Как избавляться от вредных привычек? техника «взмах» нлп. Простое описание техники взмаха Техника нлп взмах как делается

Штукатурка

Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, «с чувством, толком и с расстановкой», познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха (описание взято мною из книги Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»).

1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то "еприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ - ка- Ким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен - который сильно влечет вас и нравится вам.

4.Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова - пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверки - поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Отчасти я об этом уже говорил. Не обнаружили «истинную» картинку-триггер (то, что действительно «запускает» нежелательное состояние или поведение). И не нашли устраивающий ваше бессознательное новый образ себя. Это - как основное и главное т. е. необходимое. А чтобы оно стало еще и достаточным, сообщаю вам четыре (пока) условия эффективных «взмахов» (привожу их по книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас - удивительно плодовитых энэлперов, с техниками которых вы не раз еще встретитесь на страницах этой книги).

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно - то есть, чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении - от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах - это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим с амым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно больше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как известно, лучший способ понять что-то самому, объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя - как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку - ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая - темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, - это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.


Нейролингвистическое программирование (НЛП) – психотерапевтическая концепция, согласно которой за счет изменения в сознании психического образа жизненной ситуации изменяется психическое состояние человека, что способствует эффективной реализации себя в жизни и удовлетворению актуальных потребностей. Теория и практика НЛП подробно описаны во многих работах, как новых, так и ставших уже классическими (Альдер, 1998, 2000; Андреас, Андреас, 1999а, 19996; Андреас и др. 2000; Бэндлер, 1998; Бэндлер, Гриндер, 1992, 1994; Гриндер, Бэндлер, 1996; Дилтс, 1994; 1997, 1998; О"Коннор, Сеймор, 1997; Мак-Дермотт, О"Коннор, 1998; Таланов, Малкина-Пых, 2003). В данном разделе мы приводим только те испытанные техники НЛП, которые уже себя хорошо зарекомендовали в лечении ПТСР.

Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП-терапевта является обеспечение доступа клиента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение клиента тому, как ими пользоваться. Выполнение этих задач достигается использованием различных техник, таких, как: «интеграция якорей», «визуально-кинестетическая диссоциация», «шестишаговый рефрей-минг», «взмах».

^ Техника интеграции якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику у участников экстремальных ситуаций уже на начальных этапах работы. Ее применение особенно желательно при фиксации клиента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с травматической ситуацией. Она может использоваться как основная или же как вспомогательная в составе других технических приемов НЛП-терапии.

Якорение – процесс, посредством которого любое внутреннее или внешнее событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.

^ Положительный якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).

Отрицательный якорь – якорь, вызывающий проблемное состояние (неприятное переживание).

При установке якоря лучше пользоваться тремя правилами:

1. Якорь ставится незадолго до пика переживания. В момент пика его нужно постепенно убирать. Это очень важно. Только в этом случае произойдет связывание: мозг свяжет состояние и внешнее событие.

2. Якорем может быть движение, звук, прикосновение.

3. Воспроизводить якорь следует чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Тактильные якоря. Одни из самых надежных и удобных в установке – тактильные якоря. Это якоря, которые ставятся прикосновением к телу клиента. Они действительно достаточно удобны и надежны, потому что прикосновение – всегда прикосновение. Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, визуальный неудобен тем, что клиент может отвернуться или закрыть глаза, а прикосновение всегда замечается и срабатывает.

При установке важно запомнить, что куда поставил. Одна из рекомендаций – разделять, какой рукой ставить положительные (ресурсные) якоря, какой – отрицательные.

Следует учитывать, что некоторые люди по самым разным причинам вообще не любят прикосновений, й если попытаться поставить им тактильный якорь реакция может быть непредсказуемой.

Внезапное прикосновение обычно вызывает напряжение у клиента. Так что или стоит задать «кинестетический» стиль общения, при котором прикосновение естественно и органично, или использовать другие якоря.

Хорошо поставленный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, он там естественен и незаметен.

