Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.
Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?
Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.
Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:
Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.
После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.
Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.
Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».
Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.
Начните с подходящих по возрасту заданий
Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .
Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.
На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.
Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.
Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.
От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе
Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:
О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.
Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.
Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.
От настроя ребенка зависит очень многое
Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.
Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.
Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.
Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.
Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время
Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.
Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.
Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей
В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.
Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе
Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.
Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).
Примерный план занятий может быть таким:
Тема занятий |
Как заниматься |
Отличия и сходства |
Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы. |
Недостающие фигуры |
Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата. |
Лишние предметы |
Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин». |
Классификация |
Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы. |
Фрагменты |
Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру. |
Слова, классификация |
Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры. |
Сравнение предметов |
Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки. |
Пространство и лишние слова |
Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова. |
Наблюдательность |
Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия. |
Воображение и внимание |
Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает». |
Числа, последовательности и узоры |
Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры. |
Копирование и закономерности |
Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность. |
Веселые картинки |
|
Парные картинки |
Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности. |
Лишние фигуры |
Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы. |
Сравнение |
Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры |
Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.
О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.
Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.
Занятия для мелкой моторики:
Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее
Игры для внимания:
Игры для речи:
Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей
Игры для мышления:
Игры для пространственного представления:
Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении
Игры для эмоционального развития:
Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка
Игры для воображения:
Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.
Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.
Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.
Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.
Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе
В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.
Ребенок должен:
Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет
Задания для подготовки к школе включают в себя лучшие познавательные экспресс- методики. Обучающий материал разрабатывают, в зависимости от индивидуальных особенностей будущих школьников. ПО ФГОС подготовка ребенка к школе означает формирование успешной личности, самостоятельной и уверенной в своих силах. В настоящее время присутствует множество интерактивных, электронных методик с описанием. Готовиться по ним дети могут на дому под чутким руководством родителей и совершенно бесплатно.
Дошкольная подготовка важный этап в жизни каждого ребенка, но не все родители понимают, зачем это нужно и с чего начать.
Занятия требуются, чтобы ребенок был умственно, эмоционально и психологически адаптирован к новому этапу в своей жизни.
Задания для подготовительных групп помогут успешно учиться, разовьют физические и интеллектуальные навыки ребенка, помогут при поступлении в школу на собеседовании с педагогами.
Присутствуют определенные требования, что должен знать и уметь первоклассник:
Несмотря на то, что обучение в первом классе включает многое из списка, на тестировании/собеседовании при поступлении в школу обращают внимание на указанные пункты.
В настоящее время существует множество развивающих подготовительных занятий и курсов. Каждое задание готовится индивидуально, опираясь на способности и умения дошкольника. Присутствуют конспекты, указывающие как лучше преподнести материал ребенку. Разнообразие методик включает в себя задания как для малышей, которым еще не исполнилось 4 года, так и для детей от 6 лет. Занятия позволяют ребенку без труда закончить первый класс и с успехом перейти во 2-ой. Подготовительные курсы включают большую часть школьной программы первоклашек.
Изучая русский язык, ребенок научится правильно склонять слова, подбирать предлоги к существительным. Обучение грамоте поможет овладеть устными и письменными навыками.
Овладение элементарными графическими и техническими навыками.
Занимательные задания на дому:
Математические тренажеры учат логически мыслить, формируют быструю реакцию и познавательный интерес, помогают быстро подготовить шестилеток к 1 классу.
Занятия помогут ребенку научиться рассуждать, выстраивать логические цепочки, последовательность, разовьют любознательность и пытливость ума.
Регулярно тренируясь, младший школьник учится передавать мысли и эмоции. В результате речь становится богаче, увеличивается словарный запас.
Для развития правильной дикции полезно регулярно проводить гимнастику, включающую упражнения:
Чтение развивает интерес к буквам, знакам, грамотность, увеличивает словарный запас.
Утолить творческое любопытство, развить фантазию поможет рисование.
