Кровавое воскресенье: провокатор поп гапон. урок истории. Поп Гапон: биография

Внешняя

Что в наше время теория и практика впаривания народу второсортных и залежалых товаров достигла высочайших вершин. Но по сравнению с теорией и практикой впаривания второсортных, залежалых и совсем тухлых идей и идеологий, эта теория отстаёт и отстаёт значительно, хотя и та, и другая используют глубокие знания психологии человека, лазейки в его подсознании, способы организации массового психоза и прочая, и прочая. В мы говорили о том, как Википедия травила газом тамбовских крестьян. Посмотрим, как изворачивается Вики, преподнося историю Кровавого Воскресения, очередную годовщину которой мы отмечаем 9 января. Берём статью "Гапон, Георгий Аполлонович". Пишет Вики: "Другой расхожий миф о Гапоне состоял в том, что он был платным агентом царской охранки. Исследования современных историков не подтверждают этой версии, так как она не имеет под собой документальных оснований. Так, согласно исследованиям историка-архивиста С. И. Потолова, Гапон не может считаться агентом царской охранки, так как никогда не числился в списках и картотеках агентов охранного отделения . "Расхожий миф" создан товарищем Сталиным в его "Кратком курсе истории ВКП(б)". Пишет товарищ Сталин : "Ещё в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих -- "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение". Как же опровергает ВИКИ утверждения товарища Сталина о связи попа Гапона с царской охранкой? А вот как. Ниже в этой же статье ""Гапон, Георгий Аполлонович" русским по белому утверждается: Осенью 1902 года Гапон был познакомлен с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. То есть, платным агентом охранки поп Гапон не был, но был на связи лично у товарища Берия тех времён - начальника Особого отдела Зубатова, автора и режиссёра печально знаменитой "зубатовщины". Ничего себе, кульбит! Но и это ещё не всё. Далее в той же(!) статье: Последней финансовой операцией Гапона была сделка о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров То есть, платным агентом полиции Гапон не был, но на связи у руководства полиции состоял, и денюжки из их рук исправно получал. Интересная логика у Википедии и её кукловодов! Дальше - больше. В той же самой статье Вики, наконец-то пишет прямо и недвусмысленно, открытым текстом: Гапон, безусловно, сотрудничал с Департаментом полиции и даже получал от него крупные суммы денег. Но это сотрудничество не носило характера агентурной деятельности. По свидетельству генералов А. И. Спиридовича и А. В. Герасимова, Гапон был приглашён к сотрудничеству с Департаментом полиции не в качестве агента, а в качестве организатора и агитатора. Задача Гапона состояла в том, чтобы бороться с влиянием революционных пропагандистов и убеждать рабочих в преимуществах мирных методов борьбы за свои интересы. В соответствии с этой установкой Гапон поставил дело агитации в отделах "Собрания", где сам Гапон, его ученики из числа рабочих и приглашённые лекторы разъясняли рабочим преимущества легальных методов борьбы. Департамент полиции, считая эту деятельность полезной для государства, поддерживал Гапона и время от времени снабжал его денежными суммами. Сам Гапон, как руководитель "Собрания", ходил к должностным лицам из Департамента полиции и делал им доклады о состоянии рабочего вопроса в Петербурге. Выходит, товарищ Сталин-то был прав, оценивая деятельность попа Гапона! Правы были и эсеры, включая , которые вынесли приговор провокатору Гапону и исполнили его, ни минуты не сомневаясь в справедливости содеянного. А Вики - ну, что Вики? "Служба такая!", - как говаривал один из героев Ильфа и Петрова. То же самое можно сказать и про "исследования современных историков", на которые ссылается Вики. 2 января 2013 года Москва

Священник Георгий Гапон вошел в историю как участник Кровавого воскресенья. Его несправедливо считают провокатором и тайным агентом полиции.

Двойная игра

Современники знали Георгия Гапона как страстного, непоколебимого революционера, лидера организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Согласно историку Феликсу Лурье, "поп Гапон" вел двойную игру: он усыплял бдительность полиции, уверяя ее высшие чины в том, что в «Собрании» нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку. Благодаря своим связям с полицией, Гапон получил ярлык «провокатор», с которым и вошел в историю. Говорят, Гапон специально вывел народ на Нарвскую заставу, чтобы полиция жестоко подавило восстание.

Действительно, "мирное шествие с хоругвями", организованное Георгием Гапоном, вызывало много вопросов у историков. На что рассчитывали организаторы демонстрации, когда заранее было известно о намерении царя отвергнуть петицию и жестко пресечь беспорядки? Суть «обращения» дошла до Николая II еще 7 января через министра юстиции Муравьева. А уже на следующий день государь приказал арестовать авторов петиции.

Чего же добивался Гапон, когда вел толпу людей на верную смерть? Так ли был важен для него рабочий вопрос или были цели повыше? Вполне возможно, он рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он – Георгий Гапон. Об этом свидетельствуют воспоминания другого революционера Владимира Поссе, который как-то спросил у священника, что бы тот сделал, если бы царь принял петицию. Гапон ответил:

«Я упал бы перед ним на колени и убедил его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Всеобщее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактический правитель России. Ну, а если бы царь не согласился? - Тогда было бы то же, что и при отказе принять делегацию. Всеобщее восстание, и я во главе его».