Визуальные якоря. Визуальным якорем может быть «поза гипнотизера», характерное движение, положение в пространстве, мимика. Но следует помнить о том, что большинство якорей желательно удерживать продолжительное время. Обычно рекомендуется использовать позу или положение в пространстве. Но предпочтительнее выбирать такие позы, которые больше не будут использоваться при общении с клиентом, чтобы якорь не сработал в совершенно ненужном месте.

Аудиальные якоря. Можно разделить все аудиальные якоря на два типа: голосовые и звуковые.

Голосовые ставятся определенной характеристикой голоса: интонации, высота, скорость и т.п. или их сочетанием. Естественно, не следует употреблять эту высоту или скорость для чего-либо, кроме якорения и воспроизведения якоря.

Звуковые якоря ставятся с помощью подручных предметов (можно использовать дудочку, колокольчик и т.д.).

^ Вызов состояния. Самая важная задача при работе с якорями – это не сама установка якоря, а получение состояния, которое потом можно использовать.

Терапевт может просто дождаться того момента, когда клиент сам войдет в подходящее вам состояние. Это удобно, если общение происходит в виде монолога, но при условии, что вы можете поставить якорь, то есть клиент на вас изредка смотрит или вы можете издать звук, который он может услышать. Недостаток этого пассивного способа – ждать иногда приходится долго.

Но существуют активные способы вызова состояния:

– прямолинейный: попросить клиента войти в нужное вам состояние;

– можно предложить клиенту вспомнить ситуацию, в которой он испытывал нужное вам состояние;

– можно подстроиться к клиенту и повести его в нужное состояние, а потом поставить якорь.

^ Техника визуально-кинестетической диссоциации. Это одна из самых эффективных и быстродействующих психотехник при работе с людьми, перенесшими тяжелую психотравму – экстремальную ситуацию, участник которой чувствует себя беспомощным и беззащитным. Это ведет к формированию своеобразной фобической реакции, имеющей, как правило, охранительный, защитный характер в специфическом контексте, связанном с опасностью для клиента. В дальнейшем эта реакция генерализируется, т.е. этот паттерн реагирования переносится в другие – неадекватные и отличные от первоначального – контексты. Это, в свою очередь, приводит к формированию патологического реагирования в самом широком диапазоне ситуаций, т.е. к дезадаптивному поведению и разнообразным формам невротических проявлений и делин-квентного поведения, а в дальнейшем к патохарактерологиче-скому развитию.

В большинстве случаев после подобной ситуации человек не отдает себе сознательного отчета в том, насколько сильно психотравмирующее переживание накладывает отпечаток на его жизнь и деформирует систему отношений. При таком характере психической травмы найти позитивное переживание достаточной интенсивности для совмещения обоих состояний (техника якорения) просто невозможно. Здесь уместно говорить о наличии некой отщепленной части человека, которая продолжает страдать, вновь и вновь переживать прежнюю ситуацию и взаимодействует с миром через призму боли и страдания. Отсюда становится понятной необходимость отреагировать на «ущемленный аффект», психотравмирующую ситуацию, изменить к ней отношение, позволить страдающей части получить поддержку и сострадание и, в конечном итоге, интегрировать ее с личностью клиента.

В технике визуально-кинестетической диссоциации эти задачи решаются посредством диссоциации клиента от негативных чувств, пережитых во время психической травмы. Клиент должен посмотреть на происшедшее с ним со стороны, т.е. перейти от ассоциированного повторного переживания психотравмирующего события к диссоциированному. Вспоминая психотравмирующее событие в ассоциированной форме, человек вновь и вновь переживает его, словно оно происходит «здесь и сейчас», он как бы снова возвращается назад в прошлое, чтобы вновь переживать чувства безнадежности, страха и боли. Но существует другой способ восприятия и переработки информации, обеспечивающий способность, оставаясь эмоционально невовлеченным, посмотреть со стороны на свой прошлый психотравмирующий опыт, располагая при этом всеми ресурсами и знаниями, всем опытом прошлого, жизнеощущением настоящего и целеполаганием на будущее. Таким способом является диссоциированная форма восприятия. Обычно приятные события запоминаются в ассоциированном, а негативные – в диссоциированном виде. При диссоциированном отношении к собственному жизненному опыту можно оставаться сострадающим, сопереживающим, пережившим и во многом постигшим происшедшее, но в то же время пребывать в настоящем и смотреть на все происшедшее со стороны. Находясь в такой новой, более конструктивной позиции, клиент может изменить отношение к происшедшему, вернуть психотравмирующую ситуацию в ее ограниченный контекст, оказать эмоциональную поддержку страдающей части себя, повернуться к ней душой и сердцем, интегрировать ее в себя.

