Складной мольберт своими руками. Что такое мольберт, виды, сборка и ремонт собственными руками? Что потребуется для конструирования

Обои

Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать самостоятельно, сэкономив при этом деньги?

В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.

Материалы для создания мольберта для рисования

  • сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м - 3 шт.
  • саморезы 34×2,9 мм - 6 шт.
  • саморезы 16,5×2,7 мм - 4 шт.
  • гвозди без шляпок 2 см - 4 шт.
  • мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм - 2 шт.
  • крючок навесной, 13 см - 1 шт.
  • петля дверная, 2 см - 1 шт.
  • клей по дереву
  • наждачная бумага (100–120)
  • наждачный круг (100–120) - 1 шт.

Инструменты для изготовления мольберта

  • шлифовальная машинка
  • электролобзик
  • ножовка по дереву
  • пара строительных перчаток
  • метр и линейка
  • крестовая отвёртка
  • строительный карандаш
  • молоток
  • дрель со сверлами 6 и 8 мм
  • электрошуруповёрт

Как сделать мольберт своими руками

Распиливаем бруски по размерам:

1 шт. - 146 см, 1 шт. - 154 см, 2 шт. - 168 см, 1 шт. - 39 см, 1 шт. - 53 см.

Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы - низкая стоимость материала.

После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.

Сборку начинаем с центральной рейки - 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.

Собираем две опоры - 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.

С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.

Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.

Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!





Материал предоставлен площадкой для творчества

Стабилизация камеры в момент съемок является залогом получения резких или четких снимков, рука не дрогнет при нажатии на кнопку и не испортит кадр. Для длинной выдержки штатив – необходимость, без него вообще не получится правильной картины. Статичные предметы, находящиеся на удалении от фотографа, при зуммировании могут получиться расплывчатыми без устойчивого положения камеры. Для всех подобных ситуаций требуется штатив.

Стоимость хорошего трипода колеблется в районе 7-10 тыс. рублей для стандартной фотокамеры, для тяжелой оптики потребуется усиление стабилизации, тут цена будет еще выше. Не всегда есть возможность приобрести магазинный вариант, особенно если природа не обделила вас сноровке и изобретательности. Тогда можно сделать штатив своими руками, практически из подручных средств. Затраты по материалам будут в разы меньше, по времени займет пару дней, а для продвинутых пользователей, умеющих ловко управляться с инструментами – несколько часов.

В каких случаях вам может понадобиться штатив:

  • Съемка на длинной выдержке – 100% требуется жесткая стабилизация;
  • Съемка ночью, кроме штатива может пригодиться еще и устройство для удаленного спуска затвора;
  • Спортивные соревнования или работа с быстро движущимися предметами;
  • Съемка с размытием фона;
  • Фотографирование на большом увеличении (зуммировании), в том числе и макро-съемка;
  • Портретная и студийная съемка предполагает стабилизацию камеры для получения профессиональных четких снимков;
  • Съемка архитектуры и пейзажей и много других вариантов.

Штатив отличный вариант для большой компании, когда кто-то один всегда остается за кадром на общих фото. Стабилизация камеры на нужной высоте и пульт дистанционного управления (ДУ) поможет собрать всю компанию на фотографии.

Виды штативов

Кроме стандартной подставки с тремя ножками существует еще множество разнообразных штативов для разных целей и ситуаций. Самый популярный – трипод, его используются во всех видах съемок, кроме экстремальных. По типу крепления камеры или установки на поверхность штативы бывают:

  • Моноподы применяют для крепления фотоаппарата и мобильного телефон, чтобы увеличить расстояние от камеры до объекта съемки. Чаще всего применяется для селфи-фото;
  • Трипод – профессиональное оборудование с креплением для камеры, имеет 3 ноги или подставки. Можно регулировать высоту, наклон, другие параметры;
  • Мультипод – разборный трипод, при раскручивании получается монопод. Походный вариант оборудования;
  • Мини-штативы , или настольные используются реже, но достаточно удобные и недорогие. Высота примерно 30-40 см в разложенном виде.
  • Крепление на пояс используется для фото и видеосъемок, удобен при постоянном перемещении;
  • Штативы -струбцины крепятся на столы и другие поверхности, неудобные при выездных съемках;
  • Штативы-прищепки аналогичны предыдущему варианту, но крепятся зажимным механизмом и винтом;
  • Гибкие штативы – модели на прорезиненных ножках, состоящих из подвижных элементов. Изменяя форму ножек, регулируется высота. Компактные и удобные модели позволяют закрепить камеры практически на любой поверхности.

