Крестоносцы первых рыцарских орденов. Духовно-рыцарские ордена

Окраска

Рыцарские Ордена в истории довольно интересное явление. С одной стороны истории о них окутаны романтизмом и мистикой, а с другой — различного рода бесчинствами и варварством. Известно, что с 1100 по 1300 годы в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов, однако наиболее жизнеспособными и известными оказались три ордена. Это орден тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский орден. В данной статье рассмотрим их подробнее и постараемся восполнить пробелы в данной тематике.

Орден Тамлиеров

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во-преки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.
Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.
В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамп-лиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было не-обходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили хра-мовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, бы-лое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал вось-миконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было сим-волизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное проис-хождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рож-дения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались мо-нархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иеруса-лимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался крестом Св. Иоанна Иерусалимского.

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.
Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Па-лестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г.
та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пы-тались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское го-сударство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они ис-пользовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.

13 ноября 2011 от Retroman


Таинственные средневековые монахи, живущие вдали от мира - кто они? Что вдохновляло их? Желание справедливости или жажда власти? Ясно одно - это были люди таких страстей, такой веры и таких заблуждений, что они действительно творили чудеса и не раз поворачивали ход истории.

ПЫЛАЮЩИЙ МИСТИЦИЗМ

Орден, породивший множество ересей, но сам признанный правоверным, навсегда изменил отношение верующих к тому, КАК надо верить.

Орден последователей Святого Франциска , через тысячелетие после Христа попытавшийся возродить каноны евангельской жизни. Босые монахи в коричневых рясах проповедовали отказ от мирских богатств ради духовных сокровищ. И, главное, напомнили миру полузабытый завет Спасителя: «Любите друг друга». Сейчас это кажется невероятным, но за первые века своей истории христиане почти забыли об этой стороне учения. Все внимание было нацелено на избежание грехов и на неизбежную кару, если все-таки поддаться соблазну. Франциск Ассизский, «Апостол Любви», как называли его современники и потомки, по-новому открыл для себя и своих учеников Христа и идею служения ему.

Францисканцы, единственные из всей католической церкви, не боялись говорить о священном с юмором (эту традицию они сохранили на века: Франсуа Рабле, автор самого смешного и скандального романа XVII века «Гаргантюа и Пантагрюэль», был францисканцем). И это было настоящим подвигом, если вспомнить, что в XII-XIII веках созывались церковные соборы, чтобы определить - греховен ли смех. Слишком много было тех, кто считал, что только страх может быть адекватной реакцией на божественное. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы отстаивать свою позицию перед самыми высокими столпами Церкви, как это делал Франциск, придя на аудиенцию к Папе римскому Иннокентию III после ночевки в хлеву (куда сам папа отправил его, желая посмеяться над любовью странника из Ассизи ко всему живому).

Второй революционной идеей Франциска было объявление всего мира Храмом Божьим. Он считал, что молиться можно не только в церкви, часовней может стать роща и берег озера, луг и гора. И хотя в этом он опирался на слова самого Христа, многим христианам эта идея казалась еретической.

Третье, и самое важное, чему научил людей Франциск - искусству мистической медитации. В то время как повсюду было принято опираться на цитаты из святых отцов, Франциск утверждал: главная цель - приблизиться к Богу, слиться с ним мысленно и чувственно, поскольку Бог непостижим.

Сам Франциск был настолько вдохновлен своей верой, что у него открылся дар исцелять больных и страждущих. В конце жизни, после череды медитаций, у него открылись стигматы - пять ран, как от гвоздей, в тех самых местах, где Иисус был пригвожден к кресту.

Орден мистиков и шутников, как называли францисканцев в Средние века, дал миру многих замечательных людей. Хотя сам Франциск с недоверием относился к «книжной премудрости», не все его последователи отвергали науку. Изобретатель пороха Бартоломей Шварц, естествоиспытатели Роджер Бекон и Вильгельм Оккамский и даже великий Франческо Петрарка тоже принадлежали к ордену. Какими бы разными они не были, в каждом, приглядевшись, можно заметить черты их Великого Учителя.

