Как избавиться от воздуха в батареях. Спускаем воздух из батареи с автоматическим воздухоотводчиком. Предупреждение образования воздушных пробок

Штукатурка

Нередки случаи, когда во время отопительного сезона вдруг перестают нагреваться радиаторы. Одной из причин отказа системы бывает воздушная пробка, и тогда перед жильцами возникает проблема, как спустить воздух из батареи отопления, чтобы восстановить циркуляцию. Существует несколько действенных способов, как нормализовать отопление и как спустить воздух с системы. При этом порядок действий должен определяться в зависимости от типа отопительной системы и конкретного места скопления воздуха.

Появление воздушной пробки

Обнаружить, что в отопительной системе сформировалась воздушная пробка, достаточно легко. Признаки завоздушивания системы:

  • в трубах и радиаторах временами слышны булькающие звуки;
  • батареи либо совсем не греют, либо нагреваются только до половины;
  • в одних комнатах жарко, а в другие тепло не проходит.

Значит, виной всему скопившийся воздух, а как его спустить с системы отопления, нужно решать в соответствии с тем, где именно он скопился. Воздушные пузырьки всегда скапливаются в верхней части системы отопления, поэтому чаще всего остывают радиаторы в помещениях на последнем этаже. Чтобы найти место локализации воздушной пробки, нужно последовательно ощупывать трубопровод подачи и все батареи, проверяя степень их нагрева. Советуют также простукивать трубы молоточком и определять по звуку, где возникла пустота, но это нужно делать осторожно, чтобы не повредить слой краски на трубах.

В итоге, найдя проблемное место, уже можно выбирать метод, как спускать воздух из радиатора отопления или, если необходимо, из трубопровода.

Воздушная пробка не только препятствует циркуляции теплоносителя, но провоцирует коррозию металлических труб. Наличие воздуха в системе негативно влияет также и на работу циркуляционного насоса.

Откуда появляется воздух в системе

Причины образования воздушной пробки могут быть как естественными, так и связанными с неправильным проектированием системы и некачественным монтажом.

Естественно возникающие причины:

  • при нагреве теплоносителя высвобождается растворенный в жидкости воздух, он поднимается кверху и образует пробку;
  • пузырьки газа появляются в процессе взаимодействия горячего теплоносителя с некоторыми видами металлов (в частности, алюминием);
  • вследствие испарения уменьшается ниже критического значения уровень жидкости в открытом расширительном баке;
  • воздух не успевает полностью выйти из труб и батарей при слишком быстром заполнении водой сложной по конфигурации системы.

Важно знать, как спустить воду с системы отопления в случае необходимости и затем вновь ее заполнить, чтобы при этом в трубопроводах и радиаторах не остался воздух.

Кроме естественных причин, к появлению воздушных пробок также приводит:

  • неправильная разводка горизонтальных труб и установка радиаторов;
  • перепады давления в подпитывающем водопроводе;
  • плохо загерметизированные соединения;
  • изношенность старых трубопроводов;
  • неисправность расширительного бачка.

Когда в ходе эксплуатации отопительной системы выясняется, что она изначально была спроектирована неверно, придется ее переделывать. Но чтобы срочно восстановить подачу тепла, нужно решать, как спустить воздух с системы отопления.

Устранение воздушной пробки

Если правильно спроектировано отопление, то как спустить воздух из него, не будет представлять труда. Можно устроить так, что стравливание скопившегося воздуха будет происходить автоматически, по мере его накапливания. Для этого служат специальные приспособления - воздухоотводчики, установленные в критических точках. В иных случаях необходимо приобрести навыки, как спустить воздух из отопительной системы в ручном режиме.

При этом имеет значение:

  • открытый или закрытый тип системы;
  • естественная или принудительная циркуляция теплоносителя;
  • верхний или нижний вариант разводки труб;
  • соблюдены ли уклоны труб по горизонтали.

Спускной кран на радиаторе

В многоквартирных домах у жильцов не возникает вопроса, как спустить воздух с отопления, об этом должны беспокоиться специалисты управляющей компании. Хотя в старых пятиэтажках так устроено отопление, что спустить воздух из него возможно только через радиатор в квартире верхнего этажа, и заниматься этим периодически приходится самим жильцам. Более острой выглядит проблема завоздушивания для владельцев частных домов, имеющих автономное отопление - спустить воздух периодически бывает необходимо. Чтобы спустить воздух из радиатора водяного отопления, применяется игольчатый воздушный клапан, т.н. кран Маевского. Такое устройство устанавливают в верхнем торце радиаторной батареи, вместо заглушки. Иногда его также применяют для спуска воздуха из трубы полотенцесушителя. Различные модели кранов Маевского несколько различаются, поэтому перед тем как спустить воздух в радиаторах отопления, нужно ознакомиться с инструкцией. Открывают клапан крана или рожковым ключом, или обычной отверткой, или просто рукой.

