Здравствуйте друзья! Сегодня я расскажу о технике, которая позволяет нормализовать работу височных долей мозга. Одной из функцией височных долей является эмоциональное равновесие. Устойчивое эмоциональное равновесие позволяет сохранять самообладание в неприятных для вас ситуациях и не зацикливать своё внимание на неприятных моментах. Приёмы, которые я опробовал на себе лично помогут добиться равновесия людям с “перегретыми” височными долями. Мне очень не хватало этих знаний в первый год после произошедшей травмы. Я был крайне раздражителен, вспыльчив и груб. Агрессия била через край и только нормализовав работу мозга, мне удалось изменить ход событий. Я рекомендую начать со следующего...
1. Коллекционируйте воспоминания
Устраивайте себе праздники жизни. Фиксируйте прекрасные моменты своей жизни в рисунках, заметках, дневнике, фотографиях или снимайте на видео.
Стремитесь к переживаниям, наполняющим вас энергией, мотивацией, дающим вам ощущение счастья, успеха и здоровья. Височные доли отвечают за наши переживания. Если мы стимулируем их хорошими ощущениями, то и своё здоровье поддерживаем в хорошем состоянии. Кстати состояние кожи напрямую связано со здоровьем нашего мозга. Переживайте вновь и вновь приятные воспоминания. Когда мы оглядываемся на радостные события в нашей жизни, мы понимаем что наша жизнь полна хороших моментов ради, которых стоит жить.
Свои воспоминания я вначале записывал в специальный дневник воспоминаний, а в дальнейшем стал запечетлевать радостные моменты на фото и видео. Их просмотр погружает меня в самые тёплые воспоминания и приносит ощущение радости и безмятежности.
Выберите себе оптимальный вариант коллекционирования воспоминаний и фиксируйте каждое радостное событие в своей жизни. Если это будет дневник, то старайтесь максимально чётко описать всё происходящее. Пишите про свои ощущения, чувства, про цвета и запахи, которые окружали вас в тот день. Уже только само написание таких деталей с головой погрузит вас в приятные воспоминания и окажет мощное положительное воздействие на ваш мозг.
Песня это радость жизни. Напевайте в течение дня понравившуюся мелодию. Это успокаивает височные доли и глубокую лимбическую систему. Неважно, как вы поёте. Просто пойте! Пение хорошо сказывается на здоровье и повышает настроение. Напевайте тихонько или про себя. Звук активизирует работу мозга и улучшит восприятие происходящего.
Музыка и песня замечательная вещь в нейрореабилитации.
Тоннинг это произношение отдельных звуков, которые оказывают различное воздействие на наш организм:
Приходя с работы я каждый день занимался тоннингом под мантру, в которой произносились очень похожие звуки. Это серьёзно разгружало меня от нервных перегрузок, давало покой и расслабление. Очень рекомендую попробовать этот приём.
К сожалению, мне не удалось найти много информации о российских исследований в этой области и значения других звуков на организм человека. Но совершенно неожиданно при изучении влияния мантр мне попалась интересная информация о влиянии на организм отдельных звуков в йога-практике. Периодически эти звуки применяются мной в процессе медитации и резонируют с вибрациями чакр. Потрясающий эффект.
Эффективность этих звуков я обнаружил в тот момент, когда начал слушать мантры. Мантры переводят мозг в иное состояние, при котором удаётся быстро достичь желаемого состояния релаксации и даже сна. Тоннинг часто используется в мантрах.
Позанимайтесь тоннингом 5 минут в течение нескольких недель и посмотрите, поможет он вам или нет.
Любые вокализации, вплоть до разговора могут оказывать целебный эффект. Кошки постоянно применяют тоннинг, мурлыкая себе под нос. И даже проведённые исследования показали что чистота мурчания кошек (25 - 150 Гц) совпадает с терапевтическим диапазоном волн, применяющимся в медицине.
Слушайте любую хорошую музыку в больших количествах (разную). Музыка способствует активизации височных долей, оживляет разум и вселяет мир. Музыка обладает исцеляющим эффектом.
Учёные из Калифорнийского университета показали что ритмичная музыка оказывает стимулирующие воздействие, в то время как спокойная – расслабляющее. Музыка Моцарта повышает способность к визуально-пространственному обучению. Музыка Моцарта это музыка для мозга.