ПСЫ ГОСПОДНИ

Без сомнений, члены этой организации, существуй другая история Христа, безжалостно оберегали бы ее от верующих.

Францисканцы всегда балансировали на грани ереси. Самым главным чудом их истории было то, что их признала официальная церковь и даже возвела Франциска Ассизского в ранг святого. И все же церковь с опаской следила за нищенствующими братьями; ей требовалось что-то более «серьезное». Через несколько лет после Франциска тот же папа Иннокентий III дает позволение отпрыску знатного испанского рода Доминго Гусману организовать новый нищенствующий орден - проповедников, которых правильнее было бы назвать «фанатиками». Если францисканцы отметали всякий авторитет, то доминиканцы сделали авторитет своим идолом, не различая за ним иногда простых библейских истин.

Слепо преданные вере и истине, как они ее понимали, доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes - «Псы Господа»). Они были беспощадны к любым проявлениям «легкомыслия» и инаковости. Неслучайно из-под белых ряс вышел флорентиец Джироламо Саванарола, гонитель Данте, умевший так гипнотизировать толпу, вызывать в них такой порыв к покаянию, что под воздействием его проповедей жители города - столицы и жемчужины итальянского Возрождения - сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь постановила покарать французского короля Генриха III, отличавшегося нетрадиционной ориентацией и почти атеистическим отношением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись во время бала в платье Белой Дамы, по Луврским поверьям предвещавшей смерть, заколол «нечестивого» монарха кинжалом.

Самым мрачным сыном ордена стал знаменитый Великий Инквизитор XV века Фома Торквемада. Именно из-за него слово «инквизиция», которое означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело зловещий оттенок.

Тот же фанатизм подвиг доминиканца Джордано Бруно скорее сгореть на костре, чем отказаться от собственных убеждений. Словом, доминиканцы были слишком истовы для Европы. Когда в XVI веке началась Эпоха Великих Географических открытий, доминиканские монахи отправились в Новый Свет, в Азию и Африку - проповедовать Слово Божье. В тех условиях, в которых жили первооткрыватели, только истовая вера помогала им добиваться поставленных целей. Случались во время путешествий «псов Господних» и курьезы. Испанец Бартоломео Лас Касас стал первым защитником прав индейцев в Новом свете и считается первым испанским гуманистом. Правда, его биографы обычно опускают тот факт, что именно Лас Касас предложил вместо индейцев использовать в качестве рабочей силы негров-африканцев (у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно).

ВОИНЫ ХРИСТОВЫ

Они жили на Востоке и сражались с «язычниками» за распространение христианской веры. Сами того не желая, они взяли от врагов больше, чем дали им…

Католическая церковь всегда экспериментировала с формой. Еще до прихода Франциска и Доминика эта склонность стала причиной появления странных образований - духовно-рыцарских орденов.

Время около 1000 года в Европе было смутным. Ждали конца света; вера в приближающийся апокалипсис была настолько сильна, что в некоторые годы даже не составляли календарей богослужений на год. В таком брожении умов родилась идея искупительного Крестового похода в Святую Землю - отвоевывать Гроб Господень. Всего их было семь или восемь. Но самым блестящим стал Третий Крестовый поход. Его возглавили Ричард Английский Львиное Сердце, Людовик Французский Святой и император Фридрих Барбаросса. Вместе с королями на Ближний Восток отправились многие рыцари. И многие из них остались в Палестине, основав собственные государства. Среди них распространилась идея о совмещении рыцарского достоинства и монашеского образа жизни. Воины-защитники Гроба Господня должны были вести праведный образ жизни, дав три монашеских обета: целомудрия, послушания, бедности.