Рассмотрим, как спустить воздушную пробку из батареи отопления при помощи установленного на ней крана Маевского:

  • подготовить инструменты (ключ или отвертку) и емкость для сбора воды;
  • открыть полностью термостат, затем открутить на пол-оборота кран Маевского;
  • воздух начнет выходить через клапан с легким шипением;
  • подставить емкость и держать клапан открытым, так как спускать воздух из радиатора отопления нужно, пока не потечет вода;
  • при появлении плотной струйки воды можно закрутить кран.

Если после того как вы спустили воздух из батареи отопления она все еще плохо нагревается, слейте через тот же кран еще грамм 200 теплоносителя, чтобы окончательно удалить воздушную пробку.

Спуск воздуха через расширительный бак

В частных домах устройство отопительных систем бывает различным, оно зависит от особенностей планировки зданий. Для разных типов систем применяются соответствующие расширительные баки - открытые или закрытые. Поэтому индивидуальным домовладельцам чаще приходится задумываться, как целесообразнее - спустить воздух из радиатора отопления или через расширительный бак.

В системе открытого типа пузырьки воздуха имеют свободный выход через расширительный бак, установленный на чердаке. Если нормально работает отопление, спускать воздух из системы нет необходимости, поскольку он выходит сам. Но жидкость постепенно испаряется, и уровень воды в открытом расширительном баке может опуститься настолько низко, что в верхней части подающего трубопровода появится воздушная пробка. При этом циркуляция теплоносителя замедлится или совсем прекратится, и в этой ситуации уже должна идти речь о том, как спустить воздух из отопительной системы.

Чтобы выгнать воздушную пробку, можно долить воды в расширительный бак сверху, но лучше пополнить объем жидкости в системе через нижний кран, подключенный к водопроводу. Поступающая снизу вода заполнит пустоту в трубе и выдавит воздух наружу через отверстие расширительного бака.

В течение отопительного сезона необходимо следить, чтобы расширительный бак был постоянно заполнен водой примерно на 2/3 объема, и при снижении уровня доливать воды.

В закрытых системах используются мембранные расширительные баки. Иногда в них происходит разрыв мембраны, и тогда в систему попадает воздух. Если удается установить, что причина завоздушивания - неисправный расширительный бак, его придется заменить. Но перед началом ремонта, до того как спускать воду из системы отопления, нужно подготовить всё необходимое, чтобы не оставлять надолго дом без тепла.

Каким должно быть правильное устройство системы

При проектировании следует предусмотреть, что в горизонтальных трубах может скапливаться воздух, и как его спустить с системы отопления, будет представлять нелегкую задачу. Поэтому важно, чтобы труба верхней подачи имела небольшой уклон, начиная от стояка и далее по ходу движения теплоносителя. В самой верхней точке устанавливают устройство, позволяющее спустить воздух с отопления. Это может быть обычный кран или кран Маевского, но лучше использовать автоматический воздухоотводчик. В более сложной по конфигурации отопительной системе воздухоотводчики монтируют во всех местах, где может возникать проблема завоздушивания. Тогда не возникнет вопроса, как спустить воздух в одном или нескольких радиаторах отопления, поскольку накапливающиеся пузырьки будут понемногу стравливаться из каждой группы составляющих систему элементов.

Содержание

Воздушные пробки в трубопроводе и радиаторах отопления нарушают нормальную работу системы и снижают ее теплоэффективность. Удаление воздуха из системы отопления помогает исправить ситуацию. К экстренным мерам придется прибегать заметно реже, если грамотно спроектировать и смонтировать автономную систему, предусмотрев установку воздухоотводчиков во всех проблемных местах.

Подготовка системы отопления

Причины формирования воздушных пробок

Готовая система отопления закрытого типа герметична, но это не гарантирует отсутствия воздушных пузырей. Откуда берется газ в трубах и радиаторах?

