Серый кардинал Александра III. Константин Победоносцев. Константин петрович победоносцев - биография, информация, личная жизнь

Дизайн, декор

В семье профессора Московского университета, дед Победоносцева был священником. В семье было 11 детей, сам Победоносцев характеризовал свою семью как "благочестивую, преданную царю и отечеству, трудолюбивую".

"Исторический вестник" на смерть Победоносцева написал: "К его имени в течение слишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели ангела-спасителя России, другие - ее злого гения. Безразлично к нему никто не относился" .

Труды

  • «Письма о путешествии» (1864 г.)
  • «Курс гражданского права» в 3-х чч. (1-е изд. - 1868 г.)
  • «Некоторые во­просы, возникающие по духовным завещаниям»
  • «Юридические заметки и вопро­сы по наследственному и завещательному правам»
  • Судебное руководство (1872)
  • «Историко-юридические акты эпохи XVII и XVIII веков» (1887 г.)
  • «История Православной Церкви до разделения церквей» (СПб., 1891; издана и переиздана позднее без указания автора на титульном листе.)
  • «Праздники Господни» (1893 г.)
  • «Победа, победившая мир». Издание К. П. Победоносцева, девятое. Москва. Синодальная типография, 1898 (Содержание: перевод сочинения английского писателя Лилли (William Samuel Lilly) The Christian Revolution; перевод с латинского I-й и IX-й книг блаженного Августина «Исповедь»; описание жизни первых христиан, извлечённое из сочинений английского Епископа Лейтфута (Joseph Barber Lightfoot)).
  • «Вечная память. Воспоминания о почивших». Издание К. П. Победоносцева. Москва. Синодальная типография, 1896 (Содержание: великая княгиня Елена Павловна, Надежда Павловна Шульц, Баронесса Эдита Фёдоровна Раден, Николай Васильевич Калачов, Аксаковы, Николай Иванович Ильминский, Великая Княгиня Екатерина Михаиловна, Прощание Москвы с Царём своим (Александром III), Речь в заседании Исторического Общества).
  • «Московский сборник», сборник статей о церкви и государстве (1896 г.)
  • «Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета» (1897 г.)
  • «История детской души» (1897 г.)
  • «Новая школа» (1899 г.)
  • «Воспитание характера в школе» (1900 г.)
  • Церковь. Церковь и государство. Московский сборник. Издание К.П. Победоносцева, пятое, дополненное. М: Синодальная типография, 1901

, Публицист

(1827–1907), русский политический деятель, ученый-правовед и публицист.

Сын профессора словесности Московского университета и внук священника, родился в Москве 21 мая (2 июня) 1827. В 1846 окончил училище правоведения, поступив на службу в департаменты Сената. В 1860–1865 занимал кафедру гражданского права в Московском университете. С 1861 преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущим императорам – Александру III и Николаю II. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Св. Синода (1880).

Вчера вечером скончался Ф.М. Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его. Но смерть его - большая потеря и для России. В среде литераторов он, - едва ли не один, - был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико и благодетельно. Он был беден и ничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сейчас пишу к графу Лорис-Меликову и прошу доложить, не соизволит ли государь император принять участие.

Победоносцев Константин Петрович

Пользуясь большим влиянием при дворе, был участником, а зачастую и инициатором принятия целого ряда государственных актов, ознаменовавших резкий сдвиг вправо, характерный для эпохи Александра III (именно Победоносцевым был написан манифест 1881, где царь брал на себя обязательство «утверждать и охранять» самодержавную власть «от всяких на нее поползновений»). Напротив, при первых признаках вынужденной либерализации государственной системы – когда готовился манифест 1905, дарующий немалые политические свободы, – Победоносцев демонстративно ушел в отставку, считая любые уступки «духу реформ» разрушительными для России.

Его идейные принципы ярче всего проявились в статьях, изданных в 1896 под названием Московский сборник; важные материалы содержатся также в его обширной переписке. «Старые учреждения, старые предания, старые обычаи – великое дело» – характернейший девиз Победоносцева (из статьи Духовная жизнь). Понятия «парламентаризма», «конституционного строя», «народовластия», «общественного мнения», «свободы прессы» представлялись ему лживыми иллюзиями, погубившими Запад и губящими Россию.

Любовь к первозданной народной «почве» сблизила его с Ф.М.Достоевским в последние годы жизни великого писателя. Практическим же выходом к этой «почве» была работа по расширению сети церковно-приходских школ (при активной поддержке Победоносцева с 1880 по 1905 их число увеличилось более чем в 150 раз, дойдя до 43 696), которые призваны были дать народу образование, в то же время оградив его от «разлагающего» духа университетов.

Грустно и обидно, если при мысли об „Истории Церкви“ возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания, ради великой, бесконечной любви.

Победоносцев Константин Петрович

Наглядными примерами его религиозности был неоднократно переиздававшийся перевод трактата О подражании Христу (1898), приписываемого позднесредневековому нидерландскому мистику Фоме Кемпийскому, а также перевод Нового Завета (1906), сочетающий русскую и церковнославянскую лексику.

Осуществляя как обер-прокурор Синода строгую цензуру русской богословской мысли, сам он исходил не из православной ортодоксии, но скорее из философии немецкого романтизма (учение К.Г.Каруса о бессознательном, что легло в основу его идей о патриархальном народе, который молится «неведомому Богу»). Самобытным памятником русской юридической науки остался Курс гражданского права Победоносцева (1896), в основу которого положена не общая система законоуложений, а исторические традиции разных народов.