У профессионального фотографа, работающего в разных жанрах и в любых условиях может быть набор штативов креплений. Но в большинстве случаев они используются достаточно редко и не являются предметом первой необходимости для съемок прогулочных фотосессий, love-story, свадеб и дней рождений, а именно этим и занимаются среднестатистические фотографии 95% рабочего времени.

Инструменты, нужные для создания штатива

Если вы все таки решили сделать штатив собственными руками, то вам понадобятся следующие инструменты:

  • Дрель и сверла разного диаметра;
  • Пила или ножовка;
  • Наждачная бумага разной зернистости;
  • Отвертки, плоскогубцы, кусачки (в некоторых случаях);
  • Тиски и зажимы (в некоторых случаях);
  • Клей и необходимые материалы.

Лучше выполнять все работы на улице или в специальном помещении с хорошей вентиляцией. Клей и краска имеют неприятный запах, а опилки и стружки лучше оставить вне дома.


Штатив своими руками из бритвы

Самый простой в сборке и изготовлении штатив потребует от вас пару часов времени, кусочек доски, клей и 3 бритвы обычные или с плавающими головками. Главное, чтобы они были одинаковые. Основание выпиливается треугольное, обрабатывается наждачной бумагой, в центре выпиливается отверстие и вкручивается болт и надежно крепится клеем. Накручиваем на болт гайку и укладываем резиновый уплотнитель, чтобы не повредить корпус камеры при креплении. К боковым поверхностям, или ребрам деревянного треугольника приклеиваются бритвы лезвием к подставке.

Бюджетный настольный штатив готов. Нам понадобилось:

  • Кусок доски или фанеры;
  • Болт, подходящего диаметра под крепление камеры;
  • Дрель и сверло диаметром по болт;
  • Гайка под болт;
  • Уплотнитель;
  • Наждачная бумага;
  • Клей;
  • Краска, при желании;
  • 3 бритвенных станка.

Немного терпения и штатив для небольшой камеры готов к работе.


Вариант сборки штатива из теннисного мячика

Еще одним бюджетным вариантом является настольный мини-штатив, изготовленный из мячика для тенниса. Для этого нужен нож, клей, болт и гайка. Мяч разрезается таким образом, чтобы большая часть была устойчива на столе, для уплотнения поверхности проклеиваем место под камерой вторым слоем из оставшегося кусочка. В центре делается отверстие и вклеивается болт. дальше можно покрасить конструкцию или оставить как есть. Под камеру можно подложить уплотнитель, а если взять болт подлиннее, то можно немного увеличить подставку вверх. Для данного штатива нам понадобилось:

  • Теннисный мячик;
  • Болт диаметром под крепление на камере;
  • Гайка и уплотнитель на болт;
  • Клей и час времени.

Такой вариант не подойдет для серьезного мероприятия, но вполне пригоден для домашнего использования с небольшой камерой, тяжелую оптику он конечно же не удержит.


Штатив из пластиковой бутылки

Самый простой в исполнении вариант – использование пустой пластиковой бутылки для создания штатива. В крышке сверлится отверстие нужного диаметра, вставляется болт, крепится гайкой, вкручивается в резьбу камеры. Бутылка утяжеляется песком или камешками и закручивается приготовленной крышечкой. Штатив готов к использованию, в походных условиях он может значительно сэкономить нервы и время, отработав не хуже покупного.


Штатив для камеры своими руками из лыжных палок

Более сложный вариант потребует от вас некоторых навыков использования ножниц или ножовки по металлу, напильника, дрели, а также времени. Алюминиевая трубка режется на 3 части с «ушками» для крепления, детали обрабатываются напильником, сверлятся отверстия для болтов.

Лыжные палки распиливаем на 4 равные части, они будут ножками штатива. Для основания берется квадратный кусок доски или плотной фанеры, размером примерно 10 х 10 см, в одной просверливается отверстие под стальную трубку. В 3 деталях крепежа и «ножках» трипода под нужным углом делаем отверстия под винт, чтобы они находились в нужном положении, когда конструкция будет собрана.

Из второй панельки собираем крепление под камеру.

Соединяем обе части, устанавливаем камеру на винт, штатив готов к использованию.

Таким образом нам потребовались на изготовление данной конструкции:

  • 2 лыжные палки;
  • стальная трубка;
  • 2 куска доски или фанеры;
  • небольшой кусок алюминиевой сплющенной трубки;
  • саморезы, или винты, болт под камеру;
  • напильник, плоскогубцы, ножовка по металлу, отвертка, дрель.