Воздух в системе отопления появляется по следующим причинам :

  1. Теплоносителем служит водопроводная вода, не прошедшая специальную подготовку - при нагреве растворенный в воде воздух начинает выделяться, и из мелких пузырьков формируются пробки.
  2. Герметичность системы нарушена, и воздух постепенно засасывается через неплотные соединения.
  3. В ходе ремонтных работ часть контура отсоединялась отсечными кранами, производилась замена или очистка каких-либо элементов, а затем в отремонтированный контур вновь был подан теплоноситель.
  4. Трубопровод проложен с нарушениями нормативов - малый угол уклона труб и неправильный монтаж мест перегибов мешает пузырям газа попадать в специальные устройства - воздухоотводчики. В результате газ скапливается на проблемных участках и мешает нормальной циркуляции теплоносителя.
  5. Если система отопления частного дома заполняется очень быстро (или при подаче теплоносителя не в нижней точке), жидкость не способна полностью вытеснить воздух из сложных по конфигурации мест трубопровода и радиаторов.
  6. Воздухоотводчики отсутствуют или неправильно расположены. Также причиной некорректной работы устройства для стравливания воздуха является его загрязнение механическими включениями в неотфильтрованном теплоносителе.

Ручной кран Маевского на радиаторе

Отдельно стоит рассмотреть газообразование в алюминиевых радиаторах. При контакте металла со слабощелочным теплоносителем выделяется водород, который скапливается в самой верхней точке отопительного прибора. Если радиатор не снабдить воздухоотводчиком, со временем газовая пробка не даст теплоносителю свободно проходить по внутренним каналам отопительного прибора.

Признаки и последствия завоздушенности системы

Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах - частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.

Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.


Завоздушивание системы отопления

Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.

Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса . Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.

Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.


Скопившаяся грязь в отопительной системе способствует выходу из строя радиатора

Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой . При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу.


Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип . Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор - если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель . Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.


Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку - в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами - в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан.

Заключение

Приобретая отопительное оборудование, обратите внимание на качество и надежность автоматических воздухоотводчиков - они должны исправно функционировать, чтобы браться за ликвидацию воздушных пробок приходилось только после слива и заполнения контура теплоносителем. Если знать, как спустить воздух с системы отопления, процедура не доставит особых хлопот.

Отопление включено, а батарея в доме по-прежнему холодная? Датчик на приборной панели автомобиля показывает более высокие значения, чем обычно? И в том, и в другом случае есть вероятность, что в батарее или радиаторе скопился воздух, который мешает их нормальной работе. К счастью, эта часто возникающая проблема легко решаема. С использованием нескольких простых инструментов, радиатор в вашей машине или батарея в вашем доме скоро будут делать то, для чего они предназначены - эффективно рассеивать тепло.

Шаги

Спускаем воздух из батареи в вашем доме

    Проведите диагностику вашей батареи. В верхней части батареи - именно оттуда и нужно спустить воздух - находится холодный воздух. Поэтому, когда вы включите обогрев (или когда его включат тепловые сети), либо вся батарея, либо верхняя ее часть будут холодными, в то время как нижняя - будет горячей. К несчастью, полностью холодная батарея может указывать и на другие проблемы (они описаны ниже - прочтите их, прежде чем продолжить). В противном случае из батареи нужно спустить воздух. Будьте осторожны - батареи могут быть очень горячими. Защитите свои руки, когда будете проверять температуру батареи.

    Найдите радиаторный ключ. Если вы решили выпустить воздух из батареи, сначала нужно найти что-нибудь, чтобы открыть «воздушный клапан». Поищите небольшой клапан в верхней части с одной из сторон батареи. На этом клапане обычно есть маленькая квадратная деталь, которую можно поворачивать, чтобы регулировать клапан. Радиаторный ключ - это недорогой металлический инструмент, который необходим для открытия и закрытия воздушных клапанов. Их можно купить почти в любом хозяйственном магазине. Найдите радиаторный ключ подходящего для вашей батареи размера, либо поищите в своем наборе инструментов небольшой ключ или любой другой инструмент подходящего для поворота клапана размера.

    • В некоторых современных батареях клапаны разработаны таким образом, что их можно поворачивать с помощью обычной плоской отвертки. На многих батареях стоят краны Маевского с запорным клапаном игольчатого типа. Чтобы открыть такой клапан, необходимо установить ключ в специальную резьбу, и не спеша прокручивать его против часовой стрелки.
    • Перед тем как продолжить, убедитесь, что у вас есть радиаторный ключ, отвертка или гаечный ключ (возможно, вам понадобится несколько инструментов), - в общем то, что позволит вам открыть клапаны на каждой батарее в вашем доме. Когда дело касается развоздушивания, лучше спустить воздух из всех батарей в доме.
  1. Отключите нагрев. Перед тем, как спускать воздух, обязательно отключите систему отопления (если речь идет о частном доме, сделать это несложно; если же вы живете в многоквартирном доме, придется дождаться весны, когда отопление отключат тепловые сети), так как работающая система отопления может завоздушить всю систему еще больше. Содержимое батареи должно полностью осесть, прежде чем вы приступите к ее развоздушиванию. Подождите некоторое время, чтобы тепло в системе отопления рассеялось, затем проверьте батарею на нагрев. Если какая-либо часть батареи все еще горячая, подождите, пока она полностью остынет перед тем, как переходить к следующему шагу.

