Сапсан едет. Высокоскоростной поезд "Сапсан": описание, максимальная скорость

Фасада

Вчера проехал на “Сапсане» 1300 километров – от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно.
Что тут сказать – получилась одна из самых коротких, но и одна из самых приятных поездок года!
Поезд Siemens Velaro RUS, специально спроектированный для эксплуатации в России и названный у нас «Сапсаном»
отправился в первый коммерческий рейс вечером 17 декабря 2009 года. Принятая программа развития
скоростного сообщения – уже вторая попытка МПС/РЖД открыть более частое чем раз в сутки
ежедневное движение скоростных поездов между двумя столицами – предыдущая окончилась в конце 1990-х годов
провалом по техническим и экономическим причинам.
Поезд производит очень приятное впечатление. Внутри чисто и аккуратно, а ход очень ровный,
чему способствует как конструкция подвески, так и ужесточенные нормы содержания пути.
Крейсерская скорость на участке Химки-Славянка – 200 км/час, в черте Санкт-Петербурга и Москвы – 140 км/час,
по станциям Тверь и Бологое – 120 км/час, по Малой Вишере, Клину и большим мостам через реки – 140 км/час.
Между Бологое и Малой Вишерой на отдельных перегонах разрешена скорость 250 км/час,
которая реально может достигаться во время движения.
В составе семь вагонов 2 класса, 2 вагона 1 класса (отличающихся по сути только кожаными креслами и наличием розеток),
а также вагон-бар. Утренний и вечерний рейсы преодолевают 646 км за 3 часа 45 минут -
при как минимум 10-минутном резерве на случай опозданий. Дневной находится в пути 4:15
и имеет остановки в Твери, Вышнем Волочке, Бологом и Окуловке.
Всего закуплено 8 составов, из которых четыре обслуживают рейсы (два на ходу, один на техобслуживании и один в резерве).
Остальные предназначены для открытия новых маршрутов, в первую очередь – в Нижний Новгород.
Рассматривается возможность заказа еще нескольких поездов.















Немногочисленным их пассажирам проводники предлагают горячий завтрак (из тележки с надписью "Аэрофлот").








Стоп-кран "французского образца".












А также серверная стойка с новейшей системой, которая еще находится в стадии тестирования - системой поддержки электронной регистрации. Как известно, с января можно будет пройти электронную регистрацию (при которой не нужно стоять в очереди в кассу или к автомату за билетом) на круглогодичные скорые поезда. Но к сожалению только с начальной станции их отправления, даже если поезд идет из Москвы во Владивосток. Для решения этой проблемы и был разработан этот комплекс, состоящий из сервера и набора мобильных терминалов, раздаваемых проводникам. На крупных станциях сервер по беспроводной сети связывается с системой "Экспресс" и получает данные пассажира. При посадке ему достаточно будет показать проводнику свой паспорт, которые сверит его данные через терминал, сосединенный также по беспроводной связи с сервером поезда. Никаких очередей и бумажных билетов! На случай отказов или потерь терминалов предусмотрен и обычный принтер для печати списка пассажиров.


Тем временем мы прибыли в Санкт-Петербург.

Сапсан – хищная птица с самой высокой скоростью полёта на планете. Сапсан из семейства соколиных является родственником и вместе с ними делит славу самых быстрых птиц из всех живых существ, населяющих нашу планету.

Это пернатые средней величины, но из членов своего семейства, сапсаны, пожалуй, могут считаться достаточно крупными птицами. Эти чемпионы небес, размером сравнимые с серой , весят около килограмма или чуть менее, самцы до 1500 г; и в длину достигают от 35 до 40 см, но часто бывают и больше, приближаясь к полуметрам.

Как можно заметить на фото птицы сапсан , тело этих пернатых красавцев, созданное для стремительного движения:

  • имеет обтекаемую форму;
  • крылья большие с заострёнными концами;
  • грудь хорошо развитая и мускулистая;
  • хвост не очень длинный, закруглённый на конце.

Все эти характерные черты строения, дарованные природой, помогают развивать сапсану скорость полёта птицы , которой нет равных среди разнообразных летающих, бегающих и ползающих существ, обитающих на планете Земля.

Глаза этого стремительного создания выпуклые, большие; клюв серпообразный, прочный, но не длинный, с крючком на конце. Продолжая описание птицы сапсан , невозможно не упомянуть его длинные, стройные, сильные ноги с мощными и острыми когтями.