Широко образованный и глубокий исследователь, Победоносцев был автором ряда трудов по гражданскому и русскому праву, перевел на русский язык сочинения Августина, Фомы Кемпийского, Т.Карлейля и др.

Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти. Ни начало целости государственной или государственного блага, государственной пользы, ни даже начало нравственное - сами по себе недостаточны к утверждению прочной связи между народом и государственною властью; и нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес.

Победоносцев Константин Петрович

На философско-религиозное мировоззрение Победоносцева оказали влияние идеи Платона, Т.Карлейля, Гёте, представителей Восточной патристики. В его собственной философии существенную роль играла идея «органицизма», целостной органичности природного и социально-исторического бытия. «Жизнь», по Победоносцеву, имеет цель «в себе самой», любое «насилие» над ней, любые попытки ее «переустройства» опасны и теоретически несостоятельны.

Источником российского радикализма и нигилизма Победоносцев считал западные теории, веру в безграничные возможности человека, провоцирующую эгоизм и безудержный рост «искусственно образовавшихся потребностей». Победоносцев был принципиальным противником демократизации общественной жизни, парламентаризма и убежденным сторонником аристократического начала: «Ясность сознания доступна лишь немногим умам… а масса, как всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы.., и ее представления по необходимости будут вульгарные».

Демократической идее, считал Победоносцев, должна быть противопоставлена верность традиции, программа предельно осторожных, консервативных реформ, принцип монархии. Самое же главное заключается в том, что жизнь во всем ее многообразии и полноте не должна приноситься в жертву «отвлеченным формулам логического мышления», какими бы убедительными и изощренными они ни были.

Константин Петрович Победоносцев - фото

Константин Петрович Победоносцев - цитаты

Выборы никоим образом не выражают волю избирателей.

Способность быстро схватывать и принимать на веру общие выводы под именем убеждений распространилась в массе и стала заразительною, особливо между людьми недостаточно или поверхностно образованными, составляющими большинство повсюду.Толпа быстро увлекается общими местами, облеченными в громкие фразы, общими выводами и положениями, не помышляя о поверке их, которая для нее недоступна: так образуется единодушие в мнениях, единодушие мнимое, призрачное, но тем не менее дающее решительные результаты. Это называется гласом народа, с прибавкой - гласом Божиим. Печальное и жалкое заблуждение! Легкость увлечения общими местами ведет повсюду к крайней деморализации общественной мысли, к ослаблению политического смысла целой нации. Теперь, всматриваясь в современную экономию общества, замечаем, как истощается старое, из рода в роде передававшееся понятие о благородстве, бывшее когда-то прежде ключевым сводом политического здания

Горизонты замыкаются, некуда смотреть, и нет стремления и движения вперед… Такой становится школа при множестве учеников, учителей и предметов обучения, когда приходится наполнять ее кадры учителями не приготовленными и неспособны учительствующими по ремеслу, ради хлеба: дух жизни пропадает в ней, и она становится неспособна образовать и воспитывать юное поколение. Я буду приказывать - мечтает иной искатель власти, и слово мое будет творить чудеса, - мечтает, воображая, что одно властное слово, подобно магическому жезлу, само собой действует. Но бедный человек, прежде чем приказывать, научился ли ты повиноваться? Увы, для того чтобы уметь делать добро, мало быть добрым человеком.

Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти. Ни начало целости государственной или государственного блага, государственной пользы, ни даже начало нравственное - сами по себе недостаточны к утверждению прочной связи между народом и государственною властью; и нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес.

Благодаря ему Россия преодолела кризис самодержавия, церковь вновь стала влиятельным институтом, а император был прозван миротворцем. Два десятилетия ему удавалось сдерживать революционное движение. Что нужно знать об обер-прокуроре Священного Синода.

Задатки просвещенного консерватора

Константин Петрович Победоносцев родился (21 мая 1827 года) и вырос в обволакивающей атмосфере православной семьи патриархальной Москвы. Судя по его воспоминаниям о своем доме в Хлебном переулке, он просто не мог не вырасти консерватором и противником резких обновлений. «Место это родное мне и милое, здесь прошла так тихо и мирно вся моя молодость… Закрою глаза - и вижу перед собой родную церковь и слышу знакомые голоса служения,.. звон колокола… до сих пор отдается в слух мой». Будучи сановником, Победоносцев вот так отзывался о москвичах: «Москва воспитывала и ставила на дело людей особого склада, с характером некоторого идеализма, питавшегося историей и преданием». При этом Победоносцев получил образование в одном из наиболее аристократических, с одной стороны, и одном из наиболее передовых, с другой, вузе Российской Империи – Училище правоведения. Это было место с юнкерскими представлениями о корпоративности, со стремлением создать в России правовое государство, с отвращением к бюрократии.

Учитель царей

Переломом в карьере Победоносцева, который едва ли смог бы добиться таких высот без аристократического происхождения, стало место преподавателя права великому князю Николаю Александровичу в 1861 году. Одновременно с разочарованием в политике реформ («Вокруг совершается такой процесс разложения, что иной раз страх нападает на душу и хочется сказать: довольно») он воспринял это как миссию. Константин Петрович смог найти в наследнике последователя своих взглядов, и был буквально разбит, когда Александр Николаевич скоропостижно скончался в возрасте 21 года от туберкулеза в Ницце. Тогда Победоносцева, которого поддерживали тогда консерваторы, пригласили преподавателем и к Александру, и он смог оказать серьезное влияние на взгляды будущего императора, который согласился с критикой политики отца и представлением об особом пути России. Благодаря Победоносцеву, Александр читал авторов, раскрывающих национальную самобытность России – от Лескова до Достоевского, вел не формальную, а искреннюю церковную жизнь и т.д. И даже когда официально учительство Победоносцева завершилось, влияние продолжалось через переписку, так как цесаревич полностью доверял учителю.

