Конспект урока технологии
Тема: ЛЕСЕНКА – ОПОРА ДЛЯ РАСТЕНИЙ
Класс: 4
Учитель: Березуцкая Н.П.
Цели деятельности учителя: воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии столяра; познакомить с технологией выполнения лесенки-опоры для растений; развивать знания детей, активность, старательность.
Планируемые результаты:
предметные:
находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов;
закрепить навыки работы с древесиной, научиться изготовлять лесенку - опору для растений.
личностные:
развитие эстетического вкуса, развитие самостоятельности, воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование для учителя: Технология: 4 класс: Роговцева Н. И., Богданова Н. В. Учебник. УМК «Перспектива», 2013 год; проектор; компьютер; доска; готовая лесенка - опора для растений, материалы и инструменты, необходимые для работы.
Оборудование для учащихся: Технология: 4 класс: Роговцева Н. И., Богданова Н. В. Учебник. УМК «Перспектива», 2013 год; опорные стойки-лесенки из картона, линейка, карандаш, ножницы, клей, пряжа, цв. бумага.
Этапы урока, методы и приёмы
Время
Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Подготовка к уроку.
Контроль за подготовкой рабочих мест.
Подготовка личного рабочего места.
Р: самоконтроль.
2.
Орг. момент.
~1 мин
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
3.
Формулировка темы и цели урока.
~ 3-5 мин
Россия богата лесами, поэтому с древнейших времен древесина была в нашей стране важнейшим строительным и поделочным материалом. Сегодня ни одна отрасль народного хозяйства не обходится без древесины.
Как вы думаете, что такое древесина? (Плотный материал, находящийся под корой, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви дерева.)
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что изготавливают из древесины? (Дома, плотины, музыкальные инструменты, двери, мебель, спортивный инвентарь, корабли, спички и т.д.)
Деревообрабатывающие предприятия ежегодно используют тысячи тонн древесины. Сегодня мы с вами узнаем, как обрабатывают древесину, и какие древесные материалы производят на этих предприятиях.
Какие цели будут сегодня на нашем уроке? (Познакомиться с деревообрабатывающим производством; научится делать лесенку-опору для растений.)
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
К: правильно формулировать цель урока.
3.
Объяснение нового материала.
~ 5 мин
В специальных лесных хозяйствах выращивают деревья хвойных (ель, сосна) и лиственных (дуб, береза, липа, ольха, осина) пород. Затем стволы деревьев спиливают, очищают их от ветвей и сучьев и отправляют для дальнейшей обработки на деревообрабатывающие предприятия. Там стволы деревьев разрезают на несколько частей - брёвен, калибруют их (делят на группы по определенным размерам) и отправляют в сушильные камеры. После сушки бревна распиливают на более мелкие древесные пиломатериалы: брусья, доски, рейки, шпалы.
Вы поможете посмотреть их изображения на слайде. Кроме пиломатериалов, из древесины получают фанеру, а из отходов, которые остаются при обработке древесины,- древесно-стружечные плиты (ДСП) и древесноволокнистые плиты (ДВП).
Породы древесины имеют разный цвет, запах, твердость и текстуру - естественный рисунок поверхности.
Рассмотрите рисунки на стр.64 и расскажите, чем различаются текстура изображенных на них пород древесины.
Современные заводы и фабрики по производству изделий из древесины оснащены станками и оборудованием, позволяющими выполнить различные операции и виды обработки. Но любому предприятию требуются квалифицированные столяры -рабочие, занятые ручной обработкой древесины.
Познакомимся с инструментами и приспособлениями, которые используют при работе столяры. Посмотрите на слайд.
Слушают учителя.
П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.
К: слушать и понимать речь других.
4.
Первичная проверка понимания.
~ 3 мин
А сейчас мы с вами проверим, что вы запомнили, ответим на вопросы:
Что изготавливают из древесины? (Дома, плотины, музыкальные инструменты, двери, мебель, спортивный инвентарь, корабли, спички и т.д.)
Что такое пиломатериалы? (Материалы из древесины, получаемые путем продольной распиловки брёвен.)
Как называют человека, который занят ручной обработкой древесины? (Столяр.)
