Назначены выборы органы местного самоуправления. Назначение выборов как стадия избирательного процесса

Дизайн, декор
Федерального Собрания РФ ; днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента РФ и в котором он был избран; выборы в Государственную Думу назначаются президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. о назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий правовой акт.

С этого момента начинается избирательная кампания. срок полномочий выборного органа или лица, перечень субъектов назначения выборов, порядок назначения выборов соответствующего уровня и вида регулируются федеральным и региональным законодательством и существенно различаются между собой.

Порядок назначения выборов

Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти . Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований . При этом в Федеральном законе об основных гарантиях особо выделены следующие положения: выборы органов или выборных лиц являются обязательным, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований; выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами . Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо соответствующая избирательная комиссия не назначат выборы в установленный срок, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована выборы соответствующий суд общей юрисдикции. По заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти , органов местного самоуправления , прокурора , может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Голосование на выборах назначается только на воскресенье. По общему правилу днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье марта, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября, в котором истекают сроки полномочий соответствующих выборных органов или депутатов этих органов.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации . Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок на который была избрана Г осударственная Дума. При роспуске Г осударственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

В случае если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Госдумы нового созыва, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации . Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, является обязательным.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.

В случае если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента России, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.

Назначение выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, как правило, самим представительным органом. При этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В случае, если общие выборы не назначены в установленный законом срок представительным органом, то назначить их вправе глава органа исполнительной власти . В случае, если общие выборы не назначены главой исполнительной власти или представительным органом, выборы назначает и проводит в предусмотренный законом срок избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Дата проведения очередных выборов определяется в соответствии с установленными региональным законодательством порядком формирования и сроками полномочий этих органов. При этом дата выборов должна быть назначена не позднее чем за определенное число дней до дня выборов, либо по согласованию с представительным органом.

Досрочные выборы проводятся в случаях роспуска представительного органа, в том числе одной из его палат, самороспуска, отзыва избирателями более одной трети депутатов. Правом назначения даты досрочных выборов наделяется глава исполнительной власти либо представительный орган, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, и решение о назначении даты выборов облекается в различные правовые формы.

Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального уровней. В основном используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка назначения муниципальных выборов. В законах закреплялся централизованный, децентрализованный и смешанный порядок назначения выборов. При централизованном порядке выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы (администрации) муниципального образования назначались региональным законодательным органом государственной власти.

Сейчас в связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" повсеместно устанавливается соответствующий Конституции РФ децентрализованный порядок назначения выборов в органы местного самоуправления - как депутатов представительных органов, так и соответствующих должностных лиц. Муниципальные выборы, - сказано в ст. 23 указанного закона - назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Регулирование срока назначения и проведения выборов предусматривает возможность их проведения как в единый срок (как для представительного органа, так и главы муниципального образования), так и возможность совмещения муниципальных выборов с выборами органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Начинается с назначения выборов – установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания. Выборы депутатов Государственной думы назначаются президентом РФ.

Выборы в субъектах РФ назначаются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ. Как правило, выборы членов законодательных органов назначают главы соответствующих субъектов РФ, а выборы высших должностных лиц субъектов РФ – соответствующие законодательные органы.

В России сроки совершения избирательных действий (назначение выборов, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов и т.д.) отсчитываются от дня голосования.

Назначение даты выборов

Существуют два основных подхода при назначении даты голосования.

  1. Выборы назначаются на конкретный день, связанный с днем окончания полномочий должностного лица или органа власти.
  2. Выборы проводятся .

В России применяют оба подхода. Первый – при выборах президента РФ и депутатов Государственной думы. Второй – при остальных выборах.

При ситуации досрочного прекращения полномочий должностного лица или роспуска органа власти дата выборов назначается максимально близко к дате прекращения полномочий.

Дни голосования в России

Согласно Конституции Российской Федерации, голосование на любых выборах может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение дня голосования на праздничный день.

В соответствии со ст. 5 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента РФ. С 2000 года таким месяцем является март.

В соответствии со ст. 6 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», днем голосования на выборах депутатов Госдумы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная дума предыдущего созыва. С 1993 года таким месяцев является декабрь.