^ Шестишаговый рефрейминг. В самом общем виде круг проблем, решаемых с помощью этой психотехники, можно разделить на два типа.

К первому, основному, относятся паттерны когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования, часто возникающие при ПТСР. Больной воспринимает их как неадекватные, не устраивающие (не удовлетворяющие) его в данном контексте, но, несмотря на понимание, он не может изменить или исправить их. К этому часто примешиваются некоторая навязчивость в их возникновении и развитии, чувство их автоматичности, неуправляемости, неподвластности сознательному контролю. Ко второму типу относятся самые разнообразные психосоматические проблемы, также часто встречающиеся у участников военных действий. С помощью этой техники можно: сформировать новые, более адекватные способы поведения; сделать личность более цельной, интегрированной; построить чувство доверия к себе, веру в свои способности; вывести на сознательный уровень истинные мотивы и цели поведения; разрешить возникшие в результате перенесенных трагедий и ПТСР внутриличностные и межличностные конфликты.

Рефрейминг (от английского frame – рамка) – переформирование. Смысл любого события зависит лишь от того, в какую рамку мы его вставим, с какой точки зрения на него посмотрим. Меняется рамка – меняется смысл. Когда меняется смысл – реакции и поведение тоже становятся иными. Умение помещать события в различные рамки и придавать им различное значение очень важно и дает человеку больше свободы выбора. Существуют два основных вида рефреймин-га: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

^ Рефрейминг контекста. Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие формы поведения начисто лишены ценности и целесообразности. Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа «Я слишком...» или: «Я бы хотел прекратить...». Спросите себя:

Когда это поведение было бы полезным?

При каких обстоятельствах это поведение является ценным ресурсом?

Когда клиент найдет тот контекст, в котором данное поведение является подходящим, он может мысленно прорепетировать его именно в этом контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста.

^ Рефрейминг содержания. Содержание опыта – это то, на чем человек фокусирует свое внимание, придавая ему то значение, какое ему нравится. Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: «Я начинаю сердиться, когда мною командуют» или: «Я впадаю в панику, когда приближается крайний срок».

Задайте себе вопросы:

Что еще это могло бы означать?

Какова позитивная направленность этого поведения?

Как еще я мог бы описать это поведение?

^ Техника взмаха. Эта техника позволяет быстро и эффек-

тивно изменять ригидные стереотипы на более адекватные и приемлемые для клиента способы реагирования. В результате формируются не только новые, более позитивные реакции, но и более продуктивный «Я-образ». Подробнее про технику взмаха см. ниже (Техника 5).

ТЕХНИКИ

Здесь и далее приводятся примеры указаний, которые терапевт дает клиенту для обучения данной технике. В обращении с клиентом вполне допустимо применять формулировки, пусть и не совпадающие с использованными здесь терминами НЛП, зато более понятные клиенту.

ТЕХНИКА 1. «Постановка ресурсных якорей»

1. Выявите ситуацию, в которой вам не хватает ресурсов (это может быть ситуация постоянного мысленного переживания травматической ситуации).

2. Определите необходимый ресурс (например, уверенность или чувство спокойствия).

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящим – спросите себя: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» (Если да, продолжайте, если нет, вернитесь к шагу 2).

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, когда он проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать (визуальные, аудиальные, кинестетические).

6. В воображении полностью вернитесь в переживание ресурсного состояния, переживите его снова.

7. Когда переживание достигнет пика интенсивности, выйдите из него.

8. Снова переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, поставьте якорь. Повторите это несколько раз.