Верхняя часть оперения грифельно-серая, низ же, как правило, белых или светлых тонов с рыжеватым оттенком и чётко очерченным «ястребиным» рисунком: на животе, боках и нижней части хвоста поперечные пестрины черного или бурого цвета. У молодых контрасты в оперении выражены менее заметно. Клюв и лапы сапсанов жёлтые, голос громкий и пронзительный.

Таких пернатых можно встретить на многих континентах планеты. Сапсан птица , распространённая в Европе, Африке и Америке, а также на тихоокеанских островах и на Мадагаскаре.

Пернатые предпочитают открытые местности, поэтому водятся в саване, степях и тундре, обживая также скалистые берега морских побережий. Лесных массивов не жалуют, но охотно селятся в маленьких и больших городах, обживая территории, застроенные небоскрёбами, а также небольшие поселения и маленькие соборы.

Характер и образ жизни сапсана

Сапсан развивает максимальную скорость в пикирующем полете

Так издревле поступали короли, могущественные султаны и знатные князья в далёком средневековье. И таким образом охотились на , гусей, и прочую птицу .

Купить сапсана можно и в наше время, ведь разведением пернатых охотников в специализированных питомниках занимаются и по сей день. А эти представители соколиного рода продолжают служить роду людскому, который находит им всё новые применения.

К примеру, в современных аэропортах часто используют соколов для отпугивания в окрестностях стай птиц . Цена сапсанов зависит от возраста особи, а также от её внешних и охотничьих качеств, и составляет на сегодняшний день приблизительно 25000 рублей.

Питание сапсана

Сапсан – это хищная птица , обладающая острыми, словно резаками, когтями на лапах. Ими она наносит своим жертвам смертельные удары, нападая с высоты небес, как тать, на большой скорости.

Его жертвами обычно становятся не очень крупные животные, в основном, мелкие грызуны. Охотятся сапсаны и на крылатых существ, как правило, средних размеров, таких, как кулики, и .

А в период выращивания детёнышей, которых приходится вскармливать подходящей добычей, пострадать от этих хищников могут и совсем мелкие птицы, к примеру, . Но сапсаны в состоянии сразиться и одержать победу и со значительными противниками. Часто их ужином становятся утки, гуси и .

Сапсан с добычей

Поскольку двигаются сапсаны в пике гораздо быстрее, чем летая по горизонтали, эти птицы имеют соответствующий стиль охоты. Они предпочитают не догонять движущиеся объекты, а выслеживают своих жертв из удобных укрытий: с вершины сухого дерева или терпеливо дожидаясь в расщелинах скал, а затем внезапным рывком бросаются на них, настигая и атакуя. Взлетая в воздух, они складывают крылья, а вслед за этим стремительно пикируют к выбранному месту, умерщвляя жертву одним ударом клюва.

Размножение и продолжительность жизни сапсана

В обычное время привыкшие жить в одиночестве, в брачный и гнездовой периоды сапсаны образуют пары. Это моногамные птицы, сохраняющие свои привязанности до самой смерти. А браки сапсанов заключаются, в прямом смысле, на небесах, то есть в полёте. Совершая акробатические фигуры в воздухе, самец передаёт своей избраннице добычу налету, в том и заключается суть ритуала.

Супружеские пары сапсанов занимают определённые участки и бдительно их охраняют, прогоняя оттуда, как своих сородичей, так и прочих , иногда воюя за свои права даже с крупными пернатыми: воронами и орлами. Территории, занимаемые сапсанами для строительства гнёзд и выращивания потомства, очень обширны и составляют площадь, в отдельных случаях, до 10 кв. км.

Но с другой стороны, любопытно, что те из пернатых, которые в обычных условиях являются желанной добычей для сапсанов: казарки, и гуси, вблизи их гнездовий чувствуют себя защищёнными и в безопасности, потому что, как все птицы из соколов , сапсаны не имеют привычки охотиться на своей территории. А прочие пернатые хищники также не представляют опасности для своих потенциальных жертв, так как бдительные стражи прогоняют своих конкурентов.

Самка сапсана с птенцами

Большие мастера в полётах, сапсаны отнюдь не являются талантливыми строителями гнёзд. Свои постройки они обделывают, используя немногочисленные веточки, устилая их перьями. Поэтому сапсаны часто облюбовывают гнёзда более умелых птиц, к примеру, ворон, бесцеремонно выгоняя из своего жилища хлопотливых хозяев.

Сапсаны предпочитают для мест обоснования возвышенности, в качестве которых используют не только скалы, но и высотные здания, построенные людьми. И если уж однажды выбрали место, то могут оставаться там не только долгие годы и всю жизнь, но и передавать их своим потомкам.

