Государственный бюджет презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему. Презентация на тему государственный бюджет и проблема его Содержание и значение бюджета презентация

Окраска

1 слайд

2 слайд

Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя ее структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними

3 слайд

Элементы бюджетного устройства: бюджетная система и ее принципы бюджетное право бюджетные полномочия органов публичной власти

4 слайд

5 слайд

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

6 слайд

7 слайд

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ. Назначение: обеспечение финансирования общенациональных задач и функций; перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства; формирование основных направлений бюджетной политики; определение базовых принципов построения межбюджетных отношений; обеспечение взаимосвязи основных финансовых институтов (государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит); регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества (государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан), а также кредитную и страховую сферы; осуществление внешнеэкономической и политической деятельности государства.

8 слайд

Бюджет субъекта РФ (территориальный, региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Назначение: обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций административно-территориальных образований; экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках территорий административно-территориальных образований; решение социально-экономических и культурных вопросов.

9 слайд

Виды региональных бюджетов Городов федерального значения Республиканские Краевые Окружные Областные

10 слайд

Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Назначение: обеспечение финансовыми ресурсами местного самоуправления; реализация местных социально-экономических задач; выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.

11 слайд

Виды местных бюджетов Городских округов Муниципальных районов Городских поселений Сельских поселений Внутримуниципальных образований городов федерального значения

12 слайд

Государственные внебюджетные фонды – это централизованные фонды денежных средств, предназначенные для социальную защиты населения. Состав: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования; Фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) Назначение – финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий.

13 слайд

Основные задачи бюджетной системы: перераспределение финансовых ресурсов с целью структурной перестройки экономики исходя из приоритетных видов экономической деятельности; обеспечение адресной социальной защиты населения.

14 слайд

Принципы бюджетной системы единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

Показатели консолидированных бюджетов используют: для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов; при разработке прогнозов экономического и социального развития; при финансовом планировании; при разработке нормативов отчислений от налогов; для определения степени централизации финансовых ресурсов.

19 слайд

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах формирования, регулирования и исполнения бюджетов.

20 слайд

21 слайд

Основные нормативные правовые документы РФ, регламентирующие бюджетные отношения Конституция РФ Бюджетный кодекс РФ Федеральные законы РФ (о федеральном бюджете на соответствующий период и исполнении федерального бюджета за соответствующий период и др.) Указы и распоряжения Президента РФ. Бюджетное послание Президента РФ Постановления и распоряжения Правительства РФ Бюджетные послания глав субъектов РФ Законы субъекта РФ о бюджете соответствующего субъекта и его исполнении Решение Дум муниципальных образований о бюджете соответствующего муниципального образования и его исполнении

22 слайд

Норма бюджетного права - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных бюджетных отношениях, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.

23 слайд

Классификация норм бюджетного права: Характер регулируемых отношений: 1.1. материальные, 1.2. процессуальные; 2. Способ воздействия на участников бюджетных отношений: 2.1. обязывающие, 2.2. запрещающие; 2.3. уполномочивающие.

24 слайд

Меры, применяемые за нарушения бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные.

25 слайд

Бюджетные полномочия - установленные Бюджетным Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

26 слайд

Бюджетные полномочия РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса на всех уровнях (в том числе его отдельных стадий) и межбюджетных отношений; составление, рассмотрение и утверждение, исполнение федерального бюджета; осуществление бюджетного контроля; определение общих основ предоставления межбюджетных трансфертов; предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения, форм бюджетной отчетности; определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий на всех уровнях и др.

28 слайд

Бюджетные полномочия муниципальных образований регламентирование и осуществление бюджетного процесса на местном уровне; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления и непосредственно предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Презентация подготовлена учителем ФКГОУ сош № 4 МО РФ Латыповой О.Ш.

Слово «бюджет» имеет средневековые корни. Оно происходит от старонормандского «bougette» – сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами.

Это смета доходов и расходов государства на определеный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов использования денег

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами страны.

регулирующая (регулирует денежные потоки государства)

контролирующая (легально контролирует действия правительства)

информационная (содержит информацию о намерениях правительства)

направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Это, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный бюджет

ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Расходная часть

показывает на какие цели направляются аккумулированные государством средства

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества

ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

  • Государственные займы

Государственные займы – это такие кредиты и ------ -заимствования, при которых государство выступает как поручитель для погашения займа для иного заемщика или берет на себя все обязательства по выплате долга.

ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств; таможенные сборы и др.

ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Это доходы от государственных предприятий; программ по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса, смешанных предприятий и пр. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТА

Доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам муниципальным образованиям, и иные

суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан.

Текущие расходы -расходы на содержание государственного аппарата, правоохранительных органов, на поддержание обороноспособности страны, финансирование научных исследований, образования, медицины,поддержка отдельных отраслей или выплаты по государственным долгам.

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

Капитальные расходы – строительство новых предприятий, увеличение собственности государства, инвестиции в проекты, связанные с разработкой инноваций в самых разных сферах экономики.

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 2016 г.

Профицит госбюджета- это превышение доходов над расходами.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

ДЕФЕЦИТ БЮДЖЕТА

Дефицит госбюджета - это превышение расходов над доходами

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Предполагает равное соотношение расходов и доходов.

СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

сокращение государственных расходов;

увеличение налогов;

продажа государственной собственности;

приватизация государственных предприятий;

внешние и внутренние займы;

денежная эмиссия.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Социальные внебюджетные фонды :

Пенсионный фонд

Фонд социального и обязательного медицинского страхования

Федеральная служба по труду и занятости

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Экономические внебюджетные фонды:

фонд развития промышленности

финансовые фонды поддержки отраслей

инвестиционные фонды и др.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств.Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Государственный долг

Внутренний государственный долг

Долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами

Внешний государственный долг

Задолженность по внешним займам и невыплаченным процентам международным организациям, банкам

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Реструктуризация кредита - действия кредитора по изменению условий погашения кредита. Эти действия направлены в первую очередь на облегчение обслуживания долга. Самый распространенный вид реструктуризации - пролонгация кредита, в некоторых случаях банки идут на уменьшение процентной ставки по выданным займам.

Презентация о статьях государственного бюджета. Одной из статей бюджета являются налоги. Поэтому внимание уделено видам и функциям налогов. Презентация может быть использована как на уроке по обществознанию, так и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственный бюджет. Налоги.

Термин «бюджет» в переводе с английского языка означает «кошелёк», «сумка ». «Бюджет-это доходы и расходы за определённый период»

Существуют 3 ситуации с доходами и расходами. Доходы = расходы – это сбалансированный бюджет. Мы заработали 15тысяч и 15 тысяч потратили. Доходы расходы – профицитный бюджет. Заработали 15 тысяч, а потратили 14 тысяч, то у нас остаётся 1 тысяча впрок.

Виды бюджета 1.бюджет семьи 2.бюджет фирмы 3.бюджет государства

Статьи доходов семьи: 1.Заработная плата. 2.Прибыль от бизнеса 3.Пенсии и пособия 4. Продажа выращенных овощей, фруктов, ягод.

Расходы семьи: 1.Оплачиваем ЖКХ 2.Выплачиваем кредиты 3. Покупаем продукты, одежду, лекарства 4.Оплачиваем проезд в транспорте. 5.Походы в кино, театры. 6.Оплачиваем Интернет и т.д.

«Бюджет государства - это годовой план доходов и расходов государства ». Государственный бюджет всегда разрабатывает Правительство, Федеральное собрание РФ (высший законодательный орган государства).

Источниками государственного бюджета являются: 1.Налоги, 2.государсвенные займы (ценные бумаги, казначейские векселя ит.д.) 3.Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег 4. Займы у международных организаций.

Расходы государства: 1.поддержание обороноспособности - ок.20 % 2.социальные нужды – ок.50% 3.развитие инфраструктуры – дороги, связь, транспорт, озеленение.

Государственный бюджет - это 1) совокупность налогов, поступающих государству 2) годовой план доходов и расходов государства 3) расходы государства на оборону, здравоохранение, культуру, науку, образование 4) государственные закупки товаров и услуг Профицит государственного бюджета – это 1) понижение курса национальной валюты 2) высокий уровень инфляции 3) отказ исполнять долговые обязательства 4) превышение доходов нал расходами

К доходам семейного бюджета относится 1) выплата процентов по кредиту 2) приобретение продуктов питания 3) пособие по безработице 4) оплата коммунальных услуг Что составляет одну из статей расходов государственного бюджета? 1) возврат кредитов странами должниками 2) финансирование оборонного заказа 3) прибыль государственных предприятий 4) акцизные пошлины на табачные изделия

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Прямые налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц. 1.подоходный налог – 13 % в РФ; 2.налог на прибыль; 3. налог на имущество; 4.налог на недвижимость.

Косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг. 1.таможенные пошлины; 2.налог на экспорт; 3.акцизные сборы; 4. налог на добавленную стоимость (НДС); 5.налог с продаж.

Системы налогообложения: 1) пропорциональная - сумма налога пропорциональна доходам работников 2) прогрессивная – налог тем выше, чем выше доход. 3) регрессивная – налог тем выше, чем ниже доход.

Функции налогов: 1 . Фискальная - это содержание государственного аппарата, обороны страны, финансирование школ, больниц, библиотек и т.д. 2 . Распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

Функции налогов: 3 . Стимулирующая (антимонопольная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличение числа рабочих мест. 4. Социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов. 5. Конкретно-учётная – осуществляет учёт доходов граждан, предприятий и организаций.

Налогообложение - это определенный законодательством механизм 1) изъятия доходов частных предприятий в пользу государственных 2) изъятия части доходов граждан в пользу государства 3) повышения расходов на государственный аппарат 4) увеличения пенсий и пособий

Налогом в РФ облагается следующий доход потребителя 1) пенсия 2) стипендия 3) заработная плата 4) пособие по безработице Косвенным налогом является 1) подоходный налог 2) таможенная пошлина 3) налог на имущество 4) налог на прибыль

Верны ли следующие суждения о налогах? А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны;

Согласно Налоговому Кодексу РФ налогоплательщик обязан 1) требовать соблюдение налоговой тайны 2) уплачивать законно установленные налоги 3)получать своевременный зачёт сумм, излишне уплачиваемых 4)получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах

Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обязательные уплаты 2) безвозмездность 3) пропорциональность доходу 4) возвратный характер 5) законодательное установление.

Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Примеры налогов А) Подоходный Б) Налог с продаж В) Акцизный сбор Г) Налог на наследство Д) Налог на имущество Е) Налог на добавленную стоимость Виды налогов 1) прямой 2) косвенный

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1 . Понятие «налог» 2. Виды налогов а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) перераспределение доходов; в) воспитательная г) стимулирующая; д) конкретно-учётная.


Слайд 2

Основные вопросы темы

Финансы и финансовая система: сущность и функции Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Государственный долг Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера Финансовая политика и ее виды

Слайд 3

1. Финансы и финансовая система: сущность и функции

Слайд 4

Понятие государства

Государство - особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним сувениритетом

Слайд 5

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма; ликвидацией негативных последствий рыночных процессов; защитой национальных интересов на мировом рынке; решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно

Слайд 6

Государственное регулирование экономики

система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями

Слайд 7

Основные способы государственного регулирования экономики

Правовое регулирование Административное регулирование Экономическое регулирование

Слайд 8

Методы государственного регулирования экономики

Методы прямого влияния: государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции и т.п.

Слайд 10

Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов)

Слайд 11

Черты современных финансов

это денежные отношения эти отношения носят распределительный характер, здесь нет эквивалентного обмена распределение национального дохода происходит через реальные денежные фонды, а не через ценовой механизм

Слайд 12

Финансовая система – это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций

Слайд 13

2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Государственный долг

Слайд 14

Государственный бюджет

форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Слайд 15

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия В 2007 г. В России был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года

Слайд 16

Виды бюджета

Структурный бюджет - расчетный бюджет, показывающий расходы и доходы правительства в предположении, что экономика находится на естественном уровне национального продукта и в условиях естественного уровня безработицы. Циклический бюджет - разница между фактическим и структурным бюджетами. Циклический бюджет показывает влияние экономического цикла на бюджет.

Слайд 17

Функции бюджета

перераспределение ВВП (распеределительная); государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств (контрольная функция).

Слайд 18

Структура бюджета

Доходы: могут носить налоговый и неналоговый характер, но основные доходы государств на 85% формируются за счет налоговых поступлений Расходы: характеризуют направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов

Слайд 19

Налоговые доходы бюджетной системы, % ВВП

  • Слайд 20

    Расходы федерального бюджета, % ВВП

  • Слайд 21

    Бюджетный дефицит

    Превышение расходов над доходной частью Финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов

    Слайд 22

    Виды бюджетного дефицита

    Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

    Слайд 23

    Причины дефицита

    необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики решение острых социальных проблем спад темпов производства, низкая производительность труда недостаточная целесообразность и эффективность государственных расходов нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика инфляция