    Откройте клапаны батареи. Убедитесь, что как впускной, так и выпускной клапан находятся в «открытом» положении. Затем вставьте радиаторный ключ (отвертку или иной инструмент) в необходимое место воздушного клапана, находящегося в верхней части батареи. Поверните его против часовой стрелки, чтобы открыть клапан. Должен появиться шипящий звук - если так, вы все делаете правильно, воздух выходит из батареи.

    • Открытие воздушного клапана позволит выпустить холодный воздух, препятствующий набору жидкости через трубы, подсоединенные к системе отопления.
  2. Соберите воду из клапана. Как правило, когда воздух выходит из батареи, из воздушного клапана капает вода. Вам потребуется кухонное полотенце, либо какая-нибудь тряпка, чтобы собрать любые капли. Вместо этого можете использовать небольшую миску или тарелку.

    Подождите, пока из воздушного клапана не перестанет капать вода. Когда из воздушного клапана пойдет устойчивый поток воды (а не смесь из воздуха и капель воды), значит, вы выпустили весь воздух, который был в вашей батарее. Снова затяните воздушный клапан (поверните по часовой стрелке), и удостоверьтесь, что нет протечек. Используйте тряпку, чтобы вытереть любую воду, которая разлилась около батареи.

    Повторите данный процесс с каждой батареей в доме. Чтобы убедиться, что вся система отопления развоздушена, лучше всего удалить воздух из всех батарей, даже если проблемы возникли только с одной. Чтобы отопительная система работала должным образом, нужно регулярно спускать воздух из батарей. Чаще всего достаточно спускать воздух раз в год, а также после каждого ремонта или любой модификации в системе отопления.

  3. Если у вас бойлерная система отопления, проверьте уровень давления бойлера. Выпустив лишний воздух из батарей, вы уменьшили общее давление отопительной системы вашего дома. Если давление упадет слишком низко, то тепло может не дойти до некоторых из батарей (особенно тех, которые расположены на верхних этажах вашего дома). Чтобы восстановить давление системы отопления, возможно, понадобится долить в бойлер воды.

    • Для целей отопления жилища вполне хватит давления в 0,8–1 бар. Чем выше давление, тем выше высота, на которую ваша система сможет отправить тепло. Слишком низкие или слишком высокие дома могут потребовать более низкого или более высокого давления бойлера, соответственно.
    • Если у вашего бойлера есть автоматическая система наполнения, он должен автоматически поддерживать давление в 0,8–1 бар без вашего вмешательства. Если нет, добавьте воды вручную - откройте клапан подачи воды бойлера, пока показатели давления не вырастут до 0,8–1 бар.

Выпускаем воздух из радиатора автомобиля

  1. Поищите признаки, указывающие на то, что радиатор автомобиля вышел из строя. Воздух из радиатора автомобиля необходимо удалять по той же причине, что и из домашней батареи - в системе охлаждения автомобиля образовалась воздушная пробка. Вследствие чего антифриз перестает эффективно циркулировать, что приводит к перегреву автомобиля. Если вы наблюдаете один или более из перечисленных ниже признаков, то, скорее всего, из радиатора вашего автомобиля нужно удалить воздух.

    • Ненормально высокая температура на датчике температуры приборной панели.
    • Жидкость, вытекающая из радиатора.
    • Странные запахи, исходящие из двигателя, особенно сладкие запахи (из-за того, что антифриз протекает и/или сгорает).
    • Кроме того, может быть хорошей идеей выпустить воздух из радиатора после замены запчастей в системе охлаждения или после проведения технического обслуживания. Во время проведения техобслуживания в систему может попасть воздух - следите за показателями температуры после каких-либо изменений в системе охлаждения.
  2. Найдите и ослабьте воздушный клапан автомобиля. У некоторых автомобилей воздушные клапаны встроены в систему охлаждения и работают путем выпуска воздуха, точно так же, как воздушные клапаны на домашней батарее. Просмотрите руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы узнать, где найти воздушный клапан. Обычно он расположен в самой высокой точке системы охлаждения, чтобы наиболее эффективно выпускать воздух, который обычно поднимается вверх.