Кстати, у организаторов «мирного шествия» были расхожие мнения. Например, правая рука, а впоследствии убийца Гапона – Петр Рутенберг готовил покушение на царя, надеясь убить его, когда тот выйдет на балкон Зимнего дворца, чтобы обратиться к народу. Об этом мы узнаем из воспоминаний начальника петербургского охранного отделения Герасимова.

Агент

Еще один вопрос, который остается открытым – был ли Георгий Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом. Не секрет, что именно слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в том числе эсеров, стали основной причиной его убийства. Надо сказать, когда были обнародованы архивы, многие исследователи перерыли документы в поисках каких-либо доносов, написанных Георгием. После долгих поисков, один из специалистов по этому вопросу историк С. И. Потолов заявил, что в списках Департамента полиции, как и в других документах нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне, следовательно нет никаких подтверждений этому расхожему мифу. Кроме того, в пользу опровержения этого мнения говорит запрет вербовать в агенты лиц духовного сана, кем был Гапон, несмотря на всю свою общественную деятельность. Сегодня наиболее распространенная версия – что Гапона подставили путем перетасовки документов и специально пущенных слухов.

Нельзя сказать, что он вообще не имел никаких связей с полицией. Он часто использовал последних как финансовый источник, путем передачи некой информации о людях, которых потом сам заранее предупреждал об опасности. Но все деньги Гапон отдавал на нужды рабочих и организаций. Правда, общественность этому зачастую не верила, называя Гапона Иудой и обвиняя в жадности.

Петр Рутенберг, в своей книге, отмечал дороговизну костюма Георгия, когда все остальные его товарищи были одеты в обыкновенные пальто, а Савинков – второй организатор кровавого убийства священника писал, что Георгий в своих желаниях был приземленным человеком – любил роскошь, деньги, женщин.

На фоне такого общего настроения, сведения о том, что по возвращению в Россию после Манифеста 17 октября, Гапон получил 30 тысяч рублей от Витте, сработали как спусковой крючок. Гапон собирался возродить свою прежнюю организацию «Совет», на это и пошли деньги министра финансов. В общем-то, Георгий часто так делал – сначала брал деньги у Департамента полиции, благодаря своим связям, потом тратил на агитацию. Он искренне удивлялся ажиотажу, которые вызвали 30 тысяч: «Вас поразили мои открытые сношения с Витте и согласие голодных рабочих организаций принять от него деньги?»

Негативную реакцию, на самом деле, вызвал еще один пущенный слух – мол, 30 тысяч были переведены на счет некого Рыбницкого, который и есть Гапон. Последней каплей для соратников Георгия стало известие о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров и выдачи властям имени Рутенберга.

«Громкое имя»

Существует гипотеза, что причиной убийства Гапона стали некие документы. Вдова священника говорила, что эти бумаги содержали какое-то известное имя, однако фамилию не назвала. Сам Георгий Гапон незадолго до гибели утверждал, что у него есть компрометирующие данные на неких важных персон. Он даже отдал часть документов своему адвокату Сергею Марголину. Последний умер через два месяца после смерти Гапона при странных обстоятельствах. Его коллеги говорили, что за неделю до кончины, он обмолвился о необходимости обнародовать какие-то бумаги.

Ходили слухи, что «громким именем» был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Гапону 30 тысяч. Но точных подтверждений этому так и не нашлось.

Тень Евно Азефа

Евно Фишелевич Азеф - он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров: «Иван Николаевич», «Валентин Кузьмич», «Толстый». В послужном списке этого "суперагента охранки" сдача множества революционеров, в том числе арест и казнь членов летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров в феврале 1908 года. Он также предотвратил несколько крупных покушений: нападение на министра внутренних дел Дурново и на самого Николая II.

В тоже время Евно Азев организавал "в роли революционера" несколько террористических актов и убийств. На его совести смерти шефа корпуса жандармов – В. К. Плеве, военного прокурора В.П. Павлова, и даже великого князя Сергея Александровича Романова. Возможно, именно он спланировал и спровоцировал убийство Гапона, как «провокатора», а потом и его адвоката Марголина. Зачем? Чтобы скрыть, свою «двойную», а то и «тройную» личность. Некоторые историки, в том числе и В.К. Агафонов, считают - играя на обе стороны, он был заслан третьей – это был западный агент, которого заслали в Россию разжигать беспорядки.
Азеф познакомился с Гапоном, во время бегства последнего за границу, после Кровавого воскресения. Он позволил ему остановиться на его квартире. Они вместе снарядили яхту «Джон Графтон», которая должна была доставить российским революционерам необходимое оружие для сопротивления. Возможно, живя с Гапоном в одной квартире, Азеф узнал о неком компромате, который попал в руки Георгию.

Убийство

Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в поселке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней с петлей на шее.