9. Проверьте качество якорения, убедившись, что вы действительно входите в это состояние, включив якоря. Если вы не удовлетворены, повторите шаг 6.

ТЕХНИКА 2. «Создание цепочки якорей»

1. Определите, как именно вы узнаете, что испытываете неприятные переживания, связанные с травматическим событием. Что дает вам узнать об этом – мысли, поза, движения, дыхание и т. д.?

2. Решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму после этого? К какому третьему и т. д. (Например, ваша «цепочка» может выглядеть следующим образом «волнение»–«спокойствие»–«любопытство»– «творчество» .)

3. Вспомните о времени, когда вы были очень спокойны и закрепите это состояние тактильным якорем (удобнее всего использовать касание определенным пальцем определенной части тела).

4. Выйдите из этого состояния спокойствия, вспомните, когда вас обуревало любопытство, и поставьте якорь этого состояния, заметно отличающийся от предыдущего.

5. Проделайте это для состояния творчества (тоже «заякорите» его).

6. Вернитесь к переживанию волнения (например, вспомните то, из-за чего вы серьезно волновались в последний раз).

7. Как только вы почувствуете сигнал волнения, включите якорь спокойствия, когда это состояние достигнет максимума, «запустите» якорь любопытства, а после – творчества.

ТЕХНИКА 3. «Интеграция якорей»

Принцип «смешивания» двух противоположных неврологических процессов положен в основу очень мощной техники сталкивания, или интеграции, якорей.

Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы были особенно уверены в себе, полны творческой энергии или просто здоровы (выберите что-то одно).

1. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание.

2. Теперь вспомните травматическую ситуацию, которая вызывает у вас негативные воспоминания. Установите якорь левой рукой на своем левом колене.

3. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное состояния сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная, и/или менять состояние с нездорового на более здоровое.

4. Теперь вообразите себе проблемную или травматическую ситуацию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче найти ресурсы в данной ситуации (по мере того как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «доступность ресурса», попав в соответствующую проблемную ситуацию, или просто выздороветь значительно быстрее.

ТЕХНИКА 4. «Круг совершенства»

Цель этой техники заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и психики человека. По своей сути это интеграция якорей с многократным нахождением ресурса.

1. Определите ваше совершенное состояние. Выберите из вашего прошлого состояние, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны настолько, что это позволяло вам быть в наилучшей форме и действовать в полную меру своих способностей.

2. Создайте «круг совершенства». Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что это – ваш «круг совершенства». Попытайтесь представить, что в нем появляется цвет – какой?

3. Вспомните состояние совершенства, достигните, опишите его, дополните, если надо, и ассоциируйте с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии):

a) переживите вновь ваш опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас;

b) опишите – осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и особенно – то, как вы видите и слышите все, что происходит;

с) дополните ощущение, если оно не совсем полно, путем систематического повторения упражнения, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которые создают «дополненное» состояние совершенства, и определите, как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Теперь вступите в круг и проверьте, возвращаются ли к вам спонтанно все физиологические ощущения совершенства. Выйдите из круга. Еще несколько раз повторите вход и выход. Если вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу 3.

6. Создайте необходимый контекст. Определите будущую ситуацию, которая для вас, как правило, проблематична, но в которой бы вы хотели быть способным в любой момент автоматически получить чувство совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете такого, что дает вам знать, что сейчас вы столкнетесь с проблемой).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом все это совершенство отражается на ситуации. Заметьте виды связи, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите из круга.

8. Проверьте себя. Опять подумайте о той будущей ситуации. Можете даже задать себе несколько вопросов о ней (например: «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно бывает для меня неприятным или трудным?»). Главное здесь – быстро и автоматически достигнуть состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из вашего описания (шаг 3).
^

ТЕХНИКА 5. «Взмах»


1. Определите свою нежелательную реакцию (поведение) – например, ощущение тревоги, сердцебиение и т. д. – теперешнее состояние.