Первым из таких орденов стало братство святого Иоанна - Госпитальеров (названных так, потому что члены ордена ухаживали за ранеными в боях). Годом позже, в 1192 году, возник Орден Рыцарей Храма - тамплиеров, а еще через некоторое время образовалось новое братство - Немецких рыцарей (больше известное как Тевтонский орден).

О монахах-рыцарях ходили самые разные легенды. Считалось, что все они чернокнижники, что на Востоке они проникли в тайну Каббалы и стали духовными наследниками коптов и халдеев. Было ли здесь завязано колдовство, неизвестно, но духовно-рыцарские ордена очень быстро набирали могущество и богатство, заставляя бояться себя и Папу Римского, и европейских королей.

Первый удар был нанесен по тамплиерам. Французский король Филипп IV обвинил рыцарей-монахов в колдовстве и в 1310 году сжег руководство ордена и большинство рядовых братьев на кострах. Богатства храмовников, захваченные на Востоке и приумноженные в Европе, перешли к французской короне.

Легенда, что часть тамплиеров спаслась и основала новое эзотерическое и могущественное общество, жива до сих пор.

Два других ордена - Госпитальеры и Немецкий - спаслись, бежав из Европы на рубежи христианской цивилизации, где вернулись к «борьбе с неверными». Госпитальеры поселились на Родосе, затем на Мальте, основали собственное государство и контролировали военные и торговые пути Средиземноморья, сражаясь с новым врагом - Османской империей. Постепенно членство в ордене стало отличительным знаком, чем-то вроде масонства. Последним мальтийским Великим Магистром был российский император Павел I.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Их коварство стало нарицательным. Последний великий оплот католической церкви - орден иезуитов.

Прошли столетия. Над Европой шумела Реформация, обвинявшая католическую Церковь в заботе о земном богатстве и славе, невежестве, нежелании просвещать паству. Первый аргумент поддержали многие светские властители, почуяв реальную возможность обогатиться. Но сама Церковь боролась не столько за имущество, сколько за души верующих. Сначала перевес был на стороне протестантов. В отличие от католиков, признававших только непонятную большинству населения латынь, реформаторы вели богослужение на национальных языках, сделав литургию понятной простым верующим. Католики могли противопоставить старое оружие - доминиканцев. Но время требовало чего-то нового. Этим «новым» стало Общество Иисуса - знаменитый орден иезуитов. Его основателем стал мелкий идальго из страны Басков Игнатий Лойола. Подобно другим основателям орденов, до 30 лет он вел светскую жизнь при дворе испанского короля. В 30 лет получил серьезное ранение и преобразился. Лойола стал паломником, учился в лучших университетах Европы, искренне считал себя избранным - «захваченным Христом», как он говорил. В 1534 году он основал общество, целью которого было укрепление католических ценностей. Именно ему приписываются слова «цель оправдывает средства». Чтобы иезуиты могли действовать как можно более эффективно, им позволялось вести светский образ жизни, скрывать свою принадлежность к ордену, лгать, даже отрекаться от католической веры, если это способствовало достижению высшей цели. В ордене царила жесточайшая иерархия - младший был обязан беспрекословно подчиняться старшему, который за это «брал на себя» все грехи подчиненного. Генерал ордена подчинялся непосредственно Папе Римскому и только перед ним нес ответ.

Иезуиты стремились превратить мозг каждого члена ордена в идеальную машину, не знающую сбоев, с помощью написанной основателем ордена книги «Духовные упражнения». Если доминиканец Жак Клеман, как обычный религиозный фанатик, убил французского короля Генриха III, то иезуиты выполняли задачи иного уровня. Например, смогли тайно обратить английского монарха Карла II в католичество и использовать его в своих интересах долгие годы. Изощренность иезуитской логики, доведенное до совершенства умение манипулировать окружающими до сих пор не превзойдены ни одной разведкой мира.

Об этом читай:
Морас Дрюон. «Проклятые Корола»
Умберто Эко. «Имя Розы», «Миятнак Фуко»
Хирмут Бокминн. «Немецкай орден»
Генрах Бёмер. «Иезуаты»

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

ТАМПЛИЕРЫ.