Официальный убийца Гапона -ближайший соратник священника Петр Рутенберг - был быстро найден и пойман. Его опознал местный дворник. Петр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство, и кто еще из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П.И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли еще одну «темную тень», стоящую за расправой с Гапоном – это уже известный нам «Толстый», то есть Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в «двойной игре», чтобы выгородить настоящего тайного агента – себя. В результате, в одно время были убиты двое «подставных» - сначала «народный пророк» Георгий Гапон, а потом провокатор Н. Ю. Татаров, безуспешно пытавшегося открыть глаза руководству эсеров на лицемерную натуру их партийного лидера.

17 февраля 1870 года в Полтавской губернии родился Георгий Гапон. Он был одним из главных участников Кровавого воскресенья, борцом за права рабочих, а в историю вошёл как провокатор и тайный агент полиции.

Кем на самом деле был поп Гапон?

Журнал: История «Русская Семёрка », Альманах №1 , весна 2017 года
Рубрика: Революционеры
Текст: Русская Семёрка

Кровавый провокатор

Современники знали Георгия Гапона как страстного, непоколебимого революционера, который стал главным организатором печально известного шествия 9 января 1905 года, вошедшего в историю как Кровавое воскресенье. Возможность собрать такое количество людей и привести их к Нарвской заставе представилась Гапону благодаря собственной организации рабочих - «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Изначально «Собрание» было создано под эгидой Зубатовщины - подконтрольных властям рабочих профсоюзов. Согласно историку Феликсу Лурье, Георгий вёл двойную игру - он усыплял бдительность полиции, уверяя её высшие чины в том, что в «Собрании» нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку. Благодаря своим связям с полицией Гапон получил ярлык «провокатор», с которым и вошёл в историю. Говорят, Гапон специально вывел народ на Нарвскую заставу, чтобы полиция смогла подавить восстание в крови. Именно таким он вошёл в советскую историю, именно такой образ закрепил в своей «Краткой истории ВКП(б)» И. В. Сталин.
Кровавое воскресенье - неоднозначное событие в истории. Это не просто всеобщий порыв рабочих «достучаться до царя», а хорошо спланированная акция, в истории которой далеко не все ясно. Например, на что рассчитывали организаторы восстания, когда им ещё заранее стало известно о намерении царя отвергнуть петицию и стрельбой ответить на «мирное шествие»? Ведь суть «обращения» дошла до царя ещё 7 января через министра юстиции Муравьёва, с которым Гапону довелось общаться. Было и прямое письмо самому Николаю II с просьбой выслушать народ. В любом случае об отношении Николая к предстоящему «сборищу» можно было судить по его приказу от 8 января - Гапона арестовать. Чего же добивался Гапон, когда вёл толпу людей на верную смерть? Так ли был важен для него рабочий вопрос или были цели повыше? Вполне возможно, он рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он - Георгий Гапон . Об этом свидетельствуют воспоминания другого революционера Владимира Поссе, который как-то спросил у Георгия, что бы тот сделал, если бы царь принял петицию. Гапон ответил: «Я упал бы перед ним на колени и убедил его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Всеобщее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактический правитель России. - Ну а если бы царь не согласился? - Тогда было бы то же, что и при отказе принять делегацию. Всеобщее восстание, и я во главе его». Кстати, у организаторов Кровавого воскресенья были разные мнения. Например, правая рука, а впоследствии убийца Гапона - Пётр Рутенберг готовил покушение на царя, надеясь убить его, когда тот выйдет на балкон Зимнего дворца, чтобы обратиться к народу. Об этом мы узнаём из воспоминаний начальника петербургского охранного отделения Герасимова.

Агент полиции

Ещё один вопрос, который остаётся открытым: был ли Георгий Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом? Не секрет, что именно слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в том числе эсеров, стали основной причиной его убийства. Надо сказать, когда были обнародованы архивы, многие исследователи перерыли документы в поисках каких-либо доносов, написанных Георгием. После долгих поисков один из специалистов по этому вопросу, историк С. И. Потопов заявил, что в списках Департамента полиции, как и в других документах, нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне, следовательно, нет никаких подтверждений этому расхожему мифу. Кроме того, в пользу опровержения этого мнения говорит запрет вербовать в агенты лиц духовного сана, кем был Гапон, несмотря на всю свою общественную деятельность. Сегодня наиболее распространённая версия - что Гапона подставили путём перетасовки документов и специально пущенных слухов.