Взгляды и идеалы

«России вовсе неизвестна городская община… с муниципальными учреждениями, с привилегиями автономии и самоуправления, с привычкой к самоуправлению, преимущественно развившейся в среде городского или среднего сословия», - считал Победоносцев.

Важным воззрением обер-прокурора Священного синода было то, что он не считал возможным оценивать деятельность власти с точки зрения нравственности. По его мнению, нельзя считать априори вредными правительственные меры, если они сопряжены с насилием. «Царство духа, мира и любви покуда еще не от мира сего», - говорил он.

«Печальное будет время… утверждал Победоносцев, - когда водворится проповедуемый ныне новый культ человечества. Личность человеческая немного будет в нем значить; снимутся и те, которые существуют теперь, нравственные преграды насилию и самовластию».

Победоносцев ненавидел чиновничество и бюрократию не меньше, чем либералов, так как считал, что бессмысленный аппарат не служит народу и стране, а лишь является орудием того, кто ему приказывает.

Победоносцев считал основой экономики России сельское хозяйство, и стремился создать идеальную на его взгляд хозяйственную единицу - «тип не широкого, но среднего владения, достаточного для удовлетворения нужд семье, так, чтобы члены ее не вынуждены были добывать себе пропитание отхожей работой». Победоносцев очень не любил орудовавших в то время на аграрном рынке «кулаков, жидов и всяких ростовщиков», «несчастной жертвой» которых стали крестьяне.

Когда Александр II был убит и бывший ученик Победоносцева взошел на престол, сановник первым делом обратился к нему с письмом, в котором просил разогнать либералов при дворе, в частности, уволить министра внутренних дел Лорис-Меликова, известного конституционалиста, и связанных с ним министров. Победоносцев писал, что нужно «покончить разом… все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании». Победоносцев считал себя вправе заменить собой бюрократическую систему. «Я не состою при нем. Но когда происходит что-нибудь весьма безобразное, я пишу к нему со всей откровенностью. Тогда он обыкновенно… благодарит и зовет к себе». Александр III, судя по всему, полностью доверял Победоносцеву, а тот стремился воспользоваться своим положением для пользы государства, как он себе это представлял. При этом обер-прокурор не был тем, что сейчас принято называть «серым кардиналом». Он вполне открыто демонстрировал свои взгляды и проводил довольно активный пиар своей политики. Так, он часто выступал с публичными речами в регионах, и очень ценил этот инструмент. Также Победоносцев отстроил мощную консервативную машину печати, включая и созданную им издательскую структуру Синода.

Всякая нечисть

Так Победоносцев оценивал современное ему развитие культуры. «Ныне в каждом сколько-нибудь значительном городе, - писал Победоносцев Александру III в 1887 г., - есть театры, на которые переходит, развращая нравы праздной публики, всякая нечисть петербургских и московских театров. Завелись по местам театры и в селах». Обер-прокурор считал, что к тому, какую культуру должен потреблять народ, относиться нужно очень строго. Он лично запрещал многие книги, к примеру, «Крейцерову сонату» Толстого, статьи Соловьева и требовал принять к ним меры. Напротив, он поддерживал Достоевского и даже ввел его в царскую семью. Также он очень не любил земские школы, считая, что они занимаются только образованием, но забывают о духовном воспитании. Именно поэтому одной из его первых мер на посту обер-прокурора было создание сети церковно-приходских школ, которые не были подконтрольны Министерству образования. И хотя над ними смеялись и в то, и смеются даже в наше время, они стали хорошей альтернативой земским школам.

Церковь и вера

При Победоносцеве церковь стала получать больше денег от государства, священникам стали выплачивать зарплату, - раньше они жили только на требы, но важнее другое: обер-прокурор использовал систему церкви для влияния в регионах, иерархи оказывали влияние на назначение губернаторов и многие другие дела.

Победоносцев стремился к тому, чтобы православие в России было освобождено от дремучих наслоений, издавал огромное количество духовной литературы. При этом Победоносцев был против восстановления патриаршества, видя в этом опасность создания ненужной структуры влияния.

Обер-прокурор был также врагом любого иноверия, считая это «эпидемической заразной болезнью». Это касалось не только сект, которые в то время стали развиваться, но и традиционных религий. По его мнению, с присоединенными народами нужно поступать максимально строго. Он считал огромной ошибкой закрепление статуса иноверных исповеданий и их иерархии в России.

Еще хуже он относился и к католикам. «До очевидности ясно, - писал он Александру III в ноябре 1881 г., - что противу России и русского дела предпринят теперь с Запада систематический поход, которым руководит католическая церковная сила в тесном союзе с австрийским правительством и польской национальной партией. На западную границу нашу выслана целая армия ксендзов, тайных и явных, действующая по искусному плану для окатоличения и ополячения и пользующаяся искусно всеми ошибками и слепотой наших государственных деятелей, которые с улыбкой готовы уверять, что все спокойно».

После убийства Александра 2 на русский трон вступил его сын Александр 3 - 81-94 - учителями которого были лучшие профессора московского и питербускрого университетов. Но исключительное влияние на мировоззрение Александра 3 оказал юрист, выдающийся русский мыслитель, профессор москомуского университета КОнстанин Петрович Победоносев.

