Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.
В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.
В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:
Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.
В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:
Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.
В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:
Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.
Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:
Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.
В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:
Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.
Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.
Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:
Сложные предложения:
1. Союзные
2. Бессоюзные
. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи
. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.
Давайте разбираться по порядку.
Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:
Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую:
Не ставим запятую:
В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!
Запятую ставим
Двоеточие ставим:
Тире ставим:
Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:
Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Подведём итоги
Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да
. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но
.
Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).
Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.
Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».
Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.
Необходимо:
Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.
Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).
Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.
Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .
СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.
Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».
Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.
Определить такой тип взаимодействия можно:
На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.
Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.
Придаточное может быть нескольких типов:
Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.
Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:
Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».
Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:
Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.
Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.
Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.
К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.
Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.
Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:
Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.
Тема
Цель
Задачи:
образовательные
развивающие
воспитательные
Тип урока
Форма урока : урок -презентация
Ход урока
І.Орг.момент.
ІІ.Опрос.
В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть - главная, другая - придаточная).
и
По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и
К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
ІІІ. Устная коллективная работа.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город - это синтез нескольких культур(ПП).
І V . Презентация проектов
Задачи:
Подобрать примеры.
Создать слайд-презентацию.
Защита проектов:
V .Практическая работа. Работа в группах.
—
— Сочинительная и бессоюзная:
— Подчинительная и бессоюзная:
3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)
— Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
запасе.
V І. Работа по тексту стихотворения
О чем стихотворение?
V ІІ. Разминка у доски.
К записанным предложениям подобрать соответствующую схему .
3. Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
V І ІІ. Проблемное задание - 1 группа
Сходство: Различие: 1 пример - СПП с несколькими придаточными. 2 пример - СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
2 группа
Родина и природа один корень; для многих из нас домом , где ты родился и вырос детство , с рощей околицей .
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь - бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая - определительная, с домом каким? Вторая - с речкой какой?- тоже определительная.
1
1 часть - по своему строению - простое предложение;
2 часть - по своему строению - СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.
2
1 часть - ССП с противительным союзом «но»;
2 часть - СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.
3
1 часть - СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,
2 часть - простое предложение.
4
1 часть - простое предложение,
2 часть - СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.
ХІ. Тестирование.
5
ХІІ.Обобщение.
ХІ V .Домашнее задание :
1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту - две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
1 часть по своему строению - СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть - простые предложения.
2.
[ = - ]; [ = ], (что =)
рядом могут оказаться
[=-], и (хотя =-), но[=].
И, (хотя …), .
— Выполняем упр. 538.
Задание.
1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение - односоставное.
учителя:
Тема : Сложные предложения с разными видами связи.
Цель : организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.
Задачи:
образовательные : формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;
развивающие : развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;
воспитательные : воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Тип урока : урок изучения нового материала
Форма урока : урок –презентация
Ход урока
І.Орг.момент.
ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы
Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).
В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).
Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).
Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:
По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.
К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).
ІV. Презентация проектов
Задачи:
Найти теоретический материал по своей теме.
Подобрать примеры.
Создать слайд-презентацию.
Защита проектов:
«Сложные предложения с разными видами связи»
«Знаки препинания в сложном предложении»
«Роль сложного предложения с разными видами связи»
V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.
- Сочинительная и подчинительная:
1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)
- Сочинительная и бессоюзная:
2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)
- Подчинительная и бессоюзная:
3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)
Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
VІ. Работа по тексту стихотворения
Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.
О чем стихотворение?
Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,
(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)
второго предложения - первая группа.
(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И: 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.
VІІ. Разминка у доски.
К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…
2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?
3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.
5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), : .
6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. ; однако , (что…) : .
VІІІ. Проблемное задание – 1 группа
Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа
Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом , где ты родился и вырос , с речкой, на берегах которой прошло твоё детство , с рощей , посаженной вместе с друзьями за околицей .
, (что..) ; [ …(где…), ..(..которой…), … ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.
Х.Работа в группах по карточкам
Практическая работа с комментированием.
1 . [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].
[ - = ], и [ - = ], (как - =).
Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:
1 часть – по своему строению – простое предложение;
2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.
2 . [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].
[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].
Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть – ССП с противительным союзом «но»;
2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.
3 . (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].
(Когда - =), [ = - ]; [ - = ].
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:
1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,
2 часть – простое предложение.
4 . [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].
[ - = ], и (чем - =), [тем = - ].
Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».
1 часть – простое предложение,
2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.
ХІ.Тестирование.
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь: ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла (1) что (2) если гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4
ХІІ.Обобщение.
ХІІІ.Подведение итогов урока.
ХІV.Домашнее задание :
1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;
2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».
1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;
1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.
[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].
2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1-я часть простое предложение;
2-я часть СПП с придаточным дополнительным.
[ = - ]; [ = ], (что =)
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
[=-], и (хотя =-), но[=].
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.
И, (хотя …), .
. Практическая работа.
Выполняем упр. 538.
Задание. Запишите II предложение и составим схем.
[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]
осложнено однородными обстоятельствами
Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.
2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.
Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)
учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.