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. (Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.)). Самих же рыцарей называли храмовниками.

Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг . девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе.

А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему».

Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому . С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние.

Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров . В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле.

К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их. Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена . В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д"Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства.

Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей. В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамплиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне. В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений.

На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править . Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза.

Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену. В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось. Филипп пошёл на хитрость.

Он попросил принять его в орден . Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами.

В таком случае независимость ордена была бы утрачена . Но магистр опять отказался. Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.) Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне.

Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили храмовники, искусные в изготовлении ядов. Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, былое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»).

В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными.

Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии.

У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока . Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи.

Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул . Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства. Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек.

Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды . Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения.

С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре.

Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось.

Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок.

Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение.

Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось.

В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией. У иоаннитов почти не было земель в Европе.

И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом.

В 60-х гг . XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились (см. ст. «Турецкие завоевания»). В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей.

В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям. После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры.

Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче. Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рождения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения.

Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения.

Великий магистр был почти что суверенным государем о . Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой».

Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского». Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван». К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме. Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России.

При Павле I он назывался крестом Св . Иоанна Иерусалимского.

ТЕВТОНЦЫ (ТЕВТОНСКИЙ, ИЛИ НЕМЕЦКИЙ ОРДЕН. «ОРДЕН ДОМА СВЯТОЙ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ»).

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена.

Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров . Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром.

Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест. Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены.

Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии . Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим.

Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена . В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена.

Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли. Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен.

План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах . Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пытались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское государство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война.

Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем.

В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование. В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию.

Они использовали и символику тевтонцев . Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день. .


Первые духовно-рыцарские ордена средневековья начинают образовываться во времена Крестовых походов, то есть в период с одиннадцатого по тринадцатый века.

Причина создания орденов

Рыцарские ордена создаются под строгим руководством католической церкви с целью распространения католичества на территории Святой земли, а также для активной борьбы с неверными – мусульманами и язычниками.

Самые могущественные духовно-рыцарские ордена

Самыми древними и самыми влиятельными рыцарскими орденами средневековья принято считать орден тамплиеров и орден госпитальеров. Оба ордена были созданы в самом начале эпохи Крестовых походов.

Госпитальеры

Сначала госпитальеры не были орденом, как таковым, это была организация, задачей которой была забота о раненных и бедных христианах, пилигримах, что находились на территории Святой земли. Но после захвата Иерусалима, организация превращается в рыцарский орден. На рыцарей ордена госпитальеров была возложена задача неусыпной защитой Святой земли и ее жителей. Главой ордена был магистр, на эту должность назначали до самой смерти.

Вскоре госпитальеры начали предлагать рыцарский вооруженный эскорт. Число рыцарей очень быстро росло, и орден стал представлять собой значительную силу на Ближнем Востоке. Рыцари ордена ярко показали себя на поле, сражались они, как и пешем строю, так и в конном. Рыцари были одеты в черные мантии с большими белыми крестами.

Со средины двенадцатого века внутри ордена происходит разделение на братьев-рыцарей (воинов) и братьев-лекарей (заботились о больных и бедных). Орден госпитальеров не подчинялся никому, кроме папы и имел множество привилегий, в числе которых было освобождение от уплаты десятины в пользу церкви и право на владение землей.

Госпитальеры на Святой земле занималась строительством фортификационных сооружений, так они владели семью большими крепостями. Самым мощным укреплением госпитальеров была твердыня Крак де Шевалье, которую ни разу не удалось взять боем. Непреступной крепостью смогли завладеть только однажды, и то только благодаря обману.

После того как Иерусалим пал, госпитальеры нашли свое пристанище в графстве Триполи, а затем на острове Кипр, где было создано Кипрское королевство крестоносцев. После того как тамплиеры были распущены, госпитальеры получили часть их владений.