Став духовным наставником и учителем Александра 3, Победоносцев в решающей мере определил весь его внутреполитический и внешне политический крус. Как крупный ученый В 71 году победоносцев был введен в состав гос совета российской империи, а в 80-ом году его назначают на пост обер прокурора священного синода, до 1895 года. А в 894 году Александр 3 назначает победоносца на еще одну должность стац секретаря самого императора. Таким образом, Победоносцев четверть века находился на высших гос постах империи.

Убежденный консерватор и державник. Человек величайшего ума,одаренности и энцеклопдических знаний, Победоносцев оказал решающее влияние на весь ход исторического развития России последней четверти 19 века.

Кимене этой незаурядной личности было приковано влияние всех его современников. Его имя четверть века не сходило со страниц отечественной и зарубежной печати. Одни видели в нем ангела-спасителя, ангела-хранителя России, а другие – злого гения, мракобеса и обскуранта. По заключению Глинского (историк 19 века) Победоносцев был определенным историческим знаменем, вокруг которого кипели великие страсти и борьба. И даже после его смерти его имя осталось в русской истории столь же драматическим и таинственным,овеянной легендой, фантазией, а главное, неправдой. И это не случайно.

Победоносцев воплатил в себе целый исторический период, приняв на себя волне осознанно отвтественность за этот период. И таким образом отдал себя на суд истории без страха и боязни этого суда.

Политическая история России сложилась так, что именно победоносцев стал последним выдающимся представителем сильной государственной власти России. Являя собой высшей степени государственный тип метафизического муда, необычаный сильный в своем анализе и логике, победоносцев проявил себя непоклебимым в политике.

Победоносцев был поборником идея Москва – третий Рим. Обладая незаурядными способностями и будучи преданным русскому народу, православию и самодержавию, Будучи бессменным сотрудником сразу трех русскх императоров победоносцев не ограничился областью отведенных ему гос дел. Еще до возведения на гос поприще, он выдвинулся в ряды первоклассных цивилистов. Так Разработанный им курс государственного права являлся первой в России самостоятельной и детальной разработкой русского права, увязанный с историей русской и жестко противостоящей германской схоластики, отрешенной от истории.

Предельно загруженный государственными делами, Победоносцев продолжал активную научную деятельность. Став автором многочисленных науяных трудов. Множество своих работ он публикует в журнале Русский вестник, Русский архив, русское обозрение, исторический вестник, юридический вестник, Московские ведомости.

Но центральынм трудом Победоносцева, в отором он излагает свои полит и религ взгляды, является его знаменитый Великая ложь нашего времени, а также Московский сборник, в котором он с беспощадной логикой роделав глубокий анализ всех основ современной ему европейской ысли, приходит к полному их отрицанию.

Великая ложь нашего времени. Ощущение что он списвал эту жизнь с действительности. Каков прогностическиф потенцаил.

В Московском сборнике Победоносцев противополагает европейским идеалам основанным по его глубокому убеждению на ложном понимании жизни национально-русские идеалы. Но в отличие от Петра Чаадаева, у которого крик отчаяния вырывается при рассмотрении им русской исторический действительности, у Победоносцева напротив крик отчаяния вырывается с каждой страницы Московского сборника при анализе им различных сторон жизни Европейского Общества. И если чаадаев видит панацею все бед русских - в приобщении нас к каталицизму, то Победоносцев призывает всех к православию.

Особую боль вызывает устремление интеллигенции на запад.победоносцев призывает к отвращению этих ложных и обездушенных совершенно европейских благ и ценностей, к которым русская интелегенция стремится в своей наивной мысли.

Великая ложь нашего времени – работа Победоносцева, он пишет: русская интеллигенция не понимает, что то, к чему она стремится, чего она так вожделеет, есть ложь. На западе ложно все, ложно современное просвещение, ложна современная периодическая печать, ложь демократия и народопоклонство, ложь современной гласный суд, ложь жизнь без церкви.

Стремление преодолеть эту ложь Победоносцев переводит на русский язык знаменитую работу Фомы Кемпинского о подрожании Христу, а также Новый завет, еврейский.

Еще более значительный вклад он внес в должности руководителя церкви. Став обер прокурором синода, победоносцев сразу властно потребовал внимания к православию, заявил, что нужно восстановить православие,как оно было в допетровсий период, но примительно к современности. Призвал отнестись с благоговением к православному священнику, к той трудной ноши, которую тот несет несмотря на свою подавленность, прибитость. И вручить духовенству нравственное воспитание народа.

Современная церковь - это церковь обновленческая. После 17 года славит царя большевиков, и сейчас также. То что восстановил победоносцев, было разрушено.

Выдвигая задачи перед государством, Победоносцев разработал программу своего собственного священнослужения на Руси, включаещее в себя решение пяти главных задач

  1. Просвящение народа и создание церковно-приходских школ.
  2. Приближение духовной жизни церкви к нуждам народа.
  3. Восстановление значения духовенства и обеспечение его попечительства со стороны государства.
  4. Строительство православных храмов в православном архитектурном стиле.
  5. Сохранением исторически обусловленной формы правления на Руси, то есть самодержавия.

Самой важной для себя среди поставленных задач священослужения победоносцев считал свтроительство церковноприходских школ. В итоге благодарая усилием победоносцова на строительство были выделенч огромные средства. И елси последние годы царствования Александра 2 в России насчитывались 273 церковно-приходские школы, в которых обучалось 13 тысяч детей, то в 1902 году в России насчитывалось уже 43 тысячи 696, в которых обучалось около миллиона крестьянских детей.