Не обязательно слушать только классическую музыку. Слушайте ту, которая вам нравится, но помните что тяжёлая и негативная музыка оказывает отрицательное и даже разрушающее воздействие на наш организм.
Ритмичные танцы воздействуют на весь организм и оказывают целебное действие. Танец поднимает настроение и дарит приятные воспоминания на долгие месяцы и даже годы. Не отказывайте себе в танце, даже если не умеете танцевать. Мозг любит ритмичные движения под музыку и тактильные взмаимодействия с партнёром.
Дарите себе яркие моменты. Двигайтесь в ритме!
На этом этапе я вообще прекратил пить кофе. Раньше я мог выпить по три-четыре чашки за день. Тогда я ещё не понимал взаимосвязь между выпитым кофе и моей раздражительностью. Несомненно, что когда мы пьём кофе, то чувствуем прилив сил. Но дело в том, что со временем организм привыкает и уже требует с каждым разом всё большей дозы кофеина для ощущения бодрости.
Аналогичное происходит и с никотином. Большие дозы никотина понижают снабжение кислородом височные доли мозга, а это приводит к раздражительности.
Я предлагаю отказаться от кофеина и никотина (попробуйте хотя бы на неделю), и результаты не заставят себя ждать. Поверьте мне. Вы станете более собранными и энергичными, а ваша кожа станет заметно лучше.
Учёные давно доказали что для полноценного сна человеку необходимо 6-8 часов. Сокращение сна ведёт к раздражительности, вызывает плохое настроение, снижает умственные способности и концентрацию внимания. Составьте для себя оптимальный распорядок времени, при котором вы будите высыпаться и чувствовать себя бодрым на утро.
При длящийся агрессии и повышенной импульсивности, рекомендую добавить в свой рацион пищу с высоким содержанием белков и низким содержанием углеводов и сахара. При мрачных мыслях обращайте внимание на то, что вы едите и подбирайте сбалансированную диету. Я заметил, что в моём случае частое употребление сладостей (конфеты, шоколад, выпечка) снижает мою концентрацию и организованность.
Для каждого проблемного участка мозга требуется своя диета и более подробно мы поговорим в следующих статьях.
Все наши мысли реальны. Многие наши болезни исходят от наших мыслей и тревог. Сама жизнь вокруг нас зависит от нашего к ней отношения.
Когда прошло 6 месяц после моей травмы я заметил, как танец повышал моё настроение, прогонял сонливость, заряжал бодростью и энергией. И я танцевал у себя дома, спустя полгода после травмы. Выкладывался что были силы, лишь бы успокоить повышенную возбудимость, мешающую сосредотачиваться и принимать обдуманные решения.
Тоже самое происходит и при физических нагрузках. Физо укрепляет и омолаживает нейронные связи головного мозга. Делайте зарядку каждый день, начните заниматься фитнесом, тенисом, пинг-понгом (здорово тренирует мозг), посещайте тренажёрный зал, одним словом подберите спортивное занятие по душе и регулярно занимайтесь им.
Также важно расслабляться после рабочего дня. Это своего рода мягкое обнуление. Каждый день после работы устраивайте себе 20 минут отдыха. Я называю это время сеансом релаксации. Перед началом можно произнести пару позитивных фраз из ваших установок. Удобно расположитесь в кресле или лягте на кровать. Включите спокойную музыку и начинайте представлять, как всё тело расслабляется.
Для более глубокого расслабления можно включить красивую, спокойную музыку. А можно использовать видео медитации. На YouTube их сейчас большое количество. Подберите для себя то, что подходит именно вам. Хорошее воздействие на релаксацию оказывают мантры. С их помощью можно перевести мозг в глубокое состояние расслабленности и погрузиться в сон. Нет ничего плохо в том, чтобы заснуть во время релаксации. Это свидетельство того, что вы полностью расслабились и организму требуется отдых. При ограниченности во времени можно заранее завести будильник и не бояться проспать что-то важное.
Надеюсь эта информация,была полезной для вас. Живите счастливо!
До встречи!
P.S. Эти правила были записаны в моём ежедневнике и были видны каждый раз, когда я его открывал. Так я постоянно помнил о них.