Какие инструменты и приспособления используют при работе с древесиной столяры? (Ножовка, напильник, лобзик, рубанок, струбцина, шлифовальная шкурка, ручная дрель, буравник, столярный нож.)
Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили материал.
Отвечают на вопросы.
К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
4.
Пед. показ
~ 3-4 мин
Ребята, сегодня мы с вами выполним лесенку-опору для вьющихся комнатных растений - с ее помощью растения будут удерживаться в прямом положении. Для изготовления лесенки можно использовать деревянные бруски и планки. Мы с вами сегодня не будем делать лесенку-опору из дерева, а выполним ее макет из картона.
Для работы нам понадобятся: опорные стойки из картона, ножницы, веревка, линейка, карандаш, клей, цветная бумага.
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами.
Правила обращения с ножницами
Не держи концами вверх, не носи их в кармане.
Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.
При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.
Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.
Выполнять работу мы будем по пунктам плана, который вы видите на экране.
Слушают учителя.
Проверяют свою готовность к работе.
Повторяют правила работы с ножницами.
П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации.
5.
Физминутка.
~1 мин
Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем разминку для ваших рук.
Разминают руки.
Л: установка на здоровый образ жизни
7.
Самостоятельная творческая работа.
~20 мин
Ребята, а теперь приступайте к работе самостоятельно. Пользуйтесь планом, который вы видите на доске. Если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.
Выполняют лесенку – опору.
Р: уметь организовать свою деятельность
8.
Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы.
~ 3-5 мин
По мере готовности ученики помещают свои работы на парту. Анализ работ.
Анализируют работы.
Р: уметь оценивать правильность выполнения работы
9.
Подведение итогов урока.
~3 мин
Ребята, какую цель мы ставили перед началом работы?
Мы ее выполнили?
Кто доволен своей работой?
Подводят итоги своей деятельности.
Р: наблюдение и сравнение
10.
Уборка рабочего места.
Перемена
Ребята, собираем бумагу, клей, ножницы, убираем мусор.
Вьющиеся лианы способны облагородить собой любой уголок. В естественных условиях природа сама заботится об их поддержке и питании. А в садах, домах и на подоконниках опора для вьющихся растений – необходимое условие их правильного развития и возможность максимально раскрыть декоративные качества.
Множество различных вариантов можно приобрести в магазинах, но сделать опоры для цветов своими руками намного интереснее и бюджетнее.
Материал, из которого будет сооружена опора для вьющихся растений, зависит от разновидности лианы и от места установки.
Опоры можно соорудить как из синтетических, так и из природных материалов. Очень красиво смотрятся изделия из бамбука, сухих обработанных веток, ивовых прутьев. Но они недолговечны при установке на улице. В дождливое лето быстро разовьются бактерии и плесень, которые способны погубить не только опору, но и сами растения.
Распространено мнение, что бамбук – очень прочный материал, может прослужить до 8 лет. Но горький опыт многих цветоводов доказал обратное. Поэтому поддержку из бамбука лучше устраивать в доме или в крытой беседке.
Сооружения из проволоки, обработанного дерева, пластика, металла, камня прослужат долгое время. Но если деревянные и проволочные изделия по силам каждому, то для работы с остальными материалами потребуется навык и специальный инструмент.
Независимо от выбранного материала изготовления, опора для вьющихся растений должна быть устойчивой и прочной. В противном случае она рухнет вместе с растительностью.
Идей о том, как сделать поддержки для цветов, множество. Ниже приведено несколько способов их реализации для домашних и уличных растений.
Самое простое сооружение – опора в виде конуса или «вигвама».
Изготавливается следующим образом:
Такая конструкция без растений выглядит грубовато, зато обвитая – очень красиво. Однолетние лианы растут быстро, так что опора преобразится недели за две.
По той же схеме можно сделать более долговечную опору из деревянных реек, скрепляя их гвоздями.
Подойдет эта конструкция для , душистого горошка, ипомеи и других растений с не слишком большим весом. Лучше всего остановится на двух основных контрастных цветах.
Конусная опора большого диаметра, на которую с удовольствием «заберутся» огурцы, – это не только украшение огорода, экономия места, но и чистые плоды.
Такие конструкции уместно разместить по обе стороны от крыльца дома или садовой скамьи. Технология изготовления может быть предельно простой: воткнуть в землю по кругу длинные ровные жерди или пруты и обвязать их проволокой.