Восстановлено было значение народного учителя, значение русского духовенства. Народный учитель - главный проводник воспитания религиозно-нравственнтго, проводник национальных русских традиций.

К числу бесспорных политических заслуг победоносцева относится и тот факт, что благодаря его влиянию на государственный курс александра 3 были выдвинуты жесткие заслоны на путях проникновения либералов на высшие государтсвенные посты,на пути проникновения либеральных элементов в высокие провительсивенные круги.

В то же Победоносцев никогда не скатывался до уровня тупых реакционеров. Став действительно оплотом русского самодержавия, Победоносцев,как носитель русского консерватизма, был глубоко убежден, что русская государственность не нуждается ни в какой кардинальной ломке, поэтому он, Как юрист, направлял политику Александра 3 в русло постепенного эволюционизирующего законодательства,не вступая в этом ни в какие компромиссы со своей совестью.

Победоносцев дваждв спас Россию, от готовившийся России либералами ускоренной гибели, которую готовили либералы и революционных потрясений.в первый раз, когда министр внутренних дел, либерал лорис-мелеков представил александру второго революциооный проект общей комииссе, зем этот проект предцсматривал выработку общей программы солидарности дейстыий с государственным совету. Александр второй подписал, но александр второй умер. Подсунул проект Александру третьему, то тот прежде отдает его на рассмотрение в совет министров. Решающую роль при обсуждении этого проекта сыграл победоносцев, призвав этот проект угрожающему самодержавию. В итоге проект был отвергнут, а лорис-мелеков в отставку.

Победоносцев воспрепятствовал подписание царем проекта, который реанимировал архаичные формы гос жизни на Руси. Представил новый министр внутренних дел Игнатьев. Проект предусматривал созыв земского созыва, чтобы парализовать революцию. Т.е. он пытался вернуть русскому уладу допетровский характер.

И вновь своим жестким выступлением, победоносцев обуздал принятие такого решения.

Обуздав земство, недопустим реанимации архаичных форм гос жизни, раскрыв истинные значения православия и самодержавия, в сохранении государственной мощи и силы, восстановив значение духовенства, православия и народного учителя в русской духовной жизни, в тысячи раз увеличив грамотность среди крестьян в русской деревне. Поебедоносцев остался в летописи русской истории величайшим ученым, чью деятельность можно по праву создать великим нравственным подвигом.

Александр третий

В русле главных задач и политических оринтиров победоносцева осуствлялась вся преобразовательная деятельность Александра 3. Как человек, Александр 3 отличался спокойным умом, прямотой мысли, стремлением к русской правде твердым, характером, рпямтой мысли, невероятным мужеством, физической силой и красотой и непреклонной волей.

Любил все русское. Литературу, музыку, живопись. Имея прекрасное музыкальное образование, лично участвовал в оркестровых представлениях и приглашая на эти вечера в Аенчкин дворец.

Будучи не притязательным, он жил скромно в двухкомнатной квартире, избегая пышности, не нужной роскоши, отрицал внешний блеск.

К гос делам сам лично изучал каждый вопрос. Не любил случайных докладов. Все отчеты губернаторов Александр 3 внимательно прочитывал сам, не терпел лжи и не задумываясь удалял от дел любого высоопосталвенного лица, в деятельности которого открывались злоупотребление или уклонение от интересов россии.

Александр 3 не случайно вошел в историю как миротворец. Он не любил войну, и очень часто повторял кто видел войну, тот не может ее любить.Это единственный император России, который не вел войны. Александр 3 по молодости сам командовал одинм боевым отрядом. Имено его отряду пришлось сдерживать турецкие силы под командованием мазмате али и отбить два мощных удара турецкой группировки войск, что и позволило Его усилия позволили русским войскам взять в плен главные силы турецкой армии во главе османа-паши.

Вступив на трон, Александр 3 принял Россию в великой смуте. Кроме того, Россия, ослабленная русско-турцекой войной, была лишена плодов своей победы по берлинскому мирному договору 1879 года. Но самую большую опасноть для России представляли последствия, проведенные Александром 2 либеральных реформ. Поэтому главной задаче Аександр 3 считал восстановлением русской державы. А главной идеей для него стала - идея блага народа, в полной мере он разделлял илею победоносцева москва третий рим.

Отвергая либерализм как таковой, Александр 3 в отличие от Александра 2, последовательно проводил политику протекционизма. Первым актом, направленным на укрепление национальной экономики страны, явилось утыерждение им нового таможенного тарифа,повышающая таможенные пошлины на все импортные товары. Также в интересах Росии были заключены торговые договоры с Германией и Англией и принят ряд мер по превличению в страну французского и бельгийского ин.капитала. Причем, в основу поставил интересы государства, а не частных предпринимателей.

Особое внимание он уделял укреплению финансовой системы страны. Привлек много иностранных инвестиций в русскую промышленность. Александр 3 положил интересы нечастных предпринимателей, а интересы государства. В 80 годы был принят ряд законов на усиление контроля за частными банками,резко снижающие их чисто спекулятивную функцию. Все банки изначально имеют только одну цель – спекуляция. В этих же целях был принят новый устав государственного банка, который был признан рахвитию промышленности оказавший огромное содействие развитию отечественной промышленности. А тааже новое положение о тарифов, руководство тарифами в руках государста. Были созданы специаььные институты, контролирующие все поступления в гос.казну.