Реферат на тему: «Методики восстановления эмоционального равновесия», «правила психогигиены общения».
Автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк».
Описание:
Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Содержание
I. Введение.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
2.2. Осознание ответственности за свои поступки.
2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога
методики её сохранения.
2.4. Примеры психологической помощи.
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.
3.2. Общение и воспитание.
3.3. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
3.4. Педагогическое общение.
3.5. Психогигиена - без психических перегрузок.
3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
IV. Заключение.
V. Литература.
I. Ведение.
В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек все большее количество времени проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности. В таких условиях жизни ребёнку необходима поддержка, как дома, так и в образовательных учреждениях. Как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования. И в том и в другом случае трудно переоценить роль педагогической поддержки при социализации и индивидуализации подрастающего поколения. При этом в систему педагогической поддержки, по словам О.С. Газмана, входит психологическая, социальная и медицинскую поддержка. Семантический и педагогический смысл понятия "поддержка" заключается в том, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне). Предметом педагогической поддержки становится, таким образом, процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» .
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающиеся в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека .
Большинство людей знают, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь, гнев – будучи оскорбленным и вину – уклоняясь от ответственности за близких.
Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, ущербной эмоциональности, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию. А без всего этого ребенок, повзрослев, не сможет стать полноценным членом общества.
Из этого мы можем сделать вывод, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Они являются не только оценкой законченных действий. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием и исключительной важностью роли человеческих эмоций.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога, рекомендации её сохранения.
Трудно переоценить значение эмоциональной устойчивости педагога. Ведь личность педагога, учителя, оказывает огромное влияние на развитие личности подрастающего поколения. Наличие эмоциональной напряженности проявляется не только у молодых специалистов, но и у педагогов со стажем. Напряженные ситуации педагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к воспитанникам, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности .
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда учитель, воспитатель теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т.д.) форме. Подобного рода эмоциональные реакции присутствуют и деятельности опытных педагогов, в которой нередко проявляются способы разрядки эмоций на рабочем месте.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения и восстановления эмоционального равновесия в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Приведенные ниже рекомендации помогут сохранить эмоциональную устойчивость, эмоциональную выразительность, позволят лучше понять себя, позитивно воспринимать события жизни, что будет способствовать развитию умения, безусловно, принимать людей, события такими, какие они есть.
Причём, надо добавить, что эти рекомендации подойдут не только работникам образования, а всем, кто испытывает подобные проблемы.
1. Станьте интересным человеком! Для этого надо получить новые знания. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с другими людьми.
2. Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки? А ребенок первым своим словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким?
3. «Если бы я не был (он не был, мы не были бы …)…» Воображаемый диалог о том, что было бы, если … поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на свою жизнь иначе, откроет ваши новые чувства.
4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вырежьте из бумаги, журналов и красиво наклейте на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь.
5. «Острый диалог». Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотели бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог – вас двое – хотя собеседник и воображаемый.
6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем настроении и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало.
7. Развивайте навыки социального поведения. Читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и шарм.
8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.). Поговорите с вашей социальной ролью. Выслушайте ее и себя тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы – роль или живой человек.
9. Умейте расслабляться! Напомним некоторые способы: рукоделие, музыка, декламация стихов, танцы, массаж, посещение магазина, дыхательные упражнения, бокс с невидимым противником, общение с детьми, логический самоанализ событий, чтение детективов.
Ежедневно 2-3 минуты на анализ общения, строгий анализ ошибок, которые постарайтесь исправить в ближайшее время.
- учиться отдыхать от общения, создавать для себя полосы молчания, хотя бы 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой.
- не допускать однообразия общения.
- нельзя постоянно быть в рамках социальной роли – отдохнуть от себя как от партнера общения, побыть какое-то время другим.
- нельзя надолго оставаться лишенным духовного общения, чтобы не механизировался внутренний мир.
10. Одежда и внешность. Поход в парикмахерскую и новая одежда преобразует ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник для жизни.
11. Приветствие. Научитесь выражать его по-разному. Предлагаемые вам словесные формулы только начало для вашего личного творчества.
12. Анонимная беседа. Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист – люди, с которыми вы можете поговорить о своих личных проблемах. Выговорившись, вы почувствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас.
