Дисциплина в школе – территория свободы или принуждения. Проблема школьной дисциплины

Фасада

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».

Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу, обсуждение проблемы на ... Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?

Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования был проведен опрос 42 студентов 4 курса химического факультета МПГУ. Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно – исследователь не хотел ограничивать высказывания бывших школьников жесткими рамками и накопить, насколько это возможно, как можно больше информации различного характера. Используемый в теме работы термин «моя школа» предоставлял респондентам возможность самостоятельного выбора объекта анализа и оценки состояния проблемы (в школе, которую они сами заканчивали; в той, где проходили практику; в образовательном учреждении, куда отдельные студенты уже устроились на работу).

Как показало изучение работ студентов, большинство выбрали для оценки первый вариант (24 человека), 5 человек – школу, где проходили практику и 13 человек анализировали собственную педагогическую деятельность с позиций проблемы дисциплины в школе. Большинство школ, которые указали студенты, находятся в Москве и Московской области (28 работ).

Исследователь, определив, таким образом, тему работы, тем не менее, попросил респондентов отразить, главным образом, следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.

Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 38 работах);

2 местo – хождение по классу во время урока (указали 7 человек);

3 место - прогулы уроков (4 человека).

Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:

Порча школьного имущества и оборудования;

Уничтожение школьной документации;

Опоздания на уроки.

Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя (2 человека); игнорирование его вопросов (1 человек); «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога (2 человека), наклеивание ему на спину оскорбительных записок (1 человек). Вместе с такими поступками, как появление на уроке в пьяном виде (1 человек), игра в карты на последних партах (1 человек) данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста(«у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью. Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».

Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Какие же приемы и используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (15 человек). Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п. – 4 случая). По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний (3 человека). Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.

При этом следует отметить, что большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п. - 17 человек). Респонденты также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).

При анализе работ студентов поражает многообразие применяемых педагогами «репрессивных» . Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Средняя общеобразовательная школа

Реферат на тему: Школьная дисциплина

учащегося 10-А класса

Аблякимова Эльмара

Руководитель: учитель

по правоведению

Губин. Г.А.

Ромашкино - 2012

Немного о Дисциплине

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Я думаю, что тема о дисциплине очень близка к теме об авторитете. Окончательное решение обоих вопросов зависит от решения темы свободы в воспитании. Свобода является фактором, связующим и углубляющим две данные темы. Тема дисциплины, конечно, гораздо легче по сравнению с темой об авторитете. Однако, такой взгляд верен лишь при узком понимании термина дисциплина. Если тему о дисциплине расширить до вопроса о принуждении в воспитании вообще, то тема, конечно, значительно углубляется.

Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что касается школьной дисциплины, которая служит для решения внутренних задач школы. В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывание ребенка в школе. Есть ли выход?

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он внутри класса

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.

Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением пользуется учитель. В своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение.

Метод убеждения до сознания школьников доводятся нормы и правила поведения. Ребенок должен почувствовать и осознать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

Смотри, когда ты не отвлекаешься и буквы красивые получаются, а когда вертишься и буквы скачут.

Если кто-нибудь захочет что-то спросить, то поднимите руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категоричных формах:

приказания: Все сели!, Руки на парты!;

запрещения: Не листать учебники, Не болтай ногами;

распоряжения: Коснулись спинки парт, Работаем молча! Абсолютная тишина в классе.

Доброжелательное внушение может принимать доверительного наставления Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам, Сережа, я боюсь, что из-за тебя мы не сможем решить задачу, Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь.

Мне нравиться учителя, которые используют смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле всё подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина - залог успешной учебы. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.

МБОУ «Пурдошанская СОШ»

Доклад на педсовете: «Дисциплина»

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
У учителя отсутствует авторитет среди детей.
Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
Учитель должен следить за дисциплиной.
Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

2. Использование вербальных и невербальных средств:
Пауза.
Взгляд.
Подойти к нарушителю.
Физический контакт (тронуть за плечо).
Спросить о причине такого поведения.
«Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережать события.
Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
Убрать то, что вызвало плохое поведение.
Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.

3. То, что не нужно использовать:
Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

    Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

    Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

В 7 классе –

В 8 классе –

В 9 классе –

В 10 классе –

В 11 классе -

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Что же показал опрос преподавателей? ….. учителей школы признались, что сталкиваются с дисциплинарными проблемами на уроке, но только в одном конкретном классе. Исходя из анализа ответов учащихся и педагогов на первый вопрос, можно сделать вывод о том, что с дисциплиной на уроках, и в целом в школе, не всё благополучно.

Наиболее часто повторялись причины :

Не все ученики на уроке заняты делом

Избалованность некоторых учеников

Ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

Слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

Есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

При анализе анкет учеников поразило обилие применяемых преподавателями способов поддержания дисциплины. Частенько упоминалось учениками, как ни прискорбно, повышение голоса, крики. Но этот приём оценивается ребятами очень По всей видимости, шумовые эффекты в нашей школе преобладают. Встречаются и случаи выставления двоек за поведение (такой метод, на наш взгляд, может использоваться только лишь в случае беспомощности). Большинство учеников написали в анкете, что учителя использует на уроке словесные угрозы типа «сейчас поставлю два», « не поставлю хорошую оценку за четверть» и т.д.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

Дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

Вызывают классного руководителя на уроке

Делают замечания в устной форме

Ставят неудовлетворительные оценки

Пугают тем, что позовут завуча или директора

Обещают поговорить с родителями, но слово не держат

Просят встать и выйти из кабинета

Открывают дверь в коридор

Обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

Ждут, когда ученики успокоятся

Сажают на скамейку (на физкультуре)

Ругают и не дают работать (на трудах)

Многие «орут»

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом: «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» И нашли несколько причин этому.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина : недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина : в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший, а начинать решать его следует с установления определённых требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

Технология воспитания сознательной дисциплины

1.1 Понятие дисциплина, школьная дисциплина

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплина - это организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Слово дисциплина в переводе с латинского имеет два значения:

1) учение, определенная отрасль знания;

2) обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Следовательно, дисциплина - это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива. Школьная дисциплина требует обязательного выполнения требований старших; для нее характерно признание детьми авторитета учителя, родителей Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”,- М.: Просвещение, 2009 .

Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы. И эта проблема была всегда дискуссионной.

Во-первых, дисциплина - это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе - это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики, как самих детей, так и оценки школы. Это действительно температура школьного тела, она сигнализирует о его здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик - беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю. Во-вторых, понятие «дисциплина» (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение, лишение. Известны слова одного исследователя, что из всех видов насилия над людьми следующим после убийства является воспитание. К сожалению, и у большинства педагогов и школьников слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает, скорее всего, отрицательные эмоции.

Сегодня модно говорить о гуманности и гуманизме - синонимах свободы и отсутствия ограничений. Может быть, поэтому в методической публицистике авторы стесняются писать на эту тему.

Правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Мы полагаем, что дисциплина есть общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы. В-третьих, очень не ясна, запутанна, противоречива связь между внешней дисциплиной и нравственностью как сугубо внутренним, интимным состоянием человека.

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия. Дисциплину можно создать разъяснениями, проповедью, наставлениями - это заблуждение Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) - существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность.

У большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции.

Феномен школьной дисциплины сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:

Политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью - директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;

Юридический или правовой смысл - впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание.

Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы и власть справедливы.

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Отсутствие дисциплины иногда даже больше воспитывает, чем самая строгая дисциплина.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а так же достаточно сложной в отношении способов ее решения. Нарушения представлены в самых различных формах: от страха отвечать у доски до оскорбления учителя Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва. Различные педагоги предлагают разнообразные способы установления порядка во вовремя учебно-воспитательного процесса, но, т.к. в основе всех нарушений лежат абсолютно разные причины и мотивы, то универсального метода решения этой проблемы не существует.

Не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно - воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности.

Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность.

В образовательных учреждениях также немало не слишком дружески настроенных детей, не способных к кооперации, которые имеют выраженные индивидуалистические установки. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Решать проблемы дисциплины, кооперации и мотивации в школе - означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом.

Для этого необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение. «Под «плохим» поведением здесь понимается не только хулиганские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки.

К образцам такого поведения также можно отнести потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, -- то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Развитие дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Школьная дисциплина проявляется в требовании от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений.

Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2011 .

Формирование самодисциплины - необходимое условие для поколения, которое будет через 15-20 лет определять будущее демократического развития страны. Формирование самодисциплины у школьников не сулит быстрого успеха. Этому мешает названные причины и цели нарушений дисциплины, общее неблагоприятное состояние учительской среды: доминирование женщин в общем количестве педагогов, непривлекательность заработной платы педагогов, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество.

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности (дисциплина "Окружающий мир")

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых...

Индивидуальный подход в преподавании современной биологии (на примере генетики)

История педагогической риторики

Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий...

Организация и методика проведения уроков по плаванию в школе

Плавание -- способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств...

Педагогика как учебная дисциплина

Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика»...

Федеральный компонент. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика"

Место учебной дисциплины «Статистика» в системе подготовки специалиста. Учебная дисциплина «Статистика» входит в учебный блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.04 Статистика)...

Психофизиологические основы обучения

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики...

Система профессиональной подготовки социального работника

Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки -- познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована...

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д...

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Еще в XVII веке основоположником научной педагогики Я.А. Коменский рассматривал школьную дисциплину как «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц. Классик свободного воспитания английский педагог А. Нилл, протестуя против извечной педагогической установки на необходимость дисциплинирования ребенка, писал в середине ХХ столетия:«Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же еще?… Поскольку социальное одобрение - это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Актуальность темы «Дисциплина школьников и пути ее установления» заключается в том, что необходимость воспитания культуры поведения всегда возникает там, где организуется деятельность учащихся и регулируются нормы их взаимоотношений.

Такой регулирующей силой в коллективе учащихся является школьная дисциплина. Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

В самом деле, в чем проявляется недисциплинированность некоторых учащихся в школе? В отсутствии точности и обязательности при выполнении своих обязанностей, в грубости, недостаточном уважении к окружающим и т. д. И, наоборот, дисциплинированный ученик не позволит грубости и бестактности по отношению к учителю и товарищам, не будет разговаривать, смеяться и заниматься посторонними делами во время урока. Любое учебное задание, общественное поручение или просто данное кому-либо слово он выполнит в срок и без напоминаний. Таким образом, в соблюдении правил культуры поведения и проявляется дисциплина ученика.

Целью написания курсовой работы стало изучение дисциплины школьников и нахождение путей ее установления.

Задачами соответственно выступили рассмотрение таких вопросов как:

  • 1. Теоретические основы проблемы дисциплины в школьной среде
  • 2. Исследуемая работа по выявлению проблем установления дисциплины школьников.
  • 3. Дисциплина в школьной среде - понятие, сущность, характеристика.
  • 4. Порядок установления школьной дисциплины в современной педагогической теории.
  • 5. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
  • 6. Методики определения дисциплинарности школьников.

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования: установление дисциплины в подростковом возрасте

Гипотеза исследования: дисциплина подростков зависит от:

  • · - уровня профессионализма учителя
  • · -разницы в возрасте между учителем и учеником
  • · -школьных программ (проповедь насилия, тематика криминала)

Методы исследования:

  • · Наблюдение
  • · Метод беседы
  • · Опрос
  • · Обсуждения
  • · Эксперимент

Структуры исследования

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.