Особое значение придавал вопросу гос.регулирирования экономики. Вводилась монополия государства на прпродажу алкоголя, что привело к резкому снижению появлянию перекупщиков, спаивающих население. А также значительному поступлению средства в государственную казну. Значительно укрепление в финансовой системы позволило приступить к транспортной проблеме.

В итоге, за период царствовани с 13 тысяч верст до 33 тысяч верстжелезной дорог.

Была построена транссибирская магистраль. Более того, у частных предпринимателей государство Выкупили железные дороги.

Огромное внимание уделял рабочему вопросы. Так уже в 1886 году по уазу александра 3 На заводах и фабриках была введена государственная инспекция. Был ограничен труд женщин и детей. Эти меры и положили начало фабрично-заводскому законодательству, намногр опередившему аналогичное в европейских странах. В тоже время александр 3 утвердил новый закон об императорской фамилии, по которому значительно ограничивались средстча выпускаемые на содержание фамилии романовых.

Особое внимание придавал развитию культуры. Так по его распоряжениею был создан русский музей,куда помещались картины, купленные самим александр третьим для этого музея.такде было построено здание гос.консерватории.

Но дело особой важности считал разроботку идей, ставивиших мощный настрой на пути либеральных настроений, грозщих революции. В этих целях были приняты новые временные правила о печати,устанавливающие строгий контроль над периодической печатью. Врезультате все журналы лиерального толка были закрыты. А в 1884 году был принят новый университетский устав, напрваленный против распространения в университетах либеральныхидей.но главное были ограничены вправвах земства, аккумулировачшие в себе опасные идеи.

1889 было принято положение о земских участках. Точнее о земских участковых начальниках. в соответствии с которым были созданы земские участки, осуществляющие административынй надзор за деятельностью земсвт в россии. Был упразденен мировой суд, как не выполнивший возложенные на него функции. Вся совокопуность реформ сыграла рашающую роль в сползанию росссии в революцию в конце 19 века.

Именно социально-экономической политикой Александр 3 был заложен быстрый экономический подъем. Александр 3 успешно проводил и политику в области сельского хозяйства. В декабре утвердли указ о выкупе крестьянскиз наделах.

В этиз целях был учрежден крестьянский банк, призванный содействовать в выдаче беспроцентной суммы кречтьян для покупыки или аренды что реже земли. В этих же целях утверждались государстевнные сберегательыне кассы для крестьян, что подрывало силы расточительство в деевне.. Одновременно с этим Александр 3 утвердил общий переселенческий закон, облегчающий крестьянам свободное переселение на свободные земли. Но главное, 1887 году отменил подушную подать, введенную в годы правлени петра первого. Это спососбтвовало подъему благосостояния населени в россии.

Проводились мероприятия имеющие общегуманные значение. Сокращен был срок службы до 5 лет. Были введены более мягкие наказания для детей,совершивние разбойное нападение или вороовтсво. Крестьяне получили право хадатойствовать. А запрещение кабаков и продажи алкоголя в крестьнско деревн.

Самый огромный вклад Александр 3 внес в формирование новоц системв международных отношений и резкое усиление в ней роли дипломатии. Он не только возвратил дипломатическому слову его истинное значение и ему истинный смысл. Но и убидил руководству всех европейских стран к этому слову, слову бипломата, прислушаться. Именно ему уадлось установить в Европе расновесие сил в раздираемой противоречий в европе между лигой мира (германия, австрия, италия) и русско-французским союзом.

Таким образом Александр 3 наметиал перспективу, позволившую сохранить мир в Европе и оттянуть мировую бойню 1914 года. Поэтому неожиданная болезнь и последовавшая за ней смерть царя в 1894 году стала трагедией не только для русских, но и для всей Европы. По воспоминнаиям современников,когда скончался александр третий французы скорбели о нем так, что можно было подумать, что о нем плаут русские монархисты. Англицска королева виктори повелела отслужить о нем службы во всех церквях.

Константин Петрович Победоносцев. Родился 21 мая (2 июня) 1827 года в Москве - умер 10 (23) марта 1907 года в Санкт-Петербурге. Русский государственный деятель консервативных взглядов, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III.

В 1880-1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872).

Преподавал законоведение наследникам престола - Николаю Александровичу (старший сын императора ), будущим императорам и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Наряду с М. Н. Катковым считается «серым кардиналом» правительства Александра III.

Родился в Москве, в семье профессора словесности и литературы Императорского Московского университета Петра Васильевича Победоносцева, отец которого был священником, и его второй жены Елены Михайловны; был младшим среди 11 детей его отца (от двух браков).

В 1841-1846 годах обучался в Императорском училище правоведения, которое окончил с чином IX класса.

В 1859 году защитил магистерскую диссертацию «К реформе гражданского судопроизводства» и в 1860 году был избран профессором Московского университета по кафедре гражданского права, в 1862-1865 годах преподавал в университете.

В конце 1861 года был приглашён главным воспитателем великих князей графом С. Г. Строгановым преподавать законоведение наследнику великому князю Николаю Александровичу и другим. В 1863 году сопровождал Николая Александровича в его путешествии по России, которое описал в книге «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от С.-Петербурга до Крыма» (М., 1864).

В начале 1860-х годов состоял членом комиссий, готовивших проекты документов для судебной реформы. В декабре 1861 года представил в комиссию по составлению судебных уставов записку «О гражданском судопроизводстве», в которой критически оценивал ряд предложений составителей проекта нового устава гражданского судопроизводства.