А над созданием высокой и долговечной колонны придется потрудиться:
Еще один простой и бюджетный вариант опоры для вьющихся растений своими руками – это сетка, натянутая между двух столбов. Незаменима, если есть нужда задекорировать неприглядный забор или стену. А может просто создать красивый фон рядом с беседкой, скамейкой или притенить участок.
Шпалера (или ширма) представляет собой, по сути, ту же разновидность опоры, что и сетка, но более прочную и декоративную. Может быть ориентирована на стену, а может выполнять роль своеобразного разграничителя территории.
На фото простейший вариант шпалеры: проволока, натянутая на каркас из жердей.
Деревянная ширма изготавливается довольно легко: рейки набиваются на раму в виде решетки.
Интересно выглядит ширма в форме трельяжа.
Арочные опоры, увитые цветущими лианами, всегда выглядят празднично и нарядно. Несмотря на сложность конструкции, эту опору для вьющихся растений тоже возможно сделать своими руками. В качестве материала подойдет металл, дерево, пластик, кирпич или камень.
Проще и быстрее всего собрать из пластиковых труб, которые заглубляются концами в землю, а по бокам и центру скрепляются проволокой. Но холодную зиму такая арка не переживет, поэтому подлежит демонтажу и отправке на хранение в сарай или гараж.
Посложнее, но долговечнее и декоративнее, арка из металла.
Для ее изготовления потребуются:
Из трубы нарезаются 4 опорных столба, к ним привариваются дуги из прутка. Для удобства все сварочные работы проводятся на земле. Затем конструкция поднимается, выравнивается, опорные стойки бетонируются в земле. Остается только покрасить.
Можно скреплять половинки арки не параллельно, а крест-накрест. Тогда она будет более прочной и необычной.
Арки из бревен или бруса менее распространены, но смотрятся оригинально.
Пожалуй, пергола – самое экзотичное и свежее веяние на садовых участках. Само слово итальянского происхождения, означает «навес» или «пристойка». С давних времен эти сооружения служили поддержкой для виноградных лоз, совершенно не преследуя цели декорирования.
Такую опору для вьющихся растений лучше всего делать из дерева.
Своими руками вполне возможно воспроизвести вариант несложной конструкции. Понадобится 8-10 балок из дерева размером 50х100 мм, 4 бруса для столбов 100х100 мм и бетонный раствор.
Последовательность действий:
Получается конструкция как на фото 11.
Оформляя участок, не стоит забывать про такие опоры для растений как кустодержатели. Они не только придают аккуратный вид декоративным и плодовым кустам, но и спасают их от прикорневых гнилей и развития грибка, обеспечивая вентиляцию. Подобные конструкции можно согнуть из проволоки и установить с одной или двух сторон.
В таком обрамлении комфортно себя чувствуют также флоксы и пионы, о выращивании которых из семян вы сможете узнать . А если заглубить рамки побольше, то можно поднять растущие на земле настурции и петунии.
Опоры для цветов, сделанные своими руками, несомненно наполнят дом и участок теплом и уютом вне зависимости от сложности конструкции, но только в том случае, если их внешний вид гармонирует с общим фоном.
Конспект урока технологии
Тема: ЛЕСЕНКА – ОПОРА ДЛЯ РАСТЕНИЙ
Цели деятельности учителя: воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии столяра; познакомить с технологией выполнения лесенки-опоры для растений; развивать знания детей, активность, старательность.
Планируемые результаты:
предметные:
личностные:
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование для учителя: Технология: 4 класс: Роговцева Н. И., Богданова Н. В. Учебник. УМК «Перспектива», 2013 год; проектор; компьютер; доска; готовая лесенка - опора для растений, материалы и инструменты, необходимые для работы.
Оборудование для учащихся: Технология: 4 класс: Роговцева Н. И., Богданова Н. В. Учебник. УМК «Перспектива», 2013 год; опорные стойки-лесенки из картона, линейка, карандаш, ножницы, клей, пряжа, цв. бумага.