13. Комплименты. Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать.
14. Имейте, что сказать… Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и темы общие. Такой общей темой может быть то, что непосредственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема.
15. Начало разговора. Не знаете с чего начать? Проявите интерес к собеседнику. Это правило давно известно. Именно от интереса к другому человеку можно перейти к любой другой теме.
16. Поддержание разговора. Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнику.
17. Учитесь слушать активно. Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собеседнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мысли говорящего – это и наука и искусство активного слушания.
18. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получаете.
19. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.
20. Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить жизненные достижения.
21. Минуты спокойствия. Они необходимы каждому. Научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас.
22. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да и к тому же они погружены в свои собственные чувства. Сделайте свои чувства открытыми – в этом вам помогут ваши Я-высказывания:
Я хочу …
Я могу …
Я собираюсь …
Я думаю …
Я чувствую себя …
Вместо точек, продолжая это высказывание, вы говорите только о себе, о свои чувствах, исключая обращение к «вы», «мы», «ты».
Не надо ссылаться на кого-то или что-то, пусть ваша открытость будет вашим текстом, доступным для понимания окружающими.
23. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме – это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств.
24. Рисунок. Сделайте шедевр. Выберите спокойную минуту и на чистом листе бумаги фломастером, карандашом, красками – чем хотите – выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслужить не только ваше внимание.
25. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь или понравитесь себе, когда почувствуете влияние музыки на вас, танцующую.
26. Сравнение. На кого вы сейчас похожи? На что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ? Если нет, стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на …» Надеюсь, что не на мокрую курицу.
27. Сказки. Вы давно их не читаете? Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена. Он ждет вас, спешите.
28. Найдите новое слово. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны». Замените в своих мыслях это слово другим, например, «я хочу», «я согласна».
29. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что вам хочется, например, поднимите камешек с дороги и подбросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство .
2.4. Примеры психологической помощи.
Часто родителям и педагогам приходится самостоятельно решать психологические проблемы в общении - межличностном и профессинальном. Приведенная ниже информация может быть использована для решения этих проблем. При тактичном и гибком применении она может послужить рычагом в улучшении отношений родителей с детьми, взаимоотношений учителей с учащимися.
Спрашивают:
- Как успокоить человека, если плачет "на людях"?
- Смотря почему плачет. Если хоронит близкого - не надо мешать ему плакать. Иногда сердобольные друзья и подруги при очередном приступе горя хватают за плечи, начинают трясти: "Прекрати сейчас же! Возьми себя в руки!" Это не самый лучший вид помощи. Горе требует времени. Это как рана, ей нужно зажить. Или как нарыв, ему нужно вскрыться.
Иногда это требование только вредит. Если бы человек мог взять себя в руки, он бы это уже сделал. Любители фразы "Возьми себя в руки!" часто вызывают обратную реакцию: человеку теперь хочется плакать и от обидного тона этой фразы, осуждающе-отчужденного, снисходительно-покровительственного, брезгливого...Даже в самом лучшем случае в ней слышится упрек, неодобрение. Притом она не содержит того, "чем" и "как" брать себя в руки! Не надо противопостовлять этому человеку себя, надо как бы "войти" в его темпоритм. Можно сказать ему (ей) в убыстренном темпе, в ритме обеспокоенной взволнованности:
- Знаю, тебе трудно, не напрягайся, плачь, раз уж иначе не можешь. Плачь! Только при этом старайся услышать, чго я говорю, и отвечай мне. Вот посмотри сюда, что это?
(показать на любые предметы и спросить о них).
Вопросы рассчитаны на ограниченную возможность плачущего - на ответ одним словом. В продолжение минуты-двух постепенно замедляется, выравнивается темп вопросов и ответов. Необходимость видеть и говорить снимает доминирующее аффективное напряжение за считанные минуты, особенно, если это сочетается с ходьбой. Плачущему необходимо знать, что его не осуждают за слезы, что его не бросят в беде, что ему сочувствуют.
Есть люди, которые любят, чтобы их утешали. После нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений. Чтобы не подкреплять их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с мягкой сдержанностью отстраниться, оставить или замолчать, занявшись своим делом. А если этот человек молод, то, не утрачивая доброжелательного тона, можно внушить спокойно и властно:
- Ты сейчас успокоишься, потому что тебе уже выдана полная мера нашего искреннего сочувствия. И плакать теперь уже некогда, дело ждет.