На изготовление такой конструкции уйдет не меньше пары часов, при условии навыков работы с инструментами. Подойдет даже для камеры средней тяжести, нагрузку проверяйте заранее, чтобы на мероприятии не было неожиданных происшествий.

ПВХ трубки для штатива

Еще один материал для создания удерживающего устройства для камеры – трубки металлопластиковые, используемые в строительстве для прокладки водоснабжения. Они неплохо гнутся, но отлично держат форму. Крепить их между собой можно уголками из пластика, саморезами, болтами или винтами. Из кусочков трубы и угловых фитингов собираем основание, переходником крепим вертикальную трубку. На верхнем конце закрепляем площадку для камеры.

Монопод (селфи-палка) из подручных материалов

Если очень срочно нужно сделать селфи, а под рукой не находится монопода, или селфи-палки, то можно использовать любые подручные средства для закрепления телефона. Это может быть палка, ветка или кусок плотной проволоки. Создать систему нажатия на кнопку сделать в таких условиях невозможно, используем функцию отсрочки пуска на 2-3 секунды. За это время выстраиваем кадр и получаем отличные снимки без покупки штатива.

Подставка-переходник для телефона

Из подручных материалов можно собрать и переходник с любого штатива от фотоаппарата под крепление телефона. Для этого понадобится кусок пластика, к примеру, плинтус для отделки пластиковых окон. Отрезается часть, чуть короче телефона, в нужных местах (соответственно креплениям на фиксаторе) сверлятся отверстия. Крепится переходник гайками к штативу, конструкция готова к использованию.


Другие материалы для изготовления штативов

Перечисленные варианты самодельных штативов для фотоаппарата не требуют особых умений и знаний, практически любой желающий сможет сделать их без особых усилий. Кроме этих материалом можно использовать деревянные рейки и бруски, металлические трубки, пластик. Но тут потребуется специализированные инструменты и определенные знания.

Требования к штативу для камеры

Независимо от материала и конструкции, штатив должен отвечать определенным требованиям, выполнять функции.

Рабочая высота. У каждого штатива имеется минимальная и максимальная высота, зависящая от конструкции устройства. Триподы имеют самый широкий диапазон, поэтому наиболее популярные среди фотографов. Правильно подбирать штатив по росту, он должен быть чуть выше, чтобы можно было снимать сверху.
Вес и размеры. Самый важный параметр для «полевых» съемок. Профессиональное оборудование весит много и его достаточно сложно носит с собой долгое время. Поэтому для выездных фотосессий выбираются облегченные модели. То же касается и размеров в сложенном состоянии, громоздкие штативы остаются в фотостудии, а на выезд берутся компактные и удобные для переноски.

Зависит этот параметр от многие нюансов: материала, креплений, особенностей конструкции. Для фотографа важнее рабочая нагрузка – по ней нужно ориентироваться при выборе модели под вес камеры.

Резьба. Для крепления камеры к штативу существуют 2 основных стандартных резьбы – 1/4” и 1/8”, первый вариант предназначен для компактный моделей, в том числе «мыльниц». Для работы с фотоаппаратами покрупнее используется резьба 1/8. Телевики, мощные объективы, тяжелые камеры крепятся на 3/8, он выдерживает тяжелые нагрузки. Все это следует учитывать при выборе штатива для съемок.


Послесловие

Делать ли объектив своими руками или потратить на оборудование определенную сумму решать каждому фотографу самостоятельно. Но есть несколько важных моментов:

  • Если бы самодельное оборудование было лучше профессионального, его бы уже перестал производить;
  • Опытные фотографы с дорогой оптикой не будут надеяться на «самопальный» штатив и приобретут подходящий по весу и материалу для сохранность оборудования;
  • Для ежедневной съемки нужен хороший штатив, из подручных средств вариант – на 1 раз;
  • На материалы все равно придется потратить определенную сумму, а на изготовление штатива еще и время;
  • Самодельные штативы неудобны при частых перемещениях, они некомпактные и носить их с собой проблематично.

Исходя из этих моментов, следует вывод, что для работы лучше приобретать профессиональное специализированное оборудование. Экономить на безопасности камеры и оптики не стоит. Но для домашнего или очень нечастого использования можно и собрать штатив своими руками.

Все мы любим, ходить на природу, отдыхать, жарить шашлыки и варить кашу. Чтобы сварить кашу на природе, обязательно нужно подвесить казан над костром, и как это сделать? Конечно же, с помощью треноги, которая будет уверенно держать котелок. Сегодня мы научимся делать треногу своими руками, дабы не потратить кучу денег на новую в магазинах.

