовые знания по этому предмету необходимы.
Указания, как сделать домашнее задание по математике:
Английский язык в школе изучают уже со второго класса, а некоторые и с первого. Не всем дается легко этот предмет. Тут важным фактором является усидчивость, терпение. Впрочем, это относится ко всем предметам, изучаемым в школе.
Несколько простых правил, как сделать домашнее задание по английскому:
В качестве дополнительного школьникам преподают окружающий мир. Этот предмет помогает:
Каждый школьник решает задания понятными для себя способами. В выполнении упражнений проявляются его творческие, интеллектуальные способности.
Домашнее задание должно быть интересным. Учитель при правильном подходе обязательно заинтересует ученика, и тогда вопрос, как сделать домашнее задание по тому или иному предмету, будет решаться без особых усилий.
Увлекшись воспитанием своих детей и рекомендациями по воспитанию чужих, новостями из мира образования и рекомендациями передовых детских психологов, мы, внезапно осознали ужасную реальность: похоже, что очень многие родители, обзаведясь ребенком, бросают все свои силы и сосредотачивают все свои помыслы единственно на том, как его «развить», как его «улучшить» и «оптимизировать». Чтобы 12 по всем предметам, чтобы прыжки в длину на 10 метров, чтобы танцы, лепка и хоккей, чтобы домашнее задание тихо, аккуратно, с толком, чувством, расстановкой, чтобы стихи ямбами и хореями, в голосах и лицах, отскакивали от зубов. Чтобы минимум проблем и максимум профита. Купите себе ферму курей или огород гороха и добивайтесь от них повышения надоев и покосов. А дети - они не для того, чтобы нам, они для того, чтобы им.
В рамках восстановления справедливости и напоминания нам, родителям, о том, что они, дети, просто так, по любви, а не ради чего-то, мы обращаемся к самому популярному сейчас вопросу: «как делать »?
Итак, от лирики к практике:
Для того чтобы выполнить домашнее задание вам понадобится:
Всеми психологами мира категорически запрещено НЕ делать перерывов между уроками (или другими занятиями) и выполнением домашнего задания.
Не секрет, что в приятной обстановке и гвозди штамповать приятнее, а домашнее задание - всегда процесс творческий, требующий вдохновения. Да и дополнительная мотивация лишней не будет.
Не требуйте от ребенка сосредотачиваться на уравнениях или чтении под крики телевизора, но и не пытайтесь обеспечить лабораторные условия.
Дольше - просто нельзя. Это не только психологи, это и педиатры говорят. Если не укладываетесь - ищите системную ошибку, изобретайте другие подходы к учебе, откорректируйте режим дня.
Выбираем того, кто выполняет домашнее задание:
Дело в том, что домашнее задание задается ребенку. Он как раз и в школе был, и тетради на его имя. Однако, самостоятельно, без помощи родителя и без контроля родителя за результатами, никак не обойтись. В этом случае руководствуемся старым добрым принципом: помогаем тогда, когда ребенок просит о помощи. Если ребенок рад, что вы не сидите над душою, о помощи не просит и рад стараться понаписать всякого бреда в тетрадь - приучите его делать задания прежде в черновике. Выполнение домашнего задания производится ребенком максимально самостоятельно на всех этапах: от записывания его в дневник, до складывания рюкзака после выполнения всех домашних заданий по списку уроков на завтра.
У вас уже должен быть свой аттестат о законченном среднем образовании. Как минимум. Будьте помощником и советчиком, а не надзирателем. Поскольку основные причины проблем при выполнении домашнего задания следующие:
Рассеянность ребенка в связи с усталостью,
Незнание ребенком методов и принципов самого процесса выполнения домашнего задания,
то, если с первым пунктом проблем нет, родители должны научить ребенка учится, учится самостоятельно, а не писать под диктовку. Также ребенок должен понимать, что его внимание на уроке, когда учитель объясняет материал, а дома его нужно только закрепить - в его же интересах. Потому что мама, папа или бабушка - вне программы, даже если они физики-ядерщики, и их знания, далекие от школьных требований, не всегда помогут, а чаще навредят.
Как именно происходить процесс выполнения домашнего задания:
В начале любого учебного года, первый он, или уже четвертый, первые 2-3 недели «повесите» у ребенка над головой. Если это касается - процесс может растянуться на неопределенный срок в зависимости от особенностей ребенка. Для начала убедитесь в том, что он умеет:
Заполнять дневник, записывать домашнее задание и расшифровывать его дома
Заполнять тетрадь (дата, задание)
Пользоваться учебниками (где обозначена страница и параграф, как выглядит типовое задание, как выглядит типовой пример, какие есть условные обозначения в книге)
Пользоваться черновиком (зачем и в каких случаях это необходимо)
Пользоваться справочными материалами (словарями, интернетом)
Проверять выполнены ли все пункты задания, проверять ответы (если есть)
Помогать себе, пользуясь очевидными подсказками из самого задания
Ребенок вполне способен выполнить домашнее задание самостоятельно, если он понял материал в школе. Если ребенок понял основные принципы выполнения домашнего задания, то на этом этапе мамы жарят блинчики, папы смотрят футбол, а бабушки вяжут носки. Ребенок учится, не мешайте. Он обращается за помощью - бросьте все и вникните в суть проблемы, не решая саму задачу за ребенка. Дойдите до понимания ребенком данного примера, если есть сомнения - сделайте вместе пару похожих заданий в черновике. Далее дайте возможность решить задачу .
Обязательно, пока вы не поймете, что в этом нет вообще никакой необходимости, проверяйте, как именно выполнены ребенком задания. Корректируйте и подсказывайте, как можно облегчить или ускорить решение того или иного предмета. Если ребенок делает много ошибок, проверяйте прежде черновик, потом - чистовик. И, конечно, будьте терпеливы и сдержаны (см. самый первый абзац).
Важно: Позитивный цинизм родителей при выполнении домашнего задания
Здоровый цинизм родителям крайне необходим. Потому что никто не идеален: ни мы, ни наши дети, ни наши школы. Приучая ребенка к ответственности и самостоятельности, не лишайте его свободы и самовыражения. Ведь учеба - это творчество, а творчество иногда, а точнее - очень часто, не терпит строгого режима. Не страшно иногда отдохнуть, «забить», выучить потом или сказать учителю, что забыл тетрадь. Это - так называемая «социальная ловкость», а совсем не вранье. Особенно это необходимо, если ребенок устал, заболел, перевозбудился (семейные праздники и т.п.). также это важно, если вы по объективным или субъективным причинам выпадаете из режима «отдых- работа», то есть если домашнее задание делается после 8-9 вечера. Ничего от него не отвалится, как и от школы, впрочем. Домашнее задание - всего лишь домашнее задание, а не все огромное и прекрасное Детство, которое так быстро проходит и никогда-никогда не возвращается.
*Из личного опыта сумасшедшей матери
Письмо в редакцию