Тамплиеры

Орден тамплиеров был создан в 1119 году, вскоре после Первого Крестового похода. Королем Иерусалима Балдуином им было выдано помещение в стенах Иерусалимского храма, где они создали свою штаб-квартиру. В 1139 году папа дает рыцарям ордена свое покровительство, и некоторые привилегии. Рыцари-тамплиеры освобождались от уплаты налогов, повиновались только папе и получали в свое пользование земли.

Рыцари ордена тамплиеров сражались в белых мантиях с красным крестом. Сражались как в конном, так и пешем строю. У рыцарей ордена были оруженосцы. Пеший воин был вооружен длинным мечом и щитом, конник же также использовал копье, щит и меч.
Свои воинские таланты они продемонстрировали в битве при Рамле, где войскам крестоносцев удалось одержать победу над силами Саладина.

Тамплиеры были могущественной силой в Европе, а особенно в Англии, ведь их магистр занимал место в парламенте.
В 1187 году рыцари-тамплиеры терпят поражение перед силами Саладина и многие из них попадают в плен. Магистр ордена, как считается, принял ислам и обменял свою жизнь на жизнь своих рыцарей – пленных рыцарей-тамплиеров казнили.

Быстро оправившись от поражения, в 1191 году, тамплиеры принимают активное участие в захвате Акры. Когда в 1199 году крестоносцы возвращают Иерусалим, тамплиеры убивают множество мирных жителей-мусульман города.

Тамплиеры ведут себя довольно жестоко, даже со своими братьями. Они изгоняют с Акры рыцарей-госпитальеров и тевтонцев. Многие госпитальеры и тевтонцы были убиты и взяты в плен.

В 1291 году тамплиеры были вынуждены покинуть Акру и другие города Святой земли, так как не смогли устоять перед натиском мусульман.

Тамплиеры были очень богатыми, так как основу их деятельности составляла экономика, а не боевые действия. Они защищали торговые пути, давали ссуду, принимали пожертвования, занимались ростовщичеством. Кроме того орден обладал огромными земельными наделами.

Как и госпитальеры, тамплиеры занимаются строительством крепостей и дорог. В Святой земле они владели восемнадцатью большими замками. Тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы.

В начале четырнадцатого века члены ордена тамплиеров поддаются массовым арестам и казням. Их обвиняют в богохульстве, распутстве, отречению от Христа и других грехах. В 1312 году орден был официально распущен.

Другие рыцарские ордена средневековья

Менее влиятельными были Тевтонский орден, Орден Святого Гроба Господня, Орден Сантьяго, Орден Христа и другие.

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.

При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

  • Монашеские ордены - в католицизме сообщества монашествующих, объединённых общей духовностью и уставом.
  • - ордены, появившиеся в период Крестовых походов . Наиболее известны и .
  • Светские рыцарские ордены - ордены европейских стран, возникшие в позднее Средневековье.
  • Государство-орден (нем. Ordenstaat ) - в ряде политических учений XX века, прежде всего тоталитарных, положение о государстве, управляемым организацией - Орденом. Историческим примером такого государства является Государство Тевтонского ордена.

Первоначально ордена появились в средневековье и представляли собой формы образования группировок дворянства и духовенства. Одна из функций ордена - цветографическая идентификация членов для определения в системе свой- чужой, путем ношения одинаковой одежды, знаков и т. д. Закрепилась в названии орденом называется и организация и определяющий ее членов знак - орден. Позднее членство в отдельных орденах особенно приближенных к монарху стало рассматриваться как награда, поскольку вступление в члены ордена требовало определенного происхождения и совершения героических и благородных поступков, а членство в таком ордене сопровождалось значительными привилегиями их внешним проявлением был знак принадлежности - орден. Вместе с тем следует отметить, что рыцарские и духовные ордена были источником разного рода оппозиционных движений, в связи с чем возникли тайные ордена т.е. Организации, члены которых не афишировали свое членство. По мере укрепления абсолютизма в Западной Европе большая часть некогда могущественных орденов была уничтожена.