Так же имеются у этих предусмотрительных и запасные места гнездовий, которые часто находятся и на равнинных территориях. И могут даже представлять из себя нехитрые укрытия. К примеру, небольшие углубления в земле.

На фото птенцы и яйца сапсана в гнезде

В конце весны в свои гнёзда сапсаны-мамы обычно откладывают, а потом высиживают в течение последующих пяти недель, около трёх штук яиц, которые имеют ярко-каштановый цвет.

Вылупившиеся вскоре пушистые птенцы, замерзают и жмутся к матери. А отец добывает пропитание для всего семейства. Он же защищает от врагов, представляющих для птенцов большую опасность.

Ими могут оказаться, как крупные птицы, так и наземные хищники. Для маленьких детёнышей родители разрывают пищу на мизерные кусочки, представляющие из себя мясные волокна, приучая птенцов к добыче хищных птиц.

На фото птенец сапсана

Через месяц новоиспечённые сапсаны покрываются перьями и пробуют летать, а вскоре уже начинают обучаться охотничьим премудростям. Далее они, как водится, вступают в самостоятельную жизнь. А к двум-трём годам уже создают собственные пары. Живут сапсаны около четверти века.


Поездка на "Сапсане" - это прекрасная альтернатива для тех, кто ценит свое время и комфорт в путешествии до места назначения. Ведь если воспользоваться услугами авиакомпании, вы можете прочувствовать на себе все форс-мажорные обстоятельства: это и пробки на дорогах к аэропорту, длительное прохождение регистрации или зависимость от погоды. Все это не страшно данному виду транспорта - и в очень быстрое время, буквально за пару часов, вы с комфортом и удобствами примчитесь из Питера до Москвы и назад.

Настоящее название "Сапсан" - Velaro RUS. Это версия надежно работающих поездов на скоростных линиях Европы. Близкий родственник - Intercity-Express, производится корпорацией Siemens.

Откуда появилось название?

Существует на земле быстрая и удивительная птичка - сокол-сапсан. Когда он охотится, может развивать скорость до 300 км/ч. Маршрут поезда "Сапсан" Москва - Санкт-Петербург - Москва запущен в 2009 году. Длина состава - 250 м, в нем 10 вагонов (1 первого класа, 1- бизнес, 7 вагонов эконом и вагон-бистро). Технология его создания и сборка схожа с авиационной, поэтому он весит намного меньше, чем обычные поезда, к которым мы привыкли. Что касается стоимости, восемь составов РЖД приобрели за 276 млн. евро.

Какова скорость поезда "Сапсан": технические характеристики

В поезде только сидячие места, в каждом вагоне есть туалеты, воздух хорошо кондиционируется, а в самом транспорте температура более чем комфортна, до +22 градусов. Проходы между сидениями довольны широкие, поэтому пассажиров, которые сидят с краю, никто толкать не будет. И что самое главное для отличной поездки - в салоне невероятно тихо благодаря шумоизоляции. Поезд идет очень плавно: придется посмотреть в окно, чтоб убедиться, что вы едете.

В целом максимальная скорость поезда "Сапсан" составляет 400 км/час, но на железных дорогах и во время перевозки пассажиров по России ограничивается до 250 км/час. На прогоне Окуловка - Малая Вишера наибольшая скорость может достигать 240 км/час. По пути Москва - Нижний Новгород скорость снижается до 160 км/час. Данные о скорости отражаются на электронном табло, которое находится в каждом вагоне. Средняя скорость поезда "Сапсан" Москва - Петербург - 200 км/час. Ежедневно состав совершает примерно 5-6 рейсов в одну сторону и столько же - в другую. В праздничные дни открывают дополнительные рейсы, чтобы успеть перевезти всех желающих.

Сколько часов в пути?

Дистанцию между Москвой и Петербургом поезд проходит на данный момент за 3 ч и 40 минут, в зависимости от количества и частоты остановок. До Нижнего Новгорода состав едет 3 часа 55 минут.

Для того чтобы приобрести билеты, вы можете обратиться в кассу ж/д вокзала, но более удобным вариантом будет купить их через Интернет. Можно, сидя дома в кресле, приобрести билет и не ездить по городу, тратя лишнее время на очереди. Также на сайте РЖД вы можете проверить стоимость билета. На сегодняшний день цена варьируется от 2 406 до 3 600 рублей за путешествие в эконом-классе. Если вы хотите ехать в бизнес-вагоне, придется заплатить от 4 750 до 6 680 тысяч рублей. Кроме этого, есть заниженные, аукционные цены на билеты, о которых вы можете узнать, посетив официальный сайт.

Какие услуги предоставляет поезд "Сапсан"?