Даты выборов могут сместиться в случае досрочного президента России или роспуска Государственной думы.

С 2004 года в избирательное законодательство России введено понятие «единый день голосования».

С 2004 по 2013 год на выборах регионального и местного уровня единым днем голосования являлось второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Допускалось назначение выборов синхронно с выборами в Государственную думу.

3 октября 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал закон № 157-ФЗ, который устанавливает единый день голосования на региональных и муниципальных выборах на второе воскресенье сентября. Закон вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Первый единый день голосования по новому закону пройдет 8 сентября 2013 года.

Согласно закону, выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в который истекают сроки полномочий региональных органов или их депутатов. В те годы, когда проходят выборы в Госдуму или выборы президента РФ, региональные выборы будут совмещаться с федеральными кампаниями.

Если второе воскресенье сентября приходится на нерабочий праздничный день, предшествует ему либо следует за ним или второе воскресенье сентября объявлено рабочим днем, то выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня утраты их полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий руководителя региона выборы проводятся в ближайшее второе воскресенье сентября.

Кроме того, новый закон гласит, что одномандатные и многомандатные избирательные округа будут создаваться сроком на 10 лет (ранее – перед каждыми выборами), а избирательные участки и участки референдума – на 5 лет. При этом последние могут уточняться и являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех региональных и местных референдумов.

Назначение выборов - это первая стадия избирательного процесса, заключающаяся в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.

Субъекты права назначения выборов - это государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначатъ выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

На основании п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент РФ назначает выборы депутатов Государственной Думы, а в силу п. «д» ст. 102 Основного закона России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Согласно п. 3 ст. 32 Устава Краснодарского края Законодательное Собрание края назначает свои выборы и выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края. В Уставе муниципального образования город Краснодар закрепляется, что муниципальные выборы назначаются городской Думой Краснодара (ч. 2 ст. 14).

Сроки назначения выборов:

1. Решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором состоялось шесть лет назад голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ (это март).

2. Решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования - первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (это декабрь).

3. Решение о назначении выборов в органы государственной власти субъектов РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, а в органы местного самоуправления - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. День голосования на выборах в указанные органы - второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки их полномочий. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва дни голосования совмещаются, проходя в первое воскресенье декабря, т. е. дату голосования на выборах указанного депутатского корпуса.

ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка их назначения, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если данные органы отсутствуют. В этом случае право назначения выборов переходит к избирательной комиссии в соответствии с законом о выборах. Например, выборы в федеральные органы государственной власти назначает Центральная избирательная комиссия РФ (Далее - ЦИК РФ), в органы государственной власти субъекта РФ - избирательная комиссия субъекта РФ.

Если же избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - конкретная избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу его решения временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.

Еще по теме Назначение выборов:

  1. Глава 2. ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
  2. 64. Назначение выборов как самостоятельная стадия избирательного процесса

Настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Информация об изменениях:

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

Информация об изменениях:

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

9. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных и настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов.Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы.Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначенияочередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе, либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.


Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица), то есть, его нормативным полномочием.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях...» закрепляет, чтоочередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Зная, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума пятого созыва в правомочном составе (4 декабря 2011 года), в период с 16 августа по 4 сентября 2011 года был принят указ Президента РФ о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва. В свою очередь для решения вопроса о выборах Президента РФ в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ» Советом Федерации Федерального Собрания РФ принимается постановление в сроки не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Согласно последним изменениям в избирательном законодательстве срок полномочий Президента РФ увеличен с четырех до шести лет. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. Предыдущие Выборы Президента РФ состоялись 2 марта 2008 года. Соответственно следующие выборы Президента РФ должны были состояться 11 марта 2012 года. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году» выходной день с воскресенья 11 марта был перенесен на пятницу 9 марта. В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ», «если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье». В нашем случае, предшествующее воскресенье – это 4 марта 2012 года, на которое в установленный законом период – с 24 ноября по 4 декабря 2011 года – Советом Федерации Федерального Собрания РФ и были назначены выборы Президента РФ.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).