    Слайд 24

    Основные характеристики бюджетной системы РФ

    Бюджет в 2000-2008 гг. исполнялся с профицитом от 5 до 8% ВВП. В среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2%. Доходы бюджетной системы в период 2000-2008 г. колебались в диапазоне 36,4-40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета в 2007 г. – 23,6%ВВП. В 2007 г. 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% во внебюджетные фонды. Уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, на уровне 35-37%. В социально-ориентированных западноевропейских странах типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% (в Швеции и Дании – 50% ВВП). В странах с меньшими социальными обязательства со стороны государства (США, Япония) нагрузка 25-30% ВВП

    Слайд 25

    Основные характеристики федерального бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов

    Слайд 26

    Способы решения проблемы дефицита

    Сокращение бюджетных расходов Изыскание источников дополнительных доходов Эмиссия необеспеченных денег Внутренние и внешние государственные займы

    Слайд 27

    Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

    Слайд 28

    Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента

    Слайд 29

    Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей

    Слайд 30

    Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2010 года (млрд. долларов США)

    Слайд 31

    В 2000 г величина государственного долга была близка к 100% К концу 2007 г. государственный долг был 7,3% ВВП, в том числе внешний долг – 3,3% ВВП

    Слайд 32

    3. Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера

    Слайд 33

    Налоги - обязательные платежи государству Налоговая система – это совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием

    Слайд 34

    Функции налогов

    1. Фискальная – формирование финансовых ресурсов государства 2. Регулирующая – государственное регулирование экономики. Через налоги государство поощряет или сдерживает определенные виды деятельности. 3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

    Слайд 35

    Принципы налогообложения

    Принцип справедливости – обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий ФЛ и ЮЛ Принцип простоты – понятные и простые формулировки в налоговом законодательстве Принцип определенности и стабильности. Принцип экономической эффективности – налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства.

    Слайд 43

    Фискальная политика

    Дискреционная Автоматическая Сознательное манипулирование расходами Изменение трансфертных платежей Манипулирование налогами посредством стимулирующих мер Автоматическое изменение в уровне государственных расходов и налогов за счет встроенных стабилизаторов (пособий, налоговых поступлений)

    Слайд 44

    Вопросы для самоконтроля

    Что понимается под финансами и финансовой системой? Что такое бюджет какие функции он выполняет? Из чего складываются доходы бюджета? Куда расходуются средства госбюджета? Какие виды бюджетного дефицита существуют? Каковы возможные формы финансирования бюджетного дефицита? Какие виды налогов вы можете назвать? В чем сущность дискреционной и автоматической финансовой политики?

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Бюджет – термин английского происхождения (budget) – мешок. Канцлер казначейства (в XVI – XVIIв.) открывал портфель (мешок) с законопроектом – открытие бюджета. Бюджет – сын Парламента!

    Слайд 3

    1.Бюджет – объем денежных средств 2.Бюджет – закон о бюджете 3.Бюджет – процесс аккумулирования и расходования одновременно. Самое главное: цель! Финансирование публичных функций!

    Слайд 4

    Виды бюджетов

    Государственные и местные бюджеты Государственные – федеральный бюджет; бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей; бюджет автономной области; бюджеты автономных округов Местные бюджеты – бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты городских поселений; бюджеты сельских поселений; бюджеты муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга (внутригородские территории)

    Слайд 5

    Консолидированный бюджет

    консолидированный бюджет– свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами Отличительный признак – отсутствие правовой формы

    Слайд 6

    Федеральный бюджет

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Статья 13 БК РФ.

    Слайд 7

    Региональные бюджеты

    Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов Р Ф и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Статья 14 БК РФ

    Слайд 8

    Консолидированный бюджет

    Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Слайд 9

    Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации

    1. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. 2. Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта РФ и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта РФ, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта РФ. 3. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 184-ФЗ и БК РФ, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. 4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, представляют федеральным органам государственной власти годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета субъекта РФ. 5. В бюджете субъекта РФ раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, и субвенции на обеспечение осуществления полномочий, указанных в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 Федерального закона № 184-ФЗ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы. 6. Проект бюджета субъекта РФ, закон о бюджете субъекта РФ, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта РФ, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта РФ и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ проводятся публичные слушания. Федеральный закон № 184 - ФЗ

    Слайд 10

    Местный бюджет

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Статья 15 БК РФ

    Слайд 11

    Консолидированный бюджет

    Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    Слайд 12

    Местные бюджеты

    Статья 52 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. 2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. 3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ и настоящим ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района. 4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. 5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. 6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.