  • Wi-Fi: в бизнес-классе он совершенно бесплатный, а в экономе нужно за него платить. Оплатить его можно прямо в пути (банковской картой, с мобильного или специальной картой, которая продается у проводников вагона-бистро).
  • Санузел, всего их в составе 13. Где они находятся, можно увидеть на схеме вагонов.
  • Розетки. В бизнес-вагоне они встроены под каждым сиденьем, в экономе - две розетки на всех.
  • В бизнес-классе в стоимость билета входят: свежая пресса; гигиенический набор; горячий обед; одна порция алкоголя; чай, кофе, разные напитки в свободном доступе; детям - игрушки, раскраски, настольные игры;
  • В вагонах эконом-класса подобных услуг нет.

Инциденты за время работы транспорта

Всем известно, что скоростной поезд "Сапсан", скорость которого довольно велика, не превышает ее больше чем 240-250 км/час в силу отсутствия идеальных условий для соблюдения всех скоростных режимов. В связи с этим за время работы поезда произошел ряд происшествий, которые связаны с наездом на людей, переходящих пути. Причина - в отсутствии удобных проходов через границу Октябрьской железной дороги, которая ведет к населенным пунктам. Связано это и с количеством поездов, а также их бесшумностью, которая не позволяет верно определить расстояние. В силу того, что скорость поезда "Сапсан" высока, причины несчастных случаев могут быть обобщены. Это:

  • Большая скорость.
  • Бесшумность.
  • Сильные воздушные потоки.
  • Нехватка переходов.
  • Нет светового и звукового предупреждения.
  • Расписание движения.
  • Нарушение правил перехода путей.

По официальным данным, за первый год ввода в эксплуатацию скоростного поезда погибло более 20 человек. Несмотря на то, что в 2010-2011 предприняли меры безопасности (построили заборы вдоль полосы железной дороги, оборудовали сигнализацией движущийся поезд, организовали дежурство охранников у переходов), количество наездов на людей до сих пор остается высоким.

Работа машинистов

На машинистов поездов этого класса возлагается огромная ответственность, которую можно приравнять к условиям работы пилотов. В их обязанности входит множество задач высокого уровня сложности, требующих тщательного внимания и усердия. Скоростные характеристики данного вида транспорта можно сопоставить с режимом работы самолета в момент взлета. На должность машиниста данного транспорта отбираются только самые достойные кандидаты, прошедшие полную подготовку, обследование. Скорость поезда "Сапсан" Москва - Санкт-Петербург позволяет быстро и комфортно прибыть до места назначения, без каких-либо задержек в пути. Все навыки и умения водителей поездов отработаны до автоматизма и безупречности, поскольку машинист в ответе за жизнь пассажиров, которых везут, и тех, кто находится вблизи движущегося состава.

Итак, обещанный большой рассказ о поездке на скоростном поезде "Сапсан" из Петербурга в Москву.
Поездка состоялась 19 декабря в субботу утренним рейсом (№151), т.е. на второй день полномасштабной эксплуатации состава. Отправление с Московского вокзала - 6:45 утра; прибытие на Ленинградский вокзал столицы - 10:30. Время в пути - 3 часа 45 мин. "Внешних" видов тут будет немного, речь в основном пойдёт о впечатлениях от поездки и разборе плюсов и минусов.

"Сапсан" с горящими хвостовыми огнями на Московском вокзале СПб. 6:30 утра

Билет на "Сапсан" был куплен мною через Интернет примерно за 12 дней до отправления, по цене 2273 рубля; однако предлагаемой на сайте РЖД электронной регистрацией (чтобы садиться в поезд по безбланковой технологии, только по предъявлению паспорта) я решил не пользоваться на этот раз, а в один из вечеров заехал на Витебский вокзал и получил на терминале бланк билета. На билете внимание сразу привлекла большая надпечатка прописными буквами "КУРИТЬ ЗАПРЕЩЕНО!". Это действительно оказалось так: курить на "Сапсане" нельзя, и когда во время поездки я разговаривал в вагоне-бистро с охранником, он сказал, что поезд везде нашпигован противопожарными датчиками, включая туалеты, и при обнаружении даже небольшой дозы дыма (в т.ч. и табачного) поступит автоматический сигнал на остановку поезда. Так что за этим там строго следят.