Занятия развивают сенсорные умения, знакомят малыша с природой, помогают изучать окружающую обстановку.
Развитие внимания способствует быстроте реакции, сосредоточенности, усидчивости, переключаемости.
Занятия развивают усидчивость, внимание на уроке, умение логически думать, воспринимать и усваивать информацию.
Развитие мелкой моторики будущего первоклассника координируют нервная, костная и мышечная системы. В результате занятий приобретаются ловкость движений, навыки письма.
Развивающая игра, которая подготавливает руки дошколенка к письму, формирует пространственное мышление, учит ориентироваться, согласно размерам листа бумаги. Часто применяется на подготовительных курсах к начальной школе.
Не нужно ругать ребенка, если не сразу получается рисунок, спокойно подсказать и продолжить дальше.
Важно следить за правильной посадкой за письменным столом, достаточным освещением, расположением руки, как малыш держит ручку.
Получив результат, порадоваться вместе с ребенком за его усердный труд. Графические диктанты сопровождаются скороговорками, загадками, развивают мелкую моторику и мышление.
Для выполнения диктанта при себе нужно иметь тетрадь в клетку, карандаш и ластик. Продолжительность занятия для детей до 5-6 лет не должна быть более 15 минут, с 7-8 лет до 25 минут. В начале проговаривать с ребенком понятия вверх/вниз, вправо/влево.
Графический диктант выполняется одним из способов:
Посредством игры ребенок учится воспринимать мир, развивает мышление, логику, память, внимание, укрепляется детская психика. Она должна быть веселой, непринужденной, интересной. В настоящее время существуют бесплатные познавательные онлайн-игры, в которые с интересом будет играть ребенок.
В домашних условиях помочь освоить азы могут несколько вариантов программ учиться, играя:
Для того чтобы определить уровень психологической подготовки к школе достаточно выполнить специальные тесты.
Попросить ребенка изобразить на листе бумаги школу, в которой он будет учиться, какой он ее видит. Для выполнения задания понадобятся лист бумаги и цветные карандаши. Оценивается рисунок по цветовой гамме, сюжету и линиям, при этом выставляются баллы.
Результаты в баллах:
Сложив баллы, проверяют, готов ли ребенок к школе:
Ребенку дается 30 секунд для того, чтобы поставить точки в кружочках: 1 точка - 1 балл. Чем больше точек, тем выше балл (считаются только те, что вошли в кружок).
Результат:
Одно из важнейших умений ребенка, обуславливающих его готовность к изучению школьной программы - это умение логически мыслить. Как правило, именно на развитие логики и ориентировано большинство заданий при подготовке вашего малыша к школе на курсах будущего первоклассника, и им необходимо уделить особое внимание, в особенности, если вы собрались обучать своего ребенка в гимназии или лицее.
Что же включают в себя развивающие задания для детей? В первую очередь это прописи. Прописи совершенно разные, от самых простых, для детей 3-5 лет, где нужно просто провести линию или соединить точки, до самых сложных - написание печатных букв и цифр. На таких прописях в этой статье подробно останавливаться не будем, все подробности в статье ПРОПИСИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , там же можно эти прописи бесплатно скачать и распечатать.
Задания ориентированы на развитие мышления, творческих способностей, математических представлений, речи, представления об окружающем мире. Чтобы скачать и распечатать листы с заданиями, кликайте по картинкам, открывайте их в полном размере и сохраняйте или печатайте.
Еще развивающие задания для детей 3-7 лет: ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ >>
Развивая мышление, не обойдем стороной и теоретические задания:
Замечательно, если вы будете систематически разгадывать со своим ребенком любые загадки, это развивает и логику, и фантазию, и образное мышление.
Как подготовить ребенка
к обучению в школе?
Каждый родитель переживает за своего ребёнка при поступлении в школу. Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Готов ли он к обучению? Для вас, родители, предлагаем некоторые задания, которые помогут в подготовке дошкольника к обучению.