2. Выясните картину-триггер:

a) определите, какие именно состояния предшествуют нежелательной реакции, например: возникновение чувства тревоги или страха – что вы такого видите (слышите, чувствуете), что заставляет вас волноваться? Если вы можете определить только аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ: «Если бы этот звук или чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?».

b) создайте большой яркий ассоциированный образ того, что вы видите как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте свое «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и мысленно отложите эту картинку в сторону.

3. Создайте новую картину – желаемое состояние. Представьте картинку-себя – каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения? Убедитесь в том, что вы представляете себе диссоциированную картинку себя как другого человека – более способного и имеющего большую свободу выбора. Убедитесь в том, что картинка:

a) отражает ваше новое качество, а не какое-нибудь конкретное поведение;

b) диссоциирована и остается таковой;

c) нравится вам;

d) не имеет узкого контекста (сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Проведите экологическую проверку. Глядя на это изображение самого себя таким, каким вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком? Используйте любые возможности изменить эту картинку так, чтобы полностью согласиться с новым образом себя.

5. Подготовьтесь к взмаху. Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа.

6. Сделайте взмах. Представьте, как картинка желаемого образа быстро становится больше и ярче, а картина

триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального «экрана», представив себе что угодно другое.

7. Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

8. Проверьте успешность упражнения. Представьте себе ту самую ситуацию: что происходит? Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.
^

ТЕХНИКА 6. «Буквальный рефрейминг»


1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: воспоминание о травмирующем событии, нынешняя проблемная ситуация или чувство страха, а может быть, и что-нибудь еще.

2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоции-руйтесь). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, то просто «почувствуйте», что проделываете это, или притворитесь, что сделали.

3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. Отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

5. После того как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая картину и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, проливает иной свет на предмет, нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее или в чьем-то чужом доме может создать совершенно другую перспективу. Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого – или не очень – художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.
^

ТЕХНИКА 7. «Шестишаговый рефрейминг»


1. Идентифицируйте стереотип X, который вы хотите изменить (ваше навязчивое воспоминание или повторное переживание травматической ситуации). «Я хочу прекратить делать X, но не могу», или «Я хочу делать Y, но меня что-то останавливает». Например, «Я хочу прекратить болеть» или «Я хочу выздороветь, но мне что-то мешает».

2. Установите коммуникацию с частью, ответственной за стереотип X.

a) «Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X, общаться со мной в сознании?» Обратите внимание на любые ощущения, которые возникают после того, как вы зададите себе этот вопрос.

b) Установите значение сигналов «да» и «нет». Пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала возрастает, если имеет место ответ «да», и уменьшается, если вы получаете ответ «нет». В качестве сигнала часто удается воспользоваться непроизвольным движением пальца вверх и вниз.

3. Отделите поведение стереотипа X от позитивного намерения той части, которая отвечает за X – ведь это поведение является всего лишь способом достичь какой-либо позитивной цели.

a) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: «Не хочешь ли ты дать мне возможность осознать, что ты стараешься делать для меня с помощью стереотипа X?»

b) Если вы получите ответ «да», попросите эту часть пойти дальше и сказать открыто об этом своем намерении. Если вы получите ответ «нет», оставьте намерение бессознательным, предполагая, однако, что оно существует.

c) Теперь (если ответ был «да») определите, приемлемо ли это намерение для вашего сознания, то есть хотите ли вы иметь часть, которая бы выполняла эту функцию?

d) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: «Если бы тебе были известны способы достижения той же самой цели, которые были бы настолько же хороши, как X, или даже лучше, была бы ты заинтересована в том, чтобы реализовать их?» Добейтесь ее согласия, при необходимости переосмысливая выражения.

4. Получите доступ к творческой части и попросите ее о том, чтобы она генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной позитивной функции.

a) Получите доступ к переживаниям творчества и закрепите их с помощью якоря. Или же спросите себя: «Осознаю ли я, что у меня есть творческая часть?»

b) Попросите часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою позитивную функцию творческой части и разрешите творческой части создать новые способы для достижения этой позитивной цели. Предложите части, ответственной за X, принять по крайней мере три варианта, которые являются настолько же хорошими или лучшими, чем X. Пусть часть X дает сигнал «да» каждый раз, как только она примет какой-либо вариант как хорошую альтернативу X.

