Идеальное государство по мнению Ф. Ницше. По мнению Ф. Гватари В философии И. Канта «вещь в себе» - это

Окраска

Ковбою Мальборо

– моему вечно любимому товарищу

Как мы будем держать связь?!

Читайте объявления в газете «Одесский вечер», следующим днём я подам объявление «Продаю гроб. Недорого».

Нынче умение писать нарочито грустные письма – непременное достоинство каждого гомосексуалиста. Тем более, если эти письма публичные и касаются безответной любви.

Моя любовь до некоторого времени была вовсе не безответная, даже не глухонемая.

Череда безрассудных поступков связывала нас целых пять месяцев; служба, идеи, тексты, способность к критике оставили нас полностью – мы принадлежали только друг другу.

Обыкновенно, мы встречались около десяти вечера возле станции метро «Старая деревня», затем гуляли – пили кофе Starbacks из бумажных стаканов, спорили о статьях в Interni , воображали, как морозным утром будем ходить по какому-нибудь безлюдному парку, и смотреть друг другу в глаза.

Смотреть же в глаза, на мой взгляд, есть чувственная трансформация известного философского утверждения Декарта - «Cogito ergo sum », точнее, изначального утверждения о «Je pense, donc je suis» - я мыслю, значит я есть.

У нас этот фундаментальный принцип западного рационализма трансформируется ещё дальше – на границы понимания «Я – ОН», иными словами, «Я вижу, следовательно я обладаю» и далее – «Я обладаю, следовательно я есть».

Декартовская концепция «тела», представления о возможности существования лишь в стремлении двух тел к друг другу, вполне смогла бы заменить нам все прочие философии; поэтому я настаиваю, что такое положение дел – взгляды – желание обладать, и, как следствие, обладание – были самодостаточными в нашей кратковременной системе «Я – ОН». Мы редко трахались.

Мне присуща способность говорить; ему – молчать. Но в истории XX века, а, пожалуй, и раньше – молчание вовсе не отрицает диалога. Молчание – знак. А знак в европейской культурной традиции есть ни что иное как соглашение о свойстве предмета. Продолжая, - соглашение – как с о г л а с и е (разрядка - моя) о чём-либо, например, о любви.

И здесь-то наша дружба являла совершенный пример соглашения и согласия – о том, что я могу любить, а Он – соглашался любовь принимать. Это существенное дополнение, оно блокирует, на мой взгляд, досужие размышления о безответности, об игре, о моделировании социальной благопристойности.

Мы дрочили друг другу каждую нашу встречу и это было искренне.

Я продолжаю. По мнению Ф. Гватари, вклад в бессознательное вносит не только детство, препубертатные фиксации, детские сексуальности, но и действительная (действующая сию минуту) действительность, - всё, что нас окружает, по мнению учёного, вносит свои инвестиции (термин Гватари) в существо бессознательного.

Иллюстрацией этого тезиса являются нескончаемые, как мне тогда казалось, Его переезды. С квартиры на квартиру, с работы домой, и с раннего утра – на работу.

Отсюда, кажется, своеобразное эфемерное видение диалога, а изматывающий график службы, как skioptikon , через который действительность преломлялась в непонятный, а следовательно и пугающий жупел.

В последний раз мы лежали вместе на полу Его новой комнаты в одном из доходных домов на Владимирском проспекте. Тёплые и в обнимку. Как тогда, в самый первый раз, затерянные среди многих других людей, ищущих, как и мы, опору в себе подобных.

Отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. «Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению, - писал он, - только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки». Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.546; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.284

Придерживаясь глобальной перспективы аристократического эстетизма, Ницше даёт принципиальное предпочтение культуре и гению перед государством и политикой - там, где такое различение, расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Он - убежденный приверженец аристократической культуры, возможной лишь в условиях господства немногих и рабства остальных, он - элитист, но не государственник, не этатист. Он положительно отзывается о государстве и политике и даже восхваляет их лишь постольку, поскольку они надлежаще исполняют свою роль в качестве подходящих орудий и средств на службе у аристократической культуры и гения.

Цель человечества, по Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой - последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Государство, - писал Ницше, - есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, - то есть будет в корне разрушена первоначальная цель государства».

Антагонизму между культурой и государством Ницше придаёт принципиальное значение. Именно в таком контексте аристократического эстетизма и следует воспринимать довольно частые у Ницше критические выпады против государства и политики, против их ущербных для высокой культуры чрезмерностей и пагубных крайностей. Восхваляя аристократический кастовый строй времён законов Ману, Ницше стремился к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложения:

1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. «Порядок каст, ранговый порядок, - утверждал он, - лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трёх типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы».

Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы.