Этапы урока, методы и приёмы | Время | Деятельность учащихся | УУД |
||
Подготовка к уроку. | Контроль за подготовкой рабочих мест. | Подготовка личного рабочего места. | Р: самоконтроль. |
||
Орг. момент. | ~1 мин |
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | ||
Формулировка темы и цели урока. | ~ 3-5 мин |
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К: правильно формулировать цель урока. |
|
Объяснение нового материала. | ~ 5 мин |
| Слушают учителя. | П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К: слушать и понимать речь других. |
|
Первичная проверка понимания. | ~ 3 мин |
| Отвечают на вопросы. | К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
|
Пед. показ | ~ 3-4 мин |
Правила обращения с ножницами
| Слушают учителя. Проверяют свою готовность к работе. Повторяют правила работы с ножницами. | П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации. |
|
Физминутка. | ~1 мин |
| Разминают руки. | Л: установка на здоровый образ жизни |
|
Самостоятельная творческая работа. | ~20 мин |
| Выполняют лесенку – опору. | Р: уметь организовать свою деятельность |
|
Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы. | ~ 3-5 мин |
| Анализируют работы. | Р: уметь оценивать правильность выполнения работы |
|
Подведение итогов урока. | ~3 мин |
| Подводят итоги своей деятельности. | Р: наблюдение и сравнение |
|
Уборка рабочего места. | Перемена |
|
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Древесина - плотный материал, находящийся под корой, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви дерева.
Что изготавливают из древесины?
Цели Познакомиться с деревообрабатывающим производством; Научится делать лесенку-опору для растений.
Пиломатериалы - материалы из древесины, получаемые путем продольной распиловки брёвен.
Брусья Доски необрезные Доски обрезные
Фанера Древесно-стружечные плиты (ДВП)
Сосна Ель Дуб Берёза Ольха Липа
Ножовка Напильник Лобзик Рубанок Струбцина Шлифовальная шкурка Ручная дрель Буравчик Столярный нож
Давайте ответим на вопросы! Что изготавливают из древесины? Дома, плотины, музыкальные инструменты, двери, мебель, спортивный инвентарь, корабли, спички и т.д. Что такое пиломатериалы? Материалы из древесины, получаемые путем продольной распиловки брёвен. Как называют человека, который занят ручной обработкой древесины? Столяр. Какие инструменты и приспособления используют при работе с древесиной столяры? Ножовка, напильник, лобзик, рубанок, струбцина, шлифовальная шкурка, ручная дрель, буравник, столярный нож.
Не держи концами вверх, не носи их в кармане. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. При работе с ножницами следи за пальцами левой руки. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты. При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях. Правила обращения с ножницами
План выполнения лесенки-опоры для растений Возьми лист картона и отмерь от верхнего левого края 1 см. Поставь карандашом точку. Отмерь 1 см от нижнего лево края и поставь точку. Соедини две точки. Сделай ещё две таких же полоски. Третью полоску разрежь пополам. Приклей полоски, как показано в учебнике на странице 68, рисунок 4. Отрежь четыре одинаковые ниточки длинной 15 см и перевяжи опорные стойки ниткой, как показано на рисунке 5. Оформи изделие.
Спасибо за урок!
Люди, занимающиеся выращиванием комнатных растений, часто сталкиваются с проблемой укрепления стеблей цветов. Т.е. требуется дополнительная опора для растений. Особенно это касается части флоры, у которых ствол хрупкий и высокий, или это вьющийся цветок.
Для выполнения подобной опорной функции можно купить специальное приспособление в любом садоводческом магазине. Но можно пойти по иному пути и постараться сэкономить семейный бюджет – сделать лесенку для растений своими руками. При этом, самостоятельное изготовление конструкции – совсем нехитрое дело. Итак, давайте разберемся, как изготавливается простая опора для растений своими руками.
Для изделия потребуется следующий инвентарь:
Пошаговый ход изготовления
Такая простая опора для растений легко изготавливается своими руками. И, несмотря на свой незамысловатый внешний вид, она эффективно справляется с возложенными на неё функциями. К тому же самостоятельное изготовление опорной конструкции позволяет формировать лесенку именно тех габаритов, которые идеально подходят для каждого конкретного растения.
Деревообработка является одной из стремительно развивающихся сфер в промышленности России. Современное деревообрабатывающее производство позволяет посредством обработки древесины получать пиломатериалы, срубы, мебель и многие другие продукты.