5. Спросите часть X: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?» Это обеспечит присоединение к будущему. Кроме того, вы можете просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут запускать функционирование новых вариантов поведения и дать вам полностью пережить то состояние, в котором вы будете находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции.

6. Осуществите экологическую проверку. Спросите: «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из этих трех вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь на шаг 2.

ТЕХНИКА 8. «Визуально-кинестетическая диссоциация»

1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинотеатра.

2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.

3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете, видеть себя в центре кинотеатра, наблюдающего за собой на экране.

4. Включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, которая вызвала переживание. Для контроля над состоянием диссоциации держите руку на выключателе. Если вы начнете ассоциироваться с ситуацией, то одновременно с выходом из будки выключится кинопроектор, и вы «потеряете» ситуацию.

5. Просмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания переживания.

6. Из проекционной будки перейдите в свое тело в зале, а затем – в тело на экране. Другими словами, ассоциируйтесь с ситуацией на экране. Чтобы изображение не исчезло, нажмите предварительно включатель кинопроектора посильнее, и он зафиксируется.

7. Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Вы имеете дело со своим воображением, а в воображении можно сделать все, что угодно.

8. Проделайте процедуру шага 7 за две секунды.

9. Повторите процедуру шага 7 за одну секунду. Сделайте это три или пять раз.

10. Проверка. Подумайте о ситуации, вызывавшей у вас ранее сильное переживание. Другой способ проверки – это в реальной жизни пройти через беспокоившую ситуацию. Эта процедура используется при работе с сильными эмоциональными переживаниями, которые существенно нарушают внутреннее равновесие человека.

ТЕХНИКА 9. «Работа с негативными переживаниями»

1. Представьте травмирующую ситуацию и увидьте все происходящее своими собственными глазами – ассоциируйтесь с ситуацией. Это делается для того, чтобы проверить, действительно ли событие до сих пор доставляет человеку неприятные переживания. Как только вы ощутите негативные эмоции, тут же посмотрите на все происходящее со стороны, т.е. диссоциируйтесь от ситуации.

2. Просмотрите всю ситуацию в диссоциированном состоянии.

3. Отложите эту картинку в сторону. Она понадобится чуть позже.

4. Найдите веселую, бодрую мелодию или песню, которая вам нравится. Мелодия сопровождается каким-либо видеорядом, все это напоминает видеоклип. Прослушайте мелодию вместе с изображением от начала до конца. Важно проверить, действительно ли у вас возникают положительные переживания. Если нет, то найдите другую мелодию.

5. Помещайте на заднем плане изображение с мелодией, а на переднем – картинку негативной ситуации. Просматривайте одновременно два ряда событий с начала и до конца. При этом звучит выбранная на шаге 4 мелодия или песня.

6. Можно повторить процедуру шага 5 три или четыре раза. Проделайте ее быстро – за одну-две секунды.

7. Проверка. Чтобы установить результат процедуры, ассоциируйтесь с негативной ситуацией и переживите ее еще раз. Обратите внимание, как изменилось ваше восприятие события и ваши ощущения.

Техника «взмаха» задаёт мозгу направление в работе и может быть применена для чего угодно: изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого, например, синдрома, как навязчивое состояние, и т.д. В основе метода лежит врождённое стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис.

Техника

  1. Определите проблему, с которой Вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т.д.
  2. Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
  3. Теперь создайте второй образ, вторую картину – как если бы Вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
  4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока ещё маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
  5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удалённым и, главное, неприятным.

Пример . Предположим, проблема, над которой Вы собираетесь работать, – это привычка (обсессия, компульсия) злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, Ваша рука, держащая полную рюмку, и т.д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы Вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек.

Теперь возьмите первую картину, сделайте её большой, яркой, отчётливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и чёткость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это – «взмах».

Как только Вы «махнёте» эти картины, полностью очистите экран. Можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» ещё раз. И так пять раз.