30 серебряников

Тем не менее глупо утверждать, что Гапон вообще не имел никаких связей с полицией. Он часто использовал последних как финансовый источник, путём передачи некой информации о людях, которых потом сам заранее предупреждал об опасности. Но все деньги Гапон отдавал на нужды рабочих и организаций. Правда, общественность этому зачастую не верила, называя Гапона Иудой и обвиняя в жадности. Пётр Рутенберг в своей книге отмечал дороговизну костюма Георгия, когда все остальные его товарищи были одеты в обыкновенные пальто, а Савинков, второй организатор кровавого убийства священника, писал, что Георгий в своих желаниях был приземлённым человеком - любил роскошь, деньги, женщин. На фоне такого общего настроения сведения о том, что по возвращении в Россию после манифеста 17 октября Гапон получил 30 тысяч рублей от Витте, сработали как спусковой крючок. Гапон собирался возродить свою прежнюю организацию «Совет», на это и пошли деньги министра финансов. В общем-то Георгий часто так делал - сначала брал деньги у Департамента полиции благодаря своим связям, потом тратил на агитацию. Он искренне удивлялся ажиотажу, которые вызвали 30 тысяч, быстро переименованные в 30 сребреников: «Вас поразили мои открытые сношения с Витте и согласие голодных рабочих организаций принять от него деньги?».
Негативную реакцию на самом деле вызвал ещё один пущенный слух: мол, 30 тысяч были переведены на счёт некоего Рыбницкого, который и есть Гапон. Последней каплей для соратников Георгия стало известие о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров и выдачи властям имени Рутенберга.

Загадочные документы

Существует гипотеза, что причиной убийства Гапона стали некие документы: «если их обнародуют, кому-то будет плохо». Вдова Георгия говорила, что эти бумаги содержат какое-то громкое имя, но что за имя - умолчала. Гапон заговорил о них после того, как пошли слухи о его предательстве и продажности. Он утверждал, что у него есть компрометирующие данные на кого-то, кого-то очень известного. Известно, что незадолго до смерти Георгий собирался придать их огласке, даже отдал часть из них своему адвокату Сергею Марголину. В результате последний умер через два месяца после Гапона при невыясненных обстоятельствах. Его коллеги говорили, что за неделю до кончины, он обмолвился о необходимости обнародовать какие-то бумаги.
Ходили слухи, что пресловутым «громким именем» в загадочных бумагах был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Талону 30 тысяч, тем самым уничтожив его репутацию. Но ведь от этого пострадал и сам Витте - через полгода непрекращающихся гонений общественного мнения он подал в отставку. Кто же скрывался за архивными бумагами? Чьё имя так тщательно охраняли, что принесли на его алтарь несколько жертв?

Евно Азеф - соратник Гапона

Евно Фишелевич Азеф - он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров: Иван Николаевич, Валентин Кузьмич, Толстый. Да, это был двойной агент, якобы работающий «подставным» среди революционных организаций. В его послужном списке в качестве агента полиции сдача множества революционеров, в том числе арест и казнь членов летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров в феврале 1908 года. Он также предотвратил несколько крупных покушений: нападение на министра внутренних дел Дурново и на самого Николая II.
Но он был также организатором многих террористических актов и убийств. На его совести - смерти шефа корпуса жандармов В.К. Плеве, военного прокурора В.П. Павлова и даже великого князя Сергея Александровича Романова. Возможно, именно он спланировал и спровоцировал убийство Гапона как «провокатора», а потом и его адвоката Марголина. Зачем? Чтобы скрыть свою двойную, а то и тройную личность. Некоторые историки, в том числе"и В. К. Агафонов, считают: играя на обе стороны, он был заслан третьей - это был западный агент, которого заслали в Россию разжигать беспорядки.
Азеф познакомился с Талоном во время бегства последнего за границу, после Кровавого воскресенья. Он позволил ему остановиться на его квартире. Они вместе снарядили яхту «Джон Графтон», которая должна была доставить российским революционерам необходимое оружие для сопротивления. Возможно, живя с Талоном в одной квартире, Азеф узнал о некоем компромате, который попал в руки Георгию.

Разгаданное убийство

Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в посёлке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней. На шее болталась петля, а на теле повсюду были видны следы борьбы. Следствие показало - смерть была мучительной.
Официальный убийца Гапона был быстро найден и пойман - им оказался ближайший соратник священника эсер Пётр Рутенберг. Его опознал местный дворник. Пётр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство и кто ещё из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П. И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли ещё одну «тёмную тень», стоящую за расправой с Гапоном, - это уже известный нам Толстый, то есть Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в двойной игре, чтобы выгородить настоящего тайного агента - себя. В результате в одно время были убиты двое «подставных» - сначала «народный пророк» Георгий Гапон, а потом провокатор Н.Ю. Татаров, безуспешно пытавшийся открыть глаза руководству эсеров на лицемерную натуру их партийного лидера.

ГАПОН, ГЕОРГИЙ АПОЛЛОНОВИЧ (1870–1906) – священник, инициатор создания легальной рабочей организации в Петербурге.

Родился 5 февраля 1870 в с. Беляки Полтавской губ. в семье волостного писаря, зажиточного крестьянина из малороссийских казаков. После окончания сельской школы продолжил обучение в духовной семинарии в Полтаве. После ее окончания в 1893 работал земским статистиком, давал частные уроки в богатых семействах. В 1894 женился на дочери купца; имел двух детей. В 1898 после смерти жены, исполняя ее просьбу, избрал духовную карьеру. Уехал в Петербург, по рекомендации полтавского епископа Иллариона поступил в С.-Петербургскую духовную академию.