Сперва я хотел поехать на вокзал на машине, и оставить её на платной стоянке на сутки, но потом вспомнил, что вечером в столице планируется оффлайн с френдами, и утром могу приехать не совсем в тонусе, поэтому решил для полного спокойствия на метро.
Утренний хронометраж выглядел так:
5:25 вышел из дома; 5:37 был на конечной 5-й линии ("Комендантский проспект"); 5:43 уехал на метропоезде; 6:14 доехал до "Пл.Восстания" и поднялся на Московский вокзал. Нигде не спешил. Таким образом, прибыл аж за полчаса до отправления, и у меня было время походить вдоль всего состава, рассмотреть его и поснимать. А в принципе можно было уйти и минут на 10 позже, запас времени вполне позволял.
Вот так выглядит хвост состава со стороны тупика 4-го пути. Пока для нас смотрится довольно необычно, надо ещё привыкнуть.

Герметично закрывающиеся двери.

Вид на "Сапсан" со стороны головы поезда - это я прошёл по платформе вдоль всего состава. В кабине машиниста было 2 человека; что-то обсуждали.

В составе поезда 7 вагонов II класса и 2 - I класса, а также один вагон-бистро. Планировка у них, в принципе, похожа (ряды кресел 2+2), только в I классе кожаные кресла, расстояния чуть больше, горячиее питание в составе билета, розетки на каждое кресло и wi-fi. Однако цена различается вдвое.

Ну ладно; давайте и мы зайдём внутрь, осталось 15 минут до отправления. Проводница посмотрела билет и паспорт и запустила внутрь. Кстати, в прессе проскакивали сообщения, что в этом поезде проводников переименовали в "стюардов", однако по внутренней трансляции во время пути (около купе управления) я слышал, что их всё равно называют проводниками: "проводнику вагона 3 подойти туда-то" . Положа руку на сердце, я считаю, что незачем привносить лишний англицизм в ж/д термины, это довольно глупое корпоративное начинание. Разве слово "проводник" - это плохо?

Переходы между вагонами сделаны "гармошками" без переходных дверей. Температура внутри состава везде одна и та же, немотря на мороз снаружи; прозрачные двери в сами пассажирские салоны вагонов открываются автоматически, по фотодатчику - поэтому можно пройти через весь состав, от головы до хвоста, ни разу не прикоснувшись ни к одной двери.

Заходим в пассажирский салон вагона 2 класса. Выполнен он в бело-синей гамме, с небольшими светло-жёлтыми и серыми вкраплениями. Должен отметить, что это весьма ненапряжное для зрения цветовое сочетание, так что в этом плане у меня ощущения были положительные. Свет в салоне достаточно яркий, ровный; у каждого кресла есть и индивидуальная подсветка сверху, включаемая пассажиром отдельно. Из недостатков надо отметить вот что: при крейсерском движении свет не приглушается, а остаётся такой же интенсивности. Это не очень хорошо, т.к. с раннего утра примерно половина пассажиров через полчаса после отправления засыпает в своих креслах и можно свет и притушить. А кому надо больше - так ведь есть инд.подсветка! Большое окно (на 2 ряда) можно прикрыть серой жалюзи, от солнца.

Раздеться можно двумя путями: в центре вагона есть гардероб с вешалками, хорошо видимый почти со всех рядов; а около окон есть вешалки, куда тоже можно повесить куртку. А вверху вы видите стоп-кран. Он ещё есть и в тамбурах. Багажные полки есть поверху рядов кресел, а также место в самом начале пассажирского салона, для массивных сумок с колёсиками. Интересно, что примерно две трети пассажиров пришли в поезд минут за пять-десять-пятнадцать до отправления. Наверное, специфика такого скоростного поезда.

Посмотрим теперь в сторону выхода. Впереди - переход в другой вагон, немного виден его интерьер и переходная "гармошка". Справа у стены - места для габаритного багажа; наверху - ЖК-дисплей, правее - полупрозрачный дисплей с параметрами рейса (время, дата, скорость, температура за бортом). Слева стоп-кран.

Кресла. Тут надо сказать вот что: сами кресла - немного пошире и расстояние между рядами немного побольше, чем между рядами самолётных "эконом-классов". Конечно, можно плюнуть на это, но в плане комфорта лишние 10-15 см ширины этих расстояний очень даже играют роль. В частности, я смог проходить на своё кресло у окна прямо, не скрючиваясь, как в эконом-классе CZA, когда крайний раз пару месяцев назад летел из Хельсинки в Прагу. Ну и от соседнего пассажира расстояние побольше, тоже хорошо. Наверное, эти размерения поближе к самолётному бизнес-классу - т.е. сравнивать "Сапсан" с эконом-классом самолёта не вполне корректно. Грешным делом, я даже подумал, что если бы у самолётчиков за цену эконома были такие кресельные габариты, то я бы немного терпимей относился к банкам шпрот-авиамуравейникам.
Из минусов должен отметить, что РЖД выбрало, видимо, самый дешёвый синтетический вариант обивки - во всяком случае, мне это заметно. На DB обивка явно покачественней.
Кресла откидываются как-то весьма хитро, "сьезжая" ложементом вниз. Сложно обьяснить методику "на пальцах", это надо видеть.