Из любителей выпрашивать утешение находятся и такие, которые облегченно успокаиваются после того, как на них прикрикнут со свойской суровостью: "Хватит! Слезы-то кончились, а ты все плачешь!"
Выбор способа помощи и степени участия нужно соотносить с обстоятельствами и с характером человека. Когда ему хуже, чем окружающим, надо ненавязчиво помочь ему делом, и сочувствием, и утешением, и возможностью "излиться". А если человек уже злоупотребляет вниманием, хотя причины его переживаний незначительны или уже устранены, то после вышеупомянутых способов помощи можно прибегнуть к спокойной властности короткого, но энергичного внушения .
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
Когда человек говорит: - Такой уж у меня характер! -он снимает с себя ответственность за его проявления...
- Как я могу судить о своем характере! - он освобождает себя от самопонимания и самоконтроля...
- Характер - это мое личное дело! - отметает претензии и попытки его коррекции...
В этих привычных фразах, прежде всего, позиция безответственности, лености мышления, бездумность. Иногда - воинствующее невежество.
Дети легко перенимают те позиции, которые не требуют психического усилия. И прежде всего - позицию безответственности.
Кто из родителей смог задуматься о своем характере, тот может стать другом своих детей. И тогда они задумываются... Хотя бы о том, что такое характер. Не так уж важна точная научная формулировка. Лишь бы вошло в сознание, что в содержании понятия "характер" главное - это отношение человека ко всему и ко всем и способы его выражения. В данной работе для нас имеет значение, как относится человек к людям и к себе и как это выражается именно в общении.
Общение нуждается в санации (оздоровлении). Необходима повсеместная упорная просветительная работа, нужно нести, насаждать, укоренять психогигиену общения. И начинать нужно с родителей.
Среди разделов психогигиены наиболее важным для всех воспитателей является психогигиена общения. Этот раздел требует особого внимания. Эта отрасль психогигиены, не утрачивая своего значения как медицинской науки, настолько близко подошла к психологии, что в психиатрических учреждениях получила прописку именно в кабинете психолога, в зоне его компетенции. Это потому, что закономерности общения и способы его сознательной регуляции рассматривает именно психология. Тогда что же здесь от медицины?
Прежде всего - принцип "Не вреди!". Не вреди нервно-психическому здоровью человека, группы, общества. Кроме того, та информация, на которой базируется этот принцип, относится к медицинской психологии. А медицинская психология многое вобрала в себя из неврологии и психиатрии.
Психогигиена общения, как и психогигиена вообще, может приобретать различные акценты и профили в зависимости от области своего приложения. Например, приложением психогигиены общения к работе медицинских учреждений является врачебная деонтология - наука о врачебной профессиональной этике. Здесь тот же принцип "Не вреди!", но его базисная информация имеет медицинский профиль, хотя и остается в компетенции психолога. Это наука о нормах поведения медперсонала в общении с больными. Приложение психогигиены общения к работе воспитателей - педагогическая деонтология. Конкретные положения, нормативы и правила деонтологии определяются спецификой учреждения, профессии. Но везде они подчинены принципу "Не вреди!".
Каждый современный человек (особенно городской) общается с неисчислимым многообразием человеческих индивидуальностей, и каждая личность - это целый мир. Поэтому сфера общения чрезвычайно сложна. Она связана абсолютно со всеми сторонами человеческой жизни. Общение взрослых людей с человеческим детенышем делает его человеком. В сфере общения формируются ценностные и другие ориентации человека. Сфера общения - самый мощный источник тех факторов, которые определяют наше психическое состояние, вплоть до нервно-психического здоровья и его нарушений...
Помимо психогигиены, существует ли в сфере общения иная нормативная регуляция? Существует.
Какие орудия социального контроля ее выполняют?
Прежде всего - право, т. е. установленные государством правовые нормы поведения людей.
Есть и другой вид социального контроля над сферой общения: нравственно-этический. Каждое действие и каждое слово человека (менее строго - почти каждое) в различной степени способствует либо добру, либо злу, приносит либо пользу, либо вред.