    • Чтобы выпустить воздух из радиатора автомобиля с помощью воздушного клапана, просто ослабьте его, пока не услышите шипящий звук выходящего воздуха. Используйте какую-нибудь тряпку, чтобы собирать любую выливающуюся охлаждающую жидкость, а затем снова затяните клапан, когда из него польется стабильная струя охлаждающей жидкости.
    • В некоторых автомобилях нет специальных воздушных клапанов. Не волнуйтесь, выпустить воздух из радиатора такой машины все же возможно, но другими способами (читайте ниже).
  3. Перед поднятием автомобиля не забудьте ослабить или снять крышку с радиатора.
    • В некоторых моделях автомобилей радиатор может быть расположен не спереди - если вы не уверены, обратитесь к руководству по эксплуатации вашей машины.
  4. Выполните процедуру «прочистки и наполнения» . После того, как вы выпустили воздух из радиатора автомобиля, будет неплохо добавить новую охлаждающую жидкость. Возможно, воздух, который был внутри, искусственно увеличивал количество охлаждающей жидкости, отображаемое приборами - в системе может быть нехватка охлаждающей жидкости, о которой вы даже не подозревали. Удалите старую охлаждающую жидкость из системы, и добавьте новую, согласно любым инструкциям, указанным в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Ниже даны общие инструкции по замене охлаждающей жидкости в автомобилях:

    • Дайте двигателю полностью охладиться.
    • Разместите дренажную емкость под сливным клапаном радиатора, чтобы собрать старую охлаждающую жидкость.
    • Заполните водой автомобильный радиатор, затем слейте ее из сливного крана.
    • Закройте сливной кран и добавьте новую охлаждающую жидкость - обычно это смесь 50/50 из антифриза и дистиллированной воды (не водопроводной воды, так как она может содержать растворенные вещества).
    • Снова выпустите воздух из радиатора, чтобы удалить любой воздух, появившийся в процессе прочистки и наполнения.
  • Во время выполнения данной процедуры наденьте старую одежду - жидкость из батареи или радиатора может быть очень грязной.

Если при включении отопительной системы некоторые батареи остаются холодными, это является следствием их завоздушивания. То есть, в них образуются пузырьки воздуха, требующие обязательного удаления. В некоторых случаях система начинает заметно булькать и журчать, как это делают небольшие лесные ручьи. Все это указывает на то, что отопление необходимо развоздушить. Давайте посмотрим, как спустить воздух из батареи отопления и какие инструменты нам для этого понадобятся. Также мы расскажем, откуда берется воздух в системах закрытого типа и открытого типа.

Причины завоздушивания

Многие люди интересуются, почему в системах отопления появляется воздух. И это действительно вызывает удивление, ведь отопительные системы являются герметичными. На самом деле завоздушенность – это довольно частое явление, проявляющее себя в частных домах и в многоквартирных домах. Только в многоквартирных постройках проблемой развоздушивания занимаются профильные специалисты поставщика тепла. В собственном доме этим вопросом придется заниматься самостоятельно.

Прежде чем мы расскажем, как спустить воздух из радиатора отопления, поведаем об основных причинах образования воздушных пробок:

  • Естественное образование воздуха при использовании алюминиевых радиаторов и некоторых других видов батарей низкого качества. Воздушные пузырьки образуются здесь в результате протекающей реакции между металлами и водой;
  • Проникновение воздуха вместе с водой – здесь могут содержаться растворенные газы, не проявляющиеся при обычных условиях, но выделяющиеся при нагревании и контакте с металлическими поверхностями, из-за чего теплоноситель воздушится;
  • При проведении ремонтных работ – батарея действительно может оказаться завоздушена после последнего ремонта. Если не спустить воздух, батарея в месте проведения ремонта может оказаться холодной;
  • Нарушение технологий монтажа отопительной системы – воздух в системе отопления может появиться еще на этапе проведения монтажных работ. И если монтажники не соблюдали уклоны и не ставили клапаны, позволяющие спускать воздух из системы из батарей, то проблема становится постоянной;
  • Трещины или случайные щели в элементах системы – через них происходит засасывание воздуха снаружи.

Воздушная пробка в системе отопления – это не всегда признак того, что монтажники сделали свою работу некачественно. Если батареи завоздушиваются постоянно, это может указывать на проблемы с водой – нужно провести ее анализ и установить систему водоочистки. Чаще всего воздушит именно алюминиевые батареи, в то время как биметаллические радиаторы такому практически не подвержены.

Существует еще одна причина попадания воздуха в батареи отопления – через пластиковые трубы. Некоторые их виды оснащаются далеко не самым качественным кислородным барьером.

На что влияет воздух

На тепловом снимке особенно наглядно показано как сильно наличие воздушных пробок сказывается на температуре батареи.