Ещё о недостатках. Вот посмотрите внимательно на то, что перед креслом. В австрийском Rail Jet, скажем, внизу сделан большой удобный "карман", куда можно засунуть газеты, книги, небольшую ёмкость с водой-соком, какую-нибудь плоскую вещь. Тут этого, увы, нет - девственно плоская поверхность. Карман же находится наверху, и он маленький . Это намного менее удобно! Также я обратил внимание на пластиковые "подножники". Они настолько хлипко выглядят, что я сразу же подумал, что реальный русский пассажир его быстро сломает. Сел какой-нибудь солидный бизнес-дядька, насосался пивом перед сладкой дрёмой в поездке, надавил посильней - и капец этой подставочке. А вот у австрийцев и немцев основа металлическая, а не пластиковая. Я считаю, это не продумано.
И ещё одно существенное замечание. Урн для мусора только две, в концах вагона. А ведь можно было бы сделать маленькие лоточки для мусора в междукресельном расстоянии, сзади ложементов (австрийцы), или периодически в межрядном пространстве, где сменяется направленность кресел (немцы). А так получается, что мелкий мусор деть некуда, и приходится всё время вставать и идти выкидывать.

В маленьком кармашке лежат две вещи - буклет для пассажиров со схемами Москвы/Питера/транспорта, всякими телефонами; и разовые наушники в упаковке для радио- и видео- каналов.

Пульт управления радио- видео- каналами находится в междукресельном расстоянии; нужно просто вставить штекер в гнездо "своей" стороны. Однако практически вопрос это у них тоже не продуман: никому непонятно, что там в четырех выборах радиоканалов (даже пока и проводникам), видеоканал транслирует синхронный звук с верхними жк-дисплеями, но там пока что гоняют в основном ролики с "Сапсаном", пошаговые обьяснения по покупке электронных билетов на сайте РЖД, и только в середине пути транслировали какой-то фильм (честно, я его не смотрел). Да и два из четырёх радиоканалов весьма хрипят. Настраивайте, ребята, свою аппаратуру получше. Ведь и по этому параметру вас будут оценивать.

Общий интерьер вагона в движении; сейчас жк-дисплеи работают.
Заполняемость состава. В моём вагоне (№7) она была примерно 30%, а вот в соседнем, шестом - около 75-80%. С чём связана такая разница, даже не знаю. Может, билеты так продают. Но, думаю, вечерние рейсы, особенно на выходные, будут заполнены полностью.

Из хорошего. Откидывающийся столик очень прочный и основательный, тут можно без проблем размещать и тяжелые полуторалитровые "гранаты" с жидкостями, и много чего ещё. Это мне очень понравилось. Да и вообще, просто здорово, что нет этих авиаограничений на жидкости, которые меня реально бесят. Бери с собой соки, воды, какие надо, еду, и я даже в пути на радостях отхлебнул из своей фляги с коньяком пару раз. Что касается охраны и сопровождения, то поезд сопровождают как менты с оружием, так и неприметные охранники в штатском (вторых я приметил дважды - взгляд намётан). То есть, если вдруг захочешь конкретно нажраться и покуражить, думаю, это будет весьма чревато. Да и имидж поезда РЖД прямо заинтересовано блюсти.
Плюсом является также то, что положение столика не меняется, если пассажир впереди меняет положение кресла.

Однако самый колоссальный недостаток, который будет сильно влиять на заполняемость состава в непиковые дни и интервалы - это отсутствие во 2-м классе индивидуальных розеток. Их только две на вагон. Я посмотрел, что ведь в 1-м классе это реализовано вполне нормально. Так почему же не сделать во 2-м? Думаю, такая мера бы напрочь выбила бы козыри у любителей дюралюминиевых летающих шпротных банок. Сидишь и работаешь себе на ноуте. Или заряжаешь мобилу. Или играешь себе в игрушку какую-нить. Или КПК юзаешь. Зря РЖД этот вопрос не продумало...
С другой стороны, есть резервы для конкуренции и дальнейшего совершенствования.