Как сделать треногу своими руками?

Главное что требуется от треноги - это прочность и компактность, ну и для нас, конечно же, дешевизна. Именно с этих рассуждений мы и будем делать треногу из DIN-реек. Давайте приготовим материалы для треноги, нам нужно:

DIN-рейки, длина 50-70 см, 6шт.
. Подходящие под размер ячеек в рейках винты с гайками, 6шт.
. Цепь, толщиной 1мм, 60см.
. Проволока, диаметр 2-3мм., 20-30 см.

Подготовив материалы, можем приступать.

1. В DIN-рейках, 3 штуках, следует сделать отверстия дрелью, диаметром 3-4 мм. Места отверстий смотрите на фото. Затем в проделанные отверстия вставляем кусок проволоки и сгибаем её в форму треугольника.

Таким образом, мы уже получили основу для треноги высотой в 60 см.

Теперь наша тренога выросла и стана более 1 метра.

3. Теперь переходим к цепи, на одном конце крепим крючок, чтобы удобно было подвесить казан, а другой конец протягиваем снизу доверху через верхнее отверстие в треноге. И возле самого отверстия просовываем через цепь штырь, для фиксации её.

Вот тренога и готова, можно испытывать её в полевых условиях!

При строительстве садового дома, в частности монтажа фундамента, возникла необходимость укладки фундаментных блоков небольшого размера (800*400*600 и 1200*400*600). Большинство блоков установили с помощью крана, но до дальнего угла будущего дома, как ни старались, кран не дотянулся, блока в количестве 9 шт. проста перебросили по возможности ближе к нужному месту. И вот зародилась мысль создать кран-треногу. Конечно мысль стара как мир и всё же.... Только вот от трёхопорной системы я сразу отказался. Четырехопорная система оказалась удобнее, особенно при перемещении в собранном состоянии (двигаемся как шагающий кран, более устойчивой. Для начала установили ручную лебедку - это был какой то кошмар - после пары подъёмов язык на плечо. Альтернативы электро лебёдке не было. Транспортировка крана простая - всё в багажнике кроме ног опор, длина их 3 м. на багажнике на крыше легкового авто. Сборка максимум 30-40 минут.

Материал для изготовления:

Ноги опоры профильная труба 50*50*3, длина 3 метра - 4 шт.;
- выдвижные опоры профильная труба 40*40*3, длина от 1 метра до 3 метров, у меня 1 метр - 4 шт.;
- телескопический подвес уголок 50*50*5, туба профильная 50*50*3, 40*40*3. Скрепляется всё шпильками или болтами М12.
- Использовал лебёдки: 250/500 и 600/1200.

Процесс изготовления

Для установки лебёдки на верхней шпильке скрепляющей ноги устанавливается небольшой блок для подъёма лебёдки на подвес с помощью обычной веревки. Лебёдка 600/1200 весит 32 кг и до подвеса просто сложно дотянуться.
все работы необходимо выполнять вдвоём - одному на справиться.
Прилагаю несколько фотографий своей самоделки на Ваш суд.


КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ?

Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:

Основные характеристики мольбертов:

Технические особенности мольбертов:

МОЛЬБЕРТ "ЛИРА"

Лира – мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».

МОЛЬБЕРТ "СТАНОК"

Станок – профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».

Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.

Мольберты - станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.

Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.

Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.

МОЛЬБЕРТ "ТРЕНОГА"

Тренога – переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.

Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые - от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.

Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.

Необходимо иметь ввиду, что мольберты - треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.

Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.

Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.

МОЛЬБЕРТ "ТРАНСФОРМЕР"


Трансформер – универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».

Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.

Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.

"ПАЛОЧНЫЙ" МОЛЬБЕРТ


– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.

Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.

Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена.

МОЛЬБЕРТ "ХЛОПУШКА"


– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.

Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.

Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.

КАРКАСНЫЙ МОЛЬБЕРТ

– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.

Имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками - любителями.

ПЛАНШЕТНЫЙ МОЛЬБЕРТ


– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.

Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.

Относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами.

МАЧТА МОЛЬБЕРТА

Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.

Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.

На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА

Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, - картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА

Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение.

КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН?

Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте.

Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.

Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка . Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.

Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.


ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА?

Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.

Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи - Премиум используются деревянные ручки , которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами «барашек» или «плоский барашек» , особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.

Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.

Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.

При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей.

ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ?

Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.

В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…