Глобальный процесс урбанизации начался в России почти на сто лет позже, чем в развитых странах, - в конце XIX в. в связи с отменой крепостного права. Урбаниза́ция (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества.
Российской спецификой стала высокая скорость урбанизации в период советской индустриализации 1930-1950-х годов: только за 1929-1939 гг. городское население выросло на 25-28 млн. человек. Рост городского населения прекратился в начале 1990-х годов под воздействием двух основных факторов:
Во-первых, старения горожан и превышения смертности над рождаемостью;
Во-вторых, исчерпания людских ресурсов села, поставлявшего мигрантов в города.
Длительные и массовые миграции сельского населения в города привели к тому, что городская культура и образ жизни размывались потоком сельских мигрантов, к моменту распада СССР городские жители в большинстве были горожанами в первом-втором поколении. В результате, несмотря на формально высокую долю городского населения, для России все еще характерна незавершенность урбанизации в формировании городского образа жизни. Но по доле городского населения (73%) Россия почти не отстает от крупных стран (США - 75%, Канада - 77%).
Таблица 17.
Доля городского населения проживающего в городах и ПГТ,%.
Четверть городского населения (табл.17) проживает в городах-«миллионерах» (с населением более 1 млн. человек), некоторое сокращение их доли за 1989-2004 гг. связано с выбытием из числа «миллионеров» г. Пермь.
Наиболее урбанизированы старопромышленные территории вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - Европейский Центр и Северо-Запад, доля городского населения высока также в северных и северо-восточных регионах нового освоения с экстремальными природными условиями. На аграрном юге страны и в наименее развитых национальных республиках, слабо затронутых индустриализацией, доля городского населения в большинстве субъектов РФ не превышает 40-60%.
Города играют особую роль «опорного каркаса расселения», являясь центрами развития и обслуживания для окружающей территории. Крайне важна доступность городов, густота их сети . В Европейской части, где расположено 77% всех городов страны, среднее расстояние между городами составляет более 70 км, а в наиболее освоенном Центральном районе - 45 км. Для сравнения, в Западной Европе этот показатель составляет 20-30 км. В восточных районах России среднее расстояние между городами превышает 225 км, в том числе в наиболее освоенной южной зоне Западной Сибири – 114 км, а на обширном Дальнем Востоке - 300 км. Малочисленность городов и значительные расстояния между ними имеют очевидные социальные последствия:
во-первых, это невысокая территориальная подвижность населения, неразвитость маятниковых миграций даже в пределах агломераций (за исключением Московской столичной);
во-вторых, это медленная модернизация образа жизни и гораздо худшая адаптация к реформам в обширных внеагломерационных пространствах.
Таблица 18.
Регионы с наибольшей долей монофункциональных городов.
Для городов можно выделить четыре главных фактора, от которых зависит его социально-экономическое развитие.
Первый - численность населения.
Второй фактор - статус города.
Третий фактор - функции города (основные виды экономической деятельности). Чем больше таких функций, тем более устойчиво развитие. Монофункциональные города наиболее уязвимы при изменении экономических условий (табл. 18).
Четвертый фактор - географическое положение.
Одна из долгосрочных тенденций сельского расселения - обезлюдение и исчезновение небольших сельских населенных пунктов (снп). Вторая тенденция последних десятилетий - концентрация сельских жителей в более крупных поселениях, где живет уже более половины сельского населения России.
В целом за переходный период все население страны «сдвинулось» на юго-запад, но пространственная концентрация сельского населения шла быстрее по сравнению с городским. Каждый четвертый сельский житель страны теперь живет на юге Европейской части, в наиболее благоприятных климатических условиях.
(заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т.п.).
Принято выделять несколько типов расселения населения:
Жители населяют территория постоянно или временно (сезонно).
3) групповое и рассеянное
Групповое - дома жителей расположены рядом друг с другом, образуя компактные поселения, а рассеянное - каждый расположен на своем земельном участке.
4) системное и изолированное
Системное - взаимосвязанное расселение население.
Главным фактором формирования того или иного типа поселения является социально-экономический фактор, а именно уровень развития общества.
2. Формы ТОН
Исторически в РФ возникло несколько типов поселений:
В настоящее время ФЗ №131 (Об общих принципах местного самоуправления в РФ) определяет следующие виды населенных пунктов в России:
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111). В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Критерии подразделения поселений:
Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа - городское и сельское.
Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты - это:
ь села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);
ь деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);
ь поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).
В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа - аулами.
Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.
Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):
Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (?52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).
В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.
Город и село отличаются друг от друга большим количеством факторов. Это и площадь, и количество населения, а также его плотность. Городское население проживает в основном в многоквартирных домах, а в селах люди живут в частных усадьбах, домах.
Также в городах есть больницы, школы, различные предприятия и тд. Тогда как в большинстве сел наличие медпункта, школы и магазина говорит о "продвинутости" данного населенного пункта.
В селах в основном занимаются сельским хозяйством, тогда как в городе спектр разнообразных вакансий работы очень большой.
Кроме этого в городах более развита культурная жизнь. Есть много музеев, выставок, театров, ночных заведений, кафе, ресторанов. Село и в этом плане к сожалению до сих пор остается ограниченным по сравнению с городом.
Изначально, сообщества жили в сельских условиях и занимались возделыванием полей, выращиванием домашней скотины. С развитием цивилизации, появились города. В них жили ремесленники, правители. В городах располагались рынки и общественные здания – суды, тюрьмы, учебные заведения.
