Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Ирина РУДЕНКО,
г. Магнитогорск
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Эти строки знакомы нам с начальной школы. И всякий раз, перечитывая стихотворение, мы не перестаём восхищаться мастерством поэта. Ощущение радости, безграничного счастья хочет передать автор читателю.
Стихотворение насыщено эмоционально-оценочными определениями: “день чудесный ”, “друг прелестный ”, “ковры великолепные ”, “друг милый ”, “берег милый ”. “Жизнь прекрасна!” - как будто хочет сказать поэт.
Во второй же строфе звуковой состав меняется: завывание вьюги помогают услышать сонорные носовые [л] и [н] в сочетании с гласными. Меняется и эмоциональный настрой: “мутное небо”, “бледное пятно” луны, “тучи мрачные” вызывают печаль героини. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор... а нынче... погляди в окно...” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Но смогли бы мы оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного, печального вечера?
Третья строфа - зимний пейзаж. Русская зима небогата красками, но картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой (“под голубыми небесами”), и чёрный (“прозрачный лес один чернеет”), и зелёный (“ель сквозь иней зеленеет”). Всё сверкает, сияет за окном; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит .
Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы:
Вся комната янтарным блеском
Озарена.
Только блеск этот уже не холодный, зимний, а тёплый, золотисто-коричневый, янтарный. В третьей строфе не слышно звуков (наверное, потому что герой стихотворения находится в доме и видит зимний пейзаж из окна), зато в четвёртой строфе мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Тавтология “треском трещит” художественно оправдана.
Однако третья и четвёртая строфы не противопоставлены. Вспоминаются строчки Б.Пастернака, появившиеся через сто с лишним лет после пушкинского стихотворения:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Здесь мы видим, что зловещий внешний мир противопоставлен светлому миру дома. В пушкинском же стихотворении одинаково прекрасно всё: и великолепная заоконная картина, и уютная домашняя обстановка:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строке стихотворения. День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в его жизни никогда не было мрачного, тоскливого вечера; не может ощутить свежести морозного дня, если он никогда не чувствовал тепла затопленной печки, не может испытать счастья пробуждения, если он никогда не был погружён в негу сна. Глаголы повелительного наклонения (“проснись”, “открой”, “явись”, “погляди”) в первой и второй строфах призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Ощутим гармонию жизни, и тогда мутное небо обязательно превратится в голубые небеса, хлопья снега, кружимые злой вьюгой, станут “великолепными коврами”, одиноко чернеющий “прозрачный лес” снова будет густым, а кобылка бурая перевоплотится в “нетерпеливого коня”.
15 846 0
Чтение первой строфы:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Обратим внимание на 4-6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие «сомкнуты». Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит «сомкнуты» является определением к слову «взоры».
Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые? Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века.
А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное «нега». Оно тоже небезынтересно. В словаре С. И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге».
«Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этим следующие значения: «Состояние безмятежного покоя» и «чувственное упоение, наслаждение». Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя».
Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает саму утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма.
Скажем несколько слов о словосочетании «Звездою севера явись». Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.
Вторая строфа
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении «густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее».
Третья строфа
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.
4 и 5 строфы
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки».
Анализ непонятных слов и выражений
Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Понятно ли вам это предложение? Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.
В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.
Стихи А.С. Пушкина о зиме - отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды.
Картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце»
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Картина Алексея Саврасова "Дворик. Зима"
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Картина Алексея Саврасова "Зимняя дорога"
Вот север, тучи нагоняя... Вот север, тучи нагоняя,Картина Густава Курбе "Окраина деревни зимой"
ЗИМА!... КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин") Зима!.. Крестьянин, торжествуя,Картина Исаака Бродского "Зима"
ЗИМНЯЯ ДОРОГАСквозь волнистые туманы
По дороге зимней, скучной
Что-то слышится родное
Картина Николая Крымова "Зимний вечер"
В ТОТ ГОД ОСЕНЯЯ ПОГОДА
В тот год осеняя погода
Картина Аркадия Пластова "Первый снег"
КАКАЯ НОЧЬ! МОРОЗ ТРЕСКУЧИЙ
Какая ночь! Мороз трескучий,
И вся Москва покойно спит…
Константин Юон "Конец зимы. Полдень"
Спасибо, Люба за статью! Я благодаря вам и вашей статье перенеслась в этот солнечный морозный день, вдохнула свежий, ядреный воздух, пахнущий арбузом, увидела солнце, пронизывающее и преображающее все вокруг... И я любуюсь этими льдинами и торосами ”невероятной формы и сверкающей чистоты. Солнечные лучи, пронизывая прозрачность льда, отражались на белом покрывале снега искорками всех цветов радуги. И голубое небо. И белые облака. И нежность, разлитая в воздухе.” Но вот следующая фраза: “Взгляд с созерцания внешней красоты переходит на внутреннее созерцание… и внутренний мир удивительным образом как от волшебного зеркала отражается во внешний…” - вызывает чувство щемящего узнавания... Где это уже было?... Предчувствие Вечности через красоту материального мира? Аль Фарид! “Большая Касыда или Стезя праведного (Откровения Души - Истинному Я)”! Самое начало - “ГЛАЗА ПОИЛИ ДУШУ КРАСОТОЙ”! И дальше: “О, миpозданья кубок золотой! И я пьянел от всполоха огней, От звона чаш и pадости дpузей. Чтобы пьянеть, не надо мне вина, - Я напоен свеpканьем допьяна!”- вот эта напоенность “свеpканьем допьяна”, напоенность кpасотой миpа - это начало пути.И Бог, бесконечность начинаются здесь, сейчас в этом конкpетном бытии. Святой Симеон, новый Богослов, сказал, что тот, кто не увидит Бога в этой жизни, не увидит его и в той. И начало пути к Богу - непpеменная полнота сеpдца и полнота любви. Это любовь и к цветку, к деpеву...” (З.Миркина). С поэмой Аль Фарида перекликается и вторит ему другое суфийское произведение - “Книга о пути суфия”: “«Первая ступень восхождения души на Путь - это любовь ко всему, существующему в Творении Аллаха. Отважившийся на Путь пусть станет братом или сестрой каждому дереву, произрастающему на земле, каждой птичке, поющей в ветвях или летящей в небесном просторе, каждой ящерке, снующей в песках пустыни, каждому цветку, распускающемуся в саду! Каждое живое создание Аллаха начинает иметь значение в жизни таких подвижников - как великое чудо, сотворённое Аллахом для его собственного и нашего совершенствования! Каждый человек тогда видится уже не просто как родственник или чужой, друг или посторонний - а как дитя Творца!» (Из притчи «О Пути суфия и жизни в объятии Бога» . РГДН )
Вот вам “мороз и солнце”! Через внешнюю красоту - к внутреннему, к Богу. Потому что Бог везде и во всем, и во всех - в каждой травинке, в каждой былинке, в каждой снежинке, в каждом явлении, в каждом человеке... Спасибо вам, Люба, за этот толчок эзоосмоса - за вашу статью!
ЗИМНЕЕ УТРО.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Страх - твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь. Ты контролируешь огонь - и ты можешь готовить на нём. Ты теряешь над ним контроль - и он спалит всё вокруг и убьет тебя.
Покуда ты сам не научился каждое утро поднимать солнце на небеса, пока не знаешь, куда направить молнию или как сотворить гиппопотама, не берись судить, как Бог правит миром - молчи и слушай.
Человек, в обличии любом,
Найти под солнцем место все мечтает.
А насладившись светом и теплом,
Искать на солнце пятна начинает.
В один прекрасный день ты придёшь на то ваше место, возьмёшь то самое вино, а оно невкусное, сидеть неудобно и ты совсем другой человек.
Улыбнись, когда на небе тучи.
Улыбнись, когда в душе ненастье.
Улыбнись, и сразу станет лучше.
Улыбнись, ведь ты же чье-то счастье!
А новый день - как-будто листик чистый,
Ты сам решаешь: что, куда, когда…
Начни его с хороших мыслей друг,
И в жизни всё получится тогда!
Давай просто будем. Не надо обещаний. Не надо ожидать невозможного. Ты будешь у меня, а я - у тебя. Давай просто будем друг у друга. Молча. Тихо. И по-настоящему!!!
Когда на лице твоем холод и скука,
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!
Я часами могу сидеть у окна и смотреть, как идет снег. Самое лучшее - смотреть сквозь густой снег на свет, к примеру на уличный фонарь. Или выйти из дому, чтобы снег на тебя ложился. Вот оно, чудо. Человеческими руками такого не создать.