В 1902, как требовал статус учащегося духовной академии, стал пастырем в церкви Скорбящей Божьей Матери в Гавани – рабочем районе Петербурга. Приобрел популярность проповедями в духе христианского социализма. Далекий от политики, призывал рабочих в «трудовую организацию» добиваться улучшения жизни в соответствии с воззрениями, выраженными в Новом завете. Обладал природным ораторским дарованием. С неподдельным сочувствием говорил о жизни обездоленных людей, излагал созвучные им мысли. Писал позднее в воспоминаниях История моей жизни , что – благодаря вере в него людей – увлекался сам и строил планы «сплотить массу рабочих и научить ее отстаивать свои интересы на разумных, нравственных началах».

Проповеди Гапона привлекли внимание начальника Особого отдела департамента полиции, «отца полицейского социализма» С.В.Зубатова. Весной 1903 он предложил Гапону вступить в одно из организованных охранкой «Обществ взаимного вспомоществования рабочих механического производства». После отставки С.В.Зубатова министр внутренних дел В.С.Плеве, желая сохранить идею «полицейского социализма», сделал ставку на Г.Гапона.

Завершивший к тому времени образование в духовной академии и ставший летом 1903 священником Пересыльной тюрьмы, Гапон получил средства от МВД на создание лояльной правительству организации – «Собрания фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», устав которой был утвержден 15 февраля 1904. На средства полиции, связь с которой тщательно маскировалась, были оборудованы первые чайные-клубы, ставшие центрами районных отделов «Собрания». Гапон стремился придать деятельности организации культурно-просветительский характер. Устройством библиотек с соответствующим подбором литературы, организацией лекций и бесед он пытался обработать рабочих в духе преданности царю и православной церкви, настроить их против «ниспровергателей». Используя политическую отсталость рабочих, их тягу к объединению, к знаниям, он добился определенного успеха: к 1905 в Петербурге было 11 отделов «Собрания», привлекших более 10 тыс. фабрично-заводских рабочих. В «собраниях» проводились добровольные сборы на бедных, создавались кассы взаимопомощи, собирались ходатайства по просьбам рабочих, им читались лекции. В распоряжении членов «собраний» имелись газеты, книги, в чайных при отделах – дешевые обеды. Легальные гапоновские организации способствовали объединению и политичекому пробуждению рабочих.

«Второго Зубатова» из Гапона не вышло. Но Охранному отделению департамента полиции было важно, что Гапон умел привлекать слушателей, и его проповеди служили «противовесом» революционной пропаганде среди рабочих. Формируя свою организацию, Гапону пришлось вести двойную игру, которая становилась все сложнее по мере политизации «Собраний», которой он сам противился. Используя связи с властными структурами для расширения деятельности «Собраний», получая помещения для организации новых отделов, Гапон все время пытался освободиться от опеки и наблюдения «сверху».

В обстановке широко обсуждаемой кампании политических банкетов, организованной оппозиционно настроенной буржуазией, Гапон выработал осенью 1904 текст петиции к царю. Она содержала жалобу на тяжелые условия жизни рабочих и на бездействующее в этом вопросе правительство. Текст петиции был обсужден на многолюдных собраниях рабочих в гапоновских организациях. В него были включены не только экономические, но и политические требования: предоставление 8-часового рабочего дня и демократических свобод.

Когда в начале января 1905 в Петербурге вспыхнула всеобщая стачка, отделы гапоновских «собраний» стали центрами движения. В частности, поводом для стачки на Путиловском заводе оказалось увольнение четырех рабочих – членов гапоновских «Собраний». Так родилась идея подать царю составленную и обсужденную петицию, собравшись на мирное шествие к Зимнему дворцу в Петербурге в воскресенье 9 января. Встреча царя с рабочими не состоялась; мирная манифестация закончились «кровавым воскресеньем» – расстрелами на улицах города, послужившими началом первой русской революции.

Поняв накануне 9 января, что поход рабочих к царю может закончиться трагедией, Гапон предпринял неудачные попытки ее предотвратить (добивался получения аудиенции у власть придержавших, написал письмо императору). Возглавив одну из девяти колонн манифестующих, он попал под пули и чудом уцелел.

После «кровавого воскресенья» «священник-социалист», как именовал его кн. Святополк-Мирский, эмигрировал. Член РСДРП, встретивший его вскоре после январских событий в Женеве, писал, что Гапон «произвел впечатление человека с темпераментом, хитрого, себе на уме и абсолютно невежественного, темного». Он пробовал примкнуть и к РСДРП, и к другим партиям, Оказавшись неспособным разобраться в нюансах программ, примкнул к эсерам-боевикам. Они сделали ставку на его популярность, на восстановление его организации в России, превратив ее в боевую и вооруженную, помогли с подготовкой и публикацией в Лондоне автобиографии Гапона (The storу of my life , 1906).