Ницше различает два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию. Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперёд, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России - «единственной державы, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая ещё может нечто обещать, - России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.547; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.283

Идеал государственного устройства, согласно Ницше, находится в прошлом, в античной культуре, где наиболее ярко выражена аристократическая «воля к власти», где на основе рабского труда толпы создана высокая культура, великие шедевры искусства, до которых не может подняться культура современного, ницшеанского века. Культура же XIX столетия, по мнению Ницше, больна, необходимо переоценить имеющиеся ценности во всех сферах жизни и возродить идеалы прошлой культуры. Причину болезни современной ему культуры Ницше видит в политической нестабильности в Европе, появлении новой формы правления демократии, которую трактует как «историческую форму правления государства», поскольку господствовать пытается большинство, толпа, не способная к руководству, ни к созданию высокой культуры. Ницше предлагает возродить не только культуру античного мира, но и само государственное устройство. Наилучшей формой правления он считает государство, основанное на кастовом строе. Ницше предлагает создать будущее общество на основе иерархического деления его на три слоя со строгим разделением функций и обязанностей каждого из слоёв: первый слой - призванные править гении; второй - исполнители гениев, воины, стражи права, блюстители закона; третий - простые люди, исполняющие тяжёлый физический труд.

Оценивая современное ему общественное положение Европы, Ницше утверждает, что происходит процесс вырождения жизненных сил, ослабления «воли к власти», измельчение человека и низвержение его «на ступень посредственности и понижения его ценности». Демократия, будучи врагом государства, ведёт к упадку последнего. Следовательно, по Ницше, государство на определённом этапе развития должно изжить себя, «если чрезмерно усовершенствовать государство, то, в конце концов, личность будет им ослаблена и даже уничтожена, то есть в корне будет разрушена первичная цель государства.

По мнению Ницше, если не поставить перед человечеством новой цели, которая сковала бы его в единое целое и открыла бы перспективу развития, то оно погибнет. Спасти человечество может только сверхчеловек. Сверхчеловек - это законодатель, стоящий выше морали и религии, некий аморальный политический гений, выражающий в себе крайний индивидуализм, избравший своим оружие ложь, насилие и самый беззастенчивый эгоизм. Сверхчеловек мыслится Ницше как последнее звено в эволюционной цепи человечества.

Будущее человечества и осуществление «большой политики» отдаёт в руки сверхчеловека, который выступает как узурпатор человеческой сущности, как обезличенное существо. Сущность концепции «большой политики» заключается в создании международного союза сильных, способных воссоздать мировую культуру, руководить ею и охранять её. Процесс становления мирового союза, по Ницше, будет сложным, он пройдёт через очистительные войны, где главными соперниками будут Германия и Россия. С наступлением мира произойдёт исчезновение национального и воспитание европейского человека. На место государства придёт союз сильных, политических гениев. Право в новом учреждении власти не исчезнет, оно будет служить новой формой принуждения для слабых и орудием для господства сильных. Что касается морали, то, по мнению Ницше, она создана рабами и необходима только им. Сильным личностям, сверхчеловекам мораль ни к чему, поэтому будущий союз - объединение не имеющее моральных норм регуляции поведения людей. Концепция «Большой политики» и сверхчеловека Ницше представляет собой волюнтаристски-биологизаторскую фантазию будущего и оценивается современниками как теория «антиполитическая, сверхполитическая или как теория маленькой политики».

Ещё один немаловажный момент в философии Ницше связан с осмыслением проблемы соотношения духовной культуры и государства. Придерживаясь концепции аристократического эстетизма, в которой отдаётся предпочтение духовному развитию человека по сравнению с другими видами деятельности, Ницше отмечает, что духовная культура и государство - антагонисты. «Одно преуспевает за счёт другого», и «великие эпохи культуры суть эпохи политического упадка», что велико в смысле культуры, то было неполитичным. Ницше приводит пример из греческой истории: полис не способствовал развитию духовной культуры, а, напротив, испытывал страх, пытался «удержать развитие культуры на одном уровне…но культура развивалась вопреки полису». Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.286

Ницше - непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которых ведёт, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».

Отмечая тенденцию падения роли государства и допуская в принципе исчезновение государства в отдалённой исторической перспективе, Ницше считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее ещё более целесообразное учреждение, чем государство, одержит победу над государством». Вместе с тем Ницше отвергал активное содействие падению государства и надеялся, что государство устоит ещё на долгое время.

Все неаристократическое в политической жизни современности оказывается в оценке Ницше упадочным либерально-демократическим. Даже германскую империю Бисмарковой конструкции он расценивал в качестве либерально-демократической государственности. Устами Заратустры Ницше отвергал современное ему государство - этот «новый кумир» толпы. «Государством» - поучал он, - называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжёт, и ложь ползёт из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает его знамение!».

Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» - почитания государства. «Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний: там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия единожды существующая и невозвратная. Туда, где оканчивается государство, туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужное небо и мост, ведущий к сверхчеловеку? - так говорил Заратустра».

Смысл этого заратустровского антиэтатизма, очевидно, состоит в потере надежд на современное государство как на союзника новой аристократической культуры, поскольку оно, по оценке Ницше, оказалось в руках худших, плебейского большинства.

Образцом совершенной политики, по его оценкам, является макиавеллизм. Переворачивая наизнанку все ценности в сфере культуры, государства, политики и морали, Ницше стремился к тому, чтобы стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации - в виде принципов «великой политики добродетели».

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поиска путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергал политику современных ему европейских государств - как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев. К разряду этой национально ограниченной мелкотравчатой политики Ницше причислял и бисмарковскую политику, которой одно время (вначале 70-х гг.) он сам увлекался. Скептически и иронически относясь первоначально к идее «большой политики», Ницше в дальнейшем пользовался этим понятием как для критики современного ему политического состояния, так и для освещения политических контуров грядущего будущего - политики в XX в.

Время мелкой политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики - борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся на лжи политические образования старого общества будут взорваны. Открыто связывая такую судьбу грядущего со своим именем, Ницше считал, что именно с него начинается большая политика.

Обосновывая свои представления о будущем, Ницше полагал, что, с одной стороны, демократическое движение в Европе приведёт к порождению человеческого типа, приготовленного к новому рабству, и тогда появится «сильный человек» - без предрассудков, опасного и привлекательного свойства, «тиран», невольно подготовляемый европейской демократией. С другой стороны, продолжал он, Европа, раздираемая в его время ненормальной враждой своих народов, в будущем станет единой. При этом европейская проблема в целом виделась ему как «воспитание новой, управляющей Европою, касты».

Такая интерпретация тенденций развития объясняет и то решающее значение, которое Ницше постоянно придавал проблеме аристократического воспитания, пропаганде своих воззрений, и тот своеобразный наднациональный аристократический солидаризм, который он отстаивал. С этих позиций сверхнационального элитизма он критиковал национализм и национальную ограниченность, высокое самомнение европейцев в отношении к азиатам, национальное высокомерие немцев, тевтономанию, антифранцузские, антиславянские, антисемитские настроения и воззрения. Но, в конечном счете он делал ставку на будущего европейца и видел в немцах именно тот народ, который, подобно евреям и римлянам в прошлом, оплодотворит грядущий «новый порядок жизни».

Ницше часто пользуется понятием «раса», толкуя его скорее как социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные и подневольные.

В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взгляды на войну. При этом он нередко, подобно Гераклиту, называл войной всякую борьбу в потоке становления. В таком по преимуществу философско-мировоззренческом аспекте Ницше восхвалял войну и отвергал мир. «Собратья по войне! - обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. - Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий - Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».

Метафизически оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру. «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». Именно поэтому он расценивал войну и военное сословие как прообраз государства.

Как реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев, что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны. «Против войны, - писал он, - можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходят из неё более сильными для добра и зла.

Ницше - убежденный антисоциалист. Вся европейская культура, по его оценке, уже с давних пор переживает кризис ценностей и движется к катастрофе. «Социализм, - писал он, - действительно является конечным выводом из «современных идей» и их скрытого анархизма».

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре. Зло и не без проницательности Ницше предупреждал о неизбежных в грядущем революционных выступлениях масс. «Грядущему столетию, - писал он, - предстоит испытать по местам основательные «колики», и Парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в Германии, окажется, пожалуй, только легким «несварением желудка» по сравнению с тем, что предстоит. Вместе с тем он считал, что инстинкт собственников в конечном счете возьмет верх над социализмом.

Остро критикуя социалистические идеи, Ницше полагал, что социализм даже желателен в виде эксперимента. «И в самом деле, - писал он, - мне бы хотелось, чтобы на нескольких больших примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои Корни». Социалисты, отмечал он, отрицают право и правосудие, индивидуальные притязания, права и преимущества и тем самым отвергают само право, так как «при общем равенстве никому не будут нужны права». В весьма чёрных красках изображал он и будущее законодательство при социализме.

«Если бы они, - рассуждал он о социалистах, - когда-нибудь стали сами предписывать законы то можно быть уверенным, что они заковали бы себя в железные цепи и требовали бы страшной дисциплины - они знают себя! И они подчинялись бы этим законам с сознанием, что они сами предписали их».