Начнём с беседы. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.
Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с марта). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.
Беседа по вопросам
В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.
Оценка результатов.
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.
Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
Собирание разрезных картинок
Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.
Вариант высокой трудности | Упрощенный вариант |
|
Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.
Исследование восприятия
Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.
Рассказ по картинкам
Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Пример 1. | ||
Пример 2. | ||
Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.
Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.
Понимание грамматической конструкции
Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»
Что лишнее?
Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:
Карточка № 1 | Карточка № 2 |
||
Проверка мелкой моторики рук
Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:
Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Счет в пределах 10
1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.
2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?
4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?
5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?
Проверка чтения
1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.
1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.
2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.
3. Прочитай слоги.
та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.
2 вариант. Ребенок умеет читать.
Воробей и ласточки.
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.
Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?
Речевая подготовка
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:
Приведенные на этой странице задания помогут родителям выявить уровень речевого развития ребенка.
Дисграфия
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.
Проверка правильности звукопроизношения
Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.
Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки:
с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й.
Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например:
Сахар, маска, соус. |
|
сь | Сироп, кисель. |
Забор, роза. |
|
зь | Зефир, козел. |
Цветок, блюдце, огурец |
|
Шоколад, шишка, душ. |
|
Желудь, ножик. |
|
Чашка, ручка, ключ. |
|
Щенок, ящик, борщ. |
|
Ранец, кровать, костер. |
|
рь | Редиска, грибы, букварь |
Лампа, половик, стул. |
|
ль | Люстра, малина, соль. |
Яйцо, майка, сарай. |
Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза - коса, (б-п) бочки - почка, (р-л) рожки - ложки.
Исследование слуховой дифференциации
Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.
Пример:
(з-с) | коза - коса |
(с-т) | санки - танки |
(с-ш) | мишка - миска |
(р-л) | рожки - ложки |
(ш-щ) | чашка - чаща |
(г-к) | гости - кости |
(д-т) | плоды - плоты |
(б-п) | башня - пашня |
(в-ф) | сова - софа |
(ж-ш) | уши - ужи |
(а-я) | завал - завял |
(о-ё) | нос - нес |
(у-ю) | лук - люк |
(ё-ю) | ёж - юбка |
Проверка связной речи
Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке.
Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Исследование словарного запаса
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица..., собака...).
5. Подбор предметов к действию (лает..., мяукает...).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.
Дифференциация гласных
Дифференциация а - я
Задание 1.
ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя
Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь
Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать слоги парами.
ма - мя та - тя ла - ля ва - вя да - дя
па - пя са - ся ра - ря ка - кя ба - бя
Дифференциация ё - ю
Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.
мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс
Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым словом.
юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел
Задание 3. Прочитай слоги.
ём - юм мё - мю тё - тю ёт - ют мю - мё - мю
Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков о-ё, у-ю.
Дифференциация согласных звуков
Дифференциация з - с
Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.
за - со - за зи - си - зи су - зу - су сю - зю - сю
са - за - са си - зи - си зу - су - зу зю - сю - зю
ся - зя - ся зо - со - зо зы - сы - зы сё - зё - сё
Задание 2.
зуб - суп, роза - роса, коза - коса, Зоя - соя
Задание 3.
Дифференциация б - п
Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.
па - ба - па пу - бу - пу па - ба - па - ба
ба - пу - ба бу - пу - бу ба - па - бу - па
Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
палка - балка, башня - пашня
Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.
Задания на выделение признаков предметов
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.
2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.
Математическая подготовка
На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:
С целью развития мышления детей можно использовать преведенные ниже задания.
Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета.
Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.
Задачи на нахождение различных свойств предмета.
Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.
Игра "Что лишнее?"
Задание 1.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?
2. Какая рыбка плывет глубже других?
3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.
4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.
Счет в пределах 10
Задание 1.
Задание 2.
Сколько треугольников изображено на чертеже?
Задание 3.
а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.
Задание 4.
а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?