Беспринципность, противоречивость и непоследовательность действий Гапона, двуличие, близость к властям вызывали разные отзывы о нем у современников. После 9 января 1905, когда начались поиски причины кровавой драмы и ее виновников, Гапона стали именовать «шпионом», «агентом полиции», подставившим рабочих под царские пули. Но агентом полиции Гапон не был: по закону священники не могли становиться осведомителями. Ни одного тайного доноса Гапона в охранное отделение не обнаружено. В списках «агентов охранки» не числился. Слухи о том, что Гапон – «провокатор» разрастались после его возвращения в Россию в августе 1905 и особенно – после публикации в декабре статьи в газете «Русь», которая и назвала его «агентом полиции».

В последние месяцы 1905 и в начале 1906 он жил в Финляндии. Намеревался возродить свою организацию, но оказался игрушкой в руках эсеров-боевиков и охранки, с коими не переставал лукавить. Остается не выясненным, было ли желание у Гапона после возвращения из эмиграции расстричься и стать агентом охранки. Известно, что именно Гапон заподозрил Азефа в двурушничестве, задумал его разоблачить и тем подписал себе смертный приговор.

28 марта 1906 в результате самосуда группы эсеров-боевиков Гапон был казнен в Озерках (под Петербургом). Его похороны состоялись на Успенском городском кладбище (по Финляндской ж.д.), в них участвовало около 300 рабочих. На могиле был поставлен крест с надписью «Герой 9 января 1905 года Георгий Гапон». В настоящий момент место захоронения не известно (уничтожены следы могилы).

Ирина Пушкарева

Для нас эти суровые уроки важны как для понимания духовных истоков смуты, так и для поиска ее преодоления. "Кровавое воскресенье" 9/22 января 1905г. утвердило деморализующий миф о расколе между Царем и народом -тот миф, который на протяжении десятилетий перед революцией насаждался оппозиционными партиями и различными тайными обществами. Информационная война приобрела жуткие формы трагического конфликта, приведшего не только к кровопролитию 9 января, но и в более долгосрочной перспективе - к падению самодержавной власти в России. Триединство: Православие, самодержавие и народность оказалось разбитым, а затем со всеми расправились поодиночке. Но вначале из под монархии выбивалась опора - народное доверие.

В обстановке тяжелой войны с Японией подрыв веры в Царя, дискредитация идеи царелюбия создавали угрозу самому существованию государства. Поэтому следует говорить о "Кровавом воскресении" не как о "конце мифа о царе-батюшке, от которого не может исходить зло", а как о начале спланированного заранее уничтожения России и русского народа. Гибель мифологемы, даже укорененной в национальном характере, не привела бы к столь глобальным политическим последствиям, которые происходили в Российской империи в период 1905-1917 гг. Искусственно создавался повод для "народной мести" Государю.

Более чем стотысячная манифестация, в которой участвовали рабочие, их жены, дети, престарелые родители, была организована находившимся под покровительством полиции "Собранием русских фабричных рабочих г. С.-Петербурга", созданным в феврале 1904 г. Возглавлял эту организацию хитрый, изворотливый и по-своему талантливый 34-летний священник Георгий Гапон , который пытался угодить одновременно и царским властям, и рабочим, но больше всего-собственному тщеславию. По сути своей это был азартный политический игрок , образ которого совершенно не укладывается в наши привычные представления о церковнослужителях, полицейских провокаторах и тем более о революционерах . (Гапон Георгий Апполонович родился 140 лет назад в Полтавской губернии в черте оседлости в зажиточной еврейской семье, закончил православную семинарию, куда доступ евреев никогда не был ограничен).

Жизнь и смерть попа Гапона, посеявшего бурю

В Санкт-Петербурге вспоминают первого русского революционера, который 100 лет назад тоже хотел сделать, как лучше, но и у него вышло - как всегда

Ровно 140 лет назад родился Георгий Гапон , и по этому поводу в Музее политической истории России при полном аншлаге была открыта выставка с многозначительным названием «Посеявший бурю». Эпиграфом к жизни этого человека могли бы стать знаменитые слова современного политика: хотел как лучше…

Это как раз те благие пожелания, которыми вымощена дорога в ад. Авторы вернисажа, на котором представлено 100 экспонатов, не ставили целью детально иллюстрировать биографию Гапона. Здесь внимание сосредоточено лишь на ключевых моментах его недолгой, трагически закончившейся жизни. Уже в 1906 году рабочие, за которых он так радел, его и задушили. Об этом рассказывает впервые экспонируемый следственный фотоальбом.

На фоне мрачной гибели Гапона на заброшенной даче в Озерках диссонансом выглядят фотографии похорон, на которые собрались несколько сотен его поклонников — проводить своего духовного вождя в последний путь.

Гапон сыграл ключевую роль в событиях, которые положили начало эпохе революционных потрясений начала 20 века. И до сих пор эта роль вызывает вопросы. Вроде бы он искренно хотел помочь рабочим, но те погибали от одного лишь знакомства с ним — и не только в «кровавое воскресенье» 9 января. На выставке представлены уникальные материалы о рабочем, который застрелился на глазах у Гапона после того, как вождь потребовал убить другого рабочего...