В 1865 году назначен членом консультации Министерства юстиции; в 1868 году - сенатором; в 1872 году - членом Государственного совета.

В апреле 1880 года назначен обер-прокурором Святейшего Синода; 28 октября того же года - членом Комитета министров, что явилось беспрецедентным формальным повышением статуса обер-прокурорской должности (его предшественник граф Д. А. Толстой был членом Комитета министров по должности министра народного просвещения). Б. Б. Глинский писал в посмертном биографическом очерке: « Отставка гр. Толстого и назначение на его место в должности обер-прокурора даже рассматривалась многими как либеральная мера, проведённая тогда „диктатором сердца“ в виде уступки общественному мнению, возбужденному консервативным образом мыслей гр. Толстого.»

Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной партии в правительстве нового царя; как ближайший советник Александра III явился автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, провозглашавшего незыблемость самодержавия.

Помимо «ведомства православного исповедания», которым он руководил по должности, Победоносцев играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном вопросе, а также внешней политике.

Был автором и активным проводником реформы церковно-приходского образования (1884 год - 3 ПСЗ № 2318; и 1902 год - 3 ПСЗ № 21290), призванной восстановить особый внутренний уклад этих школ и возвратить их в ведение Св. Синода, откуда они фактически были изъяты в 1870-х годах. Усвоение учениками начал веры и нравственности, верности царю и отечеству, а также получение «первоначальных полезных знаний» как цели церковно-приходских школ, в целом, повторяло цель начальных народных училищ Министерства народного просвещения, по Положению 1872 года: «Начальные народные училища имеют целию утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (Уст. Уч. Учр., ст. 3469, Св. Зак., т. XI, ч. 1). Примечательно, что позднее эту же цель провозгласила Государственная дума 3 созыва в одобренном ею в 1911 году законопроекте «О начальном образовании» (Положение, ст. 1): «Начальные училища имеют целью дать учащимся религиозно-нравственное воспитание, развить в них любовь к России, сообщить им необходимые первоначальные знания…» (Приложения к стенографическим отчетам, печатный материал № 87 III/4). Если к концу царствования Александра II в России числилось 273 церковно-приходских школ с 13035 учащимися, то в 1902 году имелось 43696 таких школ с 1 782 883 учащимися.

Поддерживал приятельские отношения с М. Н. Катковым и . Из его письма Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу 29 января 1881 года: Вчера вечером скончался Ф. М. Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его. Но смерть его - большая потеря и для России. В среде литераторов он, - едва ли не один, - был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико и благодетельно. Он был беден и ничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сейчас пишу к графу Лорис-Меликову и прошу доложить, не соизволит ли государь император принять участие.

В ночь с 8 на 9 марта 1901 года на него было совершено покушение; сын титулярного советника статистик Самарского губернского земства Николай Константинов Лаговский стрелял в его домашний кабинет; пули попали в потолок. Злоумышленник был схвачен и 27 марта осужден на 6 лет каторжных работ.

В начале 1900-х годов Победоносцев решительно выступал против реформы церковного управления (проводником которой в Синоде, по его мнению, был митрополит Антоний (Вадковский), расширения веротерпимости, созыва поместного собора, - о чём писал императору Николаю II ряд записок в марте 1905 года (ряд высказанных в них идей нашли отражение в резолюциях царя на докладах Синода). Однако же именно К. П. Победоносцев в 1905 году стал автором программы «подготовительных трудов» к предстоящему Собору Русской церкви, которую он представил Св. Синоду 28 июня 1905 года. В числе этих мероприятий К. П. Победоносцевым были намечены следующие:

1.точное определение состава собора, установление порядка рассмотрения и разрешения дел собором и организации при нём временного руководственного и подготовительного органа работ;
2.обсуждение целесообразности восстановления митрополичьих округов «в территориях, в коих имеются к тому исторические и жизненные основания»;
3.организация «действенного епархиального органа епископской власти, который объединял бы в своем ведении всю область епархиального управления» (училищное дело, миссионерство, братские, епархиальные съезды, вспомогательные и эмеритальные кассы, свечные заводы и др.) с обращением внимания на разработанный в 1870 году Проект основных положений преобразования духовно-судебной части и поступившие относительно проекта мнения духовных консисторий; 4.всесторонняя разработка вопроса о благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях;
5.усовершенствование духовно-учебных школ (устранение многопредметности, изменение политики в отношении начальствующих в них лиц, усовершенствование воспитательных приемов), а также «устройство таких богословских училищ с сокращенным общеобразовательным курсом, которые служили бы исключительно для приготовления кандидатов на священно-церковно-служительские должности, с допущением в эти училища детей, прошедших курс церковно-приходских школ без различия сословий»;
6.пересмотр законов, касающихся порядка приобретения церковью собственности - отмена правила об обязательном испрошении Высочайшего соизволения на приобретение церквами, монастырями и архиерейскими домами недвижимой собственности, предоставление духовенству как сословию (фактически - всей Русской Церкви) прав юридического лица для участия в имущественном обороте;
7.установление более точных правил о епархиальных съездах, обсуждение вопроса о том, «не следует ли присвоить епархиальным съездам значения вспомогательного при епископе органа не только по вопросам о материальных, но и религиозно-нравственных нуждах»; 8.предварительная разработка при содействии представителей богословской науки подлежащих обсуждению Собора «предметов веры», «относящихся к познанию, утверждению и очищению от разных заблуждений православной христианской веры», в частности вопрос о положении православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам по издании Высочайшего указа 17 апреля 1905 года о веротерпимости.