В качестве синонима нравственной, моральной практики нередко употребляют слово "этика", тогда как этика - это прежде всего учение, наука о морали, ее теория. Однако эта наука, кроме задач теоретических, имеет важную для нас область социально-практического приложения - это проблемы нравственного воспитания человека.
Нравственность никогда не выступает сама по себе. Она всегда проявляется в чем-то и не ограничивается какой-то определенной сферой явлений. Поэтому для нравственного воспитания могут быть использованы любые обстоятельства, тем более в сфере общения.
В самой практике общения выражается такая высокая степень органической связи между этикой (моральной практикой) и психогигиеной общения, что трудно заметить, где кончается одна и начинается другая. Соблюдение принципа "Не вреди!" совпадает с положительным знаком нравственности, т. е. служит добру. Нарушение этого принципа психогигиены всегда открывает шлюзы зла. Т. е. сама психогигиена общения (и наука, и практика), находясь на службе охраны нервно-психического здоровья, вместе с тем способствует нравственному контролю.
Без психогигиены общения (без ее принципа "Не вреди!" и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому человеку приносится вред). Несоблюдение принципа "Не вреди!" в конечном итоге служит одной из основных причин многих сердечных заболеваний и нервно-психических расстройств.
Соблюдение правил психогигиены общения - один из важнейших путей психологической помощи и непременное ее условие.
Самый главный принцип общей психогигиены - "Не вреди!" - является базисным и в психогигиене общения. Все ее правила так или иначе основываются на этом принципе.
Самое первое правило психогигиены общения содержит требование - подчинить все свое поведение этому принципу.
Второе правило является продолжением первого: всем своим поведением (и информационным в том числе) способствовать распространению этого принципа и формированию самоконтроля в сознании людей.
Третье правило требует способствовать всем своим поведением ликвидации последствий нарушения этого принципа среди окружающих.
Нравственное воспитание наших детей удобно сочетать с формированием в их сознании этого принципа и усвоением этих самых основных правил. Чем раньше они организуют поведение человека, тем выше будет уровень его нравственного сознания и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества.
Но чтобы реализовать эти правила в повседневном поведении детей, необходимы взрослые с сильным положительным моральным характером, чтобы они могли вызвать непроизвольное стремление им подражать .
3.7. Умение слушать, как один из элементов психогигиены общения.
Умение слушать - великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
Умение ребенка слушать - один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык несформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.
Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного. Деловое слушание - это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов. Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.
Вторым по важности моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию - все это создает ощущение "мы вместе, мы свои" и улучшает контакт в общении.
Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее - смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой.
Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены - и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом, общение в кругу негативных тем - помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык Тотального Да сделает ваше слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что вы его слышите и понимаете, в то время как вы действительно смогли услышать то дельное, что человек хотел сказать.
Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания - все, что вы освоите, будет очень полезным .
IV. Заключение.
Изучив материал по теме «Эмоциональное равновесие человека» можем сделать вывод, что значение эмоций в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. Человек переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему обеспечивает наличие эмоций.
Также мы убедились, что эмоциональное здоровье имеет огромное значение для полноценной жизни каждого человека.
Также теперь мы знаем, что здоровый эмоциональный фон не возможен без соблюдения правил, обеспечивающих психогигиену нашего общения. А общение в свою очередь формирует личность человека.
В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.
. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
общение - это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
общение - это источник знания и понимания окружающих.
Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.
Не стоит забывать, что полноценное общение возможно только в обществе, которое соблюдает психогигиену общения!
Эмоциональное равновесие – важная черта успешной личности, и это качество поддается тренировке. Ведь эмоции – это своеобразная реакция психики человека на возникающие ситуации, и ее можно научиться контролировать. Эмоциональными состояниями могут быть различные жизненные ситуации, мысли человека, его воспоминания. В зависимости от характера и темперамента человека, одни эмоции возникают чаще, а другие реже.
Каждый человек способен испытывать большое количество эмоций разной окраски и интенсивности. Для того чтобы извлекать максимальную пользу, нужно уметь их контролировать. Первое, что должен человек сделать на пути к контролю, – научиться осознавать свои состояния. Для этого нужно начать отслеживать каждое новое чувство и определять, к какой эмоции оно относится.