Немного о ходе поезда. Сразу отмечу приятное - плавность хода мне очень понравилась. Чудесно трогается, плавно замедляет ход, не дёргает. Равно как и звукоизоляция вагонов - она достаточно хороша. Вполне тихо, только вагон немного "поёт", еле слышно. Однако на кривых на большой скорости прижимает вбок. Это было мною отмечено в начале пути, под Тосно, и раз в середине пути. Потом таких мест не было.
Над проходом сделан полупрозрачный монитор, где выводится текущая сменяемая информация о параметрах рейса - дата, время, рейс, вагон; температура за бортом; скорость. Их два, на концах вагона. Информация сменяется на двух языках: первый английский, второй - русский. Я подумал, что удобней было бы сделать мониторы постоянные, а не сменяемые. Например, чтобы всё время, а не периодически, было видно скорость. Ведь место размещения вполне позволяет это.

Сдвоенные био-туалеты находятся в конце каждого вагона (тут - слева по ходу, за прозрачной дверью).

Умывальник. Целиком туалет снять не получилось, т.к. нужна очень большая широкоугольность.

Температура за бортом во время нашего рейса всё время менялась. Если из Питера мы выехали при -12, то в Тосно было уже -15, в Любани -19, а за Чудово - ниже -25. После Чудово состав набрал скорость и в какой-то момент я увидел такое сочетание скорости и температуры. Да, это реальная Россия, а не какой-нибудь Прованс или Нижняя Саксония, где подобного практически нет. Мне стало любопытно - а как с герметизацией состава при таком экстремальном сочетании? Я вышел в тамбур, подошёл к двери, провёл ладонью по сочленениям. Но не сквозило нисколько, и температура была практически такая же, как и в пассажирском салоне. Так что герметизация довольно качественная. Посмотрим, как будет дальше с этим делом...

О реальной скорости движения. Сразу хочу сказать, что заявленные 250 км/ч - это чистый маркетинг, типа "ёмкости винчестера". Состав такой скорости не достигал ни разу . Максимальная скорость была на участке Чудово - Бологое и составила 223 км/ч. Однако, с другой стороны, поезд примерно 80% протяжения пути стабильно держал крейсерскую 200 км/ч - у предшественников "Сапсана" реальная средняя скорость была намного ниже, примерно 150-175 км/ч. Бологое поезд прошёл на 125 км/ч, Тверь - на 109 км/ч, Чудово - на 155 км/ч. Затем быстро и плавно набирал скорость снова до своих крейсерских 200.

После прохождения Чудово я решил протестировать вагон-бистро (№5) и испить тамошнего кофе. Вагон разделён на три части - сначала купе управления, потом стойки и бар; потом сидячая зона.
- Доброе утро! Сколько у вас стоит кофе?
- 60 рублей.
- А чай?
- Тоже столько же.
- А почему ничего нигде не написано? Винная карта вот есть, а где чайно-кофейная?
- (зашуганно) Ой, извините... пока такого нет...
- Ладно... Налейте, мне, барышня, кофейку.
Наливает, забираю. Кладу камеру на стойку. Из купе управления выглядывает бородатый мент с кобурой наперевес, смотрит на меня, потом скрывается обратно в купе. Тут подходят ещё две проводнички. Разговорились.
- Как, девчата, волнуетесь, да?
- Ага... у нас это только второй рейс... вообще...
- Скажите, а вот прямо на своё место я могу заказать кофия?
- Ну... наверное (смущаются, не знаю сами точно)
- А как?
- (неуверенно) Наверное, с вашим проводником поговорить...
- Хм. Ладно, узнаю.
Поговорили, вроде они постепенно заулыбались. Вот только на моё предложение коллективно сфотографировать их на память сразу засмущались. Ну ладно, я не стал настаивать.

Кофе среднее - ну, где-то уровня "Идеальной чашки". Но не поганое, вполне нормально. Уровень венских кофеен требовать было бы глупо, это я понимаю. А вот что хотелось бы, так это фарфоровых кружечек с символикой состава. А не этих безликих интернациональных бумажных. И прозрачных разовых бездушных ложечек. Динамичный Век Эффективных Менеджеров тм...

Заглянем ещё в сидячую зону вагона-бистро, за стойками бара.

Перед Тверью стало светать, а за ней - и совсем рассвело. Вот вам зарево восхода солнца близ станции Клин.

Фото в "за окно" на скорости 200 км/ч. Всё сливается в белую полосу.

В районе Крюково "Сапсан" сбрасывает скорость до 170 км/ч, и при ярком рассветном зимнем солнце камера уже успевает фокусироваться.

А вот и Останкинская Игла. Тут ещё сбросили скорость: идём 95 км/ч.

Несколько снимков сделал камрад observer_8 , который встречал меня - за что ему большое спасибо. Поэтому привожу его снимки прибытия моего рейса №151 в Москву.

Табло с прибытием рейса.