О событиях 9 января 1905 года рассказывают не только листовки, документы и фотографии, но и такие уникальные экспонаты, как подлинник письма Гапона к Николаю II и обращение священника к рабочим и солдатам, составленное вечером 9 января.

Георгий Аполлонович Гапон, - рассказывает автор выставки историк Алексей Кулегин , - в течение нескольких месяцев 1905 года являлся самой популярной личностью в России, а, находясь в эмиграции, даже претендовал на роль лидера всего революционного движения. Деятельность священника петербургской пересыльной тюрьмы, организовавшего первую легальную массовую рабочую организацию в России и шествие рабочих к Зимнему дворцу, по-разному оценивали и современники, и позднейшие исследователи. Например, существует мнение, что манифестация 9 января была грандиозной провокацией.


«СП»: - Кем он все-таки был на самом деле - искренним народным вождем, «революционером в рясе» или провокатором на службе царского правительства и полиции? Гапоновское собрание фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга было создана в 1904 году. Вы показываете фотографии, где Гапон стоит рядом с градоначальником. То есть, это была проправительственная организация?

Это была первая в России легальная массовая рабочая организация. Идеи создания таких организаций, которые были бы подконтрольны властям, восходили к начальнику Московского охранного отделения полковнику Сергею Зубатову, и позже были названы полицейским социализмом. Они были призваны «канализировать» рабочее движение, направить его не против правительства, а в поддержку ему. Зубатовские идеи подвергались критике и справа, и слева. Но и те, и другие предупреждали, что подобные организации быстро выходят из-под контроля, и в них начинают доминировать революционные силы. Так и вышло. В конце концов шествие, которое организовал Гапон и которое несло петицию царю Николаю Второму, было расстреляно у Нарвских ворот…

«СП»: - У Нарвских ворот? А разве они не были остановлены на подступах к Зимнему, как о том писали все советские учебники?

До Зимнего они тоже дошли, но это был последний эпизод. Их расстреливали и разгоняли во многих местах Питера - недалеко от Троицкого моста, у Нарвских ворот, на Васильевском острове... Мы выставили на стенде рубашку рабочего Васильева, который погиб во время манифестации. Ее очень давно передала в музей жена Васильева. Это был не простой рабочий, а официальный лидер организации, поскольку сам Гапон, как священник, не мог занимать должность председателя и считался духовным лидером. В письме царю Гапон от лица рабочих пишет: «Твои министры тебе всей правды не говорят, мы идем к тебе, народ полон решимости прийти к тебе на Дворцовую площадь, мы просим императора выйти к рабочим, гарантируем тебе безопасность…»

После 9 января Гапон стал ярым революционером и писал уже другие воззвания - взрывать дворцы, убивать солдат, чиновников, царя и его окружение.

«СП»: - Гапон вынужден вскоре покинуть Россию, но почему-то после эмиграции разочаровался в революционном движении?

Да, после возвращения из-за границы, он резко поменялся - пытался наладить контакт с властями, писал покаянные письма, давал интервью различным газетам... Рабочие обсуждали его поведение и не знали, как реагировать. На выставке представлена книжка «Правда о Гапоне», которую написал рабочий Николай Петров. Это был один из самых близких к Гапону людей, руководитель одной из рабочих организаций. Вскоре стало известно, что Гапон втайне от рабочих получил 30 тысяч рублей от Столыпина, и Петров опубликовал статью под заголовком «Долой маску и неизвестность». После публикации события стали развиваться стремительно. Гапон решил устранить Петрова и даже дал исполнителю, рабочему Черемухину, револьвер. Но Черемухин, будучи молодым человеком с неустойчивой психикой, прямо на заседании центрального комитета гапоновской организации покончил с собой из того же револьвера. К тому времени Гапон уже впутался в новую авантюру с департаментом полиции и стал агитировать своего недавнего благодетеля Петра Моисеевича Рутенберга вступить в контакт с охранным отделением, обещал 25 тысяч рублей за то, чтобы тот выдал охранке руководство партии эсеров. Рутенберг сообщил об этом в ЦК партии эсеров, в частности одному из лидеров - Азефу. Было принято решение устранить Гапона. Рутенберг заманил его на одну из дач в Озерках, туда же пригласил группу рабочих, которых спрятал в соседней комнате. Рутенберг завел с Гапоном разговор о том, сколько можно выручить за выдачу эсеров полиции. Когда он счел, что рабочие услышали достаточно, он выпустил их из укрытия. Те накинулись на Гапона и повесили его, как предателя… Но все это мы знаем со слов Рутенберга!


«СП»: - И нет других свидетельств?

Увы, достоверные обстоятельства гибели Гапона неизвестны. Мы не знаем, кто именно там действовал, кроме Рутенберга, и остается принимать на веру его версию… Бесспорно одно: Азеф стремился как можно скорее избавиться от такого опасного соперника как Гапон, поскольку сам был полицейским провокатором, а Гапон мог раскрыть двойную игру Азефа.

«СП»: - Алексей Михайлович, вы впервые обнародуете материалы о похоронах Гапона. Почему его похоронили только в мае 1906-го, хотя убили 26 марта?