Резкой критике подверг Ницше и подход социалистов к государству. В этой связи он отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств, «может рассчитывать лишь на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма». Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании её в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.

«Типы личности» - Практический (реалистический) тип. Стандартный (офисный) тип. Противоположный тип: артистический. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: интеллектуальный. Интеллектуальный тип. Противоположный тип: предпринимательский. Предприимчивый (предпринимательский) тип.

«Личность Лермонтова» - Вспомните, какие существуют стихотворные размеры. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Домик в Пятигорске, в котором жил М.Ю.Лермонтов. Замок Дерси. Стихотворение «Парус»». Личность поэта. Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах.

«Понятие личности» - Субъект. Задание «Разбери по буквам». К.Г. Юнг (1875-1961). Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность». Личность и субъект. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

«Модальные глаголы» - Модальные глаголы. Das ist eine Katze. Wollen Konnen Mogen Durfen Sollen mussen. Konnen. Diese Katze kann schnell laufen. Место модального глагола в предложении. Спряжение модальных глаголов. Durfen. Хотеть, желать, любить, мочь, уметь. Mussen. Какие модальные глаголы мы уже выучили? Sollen.

«Личность Чехова» - родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Дом в Москве. Таганрог. Антон Павлович Чехов. Дом, где родился Антон Чехов. Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая. Лавка отца Чехова в Таганроге. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Семья Чеховых.

«Воспитание личности школьника» - Стратегическая цель: воспитание личности россиянина. Педагогическая необходимость-. Художественно-эстетический профиль: Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования. Основная цель - формирование поведенческих стереотипов на основе толерантности и гражданственности. Концептуальные позиции воспитания россиянина.

По мнению. Листа, универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Деловая экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. Она призвана соблюдать сь истинно национальных интересов, а не"забивать голову"практиков различными доктринальными соображениями. Проповедь свободы торговли, которая содержится в трудах классиков, отвечает только интересам. Англии. Ан глийськи купцы покупают сырье и продают предметы мануфактурного производства. При отсутствии запретительных пошлин это подрывает еще неокрепшую промышленность. Германии. Парадокс заключается в том, что немецкие князей ивства в начале XIX в были отделены таможенными границами, а в отношении соседних государств никаких пошлин не было. Между тем сами англичане отгородили внутренний рынок от немецкой сельскохозяйственной продукц ее с помощью так называемых хлебных законеих хлібних законів.

4 Что нового в развитие теории политической экономии внес Ф Лист?

Отмечая заслуги. Листа, следует прежде всего выделить его исторический метод. Ученый обосновал и конкретизировал ряд новых, принципиально важных положений. Общие принципы классической школы. Лист перевел м языке национальной политической экономии. Он показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, на прогресс национального производства и приумножения национального богатства. Внешнеторговая политика должна отвечать общей экономической политике. Государственная власть согласовывает и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интерьера есив нацинації.

5 Дайте общую характеристику новой исторической школы В чем ее заслуга?

Историческая школа в. Германии получила развитие в трудах. Вильгельма. Рошера (1817-1894),. Бруно. Гильдебранда (1812-1878) и. Карла. Криса (1821-1898), которые считаются основателями новой исторической школы наследует дуя традиции. Ф. Листа, они обосновали необходимость отражения в экономической теории особенностей национальных хозяйств, отстаивали идею исторического подхода к экономике, учета конкретных исторических и социокультурных факторов при анализе экономических систем. Значительным был их вклад в историю народного хозяйства и историю экономической мыслимки.

6 Какую роль отводили представители новой исторической школы государстве?

Величайшей заслугой экономистов новой исторической школы было то, что они задолго до. Дж. М. Кейнса поставили вопрос о регулирующей и направляющих роль государства в хозяйственной жизни общества. Г. Шмоллер, например, утверждал, что прусское государство - это основная сила развития общества, весомый вещевой капитал. Он был активным сторонником прочной наследственной монархии, с помощью которой можно водовороте шить любые социальные противоречия. В рамках буржуазной системы реализация идеи социальной справедливости возможна лишь при условии сильного правительства. Мудрый и сильное правительство, по его мнению, может противостоять п роявам классового эгоизма и классовых злоупотреблений, обеспечить экономическое процветание. Этот тезис положила начало теории"надклассовой государстваової держави".

По мнению. Г. Шмоллера, экономическую жизнь - это часть активного культурной модели, а экономическая наука должна определить средства или законы культурного расслоения в экономическом аспекте, таким образом заб безпечуючы согласования изменений в культуре с экономическим ростом или спадом. Поскольку история - это полная последовательность событий, то исчерпывающий анализ прошлого культурного развития обеспечит культурную перспе. Активные для развития в будущейму.