Последний важный акт в служебной карьере К. П. Победоносцева - руководство занятиями комиссии, которой было поручено выработать редакцию Манифеста, извещающего народ об учреждении Государственной думы (июль-август 1905 года).

После издания Октябрьского манифеста, который он не принял, уволен от должности Обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.

Скончался в 6 часов 30 мин вечера 10 марта 1907 года. Вынос тела и отпевание состоялись 13 марта; богослужение в Ново-Девичьем монастыре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний; члены императорской семьи не присутствовали, присутствовал обер-прокурор Синода П. П. Извольский и ряд министров. Примечательно, что в правительственном органе «Правительственный вестник» не было напечатано сообщения о его погребении (был только некролог). Был погребён у алтаря церкви Свято-Владимирской церковно-учительской школы в Петербурге, ныне двор дома 104 по Московскому проспекту (двор больницы скорой помощи № 21 им. И. Г. Коняшина). Могила сохранилась до наших дней.

С 1880 года Победоносцев жил в Петербурге в доме духовного ведомства по адресу: Литейный проспект, 62. Его супруга (с 9 января 1866 года) - Екатерина Александровна Энгельгардт (1848-1932), дочь помещика Могилёвской губернии штабс-ротмистра Александра Андреевича Энгельгардта, - более 30 лет, вплоть до 1917 года, руководила Свято-Владимирской женской церковно-учительской школой; скончалась в Ленинграде и похоронена рядом с мужем. Детей у супругов не было. Приёмная дочь - Марфа (1897 - 07.12.1964, в Монфермее, части департамента Сен-Сен-Дени, под Парижем).

Идеология Победоносцева:

В ранней молодости Победоносцев был сторонником либеральных идей. В дневниках А. А. Половцова есть запись (21 февраля 1901) о разговоре с Николаем II: « упоминаю имя Пыпина и говорю, что он в прежнее время был либералом, но что с годами это прошло; а кто же в молодости не был либералом? Ведь сам Победоносцев писал статьи Герцену в „Колокол“. - Государь. Вполголоса. Да, я это слышал. - Я. Он сам мне это говорил. Он написал памфлет на графа Панина.» Упомянутое сочинение - анонимный памфлет-биография Панина, опубликованный Герценом в седьмой книжке «Голосов из России», автором которого считается двадцатиоднолетний Победоносцев.

Однако либеральные увлечения юности были быстро забыты. Зрелый К. П. Победоносцев - мыслитель консервативно-охранительного направления. Наиболее полное его мировоззрение изложено в «Московском сборнике», опубликованном в 1896 году. Он резко критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран современной ему Западной Европы; осуждал демократию и парламентаризм, который называл «великой ложью нашего времени»: всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов и понижают нравственный и умственный уровень управленческих слоев.

Пытался противостоять распространению либеральных идей; стремился восстановить религиозное начало в народном образовании после внедрения секуляризма в обер-прокурорство графа Д. А. Толстого: в предисловии к своему учебнику «История Православной Церкви до разделения церквей» писал: «Грустно и обидно, если при мысли об „Истории Церкви“ возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания, ради великой, бесконечной любви.»

Победоносцев считал, что церковь и вера - основы государства: «Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нём обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти. Ни начало целости государственной или государственного блага, государственной пользы, ни даже начало нравственное - сами по себе недостаточны к утверждению прочной связи между народом и государственною властью; и нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес.»

Примечательны мысли и терминология его проекта речи для императора Александра III в Большом Кремлёвском дворце, во время первого, в качестве царя, посещения им Москвы в июле 1881 года: « Здесь, в Москве, никогда не истощалось живое чувство любви к отечеству и преданности законным Государям; здесь русские люди не переставали чувствовать, что кто враг русского Царя и законной Его власти, тот враг народа, враг своего отечества. Здесь, посреди живых памятников Божия промысла над Россией, я исполняюсь новою надеждою на помощь Божию и на победу над беззаконными врагами. » Находясь в Москве 17 - 18 июля, император не произнёс предложенных в проекте Победоносцева слов, сказав в заключение своей краткой речи на Высочайшем выходе в Екатерининской зале: « как прежде Москва свидетельствовала, так и теперь свидетельствует, что в России Царь и народ - составляют одно единодушное, крепкое целое.»

Политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева нашли свое выражение также в его лекциях по законоведению будущему Императору Николаю II (1885-1888):

- «Самая идея власти утверждается на праве, и основная идея власти состоит в строгом разграничении добра от зла и рассуждения между правым и неправым - в правосудии»;
- «Государство - не механическое устроение, но живой организм. Свойства организма: сочленение живое, причем члены, связанные вместе началом жизни и духа, действуют согласно, и организм развивается и растет»;
- «Государство есть высшее из человеческих учреждений, и подобно тому, как человек живёт для всестороннего и нравственного развития всех своих сих и способностей, и цель государства - всестороннее достижение всех высших целей человеческой природы»;
- «Лишь в Европе выражается начало личной свободы в праве (воздавать каждому должное, по праву)… В Риме возникает понятие о лице (persona), коему присвоены определенные права, и выражается цель закона - уравнять права между гражданами»;
- «Общие причины ослабления монархического начала - вторжение новых идей»;
- «Наша история выработала неограниченную царскую власть, но не выработала ограничивающих её представительных учреждений, хотя известны в истории неоднократные к тому попытки, исходившие не из народа, но из немногочисленной партии - или честолюбцев, или доктринеров».