Лесопиление - традиционное для нашей страны ремесло. Но, по сравнению с прошлым, современное оборудование позволяет выполнять раскрой, сушку и обработку древесины не только качественнее, но и быстрее. Деревообрабатывающее производство сегодня направлено на то, чтобы повысить эффективность лесопиления за счет введения новых технологий обработки и инновационного оборудования. Как следствие, многие процессы становятся механизированными, старые станки заменяются новыми моделями, внедряются линии автоматической обработки древесины с ее браковкой и сортировкой.
Изделия из дерева производятся из древесины и обрабатываются разными способами в зависимости от того, чем конкретно занимается деревообрабатывающее производство: лесозаготовкой, созданием мебели и древесной массы, изготовлением бумаги, картона и изделий из них и так далее. В целом этапы можно описать следующим образом:
Рассмотрим вышеописанные технологические этапы чуть подробнее.
Эти два процесса тесно связаны, причем они могут следовать на предприятии в разной последовательности. Чаще всего древесина сушится непосредственно в досках, а пиломатериалы раскраиваются на заготовки уже в сухом виде. Как отмечают эксперты, если сушка выполняется в досках, то на выходе получается на 2-3% больше пиломатериала. К тому же раскрой уже высушенных досок позволяет своевременно заметить пороки и дефекты древесины и отбраковать неподходящие элементы.
Технология деревообрабатывающих производств предполагает сушку несколькими способами, но чаще всего - или атмосферную, или с использованием специальных камер. Атмосферная сушка - это длительный процесс, предполагающий хранение древесины на открытом воздухе. Использование сушильного оборудования позволяет ускорить процесс лесозаготовки. Стоит помнить, что от степени просушенности пиломатериала зависит качество конечной постройки.
Современное деревообрабатывающее производство предполагает обработку заготовленной древесины разными способами. Отметим, что любые механические процессы обработки дерева - это сложное резание. Но, в зависимости от технологических целей, процесс деревообработки можно свести к трем действиям:
Деление древесины может происходить с образованием стружек-отходов или без них. При поверхностной обработке выполняются работы по фрезерованию, шлифованию и точению, при глубинной - по сверлению, глубинному фрезерованию и долблению. Каждый из этих процессов имеет свои особенности. Пиление, фрезерование, лущение, шлифование, точение, сверление - все это технологии, на основе которых работает любое деревообрабатывающее производство. кстати, - это первое изделие, которое создают школьники на уроке технологии в четвертом классе. Именно в этом возрасте дети знакомятся с процессом деревообработки.
Древесина - это материал, который не отличается стойкостью к воздействию внешних природных факторов. Именно поэтому на любом предприятии, которое работает с деревом, обязательно проводятся защитные мероприятия. Их задача - предотвратить разрушение древесины и защитить ее от огня, грибка, плесени. В рамках этих мероприятий проводится не только тщательная сушка материала, но и химическая обработка с использованием антисептиков. В большинстве случаев лесопильно-деревообрабатывающие производства в этих целях используют антисептики с маслянистой основой, лаки, которые не растворяются в воде. Обработка ведется древесным дегтем, креозотовым маслом, карболеумом.
Современные предприятия, ведущие обработку древесины, стремятся оптимизировать свои технологии, чтобы, используя меньший объем дерева, получать больший объем конечной продукции. Деревообрабатывающее производство позволяет получать самые разные конечные продукты:
Деревообрабатывающие станки для производства представлены в огромном разнообразии и могут выполнять самые разные работы, связанные с обработкой материала. В числе популярного оборудования можно выделить:
Это лишь малая часть станков, которые применяются в деревообработке. С их помощью можно создавать пиломатериалы, заготовки, полуфабрикаты, которые находят дальнейшее применение в строительной, мебельной и других сферах.
Нужно отметить, что с каждым годом и технологии, и оборудование, которое применяется для обработки древесины, становятся все более совершенными. А это, в свою очередь, дает возможность создавать самую разную продукцию из этого природного материала. Отметим, что даже в школе, причем в начальной, изучается деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» - это первое, что может создать ребенок уже в четвертом классе. Это позволяет еще в детском возрасте учить детей бережно обращаться с древесиной и природой в целом и привлечь внимание к лесозаготовке и деревообработке как одним из активно развивающихся сфер в России.