Тело нашли не сразу. До 30 апреля было неизвестно, где он? Департамент полиции разыскивал Гапона, чтобы задержать его, а он уже был мертв. На похороны собралось немало людей. Сохранился полицейский альбом, который вели следователи, когда расследовали убийство Гапона. Но нас интересовал не столько сам Гапон, сколько его роль в таком важнейшем и переломном событии русской истории, как 9 января - начало революции. Кстати, в 2010 году совпадают круглые даты рождения Гапона - 140 лет и начала первой русской революции - 105 лет.

«СП»: - Письмо, которое Гапон писал Николаю Второму, дошло до императора?

Неизвестно. Вроде бы он послал с этим письмом в Царское Село рабочего, которого, разумеется, не допустили до царя. Источники с разной степенью достоверности утверждают, что рабочий настойчиво требовал, чтобы его принял лично Николай Второй. Неизвестно, куда потом письмо делось? Но сохранилась авторская копия письма (см. фото).

«СП»: - Вы для себя, как историк, уже сформулировали роль Гапона в первой русской революции?

Его роль сложная: народный вождь, революционер, и в то же время - провокатор, авантюрист… В нем всего понемногу. Если почитать воспоминания рабочих, то они все были в восторге от него. Многие были уверены, что если уж Гапон начал революцию, то ему суждено ее возглавить, но не все было столь однозначно в этой истории - очень много загадочного.

«СП»: - Удивительно все же, что до сих пор в ней не прояснено самое главное: Гапона - взращенного царской охранкой харизматика, подвели особенности его личности?

Не только. Те события, которые произошли после 9 января, были гораздо выше и мощнее уровня личности Гапона. Он еще пытался изображать себя вождем и руководителем рабочего движения, но уже был Наполеоном без армии. Массы за ним не пошли. К осени пятого года революционные события захватили Россию не только в Петербурге, но и в Москве. Уже Ленин вернулся из эмиграции. В 1906 году фигура Гапона померкла. И его это не устраивало, поскольку он не хотел быть пешкой в чужой игре. Ему не хватало драйва, адреналина…

«СП»: - При всем этом он был рукоположенным священником, который призывал убить то одного, то другого?

Он был священник церкви Михаила Черниговского Санкт-Петербургской пересыльной тюрьмы. Но сразу после «кровавого воскресенья», 20 января 1905 года, Синод лишил его сана.

«СП»: - Гапон виновен в гибели очень многих людей и даже одного из великих князей?

Это Сергей Александрович, московский губернатор, который к событиям 9 января вообще не имел отношения. Его убил террорист Иван Каляев, якобы в отместку за события «кровавого воскресенья».

«СП»: - А кто все же отдал приказ стрелять в демонстрантов, которых вел к царю Гапон?

Непосредственный приказ стрелять отдал князь Васильчиков, который был наделен такими полномочиями. Но он исполнял приказ другого великого князя - Владимира Александровича, который командовал войсками петербургского военного округа. Но не всякий приказ пишется на бумаге и речь не шла о том, чтобы именно расстрелять демонстрантов. Было сказано: не допустить к Зимнему дворцу. А что такое не допустить? Были вызваны войска, им розданы боевые патроны… Это была не полиция, которая могла разогнать толпу нагайками, у солдат не было водометов и слезоточивого газа... Кстати, сами рабочие, которые шли с петицией, предполагали, что могут случиться столкновения с полицией. Они и предположить не могли, что по ним откроют ружейный огонь, поскольку были абсолютно безоружными.

«СП»: - А великий князь Владимир Александрович как-то ответил за эту неоправданную жестокость?

Нет. Уголовное дело было заведено против участников манифестации. До того в российской истории ничего подобного не происходило - сто тысяч человек мирно идут по городу, а их расстреливают… Хотя по сравнению с теми трагедиями, которые постигли нашу страну уже в ближайшие годы, эту можно не считать за большую катастрофу. Убили 130 человек и столько же ранили. Вскоре миллионы погибших россиян станут «статистикой».


«СП»: - Почему царь пошел на это?

Я думаю, что он был просто не готов. Вся система российской власти в начале 20 века была очень архаичной. Николай Второй всячески пытался сохранить эту систему и не думал о переменах, которые назрели. «Кровавое воскресенье» все же вынудило императора пойти на конституционные перемены, и он подписал манифест от 17 октября. Но так до конца жизни и не смог простить Витте, что тот вырвал у него эти уступки. Хотя, благодаря именно им, еще на 12 лет была спасена российская монархия.

Он вообще тогда об этом не думал. Николай занял самую плохую позицию: он просто взял и уехал в Царское Село. А на следующий день писал в дневнике: «Ужасный день, в Петербурге много убитых и раненых…» Царь мог поручить министру внутренних дел выйти к манифестации или тому же Сергею Витте - председателю кабинета министров. В конце концов, он сам мог выйти к демонстрантам и сказать: «Дети мои! Я с вами!» Возможно, тогда вся русская история пошла бы по другому пути.

Санкт-Петребург