Наличие воздуха в батареях отопления является препятствием для их нормального функционирования. В том месте, где скапливаются воздушные пробки, образуется холодная область. В результате эффективность работы падает, в помещениях становится заметно прохладнее. Если не выпустить воздух, то обогрев не сможет работать в полную силу.

При запуске циркуляционного насоса от батарей и труб слышно легкое бульканье – это прямой признак того, что у вас завоздушило систему отопления. Насос не может продавить напором воздушные пробки, из-за чего те циркулируют на месте, вызывая образование журчащих звуков . И поднимать напор бесполезно, так как нужно либо провести стравливание, либо попытаться долить в систему воду – иногда это действительно помогает.

Иногда воздушные пробки образуются прямо в трубопроводах систем отопления. В результате этого теплоноситель не может пробиться к батареям, так как ему мешает воздух. Нужно как-то избавляться от него, иначе возможен выход из строя отопительного котла – он просто перегреется из-за отсутствия нормальной циркуляции.

Как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Специалисты-медики говорят, что болезни можно лечить, но еще лучше предупреждать их появление. То же самое относится к отоплению и пробкам из воздуха. Давайте посмотрим, как избавляться от уже возникших пробок, а также поговорим о том, как избежать их появления в дальнейшем.

Предупреждение образования воздушных пробок

Избежать появления воздуха в системе отопления можно еще на самом первоначальном этапе ее запуска. Для этого необходимо правильно заполнить трубы и батареи теплоносителем. В открытых системах это делается следующим способом:

  • Открываем все вентили, чтобы обеспечить беспрепятственное движение теплоносителя;
  • Сливной вентиль оставляем закрытым;
  • Начинаем аккуратно наполнять систему водой.

Обратите внимание, чтобы напор был не очень большим.

При наполнении отопления закрытого типа следует спускать воздух следующим способом:

  • Подключаем опрессовочный насос, позволяющий прокачать стабильное давление в отоплении;
  • Закрываем краны на радиаторах;
  • Дожидаемся заполнения системы.

При кажущейся простоте кран Маевского является чрезвычайно эффективный инструментом, отлично выполняющим поставленную задачу.

Теперь необходимо заполнить водой батареи и избавиться от воздуха с помощью кранов Маевского. Последовательно обходим все отопительные приборы, аккуратно открываем вентили, впускаем теплоноситель, удаляем воздушные массы с помощью вышеуказанных кранов, после чего вентили закрываем. В трубах должно поддерживаться давление в одну атмосферу, поэтому выполнять операцию удобнее вдвоем. На завершающем этапе работы включаем обогрев, дожидаемся достижения заданной температуры, после чего повторяем процедуру с батареями.

Предупредить появление воздуха в отоплении помогут хорошие радиаторы, например, стальные или биметаллические – в них вероятность образования воздушных пробок снижается почти до нуля. При проведении монтажных работ необходимо уделять внимание герметичности, аккуратно и полностью затягивая все соединительные части. Также рекомендуется в обязательном порядке установить автоматические или ручные спускники воздуха.

Один из воздухоотводчиков устанавливается в самой верхней точке, так как воздух в батареях и трубах имеет свойство скапливаться в верхних частях систем отопления.

Что делать при образовании воздушных пробок

Наша задача – правильно стравить воздух из системы отопления. Если в доме или в квартире с индивидуальным отоплением установлены привычные многим радиаторы из чугуна, то дело осложняется тем, что в них может и не быть средств для устранения воздушных пробок. Спуск воздуха с чугунной батареи производится несколькими способами:

  • Путем аккуратного откручивания заглушки с помощью газового ключа;
  • Путем удаления теплоносителя и встраивания клапанов, позволяющих спустить воздух в любое время;
  • С помощью высокого давления воды – позволяет пробить воздушную пробку.

Первый способ самый сложный. Во-первых, заглушка может быть закрашена многочисленными слоями краски – ее нужно как-то содрать. А во-вторых, заглушка может напрочь приржаветь к корпусу батареи – в этом случае следует воспользоваться какой-либо жидкостью, позволяющей ослабить хватку ржавчины.

Открутить заржавевшую заглушку поможет всем известная жидкость WD-40, хорошо проникающая в самые глубокие слои ржавчины.

Собираясь спускать воздух из чугунной батареи, не забудьте подставить под заглушку ведро, таз или любую другую емкость, в которую будет сливаться вода. Кстати, именно вода указывает на то, что воздушная пробка уже вышла. После этого закручиваем заглушку обратно.