Теперь попробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» проведён эффективно, то это будет сделать трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то будет тусклой, далёкой, а ощущения, связанные с ней, блёклыми. Для того, чтобы «взмах» был эффективным, лучше, чтобы в первой картине Вы себя не видели, даже если у Вас там несчастный, виноватый вид. А вот во второй картине желательно быть самому.

Вконтакте

Все мы имеем различные пристрастия и привычки. У кого-то они более безобидные: переедать на ночь и грызть ногти, а у кого-то довольно опасные для здоровья: алкоголизм и курение. Но зачастую, когда дело доходит до избавления от неприятных и вредных привычек, многие люди не могут себя перебороть.

Встает вопрос: как избавляться от вредных привычек ?

Для избавления от таких зависимостей специалистами в области психологии было создано много способов. Современное направление в психологии - НЛП предлагает техники, которые в отличие от классических (кодирование, медикаментозное лечение), не оказывают прямого влияния на психику и позволяют сохранить личностное ядро человека.

Одна из таких техник перепрограммирования - техника взмах . И в этой статье мы подробно рассмотрим данную технику перепрограммирования подсознания.

Техники, применяемые специалистами в области НЛП, предполагают ненасильственную коррекцию нежелательного поведения с помощью моделирования желательного образа. Большую часть работы выполняет сам пациент, что позволяет достаточно дистанцироваться от психолога и не посвящать его в подробности, которые хотелось бы оставить в секрете. Задача специалиста - объяснить технику и следить за правильностью и эффективностью исполнения, при необходимости корректируя и направляя процесс.

Также, плюс этой техники заключается в том, что ее можно освоить самостоятельно

Большинство вредных привычек имеют рефлекторную природу, то есть человек совершает определенные действия чаще всего неосознанно, повинуясь влиянию каких-либо факторов.

Техника взмах доказала свою эффективность в борьбе с такими формами зависимости. Как большинство методов НЛП, она довольно проста, логична и доступна каждому.

Этапы работы с техникой взмах

Этап №1

Первый шаг на пути к новой жизни - осознание проблемы и ее негативного влияния на жизнь. Для этого необходимо ответить себе на вопросы:

  • Зачем я делаю то, что составляет мою привычку (курю, пью, много ем, и т.д.)?
  • Как это влияет на мою жизнь?
  • Какие выгоды она мне приносит?

Этап №2

Второй этап это определение мотива:

  • Чего я хочу добиться, избавившись от привычки?
  • Какие положительные стороны у жизни без (сигарет, алкоголя и т.п.)?

Этап №3

Третий этап: выяснение образа «пускового ключа», с которого стартует тяга к совершению вредных действий («я курю, потому, что окружающие действуют мне на нервы или мне становится скучно», «я грызу ногти, когда нервничаю или нечем заняться», «я переедаю, когда сижу перед телевизором»). Необходимо создать четкий образ, картинку, символизирующую «пусковой ключ»: рука с сигаретой, бокал с алкоголем, покрасневшие кончики пальцев от обглоданных ногтей, орущий начальник и т.д. - образ должен четким, убедительным и выглядеть, как нежелательный.

Этап №4

Четвертый этап создание «позитивного образа», который должен получиться, если вы оставите свою зависимость: веселый и здоровый облик, гордость, когда вы сообщаете своим знакомым о том, что бросили курить, одежда, в которую вы смогли влезть, после того, как бросили переедать, красивый маникюр и т.д.

Этап №5

На следующем этапе необходимо вызвать образ «пускового ключа», потом заменить его на «позитивный образ», сделать перерыв и повторить все сначала. Скорость смены образов должна постепенно увеличиваться, можно помогать себе внешними раздражителями: щелчком или взмахом руки. Со временем образ «пускового ключа» должен стать более тусклым и менее привлекательным, в отличие от «позитивного». Если этого не происходит, то откорректируйте используемые образы, сделайте их эмоциональную окраску более яркой.

Таким образом, при помощи техники взмах можно самостоятельно избавиться от привычек, которые негативно влияют на здоровье или облик человека, не насилуя собственную психику и не прикладывая титанических усилий к борьбе с самим собой.