Прибытие "Сапсана" на Ленинградский вокзал. Настоящая ляпота, яркое солнце и морозец!

Вагоны "Сапсана".

А это снова мой снимок: голова "Сапсана" у тупика. Мой рейс окончен.

Вот ещё хороший пост от камрада af1461 , с которым мы в субботу пересеклись в районе близ Бологое на суммарной скорости примерно 420 км/ч - он ехал в Питер, а я в Москву.

Общие итоги : рейс прошёл очень приятно, мягко и плавно. В 5:25 я вышел из дому (а мог и попозже), прибыл на метро к поезду с резервом в полчаса, в 10:30 был в центре Москвы. Никаких регистраций, куч пересадок до аэропортов, досмотров, проверок, ограничений, промежуточных этапов. Свой коньяк в пути и питерский "Байкал" в сумке. В общем, после запуска "Сапсана" самая мысль об авиаперелёте в столицу кажется мне абсурдной - сия добровольная мастурбация теперь будет пригодна в основном для закоренелых авиафилов.

Ну и конечно, я рад, что несмотря на различные проблемы, реальное скоростное сообщение в стабильном режиме "несколько раз в день" наконец установлено. К перманентному злорадству я не склонен, как некоторые, и успехам радуюсь. Я помню ещё грандиозную аферу ельцинской эпохи "РАО ВСМ" и колоссальные средства, ушедшие неизвестно куда. И грандиозную яму у Московского вокзала. Теперь - получилось.
Понятное дело, что их (железнодорожников) можно критиковать и за перерасходы средств, и за откаты-попилы, и за то, и за сё, и за пятое, и за десятое. И вот я много недочётов нарыл. И ещё нарою, наверное. Посмотрим дальше, не будет ли сильно наглеть РЖД с тарифной политикой. Однако не могу не признать, что сделано реальное дело. И - этот факт я уважаю. Не сотрясение воздуха и маркетинговый пердёж, а именно реальное дело .
Теперь - надо совершенствовать начатое.

* * *
Ну и на закуску, ролик.

Сапсан - хищная птица семейства соколиных. Преследуя добычу, стремительный охотник разгоняется в пике до 250-360 км/ч. В 2005 году был зарегистрирован абсолютный рекорд: скорость пернатой ракеты составила 389 км/ч.

Идеальный охотник

Особенности полета сапсана повлияли на его стиль охоты. Излюбленные трофеи пернатого хищника, не отличающегося выносливостью, - голуби, кулики, чайки, утки, вороны и мелкие грызуны. Сокол может часами парить в небе, описывая круги и выслеживая свою жертву. Он поднимается ввысь на расстояние 1,5 км и становится практически невидим с земли. Нередко сапсаны охотятся парой.

Заметив добычу, сокол устремляется в погоню. Его цель - занять удобную позицию, из которой хищник, сложив крылья, камнем бросается в молниеносное пике. При угле падения 25° скорость охотящейся птицы достигает 270 км/ч, а для лучшего разгона крылатый убийца стремится вниз под углом, близким к 90°.

Упав на жертву, удачливый охотник лишает ее жизни мощными когтями. Иногда удар бывает так силен, что у добычи отлетает голова. Если же несчастной удается выжить, то сапсан добивает ее, переламывая шейные позвонки клювом.

Птица, способная посоревноваться с ветром

Сапсаны распространены по всему миру - от Арктики до Южной Америки. Птицы предпочитают селиться в высоких деревьях и скалах рядом с открытыми пространствами - излюбленными местами охоты.

Эти представители семейства соколиных обладают обтекаемым мускулистым туловищем длиной 35-50 см и весом 450-1 500 г. Зоркие глаза птицы защищены третьим веком - мембраной, оберегающей органы зрения от повреждений.

Размах крыльев составляет 75-120 см. Они широки у основания и заострены на концах, что позволяет пернатой развивать высокую скорость, при которой сопротивление воздуха и давление увеличивается. Данные факторы могут вызвать разрыв легких.

Во избежание этого природа наделила сапсана клювом с двумя конусообразными роговыми бугорками, замедляющими поток воздуха и направляющими его в разные стороны. Также от перегрузок спасает высокий пульс. Его частота при броске повышается до 600-800 ударов в минуту.

Тело небесного охотника создано для быстрого пике, скорость которого можно сравнить скоростью небольшого самолета. Что же касается горизонтального полета, то здесь сапсан сдает позиции самой быстрой птицы, уступая пальму первенства черному стрижу.

Размах крыльев птахи составляет всего 45 сантиметров, однако этот факт не мешает ей разгоняться до 180 км/ч.