Многие отрицательные эмоции являются невротическими и наносят вред всему организму. Зачастую они развивают психосоматические заболевания, которые тяжело поддаются лечению. Важно понимать механизм возникновения таких эмоций, он заключается в следующем: реальность – ожидание – их несоответствие.
Именно субъективное восприятие формирует эмоцию. То есть если все произошло по вышеуказанной схеме, в первую очередь следует задуматься о том, откуда возникло это ожидание, и постараться понять, что вероятность того, что реальность оправдает ожидания отнюдь невелика.
Существуют разнообразные способы, которые помогают контролировать эмоции. Среди них можно выделить более простые и универсальные, которые позволяют погасить нежелательную эмоцию, и более сложные, подразумевающие глубокий анализ:
Эмоции не приходят извне, их создает только сам человек. Свои переживания нужно осознавать, принимать и анализировать. Важно понимать, что человек не обязан реагировать моментально, это всего лишь привычка, от которой можно и нужно избавляться. Всегда можно взять немного времени на раздумья и решить, как лучше отреагировать. Так что поскорее начинайте воспитывать свое эмоциональное равновесие любым из предложенных способов.
Каждый человек нуждается в психоэмоциональном равновесии для того, чтобы быть, прежде всего, в гармонии с собой и чтобы чувствовать себя хорошо. Достичь такого равновесия достаточно сложно, ведь в наше время люди постоянно подвергаются стрессам и нервным расстройствам. Конфликты с другими людьми у каждого человека практически неизбежны. Духовное равновесие напоминает легкую лодочку, плывущую между рифов и скал по волнам.
Большинство из нас мечтает о том, чтобы быть собой абсолютно довольным, достичь гармоничности и спокойствия, не испытывая неприязни к окружающим. Это не является таким уж недостижимым желанием. Для того, чтобы поддержать свое психоэмоциональное равновесие, стоит прислушаться к некоторым советам.
Никогда не бойтесь с кем-то делиться или что-то отдавать. Если вам очень тяжело, стоит рассказать о своих проблемах близкому другу. А вот если проблемы у ваших близких, то стоит их поддержать. Каждому помочь невозможно, но если каждый из нас сможет оглянуться и помочь хотя бы одному человеку, то мир вокруг нас станет прекрасней.
Необходимо прощать людей за их ошибки и не настаивать. Ведь согласитесь, что от окружающих мы чего-то ожидаем. Если мы не можем получить желаемого, то часто расстраиваемся и даже держим в душе обиду. Но надо научиться прощать окружающих и не ожидать от них больше того, чем они могут вам предложить. Это является самым основным правилом для того, чтобы обрести душевное равновесие. Прощать надо, прежде всего, для себя, а не для того человека, который доставил вам какую-то неприятность.
Часто мы уверены в том, что наша грусть и плохое настроение является следствием обстоятельств, которые складываются вокруг нас. По мнению большинства, причиной всех неприятностей заключается в окружающем мире. Но, согласитесь, что не хватит никаких эмоций, если от всего расстраиваться. Если уж и повернулась к нам спиной удача сегодня, то завтра она обязательно повернется к вам лицом. Самое главное стоит помнить, что никакие внешние обстоятельства не должны стать поводом для нарушения вашего равновесия и душевного спокойствия.
Часто так случается: человек уверен, что если сегодня что-то не складывается, то и в будущем ожидать особо нечего. Такое пессимистическое настроение не сможет поддержать ваше психоэмоциональное равновесие. Пессимизм никогда не оправдывает себя, так как такой взгляд на окружающий мир является абсолютно ошибочным почти в каждом случае.
Если вас не покидает ощущение, что вы попали в ловушку, стоит приложить все усилия, чтобы избавиться от этих мыслей. Никто из нас не является жертвой обстоятельств и жизни. В любой ситуации стоит отыскать положительную сторону и по достоинству оценить это.
Постарайтесь никогда не осуждать своих друзей, знакомых и коллег. Если вам стало известно о них то, что не слишком вам нравится вам, это не повод думать о них плохо. Не осуждайте человека при очередной встрече, даже если вас что-то не устраивает. Постарайтесь поступить так хотя бы один день и вы заметите, что очень часто люди осуждают окружающих, практически не замечая этого.
Самое главное, жить сегодняшним днем!