Следующий способ заключает в том, чтобы установить в чугунную батарею автоматический или ручной спускник воздуха. Местом для его установки служит все та же заглушка. Нарезаем в ней резьбу и монтируем воздухоотводчик. Теперь, как только в отоплении возникнет воздушная пробка, воспользуйтесь отводчиком и ваша проблема будет решена.

Если нет крана Маевского, согнать воздух можно с помощью мощного напора воды. Подключите отопление к водопроводу, откройте водопроводный кран с водой и дождитесь, пока давление сможет устранить воздушную пробку. Этот способ хорошо подходит для старых отопительных систем, где над проблемой завоздушивания особо никто не задумывался.

Удаление воздушной пробки спускниками

Спустить воздух из батареи отопления, а заодно и из труб, помогут автоматические или ручные спускники (краны Маевского). Сегодня они монтируются на все радиаторы, так как завоздушенность может проявить себя где угодно, даже если соблюдаются все нормативы и правила проведения монтажных работ. Стоит воздушный кран для радиаторов недорого, а пользы от него много – он позволит в любой момент прогнать образовавшийся воздушный затор.

Для того чтобы спустить воздух из батареи с помощью крана Маевского, необходимо определить место возникновения воздушной пробки. Делается это на ощупь, нужно просто ощупать отопительные приборы после запуска котла. Там, где вы обнаружите холодные участки, располагаются пробки, мешающие работе отопления – именно их нам и нужно удалить с помощью крана Маевского.

После того как будет определена локация пробки, необходимо повернуть кран и добиться выхода обнаруженного там скопления воздуха. Не забудьте подставить ведро или таз, чтобы не залить полы. Сигналом того, что вся воздушная пробка благополучно вышла, является струйка воды, сочащаяся из-под клапана. Пока вода пузыриться, это значит, что воздушные массы все еще выходят. Аналогичную процедуру проводим и на других батареях, где обнаружены пробки.

Проще всего установить на батареях отопления автоматические спускники воздуха. Их основные преимущества:

  • Самостоятельная работа, не требующая вмешательства человека;
  • Компактное исполнение – они не испортят интерьер;
  • Надежность – будучи исправными, они не подведут.

Автоматические спускники позволяют спустить даже самые небольшие количества воздуха. То есть, они не допускают его накопления. А ведь накопившиеся воздушные массы не только препятствуют работе отопления, но и приводят к образованию коррозии.

Теперь вы знаете, как можно убрать воздух из батарей отопления – проще всего сделать это с помощью автоматических спускников. Если в вашей системе их все еще нет, ничто не мешает смонтировать их в летний сезон, когда обогрев будет отключен. При отсутствии возможности установить спускники на батареях, их можно смонтировать рядом, прямо на трубе, вырезав небольшой участок и смонтировав туда тройничок с клапаном.

Видео

Казалось бы, что может быть проще слива воды из системы отопления? Ведь для этого достаточно подсоединить к батарее сливной шланг и открыть воду. Однако неправильно проделанная операция может привести к самым неприятным результатам, особенно в случае непредвиденных ситуаций в квартирах, где водой попросту можно залить всех соседей. О правилах удаления жидкости из отопительной системы мы поговорим в данной статье.

Сливаем теплоноситель в квартире правильно

Вмешиваться в работу системы отопления следует только в том случае, если такие действия необходимы для нормальной работы коммуникации, предотвращения или устранения поломок. К примеру, заменить радиатор в комнате без предварительного слива жидкостей невозможно. Помимо этого, удалять жидкость из труб нужно при возникновении протечек, загрязнении системы и при необходимости заменить теплоноситель на новый.

В автономной системе домашнего отопления слить теплоноситель проще всего. Для выполнения таких работ не требуется специальных разрешений и согласований, так как даже возникновение непредвиденных ситуаций в этом случае не может нанести существенного вреда людям. Для замены теплоносителя выполняем следующие работы:

  1. 1. отключаем нагревательный котел;
  2. 2. дожидаемся полного остывания воды в системе;
  3. 3. перекрываем вентиль подпитки системы холодной водой;
  4. 4. открываем специальные воздушные клапаны, которые обязательно присутствуют в закрытых коммуникациях.

Современные отопительные сети имеют сливные краны, которые располагаются в самой нижней точке системы – обычно на обратном трубопроводе в непосредственной близости к котлу. После выполнения описанных выше операций подключите к этому крану шланг, через который воду можно будет спустить из контура. Когда теплоносителя в сети теплоснабжения не останется, можно приступать к ремонту коммуникации, замене ее поврежденных элементов или к любым другим работам, ради которых и выполнялся слив.