Чтобы понять, чем отличаются города от сельских поселений, необходимо указать особенности каждого типа поселений. Это даст наиболее точный ответ на вопрос:
Указанные отличия являются универсальными. Каждый город и каждое сельское поселения обладает всеми перечисленными признаками.
Жизнь обоих видов поселений тесно взаимосвязана. Города производят нужную для сел продукцию – сельскохозяйственные машины, инструменты, строительные материалы, одежду и так далее. В свою очередь, сельские поселения выращивают продукцию растениеводства и животноводства, необходимую городам. То есть жители сельских поселений продают свою продукцию в города. Они получают деньги, а проданная ими продукция перерабатывается в городах на фабриках и заводах.
Таким образом, сельская местность и города являются единым взаимосвязанным целым.
Города и сельские поселения.
Технологическая карта урока по географии в 7 классе с учетом требований ФГОС.
Цель урока: сформировать представление об особенностях и различиях городских и сельских поселений. Сформировать знания о крупнейших городах и агломерациях мира.
Планируемые результаты:
Личностные : формирование познавательной и информационной культуры, в том числе и навыков самостоятельной работы с учебником и атласом. Развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме.
Метапредметные : планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Формирование умений: сравнивать город и село и устанавливать их отличительные признаки, находить информацию о типах и функциях городских и сельских поселений в учебнике.
Предметные : формировать представление о городских и сельских поселений, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира. Формировать умения называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира.
8. Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: открытие новых знаний.
Структура и ход урока.
Приветствие обучающихся.
Приветствие учителя. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке
Формирование норм и правил поведения в социуме
Актуализация знаний.
(задает вопросы)
1.Чем город отличается от сельского поселения?
2.Какие города самые крупные?
3.Какие бывают города и сельские поселения?
4.Что мы будем изучать?
5.Какие цели мы поставим?
Учащиеся отвечают
Записывают тему урока.
Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе
Формирование географических знаний о населении, численности населения.
Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.
Новая тема.
1Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок).
1Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор).
2.Крупное казачье поселение (станица).
3.Крупное поместье в Бразилии (Так же называется программа на 1 канале) (фазенда).
4.Населенный пункт в горах. С тюркского языка – “селение” (аул).
5.Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня).
6.Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо).
7.Поселок в Средней Азии. С тюркского – “зимовье” (кишлак).
8.Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).
Предлагает ребятам привести примеры городов.
Чем больше развита страна, тем выше в ней доля городского населения. Высока доля горожан и в тех странах. Где значительная часть территории занята пустынями, горами или ледниками.
Ребятам предлагается рассмотреть карту на доске и выявить районы с максимальной и минимальной долей городского населения.
Часто близко расположенные города разрастаются и фактически сливаются в единое целое. Такие образования получили название “агломерации”.
Сейчас в мире насчитывается более 400 агломераций. Крупнейшая из них – Токио в Японии.
Агломерации формируются вокруг одного крупного центра (Москва). Иногда они протягиваются на сотни километров вдоль морских берегов.
Входит ли наш город в состав агломерации?
Как она называется?
Ученики отвечают.
Ребята записывают с доски определение «агломерация» в тетрадь.
Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать
Формулируют определение народ
Умение определять понятия, находить необходимую информацию
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
физкультминутка
Выполняют упражнения
Практическая деятельность: Работа с атласом.
Анализ карты «Крупнейшие городские агломерации мира». Стр. 17.
Самостоятельно анализируют карту.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения.
Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу
Закрепление:
Работа по карте. Географическая номенклатура.
Формирование умений и навыков использования географических знаний
Умения самостоятельно делать выводы, применять полученные знания
Домашнее задание
Изучить §5
Вопросы 1-6.
Записывают домашнее задание в дневниках.
Выбрать из предложенных
Формирование ответственного отношения к учению
Рефлексия. Подведение итогов.
Выставление оценок за урок с комментариями.
дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения
Обмениваются мнениями
понимание значимости знаний о географических картах для практической жизни людей;
Осознание необходимости
Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий
Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием;
самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой
Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности
Я родился в деревне и жил там до самого окончания школы. Потом я поступил в университет в большем городе. На своем опыте я ощутил, как отличается жизнь в сельской местности и в городе, и могу ответить, где лучше жить.
Я заметил, что с каждым годом мое село все больше начинает обрастать благами, присущими городу. Но в нашей стране еще много деревень в глуши, которые радикально отличаются от городов.
Главным отличием села и города является количество жителей и размер населенного пункта. Деревню чаще всего можно пройти за минут тридцать, а то и быстрее. Жители друг друга знают очень хорошо, и секрет утаить практически невозможно. В городе же соседи по этажам могут быть не знакомы годами.
Если в деревне есть хоть один магазин, где можно купить буханку хлеба, это уже хорошо. Погуляв лишь по одной городской улице, можно сбиться со счету от бесчисленных магазинов.
Жители города обитают в квартирах и лишь редко в частных домах. А в селе найти хоть один многоквартирный дом может составить трудности. Население здесь живет в собственных домах с приусадебными участками.
Мне приходилось бывать не в одном районном центре и, хочу сказать, что эти городки больше похожи на деревню, чем на город. Таким небольшим городам характерны признаки:
Настоящим городом я могу назвать столицу. В странах постсоветского пространства именно в столицах находится цивилизация. Деньги со всей страны сосредоточены здесь.
Для человека с деревни порой бывает сложно адаптироваться к такому скоплению людей. Инфраструктура в столицах обычно самая развитая в стране. Можно найти все, что нужно для счастливой жизнедеятельности, кроме тишины. В таких городах очень много развлекательных торговых центров, ресторанов, фитнес клубов и других продуктов цивилизации.