Правильно сливать воду с труб и батарей автономной системы сложнее, если в доме установлен "теплый пол". В этом случае для удаления теплоносителя придется к входному патрубку сети подключить компрессор, который поможет вытеснить воду из труб с помощью воздушного давления. Хотя далеко не всегда необходимо полностью сливать воду из системы. К примеру, если нужно в доме заменить только одну отопительную батарею, можно слить теплоноситель только из нее, конечно, если это позволяет сделать конструкция системы и особенности ее монтажа.

Очень желательно предусматривать возможность слива воды из конкретного радиатора за счет установки клапанов и кранов.

Чтобы при выполнении описанных рекомендаций замена теплоносителя не вызвала больших проблем, необходимо заранее подготовить подходящую по размеру емкость. В нее должна без остатка поместиться вся жидкость из автономного теплоснабжения. В некоторых случаях можно просто воспользоваться длинным шлангом, который протягивают от сливного крана отопления на улицу. Однако чем длиннее шланг и чем он старше, тем выше вероятность возникновения протечек во время ремонта отопительной сети.

Слить теплоноситель из системы отопления, расположенной в многоквартирном доме, намного сложнее. Если вам нужно удалить воду из коммуникации, чтобы провести ее модернизацию, придется освобождать от теплоносителя весь стояк, проходящий по всем квартирам, расположенным в одной вертикали. Такой ремонт требует предварительного согласования с компанией, обслуживающей теплоснабжение многоквартирного дома.

Услуга слива воды из стояка является платной, она выполняется сотрудниками ответственной компании, ее стоимость зависит от времени выполнения ремонта. Дороже всего слив в зимний период во время отопительного сезона, а дешевле всего летом. Потому вам следует заранее планировать модернизацию и обслуживание элементов теплоснабжения.

Как заменить радиатор – процедура демонтажа в многоквартирном доме

Проще всего заменить радиатор в сравнительно новых квартирах, в которых инженерные коммуникации смонтированы грамотно, и строителями предусмотрена возможность слива жидкости из системы, не затрагивая общий стояк. Чтобы в такой квартире заменить радиатор, предварительно перекройте запорные краны на входе батареи, прекратив тем самым подачу воды в отдельные участки отопительной сети, но не прекращая циркуляцию жидкости в целом. Дальнейшие ваши действия по работе с теплоносителем зависят от того, предусмотрены ли в конструкции системы выпускные краны на радиаторах. Если краны есть, то к ним нужно лишь подключить шланг и спустить жидкость в большую емкость.

С однотрубным отоплением необходимо работать иначе. Вам придется сначала открыть кран на байпасе (обходе), представляющем собой резервный путь для теплоносителя, которым пользуются для замены радиатора. Только после открытия крана на байпасе можно перекрывать запорные краны с обеих сторон на самой батарее.

После этого можно приступить к отсоединению радиатора от отопительной сети в доме. Когда вместо поломанной батареи будет установлена новая, необходимо проверить герметизацию соединения, проконтролировать затяжки контргаек и только после этого постепенно открывать краны на входе и выходе радиатора. В конце можно открыть кран Маевского и медленно перекрыть байпас, чтобы радиатор заполнялся постепенно. Медленное заполнение системы предотвратит гидравлический удар, а воздух из батареи выйдет через кран Маевского. Кран можно будет перекрыть после того, как через него начнет поступать вода.

Решаем проблемы с отопительной сетью

Проблемы с инженерными коммуникациями случаются достаточно часто, однако для ремонта теплоснабжения вовсе не обязательно всегда удалять теплоноситель из труб. К наиболее распространенным проблемам в работе отопления можно отнести:

  • попадание воздуха в контур системы;
  • загрязнение;
  • недостаточный диаметр труб системы;
  • низкая мощность насоса циркуляции;
  • отсутствие обратных клапанов в сложных сетях;
  • допущение различных ошибок при монтажных работах.

Проблемы в сети отопления нередко связаны друг с другом. К примеру, журчание воды в трубах может быть вызвано как попаданием воздуха в трубы, так и плохой герметизацией соединений, наличием протечек. Чтобы система обеспечивала квартиру необходимым количеством тепловой энергии и не вызывала дискомфорта у пользователей, ее постоянно нужно проверять. Следите за качеством соединения, стравливайте воздух через краны Маевского, а если своими силами обнаружить проблему и избавиться от нее не удается – обращайтесь за помощью к профессионалам.

Своевременный вызов специалистов при обнаружении малейших признаков проблем в работе отопления позволит избежать серьезных неисправностей, для устранения которых придется тратить свои деньги и время, получать разрешения на слив воды из стояка и согласовывать свои работы с ответственными инстанциями.